Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумага...полностью>>
'Документ'
Задачи: - изучать потребности и интересы членов детской организации; - развивать товарищество и милосердие; -объединять усилия для добрых и полезных ...полностью>>
'Документ'
Развитие физической культуры и спорта в современных условиях (Текст): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Стерлитамакский инс...полностью>>
'Документ'
Четвертый том популярной астрологической серии «Лучший способ выучить астрологию» Марион Марч и Джоан Мак-Эверс рассматривает все основные формы теку...полностью>>

Бурыкина Н. Б. Историческое сознание как феномен гуманизации онтологических условий личности в переходную эпоху

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.4. Преподавание истории Древнего мира в культурологическом аспекте

Все вышеизложенные теоретические положения являются основой практической работы учителя. Мы соединим теорию с практикой преподавания истории древнего мира в 5 классе и проследим движение ученика. Начнем с иконологического метода, описанного в главе 1, и, опираясь на художественные произведения современные и исторические, на диалогической основе и при помощи герменевтического анализа текста истории, выстроим изучение исторического материала.

Тема курса: “Мир первобытного человека”.

Первый этап – это вхождение в эпоху. На первых уроках рассматривается жизнь и занятия первобытных людей, их объединения: человеческое стадо, родовая община, племя;

Второй этап – выстраивания “монстра” по проблеме. Ученики, пользуясь обыденным сознанием, стереотипами бытового мышления, представляют жизнь первобытного человека как жизнь обезьяны. Не рассматривая причин и источников такого псевдо-знания, направляем работу на выстраивания картины жизни первобытного человека из культуры, для этого переходим к следующему этапу;

Третий этап – голоса эпохи в диалогическом пересечении. Ученики обращаются к речи первобытного человека, к его культуре – это наскальная живопись и мифы (иконологический прием). Читая мифы, обращаясь к сознанию первобытного человека, ученики видят какие вопросы обдумывал человек в древности, как разрешал сложные вопросы своего бытия. Диалогическим пересечением голосов одной эпохи здесь будут голоса древнего грека и славянина – язычника, легенды и мифы древних китайцев и корейцев. Ребята были направлены в этой работе на чтение мифов и своих предков тоже. Но ребята читали мифы древних, будучи сами жителями ХХ-ХХI вв. Поэтому закономерен следующий этап работы;

Четвертый этап – мировой диалог эпох. Здесь ученики пытаются услышать первобытного человека в его мудрости. И оказывается, что людям ХХI века есть чему учиться у первобытных: мудрости жизни, их отношению к природе как к живой и т.д. Но чтоб размышления учеников не остались на их уровне, чтоб довести их видение мира до уровня мировой культуры, надо перейти к следующему этапу работы;

Пятый этап – услышать еще только рождающиеся голоса, предлагаются ученикам работы Вильяма Голдинга “Повелитель мух” и “Наследники” – первое произведение из мировой культуры, в котором звучат проблемы ХХ века и которые имеют прямое отношение к ученикам, живущим в этом столетии, второе – о жизни и смерти племени неандертальцев, которые уходят, оставляя место на планете первым племенам современного человека. Кроме того, В. Голдинг, являясь представителем философии ХХ века, глубже и ярче покажет детям их сопричастность к истории, к жизни человека в древнейшие времена.

На уроке по обсуждению произведения, основных его идей в работе учеников, в их осмыслении истории происходит качественный скачок – ребята поняли, что история имеет отношения к ним, через жизнь чужих людей они могут ответить на вопросы собственного бытия, выработать собственное миропонимание.

На уроке возникает схема пересечения голосов ребят и первобытных людей:

Современный человек



?

Этапы развития человека пока не известны ученику 5 класса



Человек должен жить в культуре.

Чтобы стать Человеком, он создает

мир, который называется

культура. Жить в культуре

или вне нее – зависит от человека.

Первобыт-ный этап

Бегство современного человека от свободы (по В. Голдингу)

первобытный человек

Схема сопричастности современного человека проблемам первобытности, выстроенная учениками 5 класса по прочтении произведения В. Голдинга “Наследники”

На уроке, на котором обсуждается вопрос о первобытном человеке и современности проблемы первобытности, нашей сопричастности этой проблеме, ученики увидели (после работы над произведением В. Голдинга), что история имеет к ним непосредственное отношение. Эта схема родилась у нас на уроке во время рассуждений о первобытном человеке и обсуждении книги В. Голдинга “Повелитель мух”, где ученики увидели, что происходит с современными им ребятами их возраста, когда те попали на необитаемый остров, то есть попали в первобытные условия. Клеточка с вопросом – это этапы развития первобытного человека до современного (они их еще не изучали, поэтому там вопросы.) Стрелка вниз – это возвращение человека современного назад, до первобытной стадии.

Ребятам было предложено написать собственные размышления о первобытном человеке.

Ким Алиса. 5а класс.

Я и первобытный человек

Мы родились и сейчас мы первобытные люди. Мы растем и становимся взрослыми. Вместе с нами растет культура и мир. Из первобытного человека мы становимся культурными и умными людьми на столько на сколько мы знаем. Такой же длинный и трудный путь прошли в реальную и высшнюю жизнь . каждый раз мы поднимались на ступеньку выше. Но это происходило не часто. Только когда мы узнаем слово КУЛЬТУРА , мы можем это сделать. Вот наконец мы стали такими, какими хотели стать. Очень хороший вопрос- что нам еще нужно в жизни? Ничего больше произойти не может?

Наверное, - думаем мы.

Ничего, - говорит один.

И все же что может случиться?

Нет! Мы можем спускаться вниз, обратно, в прошлое, назад. ВЕРНО. У разумных людей имена звучат красивей и они длинные. Они знают речь, грамоту, и мир для них ясен, как их имена. Но они таят в себе ненависть, злость и длинный язык огня, который желает смерти неандертальцам.

У неандертальцев имена короткие, легкие и простые. Они сами народ дружный и добрый - всегда готов помочь. Но они плохо знают речь и мир для них не понятен. Но разумные люди называют их чужими. Разумный человек хочет убить неандертальца, потому что тот чужой.

Работа Алисы содержит очень сильную сторону – ученица видит историю как предмет, сопричастный ее судьбе. Она и история – вот самое главное осознание, которое произошло в этой работе.

Следующее понятие, над которым начинается работа, религия. В своих рассуждениях о мире первобытного человека мы обратились древним мифам, и здесь мы столкнулись с такой сложностью в понимании мифа учащимися 5 класса как смешивания вопросов религии и мифа. Исходя из сведений, полученных из учебников, из общепринятого в стране взгляда на религию, ученики оценивают религию как ненаучное понимание мира, а причинами возникновения религии считают неумение первобытных людей объяснить мир. Если оставить работу над этим понятием на этой стадии и не расширить понятие религия, то вместо этого понятие появится псевдо-понятие. Надо решить две задачи: снять псевдо-понятие (монстра), снять стереотип восприятия термина и поднять учащихся до понимания этого термина на уровне мировой культуры.

Н. Бердяев определял религиозность как духовность. Работам предстоит тяжелая (тяжесть пути, который надо пройти ученикам определяется тем, что они живут в стране, где утеряно понимание этих вопросов. Их не окружает навык понимания этого вопроса на уровне Н. Бердяева, что очень затрудняет восприятие этих понятий и делает знание очень нестойким), но, несмотря ни на что, работу над этим понятием можно начинать с первых уроков в 5 классе. Начиная работу по изучению первобытного человека с чтения мифов разных народов, мы разбираем также вопрос: что такое миф. Опять мы встречаемся со стереотипом: миф – это сказка, никакого отношения не имеющая к реальности. Рассуждения по поводу содержания мифа (пример Г. Шлимана играет здесь большую роль) приводят к тому, что за каждым мифом мы начинаем видеть факты, мировосприятие человеком мира. И ученики приходят в результате этой работы к выводу, что миф – это образное восприятие мира, это факт, обросший различной интерпретацией его.

Эта работа по пониманию мифа будет продолжена на протяжении нескольких лет, был сделан только первый шаг по пониманию мифа, но без понятийной подготовки восприятия материала нельзя было двигаться дальше. Далее мы начинаем работу над понятием культура. Работа над этим понятием сложная. Для первоначального подхода к формированию понятия “культура” мы опять используем работы В. Голдинга “Повелитель мух” и “Наследники”. Разные цели мы стараемся достичь при помощи этих работ, одна из них – работа над понятием “культура”. Первая работа показывает ученикам как быстро современный человек возвращается в первобытное состояние при выпадении из культуры. Во второй работе В. Голдинг показывает, что у первобытного человека появляется культура в виде украшения на рукоятке ножа. Создавая нож, затачивая его на безобидного, но непонятного, и оттого опасного, неандертальца, первобытный человек задумывается над целью создания оружия против человека. А кто заточит нож на тьму мира? (тьма как зло в человеке – это мы уже обсуждали с учениками на материале мифов народов мира), и далее первобытный человек (а мы с ним вместе) говорит о том, что рукоятка ножа важнее лезвия (она является главным средством против тьмы мира. То есть против зла в человеке.) этот образ ребята воспринимают очень точно и запоминают хорошо. На это можно опираться нам в последующей работе.

Теперь наступает следующий этап в работе над понятием. Мы смотрим с учениками диапозитивы с изображением наскальных рисунков и статуэток. На рисунках мы видим изображение человека в шкуре оленя, статуэтки с изображением женщин. У женщин изображено преувеличено большое тело. Руки, ноги и голова не сделаны тщательно. Почему?  И тогда мы предлагаем ученикам подчеркнуть главную часть слова культура, от которой это слово произошло. Они сразу выделяют слово культ. И теперь можно начинать сложную, но необходимую работу над понятием религия как часть культуры, как основа, на которой возникает культура. А как мы уже определили на предыдущих уроках, культура – это мир, который создает человек, чтобы стать человеком. Следовательно, религия – это необходимое условие для человека стать человеком. Тогда в нашем понимании религии не может быть места определению религии как ненаучного взгляда на мир. Далее мы начинаем работу по выработке подходов к пониманию этого термина.

Как начать работу по выработке понятия религия? Как провести эту работу в 5 классе, чтобы не пользоваться стереотипом: ненаучное видение мира? Долгие размышления автора по проведению этой работе привели к мысли повторить весь путь наших размышлений за два месяца учебы и проследить наш путь к этому понятию еще раз, отрефлексировать наш путь:

1 шаг – обращение к ментальности первобытного человека с целью понимания его самого, обращение к мифу: чтение мифов народов мира и понимание его мироощущения. Выведение определения мифа как образного видения мира, как фиксирование факта, который оброс интерпретациями;

2 шаг – выведение понятия культура как мира, который строит человек, чтобы стать человеком и определение основополагающей части этого слова – культ;

3 шаг – обращение к произведению В.Голдинга: “Повелитель мух” с целью увидеть два мира в сопоставлении: мир культуры и мир, где человек находится вне культуры:

Мир Ральфа

Мир Джека

Демократия,выборы, голосование

Маска, убийство, охота.

Страх перед зверем

Костер, чтобы вернуться домой.

Жертвоприношения, ритуальные танцы.

Возвращение домой.

Развертывание цивилизации назад.

Из размышлений ребят мы видим, что они четко понимают мир культуры как мир невозможности зла, но постоянно отмечают, что Джек выпал из культуры и стал убийцей из-за страха. Страх ведет к появлению жертвоприношений и религиозного культа;

4 шаг – обращаемся к произведению В. Голдинга “Наследники”:

Неандертальцы

Современные люди (наследники)

Добрые

Боятся неандертальцев, так как не понимают.

Непонимающие мир.

Точат нож на людей.

Погибающие, уходящие.

Украшают рукоятку, появляется культура.

Итак, если проанализировать каждый шаг этих размышлений, то мы увидели следкющие этапы возникновения религии: страх – образное видение мира (мифологическое сознание) – возникновение культуры как попытка стать человеком.

Затем мы обращаемся к работе Н. Бердяева о первооснове возникновения культуры: “Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе. Древнейшая из культур – культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями”.[81] Дома ребятам предложено подумать над формулировкой понятием религия Они написали свои размышления:

Павленко Даша.

5б класс

Что такое религия? Есть много понятий и рассказов о религии, но я думаю, что религия это: когда жили неандертальцы и homo sapiens, был каменный век или палеолит. Вот тогда-то и зародилась культура. А потом из культуры выделилось слово культ, а иначе религия. Религия - это что-то религиозное, духовное, то, что борется со злом в нашей душе. Ведь не зря говорится, что духовность - для победы над злом. Хоть культура родилась из добра чтобы сделать человека человеком, а религия из зла. Чтобы мы были религиозными, духовными, но у культуры и религии одна и та же цель - победа над злом!

В работе Даши слышится отзвук предыдущих размышлений над понятием, она пытается соединить противоположное: духовность и страх. В работе есть неточности в понимании термина, но это первый шаг в работе над понятием. В этой работе есть главное: база, на которой иожно строить работу дальше.

На уроке возникает схема, иллюстрирующая представление ребят о религии на данном этапе их размышлений:




Страх,

непонимание

первобытный

Ребята в своих размышлениях над понятием “религия” приходят к пониманию, что религия связана с культурой, тоже помогает стать человеком – ведет к духовности.

Далее работа над понятием продолжается на материале темы: “Древний Египет”.

Первая тема нашего вхождения в тему и эпоху – это мифы древних египтян. Читая мифы, ребята слышат голоса давно ушедших народов, на материале их жизни знакомятся с их ответами на вопросы. У древних египтян можно спросить, что такое религия. Знакомясь с мифом об Осирисе, можно построить следующую цепочку рассуждений:

Миф об Осирисе – миф об умирании и возрождении сохранение тела человека для вечной жизни

Появление культуры:

Заупокойные

Песнопения,

Строительство

Пирамид,

Живопись,

Ремесло.


Изготов-ление мумий

Зарождение

Появление

Наряду с понятиями религия, культура идет работа над понятием цивилизация. Мы на уроках о культуре выделяем такие явления как строительство дамб и каналов, строительство городов. Мы отмечаем, что это не культура, а что? Развитие медицины, дороги и корабли, все это служит удобству жизни человека – цивилизация. На одном из уроков ученики делают вывод: у человека есть или культура или цивилизация, или удобства жизни или духовность. Этот вывод звучит на уровне Н. Бердяева о смене эпох: духовность сменяется на эпоху цивилизации.

Основное понятие истории и курса 5 класса государство. Изучая историю Египта, мы обсуждаем вопрос о том, кто может входить в понятие государство:

Фараон

Жрецы

Вельможи. Номархи

Надсмотрщики

Писцы

Стражники

Законы, тюрьмы, армия.


Сочинения учеников 5-х классов “Я – египтянин”

Никонова Саша.

5б класс

Привет, человек будущего. Меня зовут Хайм. Я живу со своими братьями, их пятеро. Мы живем очень бедно. Скот и наши поля забрал жестокий фараон Минерин. Он правит очень жестоко, забирая почти все у крестьян. Налоги слишком высоки, чтобы их платить. И вот одним поздним вечером сидели мы с братьями и доедали крошки, оставшиеся на ужин. И вдруг брат воскликнул: “Братья, мы так бедны. Это все, что у нас осталось,” – он показал на крошки, которые лежали на столе. Поднялся средний брат и сказал: “Нам ничего не остается, как совершить большой грех. Завтра будет разлив Нила, и весь народ сбежится к нему. А мы в это время проникнем в пирамиду. Я подойду к охранникам и принесу им кувшин чистой воды. Они будут пить, а мы в это время проберемся в гробницу фараона Хеопса. На том и порешим”. На следующее утро мы проснулись очень рано. Пробрались в пирамиду. И вот перед нами стены. Ничего не подозревая, мы направились к желанной цели, полные надежд и сил. Но, о видит бог, не видать нам сокровищ. Эта проклятая пирамида сделала меня сиротой. Мой брат шел впереди и бог Ра его заметил. Он спустил с небес золотой камень, который окрасился в цвет смерти. Также погибли и остальные братья. А я испугалась, что бог Ра разгневается и бежала.

Молчановский Валентин.

5б класс.

Я - египетский крестьянин. Зовут меня Тутмос, как нашего фараона Тутмоса III. Река Нил вышла из берегов и разлилась дальше, чем в прошлом году. Риса и папируса выросло больше. Урожай был обильный. Было много скота, мяса, молока. Я поклонялся богу Амону Ра. Наш фараон ТутмосIII завоевывал все больше и больше земель: Ливию, Нубию, Финикию и другие страны. Из завоеванных стран привозился скот, который был отобран у крестьян тех мест. А в Нубию наш фараон пришел, чтобы расширить границы Египта. Фараон был смелым, он всегда был впереди войска на блестящей золотом колеснице, сын солнца Ра. Когда он умер, его тело бальзамировали. Вместе с ним в гробнице будет лежать много оружия, драгоценностей и других сокровищ.

П

  1. Царь – единственный владелец всей земли в государственной собственности

  2. обожествление царя

  3. роль жрецов

  4. жестокость законов (око за око, зуб за зуб).

  5. Закрытое государство.

  6. забота правителя о народе (организация ирригационных работ)

родолжаем работу над понятием государство на материале Передняя Азия. Здесь мы знакомимся с законами Хаммурапи. Мы отмечаем необыкновенную жестокость этих законов. И здесь вводится понятие “восточная деспотия”. Продолжаем работать над этим понятием на материале истории Древней Индии и Китая. И на материале мифов и исторических событий мы выводим черты такой формы государства как восточная деспотия:

О жестокости законов мы знаем из анализа законов Вавилонии, Индии и Китая. О закрытости государства мы знаем из мифов и из образа великой китайской стены. В закрытом государстве народ не имеет возможность сравнивать условия своей жизни с другими народами. Отсутствие частной собственности ведет к рабству души. Здесь мы записываем слова Гегеля: “Частная собственность есть основа свободы”.

Самосознание разных культур мы выводим из основных положений религий:

Восток Запад

Христианство

Мир имеет начало и имеет конец.

Вечная жизнь. Чувство времени. Возникновение истории.

Человек - творец.

Человек создан богом по своему образу и подобию.

Понятие выбора. Свобода. Демократия.

Самовозвышение. Самопознание.-

Преобладание моральных начал. Понятие греха, грехопадение человека.

Идея борьбы добра и зла. Свобода выбора между добром и злом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание журнала «Известия Томского политехнического университета» 2003–2011 гг

    Документ
    Болотина И.О., Евтушенко Г.С., Солдатов А.И., Цехановский С.А. Определение местоположения источников сигналов акустической эмиссии с помощью фазированной антенной решётки
  2. Седьмая волна психологии

    Документ
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.
  3. Содержание журнала «Известия Томского политехнического университета» 2003–2012 гг

    Документ
    Болотина И.О., Евтушенко Г.С., Солдатов А.И., Цехановский С.А. Определение местоположения источников сигналов акустической эмиссии с помощью фазированной антенной решётки
  4. Вестник интегративной психологии

    Документ
    Эта статья пишется накануне конференции «Интегративная психология: теория и практика», который будет проходить в г. Ярославле. Неординарность события для нашей науки невольно заставляет задуматься о том, когда, как и почему город на
  5. Выступления (2)

    Документ
    Учебно – исследовательская деятельность по изучению истории родного края как наиболее эффективная форма патриотического воспитания подрастающего поколения (Колобова Ю.

Другие похожие документы..