Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Знание основных понятий и методов, используемых в статистике; методов обработки и анализа статистической информации; методов моделирования и прогнози...полностью>>
'Документ'
Перед вами работа классиков психологической науки — издание, которое можно использовать в качестве основного или дополнительного пособия в рамках курс...полностью>>
'Документ'
Организуя заговор против своего мужа, как мы знаем, Екатерина заняла деньги у английского посла масона Кейта, шпиона Прусского Короля Фридриха. Принад...полностью>>
'Книга'
С тех пор минули десятилетия. Я был свидетелем того, как в двадцатых годах наш флот, потерявший в гражданскую войну большинство кораблей и многих опы...полностью>>

Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Динамика роста качества восприятия и осмысления фантастических

произведений в 5-6 классах (Относительная частота выражена в %)

Читательское

восприятие на уровне

5 класс

6 класс

Эксперимен-

тальный

Контрольный

Эксперимен-

тальный

Контрольный

Разграничения фантастического

и реального в тексте

53

14

67

25

Эмоций

читательских

48

21

64

30

авторских

17

2

23

5

Воображения

воссоздающего

37

25

48

36

творческого

49

14

62

16

Понимания

авторской

позиции

на сюжетном

уровне

72

33

84

42

на композиционном уровне

34

8

42

15

Таблица № 4.

Динамика роста качества восприятия и осмысления фантастических

произведений в 7-9 классах (Относительная частота выражена в %)

Читательское

восприятие на уровне

7 класс

8 класс

9 класс

Экспериментальный

Контрольный

Экспериментальный

Контрольный

Экспериментальный

Контроль-ный

Разграничения, определения роли фантасти-ого и реального в тексте

31

30

42

33

63

40

Эмоций

читательских

45

43

57

54

62

60

авторских

44

24

52

36

69

58

Воображения

воссоздающего

56

55

61

60

69

64

творческого

59

52

65

58

72

63

Понимания

авторской

позиции

на композиционном уровне

39

31

46

36

53

41

на идейно-тематическом уровне

42

33

49

35

57

40

на сюжетном

уровне

40

35

44

39

55

46

Понимания мастерства писателя

30

28

39

34

51

43

Таблицы наглядно показывают разницу качества восприятия и осмысления произведений фантастики учащимися контрольного и экспериментального классов. Наблюдается положительная динамика роста по всем параметрам восприятия и осмысления в экспериментальных классах, что свидетельствует о результативности разработанной нами системы изучения произведений фантастики. На завершающем этапе эксперимента нами было выявлено, что в сравнении с контрольными классами в работах учеников экспериментальных классов осмысление и анализ фантастических текстов идет на более высоком уровне.

В §2 предложена экспериментально проверенная система уроков литературы по изучению произведений фантастики в 5-6 классах. При изучении фантастики используются те же типы уроков, те же методы и приемы преподавания, что и при изучении других художественных произведений. В то же время словеснику, разрабатывая уроки по изучению фантастики, необходимо учитывать специфику рассматриваемого явления культуры, жанровое своеобразие произведений. Следует отметить, что каждый этап урока, начиная со вступительного слова учителя и заканчивая заданием на дом, будет носить специфический характер, связанный с экзотическим изображением действительности в фантастике. На уроках, посвященных изучению фантастических произведений, целесообразнее применять приемы и задания творческого характера, чаще обращаться к пересказам на развитие творческого воображения: «перескажи изображенные в произведении события от первого лица или от лица какого-либо вспомогательного персонажа (фантастического растения, животного, мифического существа или персонажа-человека)»; «расскажи о том или ином событии произведения, поставив себя на место героя»; «устно опиши, как ты представляешь того или иного мифического персонажа, сказочные племена, описанные автором». Фантастика накладывает особый отпечаток не только на приемы изучения, но и на организацию деятельности учащихся. При изучении фантастики используются привычные жанры письменных работ, но по содержанию они отличаются особым оттенком, например: «продолжи фантастический рассказ или сказку»; «измени концовку произведения»; «придумай и опиши будущее планеты»; «придумай и опиши новую фантастическую страну, планету и ее обитателей»; «создай в воображении нового фантастического зверя, опиши его повадки, его образ жизни и т.д.»; «придумай правила поведения человека, который попал на неизвестную планету»; «напиши фантастический рассказ или сказку» и т.д. Мы предлагали в 5-6 классах, прежде всего, нестандартные уроки инсценирования, путешествия, киноуроки, заочные экскурсии, презентации, КВН и др. Для учащихся 7-8 классов интересны были уроки-диспуты, уроки литературного суда, уроки-пресс-конференции и т.п.

В этом параграфе даны разработки уроков по изучению следующих произведений фантастики: «Хоббит, или Туда и Обратно» Д.Р. Толкиена в форме литературного суда с элементами инсценирования и пресс-конференции; «Каникулы» и «Зеленое утро» Р. Брэдбери в форме традиционных уроков (5-6 кл). На уроках литературы, помимо произведений зарубежных фантастов мы рассматривали творчество и отечественных писателей. Для проведения урока по повести К. Булычева «Заповедник сказок» была выбрана форма инсценирования. В ходе подготовки к уроку были сделаны костюмы для инсценирования, проведено несколько репетиций, изготовлены декорации. Предварительно ученики были ознакомлены с тем, как писать отзыв о спектакле или книге. В ходе урока было выслушано сообщение ученика о жизни и творчестве писателя, просмотрены и проанализированы сценки, поставленные по отрывкам повести, учениками были даны рекомендации актерам по исполнению ролей героев повести. Анализ повести начинался с вопросов: Что вы подумали о произведении, когда прочитали название книги? Что вы ожидали от прочтения произведения? При анализе мы уделяли особое внимание сопоставлению данного произведения с повестью Дж. Даррела «Говорящий сверток». В конце урока ученики получили задание написать отзыв на увиденные сценки. Предложенные нами задания и формы проведения уроков способствовали творческому развитию детей.

При работе с произведениями фантастики важную роль играет отбор и изучение литературоведческих, фантастоведческих терминов. Так при изучении рассказа «Запах мысли» Р. Шекли в 7 классе давалось определение «космическая робинзонада». Урок проходил в традиционной форме и сопровождался индивидуальной самостоятельной работой учащихся. В начале урока в процессе беседы учащиеся вспоминают особенности романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» и учитель дает понятие «космическая робинзонада», отталкиваясь от которого, учащиеся находят в тексте доказательства принадлежности рассказа «Запах мысли» Р. Шекли к «космической робинзонаде». Жанровый подход к анализу произведения позволил более глубоко осмыслить образ главного героя и идею повествования, заключающуюся в названии рассказа. Школьники получают задание написать рекомендации по выживанию для человека, попавшего на необитаемую, неизвестную планету.

Особое внимание мы уделили заключительному уроку по роману «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда в 9 классе. Урок-семинар был построен на сопоставлении произведений двух зарубежных писателей Р. Брэдбери («Слава в вышних Дориану») и О. Уайльда («Портрет Дориана Грея»), где поднимается философская тема мечты человека о вечной молодости и красоте. На занятии рассматривался образ главного героя произведения Дориана Грея в сопоставлении с фантастическим образом чудовища богом красоты Дорианом у Р. Брэдбери. В процессе анализа произведений школьники пришли к выводу о том, что люди должны бояться не старости, не увядания кожи и потери блеска в глазах, а разрушения личности, единственная ценность в жизни человека – бессмертие его души. Сопоставление, выбранное как главный прием на уроке, помогло ученикам глубже проникнуть в идею романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», увидеть актуальность темы старения человеческой души в искусстве, приблизить поднимаемые Уайльдом проблемы к современной жизни.

В §3 предложена экспериментально проверенная система уроков внеклассного чтения по произведениям фантастики. Одним из важных моментов организации таких уроков является подбор произведений для чтения и рассмотрения с учащимися. Нами, на основе проведенного анкетирования, намечена примерная тематика уроков и составлен примерный список книг по фантастике для 5-9 классах (список дан в § 4 главы I). В этом же параграфе представлены разработки ряда уроков внеклассного чтения.

Рассмотрение повести «Хоббит и Саруман» Д.Ю. Суслина на уроке внеклассного чтения в 5 классе продолжает знакомство ребят с творчеством английского писателя Д.Р. Толкиена. Работа на уроке строится на сопоставлении классической повести-сказки «Хоббит, или Туда и Обратно» и современной, отечественной ее интерпретации и продолжения. В ходе анализа учащиеся находят образные, сюжетные, тематические сходства и различия этих двух произведений, проводят параллели с романом Д. Свифта «Приключения Гулливера в стране лилипутов». В процессе работы, указывая на юмористический характер повести Д.Ю. Суслина, учитель знакомит детей с понятием «юмористическая фантастика».

Основной задачей уроков внеклассного чтения по рассказам В.П. Крапивина «Баркендина с именем звезды» и «Старый дом» (6 кл.) была проверка включения теоретического материала по выявлению «вторичной условности» произведения. В ходе работы заострялось внимание на особенности отображения в тексте вымысла и реальности, выяснению причин введения автором фантастического элемента в ткань повествования. Такая работа помогает детям понять авторскую позицию, учит отличать вымысел от реальности не только в произведениях фантастики, но и в других жанрах литературы.

При разработке уроков внеклассного чтения, важно учитывать интерес детей к современным писателям-фантастам. По нашим наблюдениям, сделанным в ходе констатирующего эксперимента, в настоящее время особую популярность среди подростков имеет серия книг Д. Роулинг «Гарри Поттер». В связи с этим перед учителями встает проблема: посвятить этому произведению урок внеклассного чтения или оставить его без внимания, т.к. мнения об этой книге весьма противоречивые. Дети же всех стран с большим интересом читают роман и играют в детские игры, придуманные ими по «Гарри Поттеру». Это происходит по следующим причинам: сплетение в книге жанров наиболее читаемых и любимых подростками – фэнтези, приключенческая фантастика и детективный роман; образы героев близки современным подросткам; оригинальное сочетание знакомого, обыденного (школа, уроки и домашняя работа, экзамены и др.) с необыкновенным и волшебным; реальные детские проблемы: конфликт учителя и ученика, взаимоотношения между богатыми и бедными, отношения в классе, в компании друзей, непонимание между родителями и детьми и т.д.; захватывающий сюжет. Однако книга таит в себе и серьезную опасность, т.к. созданный воображением автора мир нарисован так детально, красочно и реалистично, что дети начинают верить в существование подобного волшебного параллельного пространства. В результате этого учащиеся отказываются от реальности, она для них теряет всю привлекательность, и предпринимают попытки найти вход в ирреальный мир, стремятся выявить в себе сверхъестественные способности, предрасположенность к волшебству и, как следствие, увлекаются оккультными науками. Серьезная опасность этой книги заключается еще и в том, что в ней романтическим ореолом окружены как добро, так и зло.

Мы разработали примерный тематический план уроков внеклассного чтения для детей 5-6 классов по этой книге и рекомендации по проведению подобных уроков: 1 урок – «Сила мечты и фантазии» в форме телевизионного интервью, посвящен творчеству Д. Ролинг; 2 урок – «Гарри Поттер – мальчик-волшебник и его друзья» в форме ролевой игры; 3 урок – «Хагворт и его законы» проводился в форме викторины.

Уроки внеклассного чтения в 7 классе были посвящены писателям-фантастам, которые считаются основателями фантастики. В России родоначальником этой области литературы считается В.Ф. Одоевский и его повесть «4338-й год. Петербургские письма». Урок внеклассного чтения проходил в форме урока-путешествия: вместе с главным героем ученики совершили путешествие в будущее России в 44-ый век. Работа по произведению строилась на анализе утопических взглядов и представлений автора о жизни, об отраслях науки, искусства Будущего, а также особое место отводилось рассмотрению политического, общественного, социального устройства России будущего, описанного писателем. При анализе проводились параллели с такими утопическими произведениями, как «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы. В заключении учащиеся высказывали свое видение будущего России и всей планеты.

Работа над одной из ведущих тем фантастики – будущее Земли – продолжилась и на других уроках внеклассного чтения. В 8 классе мы проводили урок внеклассного чтения по роману Д. Уиндэма «День Трифидов». Этот урок перекликался с уроком, проведенным по роману Г. Уэллса «Война миров» и по повести В.Ф. Одоевского «4338-й год. Петербургские письма». Сравнивая эти произведения, учащиеся нашли сходства и различия текстов на тематическом и идейном уровне. В процессе анализа школьники пришли к выводу, что в романе Д. Уиндэма сочетаются основные взаимосвязанные темы: будущее планеты и нападение, захват инопланетянами Земли. В отличие от повести В.Ф. Одоевского в «Дне Трифидов» описано будущее не с высокими научно-техническими достижениями, а постепенная гибель и вымирание всего человечества, захваченного иными формами жизни. На уроке анализировались образы героев и их поведение после катастрофы, расслоение общества и разные пути выживания оставшихся в живых людей, представления автора о возможных формах будущего планеты. В ходе работы над произведением, мы провели сравнительный анализ романа Д. Уиндэма и его экранизации по темам и сюжету. На дом школьникам были даны по группам задания творческого характера: написать сценарий к роману, составить рекомендации актерам, которые должны будут играть героев произведения.

§4 посвящен методике изучения произведений фантастики во внеклассной работе по литературе. Исходя из того, что фантастика может быть реализована почти в каждом из направлений внеклассной работы, мы предложили свою систему внеклассной работы по фантастике с учетом ее специфических особенностей. Первым этапом в этой системе была презентация книг с предварительным заданием или без него, где с учетом интересов и возрастных особенностей школьников, рассматривались классические и современные произведения таких писателей-фантастов, как К. Булычева, Р. Брэдбери, В. Крапивина, И. Варшавского, С. Лема, А. и Б. Стругацких и др. В 7-9 классах тематика занятий усложнялась от класса в класс. Презентации логически переходили в тематические конференции по творчеству какого-либо фантаста и заканчивались выпуском стенгазеты с тезисами выступлений докладчиков. Тематические конференции по фантастике, расширяя кругозор учеников, являлись подготовкой к более сложной форме обсуждения книг – диспуту. В систему нашей внеклассной работы входило проведение утренников и вечеров, организация внешкольных мероприятий экскурсий и походах, посвященных определенным датам и событиям в фантастике.

Наиболее оптимальным вариантом для изучения произведений фантастики во внеклассной работе является кружок и элективный курс. Нами была апробирована методика проведения элективного курса «Мир фантастики» для 7-9 кл. с пропедевтическим курсом в форме литературно-творческого кружка «Фантастика и мы» для 5-6 кл. В параграфе подробно расписана программа данного элективного курса, имеющая следующую структуру:

  1. Пояснительная записка, где даны задачи пропедевтического и элективного курса, принципы построения и критерии отбора текстов для изучения.

Программа литературно-творческого кружка «Фантастика и мы» для 5-6 классов (подготовка к элективному курсу), в которой даются темы и основные проблемы, отмечается теоретическая оснащенность тематических блоков, перечень текстов для анализа, знания и умения, приобретенные школьниками в процессе и после занятий. В программу включены следующие тематические блоки: 5 кл. – введение, славянская мифология (легенды, предания, мифы древних славян); русские народные сказки – «В сказке – ложь, да в ней намек…» (волшебные, социально-бытовые, о животных); фантастика – мечта о чудесном (рассказы Г. Альтова, К. Булычева, И. Варшавского, В. Крапивина и Р. Брэдбери); 6 кл. – введение, литературные сказки (А. Волкова, Л. Баума, Д. Барри, А. Погорельский, Ю.К. Олеша); фантастические сказки-повести (К. Булычева, Г. Садовникова, В. Крапивина, Д. Толкиена, К. Льюиса).

Таблица № 5.

Тематическое планирование работы элективного курса «Мир фантастики» (7-9 кл.) с пропедевтическим курсом в форме литературно-творческого кружка «Фантастика и мы» (5-6 класс). (Первые блоки для каждого класса).

Классы

Тема.

Содержание занятий

Межпредметные связи на занятиях

Виды деятельности учащихся на занятиях

5

Славянская мифология

1.) Легенды и предания древних славян «Поминай добром», «Лобовская шайка» и др.

2.) Мифы и легенды о славян. богах Свароге, Догоде и др. и о мифол. птицах Стратиме, Сирине и др.

- иллюстрации с изображениями славянских богов: Сварога, Догоды, Дажьбога, Берегини, Белбога, Ярило, Леля, Чернобога и мифических птиц: Стратима, Гамаюна, Сирина, Алконоста;

- репродукции картин В.Королькова на мифологические темы,

- песни, стихи, посвященные мифологическим существам и языческим богам

- выразительное чтение мифов и преданий;

- подготовка сообщений о славянских богах и мифических птицах;

- принятие участие в играх, посвященных мифологическим существам.

- выпуск стенгазеты, посвященной проблемам мифологии;

- разработка и подготовка первого номера общешкольного рукописного журнала.

6

Литературные сказки А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города», Л.Ф.Баум «Великий Чародей страны Оз», А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители», Ю.К.Олеша «Три толстяка» и др.

Отличие литературных сказок от народных сказок. Разновидности литературных сказок. Нравственные проблемы, поставленные в литературных сказках.

- иллюстрации к сказкам Д.М. Барри «Питер Пэн», Л. Баума «Великий Чародей страны Оз» (худ-к: Дж. Нил) и А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» (худ-ки: Н.Радлов, Л.Владимирский, Н.Щелканов), к повести А.Погорельского «Черная курица…» (худ-ки: Н.Гальц, В.Пивоваров, А.Рейпольский) к роману для детей Ю.Олеши «Три толстяка» (худ-ки: М.Бычков, Л.Владимирский, В.Горяев);

- портреты писателей-сказочников Д.Барри, Л. Баума, А.Волкова, А.Погорельского, Ю.Олешы;

-мультфильмы «Возвращение в Оз» реж. А.Рэнкина, Дж.Басса и «Путешествие в страну Оз» реж. Х.Сазерленда (США), кукольный мультфильм «Черная курица» реж. Ю.Трофимова (Россия); многосерийный мультфильм «Волшебник Изумрудного города» (Россия);

- худ. фильмы «Волшебник Изумрудного города» реж. П.Аронов (Россия); муз. фильм «Волшебник из Оз» реж. В. Флеминга и К.Видора (США); «Черная курица..» реж.В.Гресье (Россия); «Три толстяка» реж. А.Баталова и И.Шапиро (Россия).

- чтение, пересказ, анализ и отрывков из сказок, сопоставительный анализ сказок и поставленных по ним художественных и мультипликационных фильмов;

- составление комиксов, киносценариев, литературных игр по изученным литературным сказкам;

- разработка и постановка сценок по сказке АВолкова «Волшебник Изумрудного города»;

- придумывание продолжения приключений Питера Пена;

- словесное рисование сказочных героев, нереального мира, описанного в сказках;

- подготовка и проведение выставки-конкурса детских рисунков на фантастические темы;

- создание проекта общешкольного рукописного журнала для девочек;

- сбор и освещение теоретического литературоведческого материала по литературным сказкам и писателям-сказочникам;

- выпуск стенгазеты, посвященной сказкам;

- организация осеннего показа мод фантастических моделей;

- просмотр худ., мультфильмов, оставленных по изучаемым сказкам.

7

Научная фантастика (НФ) – реальность или выдумка

1.) Произведения отеч. фантастов: «4338 г. Петербургские письма» В.Одоевского.

2.) Произведения зарубеж. фантастов «Франкенштейн, или Современный Прометей» М.Шелли, «20 тыс. лье под водой», «Таинственный остров» Ж.Верна. Отеч. и зарубеж. Ф: отличие и сходство.

– портреты писателей-фантастов: В.Одоевского, М.Шелли, Ж.Верна;

– иллюстрации к произведениям писателей: А.Мелик-Саркисян, Э.Риу (по Ж.Верну);

– худ. фильмы: «20 000 лье под водой» реж. Р.Шлейшера (США); многосер.телефильм «Таинственный остров» реж. Х.Бардем (Испания-Франция); худ. фильмы любого режиссера, снятые по роману М.Шелли, соврем. версия «Франкенштейн» реж. К.Брана.

–выпуск стенгазет, посвященных отдельно каждому перечисленному писателю-фантасту;

– разработка киносценария по повести В.Одоевского «4338 год. Петербургские письма»;

– составление портретов артистов на главные роли фильма и рекомендаций для них;

– сопоставительный анализ нескольких худ. фильмов по роману М.Шелли;

–придумывание современной «робинзонады»;

–поисковая работа по сбору биографического материала по писателям-фантастам.

8

Человек Будущего.

1.) Произведения отеч. писателей: «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н.Толстого, «Человек-амфибия» А.Р.Беляева и др.

2.) Произведения зарубеж. фантастов: «Человек-неведимка» Г.Уэллса и др.

Проблема идеала в произведениях Ф.

– портреты писателей-фантастов: А.Н.Толстого, А.Беляева, бр.Стругацких, Г.Уэллса;

– иллюстрации к произведениям: С.Бродского, В.Высоцкого, И.Глазунова, А.Иткина (по Г.Уэллсу); И.Архипов, С.Базилев, В.Богаткин (по А.Н.Толстому); А.Громов, С.Ермолов, (по А.Беляеву); Я.Ашмариной, И.Ильинского (по бр. Стругацким).

– худ. фильмы: «Аэлита» реж Я.Протазанов (Россия), «Гиперболоид инженера Гарина» реж. А.Гинцбург (Россия); «Завещание профессора Доуэля» реж. Л.Менакер (Россия), «Человек-амфибия» реж. Г.Казанский; «Сталкер» (в 2 сер.) по мотивам повести Стругацких «Пикник на обочине» реж. А.Тарковский

–работа по сбору биографии и материала по творчеству писателей;

– подготовка выставки книг писателей;

– придумывание небольших произведений на темы: «Человек будущего», «Ученый и его открытия», «Человек и природа»;

– сопоставительный анализ худ. фильмов, снятых по произведениям и самих текстов;

– иллюстрирование произведений писателей-фантастов;

– организация и проведение конкурса рисунков по текстам изученных писателей;

– разработка и подготовка очередного номера рукописного журнала;

9

Космос – это Вселенная.

1.) Произведения отеч. писателей «Аэлита» А.Толстого, «Солярис» С.Лема идр.

2.) Произведения зарубеж. фантастов: «День Трифидов» Д.Уиндэма, «Звездные войны» Д.Лукаса и др.

Особенности космической Ф.

– портреты писателей: А.Н.Толстого, С.Лема, И.Ефремова, Г.Уэллса и др.;

– иллюстрации к произведениям: С.Бродского, В.Высоцкого, И.Глазунова, А.Иткина, Davidа Hardy (по Г.Уэллсу); Н.Бестужева, О.Горбушина, М.Уэлана (по Э.Берроузу); Л.Дьемант, И.Мельников (по С.Лему); Dave Dorman (по Д.Лукасу);

– репродукции картин худ-ов о Вселенной и обитателях, пейзажах разных планет: Bonusа, Bobа Eggletonа, Barclay Shawа, Michaelа Whelanа.

– худ. фильмы: «Солярис» реж. А.Тарковский (Россия), «Война миров» реж. Д.Летта (США).

–поисковая работа по творчеству писателя;

– сравнительный анализ пейзажа различных и конкретных планет у разных писателей-фантастов;

– работа над цветовой палитрой изображенных писателями иных планет;

– разработка киносценария по роману Берроуза «Марсианские хроники»;

– составление портретов артистов на главные роли фильма и рекомендаций для них;

– сопоставление двух экранизаций книги Д.Лукаса «Звездные войны»: классической 1950-е гг. и сов. вариации 2004-2005 гг.;

– сопоставительный анализ романа Г.Уэллса «Война миров» и современной экранизации произведения;

– словесное рисование вымышленных земель, планет и их обитателей с последующим иллюстрированием наиболее удачных рассказов;

– подготовка и выпуск следующего номера рукописного журнала, посвященного иным мирам и цивилизациям;

– подготовка и проведение конференции на тему «Вселенная»;

– сбор и выпуск сборника лучших докладов конференции.

  1. Собственно программа элективного курса «Мир фантастики» для 7-9 классов, состоящая из основных тематических блоков: 7 кл. – введения; научная фантастика – реальность или выдумка (В. Одоевский, М. Шелли, Ж. Верн); Г. Уэллс – тайны и открытия; Д. Толкиен – создатель неомифа; 8 кл. – введения; человек Будущего (А.Н. Толстой, А. Беляев, А. и Б. Стругацкие, Г. Уэллс); три закона роботехники (А. Азимов, Ли Гардинг, Р. Шекли); 9 кл. – введения, космос – это Вселенная (А.Н. Толстой, С. Лем, И. Ефремов, Г. Уэллс, Д. Уиндэм, Д. Лукас, Берроуз); Затерянные миры (В. Обручев, К. Дойль). К каждому блоку даны рекомендации по анализу обозначенного текста, перечень литературоведческих понятий, знаний и умений, которыми школьники должны овладеть по окончанию курса и библиография.

  2. Словарик основных терминов фантастоведения, которые мы рекомендуем на занятиях: 5-6 кл. – былички, бывальщина, жанр, легенда, миф, предание, сказка (волшебная, социально-бытовая и о животных), фантастика, фантастический рассказ, литературная сказка, приключенческая литература, фантастическая повесть и сказка, фэнтези; 7-9 кл. – неомиф, мифологическая, научная, социальная, техническая, космическая фантастика, фантастическое пространство, пейзаж и время, фантастический герой, сюжет, «космическая опера», научно-фантастическая утопия.

  3. Тематическое планирование, включающее темы, содержание занятий, основные проблемы, поднимаемые на занятиях, теоретические понятия, межпредметные связи и виды деятельности учащихся на занятиях. Для примера мы даем усеченный тематический план первых тематических блоков после введения в каждом из классов. (Таблица № 5.).

В заключении отмечается, что анализ теоретического материала свидетельствует об имеющимся опыте в изучении фантастики в школе. Однако существует ряд проблем, связанных с вопросами классификации фантастики, современном состоянии отдельных ее направлений, целесообразности изучения произведений фантастики в школе, сомнения в ее воспитательных возможностях.

В связи с возникшими проблемами и повышенным интересом детей к фантастике, авторы общеобразовательных программ, начиная с 90-х гг. XX в., вводят произведения фантастики в школьный курс литературы для изучения на уроках и на внеклассных занятиях. Методистами предлагаются произведения следующих зарубежных писателей: Р. Брэдбери, Ж. Верна, Д. Толкиена, Г. Уэллса, Р. Шекли и отечественных фантастов: А. Беляева, К. Булычева, И. Ефремова, бр. Стругацких, А. Толстого. Однако большинство из них (особенно российских писателей) отнесены в раздел самостоятельного чтения, а для изучения рекомендуются только Р. Брэдбери, К. Булычев, Ж. Верн Д. Толкиен и Г. Уэллс.

Анализ программ и имеющегося методического материала показал, что обозначенная проблема все же недостаточно рассмотрена в методике преподавания литературы. В своей работе мы предлагаем экспериментально проверенную систему изучения произведений фантастики в 5-9 классах. Нами определены особенности изучения фантастики в школе, заключающиеся в отборе произведений. в выборе путей, приемов и форм изучения. В подборке нестандартных типов уроков, в систематической работе от класса к классу с литературоведческими и фантастоведческими понятиями, в выделении разнообразных видов деятельности школьников. В ходе проверки опытно-экспериментальной работы выяснилось, что изучение фантастики в целом способствует литературному развитию школьников, помогает нравственному, аксиологическому и эстетическому восприятию учеников, влияет на развитие творческих способностей детей.

В целом результаты исследования дают основания сделать вывод, что выдви­нутая нами гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. В то же время мы не претендуем на исчерпывающий анализ всех аспектов обозначенной проблемы, работа может быть продолжена по следующим направлениям: выявлению особенно­стей восприятия школьниками современной фантастки; организации внеклассного чтения произведений фантастки как отечественных, так и зарубежных писателей; организации элективных курсов, по творчеству отдельных писателей-фантастов и т.д.

Основные положения диссертационного исследования отражены в

следующих публикациях:

  1. Шило Т.Б. Владимир Петрович Крапивин и его произведения, написанные в жанре фэнтези /Т.Б. Шило. // Вестник ОГПУ.– 2003.– № 3 (33). – С.123-139.

  2. Шило Т.Б. «Гарри Поттер» Джоан Ролинг и детская фантастика /Т.Б. Шило. //Вестник ОГПУ. – 2004. – № 2 (36). – С.57-63.

  3. Шило Т.Б. «Гарри Поттер» Джоан Ролинг и проблема идеала в детской фантастической литературе /Т.Б. Шило. // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки: Материалы XXVI преподавательской научно-практической конференции. Оренбург 7-8 апреля 2004г. Ч 2: Секции филологического факультета. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – С. 134-139.

  4. Шило Т.Б. В.И. Даль – собиратель народных преданий, поверий о мифологических существах /Т.Б. Шило. // Вторые международные Измайловские чтения, посвященные 200-летию со дня рождения В.И. Даля. Оренбург, 25-27 октября 2001г.: Материалы. / Ответственный ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – С. 298-304.

  5. Шило Т.Б. Изучение повести-сказки Д.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно» в 5 классе /Т.Б. Шило. // Наука XXI века. Проблемы и перспективы: Материалы XXIV преподавательской и XLII студенческой научно-практической конференции. ОГПУ 4-5 апреля 2002г. Ч.3: Секции филологического факультета. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.– С. 183-187.

  6. Шило Т.Б. Научно-фантастические произведения на уроках литературы /Т.Б. Шило. // Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии качества: Материалы XXV научно-практической конференции. Оренбург 3-4 апреля 2003г. Ч 1: Филологические секции. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. – С.265-272.

  7. Шило Т.Б. Научная фантастика в школьном курсе литературы /Т.Б. Шило. // Вестник ОГПУ. – 2003.– №1 (31). – С.221-235.

  8. Шило Т.Б. Образ русалки в произведениях А.С. Пушкина и на уроках литературы /Т.Б. Шило. // Третьи международные Измайловские чтения, посвященные 170-летию приезда в Оренбург А.С. Пушкина. Оренбург 9-10 октября 2003г.: Материалы: В 2ч. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.- С. 310-314.

  9. Шило Т.Б. Развитие воображения у школьников в процессе знакомства с фантастическими произведениями /Т.Б. Шило. //Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе: Материалы Всероссийской конференции и XXIX Зональной конференции литературоведов Поволжья (Тольятти, 12-14 октября). – Тольятти: Изд-во ТГУ, Т.2, 2004.– С.188-193.

  10. Шило Т.Б. Развитие воображения у школьников средних классов в процессе написания творческих сочинений /Т.Б. Шило. //Обучение и воспитание школьников как факторы формирования личности: Материалы Всероссийской студенческой научной конференции (Рязань 15-16 февраля). – Рязань: Изд-во РГУ, 2007. – С.210-213.

  11. Шило Т.Б. Реалистические рассказы Р. Брэдбери на уроках внеклассного чтения в 5-8 классах /Т.Б. Шило. //Русский язык и литература рубежа XX – XXI веков: Специфика функционирования: Всероссийская научная конференция языковедов и литературоведов (5-7 мая 2005 года). / Редкол. Р.И. Тихонов, О.М. Буранок. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – С. 676-680.

  12. Шило Т.Б. Совершенствование знаний учащихся средних классов по теории литературы в процессе изучения научной фантастики /Т.Б. Шило. //Состояние и пути совершенствования преподавания литературы в вузе и школе: Сборник научно-методических статей и материалов. Выпуск 2. /Отв. Ред. Т.А. Буя. – Сургут: Изд-во РИО СурГПИ, 2004.– 13-18с.

  13. Шило Т.Б. Фэнтези как жанровая форма научной фантастики /Т.Б. Шило. //Интеллектуальный потенциал высшего педагогического образования: Материалы XXIII преподавательской и XLI студенческой научно-практической конференции. ОГПУ 25-26 апреля 2001г. В 3ч. Ч.II: Гуманитарная секция. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001.– С. 45-47.

Публикация в изданиях, включенных в список ВАК:

  1. Шило Т.Б. Фантастика: современные тенденции развития /Т.Б. Шило. //Вестник ОГПУ. – 2006. – № 11 (ноябрь). – С.110-113.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агенство по образованию (3)

    Автореферат диссертации
    Авторефераты диссертаций из фонда библиотеки СГПА им. Зайнаб Биишевой : библиографический указатель / сост. О. В. Духнина. – Стерлитамак : Изд-во Стерлитамак.
  2. Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы (на примере изучения творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе)

    Урок
    Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературыи методики преподавания литературыСамарского государственного педагогического университетаМахмудов Шамиль Ахмедович;
  3. Образовательные программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» (1)

    Программа
    Т.Баранова М.Т.Баранов «Русский язык»,5 4часа М.Т.Баранов «Русский язык», 7 3часа М.Т.Баранов «Русский язык»,7 8 3часа Программа под редакцией С.
  4. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе таганрог

    Книга
    В монографии рассматриваются вопросы методики и технологии медиаобразовательного процесса в средних и высших учебных заведениях. Автором представлены теоретические и историко-педагогические основы методики и технологии медиаобразования,
  5. Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык

    Пояснительная записка
    В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы), основной (7-9 классы) и завершающий, систематизирующий (10-11 классы).

Другие похожие документы..