Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Поэма'
Д.Бальмонт (18 7-194 ) Камыши Эдельвейс Безглагольность Будем, как солнце! А.А.Блок (1880-19 1) Имение шахмотово «Второй Пушкин» «Величайший лирик XX ...полностью>>
'Документ'
Команды знатоков и любителей литературы отвечали на вопросы по биографии двух выдающихся поэтов 19 века, вставляли пропущенные слова в стихи, искали ...полностью>>
'Тематическое планирование'
- принцип продуктивных взаимодействий (деятельность детей строится не на использовании готовых форм, а как собственный процесс поиска схемы подготовк...полностью>>
'Программа'
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта органа местного самоуправления, краткое содержание проблем и обосновани...полностью>>

Программа дисциплины Теория и история менеджмента для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра Автор доцент, к э. н. М. Д. Предводителева

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

9

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

Теория и история менеджмента

для направления 080500.62 – Менеджмент

подготовки бакалавра

Автор доцент, к.э.н. М.Д. Предводителева,

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_________________________ ____________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ____________________________

«___» _____________ _ 200 г. «____»________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

Название темы

Всего часов

по дисциплине

Аудиторные часы

Самосто-ятельная

работа

Лекции

Сем. и

практ. занятия

1

Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте развития менеджмента как научного направления.

24

4

4

16

2

Подходы в менеджменте

20

2

4

14

3

Планирование в организации

24

4

4

16

4

Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.

24

4

4

16

5

Трансформация подходов к трудовой мотивации

20

2

4

14

6

Контроль в организации

20

2

4

14

7

Связующие процессы в менеджменте: коммуникации

20

2

4

14

8

Связующие процессы в менеджменте: принятие решений

20

2

4

14

9

Лидерство в организации

20

2

4

14

10

Организационная культура

24

4

4

16

Итого:

216

28

40

148


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

Дафт, Р. Л. Менеджмент. 8-е издание. СПб.: Питер , 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2007

  2. Виханский О. С., Наумов Л. П. Менеджмент. М.: Издательство Магистр, 2010

  3. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 20111

  4. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо, 2005

  5. Стив Джобс. От первого лица. Составитель Д.Бим. М.: Олимп-Бизнес, 2012

  6. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес букс, 2001

  7. Камерон К.С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.

  8. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: Российская история. СПб.: Питер, 1999

  9. Якокка Ли. Карьера менеджера. Минск: Попурри, 2011

  10. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.

  11. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера/ Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», М.: Инфра-М., 2000

  12. Роббинз С.П., Коултер М. Менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2010.

  13. Томпсон-мл., А.А., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.

  14. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: Инфра-М, 2009.

  15. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.

  16. Публикации ведущих отечественных и зарубежных бизнес- и научных периодических изданий.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Проведение семинаров предполагает работу на практических занятиях (обсуждения, учебные ситуации, презентации).

Текущий контроль: контрольные работы №1 и №2.

Итоговый контроль: экзамен – письменное задание (80 мин.).

Итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале и учитывает посещаемость занятий (10%) контрольная работа №1 (20%), контрольная работа №2 (30%) и итоговое письменное задание (40%).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте развития менеджмента как научного направления.

Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Объект и субъект менеджмента. Функции менеджмента. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель И. Адизеса.

Содержание работы менеджера. Уровни менеджмента в организации. Навыки менеджера по Л. Кацу. Роли менеджера по Г. Минцбергу.

Основные этапы развития менеджмента как научного направления. Взгляды на деятельность менеджера в контексте эволюции управленческий мысли. Классическое направление. «Научный менеджмент» Ф.У.Тейлора. Вклад российских ученых в НОТ. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Административная школа А.Файоля. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты, Э. Мэйо. Количественные методы в менеджменте. Основные направления развития менеджмента как научного направления в начале XXI века.

Проблемы и задачи практического менеджмента на современном этапе.

Базовый учебник:

Глава 2, стр. 63-80, 84-93.

Тема 2. Подходы в менеджменте.

Подходы в менеджменте. Системный подход. Понятие системы. Типы систем. Организация как система. Модель «7С». Процессный подход. Ситуационный подход. Ситуативное обстоятельство и их воздействие на деятельность организации и менеджмент.

Базовый учебник:

Глава 2, стр. 81-83.

Тема 3. Планирование в организации.

Сущность и цели планирования в организации. Миссия, видение, цели организации. Стейкхолдеры организации. Анализ внешнего окружения организации. ПЭСТ анализ. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли (М.Портер). Матрицы возможностей и угроз. Внутренняя среда организации. Понятие конкурентного преимущества. Планирование в условиях глобализации.

Базовый учебник:

Глава 3, стр. 99-114, Глава 4, стр. 142-152, Глава 8, стр. 267-302.

Тема 4. Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.

Трансформация взглядов на построение организационных структур и распределение властных полномочий в организациях (от Адама Смита до современных воззрений). Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации (Операционное ядро, Стратегический апекс, Срединная линия, Техноструктура, Вспомогательный персонал). Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная), их преимущества и недостатки. Специализация труда. Норма управляемости (диапазон контроля). Централизация и децентрализация властных полномочий, преимущества и недостатки. Формализация. Модели проектирования работы (построение работы, ротация работы, обогащение работы, модель социотехнической системы).

Базовый учебник:

Глава 10, стр.339-382.

Тема 5. Трансформация подходов к трудовой мотивации.

Роли сотрудников в деятельности организации, управление человеческими ресурсами: воззрения различных школ управления. Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивациию Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум). Современные подходы к управлению персоналом организаций.

Базовый учебник:

Глава 16, стр.567-604.

Тема 6. Контроль в организации.

Объект организационного контроля. Типы контроля (предварительный, текущий, заключительный). Этапы процесса контроля. Разработка стандартов и критериев, сравнение результатов со стандартами и критериями, принятие управленческих действий. Диапазон отклонения. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь контроля и планирования деятельности организации.

Базовый учебник:

Глава 19, стр. 679-694.

Тема 7. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации.

Понятие «коммуникации». Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Преграды при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях и в коммуникациях организации с элементами внешнеорганизационного окружения)

Базовый учебник:

Глава 17, стр.605-640.

Тема 8. Связующие процессы в менеджменте: принятие решений

Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Классификационные признаки управленческих решений. Условия принятия решений: пределённость, риск, неопределенность. Подходы к принятию решений. Интуиция, ограниченная рациональность, рациональность. Этапы рационального принятия решений. Количественные и качественные методы принятия решений. Индивидуальные стили принятия решения. Единоличное vs групповое принятие решений: трансформация взглядов в науке управления. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа).

Базовый учебник:

Глава 9, стр.303-338.

Тема 9. Лидерство в организации

Понятие власти и лидерства. Эволюция взглядов на лидерств с позиции различных школ управления. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи. Понятие о разделенном лидерстве.

Базовый учебник:

Глава 15, стр.533-567.

Тема 10. Организационная культура

Понятие организационной культуры. От «корпоративного духа» А. Файоля к современному понимаю организационной культуры. Подходы к анализу организационной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеде. Организационная культура в глобальных корпорациях.

Базовый учебник:

Стр. 115-132, 296-297, 394-400, 468-475

ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Изучение курса предполагает проведение двух контрольных работ, которые проводятся согласно списку вопросов для оценки качества освоения дисциплины.

Экзаменационная работа проводится в письменной форме по всем темам курса и, соответственно, по всем вопросам из списка вопросов для оценки качества освоения дисциплины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объект и субъект управления.

  2. Функции управления и связующие процессы.

  3. Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора.

  4. Административная школа А.Файоля.

  5. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера.

  6. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо.

  7. Количественные подхододы в менедмженте.

  8. Модель «7С».

  9. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса.

  10. Навыки менеджера и уровни управления (Р. Дафт).

  11. Роли менеджера по Г. Минцбергу.

  12. Подходы в менеджменте.

  13. Миссия, видение, цели организации.

  14. Стайкхолдеры организации.

  15. PESTYLE=" анализ.

  16. Анализ конкуренции в отрасли на основании пяти сил М. Портера.

  17. Централизация и децентрализация полномочий, преимущества и недостатки.

  18. Норма управляемости в организации.

  19. Специализация труда, преимущества и недостатки.

  20. Линейно-функциональная организационная структура, преимущества и недостатки.

  21. Дивизиональная организационная структура, преимущества и недостатки.

  22. Матричная организационная структура, преимущества и недостатки.

  23. Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации.

  24. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга.

  25. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум).

  26. Типы контроля.

  27. Цикл контроля: построение и применение.

  28. Этапы контроля.

  29. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену.

  30. Виды и роли организационных коммуникаций.

  31. Коммуникационные каналы, их емкость.

  32. Коммуникационные сети.

  33. Преграды при коммуникациях и их преодоление (Р. Дафт).

  34. Этапы рационального принятия решений.

  35. Методы принятия решений.

  36. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену.

  37. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго).

  38. Теория «Х» и теория «Y» (Д. МакГрегор).

  39. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту.

  40. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла.

  41. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон.

  42. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла.

  43. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер).

  44. Уровни организационной культуры (Э. Шайн).

  45. Характеристики организационной культуры (П. Харрис и Р. Моран).

  46. Анализ организационной культуры на основании методики OCAI (К. Камерон и Р. Куинн).

  47. Модель Г. Хофштеде.

ТЕМАТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

В процессе изучения дисциплины предполагается выполнение курсовой работы. Тема курсовой выбирается в процессе консультаций с научным руководителем в рамках основных тематических направлений.

  1. Возможность использования положений школ научного управления и административной школы для управления современной организацией.

  2. Разработка миссии конкретной организации.

  3. Сравнительная характеристика миссий организаций (на примере российских или зарубежных организаций).

  4. Анализ факторов макро и микроокружения организации.

  5. Анализ структуры управления конкретной организации.

  6. Сравнительная характеристика способов (теорий) мотивации.

  7. Возможность использования процессуальных (содержательных) теорий для мотивации сотрудников организации (подразделения)

  8. Разработка процедуры контроля в организации.

  9. Типология конфликта и его разрешение (на примере организации, отдела и пр.).

  10. Разработка коммуникационного процесса (на примере организации, отдела, группы и пр.).

  11. Диагностика причин (анализ возможностей преодоления) шума (барьеров) при коммуникациях.

  12. Взаимодействие руководителей высшего, среднего и низового уровней управления при принятии организационных решений.

  13. Сравнительный анализ групповых методов принятия решений в организации (подразделении).

  14. Диагностика проблем при принятии решения.

  15. Составление списка альтернативных решений, их оценка и выбор альтернативы.

  16. Практическое использование теорий лидерского поведения для определения стиля лидерства.

  17. Практическое использование ситуационных теорий лидерства для определения стиля лидерства.

  18. Национальные черты российской (европейской, американской и пр.) организационной культуры на примере конкретной организации.

  19. Характеристика организационной культуры организации по Харрису и Морану (на конкретном примере).

  20. Характеристика организационной культуры организации по Камерону и Куинну (на конкретном примере).

Авторы программы: _____________________________/ М.Д. Предводителева/



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Финансовые рынки и институты для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Авторы: Лебедева Л. Н., Паршаков П. А

    Программа дисциплины
    Программа разработана доцентом базовой кафедры государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ – Пермь Лебедевой Л.Н. и преподавателем кафедры финансового менеджмента НИУ ВШЭ – Пермь Паршаковым П.
  2. Программа дисциплины «Организационная конфликтология» для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа дисциплины
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  3. Программа дисциплины Электронные библиотечные ресурсы для направления 080500. 62 Бизнес-информатика, 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины Электронные библиотечные ресурсы для направления 080500.62 Бизнес-информатика, 010400.
  4. Программа дисциплины «Основы маркетинговых коммуникаций» для специальности 080500. 62 Менеджмент» подготовки бакалавра Автор: к с. н., доцент Ольховников А. В

    Программа дисциплины
    Опыт развития современного бизнеса показал важность подготовки квалифицированных специалистов – менеджеров, обладающих знаниями в области маркетинговых коммуникаций.
  5. Программа дисциплины Этика бизнеса для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор: доц., к с. н. Чеглакова Людмила Михайловна

    Программа дисциплины
    Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление. Российский журнал менеджмента. 2004. №3. http: www.rjm.ru/files/Blagov_The_Corporate_Social_Responsibility_Concept_Strategic_Management.

Другие похожие документы..