Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
ВНИМАНИЕ! Данная книга является незавершенной. Последующие части будут опубликованы на Официальном сайте Школы и Института Магии Атлантида www.avvadon...полностью>>
'Диплом'
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияСанкт-Петербургская Государственная Медицинская Академия им. И.И. Меч...полностью>>
'Документ'
0 тыс.руб. нет п.Антропово, ул.Лесная, д.1 кв.3 Вальщик леса – чел. 0 тыс.руб. Тракторист – чел. 0 тыс.руб....полностью>>
'Исследование'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный медицинский университе...полностью>>

Программа элективного курса «Лексика русского языка»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

636710 Томская область, Каргасокский район,

с. Напас, ул. Школьная, 6.

Е-mail: schnapas@mail.ru

Тел/факс (8-38-253) 44-2-83

Согласовано: Утверждаю:

Председатель МК Директор школы

___________________ Соколова Н.С. ____________________ Соколова Н.М. «__»______________20_____ года «__»_______________20_____года

Программа элективного курса

«Лексика русского языка»

Автор: Лесняк И.А.,

учитель русского языка

и литературы

Пояснительная записка

Программа элективного курса направлена на изучение лексики русского языка с точки зрения ее происхождения и принадлежности к активному и пассивному запасу.

Актуальность курса связана с возросшим интересом к родному языку, с возрождением традиций языковой культуры русского народа не только в школах и вузах, но и прежде всего на уровне государственной политики.

Цель курса: углубить и расширить знания учащихся в области лексики.

Задачи курса:

а) изучить специфику лексики с учетом ее происхождения и запаса;

б) сформировать навыки работы с различными словарями;

в) расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся;

г) привить интерес к изучению родного языка;

д) нравственное, патриотическое воспитание.

Сроки реализации программы: (9 ч.) 1 час в неделю в течение I (первой) четверти.

Программа предназначена для учащихся 8 кл.

Формы проведения и контроля: работа с текстом, словарная работа, тестирование, лекции, групповые и индивидуальные работы.

Тема итоговых работ «История устаревших слов на материале произведений русских писателей XIX века».

К концу курса учащиеся должны знать:

  • отличительные черты архаизмов и историзмов;

  • специфику слов по происхождению и принадлежности к активному и пассивному запасу;

  • термины, употребляемые в лексикологии;

должны уметь:

  • делать подборку необходимой литературы;

  • пользоваться различными словарями;

  • работать с текстом и находить устаревшие слова;

  • анализировать процесс устаревания слов.

Тематическое планирование

Лексика РЯ с точки зрения её происхождения

6

1. Исконно русская лексика

Формирование лексики РЯ. Источники её пополнения. Исторические пласты:

А) общеиндоевропейский;

Б) праславянский;

В) древнерусский

1

2. Заимствованные слова

Заимствования как результат тесных связей России с другими странами:

славянскими и неславянскими. Причины вытеснения некоторых исконно русских слов заимствованиями

1

3. Старославянизмы

Роль старославянского языка в становлении и развитии русского литературного языка. Приметы старославянизмов.

1

4. Заимствования из неславянских языков

Устные и письменные заимствования.

Ранние и поздние заимствования, их

черты

1

5. Освоение заимствованных слов в РЯ

Приспособление заимствований к фонетическому строю и морфологической системе РЯ; лексико-семантическая трансформация. Экзотизмы и варваризмы

1

6. Калькирование

Словообразовательные и семантические кальки. Полукальки. Различия кальки и обычного заимствования.

1

Лексика РЯ с точки зрения её активного и пассивного запаса

3

7. Активная и пассивная лексика

Процессы обновления и устаревания слов. Причины этих процессов

1

8. Устаревшая лексика

Отличительные черты историзмов и архаизмов. Типы архаизмов

1

9. Новые слова (неологизмы)

Условия перехода неологизмов из пассивного запаса в активный. Лексические и семантические неологизмы. Окказиональные слова

1

Литература

1. Современный русский язык / Под ред. Новикова Л.А., Санкт-Петербург, 2001

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. М, 1992

3. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Евгеньевой А.П., М.: АН СССР, 1981 - 1984

4. Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т., М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994

5. Словарь русского языка XVIII века. Л.: Наука, 1984

6. Фасмер М.. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. СПб.: Тера, 1996

7. Черных П.Я.. Историко-этимологический словарь русского языка: В 2 т., М.: Русский язык, 1993

8. Шилова Е.Н.. Словарь тюркизмов в русском языке.

9. Редкие слова в произведениях авторов XIX века / Под ред. Рогожниковой Р.П.,М, 1997

10.Словарь устаревших слов. М., 1997



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа элективного курса по русскому языку «Любить и уважать свое прошлое и настоящее»

    Программа
    Пояснительная записка. Создание теоретического курса по русской словесности, связанного с углублением знаний в об­ласти устаревших слов, вызвано необходимостью развития и усовершенствования речевой компетентности школьников.
  2. Программа элективного курса по русскому языку (11 класс)

    Программа
    Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 68 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.
  3. Программа элективного курса по русскому языку «Практическая стилистика и основы редактирования»

    Программа
    Программа элективного курса по русскому языку «Практическая стилистика и основы редактирования» предусматривает углублённую подготовку учащихся 10 классов гуманитарного профиля в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием,
  4. Программа элективного курса по русскому языку «Анализ текста»

    Программа
    В современном обществе особо остро ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, владеющих в совершенстве навыками устной и письменной речи. Однако очень часто речь выпускников и учащихся не соответствует этому требованию.
  5. Рабочая программа элективного курса по русскому языку «От фонетики к синтаксису»

    Рабочая программа
    Государственная итоговая аттестация в новой форме (ГИА) значительно отличается от традиционного экзамена по русскому языку как по содержанию, так и по форме проведения.

Другие похожие документы..