Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Памятка'
Социальный налоговый вычет на обучение могут получить налогоплательщики, которые в течение истекшего года произвели расходы на свое обучение, а также...полностью>>
'Документ'
Дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек,...полностью>>
'Реферат'
Тема нашего реферата: «Приемы, пробуждающие у подростков интерес к чтению и изучению произведений». Тема представляется нам актуальной по следующим п...полностью>>
'Методические рекомендации'
Методические рекомендации подготовлены директором Красноярского территориального центра медицины катастроф Бурмистровым Ю.Н., заместителем директора ...полностью>>

Министерство образования и науки РФ международный институт менеджмента линк

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Международный институт менеджмента ЛИНК

1.4. Анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования

к Отчету

По исполнению Государственного контракта

03.р.20.11.0026 от 12.08.2011

Том № 1.4.

Москва 2011

Содержание

Стр.

1.4.1. Анализ опыта передовых отечественных и зарубежных образовательных организаций, а также современных достижений менеджмента в сфере образования ………………………….………….

1.4.1.1. Отечественный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: различия форм и видов образовательных организаций ………………….

1.4.1.2. Отечественный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: условия эффективности работы ……………………………………………

1.4.1.3. Отечественный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: оценка качества подготовки специалистов ……………………………………

1.4.1.4. Факторы в работе образовательных организаций, влияющие на оптимизацию процесса подготовки специалистов к управлению качеством образования ……………………………………….……………..

1.4.1.5. Преемственность и непрерывность работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования ………………………………………………………………….

1.4.1.6. Зарубежный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: государства, чей опыт представляет интерес для системы образования Российской Федерации …………………………………………….……….

1.4.1.7. Зарубежный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: принятые международные принципы и подходы к оценке качества образовательных организаций ……………………………………………..

1.4.1.8. Зарубежный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: подходы к организации управленческого воздействия на структуру и содержание образовательных учреждений по вопросу подготовки специалистов к управлению качеством образования …………….……….

1.4.1.9. Зарубежный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: особенности нормативно-правового обеспечения управления образовательных учреждений по вопросу подготовки специалистов к управлению качеством образования ..……………………………………..

1.4.1.10. Зарубежный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: проблемы кадровой политики в управлении образовательных учреждений …..……………………………………………………………...

1.4.1.11. Современные достижения менеджмента в сфере образования ...

1.4.2. Статистический анализ системы подготовки специалистов по вопросам модернизации образования …………………………………..

1.4.2.1. Формы сбора данных о подготовке специалистов по вопросам модернизации образования и возможностей. Методические рекомендации по их заполнению. Алгоритмы обработки данных ………

1.4.2.2. Результаты статистического анализа системы подготовки специалистов по вопросам модернизации образования ………………….

1.4.2.3. Модели системы качества образовательного учреждения……….

1.4.2.4. Оценка деятельности образовательных учреждений по подготовке специалистов по вопросам управления качеством образования ………………………………………………………………….

1.4.2.5. Изменения сети образовательных учреждений …………………..

1.4.2.6. Результаты внедрения конкретных вариативных моделей образовательных систем подготовки специалистов по вопросам управления качеством образования ………………………………………..

1.4.3. Систематизация результатов сравнительного анализа региональных систем подготовки специалистов по вопросам управления качеством образования …………………………………….

1.4.3.1. Типовая модель системы качества образовательного учреждения …………………………………………………………………..

1.4.3.2. Комплексная оценка деятельности образовательных учреждений по подготовке специалистов по вопросам управления качеством образования ……………………………………………………..

1.4.3.3. Менеджмент процессов как основа гарантии качества образовательной деятельности по подготовке специалистов по вопросам управления качеством образования …………………………….

1.4.3.4. Изменения сети образовательных учреждений …………………..

1.4.3.5. Результаты внедрения конкретных вариативных моделей образовательных систем подготовки специалистов по вопросам управления качеством образования ………………………………………..

Приложение 1………………………………………………………………...

Приложение 2 ………………………………………………………………..

Приложение 3 ………………………………………………………………..

4

4

19

24

28

31

33

48

57

60

64

72

80

80

85

88

102

118

130

136

136

144

162

178

188

195

212

235

1.4.1. Анализ опыта передовых отечественных и зарубежных образовательных организаций, а также современных достижений менеджмента в сфере образования

1.4.1.1. Отечественный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: различия форм и видов образовательных организаций.

Внедрением систем менеджмента качества занимаются в настоящее время подавляющее большинство учреждений высшего профессионального образования. Менее активно, но все же поступательно развивается этот вид деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ придает особое значение созданию систем качества в образовательных учреждениях всех уровней для обеспечения гарантий качества образования. При Рособрнадзоре создан Совет по координации управления качеством профессионального образования.

Анализ отечественного опыта подготовки специалистов к управлению качеством образования показывает, что эта подготовка осуществляется как различными образовательными организациями, так и профильными организациями, реализующими отдельные образовательные услуги наряду с услугами в смежных областях (сертификация, консалтинг и т.д.):

- учреждениями высшего педагогического образования в рамках отдельных дисциплин

- высшими учебными заведениями при реализации ими программ повышения квалификации,

- сетью региональных центров по повышению квалификации персонала по типовой модели системы качества образовательных учреждений (СК ОУ), которая создана и успешно функционирует в России;

- организациями системы бизнес-образования в рамках краткосрочных тематических образовательных программ и тренингов;

- организациями, осуществляющими комплексное сопровождение работ по внедрению систем качества (сертификацию и аттестацию, ведение реестров, консалтинг и т.д.);

- региональными институтами повышения квалификации работников образования (институтами развития образования);

- региональными центрами оценки качества.

Курсы повышения квалификации проводятся в целях ознакомления руководителей и работников образовательных организаций с основными принципами построения систем качества, возможностью их внедрения как механизмов управления и контроля качества профессионального образования.

Подготовка специалистов к управлению качеством образования выступает составной частью процесса внедрения систем менеджмента качества. Эта подготовка осуществляется как в рамках внутренних образовательных мероприятий, так и с помощью специализированных курсов, учебных семинаров, консультаций, а также обмена опытом и совместной деятельности на основе межвузовской кооперации. Основная нагрузка падает на самоподготовку и внутривузовские программы подготовки к внедрению систем менеджмента качества. Достаточно сказать, что в рекомендациях Рособрнадзора по проведению конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» (2006 год) одним из критериев оценки была выбрана «роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов», раскрываемая, в том числе, через составляющие: «обучение самих руководителей вопросам управления качеством и их участие в обучении руководителей подразделений, преподавателей и сотрудников вуза», «обеспечение ресурсами процесса обучения преподавателей и сотрудников вуза по проблемам повышения качества подготовки специалистов».

Одним из родоначальников деятельности по созданию систем менеджмента качества в вузах является Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", который накопил огромный опыт проектирования, внедрения, сопровождения систем менеджмента качества и подготовки специалистов для работы в этих системах.

Еще в 1983 г. был выпущен, документ "Управление качеством подготовки специалистов", обобщающий опыт МИСиС и подготовленный В.А. Роменцом.

В 1985 г. по инициативе ректората в состав МИСиС Минвузом была введена лаборатория проблем качества подготовки специалистов, преобразована в Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.

С 1986 г. МИСиС ведет научно-методическую работу по созданию системы непрерывного обучения в области качества.

С 1993 г. МИСиС является коллективным членом Международной организации Советской ассоциации качества (МО СовАСК) и с 1996г. - Академии Проблем качества.

В 1994 г. по инициативе руководства МИСиС в нашей стране была открыта новая специальность 072000 "Стандартизация и сертификация".

В 1997 г. институт приступил к созданию системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000.

В 1997 г. МИСиС был удостоен диплома международной организации МО "СовАсК" за качество учебного процесса.

В 1999 г. МИСиС стал дипломантом Конкурса Премии Правительства РФ в области качества.

В 2000 г. МИСиС стал лауреатом Конкурса Премии Правительства РФ в области качества.

С 2000 г. МИСиС является базовым вузом по проведению конкурса Министерства образования Российской Федерации "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов". Управление стратегического развития - Техническим секретариатом конкурса.

В мае 2006 г. система менеджмента качества "МИСиС" была сертифицирована Ассоциацией по сертификации "Русский регистр" по модели ИСО 9001:2000 применительно к проектированию, разработке и осуществлению образовательной деятельности (довузовское, вузовское и послевузовское образование).

В июне 2007 г. СМК университета была успешно сертифицирована Ассоциацией по сертификации "Русский регистр" по модели ИСО 9001:2000 применительно к проектированию, разработке и осуществлению образовательной, научной и инновационной деятельности.
В 2009 г. университет успешно прошел процедуру ресертификации СМК по модели ИСО 9001:2008.

В 2007 г. на базе МИСиС создан Региональный центр Центрального региона РФ для содействия внедрению Типовой модели СМК для обеспечения гарантий качества образования в ОУ.

В 2008 - 2010 годах также продолжались работы по разработке и внедрению типовой модели СМК для вузов с учётом требований и рекомендаций "ENQA (Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе)" и "Методических рекомендаций по внедрению системы качества ОУ".

Таким образом, МИСиС, являясь разработчиком типовых моделей СМК для вузов, в то же время показывает успешный пример, как строить на базе своей уникальной системы менеджмента качества стратегическую программу развития университета на срок 8-9 лет.

Накопленный опыт в области управления качеством позволяет вести непрерывную работу по подготовке специалистов в этой области не только для внутренних потребностей, связанных с развитием системы, но и для других вузов.

В то же время, в процессе массового внедрения системы менеджмента качества в российском высшем образовании многие вузы организовали самостоятельную подготовку своих сотрудников, что позволило им впоследствии перейти на новый уровень – предложить аналогичную образовательную программу студентам для подготовки специалистов по управлению качеством в профильной отрасли.

Типичный пример такого подхода демонстрирует Омский государственный университет путей сообщения. В 2001 году ученым советом университета было принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества (далее СМК) в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9000 и аналогичных им ГОСТ Р серии ИСО 9000.

В ОмГУПСе был сформирован отдел управления качеством образования, несколько человек обучено принципам менеджмента качества, в 2001 году открыта специальность «Управление качеством».

Разработанную систему менеджмента качества образования решено было сертифицировать на соответствие требованиям вышеупомянутых стандартов, соответствующее решение было включено в программу развития университета, рассчитанную на 2005–2009 годы. В 2006 году ОмГУПС получил четыре сертификата (один — российского органа по сертификации «ГОСТ Р, регистр систем качества» и три — междунаровных органов по сертификации “IQNet”, “OQS” и “Evrocert”), подтверждающих наличие СМК образования в ОмГУПСе. В 2009–2010 годах ОмГУПС прошел процедуру ресертификации и получил сертификаты на новый период до 2013 года.

Документация СМК ОмГУПСа представлена комплектом документов, описывающих необходимые действия и мероприятия, нацеленные на поддержание высокого уровня качества образовательных услуг и на дальнейшее его повышение. В состав внутренней документации входят следующие документы:

  1. руководство по качеству,

  2. политика и цели в области качества,

  3. 21 документированная процедура (в которых описываются следующие основные процессы: определение потребности в обучении, проектирование и разработка основных образовательных программ, довузовская подготовка, отбор и прием абитуриентов, осуществление учебной деятельности, управление воспитательной и внеучебной деятельностью со студентами, выпуск специалистов, взаимодействие с заинтересованными сторонами),

  4. сборники рабочих инструкций и правил,

  5. должностные инструкции лиц, непосредственно связанных с решением вопросов в области управления качеством,

  6. положения о функциональных и учебных подразделениях,

  7. сборники форм, планов по качеству и реестров,

  8. ряд справочных материалов для лучшего ориентирования в документации СМК.

Все перечисленные виды документов представлены в электронном виде в локальной сети вуза и находятся в свободном доступе для сотрудников университета.

Деятельность всех подразделений взаимосвязана и нацелена на достижение основных целей университета в области качества. Для этого каждое подразделение определяет для себя ряд конкретных целей и в конце отчетного периода анализирует их достижение.

Обучение сотрудников Омского государственного университета путей сообщения в области менеджмента качества

Ежегодно в ОмГУПСе организуются курсы повышения квалификации по направлению «Система менеджмента качества в образовании». В первые три года после сертификации системы менеджмента качества обучение прошли: деканы (директора институтов), заведующие кафедрами, руководители основных функциональных подразделений и представители службы качества в подразделениях. Курсы разделены на два блока:

1) Теоретический материал, в рамках которого слушателей знакомят с общими положениями теории менеджмента качества и с СМК ОмГУПСа в частности.

2) Практическая часть, заключающаяся в написании каждым слушателем выпускной работы, в которой должны разрабатываться мероприятия по улучшению качества деятельности конкретных подразделений. Работы заслушиваются комиссией, лучшие проекты отмечаются, предложения используются при актуализации документации СМК ОмГУПСа.

Слушатели, благодаря анкетированию, могут вносить свои предложения по улучшению организации, проведения и содержания курсов.

Санкт-Петербургский Государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) приказом Минобрнауки от 25 апреля 2005 года № 126 назначен головным вузом Российской Федерации по разработке сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования в рамках реализации основных целей развития высшего образования в соответствии с Болонской декларацией.

На базе факультета экономики и менеджмента Санкт-Петербургского Государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) создан Центр менеджмента качества в образовании (Межвузовский центр).

Центр менеджмента качества в образовании (ЦМКО), являющийся учебно-методическим и консультационным подразделением в организационной структуре системы менеджмента качества СПбГЭТУ "ЛЭТИ", создан в марте 2002 г. как структурное подразделение Факультета экономики и менеджмента (ФЭМ), выполняющее ряд общеуниверситетских функций. Создание Центра было вызвано необходимостью поддержки работ в области менеджмента качества в университете и явилось результатом многолетней работы сотрудников ФЭМ в этой области, участия в ряде российских и международных проектов, в процессе выполнения которых был накоплен большой теоретический материал и практический опыт внедрения методов менеджмента качества в образовании.

В настоящее время персонал Центра состоит из 6 сотрудников, двое из которых имеют квалификацию менеджера систем качества Европейской организации по качеству и в системе сертификации ГОСТ Р. Для выполнения научных исследований и разработок, проведения семинаров и курсов повышения квалификации по менеджменту качества привлекается профессорско-преподавательский состав факультета Экономики и менеджмента и других факультетов университета.

В 2006 г. на базе Центра создан Межвузовский центр по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения в рамках выполнения проекта "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательного учреждения". Межвузовский центр действует в целях развития систем качества образовательных учреждений РФ и совершенствования механизмов гарантий качества в высшем профессиональном образовании в интересах Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Межвузовский центр создан как головной центр РФ по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения.

Главная цель деятельности Центра - учебно-методическая и консультационная поддержка создания и совершенствования системы менеджмента качества СПбГЭТУ "ЛЭТИ", а также разработка, совершенствование, внедрение и пропаганда современных методов менеджмента качества в образовательных учреждениях.

Основные задачи Центра:

  • учебно-методическая и консультационная поддержка работ по внедрению принципов и методов менеджмента качества и содействие разработке системы менеджмента качества в СПбГЭТУ "ЛЭТИ", включая разработку методик, типовых форм документов системы менеджмента качества, форм анкет для различных групп потребителей и др.;

  • содействие работе "Совета по качеству" университета - координационного органа при Ректоре СПбГЭТУ "ЛЭТИ", созданного с целью координации работ по менеджменту качества в университете;

  • сбор и анализ информации о деятельности образовательных учреждений по созданию и внедрению систем качества, в том числе на основе типовой модели системы качества образовательного учреждения (СК ОУ);

  • распространение информации об опыте образовательных учреждений по созданию и внедрению систем качества, в том числе на основе типовой модели СК ОУ;

  • предоставление вузам информационных материалов по созданию и внедрению системы качества на основе типовой модели СК ОУ;

  • проведение консультационных работ по разработке, внедрению, поддержанию и оценке СК ОУ на основе типовой модели;

  • проведение курсов повышения квалификации сотрудников ОУ в области управления качеством образования;

  • проведение семинаров по подготовке экспертов-аудиторов систем качества ОУ;

  • проведение экспертных работ по вопросам аттестации систем качества и сертификации систем менеджмента качества ОУ;

  • разработка, подготовка к изданию и распространение учебно-методических материалов по менеджменту качества в образовании, в том числе по созданию, внедрению и оценке СК ОУ на основе типовой модели

  • разработка и поддержание в сети веб-сайта "Качество и Образование";

  • организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований и разработок по проблемам менеджмента качества при организации административно-управленческой, образовательной, научно-исследовательской и консультационной деятельности образовательных учреждений.

В 2010 году ЛЭТИ (СПбГЭТУ) при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на базе Межвузовского центра по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения проводил семинары по вопросам создания сети центров консалтинга и отраслевой оценки качества образовательной и научной деятельности. Обучение прошли 80 человек (в т.ч., 8 из ЛЭТИ)1.

К числу региональных центров относятся:

- Сибирский государственный технологический университет;

- Уральский государственный технический университет;

- Владивостокский государственный университет экономики и сервиса;

- Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов»;

- Мордовский государственный университет им. Огарева;

- Ставропольский государственный аграрный университет;

- Рязанский государственный радиотехнический университет.

Все региональные центры осуществляют работу по подготовке специалистов для системы менеджмента качества вузов, сопровождаемую созданием необходимого учебно-методического обеспечения - разработкой учебных программ, методических пособий, дидактических материалов и т.д.

Кроме того, Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов» проводит значительную научно-исследовательскую работу в области менеджмента качества, являясь одним из ведущих центров по этой проблематике, осуществляя теоретические и прикладные разработки.

Так, в 2008 г. этим Региональным центром были выполнены следующие работы в рамках системы управления университета:

- доработан перечень процессов (все процессы системы соотнесены путём перекрёстных ссылок с требованиями ИСО 9001, типовой модели, Стандартов и Директив ENQA);

- разработана новая (пятая) версия руководства по качеству (по каждому процессу системы приведены более полные сведения);

- переработан стандарт организации по подготовке и проведению государственной аккредитации университета в рамках комплексной оценки;

- проведён внутренний аудит системы внутренними аудиторами университета. Проведены корректирующие действия;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки РФ фгбоу впо

    Документ
    Проблемы практической подготовки студентов: совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников [Текст]: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции/ под общ.
  2. Программа, организационная схема и инструментарий для проведения исследований 52

    Программа
    Анализ и обобщение российского и европейского опыта реализации программ подготовки, требований к структуре и содержанию образовательных программ подготовки ведущих консультантов по вопросам образования
  3. Новости международного института менеджмента линк за 2006 г. 5

    Реферат
    В данном дайджесте представлены в той или иной мере новости Международного института менеджмента ЛИНК и Открытого университета Великобритании за 2006 год, размещенные на сайте .
  4. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  5. Концепции, проблемы

    Тезисы
    Качество дистанционного образования: Концепции, проблемы (EDG-2001):. Конференция. Тезисы докладов 13–14 декабря (г. Москва). – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.

Другие похожие документы..