Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
для организации самостоятельной работы студентов V курса медицинских факультетов по инфекционным болезням (по теме, которая вошла в план аудиторной п...полностью>>
'Кодекс'
"Казахстанская правда" от 5 декабря 2008 года, № 265-266 (25712-25713); Ведомости Парламента РК, 2008 г., № 21 (2525) ст. 93; Ќазаќстан Рес...полностью>>
'Диплом'
У.С. «Лучевая схема» ключевых слов к диплому: «Представление о современном московском бале в медиа (на примере деятельности благотворительного фонда «...полностью>>
'Документ'
Спортивный профиль, утонченные линии и гармоничные формы нового хетчбэка Renault Megane подчеркивает ваш стиль и индивидуальность на городских улицах...полностью>>

Сигитов Сергей Михайлович Творчество Габриеля Форе в историко-культурном контексте европейской музыки XIX и ХХ веков. Специальность: 17. 00. 02 музыкальное искусство автореферат

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

УДК _______________

Сигитов Сергей Михайлович

Творчество Габриеля Форе в историко-культурном контексте европейской музыки XIX и ХХ веков.

Специальность: 17.00.02 – музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Санкт-Петербург

2007 г.

Работа выполнена на кафедре музыкального воспитания и образования

Российского государственного педагогического университета

имени А.И. Герцена.

Официальные оппоненты доктор искусствоведения,

профессор Чигарева Е. И.

доктор культурологических наук,

профессор Махрова Э. В.

доктор философских наук,

профессор Махлина С. Т.

Ведущая организация:

Защита состоится «____»____________2007 года в______часов на заседании диссертационного совета Д.210.199.20 Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 199155, г. Санкт-Петербург, пер. Каховского, 2, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.

Автореферат разослан «________» __________________ 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения, профессор Р.Г. Шитикова.

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования.

Конец XX – начало XXI века – период сложных концептуальных перемен в самом облике современной цивилизации. Бурные преобразовательные процессы протекают и в художественной культуре. Подобный феномен историки и теоретики искусства, философы и культурологи отмечают обычно при смене эпох. Отсюда особый интерес вызывают творческие личности, жившие и творившие на стыке столетий. Такой яркой творческой фигурой представляется замечательный французский композитор и общественный деятель конца XIX – начала XX века Габриель Форе.

Личность и творчество выдающегося французского композитора Габриеля Форе (1845–1924), широко признанные за рубежом, долгое время не были предметом специального изучения русских музыковедов. Большинство из них ограничивалось или общей характеристикой творчества Форе в учебниках и монографиях по истории западно-европейской музыки или краткой оценкой отдельных жанров музыки Габриеля Форе. Среди русских исследователей современной зарубежной музыки, затрагивающих, во многом конспективно, проблемы творчества Форе, следует выделить имена М.С.Друскина, Г.Т.Филенко, А.Д.Алексеева, Л.Н Раабена, В.В. Протопопова и других. Наиболее ценными представляются высказывания о творчестве Гарбриеля Форе в монографиях Ю.А.Кремлева, посвященных Камилю Сен-Сансу, Жюлю Массне, Клоду Дебюсси. В целом, отечественная фореана уделила некоторое внимание произведениям раннего Форе конца XIX века, как музыке, несущей «отголоски романтизма». Творчество же позднего Форе начала XX века, в основном воспринималось как академическое, не связанное с новаторскими устремлениями «новой музыки».

Актуальность исследования заключается в том, что автор прослеживает в творчестве Форе важнейший момент образно-стилевой преемственности между культурами XIX и XX веков в период смены историко-культурных эпох. По мнению автора, ценность творчества Габриеля Форе заключается, прежде всего, не только в обобщении художественных достижений западноевропейского искусства XIX века, но и в предвосхищении новых тенденций искусства и культуры XX века.

Степень разработанности проблемы.

Разные аспекты основной проблемы диссертации в европейском музыкознании освещались на протяжении всего XX столетия.

Малая изученность творчества и личности Габриеля Форе в культурном контексте его времени в русском музыкознании потребовала от автора исследования тщательного изучения зарубежных источников, прежде всего французских. Объем этих источников достаточно весом.

Прежде всего, это эпистолярное и критическое наследие самого Габриеля Форе, дающее представление о ярких событиях в западно-европейской музыке и культуре рубежа веков (опубликовано в 1928, 1930, 1951, 1980 годах).

Замечательным документом является биография композитора, написанная его сыном Филиппом Форе-Фремье (1957), позволяющая оценить уровень высокой культуры и духовности самого Габриеля Форе и выдающихся членов его семьи (тесть Форе – известный французский скульптор Эммануэль Фремье).

Обращают на себя внимание статьи и труды близких к кругу Форе известных французских критиков и историков: Луи Вюймена, Эмиля Вюйермоза, Жозефа де Морлиава, Поля Ландорми, Мориса Дюфурка, Клода Ростана, – чьи труды отдавали должное композиторскому новаторству произведений Габриеля Форе.

Особый интерес представляют официальные документы Петербургской консерватории, Русского филармонического общества, высказывания в печати выдающихся русских музыкальных ученых и критиков (А.В. Осовского, В.Г. Каратыгина, В.В. Держановского) о незаурядности Габриеля Форе, как композитора и личности, во время его пребывания в Санкт-Петербурге, Москве и Гельсингфорсе по приглашению художественного совета Петербургской консерватории (1910).

Проникновение в искусство Форе было бы неполным и, может быть, даже почти невозможным, если бы композитору не посчастливилось повстречать на своем жизненном пути Альфреда Корто, Жака Тибо и Маргариту Лонг – замечательных интерпретаторов его музыки. Статьи А.Корто и Ж.Тибо о фортепианной и камерно-инструметальной музыке композитора и книга М.Лонг «За фортепиано с Габриелем Форе» – драгоценные указания выдающихся артистов для постижения самого сокровенного в искусстве Форе.

Большое значение имеют для теоретического осмысления искусства Форе аналитические работы американца Норманна Саклинга (1946) и швейцарца Макса Фавра (1949).

Велика заслуга французского ученого Владимира Янкелевича в философско-культурологическом осмыслении творчества Форе (1938, 1951, 1957, 1974, 2003, 2006).

С современных эстетических позиций интересны работы французского исследователя Жана-Мишеля Некту. (1972, 1980, 1992, 1995, 2004).

Несмотря на довольно обширную французскую фореану, не достает полной и теоретически аргументированной оценки творчества и личности Форе, как одной из ключевых фигур европейского искусства XIX –XX веков.

Объектом исследования является европейское музыкальное искусство XIX–XX веков.

Предметом исследования выступают творчество и личность Габриеля Форе, композитора, исполнителя, педагога, критика и общественного деятеля.

Цель исследования.

Определение и обоснование на основе анализа культурно-исторической ситуации места личности и творчества Г.Форе в развитии европейской музыкальной культуры XIX–XX веков, выявление уникальности художественно-эстетических новаций композитора.

Задачи исследования.

  1. Выявить нетрадиционность музыки Габриеля Форе – одного из лидеров движения «обновления» французской музыки, – проистекающую из особенностей его творческого становления.

  2. Представить Габриеля Форе, как активного музыкально-общественного деятеля – одного из организаторов Национального музыкального общества и реформатора музыкального образования во Франции.

  3. Показать связь искусства Габриеля Форе с традициями русской музыкальной культуры.

  4. Исследовать идейно-образную и стилевую преемственность в творчестве Форе на стыке XIX и ХХ веков.

  5. Выявить в творчестве Форе тенденции, предвосхитившие новые черты синтетизма в искусстве ХХ века.

  6. Определить связь творчества Форе с философско-культурологическими исканиями ХХ века.

Методологической основой диссертации послужили следующие теоретические концепции:

  1. Интонационно-тембровая теория Б.В.Асафьева.

  2. Теория ладового ритма Б.Яворского.

  3. Целостный историко-теоретический подход к проблемам развития музыки ХХ века (М. Друскин, В. Конен, Г. Филенко, Е. Чигарева, Л. Мазель, Ю. Холопов, В. Задерацкий, М. Арановский, Е. Долинская).

  4. Классические и современные теории музыкальной формы (Ю. Тюлин, Е. Ручьевская, В. Бобровский, А. Милка).

  5. Ладовые, тонально-гармонические и сонорно-полифонические системы музыки ХХ века (А. Должанский, Т. Бершадская, М. Тараканов, М. Скорик, С. Протопопов, К. Южак, Ю. Кон).

  6. Теории структурного и художественного соотношения поэтического и музыкального языка (Ф. Рубцов, П. Вульфиус, Е. Ручьевская, В. Васина-Гроссман, В. Коннов).

Опорой для исследователя стали труды представителей философской и культурологической мысли ХХ века, идеи которых способствовали осознанию целостности творчества Габриеля Форе, как выдающегося представителя переломной эпохи. Эти идеи в значительной степени содействовали пониманию закономерности включения французской и европейской музыки в общий историко культурный мировой контекст сложного и противоречивого времени XIX–XX веков.

Определяющими для исследователя стали труды русских философов, эстетиков музыки и культурологов, таких, как П. Флоренский, А. Лосев, М. Каган, Я. Друскин, В. Гринив, С. Хоружий, В. Налимов, Ю. Лотман, Г. Стернин и др.

Среди зарубежных важными для исследования были труды А. Бергсона, Т. Адорно, Г. Орлова, С. Лангер, Р. Ингардена, В. Лаку-Лабарта и др.

В работе использованы философские и эстетические методы изучения творчества Габриеля Форе, разработанные французским философом музыки В. Янкелевичем.

Важными для исследователя в методологическом отношении стали работы: Л. Данько, В. Екимовского, В. Задерацкого, Т. Зайцевой, А. Ивашкина, Л. Ковнацкой, И. Никольской, Г. Орлова, Л. Раабена, М. Рухкян, М. Рыцаревой, С. Саркисян, В. Смирнова, Л. Скафтымовой, И. Федосеева, Ю. Холопова.

Методы исследования.

В качестве основных методов исследования в диссертации применяются: системное исследование, формально-структурный анализ, философско-культурологический подход к проблемам теории и истории музыкального творчества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Нетрадиционность природы музыки Габриеля Форе, восходящая к древнейшим пластам европейского одноголосия и многоголосия. Глубокая внутренняя связь между старинной песенной культурой и современной музыкально-речевой интонацией, определившая музыкальную стилистику Г. Форе.

2. Новаторские тенденции (романтизм, символизм) в творчестве Габриеля Форе XIX века. Яркое проявление в произведениях Форе идейно-образной и стилевой преемственности музыки XIX и ХХ веков.

3. Наличие в творчестве Габриеля Форе начала ХХ века идей и тенденций, предвосхитивших дальнейшую эволюцию музыкального искусства: черты синтетизма в стиле Форе, развитые в исканиях композиторов ХХ столетия. Соприкосновение искусства Габриеля Форе с традициями русской культуры XIX – ХХ веков.

4. Связь творчества Форе с философско-культурологическими тенденциями ХХ века.

5. Значимость творчества и личности Габриеля Форе, как одной из видных фигур для изучения теории, истории, философии и культурологи музыки XIX – ХХ веков.

Научная новизна исследования

Данная работа является первым исследованием творчества Габриеля Форе на русском языке.

Впервые обосновывается особая значимость творчества Габриеля Форе в развитии европейской музыки XIX–XX веков. По мнению исследователя, личность Форе – композитора и музыкально-общественного деятеля предстает как одна из значительных фигур в обновлении французской музыки данного исторического периода.

Автор исследования творчества Габриеля Форе в большом объеме привлекает историографические, библиографические и аналитические материалы, мало известные до настоящего времени в отечественном музыкознании.

В данной исследовательской работе представлен серьезный музыкально-теоретический анализ важнейших произведений Форе-композитора.

Впервые в отечественном музыкознании в результате исследования автор доказывает, что многие идеи, образы и стилистические особенности музыки Габриеля Форе и их интонационное воплощение сохранили свое значение до наших дней.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в результате тщательного анализа произведений Габриеля Форе, выявлена интонационно-тембровая природа выразительности его мелодизма, восходящего к древнейшим пластам европейского многоголосия (от гармонии и полифонии – к гетерофонии).

В результате исследовательского процесса обнаруживается открытие Форе и его младшими современниками (в том числе и «нововенцами») нового понимания «мелоса тембровых комплексов» (термин Б.В. Асафьева) и «ладового ритма» (термин Б.Л.Яворского), как фундаментальных категорий музыки ХХ века. Это дает ключ к анализу музыкально-стилевых процессов Развития европейской музыки. Анализ творчества Г. Форе в историко-культурном контексте европейской музыки и, прежде всего, с позиций предвосхищения новаторских исканий, может служить методологической моделью для исследования композиторского творчества, в том числе и творчества композиторов иных эпох и регионов.

Практическая значимость исследования.

В результате многолетнего изучения автором личности Габриеля Форе творчество композитора вошло в курсы истории и теории современной музыки. Материалы и выводы данного исследования могут служить пособием для музыкальных и музыкально-педагогических лицеев и колледжей, консерваторий, музыкальных факультетов педагогических ВУЗов. Они могут быть использованы в учебных курсах «История музыки Франции», «История западноевропейской музыки», «История музыки ХХ века», «История художественной культуры».

Творчество Габриеля Форе-композитора в настоящее время стало неотъемлемой частью репертуара профессиональных исполнителей.

В результате работы автора по изучению музыки Форе на его творчество обратили внимание известные композиторы современной России (произведения памяти Габриеля Форе С. Слонимского, М. Белодубровского, В. Сапожникова, А. Юсфина, С. Осколкова, В. Цытовича, Г. Белова, А. Бринкена). Материалы данного исследования могут стать предметом интереса для других композиторов-профессионалов.

Апробация работы

Основные положения данного исследования широко использовались автором в лекционной практике Ленинградского государственного института культуры имени Н.К. Крупской, Ленинградской–Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Российского педагогического университета имени А.И. Герцена.

Идеи данного исследования побудили администрацию Санкт-Петербургской консерватории, Государственной Академической Капеллы имени М.И. Глинки, Союза композиторов Санкт-Петербурга и Творческого центра имени Павла Флоренского к организации в 1995 году музыкального фестиваля «Неделя музыки Габриеля Форе в Санкт-Петербурге. К 150-летию со дня рождения великого французского композитора».

Данное исследование послужило толчком к созданию произведений, посвященных памяти Габриеля Форе, выдающимися современными композиторами России.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из Введения, девяти Глав, Заключения, Приложения.

В диссертацию общим объемом более 361 с. вошли: Список произведений Габриеля Форе (121 опус), Библиография (334 наименования), в том числе на русском языке (197 наименований) и на иностранных языках (137 наименований), 82 нотных примера.

Часть первая.

Жизнь и деятельность Габриеля Форе

в историко-культурном контексте его времени.

Вступительный раздел к части первой представляет собой культурологический обзор, в котором рассматривается искусство великого французского композитора во мнении его современников, учеников и последователей.

Загадочное искусство Форе объединило строгость и мужество Сезара Франка, нежность и трепетность Клода Дебюсси. Уравновешенностью своего искусства Габриель Форе отчасти был схож с И. Брамсом и, в особенности, с С.И.Танеевым, лично знавшим французского композитора и высоко его ценившим. Но Габриель Форе далек от эклектизма, он выбрал в искусстве свой собственный творческий путь, по которому продвигался весьма последовательно.

Многие исследователи отмечали влияние искусства Форе на художественную культуру Франции и Европы, сравнивая его творчество с творчеством Марселя Пруста и Франсуа Мориака.

Богат, сложен и разнообразен мир идей и образов музыки Форе, отмеченной большим художественно-стилистическим своеобразием. Особенности его творчества во многом обусловлены жизненной судьбой композитора.

Глава первая–«Школа классической и религиозной музыки Луи Нидермейера. Ученик Сен-Санса»–посвящена формированию творческой личности Габриеля Форе.

Представлен краткий экскурс в историю Франции времен режима Второй империи (1852 – 1870). В центре внимания – реорганизованная в 1853 году из Института церковной музыки Школа Луи Нидермейера, выделяющаяся постоянным серьезным вниманием к многовековым музыкальным традициям. Школа оказала определяющее влияние на формирование юного Форе (в программу ее входило изучение хоровой музыки Палестрины, Виктория, Орландо Лассо, Баха, Генделя; французских клавесинистов и органистов XVII –XVIII веков; Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Мендельсона).

Приход в школу в 1861 году Камиля Сен-Санса содействовал укреплению в ней новаторских творческих установок и принципов. Как учитель Форе, Сен-Санс повлиял на пробуждение у будущего композитора, пианиста и органиста духа «всеохватности», увлечения различными музыкальными стилями и культурами, в том числе – русской.

В Главе второй–«Габриель Форе у истоков движения за обновление французской музыки. Национальное общество»–дается анализ французской культуры последней трети XIX века – периода «обновления» (термин Ромена Роллана).

Выделены события и тенденции в культурной жизни Европы, имевшие основополагающее значение для дальнейшего развития композиторского дара Габриеля Форе. Отмечено значительное событие в истории культуры Франции, ознаменовавшее начало большого интереса к инструментальной музыке, долгое время теснимой театральной меломанией, – открытие в Париже 23 мая 1870 года музыкального фестиваля, посвященного творчеству умершего в 1869 году в полном забвении Гектора Берлиоза.

Для последующей творческой эволюции Габриеля Форе важное значение приобретает возникновение в культурных кругах Франции обостренного внимания к сокровенно-интимным движениям души. Эстетическим законом этого «времени-интимности» становятся слова Поля Верлена: «Музыки прежде всего». Страх эмфазы – лозунг поэтов и музыкантов Франции последней трети XIX века. Значимость для формирования стиля Габриеля Форе имели изменения, произошедшие в художественной жизни Франции: виднейшие деятели в различных областях культуры стали стремиться к тесным контактам с музыкантами. Красноречивое свидетельство – возникновение постоянного дружеского общения молодого Форе с Полиной Виардо, И.С.Тургеневым, Шарлем Гуно, Амбруазом Тома, Гюставом Флобером, Жорж Санд, историком христианства Эрнестом Ренаном, историком Луи Бланом, скульптором Эммануэлем Фремье и писателем Габриелем Фором. Дружба с Полем Верленом породила важное для становления Форе-композитора увлечение символизмом.

Значимое событие в жизни Форе – его участие в организации Национального общества, культивирующего развитие камерной музыки во Франции. Отмечается активное участие Габриеля Форе в открытии в Париже 25 февраля 1871 года (сразу после франко-прусской войны) Национального музыкального общества под девизом: «Галльское искусство». Панорама событий позволяет говорить о важной роли этого общества в пропаганде таких авторов, как Эммануэль Шабрие, Клод Дебюсси, Венсан д`Энди, Анри Дюпарк, Поль Дюка, Андре Мессаже, Альфред Брюно, Пьер де Бревиль (за 30 лет свыше 300 концертов). Постоянное исполнение произведений Габриеля Форе в концертах Национального общества оказало весьма существенное влияние на пробуждение у Форе стойкого интереса к камерным жанрам.

Глубокое значение для Габриеля Форе приобрели встречи с Ференцем Листом (1877, 1881) и поездки на оперные спектакли в Байройт вместе с композитором К. Бенуа, поэтами П. Верленом, С. Малларме, Ж. Ришпеном, В. де Лиль-Аданом, писателями Ж. Гюисмансом, К. Мендесом, художником О. Редоном. Отмечается важность тесного общения Габриеля Форе с новым кругом французской интеллектуальной элиты, возможного благодаря женитьбе на Мари Фремье – дочери одного из «сорока бессмертных», скульптора Эммануэля Фремье. Огромное впечатление на Форе производят концерты русской музыки на Всемирной парижской выставке (1889), укрепившие его дружеские контакты с С.И.Танеевым и П.И.Чайковским.

Период душевных потрясений (1885 – 1888), вызванный в жизни Форе личными утратами (смерть родителей). Этот период ознаменовался написанием ряда сочинений религиозного содержания и завершился одним из самых значительных произведений в творчестве композитора – Messe de Requieme ор. 48 (1887 – 1888) – «великой колыбельной смерти» (Э.Вюйермоз).

Глава третья–«Консерватория. Независимое музыкальное общество. На вершине» – посвящена активной творческой и общественной жизни Габриеля Форе на переломе столетий.

Избрание в 1890 году (после смерти Франка) Венсана д`Энди, убежденного последователя Вагнера, президентом Национального общества, повлекло за собой изменение художественной ориентации общества и породило среди молодых композиторов активную оппозицию. Обстановку обострила организация д`Энди в Париже Schola cantorum, впоследствии уравненной в правах с Парижской консерваторией (будущие выпускники: Альбер Руссель, Деода де Северак, Альберик Маньяр, Поль де Фрей, Гюстав Самзей, Эрик Сати, Эдгар Варез).

В движении «независимых» музыкантов, лидером которых становится К.Дебюсси, этапным было исполнение 22 декабря 1894 года в Национальном обществе прелюдии «К послеполудню Фавна» – ставшей манифестом импрессионизма. Габриель Форе активно поддержал движение «независимых». Увлечение Форе новыми тенденциями отразилось в вокальных циклах на стихи П. Верлена «Из Венеции» (1891) и «Добрая песня» (1893). Остро напряженный, повышенно экспрессивный язык цикла «Добрая песня» вызвал бурю противоречивых отзывов (М.Пруст был восхищен произведением, а Сен-Санс назвал его «безумным»). Соприкосновение творчества Габриеля Форе последних лет XIX века с романской школой Шарля Морраса и Жана Мореаса подготовило «поворот» композитора от символизма к новому классицизму.

С 1896 года происходит формирование Габриелем Форе собственной композиторской школы в рамках Парижской консерватории, в которой он становится профессором по классу композиции (вместо ушедшего Жюля Массне). Форе – наставник будущих известных музыкантов Европы ХХ века: Мориса Равеля, Флорана Шмита, Шарля Кёклена, Джордже Энеску, Луи Обера, Альфредо Казеллы, Лили и Нади Буланже, Андре Капле, Жана-Жюля Роже-Дюкасса, Поля Ладмиро, Эмиля Вюйермоза. Габриель Форе приобрел свое окружение, в полной мере понимавшее его устремления.

Рубеж ХХ века Форе встретил двумя музыкально-сценическими произведениями, подготавливающими внутренне двойственную стилистику оперы «Пенелопа». Это музыка к символистской драме М.Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (1898) и музыка к лирической трагедии Ж.Лоррена и Ф.Герольда (по Эсхилу) «Прометей» (1899 – 1900). Спектакль «Прометей» оказался грандиозным по составу исполнителей: 400 духовых, 100 струнных, 18 арф, 30 сценических труб, 200 хористов, 50 танцовщиц, исполнители актерских и вокальных партий. Успех этих произведений содействовал широкому признанию творчества Форе в Европе, он совершает успешные концертные поездки по странам Европы, включая Россию (1910). Активно продолжается его творческая деятельность. За последний 20-летний период жизни Габриель Форе создает 35 значительных произведений, среди них опера, цикл фортепианных прелюдий, две оркестровые партитуры, три вокальные цикла, семь крупных камерно-инструментальных ансамблей.

Растет авторитет Форе как общественного деятеля и композитора. В 1903 году Габриеля Форе приглашают во влиятельную во Франции газету «Фигаро» в качестве музыкального критика. Отдельное внимание в главе уделено конфликту в консерватории (лишение Мориса Равеля первой Римской премии), имевшему большой общественный резонанс. В результате конфликта директором Парижской консерватории становится Габриель Форе (1905 – 1920). За годы директорства Форе консерватория преобразилась, став одним из самых передовых музыкальных учреждений в Западной Европе.

Заслуги Габриеля Форе перед французской культурой были высоко оценены общественностью. В 1909 году он был избран членом Французской академии. В 1910 году Габриель Форе возглавил Независимое музыкальное общество, концерты которого знакомили с произведениями композиторов-новаторов: М.Равеля, К.Дебюсси, А.Шенберга, И.Стравинского (в 1918 году по инициативе Форе «Национальное общество» включило группу «независимых» в свой состав). В 1911 году композитору был вручен орден командора Почетного легиона, а в 1923 году Форе награждают Большим крестом Почетного легиона (редкая честь, которой до него из музыкантов был удостоен только Сен-Санс).

Большой резонанс вызвала постановка в 1913 году одного из этапных произведений Форе – оперы «Пенелопа», в которой раскрылось гуманистическое мироощущение композитора.

В последних сочинениях ярко отразились новаторские искания ХХ века: в Фантазии для фортепиано с оркестром, посвященной Альфреду Корто (1918); Первой виолончельной сонате, посвященной Луи Хассельмансу (1917); Втором фортепианном квинтете, посвященном Полю Дюка (1919 – 1921). Особо выделен Первый струнный квартет, посвященный Камилю Беллегу. Квартет был закончен композитором незадолго до смерти, наступившей в ночь с 3 на 4 ноября 1924 года.

Отпевание Габриеля Форе происходило в церкви Мадлен под звуки его собственного «Реквиема».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Серия: жанр (1)

    Книга
    Эта книга посвящена авантюристам. Одни из них испытывали судьбу, становясь пиратами, другие появлялись под чужими именами. Одни строили финансовые пирамиды и плели политические интриги, другие создавали новые религии, подделывали произведения
  2. Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин санкт-Петербург 2011 ббк 74. 58 У 91 Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин

    Документ
    Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред. - сост. В.В.Молзинский; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Другие похожие документы..