Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Выпускные квалификационные работы студентов ежегодно получают дипломы, медали и поощрительные грамоты Министерства образования РФ. Студенты активно у...полностью>>
'Доклад'
Доклад главы МО "Селенгинский район" "О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления за ...полностью>>
'Урок'
Учитель словесности… Правда, в наши дни это определение несколько устарело, но мне, если честно, оно очень нравится. В течение многих лет вхожу в кла...полностью>>
'Документ'
1 Образовательная: объяснить особенности китайской культуры, показать роль конфуцианства, буддизма, даосизма в ней. Подвести учащихся к оценке политик...полностью>>

Конспект лекций москва 2006 г. Содержание калита С. П. Культура в жизни человека и общества калита С. П. Культурологические концепции

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК


Кафедра теории и истории культуры

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Москва 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Калита С.П.Культура в жизни человека и общества …………………………………… 5

  2. Калита С.П. Культурологические концепции…………………………………………...13

  3. Пышнова С.Л.Культура Древней Индии……………………………………………….. 30

  4. Пышнова С.Л.Культура Древнего Китая………………………………………………...45

  5. Митина Е.В. Мусульманский тип культуры …………………………………………….60

  6. Пышнова С.Л.Культура Возрождения…………………………………………………...70

  7. Моисеенко М.В. Философия культуры России………………………………………….82

  8. Сахно И.М. Философско-эстетические аспекты культуры XX века: модернизм……102

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реализации программы « Модернизация гуманитарного и социально-экономического высшего профессионального образования в России» Минобразования и науки РФ и концепции трансформации традиционных университетов в университет инновационного типа кафедра теории и истории культуры факультета гуманитарных и социальных наук РУДН подготовила конспект лекций по курсу «Культурология». Отличительной особенностью конспекта лекций является установка на междисциплинарный характер самой специальности, ориентированной на подготовку специалистов широкого профиля – междисциплинарников (бакалавры искусств и гуманитарных наук) и кураторов в сфере культуры, что заметно расширяет поле учебно-методической и научно-практической деятельности. Следует также отметить, что в данном пособии представлен ряд авторских разработок по культурологии - дисциплине, которая изучается практически на всех факультетах РУДН. Культурология как междисциплинарный учебный курс, входящий в состав общефедеральной программы образования (цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально экономические дисциплины), является теоретической базой для усвоения ряда других курсов гуманитарного профиля ( история цивилизаций, философия, социология, политология, теория коммуникации и межкультурная коммуникация), что определяет специфику построения учебного материала. Структура предмета, построение курса и сегодня остается предметом дискуссий и отражает разные точки зрения, что свидетельствует о сложности и многогранности самого феномена культуры. Представленный конспект лекций, с одной стороны, призвана максимально отразить требования Государственного образовательного стандарта, с другой – представить в наиболее систематизированном и доступном для восприятия студентов первого курса виде содержание современных культурологических знаний, познакомить их с основным категориальным аппаратом современной культурологической мысли, а также с закономерностями в развитии мировых культур Данное пособие – коллективный труд преподавателей кафедры, в котором отражены наиболее актуальные и дискуссионные темы современной культурологической мысли. Отражены оригинальные и самобытные авторские концепции по значительному проблемному полю культуры. В исследовании различных культур и регионов доминирует философский подход. Конспект лекций содержит богатый библиографический материал, предоставляя студентам возможность углубленного изучения основных тем по курсу «Культурология». Представлен генезис представлений о культуре на материале античности и средневековья. В конспекте лекций исследованы специфические особенности древних цивилизаций, показаны специфика и историческое значение индо-буддийского типа культуры, принципа ненанесения вреда всему живому, любви для развития мировой культуры. Исследуется важная роль и значение даосистско-конфуцианского типа культуры, помогающего лучше понять традиционную культуру современного Китая. Раскрыта тема «Мусульманский тип культуры», отражена глубина и подлинная суть ислама. В частности, освещены такие вопросы как понятие мусульманской культуры и возникновение ислама, основные направления в исламе, отношение к интеллектуальному знанию, особенности художественной культуры. Показана важная историческая роль Ренессансной культуры, воплотившей колоссальную волю и творческую самореализацию личности. В конспекте лекций представлена такая актуальная и дискуссионная тема, как «Философия культуры России», где рассмотрены такие вопросы, как Российская культурная специфика, роль географического фактора в исторических судьбах России, исследован феномен русского искусства, показана роль А.С.Пушкина, как путеводной звезды русской культуры. Дана такая важная и остро современная тема, как «Философия исламской культуры», в основе которой лежат глубокие исторические культурные традиции. Показаны традиционные мусульманские ценности. В теме «Культура XX века: Модернизм» рассматриваются такие острые, актуальные и дискуссионные проблемы, как символизм и стиль модерн, исследуется зарождение авангарда в Европе, отражена специфика русского авангарда и кубофутуризма. В данном пособии также представлены курс культурологические концепции Н. Данилевского. О.Шпенглера, П.Сорокина и Дж. Тойнби, дающие возможность студентам теоретически осмыслить историческое значение цивилизаций и культур, понять важное значение культуры вообще, необходимость ее бережного и любовного взращивания, ведь потеря культурного поля любого народа негативно отражается на мировой культуре в целом. Коллектив авторов выражает надежду, что курс окажется полезным и плодотворным, способствующим развитию аналитических способностей студентов, повышению интереса к изучению культурной проблематики.

С уважением

Коллектив авторов.

Калита Светлана Павловна, кандидат культурологи, доцент

ТЕМА 1: КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (2 часа)

1. Понятие культуры

2. Понимание культуры в эпохи античности, Средневековья, Возрождения.

3. Определения культуры.

4. Структура культуры.

5. Функции культуры

1. Американские культурологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон подсчитали, что с 1817 по 1919 было дано 7 определений культуры. Первое определение культуры дал английский этнограф Эдуард Тайлор. С 1920 по 1950 было дано 57 определений культуры. В настоящее время этих определений насчитывается более тысячи.

Слово "культура" появилось в Древнем Риме и применялось для обозначения воздействия человека на окружающую его природу. Оно обозначало обработанное" ,"возделанное", "искусственное" в противоположность "естественному", "первозданному" ,"дикому" и применялось прежде всего для различения растений, возделываемых людьми, от дикорастущих. Со временем значение термина "культура" расширилось, и в античном сознании процесс культурного преобразования связывался уже не только с природой, но и с человеком. Слово “культура” стало применяться в смысле “возделывание, преобразование человека”, “человеческой души”, “образование”, “ воспитание”.В широком смысле данный термин используется как синоним социального, искусственного в противоположность природному, естественному. Но этот смысл широк и нуждается в уточнении. Нельзя дать законченное и однозначное определение культуры по примеру определений в естественных и технических науках, как, например, в физике определяются фундаментальные понятия: масса, сила, ускорение.

Считается, что в этом расширенном значении термин "культура" впервые был применен римским философом Цицероном в 43 году до н. э. В других странах тоже применялись понятия, родственные слову "культура". Так, в китайской традиции близким ему по смыслу было слово "жэнь", в индийской - "дхарма". Уже в гомеровский период греческой истории для обозначения представлений о культуре существовали термины "пайдейя" и "калакогатия".

Чтобы лучше осмыслить столь объемное, многогранное и сложное понятие, следует обратиться к истории его появления и функционирования.

2. Понимание культуры в эпохи античности, Средневековья, Возрождения.

2.1. Античность. Уже в античном обществе культура понималась как совокупность навыков и умений, а также результатов деятельности человека. Древнегреческий философ Протагор считал, что возникновение материальной культуры, упорядоченное развитие общественной жизни является делом рук богов. Демокрит считал, что творцом культуры является человек, который создает культуру, учитывая свои потребности и подражая природе.

Античные мыслители разделяли природное и нравственное как два противостоящих друг другу начала. Это давало основание подчеркивать превосходство греков над другими народами, дикими и невоспитанными варварами. Древнегреческая пайдейя рассматривала человека как меру всех вещей и избегала всего того, что не сообразовывалось с человекам и его занятиями. Идеалы демократии, гуманизма, верховенство разума и свободы человека были определены как высшие ценности.

Даже боги у греков похожи на людей не только внешне, но и поступками. Боги требовали от простых смертных почитания. При этом простые люди не ввергались в мистику, у них не отнималась способность мыслить и судить обо всем, в том числе и о воле богов.

Античные храмы также соотносились с человеком, с его религиозными представлениями и эстетическими идеалами. Гуманистическая направленность греческой пайдейи сделала ее духовной ценностью и обеспечила европейской культуре возможность существовать в мире более двух тысячелетий. В то же время греческие мыслители еще не выработали понятия "человек вообще", а Аристотель учил, что все люди от природы рождаются свободными и рабами. И, тем не менее, древнегреческая культура одарила современную цивилизацию мифами о Прометее, Аполлоне, Дионисе и других, которые стали символами разных культурных традиций. Именно античность дала толчок развитию науки и техники.

Свой вклад в понимание культуры внесли древние римляне. Так, Цицерон учил: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай." В своих сочинениях римский оратор учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Только Рим с его гражданами и государством может быть образцом культуры, считал Цицерон. Республиканское устройство не исключает различия интересов общества и индивида и одновременно позволяет их примирить. Ради высшей цели, процветания республики граждане и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граждан, - не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республике то, что она - государство культуры. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств. Забота об этом - более характерна для Греции, чем для Рима. Подлинная культура - это особый строй жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в неразрывном единстве.

2.2. Средневековье. Эпоха Средневековья переосмысляет принципы, лежащие в основе культуры. Главной ценностью становится Бог. Архитектуру и скульптуру средних веков можно назвать "Библией в камне". Средневековая литература была пронизана религией. Живопись выражала религиозные сюжеты в красках, музыка в звуках. Философия осмысляла богословские сюжеты. Этика и право строились на заповедях христианства. Царящие в то время нравы и обычаи подчеркивали свое единство с богом и безразличие к земному чувственному миру. Этот мир рассматривался как временное обитание человека, в котором он – странник. Цель странника - достичь обители Бога и быть достойным для входа в нее. Так, мыслитель Августин Блаженный (354-430), считал, что ориентация человека на человека не должна иметь место. Жизнь по Богу - это единственная достойная цель. Превосходство души над телом требует аскетического пренебрежения ко всем соблазнам чувственного мира. Добродетель тем выше, чем большим количеством вещей пренебрегает человек. Земные блага - это только средства для культивирования внеземных ценностей. В природе и в самом себе человек должен любить то, что стоит ближе к Богу.

Противопоставление природы и благодати как христианской версии культуры заставляло средневекового человека метаться между небом и землей. Результат - идея бесконечного самосовершенствования человека. Это объясняет разграничение благ человеческой жизни на те, которые следует любить, и на те, которыми нужно только пользоваться. К первым принадлежит любовь к Богу как к добру и источнику всякого существования. Ко вторым - все блага и вещи реального мира, без которых прожить нельзя. Ими можно пользоваться, но любить их и тем более привязываться к ним, забывая о высшем назначении души - нельзя. Земные блага - только средства для культивирования внеземных ценностей.

2.3. Эпоха Возрождения – это новый этап в понимании культуры. Если в средние века люди думали более-менее одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация индивид приобретает все большую самостоятельность. Рост самосознания человека, самоутверждение силы и таланта становятся отличительными качествами эпохи Возрождения. В отличие от средневекового человека, считавшего себя обязанным Богу, индивид Нового времени объясняет свои заслуги собственным талантам и трудом. Эпоха Возрождения дала миру целый ряд выдающихся индивидуальностей. Это объясняется не случайным стечением обстоятельств, а общественной обстановкой, культивировавшей индивидуальность, мастерство, предприимчивость. Формируется совершенно новое самосознание. Хотя звучал призыв вернуться к античности и учиться у природы, но точка зрения мыслителей Возрождения существенно отличалась от древнегреческой: на первом плане стояла не столько природа, сколько человек – творец. Художник, подражая природе, обязан ее превзойти и обнаружить собственный талант. Бог дал человеку свободную волю, а человек должен сам строить свою судьбу. Пико делла Мирандола: « Сотворив человека и поставив его в центр мира, Бог обратился к нему с такими словами: " Ни даем мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой привязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. " Таким образом, человек - не просто сотворенное существо, он - творец самого себя и этим отличается от природы. В том, что человеку не дано никакой полной определенности, Мирандола видит залог бесконечных возможностей: « Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души в высшие, божественные".

Подобной властью над всем существующим и над самим собой человек не обладал раньше. Только в эпоху Возрождения он осознает себя творцом, не ограниченным ни природой, которая была божественным началом у греков, ни Богом христианской религии, отменившим божественность природы, а теперь постоянно терявшим власть над человеком. Поэтому в эпоху Возрождения такое символическое значение приобретает фигура художника, идея человека-творца, вставшего на место Бога. Человек не просто удовлетворяет свои частные интересы и земные нужды - он творит мир и самого себя.

Именно теперь идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура - это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование, совершенствование самого человека.

3. В русской научной традиции слово " культура" впервые появилось в середине XIX века. Оно трактовалось с двух позиций. Во-первых, культура связана с преобразованием природы. Во-вторых - культура - это критерий нравственного поведения человека и его интеллектуальных способностей. В словаре В. Даля "культура" означала обработку, возделывание, образование, умственное и нравственное совершенство. "Культурный" - термин, имеющий положительное качество: культурный человек, культурный народ (в смысле образованный, цивилизованный).

В настоящее время на обыденном уровне культуру отождествляют с художественной культурой, а также с уровнем образованности и воспитанности человека. Этот термин используется также в смысле "культура общения", "культура поведения", "культура производства". Но уже на уровне обыденного сознания, очевидно, что в культуре присутствует момент универсальности, что культура пронизывает весь социальный организм.

Современная наука вкладывает в понятие "культура" неоднозначный смысл. Даже при беглом знакомстве можно обнаружить множество определений этого термина. Культура может рассматриваться как средство передачи опыта, как ценность, как творчество, как способ регуляции отношений между людьми, как знаковая система, как уровень развития общества, личности. Именно поэтому феномен культуры изучается целым рядом наук. Каждый из них выделяет в качестве предмета своего исследования одну из его сторон или из его сфер, формулируя соответствующее понимание культуры.

Существуют разные попытки упорядочить множество определений культуры. Так, выделяются следующие виды определений культуры:

1) описательные, восходящие в своей основе к концепции культурной антропологии Э. Тайлора. Эти определения рассматривают культуру как сумму всех видов деятельности.

2) исторические, подчеркивающие роль традиций и социального наследия.

3) нормативные, рассматривающие культуру сквозь призму принятых правил и норм.

4) ценностные (аксиологические), рассматривающие культуру через материальные и духовные ценности.

5) психологические определения, где культура является приспособлением людей к окружающей действительности.

6) дидактические, рассматривающие культуру через разные теории обучения.

7) структурные, выделяющие важность момента организации или моделирования, рассматривающие культуру как систему определенных признаков, связанных между собой.

8) идеологические (идеациональные), где культура рассматривается как совокупность идей.

9) символические (феноменологические), где культура - это организация различных феноменов, идей, чувств, использующая символы или зависящая от этого.

10) функциональные, характеризующие культуру через функции, которые она выполняет в обществе.

11) герменевтические, рассматривающие культуру как к множество подлежащих интерпретации текстов.

Все эти группы определений рассматривают разные черты культуры, но в целом как сложный феномен она трудноопределима. Действительно, она является результатом поведения людей, она исторична, основана на символах, передается отличными от биологической наследственности механизмами. И все же этот перечень свойств не дает полного понимания тех сложных явлений и процессов, когда речь заходит о разных культурах.

Наиболее плодотворным представляется деятельностный подход к изучению культуры, где история рассматривается как целесообразная деятельность людей. Культура связана с деятельностью потому, что, во-первых, возникновение и существование культуры обусловлено деятельностью человека, Во-вторых, через культурную деятельность проявляется сущностная природа человека.

При этом имеются в виду не только продукты и результаты этой деятельности, но и сама деятельность, ее процесс. В отличие от животного, которое на инстинктивном уровне пытается обеспечить свое существование, человек в своей деятельности пытается не только сохранить себя как человеческое существо, но и развивать в себе человеческие качества.

Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Ценности - это материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-то потребности человека и общества. Ценности многообразны и могут включать в себя природные, этические, эстетические системы, которые могут быть историчны и иерархичны. Высший уровень такой иерархии - общечеловеческие ценности.

4. По причине сложности феномена культуры структурировать ее сложно. С одной стороны, культура, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение времен, эпох и народов. С другой стороны, культура - это живая человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, вносящая свой вклад и передающая это наследие поколениям будущим.

Для правильного структурирования культуры надо выделить основание. Представляется правильным подразделять культуру по его носителю. В связи с этим можно выделить мировую и национальную культуру. Мировая культура - это совокупность лучших достижений всех национальных культур разных народов планеты, когда ценности этих культур стали достоянием человечества. Национальная культура – это совокупность различных классов, социальных слоев и групп национального сообщества. В соответствии с разными носителями выделяют культуры социальных общностей: городская, сельская, молодежная, профессиональная культура. Разделяются материальная и духовная культуры.

Материальная культура – это совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Это физические объекты, созданные человеческими руками (артефакты). Они сделаны человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют ценность для общества. Материальная культура включает в себя культуру труда и материального производства; культуру быта; культуру топоса, или места жительства; физическую культуру.

Духовная культура - совокупность знаний, форм мышления, сфер идеологии, норм, правил, образцов, эталонов, законов, ценностей (философия, этика, право, политика и пр.) и способов деятельности по созданию этих духовных ценностей. Духовная культура - тоже результат деятельности людей, сотворенный не руками, а мыслями и разумом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, осязать, они существуют в сознании. Разделение материальной и духовной культур условное, поскольку они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

Дома и орудия существуют долго, обряды - только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемонии, как и другой объект духовной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие. Ношение галстука - это ритуальное или символиче6ское действие, часть этикета. Оно было бы невозможным без материального участия - галстука, где галстук – материальный предмет.

5.Функций культуры значительно больше, но мы выделим наиболее ключевые из них.

1) человекотворческая, гуманистическая функция - главная функция культуры. Остальные функции с ней связаны и вытекают из нее. Именно об этом говорил Цицерон - cultura animi - возделывание, взращивание духа, души.

2)функция трансляции, передачи социального опыта, информационная, или функция исторической преемственности. Культура - механизм передачи социального опыта между поколениями, эпохами, странами. Культура - это социальная память человечества. Нарушение этой функции опасно для общества трагическими последствиями, поскольку разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен "манкуртизма").

3) функция познавательная, или гносеологическая. Основываясь на опыте предыдущих поколений, культура хранит колоссальный человеческий опыт. Она накапливает знания о мире. Развитие общества определяется использованием знаний из культурного генофонда человечества. Некоторые общества могут поставить себе на службу лучшие достижения человечества. Общества, не использующие познавательные функции культуры, обрекают себя на отсталость.

4) Регулятивная, или нормативная функция культуры регулирует различные стороны деятельности людей. В разных сферах жизни культура регулирует поступки, активность и выбор ценностей. Регулятивная функция поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5) Семиотическая, или знаковая функция. Культура - определенная знаковая система. Без знания соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры нельзя. Устный или письменный язык является средством общения людей. Свои языки имеют музыка, живопись, театр, балет. Естественные науки: астрономия, физика, математика, химия, биология тоже имеют свои знаковые системы. Владея этими системами, можно приобщаться к культуре.

6) Ценностная, или аксиологическая функция является показателем качественного состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  2. Отчет заведующей кафедрой теории и истории культуры Васильченко Е. В. по окончании срока избрания на должность 1

    Публичный отчет
    Лица пенсионного возраста на кафедре - 2 доктора наук, профессора или 13,5% от общего числа. Доцентов, ст. преподавателей, ассистентов в пенсионном возрасте нет.
  3. Программа итогового междисциплинарного экзамена подготовки бакалавра по направлению 030600. 62 «Журналистика» Москва

    Программа
    Данная программа разработана выпускающими кафедрами Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии: деловой и политической журналистики, информационной политики и информационных исследований, медиа-менеджмента
  4. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97
  5. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Другие похожие документы..