Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відвідування лекцій та практичних занять обов’язкове. При пропуску лекцій – обов’язкове написання її реферату, при пропуску практичних занять: обов’я...полностью>>
'Документ'
Мор, Смерть (Танатос) и Сновидение (Гипнос); Мом (едкая насмешка) и Печаль; богинь судьбы Клото (прядущая нить жизни), Лахезис (отмеряющая) и Атропос...полностью>>
'Документ'
Основной задачей нервной системы (Н.С.) является получение информации о состоянии окружающей и внутренней среды организма, переработка, хранение и ис...полностью>>
'Документ'
Макроэкономический анализ экономического роста, инфляции, безработицы и других экономических проблем осуществляется на основе использования классическ...полностью>>

Элективный курс «практическая стилистика» Соколова О. В., Рябинина Л. А. Ссылка

Главная > Элективный курс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА»

Соколова О.В., Рябинина Л. А.

Ссылка: /Text/t37_168_3.htm

Краткая программа для 10-11-х классов

гуманитарного профиля (70 ч)

Специфика и задачи курса:

- задать систему ориентиров в языковом/речевом многообразии, с тем чтобы ученик мог определять границы своей коммуникативной компетентности и ставить учебные цели;

- способствовать расширению речевого опыта учащегося в разных речевых сферах;

- способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации.

Специфика подхода:

- не ставится задача систематического и последовательного изучения всех функциональных стилей и видов речевой деятельности. Отбор коммуникативных ролей, которые «примеряет» на себя ученик, в каждой конкретной сфере речи производится по критерию практической значимости для любого образованного человека;

- возможность «переключения» учащихся из одной речевой сферы в другую, что позволяет учащимся сопоставлять речевые жанры, языковые средства, стратегии и тактики, способствует становлению рефлексии и тем самым вырабатывает гибкость в применении речевых стратегий;

- открытость многих вопросов и тем, рассматриваемых в курсе, и неоднозначность ответа на эти вопросы;

- «разножанровость» и «разносферность» текстов: использование текстов современной периодики, публицистики, школьных документов, законов и т.п.

- постоянное обращение учащегося к собственному речевому опыту, анализ реальной речевой практики, что помогает учащимся самим ставить и формулировать учебную цель.

Курс состоит из 5 модулей, последовательность которых может варьироваться. Кроме того, при решении какой-либо конкретной задачи (например, подготовки к выступлению) может быть использовано сразу несколько модулей.

В структуре модуля выделяются 5 блоков: ситуативный (-моделирующий), аналитический, информационный, практический, рефлексивно-оценочный.

Модуль 1. «ЯЗЫКИ, КОТОРЫЕ МЕНЯ ОКРУЖАЮТ» (задает общее представление о разновидностях языка: диалекты, социолекты, профессиональные языки, функциональные стили и др. Задача ученика: «обнаружение» разновидностей употребления языка и анализ собственного речевого опыта).

Введение. «Сколько «языков» в русском языке?» Языковое пространство: территориальные, социальные, функциональные, временные, индивидуальные разновидности употребления языка.

Что такое литературный язык? Языковая норма. Относительность и границы языковой нормы.

Сферы речи в современном обществе. Повседневная, деловая, научная, общественно-политическая, эстетическая. «Анкета» сферы речи: предназначение в социальной жизни; состав участников и их роли; речевые жанры; разновидность (стиль) языка. Учебная сфера речи. Ее специфика.

Устная и письменная коммуникация (УК, ПК). Сходство и различие. Невербальные компоненты УК. Восприятие устного и письменного текстов. Речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи. Трудности в восприятии «озвученного» письменного текста. Особенности УК в зависимости от сферы речи.

Речевой портрет. Речевой автопортрет.

Модуль 2. «Я СЛУШАЮ» (задача: освоить позицию активного слушателя; научиться соотносить цели слушания с выбором стратегии и тактики слушания).

Роли слушающего и говорящего в устной коммуникации в разных сферах общения. Общая характеристика. Говорящий: рассказчик, лектор, диктор, ведущий, оратор, докладчик, чтец, проповедник, сказитель, телекомментатор, учитель. Слушающий: слушатель, радиослушатель, зритель, телезритель, ученик. Коллективный слушатель: аудитория, толпа и т.п. Специфика ролей.

Коммуникативная роль слушателя. Что мы делаем, когда слушаем? Слушать и слышать. Цели слушания. Стратегии слушания. Их зависимость от цели.

Выборочное слушание (ВС). Цель ВС. Ситуации, в которых необходимо ВС. Ситуации, в которых ВС неадекватно и приводит к разрыву в коммуникации. ВС и сферы речи.

«Эстетическое» слушание. Особенности слушания художественного текста в зависимости от цели.

Аналитическое слушание (АС). Цели АС, Ситуации, в которых необходимо АС. АС и сферы речи (научная, политическая, учебная). АС как процесс извлечения, структурирования и сопоставления информации. Способы повышения результативности слушания: уточняющие вопросы, записи, перефразирование, резюмирование и др.

Модуль 3. «Я ГОВОРЮ» (задача: научиться выстраивать публичное выступление в соответствии с коммуникативной целью, особенностями аудитории; обсуждать, участвовать в дискуссии).

Диалогическая и монологическая речь (ДР, МР). Повседневная сфера общения как сфера преимущественно ДР. МР в научной, политической, деловой сферах. Жанры МР: научный доклад, сообщение, лекция, публичное выступление, презентация и др. Особенности МР. Монолог как развернутая реплика диалога.

Репродуктивная и продуктивная (креативная, авторская) речь (РР и ПР). Примеры РР: «озвучивание» новостей, чтение наизусть, пересказ «близко к тексту», чтение доклада «по бумажке» и т.п. Примеры ПР: участие в обсуждении, неподготовленные ответы на вопросы журналиста и т.п. РР как причина коммуникативных неудач. Память как основа РР. Владение предметом, способность к рефлексии, учет адресата и условий коммуникации, умение переформулировать как основа ПР. Отражение в языке слушательской оценки РР.

Публичное выступление (ПВ). Особенности ПВ в разных сферах общения. Цели ПВ: сообщить информацию; убедить, привлечь на свою сторону; заинтересовать, побудить к каким-либо действиям. Жанры ПВ: доклад, сообщение, лекция, обращение, агитационная речь, полемическое выступление, презентация и т.п. Концепция адресата как жанрообразующий элемент. Языковые средства, используемые в различных жанрах ПВ. Аргументированность и убедительность речи. Сопоставление особенностей ПВ в разных сферах общения.

Диалог в различных сферах речи: беседа, спор, переговоры, дискуссия, полемика, дебаты и др. Сходство и различие.

Модуль 4. «Я ЧИТАЮ» (задача: научиться выбирать стратегию и тактику чтения в соответствии с коммуникативной целью, освоить роль активного читателя).

Роли читающего и пишущего в письменной коммуникации в разных сферах общения/речи. Читающий: профессиональный (литературный критик, рецензент, обозреватель и др.) и непрофессиональный (массовый читатель, библиоман, ученик и др.) читатель. Пишущий: профессиональные (писатель, журналист, ученый, писарь и др.) и непрофессиональные писатели. Характеристика ролей с точки зрения цели коммуникации, адресованности речи, активности/пассивности роли.

Я - читатель. Ситуации, в которых я выступаю в роли читателя. Тексты, которые я читаю. Цели чтения. Виды чтения. Их зависимость от цели.

Поисковое чтение (ПЧ). Цель ПЧ - поиск нужной информации. Ситуации, в которых необходимо ПЧ. ПЧ и сферы речи. Сравнение тактики выборочного слушания и ПЧ. ПЧ и выборочное чтение: сходство и различие. Возможные причины коммуникативных неудач при ПЧ и выборочном чтении. Структура текста. Актуальное членение высказывания. Тема и рема.

Ознакомительное чтение (ОЧ). Цель ОЧ - получить представление о предмете речи, понять логику автора. Ситуации, в которых необходимо ОЧ. Ознакомительное просмотровое чтение - вычитывание тематической основы текста (о чем текст?). Ознакомительное реферативное чтение (чтение со сжатием текста). Тематическая последовательность текста. ОЧ в разных сферах речи. Особенности текстов деловой сферы (строгая регламентированность и клишированность), научной сферы (логичность изложения) — свойства, облегчающие поисковое и ОЧ. Особенности текстов эстетической сферы, затрудняющие ОЧ.

Аналитическое чтение (АЧ). Цель АЧ - точное понимание информации, содержащейся в тексте, определение позиции автора и определение своего отношения к изложенной информации и точке зрения автора. Тактика АЧ: постановка вопросов до и после прочтения, «заметки на полях», выписки, составление конспекта, реферирование. Сферы речи и АЧ. АЧ научного текста. АЧ художественного текста. АЧ публицистического текста.

Модуль 5. «Я ПИШУ» (задача: освоить наиболее часто встречающиеся жанры деловой и учебной сферы речи; «попробовать свои силы» в публицистике).

Я - «писатель». Умею ли я писать? Что мне приходится писать? Что я умею писать? Что мне нужно научиться писать? (Жанры и сферная принадлежность текстов.)

Репродуктивная и авторская письменная речь. Специфика жанра школьного сочинения.

Чужое слово в авторском тексте. Высказывание как звено в цепи речевой коммуникации. Авторский текст как ответ на чужие высказывания. Способы цитирования и отсылок к другим текстам.

Культура создания письменного текста: наброски, черновики, окончательный текст.

Жанры деловой сферы речи: заявление, резюме, отчет, приглашение, объявление и т.п.

Жанры общественно-политической сферы речи. Статья, полемические заметки, обращение и др. Языковые средства воздействия на читателя. Отличие газетных штампов от штампов деловой сферы речи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курсы esp как реализация профессионально-направленного подхода к иноязычной подготовке в техническом вузе

    Документ
    В сборнике представлены статьи участников межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой проблемам профессионального высшего образования, стратегиям обучения иностранному языку, вопросам лингвистики и переводоведения.
  2. Горловой Н. А., Маяковой Е. В., Горловой О. А

    Реферат
    Проблема преемственности в обучении иностранным языкам в контексте непрерывного образования. Часть 1. Межвузовский сборник научных статей аспирантов. / Под ред.
  3. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.
  4. Библиографический указатель изданий Коми научного центра Уро ран 2001-2005 гг

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель изданий Коми научного центра УрО Российской академии наук: 2001-2005 гг. (в 2-х частях) / Научная библиотека Коми научного центра УрО РАН.
  5. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.

Другие похожие документы..