Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Социология как наука возникает около 150-200 лет назад. Именно в этот период она выделяется в качестве самостоятельной дисциплины, изучающей общество...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумага...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Программа курса «Гендерология и Феминология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образова...полностью>>
'Образовательная программа'
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ-МЕТОДИСТОВ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСК...полностью>>

Б. Г. Белкин, С. А. Бирюков, В. Г. Борисов, В. М. Бондаренко, Е. Н

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Массовая
радио-
библиотека

Основана в 1947 году
Выпуск 1112

Ю.И.Козюренко

.

Москва

Радио и связь»
1988

>К 32.871

К59
IK 681.84.083.8

Редакционная коллеги я:

Б. Г. Белкин, С. А. Бирюков, В. Г. Борисов, В. М. Бондаренко, Е. Н. Ге-
ништа, А. В. Гороховский, С. А. Ельяшкевич, Н. П. Жеребцов, В. Г. Ко-
рольков, В. Т. Поляков, А. Д. Смирнов, И. Ф. Тарасов, О. П. Фролов,
Ю. Л. Хотунцев, Н. И. Чистяков

Рецензент канд. техн. наук В. И. ЩЕРБИНА

Козюренко Ю. И.

,59 Звукозапись с микрофона. — 2-е изд., перераб. и доп. —
М.: Радио и связь, 1988.— 112 с.: ил.— (Массовая радиобиб-
лиотека; Вып. 1112).

ISBN 5—256—00107—8

Рассказывается о технологии магнитной записи различных программ. Рассмат-
ются вопросы подготовки акустических условий в помещении для записи, пыбо-
i размещения микрофонов. Даются рекомендации по оптимальным режимам
си. Излагаются нопросы, связанные с контролем и оцеикш'1 кн'итгим копией,
гоисты по монтажу фонограмм. По грпшн-ишо с первым

едены практические

пнем (1975 г.) материал обновлен и дополни

Для радиолюбителей, мн торгч'ующихся мигнптиой юитч.и

24020,10000—006
04«(01")-Н8

• КБ—27—!:»-• 87

1ШК U2.B71

2ГМ1 00107 Н

(С) ||)Дй Itsiii.i'iHii tl'iiftiiii И lelflb»

I988

Предисловие ко второму изданию

В последние годы любителей звукозаписи все больше привлекает
микрофонная запись. Этому способствует бурный рост любительских киностудий,
диско-клубов, самодеятельных и народных театров, создание полупрофессио-
нальных студий звукозаписи на предприятиях и в учебных заведениях. Само-
деятельные звукорежиссеры обращаются к записи речи, пения, музыки, шумов,
к созданию различных звуковых эффектов при озвучивании кинофильмов, зву-
ковом оформлении спектаклей, организации различных культурно-массовых
мероприятий.

Для проведения микрофонной записи недостаточно только хорошо разби-
раться в звукозаписывающей аппаратуре и обладать соответствующими навы-
ками. Необходимы еще и определенные акустические условия в помещении
записи. Не менее важно и то, что каждая запись требует своего творческого
подхода. '

В книге последовательно разбираются вопросы' подготовки микрофонной
записи применительно*к любительским условиям, рассматриваются приемы за-
писи речи и музыки, техника и технология регулирования, приемы обработки
и контроля записываемой программы, монтаж фонограммы. Многих любителей
звукозаписи уже не удовлетворяет монофоническая запись, которая не может
дать представление о фактическом размещении источников звука. Высокая
верность воспроизведения, особенно музыкальных программ, может быть дос-
тигнута лишь при стереозаписи, которая требует более высокой технической
и творческой подготовленности звукорежиссера.

Растущая техническая подготовленность любителей звукозаписей позволила
энтузиастам пробовать свои возможности в многоканальной записи, позволяю-
щей существенно расширить творческие возможности обработки звуковых про-
грамм. Многоканальная техника, приемы звукорежиссерской работы представ-
ляют собой большую тему и требуют отдельного специального рассмотрения.

Эта книга представляет собой второе издание книги, вышедшей в издатель-
стве «Энергия» в 1975 г. Она дополнена материалом об особенностях стерео-
записи, о монтаже фонограмм. Сведения об устаревших микрофонах заменены
сведениями о более новых моделях.

Автором не ставилась задача дать читателю полное представление о всех
вопросах, связанных с техникой и технологией работы звукорежиссера при
проведении микрофонной записи. Некоторые вопросы (устройство и принцип
действия микрофонов, схемные решения микрофонных усилителей и микшер-
ских пультов, настройка и регулировка магнитофона перед записью и др.)
достаточно полно освещены в соответствующей научно-популярной литературе.
Другие, специальные вопросы, определяющие сугубо профессиональный аспект
работы звукорежиссера, выходят за рамки настоящего издания. Тем не менее
автор надеется, что книга не только познакомит начинающего звукорежиссера
с особенностями микрофонной записи, но и окажет практическую помощь в
проведении такой записи.

Гл ава первая

ОСОБЕННОСТИ МИКРОФОННОЙ ЗАПИСИ

Типовая структурная схема аппаратной звукозаписи

Основной комплекс технических средств, необходимых для проведения
микрофонной записи, обычно размещается в специально выделенном помеще-
нии — аппаратной звукозаписи. Микрофоны, а также громкоговоритель для
связи звукорежиссера с исполнителями устанавливают непосредственно в по-
мещении записи. В аппаратной размещают микшерский пульт, магнитофоны и
контрольные устройства — индикатор уровня и акустический агрегат. Кроме
того, в аппаратной может быть установлен ревербератор и другая необходимая
аппаратура.

Основой аппаратной является микшерский пульт, предназначенный для уси-
ления, регулировки и смешивания в нужных соотношениях сигналов от разных
звуковых источников, из которых компонуется записываемая программа. В за-
висимости от назначения и технологических задач записи применяются мик-
шерские устройства различной конструкции.

На рис. 1 представлена упрощенная структурная схема аппаратной звуко-
записи, которая может быть использована в любительской практике. Сигналы
с микрофонов ВМ1—ВМЗ подаются на вход микрофонных усилителей МУ. Так
как напряжение сигнала, поступающего от микрофона на вход МУ, не превы-
шает единиц милливольта (а иногда и меньше), то уровень собственных шумов
такого усилителя должен быть очень малым. Обычно, чтобы повысить напря-
жение входного сигнала и тем самым увеличить отношение уровня этого сиг-
нала к уровню собственных шумов усилителя, на входе МУ устанавливают
хорошо экранированный входной повышающий трансформатор.

С выхода усилителя сигнал попадает на индивидуальный регулятор уровня
РИ. Эта часть пульта необходима для поддержания нормального уровня сиг-
нала и регулировки динамического диапазона программ. Затем сигналы от всех
микрофонов через разделительные резисторы R смешиваются на входе общего
регулятора уровня РО, после которого суммарный сигнал подается на линей-
ный усилитель ЛУ. Разделительные резисторы необходимы для того, чтобы
уменьшить взаимное влияние выходных сопротивлений каждого из микрофон-
ных каналов. Общий регулятор уровня нужен для установки уровня смешан-
ного суммарного сигнала от исех микрофонов. Линейный усилитель обеспечи-
вает необходимое по величине напряжение сигнала, поступающее на вход уси-
лителя записи магнитофона УЗ.

На вход РО параллельно выходам микрофонных каналов подведены линии
от других источников программы, например с линейного выхода магнитофона,
электропроигрывающего устройства, городской радиотрансляции. Такие источ-

4

Ряс. 1. Типовая структурная схема аппаратной звукозаписи

ники имеют, как правило, номинальное выходное напряжение от долей вольта
до нескольких вольт, что значительно превышает выходное напряжение микро-
фона. Поэтому соединительные линии называют «входами высокого уровня» или
«линейными входами». Сигнал высокого уровня, подаваемый на вход пульта,
попадает прежде всего на удлинитель У^ представляющий собой набор атте-
нюаторов (делителей напряжения). В зависимости от напряжения, развивае-
мого источником сигнала, переключателем удлинителя подбирают затухание,
вносимое в линию так, чтобы согласовать все уровни в общей цепи пульта и
тем самым избежать перегрузки линейного усилителя. Подобные удлинители
желательно иметь и на микрофонных входах пульта. В этом случае микро-
фонный вход будет универсальным, т. е. может работать как от микрофонов
различной чувствительности, так и от источников сигнала высокого уровня.

Кроме удлинителей на входах высокого уровня установлены также инди-
видуальные регуляторы уровня. Таким образом, меняя положение движков
индивидуальных регуляторов в микрофонных линиях и в линиях высокого
уровня, можно устанавливать в процессе записи необходимое соотношение
уровней звуковых компонентов, составляющих программу. Это дает возмож-
ность производить художественный монтаж различных программ, например
«наложить» речь на ранее записанную музыку, составить сложную шумовую
программу, записать певца под фонограмму и т. п.

Для проверки записываемой фонограммы ведут как объективный контроль
по индикатору уровня И, так и субъективный с помощью контрольного акусти-
ческого агрегата КА. Оба эти устройства при помощи переключателя SB2
могут быть подключены к различным точкам тракта звукозаписи в зависи-
мости от рода проводимой работы.

5

Непосредственно при записи сигнал контролируется на выходе усилителям
воспроизведения магнитофона. Переключая контрольные устройства на выход»
микшерского пульта, можио вести сравнительную оценку качества и посту-
пающего на вход магнитофона сигнала, и уже записанного.

Громкоговоритель ВА, установленный в студии для переговора звукорежис-
сера с исполнителями, подключается ключом SB1 к переговорному усилителю-
ПУ, работающему от микрофона ВМ, установленного на пульте. Во время»
переговора контрольный агрегат либо отключается, либо его громкость авто-
матически уменьшается до уровней, исключающих возможность завязки. Если
этого не предусмотреть, то усиленный контрольным агрегатом звуковой сигнал,
из студии через переговорный микрофон попадает снова в студию, еще раз^
усилится и, таким образом, многократно повторяя свой путь, вызывает само-
возбуждение системы (генерацию). Во время перерывов в записи исполнители;
связываются с звукорежиссером по основному каналу записи через контроль-
ный агрегат, подключая его к выходу пульта.

В процессе звукозаписи должна быть предусмотрена возможность транс-
ляции записанной программы с магнитофона из аппаратной в студию для про-
слушивания исполнителями, а также для проведения записи солистов илж
отдельных групп музыкантов под фонограмму (подробнее об этом будет ска-
зано далее)1.

Кроме указанных основных элементов микшерский пульт может содержать
и ряд других устройств, необходимых для обработки записываемого сигнала,,
таких, например, как различные частотные фильтры, корректоры, 'сжиматели^
ограничители максимального уровня. Конструкция и схема пульта должны
предусматривать возможность раздельной подачи входных - (индивидуальных)
сигналов и общего сигнала на тракт ревербератора с подключением этого
тракта до или после соответствующего регулятора уровня. Все эти устройства
существенно расширяют возможности звукозаписи.

Нередко подобные аппаратные используются не только для записи и пере-
записи, но также и для звукового сопровождения кинофильмов, спектаклей,
звукоусиления музыкальных ансамблей, певцов, ораторов. Поэтому на практике
рассмотренная структурная схема может видоизменяться в соответствии с мест-
ными условиями, задачами звукозаписи и усиления, а также и техническим»
возможностями.

это тем больше, чем меньше звуковой энергии поглощается ограничивающими
помещение поверхностями и расположенными в нем предметами.

Поглощение звука зависит от размеров помещения, свойств материалов,
докрывающих стены, потолок и пол, а также от заполнения помещения слу-
шателями (исполнителями) и различными предметами. Например, гладкие кра-
шеные стены, застекленные окна, паркет, полированная мебель — хорошие
отражатели. Звуковая энергия при встрече с ними поглощается в малых коли-
чествах. Ковры же, мягкая мебель, тяжелые матерчатые драпировки —• хорошие
поглотители. Наличие их в помещении резко сокращает время реверберации.
Хорошим поглощением обладает и одежда людей. Чем больше людей в поме-
щении, тем быстрее затухает звук.

В помещениях с большим временем реверберации речь теряет разборчи-
вость, музыка звучит более пространственно, расплывчато. В сильно заглушен-
«ых помещениях, где поглощение звуковой энергии идет быстро и время ревер-
берации мало, речь и музыка звучат глухо, звук лишается сочности и есте-
ственной окраски.

Для сравнения помещений по их акустическим свойствам используют по-
«ятие — время стандартной реверберации (время, за которое интенсивность
звука в помещении после выключения источника достигает одной миллионной
части своего начального значения). Так как плотность звуковой энергии и
интенсивность звука пропорциональны квадрату звукового давления в данной
точке пространства, то звуковое давление за тот же промежуток времени
уменьшается в тысячу раз по сравнению с первоначальным значением. Это
соответствует уменьшению уровня силы звука и звукового давления N на
€0 дБ. На рис. 2 приведен график процесса реверберации. Время стандартной
реверберации соответствует интервалу Т. Это первая и основная характерис-
тика акустических свойств помещения.

Опыт показал, что для наилучшего (оптимального) звучания той или иной
звуковой программы время стандартной реверберации в помещении должно
•быть различным. Ориентировочно оптимальное время реверберации Т для раз-
личных программ в зависимости от объема помещения V может быть опреде-
лено по кривым, приведенным на рис. 3.

Другой важной характеристикой акустических свойств студий является
частотная характеристика времени реверберации или зависимость времени ре-
верберации от частоты звукового сигнала.

Основные акустические требования к помещению
для звукозаписи

Акустические свойства помещения очень сильно влияют на характер
звучания исполняемой в нем музыки и речи. Это влияние обусловлено нали-
чием звуков, пришедших к слушателю (или к микрофону) не только непосред-
ственно от исполнителя, но и после отражений от стен, потолка, пола, а также-
от различных предметов, находящихся в помещении. Поэтому при выключений
источника звук не пропадает мгновенно, а замирает в течение какого-то опре-
деленного для данного помещения времени.

Такое постепенное замирание (затухание) звука в помещении (послезвуча~
ние) называется реверберацией. От скорости затухания звука зависит время
существования отзвука в помещении, называемое временем реверберации. Время

6

Рис. 2. Спадание уровня силы зву-
ка в помещения

Рис. 3. Оптимальное время ровер»,
берацмй:

J —длг речевых студий; 2 —для музы-
кальной студии

7

Энергия колебаний различных частот звукового диапазона поглощается
одними и теми же материалами по-разному. Например, ковры, мягкая мебельг
драпировки поглощают энергию высоких частот сильнее, нежели энергию низких
частот. В помещении с подобными поглотителями время реверберации будет'
большее на низких звуковых частотах и меньшее на высоких. Это приводит'
к значительному искажению тембра передачи (звучание становится глухим и
бубнящим). Поэтому помещения, используемые для записи, должны иметь
определенную характеристику времени реверберации.

^Оптимальная частотная характеристика реверберации зависит от назначе-
ния Данного помещения. Так, например, в речевых студиях частотная харак-
теристика должна быть горизонтальной и спадать в области низких частот
(от 250 Гц) на 20—30%. Это необходимо для того, чтобы повысить разбор-
чивость речи, ослабив возникающие в помещениях малых объемов нежела-
тельные резонансы, которые на слух воспринимаются как «бубнение» записи/
В студиях, предназначенных для исполнения эстрадной музыки, реверберация
на низких и высоких частотах должна быть уменьшена по сравнению с ревер-
берацией на средних частотах. Объясняется это тем, что инструменты в эстрад-
ных оркестрах создают высокие уровни звучания в области как самых низких,
так и наиболее высоких частот. На рис. 4 показаны предпочтительные частот-
ные характеристики времени реверберации для студий различного назначения.
Для получения оптимального времени реверберации и необходимой частот-
ной характеристики производят акустическую обработку помещения. Стены и
потолок для этого покрывают специальными звукопоглощающими материалами,
и конструкциями, называемыми абсорбентами. Если за стеной студии нахо-
дится улица с оживленным движением транспорта, уровень шума которой,
как показывают измерения, равен примерно 90 дБ, то звукоизоляция, т. е.
поглощающая способность студийных стен, должна быть не менее 90—15==
= 75 дБ. Это требование обеспечивается специальной конструкцией студийных,
ограждений (стен, потолка, пола), а также устройством при выходах тамбуров
с тяжелыми дверями, снабженными плотным притвором. Окна в студиях, как
правило, отсутствуют, за исключением специального звукоизолированного смот-
рового окна, выходящего в смежную со студией аппаратную. В любительских

условиях допустимый уровень проникающих
в помещения шумов может быть несколько?
выше, не более 20—30 дБ.

Хорошая звукоизоляция помещения, так
же как и акустическая обработка, — не толь-
ко сложное, но и дорогостоящее мероприя-
тие. Поэтому в каждом конкретном случае
звукоизоляцию помещения следует прово-
дить, руководствуясь местными условиями
и возможностями.

Звук проходит главным образом через
открытые окна, двери, вентиляционные от-
верстия и т. п. Щели, скважины и отверстия
в окнах, дверях, стенах и других поверхно-
стях помещения также могут служить зна-
чительным источником шума. Поэтому осо-
бое внимание необходимо обратить на тща-~

Рис. 4. Частотные характеристи-
ки времени реверберации

/ — речевые студии; 2—студии и залы
общего назначения; 3 — большие музы-
кальные студии

8

тельную изоляцию дверей и окон. Двери должны быть точно пригнаны, а пере-
плеты рам заклеены.

Если выбранное помещение для записи примыкает к шумной улице и зву-
коизоляция стен недостаточна, то запись желательно проводить в вечерние
часы, когда городской шум несколько стихает.

Одной из причин искажения тембра звука может быть резонанс. Резони-
ровать в помещении могут оконные стекла, деревянные тонкие панели, раз-
личные части обстановки и оборудования. Поэтому стекла в оконных рамах
и остальные резонирующие детали надо плотно укрепить.

Если помещение освещается люминесцентными лампами, то их на время -
записи необходимо выключать, так как лампы могут создавать достаточно
большой уровень низкочастотного шума. В этом случае освещать помещение
можно переносными источниками света с обычными лампами накаливания. •*,

Нар-яду со звукоизоляцией помещения, проводимой всеми доступными сред-
ствами и мерами, следует упомянуть о шумах, возникающих или, вернее соз-
даваемых во время записи внутри помещения. Сюда относятся передвижение
исполнителей, скрипы и стуки мебели, музыкальных инструментов, перелисты-
вание нотного текста, шепот и другие помехи, воспринимаемые микрофоном.
Чтобы понять значимость этих помех, приведем результаты измерения уровня
«екоторых характерных шумов (измерения проводились на расстоянии 1 м от
источника шума): речь шепотом 25—30 дБ; шаги по ковру 30 дБ; передвиже-
ние стула по паркету 70 дБ; перелистывание листов бумаги до 50 дБ; часть
.исполнителей во время записи «Осторожно» встает и уходит из помещения, это
•составит 35—40 дБ. Основная мера борьбы против большинства этих помех —
соблюдение при записи самой жесткой звуковой дисциплины.

Выбор помещения для записи

\ В любительских условиях для записи тех или иных исполнителей мо-
гут быть использованы различные помещения: сцена, зрительный зал, -большие
аудитории, классные комнаты в учебных заведениях и пр. В каждом отдельном
случае помещение выбирают с учетом его акустических особенностей, числа
исполнителей и характера записываемого материала. Следует также учитывать
перспективные возможности акустической обработки и звукоизоляции помещения.

^Помещение для записи речи желательно выбирать площадью 12—15 м2.
Акустическую обработку такого помещения выполняют с расчетом на неболь-
шое время реверберации (0,5—0,6 с). Как уже указывалось, на низших часто-
тах (до 250 Гц и ниже) время реверберации должно быть еще меньше (0,3—
0,4 с). Простым способом создания требуемых акустических условий является
драпировка поверхностей выбранного помещения плотным материалом — ков-
рами, тяжелым драпировочным материалом с ворсом и г.р. Пол помещения
рекомендуется застелить ковром. Однако заглушение должно быть произведено
« меру, иначе это приведет к бубнению звука и речь станет неразборчивому
В такой импровизированной студни можно записывать не только речь, но »
отдельные инструменты (гитару, баян, аккордеон и др.).

При выборе помещения для записи музыкальных ансамблей в первую оче-
редь следует руководствоваться числом исполнителей. В табл. 1 приведены ре-

9

Т а б л и, ц а 1

Вид записи

Площадь,

м2

Высота, м

Число
исполни-
телей

Речь и отдельные исполнители на

15—25

3—3,5

музыкальных инструментах

Камерные квартеты, секстеты и эст-

25—50

3,5—5

4—10

радные группы

Небольшие оркестровые группы и

50—80

4—4,5

10—15

солисты

Театральный оркестр, симфонические

.100—180

5—6

20

и эстрадные произведения

Оркестр среднего и большого состава

200—300

7—8

-50—75

комендуемые размеры помещений для записи в зависимости от числа испол-
нителей.

Кроме количественного состава исполнителей следует учитывать также и'
род ансамбля. Так, например, при одинаковом числе исполнителей в оркестре
народных инструментов, симфоническом и духовом оркестрах звучание их
весьма различно по мощности. Чем сильнее действительное звучание ансамбля,
тем больший объем помещения требуется для его высококачественной записи.
Так духовой оркестр требует наибольшей, а оркестр народных инструментов
наименьшей кубатуры помещения.

В общем случае можно руководствоваться тем, что при музыкальной записи
на каждого исполнителя должно приходиться не менее 25—30 м3 объема выб-
ранного помещения. В профессиональной звукозаписи эти нормы еще выше
(40 м3 и более). Можно ориентироваться и таким соотношением площади по-
мещения для записи: если принять площадь, необходимую для одного испол-
нителя, равной 2 м2, то площадь размещения микрофонов должна быть равна
удвоенной площади, занимаемой всеми исполнителями. Так, например, если?
запись музыкального ансамбля в составе 10—15 человек проводится в поме-
щении с общей площадью пола 80—90 м2, то исполнителей необходимо раз-
местить на площади 30 м2, а остальная площадь должна служить для разме-
щения микрофонов. -

Следует иметь в виду, что чрезмерное заполнение помещения исполните-
лями приводит к значительному повышению среднего уровня громкости, т. е.
акустической перегрузке помещения. Повышенная громкость звучания лишает
исполнителей и дирижера чувства пропорции, благодаря которому они соиз-
меряют свое исполнение и динамику произведения со звучанием ансамбля в
целом. Кроме того, в помещении малых размеров при небольших расстояниях от
исполнителей до микрофона последний попадает в зону, где преобладает 'Пря-
мой звук. Это вызывает искажение перспективы звучания произведения в це-
лом и необоснованное выделение отдельных групп и инструментов оркестра.
Между тем в большом помещении, когда весь ансамбль удален от микрофона
на достаточное расстояние, микрофон находится в зоне преобладания диффуз-
ного поля от действия всех источников. Это обстоятельство благоприятно в^
том отношении, что отдельные наиболее близкие к микрофону инструменты или
их группы не выделяются на общем фоне и не нарушают тем самым звуковой
перспективы музыкального произведения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Цифровой измерительный комплекс © Издательство «Радио и связь», 1986 предисловие

    Документ
    Регулировка радиоаппаратуры, получение требуемых параметров невозмож­ны без применения измерительных приборов различного назначения. Поэтому понятен интерес радиолюбителей к измерительной технике вообще и особенно к приборам, которые
  2. А. Г. Соболевский почему появились искажения? (1)

    Документ
    Многие радиолюбители стремятся создать аппаратуру, которая по ка­чественным показателям не уступает серийной, а в отдельных случаях и пре­восходит ее.
  3. А. Г. Соболевский почему появились искажения? (2)

    Документ
    Многие радиолюбители стремятся создать аппаратуру, которая по ка­чественным показателям не уступает серийной, а в отдельных случаях и пре­восходит ее.
  4. М. Е. Васильченко, А. В. Дьяков радиолюбительская телемеханика

    Документ
    История техники знает много примеров радиоуправления подвижными ме­ханизмами, создававшимися для военных целей и нужд народного хозяйства. В наши дни благодаря прогрессу науки и техники отечественная радиотелемеха­ника достигла больших
  5. С. А. Бирюков цифровые устройства на интегральных микросхемах

    Документ
    Широкое внедрение цифровой техники в радиолюбительское творче­ство связано с появлением интегральных микросхем. Цифровые устройства, со­бранные на дискретных транзисторах и диодах, имеют значительные габариты и массу, ненадежно работают

Другие похожие документы..