Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Стороны настоящего Протокола,  являясь Сторонами Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, далее упоминаемой как "К...полностью>>
'Документ'
День учителя — профессиональный праздник работников сферы образования. Был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года...полностью>>
'Бюллетень'
оказание бесплатной правовой помощи гражданам: организация консультаций по телефону правовой поддержки, в юридической клинике—общественной правовой пр...полностью>>
'Документ'
Корнєв О. Голодомор 1932 – 1933 рр. на Балаклійщині (за архівними документами та свідченнями очевидців) Сумська старовина: Науковий журнал з історі...полностью>>

Становление, функционирование и развитие социальной практики обязательного медицинского страхования в россии

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ловушка конкуренции затрагивает таких акторов практики, как страховщики и исполнители медицинских услуг. Ее суть заключается в том, что государство регулирует конкуренцию на рынке ОМС, в частности посредством установления единого размера страхового взноса, однако реальная конкуренция отсутствует, что связано с ловушкой выбора. Пациенты не используют свое право выбора страховщика и медицинского учреждения, отсюда и конкуренции за право оказания им страховых и медицинских услуг не происходит. Кроме того, негосударственные медицинские учреждения практически не включены в практику, хотя их деятельность в страховом поле стала бы дополнительным стимулом развития конкурентных отношений. Страховщики и исполнители медицинских услуг продолжают воспроизводить известные образцы страховых отношений, которые сложились за 20-летний период функционирования практики ОМС в России.

Опираясь на собственный исследовательский анализ, а также учитывая дискуссию, развернувшуюся по вопросам перспектив дальнейшего развития системы медицинского обслуживания, в диссертации определяется, что одним из направлений решения проблем и противоречий практики ОМС может стать модернизация ее идеологических оснований.

Во втором параграфе «Теория рационального выбора как инструмент развития идеологии обязательного медицинского страхования» представлены основные положения теории рационального выбора как инструмента развития идеологии и преодоления идеологических ловушек в практике ОМС.

Основой преодоления проблем и противоречий практики можно было бы считать вступление в силу нового Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Однако его анализ, осуществленный в диссертации, позволил прийти к выводу, что он воспроизводит прежнюю идеологическую модель ОМС: затрагивая организацию практики, Закон не разрешает идеологические противоречия. Государство по-прежнему декларирует принципы и ценности, которые не имеют реальных механизмов воплощения в практических действиях и взаимодействиях акторов. Акторы будут порождать инструменты адаптации к изменившимся условиям социальной среды без обратной связи с государственными структурами, в руках которых - социальная политика.

В работе обосновывается, что методологической основой для решения данного вопроса может стать теория рационального выбора. Это объясняется следующими положениями. Во-первых, теория рационального выбора не противоречит существующей идеологии неолиберализма, охватывающей все сферы общественной жизни. Во-вторых, она выступает системообразующей идеей, позволяющей решить заявленные выше противоречия. В-третьих, теория рационального выбора может стать источником и инструментом развития идеологии, что позволит переориентировать практику ОМС с простого воспроизводства к развитию и поисковому характеру.

Суть теории рационального выбора, по мнению В. В. Радаева, «…заключается в следующей предпосылке: среди возможных альтернатив действия человек выбирает то, что, согласно его ожиданиям, наилучшим образом соответствует его интересам при условии заданности его личных предпочтений и ограничений внешней среды»5. В этом тезисе закреплена процессуальность процедуры: актор формирует представление о благе как цели, собирает и систематизирует информацию, в том числе полученную из случайных источников, часть предлагаемых альтернатив не рассматривает в силу индивидуальных особенностей, представлений, оценок и осуществляет выбор наиболее удовлетворяющего его варианта. Таким образом, выбор является индивидуальным, рациональным, информированным.

Решение вопроса о рациональном выборе следует начать с информационного насыщения пациентов о страховщиках и исполнителях медицинских услуг, включенных в практику ОМС и работающих на конкретной территории. Индивиды и группы выбирают лучшую альтернативу среди тех, о которых имеется информация. Однако информация о ключевых характеристиках деятельности медучреждений и страховых медицинских организаций на сегодняшний день для пациента недоступна. Ни страховые медицинские организации, ни фонды не включают в спектр своей работы информационное сопровождение пациентов на рынке ОМС.

Особого внимания заслуживает и вопрос разработки четких нормативных документов, регламентирующих процедуру выбора и учитывающих ресурсные возможности медицинских учреждений. Без нормативного сопровождения процедура выбора может превратиться в неуправляемый процесс, в котором исполнителю медицинских услуг придется взять на себя функцию регулирования потока пациентов. Престиж медицинского учреждения, его оснащенность и высокое качество медицинского обслуживания, сформированные в поле общественного мнения, станут для исполнителя медицинских услуг при большом потоке пациентов проблемой, решение которой – в отказе от медицинской помощи, что противоречит российскому законодательству.

Формирование реальной ситуации выбора пациентом исполнителя медицинских услуг и страховщика ведет к становлению реальной конкуренции на рынке ОМС и позволит утвердиться регулируемой конкуренции. В этом случае страховщики становятся истинными покупателями медицинских услуг. Им придется активнее «шевелиться», предлагая, например, дополнительные к ОМС, страховые пакеты, расширяя набор и объем медицинского обслуживания. Это позволило бы повысить заинтересованность пациента при выборе страховщика и стало бы конкурентным преимуществом страховой организации.

При этом проблема информационной асимметрии будет стоять не так остро, поскольку страховые медицинские организации возьмут на себя роль информированных покупателей. Пациенту важно знать не только каким образом осуществляется контроль за предоставлением медицинских услуг, но и как проходит диагностика и лечение по конкретной страховой программе. Пациент через страховую медицинскую организацию, представляющую его интересы, становится информированным получателем медицинской помощи. Он будет знать, как станет осуществляться медицинское обслуживание и какие медуслуги должны быть ему предоставлены. Взаимодействие с медицинскими учреждениями будет строиться на иных основаниях, включающих не только контроль и оплату медицинских услуг, но и согласованные программы медицинского обслуживания.

Интерес исполнителей медицинских услуг заключен в реализации принципа капитации (per capita, т. е. «за душу») - подушевого финансирования. В поле функционирования российской практики ОМС принцип капитации выражается в тезисе «деньги следуют за пациентом». В обобщенном виде это означает следующее: чем больше медицинских услуг окажет поликлиника или стационар, тем больше денег получит за каждого пролеченного пациента.

Модель «рационального выбора» позволит частично снять идеологическую ловушку равенства. Имея информацию о структуре медицинской помощи, пациент сам принимает решение о получении тех или иных видов медицинской помощи. Мы полагаем, что необходимо ввести дифференциацию в «наборе» медицинских услуг для разных групп населения и включение возможностей добровольного медицинского страхования в систему медицинского обслуживания населения.

Такой проект может быть представлен в виде двухуровневой структуры программы обязательного медицинского страхования6. На первом уровне абсолютно для всего населения предоставляется бесплатно минимальный набор медицинских услуг, который финансируется их средств ОМС. Второй уровень включает дополнительный объем и виды медицинской помощи, которые предоставляются различным группам, дифференцируемым по таким основаниям, как наличие хронических заболеваний, возраст и пр., и также оплачиваются из средств ОМС. На этом же уровне населению могут быть предложены пакеты медицинских услуг, финансирование которых происходить на условиях соплатежей, т. е. часть оплаты идет из средств ОМС, а часть – из личных средств пациента.

Реализация дифференцированного подхода с включением возможностей добровольного медицинского страхования не противоречит базовым идеологическим принципам социальной справедливости и общественной солидарности, а позволяет избежать противоречий в структуре функциональных связей идеологии и повышает личную ответственность индивида за свое здоровье и выбор страховщика и исполнителя медицинских услуг.

Реализация обновленной модели идеологии обязательного медицинского страхования как движение от идеала к практическому ее воплощению предполагает ряд последовательных этапов. Учитывая высокую социальную значимость практики и ее функции, последовательность шагов предусматривает не «шоковое» воздействие на акторов практики, а «мягкое» включение в массовое сознание на групповом и индивидуальном уровнях основных постулатов теории рационального выбора.

Для этого на первом этапе необходима разработка показателей и индикаторов, замеряющих современное состояние процедуры выбора страховщика и исполнителя медицинских услуг. Разработка системы позволит в дальнейшем проводить мониторинговые исследования ОМС и анализировать динамику.

На этом же этапе требуется разработка программы (на федеральном и региональном уровнях), включающей в себя совокупность мер, направленных на повышение значимости идей рационального выбора в системе медицинского обслуживания. Предпосылки для ее создания, на наш взгляд, уже сформированы и касаются формирования здоровьесберегающего пространства, в котором реализуются различные программы и проекты: национальный проект «Здоровье», федеральные и региональные целевые программы, программа по формированию здорового образа жизни и др.

На втором этапе создается особая информационная среда, цель которой – информационное насыщение акторов о структуре и функциях обязательного медицинского страхования, правах в сфере медицинского обслуживания, основных игроках на рынке медицинских услуг. Формирование информационных баз, включающих показатели деятельности исполнителей медицинских услуг и страховщиков, позволит пациентам сравнивать интересующие варианты с альтернативными, представленными на рынке ОМС, и тем самым облегчить потребительский выбор.

На третьем этапе особая роль принадлежит экспертам, к числу которых отнесем не только специалистов в области медицины и здравоохранения, но и социологов, политологов, правоведов, экономистов. Им необходимо разработать критерии, в соответствии с которыми определяется структура медицинской помощи. Возможно, для применения стратифицированного подхода потребуется общественное обсуждение и разработка специальных технологий включения различных групп пациентов в разные варианты страховых пакетов. Полагаем, критерии для дифференциации следует вводить постепенно, и первоначально их число должно быть не слишком большим. На этом этапе особую роль можно закрепить за профессиональными ассоциациями врачей, как контролирующими органами при определении критериев.

Помимо разработки критериев, необходимо также вычислить и стоимость самих страховых пакетов. Минимальный набор медицинских услуг предоставляется абсолютно всем гражданам, а дополнительный – тем, кто попадает в определенные группы по различным критериям. Также все граждане могут на условиях софинансирования приобретать специально разработанные варианты страховых продуктов, объем и виды медицинских услуг в которых превышают стандартный вариант. В этом случае можно сформировать понижающую шкалу стоимости услуг при неиспользовании пациентами в течение года подобного продукта либо обратиться к накопительной системе страховых взносов: каждый пациент будет иметь сберегательную часть, которая вместе с начисленными процентами станет его резервом при превышении расходов на медицинское обслуживание.

Теория рационального выбора как инструмент развития идеологии ОМС позволяет утвердить поисковый целерациональный характер практики. Акторы практики на основе новой модели используют рыночные принципы и ценности в соответствии с неолиберальной социальной политикой как общей траекторией развития российского общества. Обновленная модель идеологии становится открытой динамической системой, опирающейся на общественные потребности и указывающей направление дальнейшего развития практики. В ней четко определены принципы и ценности функционирования ОМС, понятные для всех акторов и воплощенные в политике государства.

В заключении представлены основные выводы по результатам диссертационного исследования, определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых
научных журналах и изданиях, определенных ВАК

  1. Антонова Н. Л. Социальная эксклюзия в системе обязательного медицинского страхования // Социум и власть. - 2011. - № 3. С. 34-39. (0,5 п.л.).

  2. Антонова Н. Л. Теория рационального выбора как инструмент развития идеологии обязательного медицинского страхования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2011. - №3. С. 15-18. (0,4 п.л.).

  3. Антонова Н. Л. Становление практики обязательного медицинского страхования в России: проблемы и противоречия // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - №2. С. 230-235 (0,4 п.л.).

  4. Антонова Н. Л. Проблема оснований в классификации социальных практик // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2011. - №1. С. 240-243. (0,4 п.л.).

  5. Антонова Н. Л. Институциализация социальных практик: методология исследования // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2010. - № 11. С. 94-99. (0,4 п.л.).

  6. Антонова Н. Л. Социальная практика: теоретико-методологические основания исследовательского анализа // Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. - №4(70). - 2009. С. 92-98. (0,5 п.л.).

  7. Антонова Н. Л. Факторы доступности медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2008. - №4 (17). С. 141-148. (0,6 п.л.).

  8. Антонова Н. Л. Неформальная оплата медицинских услуг: социологическое осмысление // Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. - 2008. - №57. С. 64-71. (0,5 п.л.).

  9. Антонова Н. Л. Обязательное медицинское страхование и пациент : особенности взаимодействия с медперсоналом // Социологические исследования. - 2007. - №3. С. 78-82. (0,5 п.л.).

  10. Антонова Н. Л. Качество медицинского обслуживания в системе обязательного медицинского страхования как социологическая проблема // Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. - 2007. - №51. С. 168-179. (0,8 п.л.).

  11. Антонова Н. Л. Институционализация обязательного медицинского страхования в современном российском обществе // Вестник ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. Трансформация российского общества и актуальные проблемы социологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции «XV Уральские социологические чтения «Возрождение России: общество-управление-образование-культура-молодежь». - 2005. - №3(55). Ч.1. С. 75-78. (0,3 п.л.).

  12. Антонова Н. Л. Защита прав пациента в системе обязательного медицинского страхования // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - №3. С. 55-57. (0,4 п.л.).

  13. Антонова Н. Л. Реализация прав пациентов в системе ОМС (опыт социологического исследования) // Социология медицины. - 2004. - №1(4). С. 45-48. (в соавторстве, 0,5/0,4 п.л.).

Монографии:

  1. Антонова Н. Л. Становление и развитие социальной практики обязательного медицинского страхования в России. - Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2011. (12,79 п.л.).

  2. Антонова Н. Л. Качество медицинского обслуживания в системе обязательного медицинского страхования: социологический анализ. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. (в соавторстве, 6,3/5,3п.л.).

  3. Антонова Н. Л. Институциональные аспекты функционирования обязательного медицинского страхования в России. - Екатеринбург: ТНТ, 2005. (8,14 п.л.).

Статьи, материалы, тезисы докладов в других изданиях:

  1. Антонова Н. Л. Методологические аспекты исследования социальных практик // Общественные науки. - 2010. - № 3. С. 30-38. (0,5 п.л.).

  2. Антонова Н. Л. Социальная практика как социологическая категория / Российское образование в условиях трансформаций: социологические очерки / под общей ред. Ю. Р. Вишневского. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. С. 102-108. (0,5 п.л.).

  3. Антонова Н. Л. Социальные практики: методологические истоки, подходы, перспективы / Социальные процессы: Сборник научных трудов. Выпуск 6 / Отв. ред. Г. Б. Кораблева, И. Е. Левченко. - Екатеринбург, 2010. С. 30-42. (0,5 п.л.).

  4. Антонова Н. Л. Акторы социальных практик: методологическое осмысление / Материалы XIII Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Ч.1. / редакционная коллегия: Грунт Е. В., Кораблева Г. Б., Комлева Н. А., Меренков А. В. – Екатеринбург: УрГУ, 2010. С. 22-25. (0,4 п.л.).

  5. Антонова Н. Л. Медицинское обслуживание в оценках молодежи / Актуальные проблемы социологии молодежи / под общей ред. Ю. Р. Вишневского. - Екатеринбург: УрФУ, 2010. С. 64-67 (0,3 п.л.).

  6. Антонова Н. Л. Институциональные проблемы функционирования обязательного медицинского страхования в России / Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке: VI Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения – 2010»: Сборник тезисов. – М.: МАКС Пресс, 2010. С. 56-58. (0,2 п.л.).

  7. Антонова Н.Л. Институциональные противоречия функционирования практики обязательного медицинского страхования / Управление социальным развитием регионов в условиях выхода из кризиса в современной России и странах СНГ: Материалы международной научно-практической конференции. Ч II. / отв. ред. С. Г. Зырянов. – Челябинск: Челябинский институт (филиал) Уральской академии государственной службы, 2010. С. 85-89. (0,2 п.л.).

  8. Антонова Н. Л. Социальные практики: активистско-деятельностный подход / Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Материалы X Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора З. И. Файнбурга. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010. С. 67-69. (0,1 п.л.).

  9. Антонова Н. Л. Институциализация социальных практик: теоретико-методологический поиск / Социальные процессы: Сборник научных трудов. Выпуск 5. / отв. ред. Г. Б. Кораблева, И. Е. Левченко. - Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2009. С. 2-11. (0,5 п.л.).

  10. Антонова Н. Л. Информированность населения о правах в области охраны здоровья: роль СМИ / Мультикультуральная современность: Урал-Россия-Мир: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета: Доклады. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. С. 274-276. (0,2 п.л.).

  11. Антонова Н. Л. Социальная практика как предмет социологического анализа / Материалы XII Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» / ред. коллегия: Грунт Е. В., Кораблева Г. Б., Комлева Н. А., Меренков А. В., Рыбцова Л. Л., Старшинова А. В. - Екатеринбург, 2009. С. 42-45. (0,2 п.л.).

  12. Антонова Н. Л. Доступность медицинской помощи: социальные и институциональные аспекты / Социальные процессы: Сборник научных трудов. Выпуск 4. / отв. ред. Г. Б. Кораблева, И. Е. Левченко. - Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2008. С. 133-145. (0,6 п.л.).

  13. Антонова Н. Л. Проблемы реализации прав пациентов в обязательном медицинском страховании / Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности: сборник статей по материалам Интернет-конференции. - М.: ИПЦ Маска, 2008. С. 41-47. (0,5 п.л.).

  14. Антонова Н. Л. Отношение пациентов к общим врачебным практикам / Материалы III Всероссийского социологического конгресса [Электронный ресурс]. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. (Диск СД, ISBN 978-6-89697-157-3) (0,1 п.л.).

  15. Антонова Н. Л. Медицинское обслуживание: проблемы доступности / Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Материалы IX Всероссийской научной конференции, посвященной памяти З. И. Файнбурга. Т. 2. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2008. С. 113-114. (0,1 п.л.).

  16. Антонова Н. Л. Качество медицинского обслуживания в системе обязательного медицинского страхования (на примере г. Екатеринбург) // SPERO (Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры). - 2007. - №7. (1 п.л.).

  17. Антонова Н. Л. Обязательное медицинское страхование как институт общества: социологическое осмысление / Летняя школа институционального анализа 2007: сб. работ / Гос. ун-т – Высшая школа экономики. - М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 7-22. (1 п.л.).

  18. Антонова Н. Л. Качество медицинского обслуживания в оценках пациентов. - Социология медицины. - 2007. - №1. (0,5 п.л.).

  19. Антонова Н. Л. Обязательное медицинское страхование: особенности взаимодействия застрахованных и страховщиков // Социология медицины. - 2006. - №1. С. 53-56. (0,5 п.л.).

  20. Антонова Н. Л. К вопросу о качестве медицинского обслуживания / Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: в 16 т. – М.: Альфа-М, 2006. – Т. 14. Социология здоровья. Социология права. Социологическое образование. С. 9-11. (0,2 п.л.).

  21. Антонова Н. Л. Неравенство в сфере здоровья / Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования: сб. научных статей. Ч. 1. - Екатеринбург, 2006. С. 147-148. (0,2 п.л.).

  22. Антонова Н. Л. Особенности взаимодействия субъектов в системе обязательного медицинского страхования Будущее России: стратегия развития / Тезисы докладов уральских социологов на II Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (Москва, декабрь 2005). - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. С. 6-8. (0,2 п.л.).

  23. Антонова Н. Л. Доступность медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования / Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Материалы VIII Всероссийской научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения З. И. Файнбурга и 40-летию создания лаборатории социологии ПГТУ. – Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. С. 161-163. (0,1 п.л.).

  24. Антонова Н. Л. Права пациентов в системе обязательного медицинского страхования: возможности реализации стратегии кейс стадии / Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического анализа: Материалы VIII Международной конференции памяти Л. Н. Когана. Ч.1. - Екатеринбург, 2005. С. 28-31. (0,4 п.л.).

  25. Антонова Н. Л. Особенности реализации прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования / Тезисы докладов I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения – 2004: Российское общество и вызовы глобализации. Т.5. - М.: Альфа-М, 2005. С. 176-179. (0,2 п.л.).

  26. Антонова Н. Л. Информированность пациентов о своих правах: опыт социологического исследования / Между прошлым и будущим: социальные отношения, ценности и институты в изменяющейся России: Материалы VIII научно-практической конференции Гуманитарного университета. Т.2. - Екатеринбург, 2005. С. 311-313. (0,2 п.л.).

  27. Антонова Н. Л. Социология здоровья как перспективная отрасль социологической науки // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии наук. - 2004. - №3. С. 112-119. (0,8 п.л.).

  28. Антонова Н. Л. Институциональные аспекты функционирования обязательного медицинского страхования / Актуальные проблемы социологии и менеджмента: Материалы V Всероссийской конференции «Возрождение России: общество–управление-образование-культура-молодежь», посвященной 40-летию кафедры социологии и социальных технологий управления. Вып. 6. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. С. 64-65. (0,1 п.л.).

  29. Антонова Н. Л. Обязательное медицинское страхование: субъекты страхового поля / Материалы VII Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора З. И. Файнбурга «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований». Т.1. – Пермь: Изд-во ПГТУ, 2004. С.171-172. (0,1 п.л.).

  30. Антонова Н. Л. Права пациентов в системе обязательного медицинского страхования: проблемы и противоречия / Управление социальными, экономическими и политическими процессами в российских регионах: Международная конференция: сб. статей. Ч.1. – Екатеринбург: УрАГС, 2004. С. 18-21. (0,1 п.л.).

  31. Антонова Н. Л. Рынок медицинских услуг: особенности и перспективы / Социальные проблемы современной российской экономики: сб. научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Ч.2. - Екатеринбург, 2003 С.3-10. (0,6 п.л.).

  32. Антонова Н. Л. Возможности реализации прав пациентов в современной России / Актуальные проблемы социологии и менеджмента: Материалы V всероссийской научно-практической конференции «Возрождение России: общество-управление-образование-культура-молодежь». Вып. 2. - Екатеринбург, 2003. С. 41-42. (0,1 п.л.).

  33. Антонова Н. Л. Обязательное медицинское страхование: реализация прав пациентов и проблема качества медицинской помощи / Управление социальными процессами в регионах: сб. статей. Ч.1. – Екатеринбург: УрАГС, 2002. С.76-79. (0,2 п.л.)

1 См.: Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации в 2009 году // Федеральный фонд обязательного медицинского страхования : [сайт]. URL: /userfiles/sbornik+OMS.doc (дата обращения 13.05.2011).

2 Представленные региональные организационные модели ОМС создавались, опираясь на Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Современные региональные модели ОМС находятся в стадии формирования, поскольку новый Закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» вступил в силу с 1 января 2011 г.

3 См.: ТФОМС Свердловской области : [сайт]. URL: /index.php?option=com_content&task=view&id=180&Itemid=161 (дата обращения 30.08.2011)

4 Наблюдается дифференциация по финансовому обеспечению территориальных базовых программ. Например, минимальный размер налоговых поступлений на одного застрахованного работающего гражданина составил в Ивановской области – 1584,3 руб., Кировской области – 1604,8 руб., Республике Ингушетии – 1 638,4 руб. Самые низкие поступления на одного застрахованного неработающего отмечены в Республике Ингушетии – 630,0 руб., Республике Дагестан – 726,4 руб., Ульяновской области – 850,1 руб. (см.: Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации в 2009 году // Федеральный фонд обязательного медицинского страхования : [сайт]. URL: /userfiles/sbornik+OMS.doc (дата обращения 13.05.2011).

5 Радаев В. В. Экономическая социология. М., 1998. С. 25.

6 Модель двухуровневой программы обязательного медицинского страхования предложена С. В. Шишкиным.

38





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие социального страхования в России в период трансформации социально-экономической системы (на материалах Оренбургской области)

    Автореферат
    Защита состоится 22 ноября 2007 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.214.01 при Самарском государственном экономическом университете по адресу: ул.
  2. Предисловие социальная работа

    Документ
    Социальная работа – специальность, предметной областью кото­рой является воздействие на человека с целью обеспечения культур­но­го, социального и материального уровня его жизни, оказания инди­­ви­­дуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
  3. Курс лекций по учебной дисциплине «право социального обеспечения» Уфа 2008

    Курс лекций
    § 1. Пенсионная реформа 2002 г. Общая характеристика и отличие пенсионной системы, введенной в России с начала 2002 г., от ранее действовавшей пенсионной системы 188
  4. Российского Государственного Медицинского Университета И. В. Силуянова Биоэтика в России: ценности и закон

    Закон
    Биоэтика — порождение цивилизации конца ХХ века. Ее возникновение непосредственно связано с интенсивным развитием биомедицинского знания. Но можно ли упрекнуть хотя бы один век существования медицины в неинтенсивности ее развития,
  5. И. В. Силуянова Биоэтика в России: ценности и закон (1)

    Закон
    Биоэтика — порождение цивилизации конца ХХ века. Ее возникновение непосредственно связано с интенсивным развитием биомедицинского знания. Но можно ли упрекнуть хотя бы один век существования медицины в неинтенсивности ее развития,

Другие похожие документы..