Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Відповідь. Суб’єктами господарювання при мінімізації податків та зборів досить часто використовувалась схема перенесення податкових зобов’язань на фі...полностью>>
'Документ'
11.1. Сводный анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Мышкинск...полностью>>
'Документ'
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на развитие личности ученика. Обучение его самост...полностью>>
'Статья'
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов материалов. При перепечатке ссылка на журнал обязательна....полностью>>

Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Шило Татьяна Борисовна

Специфика изучения произведений фантастики

в 5-9-х классах средней школы

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература)

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Самара, 2007

Работа выполнена кафедре русской классической литературы
и методики преподавания литературы
Оренбургского государственного педагогического университета.

Научный руководитель – доктор педагогических наук,
профессор Прокофьева Алла Георгиевна.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Шамрей Людмила Васильевна;

кандидат педагогических наук, профессор
Акбашева Альмира Сабировна.

Ведущая организация Сургутский государственный
педагогический университет.

Защита состоится "14" мая 2007 г. в 14.00. часов на заседании диссертационного совета К 212.216.01 по присуждению ученой степени кандидата филологических и кандидата педагогических наук при Самарском государственном педагогическом университете по адресу: 443099, Самара, ул. Л. Блюхера, д. 25, зал Молодежного центра.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Самарского государственного педагогического университета по адресу: 443099, г. Самара, ул. Горького, д. 65/67.

Автореферат разослан "12" апреля 2007 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат филологических наук,
доцент О.И.Сердюкова

Фантастика – это относительно новый раздел в школьном курсе литературы российских школ. Как самостоятельная дисциплина она изучается во многих учебных заведениях США, Канады, Англии и других европейских странах. Существуют многочисленные спецкурсы, которые проводятся в ряде зарубежных колледжей, лицеев и университетов. В российских общеобразовательных средних и высших учебных заведениях положение фантастики долгое время было нестабильным. В разные периоды (например: 70-80-е годы XX в.), отдельные спецкурсы и факультативы входили в систему обучения студентов некоторых вузов страны, но они просуществовали недолго. Начиная с 1919 года и до настоящего времени вопрос об изучении фантастики российскими школьниками стоит остро и вызывает дискуссии среди методистов и учителей-словесников. Лишь с 90-х годов XXв. в школьные программы были включены отдельные фантастические произведения.

Повышенный интерес учащихся, введение произведений фантастики в школьные программы и недостаточная изученность данной проблемы в методике преподавания литературы определили актуальность нашего исследования.

Степень разработанности проблемы. Отдельные попытки рассмотреть ряд общих проблем изучения фантастики в школе были предприняты в исследованиях А. Белошистой, О.В. Виноградовой, И.С. Збарского, Н.А. Кушаевой, Н.Г. Локтионовой, М.М. Мещеряковой, В.П. Полухиной, М.М. Рубинштейн, В.М. Соломоденко и др. В практике школы вопросами разработки отдельных уроков и внеклассного чтения занимались учителя Е. Бессмольнова, Н.А. Борисенко, А.И. Вайсман, О. Волкова, С.А. Гуматдинова, В.Г. Клеткина, Н. Кутейникова, Л.Л. Лысенко, Т.Г. Струкова, Г. Шабалкова, А.А. Шелестова методисты А.С.Акбашева, Н.А.Бодрова, Н.М. Гердзей-Капица, Я.Г.Неструх и др. Проблемы анализа художественного произведения тесным образом связаны с рассмотрением вопроса о восприятии их школьниками и этапами литературного развития учащихся. Данные вопросы затрагивались в работах Т.Г. Браже, Н.Ф. Бучило, Л.С. Выготского, Л.Г. Жабицкой, М..Г. Качурина, Н.И. Кудряшева, В.Г. Маранцмана, Б.С. Мейлаха, Н.Д. Молдавской, О.И. Никифоровой, Л.Н. Рожиной, И.В. Сосновской, Л.В. Шамрей и др. ученых. Для нашего исследования были важны работы по развитию читательского воображения и творческих способностей школьников В.Ф. Асмуса, Т.Н. Андреевой, Н.Р. Бершадской, А.С. Вознесенской, Т.В. Казанцева, Л.И. Коноваловой, З.Я. Рез, В.З. Халимовой, И.А. Шарапова, П.М. Якобсона и др.

Решение методических проблем, связанных с изучением фантастики, в первую очередь зависит от разработанности проблем литературоведческого характера, поэтому в своем исследовании мы обращались к трудам К.Андреева, Р. Арбитмана, Е.П. Брандиса, А.Ф. Бритикова, В.И. Бугрова, Вл. Гакова, Ю. Кагарлицкого, Конопка Бланка, Е.Н. Ковтун, Б. Ляпунова, Е.М. Неелова, С. Никольского, А.Н. Осипова, В.А. Ревича, Ю. Рюрикова, А. Урбана, К.Г. Фрумкина, Н.И. Черной, В. Чумакова и др. литературоведов и фантастоведов, а также к критическим статьям писателей-фантастов: Г. Альтова, Д.А. Биленкина, А.Р. Беляева, Г.И. Гуревича, И.А. Ефремова, Е.И. Парнова, А. и Б. Стругацких и др.

Объектом для нашего исследования стал процесс изучения произведений фантастики в средних классах.

Предметом исследования является установление специфических форм, путей и приемов изучения фантастики в классно-урочной системе и внеклассной работе.

Цель исследованияразработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему изучения произведений фантастики с учетом специфики этой отрасли литературы в 5-9 классах средней школы.

Гипотеза исследования: изучение произведений фантастической литературы расширит представление учеников 5-9 классов об историко-литературном процессе, повысит эффективность изучения произведений фантастики, если:

– будет проведен правильный отбор произведений фантастики для изучения и внеклассного чтения с учетом читательских интересов школьников;

– будет учтена специфика произведений фантастики разных жанров и особенности восприятия школьниками произведений разных направлений фантастики;

– будет организовано поэтапное изучение фантастики с последовательным углублением и расширением читательских представлений о специфике фантастической литературы от 5 к 9 классу с учетом литературного развития школьников;

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

– проанализировать психолого-педагогические, литературоведческие и методические исследования с целью выявления накопленного опыта и традиций работы по изучению фантастических произведений в школе;

– выявить степень изученности обозначенной проблемы;

– определить произведения фантастики для изучения на уроках в 5-9 классах и для внеклассного чтения, учитывая интересы учащихся и возрастные особенности школьников;

– установить возможности постижения учащимися 5-9 классов теоретико-литературных понятий фантастоведения в процессе изучения произведений фантастики;

– разработать и апробировать методическую систему изучения фантастической литературы учащимися 5-9 классов, представить варианты уроков этой системы.

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии, целостности явлений и процессов, концепции личностно-деятельного и функционально-системного подхода, труды по литературоведению, в частности фантастоведения, в которых рассматриваются вопросы своеобразия фантастической литературы; работы по педагогике, психологии, методике преподавания литературы, в которых разработаны проблемы восприятия и изучения художественных произведений с учетом возрастных особенностей школьников 5-9 классов.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались различные методы исследования:

– методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сопоставление и др.);

– сравнительный и проблемный анализ методических источников и концепций в области задач нашего исследования (анализ федеральных программ по литературе, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование);

– эмпирические методы (наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование);

– экспериментальные методы (констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент);

– статистический и праксиметрический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента, контрольных и творческих работ учащихся).

Основные этапы исследования: исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2000-2003 гг.) была определена рабочая гипотеза, цели и задачи исследования, дано теоретическое обоснование проблемы, изучены связанные с ней литературоведческие, фантастоведческие, психолого-педагогические и методические труды, определены основные направления исследования.

На втором этапе (2003-2004 гг.) осуществлялось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках по изучению фантастических произведений, проводились беседы с учителями-словесниками по избранной проблеме, началось осуществление констатирующего и формирующего экспериментов.

Третий этап (2004-2005гг.) включал в себя завершение констатирующего и обучающего эксперимента в школе, в ходе которого проверялась эффективность разработанной нами системы, обобщались и систематизировались результаты работы, формулировались выводы, проводилось анкетирование ряда писателей-фантастов.

На четвертом этапе (2005-2006 гг.) проверялась правильность сделанных выводов, корректировались выбранные пути анализа и методических рекомендаций по изучению фантастических произведений с учетом возрастных особенностей детей и специфики жанра. Проводились личные встречи и беседы с писателями-фантастами и учителями по выявлению их отношения к обозначенной проблеме.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось с 2000г. по 2005г. в школах (МОУ «СОШ № 10», МОУ «СОШ № 27»), гимназиях (МОУ «Гимназия № 1») и колледжах (МОУ «ОХУ», МОУ «ОПК № 1») города Оренбурга. В исследовании принимали участие 673 школьника 5-11 классов, 24 учителя-словесника: А.Г. Белоус, Е.К. Дубцова, Е.В. Иванова, Т.Н. Колбасина, С.А. Колотовкина, Е.А.Рудакова, В.П. Федорович, Ю.В. Черенкова, И.П. Чумак, и др.; 13 писателей-фантастов: Владимир Васильев, Александр Громов, Алексей Евтушенко, Александр Зорич (Дмитрий Гордевский и Яна Боцман), Алексей Калугин, Алексей Корепанов, Леонид Кудрявцев, Евгений Лукин, Г.Л. Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский), Геннадий Прашкевич, Борис Стругацкий. Кроме того, мы опирались на свой педагогический опыт работы в МОУ «СОШ № 10» г. Оренбурга.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– обобщен материал по изучению произведений фантастики в средней школе;

– определены методические условия изучения произведений фантастики в 5-9 классах в зависимости от жанровой специфики;

– разработана программа элективного курса «Мир фантастики» (7-9 кл.) с пропедевтическим курсом в форме литературно-творческого кружка «Фантастика и мы» для 5-6 классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

– выделены основные литературоведческие понятия, необходимые для понимания специфики фантастики на уроках литературы.

–определены критерии отбора фантастических произведений для изучения на уроках и внеклассной работе в средних классах;

– создана, теоретически обоснована и апробирована система изучения фантастических произведений в 5-9 классах с учетом специфики изучаемой отрасли литературы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы учителями средних школ и гимназий, преподавателями гуманитарных факультетов при разработке спецкурсов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений диссертации, целенаправленном использовании данных литературоведов, фантастоведов, психологов, педагогов, результатами опытно-экспериментальной работы на базе школ г. Оренбурга, свидетельствующими об эффективности предложенной методики, представлением материалов исследования на научно-практических конференциях.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические и методические положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы ОГПУ в 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006гг.; на внутривузовских, всероссийских и международных конференциях: на XXIII преподавательской и XLI студенческой научно-практической конференции (Оренбург, 25-26 апреля 2001г.); Вторых международных Измайловских чтениях, посвященных 200-летию со дня рождения В.И. Даля (Оренбург, 25 -27 октября 2001г.); на XXIV преподавательской и XLII студенческой научно-практической конференции (Оренбург, 4-5 апреля 2002г.); Третьих международных Измайловских чтениях, посвященных 170-летию приезда в Оренбург А.С. Пушкина (Оренбург, 9-10 октября 2003г.); на научно-методической конференции «Проблемы модернизации литературного образования в средней и высшей школе» (14-15 ноября 2003г.); на XXVI преподавательской научно-практической конференции (Оренбург, 7-8 апреля 2004г.); Всероссийской конференции и XXIX Зональной конференции литературоведов Поволжья «Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе» (Тольятти, 12-14 октября 2004г.); Всероссийской научной конференции языковедов и литературоведов Поволжья «Русский язык и литература рубежа XX-XXI веков: Специфика функционирования» (Самара, 5-7 мая 2005г.); Международной научной конференции «Русская фантастика на перекрестье эпох и культур» (Москва, 21-23 марта 2006г.).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Новейшие литературоведческие исследования о фантастике, включение произведений фантастов в школьные программы, усиливающийся интерес школьников к этому явлению культуры и недостаточность ее изученности в методике преподавания литературы свидетельствуют о том, что данная проблема актуальна и требует методического осмысления.

  2. Изучение в 5-9 классах фантастики как особой отрасли мировой литературы требует учета ее специфики и определенного подхода:

– к отбору произведений;

– к выбору путей и приемов изучения отечественных и зарубежных произведений фантастики;

– к работе с литературоведческими понятиями.

  1. Обращение к разнообразным видам деятельности учащихся в соответствии с этапами литературного развития школьников способствует осознанию жанрово-тематической специфики произведений фантастики.

  2. Необходимость сочетания классных, внеклассных и элективных занятий для более полного понимания специфики произведений фантастика.

  3. Оптимальный вариант изучения фантастики в ее специфических проявлениях становится разработка и ведение элективного курса в школьной практике.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, содержащих материалы по проблеме исследования, наглядно и информативно дополняющих главы диссертации.

Содержание исследования

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цели и задачи исследования, формируется гипотеза, положения, выносимые на защиту, описываются этапы и методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В I главе «Теоретические основы изучения произведений фантастики в школе» рассматриваются теоретические предпосылки включения произведений фантастики в основной курс литературы общеобразовательных школ.

В §1 дается характеристика состояния изученности проблемы, раскрывается сущность понятий «фантастика», «научная фантастика», «фэнтези». На протяжении развития литературы исследователи, писатели-фантасты пытались дать определение фантастики, рассматривая ее в разных аспектах: как «форму отражения мира» (И.А. Елисеев), как мир причудливых образов, созданных воображением (Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев), как «стилевое течение» (С.Г. Асадуллаев), как «специфический метод художественного отображения жизни» (С. Павлов, А.А. Сурков), как жанр (Е. Войскунский, В. Савченко), как разновидность, отрасль художественной литературы (А. и Б. Стругацкие, К. Булычев, В. Бугров, А.Н. Николюкин), как неотъемлемую часть мировой литературы (В. Крапивин, В. Колупаев, Ю. Петухов, Д. Колюжный, Е.П. Брандис и др.). А. Урбан, Г.И. Гуревич, А.М. Шалганов, Е. Тамарченко и др. относят фантастику к отдельной, самостоятельной литературе – своеобразной «параллельной литературе». В последнее время современная фантастика расширила сферу своего проявления, стала многообразной и многоликой (кинофантастика, фантастическая живопись, фантастическая графика, фантастическая фотография и т.д.), поэтому мы, придерживаясь точки зрения, выдвинутой В. Можеговым, А.Б. Косаревой, А.Н.Осипова и др., рассматриваем фантастику как «явление культуры» и составную часть творчества человека. В параграфе прописаны основные задачи, функции, даны основные классификации исследователей и писателей-фантастов (Г.С. Альтова, Г.И. Гуревича, Т. Чернышевой, В.М. Чумакова и др.), литературоведческие проблемы, связанные с научной фантастикой (определение, классификация, соотношение с наукой) и фэнтези (определение, классификация, отнесенность произведений к этому направлению). Одной из главных проблем изучения фэнтези является анализ причин возросшего интереса к ней. В решении этого вопроса среди фантастоведов просматривается некоторая общность взглядов. В. Каплан, О. Котова, В. Тимофеева и др. исследователи считают, что люди устали от сложности, неоднозначности, противоречивости и нестабильности реальной жизни, особенно подростки. Они не могут найти себя, свое место в жизни, не могут разобраться в реальности, когда нарушены моральные и нравственные устои общества, когда размыты все границы между добром и злом, положительным и отрицательным, хорошим и плохим. Люди стараются убежать от неприглядной действительности, от осознания своей беспомощности, ненужности обществу. Поэтому подростки прельщаются историями о сильных героях, красивых принцессах и приключениях во имя какой-либо цели, стараясь представить себя на месте главных персонажей. В их сердцах появляется надежда, как отмечает И. Вандич на то, что простой человек в бездушном мире, чужой всем, одинокий и неприкаянный, вдруг сможет стать героем. Ряд исследователей и писателей (Д. Калюжный, А. Жабинский, Е. Филенко, А. Осипов, Ю. Петухов и др.) отмечают и другую причину популярности фэнтези: она превратилась в развлекательный жанр, «сказочное развлекалово», заслонив собой другие жанры и направления фантастики. В связи с этим складывается негативное отношение в целом к фантастике как явлению культуры, и высказываются мнения о ее кризисе в мировой литературе. Особое место в параграфе занимает рассмотрение современного состояния фантастики: копирование отечественными писателями англо-американских фантастов; кинематографичность фантастики; вытеснение традиционной фантатсики фэнтези; разрушение школ великих отечественных мастеров-фантастов; «издательский диктат»; цеховая замкнутость фантастов. Литературоведческие проблемы влекут за собой появление ряда проблем по изучению фантастики школьниками: целесообразность изучения произведений отдельных жанров фантастики (фэнтези, научной фантастики и др.); образовательные и воспитательные возможности фантастики; отбор произведений фантастики для изучения на уроках и на внеклассном чтении с учетом возрастных особенностей школьников; определение путей и приемов изучения фантастики; формирование у школьников умения отличать значимые произведения от массовых, низкопробных текстов. Литературоведческим и методическим проблемам изучения фантастики была посвящена первая в России международная научная конференция «Русская фантастика на перекрестье эпох и культур» (Москва, 2006 г.).

В ходе этой конференции и по Интернету нами было проведено анкетирование и интервьюирование современных писателей-фантастов. Судя по ответам большинство писателей, видят основную проблему современных школ в некачественном преподавании литературы, но все они сходятся во мнении, что фантастику целесообразнее изучать во внеклассной работе.

В §2 освещаются литературоведческие и методические работы по изучению фантастики. Долгое время, вплоть до конца XIX в., фантастика не рассматривалась как самостоятельный жанр литературы, в связи с чем отсутствовали специальные литературоведческие работы, посвященные этой проблеме, хотя сам термин был выведен Ш. Нодье еще в начале прошлого века.

В дореволюционной отечественной критике фантастика рассматривалась не столько в русле литературного процесса, сколько в области социально-утопических предсказаний, как приложение к философским и социологическим дисциплинам. Такое положение фантастики сохранялось достаточно долгое время. В Санкт-Петербурге, до выхода журнала «Удивительные истории» Х. Гернсбека (1926 г.), появился в 1907 г. первый номер отечественного аналога – «Идеальная жизнь», в котором была предпринята первая попытка анализа фантастики. Российское литературоведение обратилось к изучению фантастики начиная с XX в.: В.Я. Брюсов – (1909 г.), В. Святловский, В. Детякин – 1920-е гг., Е.П. Брандис, М. Лазарев, К. Андреев – 1950-е гг., Ю.И. Кагарлицкий, Б.В. Ляпунов, В. Ревич, В. Бугров, А. Осипов, А. Зеркалов, С. Никольский, А. Евдокимов, Ю. Рюриков – 1960-70-е гг. и др. В 1970 – 1980 г. фантастоведение уверенно закрепляется в академической науке, в этот период исследования по фантастике становятся более глубокими и разнообразными. Критические и библиографические материалы по истории, теории и современному состоянию научной фантастики регулярно публикуются в научно-популярных журналах, в том числе и в «Уральском следопыте», где большую его часть занимал научно-фантастический журнал «Аэлита» – единственное издание, в котором публиковались произведения знаменитых и начинающих молодых писателей-фантастов, систематически давались библиографические обзоры новых фантастических книг, помещались статьи исследовательского и критического характера, давались рецензии на некоторые фантастические произведения, печатались небольшие комментарии учителей средних школ, касающиеся чтения детьми фантастической литературы. В 1980 – 1990-х гг. были предприняты первые попытки создания популярных учебных пособий по фантастике для средних школ и высших учебных заведений – это монография Г.И. Гуревича «Беседы о научной фантастике» и учебник А.Н. Осипова «Основы фантастоведения». В 1990 – 2000 гг. интерес литературоведов и библиографов к данной отрасли литературы несколько снизился, но именно в этот период появились первые исследования языковедов Н.В. Новиковой, Т.А. Синипольской и монография М.М. Мещеряковой (1998 г.), в которой затрагивается проблема фантастики. С середины 90-х годов XX века в периодике начали появляться статьи и заметки учителей, посвященные изучению фантастики, содержащие разработки, рекомендации по проведению того или иного урока, чаще уроков внеклассного чтения. Наиболее значимой из них является статья А. Белошистой (1988 г.).

В §3 проводится анализ общеобразовательных программ с 1919 по 2006 гг. и современных методических пособий для учителей, который свидетельствует о том, что с 1919 г. по 1981 г. фантастика практически не входила в школьный курс литературы и только на непродолжительное время появлялась в общеобразовательных программах. Анализируя общеобразовательные программы по литературе этого времени можно с уверенностью сказать, что период конца 70-х – начала 80-х годов явился переломным и решающим в вопросе изучения фантастики учащимися средних школ, т.к. именно с этого периода данная тема начала прочно обосновываться в школьном курсе литературы. Начиная с 90-х годов XX века, методисты Г.И. Беленький, А.И. Княжицкий, В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, А.Г. Кутузов, М.Б. Ладыгин, Б.А. Ланин, В.Г. Маранцман, Г.С. Меркин, Н.П. Михальская стали активно вводить фантастику в программы общеобразовательных школ.

В современной методике преподавания литературы уже сложились определенные традиции в отборе произведений фантастики для изучения в школе. Методисты и писатели-фантасты особое внимание рекомендуют уделять творчеству таких зарубежных писателей-классиков, как А. Азимову, Р. Брэдбери, Ж. Верну, С. Лему, Д. Толкиену, Г. Уэллсу, Р. Шекли и отечественным: А. Беляеву, К. Булычеву, И. Ефремову, братьям Стругацким, А.Н. Толстому. В этом параграфе мы даем анализ методических пособий для учителей 5-6 классов (конца 1990-х – 2006 гг.) Н.И. Вайсмана и Л.Л. Лысенко, Г.А. Косых, Т.Ф. Курдюмовой, И.К. Мартемьяновой, Р.Ф. Мачулиной, В.Г. Петровича и Н.М. Петровича, Г.Ф. Савченко, Б.И. Турьянской и Л.А. Холодковой, в которые включены отдельные рекомендации по изучению фантастических текстов в школе и отмечаем недостаточность методических работ по изучению фантастики.

В §4 представлена разработанная нами концепция изучения фантастики в школе. Отмечая, что знакомство учащихся с фантастикой традиционно происходит начиная с античности только на примерах зарубежных произведений, а отечественные фантасты большей частью рекомендуются для самостоятельного чтения, мы предлагаем изучать фантастику с античной мифологии как основы зарубежной фантастики и славянской мифологии как фундамента отечественной ветви этой отрасли литературы. Анализ литературы по проблеме и констатирующий эксперимент показали, что и в современной методике и в практике школы назрела необходимость выявления специфики изучения фантастики, разработки целей, форм, путей и приемов изучения фантастики в школе. На наш взгляд в школе следует учитывать следующие особенности изучения произведений фантастики:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агенство по образованию (3)

    Автореферат диссертации
    Авторефераты диссертаций из фонда библиотеки СГПА им. Зайнаб Биишевой : библиографический указатель / сост. О. В. Духнина. – Стерлитамак : Изд-во Стерлитамак.
  2. Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы (на примере изучения творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе)

    Урок
    Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературыи методики преподавания литературыСамарского государственного педагогического университетаМахмудов Шамиль Ахмедович;
  3. Образовательные программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» (1)

    Программа
    Т.Баранова М.Т.Баранов «Русский язык»,5 4часа М.Т.Баранов «Русский язык», 7 3часа М.Т.Баранов «Русский язык»,7 8 3часа Программа под редакцией С.
  4. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе таганрог

    Книга
    В монографии рассматриваются вопросы методики и технологии медиаобразовательного процесса в средних и высших учебных заведениях. Автором представлены теоретические и историко-педагогические основы методики и технологии медиаобразования,
  5. Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык

    Пояснительная записка
    В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы), основной (7-9 классы) и завершающий, систематизирующий (10-11 классы).

Другие похожие документы..