Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
праздника. (это члены библиотечного кружка «Друзья книги» ученики 3-го «В» класса). «Стоит ли вас принимать в «круг читателей»? Много ли прочли сказок...полностью>>
'Документ'
Добро пожаловать на землю первой цивилизации. Вы прибываете в Дели – столицу Индии. Встреча в аэропорту с представителем компании. Трансфер в отель. ...полностью>>
'Документ'
Еврейский вопрос затрагивает не одни только всем известные стороны жизни, как господство в финансах и торговле, захват политической власти, монополиз...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа и методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент и маркетинг» для студентов специальности 220501 «Уп...полностью>>

Конспект лекций москва 2006 г. Содержание калита С. П. Культура в жизни человека и общества калита С. П. Культурологические концепции

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Позднее Возрождение.

Этот период продолжался с 40-х годов XYI в. по конец XYI – первые годы XYII вв. Италия, где возникло Возрождение, стала первой страной, где началась католическая реакция. В середине XYI в. папа Павел IY составил «Индекс запрещенных книг», в который вошли запрещенные для чтения произведения. По мнению церкви, они противоречили основным положениям христианской религии. Многие передовые мыслители и ученые были сожжены на костре.

Многие деятели искусств отказались от идей гуманизма. Они стремились лишь подражать манере великих деятелей Возрождения. Так в европейском искусстве возник художественный стиль, названный маньеризмом. Для него характерен субъективизм, вычурность образов, изощренные формы. Наиболее знаменитыми художниками-маньеристами являются Понтормо (1494 – 1557) - автор картины «Положение во гроб», Бронзино (1503 – 1572) – автор изящных портретов («Лукреция Панчатики» и др.), скульптор и золотых дел мастер Б. Челлини (1500 – 1573).

Реалистическую традицию в живописи продолжали развивать Веронезе (1528 – 1588), Тинторетто (1518 – 1594), Караваджо (1573 – 1610).

Противоречия новой культуры.

В конце Ренессанса обостряется разочарование, вызванное невоплотимостью в жизнь ренессансных идеалов. Самый известный герой трагедии Уильяма Шекспира (1564 – 1616) Гамлет, принц Датский – ренессансная личность. Вот его монолог. Он начинается словами: «Что за чудо человек!». Окончание монолога: «А что мне эта квинтэссенция праха!». В мире нет места ренессансным идеалам, и они ставятся под сомнение. Современник Шекспира французский мыслитель Мишель Монтень (1533 – 1592) в своей книге «Опыты» приходит к выводу о том, что разум не торжествует в жизни людей. Более того, он ставит под сомнение возможность торжества разума и добродетели.

В эпоху Возрождения восторг перед будущим соседствовал со страхом перед ним. Человек Ренессанса ощущал свою судьбу как открытую будущему. Он находился в непрерывном состоянии выбора, что порождало неуверенность. Если будущее открыто, то в нем может быть все, даже самое ужасное. Во всем – в падении Константинополя, в открытии Америки люди видели знаки приближающегося Антихриста. Стремление к красоте оборачивалось тягой к богатству, освобождение от старых моральных норм – безнравственностью, всемогущество человека – всевластием правителей.

Гуманистические идеи не могли охватить все население не только Европы, но и Италии, даже Флоренции. Гуманистические добродетели открыты каждому, но не каждый способен их воспринять в полной мере, поскольку для этого требуется напряжение, труд души, а на это не каждый способен. Наиболее полно гуманистические идеи воплотились в искусстве, но это искусство не было в то время общепризнанным. Тем не менее, Ренессанс заложил основы новой культуры, новоевропейского светского мировоззрения и новоевропейской личности.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Каковы основные черты эпохи Ренессанса?

  2. В чем смысл гуманистических идеалов?

  3. Каковы новые представления о Вселенной?

  4. В чем отличие изобразительного искусства Раннего Возрождения от средне векового изобразительного искусства?

  5. В чем отличие изобразительного искусства Северного Возрождения от итальянского?

  6. Каковы основные противоречия эпохи?

Л и т е р а т у р а

Основная

Культура Ренессанса. // Культуры мира. – М., 2004. – С. 497 – 527.

Германия в ХYI – первой половине ХYII в.// История средних веков в 2 т. – Т. 2. – М., 1991. – С. 61 – 91.

Страны Северной Европы в ХYI – первой половине ХYII в. // История средних веков. – М., 1991. – С. 256 – 257; 260 – 261; 263; 269.

Дополнительная

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981.

ТЕМА 7: ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ. (4 часа)

Моисеенко Марина Валентиновна, кандидат философских наук, доцент.

1 Российская культурная специфика.

2. Роль географического фактора в исторических судьбах России.

3 .Феномен русского искусства.

4. А.С.Пушкин как путеводная звезда русской культуры.

РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА.

Тема исторического предназначения России, специфики ее культуры всегда волновала лучшие умы мыслителей прошлого и современности.

Философское и историческое осмысление темы русской культуры впервые были представлены в «Философических письмах» П.Я.Чаадаева. И со времени издания первого из них в 1836 году до сих пор ведется незатухающий спор о России, ее прошлом, настоящем и будущем, месте в мировой культуре и смысле ее существования во всемирной истории. Еще до появления «Философических писем» Чаадаева вышел в свет труд Н.М.Карамзина «История государства Российского». Карамзин был одним из первых, кто на рубеже ХУШ – Х1Х вв. понял, что главной проблемой для России наступающего Х1Х века будет определение ее национальной самоидентичности. Эта же проблема остро стоит и перед Россией, вступающей в ХХ1 век. Труд Н.М.Карамзина способствовал росту национального самосознания, подъему патриотических настроений. П.А.Вяземский подчеркивал, что Карамзин спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показав, что у нас отечество есть!

Следом за Карамзиным шел А.С.Пушкин, решавший проблему соотнесения национальной культуры с другими культурами Вступив в дискуссию с Чаадаевым, положившем начало спора о России, А.С.Пушкин заявил, что ни за что на свете не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал. Далее в исторический спор включились славянофилы и западники с их философско-исторической и научно-исторической аргументацией. В модифицированной форме спор продолжается и поныне.

Дело славянофилов, приземлив и приблизив к науке, продолжили почвенники (прежде всего Н.Я.Данилевский), а дело западников почвеннического образца отстаивал Б.Н.Чичерин.

К.Д.Кавелин, К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, С.М.Соловьев, В.С.Соловьев – по-своему осмысляли российскую специфику. Не обошли эту тему и философы русского зарубежья, которые были творчески живы Россией.

Г.П.Федотов подчеркивал, что Россия не нищая, а насыщенная тысячелетней культурой страна. Если бы сейчас она погибла безвозвратно, она уже врезала свой след в историю мира – великая среди великих, - не обещание, а зрелый плод. Он замечал, что культура творится в исторической жизни народа. Не может убогий, провинциальный процесс создать высокой культуры… позади нас не история города Глупова, а трагическая история великой страны – ущербленная, изувеченная, но все же история.

Россия пережила много социально-культурных парадигм, оставаясь при этом Россией. Прав был Н.А.Бердяев, выделяя в Российской истории « пять разных Россий», как пять разных культурно-исторических типов или стилей культуры. Это Киевская Русь, Московское царство, Петербургско - императорская (послепетровская) Россия и Россия Советская. Бердяев также отдельно выделял эпоху «серебряного века» (рубежа Х1Х - начала ХХ вв.), считая ее особым типом культуры, отличным от культуры императорской России. К этому списку можно добавить и Русь дохристианскую, языческую; Русь до нашествия и периода татаро-монгольского ига. Перечень этот можно продолжить: это и русское зарубежье; начиная с 1991 года – ведем отсчет посттоталитарной истории России. Это чрезвычайно много для одной страны. Но на всех этих этапах особенности России все же узнаваемы. Философы русского зарубежья подчеркивали способность России быстро подниматься после поражения и способность выживания русской культуры в предельно трудных для нее, а подчас просто невозможных общественно-исторических условиях, ее высокую адаптативность.

Философы отмечали, что русская культура имела ряд специфических особенностей, составивших основу русского культурного архетипа.

Г.П.Федотов подчеркивал доброту, простоту, удивительную ясность и легкость человеческих отношений в России. Важной чертой национальной духовности была соборность, или преобладание общинного, коллективного начала над индивидуально-личностным. Н.А.Бердяев определял соборность, как общение в любви.

Нравственное начало исторически превалировало над рациональным, что нашло отражение, как в философии, литературе, так и в социально-политической мысли. Н.А.Бердяев замечал, что в русской классической литературе нравственное начало выходит на первый план.

Особое отношение всегда было к государству. Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимали исключительное и подавляющее место в русской истории.. Вместе с тем, от государства народ ждал помощи, защиты, перекладывая на его плечи ответственность за личную судьбу.

Наряду с вышеуказанными, одной из национальных особенностей было правдоискательство. Эта правда мыслилась то религиозно, то морально, то социально. Бердяев отмечал характерную национальную тягу к конечному и абсолютному: абсолютной свободе, абсолютной святости и абсолютной любви. Философ писал, что в России нет дара создания средней культуры мещанского типа. Национальный менталитет предполагает дилемму: все или ничего.

Поскольку настоящее в русской истории, как правило, всегда было тяжелым. обращенность в будущее стала одной из национальных специфических черт. Социально-политические движения, ориентированные на «желаемое будущее» рассматривались, как выход из «невыносимого настоящего».

Одной из существенных особенностей духовной культуры уже на стадии Древней Руси являлось преобладание в ней иррациональных компонентов над рациональными. В силу специфических условий исторического развития Древняя Русь не выработала особого пристрастия к строгим формально-логическим способам освоения бытия. И не случайно древнерусская икона конца Х1У – ХУ вв. стала своеобразной философией, «умозрением в красках» (Е.Трубецкой). Живописцам удалось воплотить не выразимые словами тайны своего мировидения и духовности По образному выражению Г.П.Федотова, Софийная Русь сравнима с немой девочкой, которая так много тайн видит своими неземными глазами и может поведать о них только знаками. Русская икона софийна и сакральна. Философия иконописи А.Рублева, величайшего русского иконописца, - Это философия Спаса, Богочеловека, снимающего противоположность неба и земли, духа и плоти; гимн любви, мудрости, человечности и красоты.

Русская философия не оформляется в специализированную и автономную систему знаний, а размывается по различным сферам культуры, сливается с ними.

Размышляя над особенностями русского национального характера, знаменитый русский историк В.Ключевский объясняет происхождение таких известных черт национального характера, как «авось» и «аврал». Историк отмечал, что природа Великороссии часто смеялась над самыми осторожными расчетами русского человека, своенравие климата и почвы обманывали самые скромные его ожидания и, привыкнув к этим обманам, Великоросс любил подчас очертя голову выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Доминантным понятием русского культурного архетипа стало «авось» – наклонность «дразнить счастье», «играть в удачу». Природа также приучила русского человека к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, работать скоро, лихорадочно, споро. Ни один народ в Европе не был способен к такому напряжению труда на короткое время какое мог развить великоросс, но и нигде в Европе не найти было такой непривычки к умеренному и размеренному постоянному труду, как в Великороссии. Борьба с природой требовала солидарных, коллективных усилий. Поэтому устойчивыми понятиями и установками их жизнедеятельности явились «навалиться всем миром» и «аврал».

Исследуя проблему России, Н.А.Бердяев писал, что приблизиться к пониманию «загадки», « души» России возможно через фиксацию, выявление антагонистических противоречий, раздирающих ее бытие. И в других странах можно найти противоположности, но «только в России тезис оборачивается антитезисом». Историческое бытие России определяется бинарностью.

Среди Российских ценностей, определяющих Лицо России, Г.П.Федотов выделял ее замечательную природу, кроткую мудрость души народной, русскую классическую литературу и музыку, икону и православие, культуру Древней Руси, трудовой и ратный подвиг великоросса, бесчисленных мучеников., павших за свободу.

Высказывания философов русского зарубежья и сегодня звучат вполне современно. И сегодня как никогда актуально «облечь плотью великую душу России», сохранить богатейшее культурное наследие России, ибо потеря завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества, не говоря уже о стране с таким богатым культурным наследием, как Россия.

РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ИСТОРИЧЕСКИХ СУДЬБАХ РОССИИ.

Великий русский историк В.Ключевский не случайно свой «Курс русской истории» начал с анализа русской природы и ее влияния на историю народа. Ибо русская равнина, ее почвенное строение, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, овраги и летучие пески – так или иначе, формировали мировоззрение русского народа, тип преимущественной хозяйственной деятельности и характер земледелия, тип государственности и взаимоотношения с соседними народами, фольклор и народную философию.

Особое внимание он уделял трем составляющим славянского бытия, во многом определившим особенности национального менталитета.

Лес был многовековой обстановкой славянской жизни: до второй половины 18 века жизнь наибольшей части славянского населения проходила в лесной полосе нашей равнины. Лес оказывал человеку множество хозяйственных услуг: снабжал строительным материалом и топливом, давал мужику липовую кору для изготовления его традиционной обуви – лыковых лаптей. Это охота и звероловство, лесное пчеловодство. Ценные шкурки мелких пушных зверей выполняли роль «валюты». (Слово «куны» до 14 века употреблялось в значении деньги). Лес – это мед, воск для изготовления церковных свечей. Оказывал лес и услуги религиозно-нравственного характера: в тяжелые времена благочестивые люди уходили в лесную «пустыню». И, несмотря, на такую важную роль в жизни славян, славянин, как подчеркивал В.Ключевский, леса не любил, населял его всевозможной нечистью и страхами, о чем недвусмысленно свидетельствует фольклор.

Велико и благотворно было историческое значение славянских рек. Это и обильные рыбные запасы, средства сообщения и общения. По берегам рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины. Речные пути, в частности, знаменитый путь «из варягов в греки» служили политическим, экономическим и культурным стержнем, вокруг которого образовалась «земля Русская». К реке славянин относился тепло. Почти все славянские реки были воспеты.

Третья стихия славянской природы – степь, широкая, раздольная и безбрежная - в течение долгих веков была для славян, а позднее и русских, постоянным источником опасностей, нашествий и разорений. Ключевский отмечал, что борьба со степным кочевником, длившаяся с 8 и почти до конца 17 века – самое тяжелое историческое воспоминание русского народа. К степи было отношение двоякое. С одной стороны, ее просторы так или иначе обусловили широту национального характера, а с другой - это постоянная угроза мирному существованию.

А.С. Пушкин в письме к П.Я.Чаадаеву также связывает место - расположение России с ее исторической судьбой. «Это Россия, ее необъятные просторы поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена….Нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех.»

В.Ключевский отмечал, что на иностранцев сильное впечатление производили необустроенность славянских жилищ, производивших впечатление временных поселений, хозяева которых в любое время могли покинуть свое жилье.

Обращаясь также к проблеме национального менталитета, Н.А.Бердяев считал, что многие качества национального характера не могут быть объяснены рационально, ибо своими корнями уходят в «хаотические стихии» первичного природного и общественного бытия. Важную роль в исследовании «тайны славянской души» философ отводит географическому фактору, беря за основу огромные и безбрежные пространства России.

Тип странника, столь характерный для России, во многом обусловлен огромными пространствами. Духовное странствование, считает Бердяев, есть в Лермонтове, Гоголе, Л.Толстом и Достоевском, а на другом конце – у русских анархистов и революционеров, «стремящихся по-своему к абсолютному, выходящему за грани всякой позитивной и зримой жизни.»

Безбрежные просторы, мать-земля воспринималась как заступница, чуть ли не Богородица, писал Н.Бердяев.

Безграничность пространств, по его мнению, рождает неоформленность.

Н.Бердяев, вслед за В.Ключевским считал, что в России нет крепкого тяжелого быта. Она «не призвана к благополучию, к телесному и духовному благоустройству»

Философ замечал, что в России было создано могущественнейшее в мире государство, величайшая империя. «Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории.

Исследуя проблему России, философ писал, что приблизиться к пониманию «загадки», «души» России возможно через фиксацию, выявление антагонистических противоречий, раздирающих ее бытие. И в других странах можно найти противоположности, но «только в России тезис оборачивается антитезисом…». Историческое бытие России определяется бинарностью. Это результат пограничного геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом. Н.А.Бердяев констатировал, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она объединяет два мира. И эта двойственность пронизывает все сферы Российского бытия. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное. Эти и подобные пары противоречий свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени.

Географический фактор отразился на исторических судьбах России, особенностях ее экономического, хозяйственного, культурного, политического развития. Философ русского послеоктябрьского зарубежья И.Ильин замечал, что всякий другой народ, будучи в географическом и историческом положении русского народа, был бы вынужден идти тем же самым путем. Ход русской истории слагался в силу объективных факторов. В итоге, отмечал Ильин, Россия превратилась в органическое единство, которое было прежде всего географически предписано и навязано нам землею .С первых же веков своего существования русский народ оказался на «отовсюду открытой и лишь условно делимой равнине.». Поэтому Россия издревле была организмом вечно вынужденным к самообороне. Также издревле Россия была географическим организмом больших рек и удаленных морей. Россия, писал И.Ильин, не должна была стать путевой, торговой и культурной баррикадой; ее мировое призвание было, прежде всего, творчески-посредническое между народами и культурами, а не замыкающееся и не разлучающее. Должна была стать великим и вседоступным культурным простором. И.Ильин подчеркивал, что Россия есть единый живой организм: географический, стратегический, религиозный, языковой, культурный, правовой, государственный, хозяйственный.

Философы русского зарубежья сходились в едином мнении, что Россия должна нести мир и стать основой всечеловеческого единения, быть освободительницей народов. Эта миссия уготована России и географическим положением – местонахождением между Востоком и Западом. Особенность географического положения России дала пищу и для незатухающего и поныне исторического спора славянофилов и западников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  2. Отчет заведующей кафедрой теории и истории культуры Васильченко Е. В. по окончании срока избрания на должность 1

    Публичный отчет
    Лица пенсионного возраста на кафедре - 2 доктора наук, профессора или 13,5% от общего числа. Доцентов, ст. преподавателей, ассистентов в пенсионном возрасте нет.
  3. Программа итогового междисциплинарного экзамена подготовки бакалавра по направлению 030600. 62 «Журналистика» Москва

    Программа
    Данная программа разработана выпускающими кафедрами Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии: деловой и политической журналистики, информационной политики и информационных исследований, медиа-менеджмента
  4. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97
  5. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Другие похожие документы..