Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы познакомитесь с замечательной наукой, имя которой ХИМИЯ. Химия – одна из очень важных и древних нау...полностью>>
'Документ'
2. В своїй діяльності НТР Подільського державного аграрно-технічного університету керується Конституцією України, законами України, Указами Президент...полностью>>
'Документ'
преподаватель Борисова М.А. Форма участия: очная Долгий Ярослав Юрьевич, «Камчатский государственный технический университет», гр....полностью>>
'Документ'
Рекомендовано к изданию объединенным научным советом государственных архивных учреждений Пермского края и научно-методическим советом архивных учрежд...полностью>>

Становление, функционирование и развитие социальной практики обязательного медицинского страхования в россии

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предложена модель внедрения основных положений теории рационального выбора в практику обязательного медицинского страхования, включающая формирование двухуровневой программы ОМС, основой которой становится дифференцированный подход к определению пакетов медицинских услуг различным категориям населения, создание информационной среды, позволяющей пациентам осуществить индивидуальный информированный рациональный выбор, и разработку конкурентных механизмов для страховщиков и исполнителей медицинских услуг.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке методологии исследования обязательного медицинского страхования как особого вида социальной практики, становление, функционирование и развитие которой происходит на основе идеологических принципов и ценностей, регулирующих систему действий и взаимодействий ее акторов.

Представленные в диссертации концептуальные основы исследования социальных практик могут быть использованы как методологическая база социологического анализа различных социальных практик, а также могут стать фундаментом институционализации отрасли социологического знания – социологии социальных практик.

Результаты диссертационного исследования представляют интерес для субъектов формирования государственной социальной политики в сфере медицинского обслуживания населения, субъектов управления системой обязательного медицинского страхования. К их числу отнесем Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство здравоохранения Свердловской области, Управление здравоохранения муниципальных образований/городских округов Свердловской области, Федеральный фонд ОМС, Территориальный фонд ОМС Свердловской области и его филиалы, страховые медицинские организации, предоставляющие услуги как обязательного, так и добровольного медицинского страхования, администрации медицинских учреждений различного уровня и разных форм собственности. Материалы работы имеют практическое значение для структур и организаций, в том числе и общественных, в поле деятельности которых включены вопросы защиты прав застрахованных в системе ОМС.

Основные положения диссертации могут быть использованы в системе высшего образования при чтении таких дисциплин как «Общая социология», «Социология социальной сферы», «Социология здоровья», «Демография».

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы обсуждены на заседании кафедры теории и истории социологии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Материалы исследования апробированы и получили положительные отзывы на международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях, семинарах, школах, симпозиумах, совещаниях в 2002-2011 гг., в том числе:

- «Культура, личность, общество в
современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». IV Международная конференция памяти Л. Н. Когана. Екатеринбург: УрГУ, 2011;

- «Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке: VI Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения – 2010». Москва: МГУ, 2010;

- «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований». X Всероссийская научная конференция, посвященная памяти профессора З. И. Файнбурга. Пермь: ПГТУ, 2010;

- «Управление социальным развитием регионов в условиях выхода из кризиса в современной России и странах СНГ». Международная научно-практическая конференция. Челябинск: Челябинский институт (филиал) Уральской академии государственной службы, 2010;

- «Культура, личность, общество в
современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». XIII Международная конференция памяти Л. Н. Когана. Екатеринбург: УрГУ, 2010;

- «Мультикультуральная современность: Урал-Россия-Мир». XII Всероссийская научно-практическая конференция Гуманитарного университета. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009;

- «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». XII Международная конференция памяти Л. Н. Когана. Екатеринбург: УрГУ, 2009;

- «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия». III Всероссийский социологический конгресс. Москва: Институт социологии РАН, 2008;

- «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое». IV Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения – 2008». Тюмень: Тюменский государственный университет, 2008;

- «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований». IX Всероссийская научная конференция, посвященная памяти З. И. Файнбурга. Пермь: ПГТУ, 2008;

- «Летняя школа институционального анализа 2007». М.: ГУ ВШЭ, 2007;

- «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований». VIII Всероссийская научная конференция, посвященная 85-летию со дня рождения З. И. Файнбурга и 40-летию создания лаборатории социологии ПГТУ. Пермь: ПГТУ, 2006;

- «Глобализация и социальные изменения в современной России». III Всероссийский социологический конгресс. Москва: МГУ, 2006;

- «Будущее России: стратегия развития». II Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения – 2005». Москва: МГУ, 2005;

- «Российское общество и вызовы глобализации». I Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения – 2004». Москва: МГУ, 2005;

- «Между прошлым и будущим: социальные отношения, ценности и институты в изменяющейся России». VIII научно-практическая конференция Гуманитарного университета. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2005;

- «Трансформация российского общества и актуальные проблемы социологии». Всероссийская научно-практическая конференция XV Уральские социологические чтения. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005;

- «Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического анализа». VIII Международная конференция памяти Л. Н. Когана. Екатеринбург, УрГУ, 2005;

- «Управление социальными, экономическими и политическими процессами в российских регионах». Международная конференция. Екатеринбург: УрАГС, 2004;

- «Актуальные проблемы социологии и менеджмента». V Всероссийская конференция, посвященной 40-летию кафедры социологии и социальных технологий управления УГТУ-УПИ. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2004;

- «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований». VII Всероссийская научная конференция, посвященной памяти профессора З. И. Файнбурга. Пермь: ПГТУ, 2004;

- «Актуальные проблемы социологии и менеджмента». IV Всероссийская научно-практическая конференция. Екатеринбург. УГТУ-УПИ, 2003;

- «Социальные проблемы современной Российской экономики». Международная научно-практическая конференция. Екатеринбург: РГППУ, 2003;

- «Управление социальными процессами в регионах». Всероссийская научно-практическая конференция. Екатеринбург: УрАГС, 2002.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определены степень ее научной разработанности, цели и задачи, объект и предмет, теоретико-методологическая и эмпирическая база, формулируется научная новизна работы, указываются ее теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Методологические аспекты исследования социальных практик» представлены теоретико-методологические положения, концептуализирующие исследовательский поиск в социологическом поле анализа социальных практик.

В первом параграфе «Социологическая концептуализация понятия социальной практики» выделены основные аспекты исследования социальных практик, которые имеют существенное значение для анализа практики обязательного медицинского страхования. Обосновано, что социальная практика, с одной стороны, выступает фундаментальной категорией макросоциологии, имеющей онтологические основания, поскольку социальная реальность есть по сути социальная практика индивидов, социальных групп и общностей. С другой стороны, на микросоциологическом уровне, это совокупность измеряемых действий и взаимодействий индивидов и групп, имеющая эмпирическое уточнение и интерпретацию.

Использование активистско-деятельностного подхода, суть которого заключается в понимании и объяснении действий индивидов, социальных групп и общностей в системе общества как базового в исследовании социальных практик, позволяет преодолеть разрыв между макро- и микросоциологическими уровнями знания в исследовании конкретной социальной практики, проанализировать ее становление, воспроизводство и развитие. В отличие от постмодернистских трактовок социальных практик как повседневных, рутинных, привычных действий и взаимодействий индивидов, в основе которых находится субъектный подход к описанию, а не объяснению конкретного акта практики (Л. Витгенштейн, И. Гофман, Г. Сакс, М. Фуко, А. Щюц и др.), активистско-деятельностный подход ориентирует исследователя на изучение каузальности функционирования социальных практик. Данный подход имеет еще ряд преимуществ, к числу которых относятся высокая степень однозначности в анализе социальной практики, указывающей на деятельностное начало субъектов (акторов, носителей) практики, обладающих неким набором ресурсов. Активистско-деятельностный подход обеспечивает интегрированные концептуальные рамки, связывающие в единое целое деятельностный, ресурсный и системный уровни анализа, позволяющие раскрыть содержательное наполнение категории социальной практики.

Содержательный анализ категории социальной практики опирается на социальные действия и социальные взаимодействия, которые могут принимать различные виды и формы и в совокупности предстают как социальные практики. При этом социальная практика – не единичный акт социального действия и/или взаимодействия. В социальной практике они предстают в виде устойчивой и воспроизводимой системы, имеющей пространственные и временные границы.

Исследование в таком ключе ставит вопрос о носителе практики. В современной социологической литературе для его характеристики используются понятия субъекта и актора (актера). Понятие «актор» является более широким, поскольку может применяться в любом случае, когда речь идет о конкретных социальных действиях. Актор – всегда действующий индивид, даже если он совершает свои действия неосознанно. Оперирование понятием субъекта предполагает рациональность сознания и поведения, способность осуществить свободный выбор.

Обращение в работе к понятию актора обусловлено следующими положениями. Во-первых, социальная практика есть система социальных действий и взаимодействий, что прямо указывает на необходимость его использования. Во-вторых, социальные практики, рутинизируясь, становятся неосознанными, что опять же свидетельствует о правомерности обращения в анализе именно к этому понятию. В-третьих, акторы становятся субъектами социальной практики, если: а) их действия рациональны и осознанны; б) они прямо или косвенно ведут к изменениям в социальных практиках.

Акторами социальной практики выступают как индивиды, так и социальные группы. Социальные организации как искусственные объединения людей, ориентированные на выполнение четко заданных функций, также выступают акторами практики. Говоря о практике организаций, мы имеем в виду совокупность действий индивидов и социальных групп, включенных в организационные системы и от их имени реализующих различные социальные практики.

В процессе институциализации социальных практик происходит утверждение и закрепление социальных ролей акторов, которые удовлетворяют в ней многообразие своих потребностей и интересов, а их действия опираются на нормы, правила, традиции, обычаи.

Социальные практики имеют пространственно-временную организацию. Их становление и функционирование проходит в определенных экономических, политических, социокультурных условиях.

В процессе эволюции социальная практика проходит ряд этапов: зарождение/возрождение/инкорпорация, представление (презентация) широким слоям, принятие либо отвержение, укоренение (рутинизация). Инициатором социальной практики может быть как государство, так и рядовые субъекты, которые в процессе действий и взаимодействий формируют основы практики.

Концептуализация понятия социальной практики позволяет предложить его авторское определение. Социальная практика - система устойчивых воспроизводимых социальных действий и взаимодействий индивидов, социальных групп, детерминированных нормами, имеющих пространственно-временную организацию и реализуемых в определенном социальном контексте.

В структуре социальной практики можно выделить следующие подсистемы: нормативную, потребностно-мотивационную, статусно-ролевую, объективистско-контекстуальную, целе-результативную. В функциональное поле социальных практик включены такие функции, как воспроизводство социальных связей и социальных отношений, сохранение социального порядка, регуляция и интеграция действий и взаимодействий акторов, передача социального опыта.

Многообразие и разнопорядковость социальных практик требуют систематизации, что и стало одной из причин обращения в диссертационной работе к определению оснований их типологизации. В диссертации обосновано выделение традиционных и поисковых практик. Первые опираются на традиции и обычаи, корни которых уходят в прошлое, и закрепляются в виде устойчивых систем действий и взаимодействий акторов в настоящем. Основу вторых составляют инновации, стимулирующие развитие практик. Поисковые практики ориентированы на подбор наилучших вариантов и альтернатив как для индивида и социальной группы, так и для общества в целом. В этом аспекте их можно рассматривать как практики целерациональные, в которых, в отличие от ситуативных, где акторы действуют по принципу «здесь и теперь», сознательно определяются цели и выбираются средства для их достижения.

Содержательно в поисковых практиках не стоит искать привязки к определенному предмету (сфере, области), главное в них – функциональная направленность (поиск лучших альтернатив) и процессуальность (постоянно поддерживаемая актуальность через изменения, включение нового в уже существующие практики).

Динамичность поисковых практик ставит вопрос об их модернизации как прогрессивных изменениях в соответствии с общественным развитием. Модернизация предполагает, что акторы «перекраивают» практики в соответствии с новыми требованиями и изменениями в социальной жизни - как мирового порядка, так и локальными.

К иным основаниям типологизации социальных практик в работе отнесены: носитель социальных практик и степень его активности; формализация и уровень формализации норм, опираясь на которые практики функционируют в обществе; направленность практик во времени; уровень риска, заложенный в практиках, и степень успешности практик; сферы, в которых протекают социальные практики; соответствие практик статусно-ролевым позициям акторов.

Предложенная концептуализация понятия социальной практики раскрывает возможности социологического анализа социальных практик как одного из методологических инструментов их исследования.

Во втором параграфе «Идеологические основы социальных практик: понятие, сущность» представлено социологическое осмысление исследования социальных практик как идеологически сконструированных моделей. В основании идеологии как базовой концептуальной модели находятся идеи, ценности и принципы, которые выступают системообразующим началом, создают ее ядро.

Идеология в виде целостной системы идей, ценностей и принципов их реализации присуща тем социальным практикам, которые формируются государством как субъектом (носителем) идеологии, определяющим общий курс политического, экономического и социального развития общества.
Идеология социальных практик может быть представлена в виде структурной модели, фундаментом которой являются общечеловеческие (общецивилизационные) идеи и ценности. Это результат культурно-исторического развития, воплощенного в представлениях населения об обществе и принципах общественного устройства, функционировании институтов и организаций, деятельности различных социальных групп.

Идеи и ценности, формируемые под воздействием этических, религиозных, философских взглядов и концепций, включают ценность человеческой жизни, социальную справедливость, равенство возможностей, реализацию прав и свобод индивида. Их гуманистическую направленность разделяет большая часть индивидов и групп независимо от статусных позиций и положения в социальной структуре общества.

Общецивилизационные идеи и ценности находят свое выражение в общенациональной системе ценностей и принципов, которые отражают особенности того или иного общественного устройства и специфику государственной политической системы. Именно этот структурный элемент становится главным для формирования различий между одними и теми же практиками, воспроизводящимися в общественных системах разных стран.

Единство общецивилизационных и общенациональных идей, принципов и ценностей свидетельствует о системном характере идеологии, ее целостности. И в этом смысле общецивилизационные идеи, принципы и ценности можно охарактеризовать как устойчивый фундамент идеологии социальных практик, а общенациональные идеи, принципы и ценности – как инструмент, механизм, вектор общественных преобразований, в котором заключены базовые идеологические постулаты. Они образуются как результат взаимодействия государства и акторов социальных практик.

Особое внимание в работе уделяется государству как субъекту формирования идеологии социальных практик, поскольку заложенные в идеологии общенациональные идеи, ценности и принципы являются продолжением государственной идеологии, которая находит свое выражение в государственной политике. В этом смысле государственную политику можно представить как программу, карту или схему государственного строительства, где аккумулируются ценности и принципы, задающие общий курс социально-политического развития государства.

В диссертации рассмотрены основные идеологические постулаты социализма, консерватизма и либерализма, которые задают направленность реализуемым в этих политических системах социальным практикам. На основе анализа дискуссий о современных путях и перспективах развития российского государства в работе утверждается положение о неолиберальной ориентации государственной политики, ценности и принципы которой воплощаются в социальных практиках.

В социальной сфере в условиях неолиберализма практики приобретают квазирыночный характер. Квазирынок – государственный проект, в котором спрос на услуги и их организацию обеспечивает бюджетное финансирование, а бюджетные организации становятся ведущими игроками-акторами на рынке. Социальные практики в общественном секторе наделяются особым смыслом: акторы должны стать проводниками идеологических постулатов государства, выполняя его защитные функции, и участвовать в конкуренции за право получения доступа к общественным ресурсам. Вместе с тем в процессе практических действий и взаимодействий они создают новые принципы и ценности, тем самым оказывая влияние на идеологию.

В работе предложена модель структуры функциональных связей идеологии социальных практик. В нее включены два вектора: государственная идеология и стихийно формирующиеся в процессе действий и взаимодействий акторов идеологические принципы и ценности. Непосредственным носителем (субъектом) идеологии социальных практик выступает государство, которое сквозь призму государственной социальной политики осуществляет общий курс развития. Речь идет о легитимации ценностей и принципов неолиберализма, неоконсерватизма, социализма либо интегративных вариантов идеологических постулатов, закрепленных в нормативно-правовой базе в виде приказов, распоряжений, положений и т. п. Устойчивость, упорядоченность и воспроизводимость практикам придает оформление организационных структур, которые становятся идеологическими инструментами сопровождения, трансляторами господствующих ценностей и принципов государственной политики. Идеология социальных практик выступает продолжением государственной идеологии.

Акторы социальных практик выступают опосредованными субъектами идеологии. В процессе функционирования социальных практик они создают собственные ценности и принципы как адаптивные механизмы к реальным условиям ее воспроизводства. Эти принципы, не обладающие легитимностью, но поддерживаемые и воспроизводимые в соответствии с потребностями и интересами акторов, могут получить легитимацию и в государственной социальной политике. Этот процесс осуществим при создании системы информационно-коммуникационной связи между ними и государством. Такая связь позволяет государственной политике стать более гибкой и мобильной, реагируя на запросы непосредственных участников социальной практики.

Идеология социальных практик – динамичное образование, поскольку, с одной стороны, обращена к существующему порядку общественного развития, с другой – опирается на актуальные потребности акторов. Однако в условиях конкретного общества структура функциональных связей может быть нарушена, что приводит к появлению противоречий, выступающих в форме идеологических ловушек, причиной возникновения которых становится недостаток координации системообразующих элементов в структуре функциональных связей идеологии.

В диссертации определены следующие группы идеологических ловушек. К первой группе отнесены противоречия между регламентированными в государственной политике ценностями, принципами господствующей идеологии и их реализацией в системе действий и взаимодействий индивидов и групп, включенных в практику. Формируя основы идеологии социальных практик, государство определяет основные идеологические постулаты, закрепляя их в нормативно-правовой базе, которые зачастую остаются только декларацией и не реализуются в полной мере.

Вторая группа идеологических ловушек возникает под воздействием стихийно формирующихся принципов в системе действий и взаимодействий акторов. Отражая их потребности и интересы, сформированные принципы становятся «руководством к действию» в реальной практике и принимаются как идеологические постулаты. При этом новые принципы и ценности могут вступать в противостояние с государственной идеологией, демонстрируя ее нежизнеспособность в конкретных условиях социальной среды. Функциональная связь должна поддерживаться «диалогом» между непосредственными и опосредованными субъектами идеологии социальной практики, способствуя ее эффективности и развитию.

Третья группа идеологических ловушек формируется в интерпретативном поле базовых ценностей и принципов, заложенных в идеологии. Структура функциональных связей нарушается в силу различного толкования акторами социальных практик и государством основных идеологических постулатов. Различные социальные группы, в том числе представляющие интересы государства, могут по-разному понимать идеи и ценности, составляющие ядро идеологии.

Концептуальная модель исследования социальных практик, предложенная в первой главе, стала основой для исследовательского анализа обязательного медицинского страхования в России.

Во второй главе «Обязательное медицинское страхование в России: проблемы становления и функционирования» показан процесс становления практики обязательного медицинского страхования в российском обществе, определены особенности и проблемы ее современной организации и функционирования.

В первом параграфе «Становление обязательного медицинского страхования в России: этапы, противоречия» представлены основные этапы формирования российской практики обязательного медицинского страхования.

В диссертационной работе выделены три основных этапа становления российской практики обязательного медицинского страхования: этап формирования предпосылок практики, этап становления ее организационных форм, современный этап функционирования ОМС.

Началом первого этапа следует считать вторую половину XIX столетия. Отмена крепостного права в России стимулировала миграцию крестьян из сел в города. Активный рост заводского и фабричного производства, становление промышленного и торгового капитала привели к увеличению численности рабочих, занятых на производстве, и сформировали острую необходимость в страховании, прежде всего от болезни и от несчастных случаев. Создание добровольных обществ взаимного страхования стало откликом на потребности рабочих, а Закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах» (1861) институционально закрепил первые принципы обязательного медицинского страхования рабочих.

Выделение второго этапа в становлении ОМС обусловлено формированием новых организационных форм – больничных касс, инициатором которых становится государство. Значительную роль в их появлении сыграла германская модель страхования, которую принято считать первой системой обязательного медицинского страхования. Она получила свое утверждение с принятием «Закона о страховании рабочих на случай болезни» в 1883 г., ставшего первым в системе социальных законов, провозглашенных канцлером Германии Отто фон Бисмарком.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие социального страхования в России в период трансформации социально-экономической системы (на материалах Оренбургской области)

    Автореферат
    Защита состоится 22 ноября 2007 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.214.01 при Самарском государственном экономическом университете по адресу: ул.
  2. Предисловие социальная работа

    Документ
    Социальная работа – специальность, предметной областью кото­рой является воздействие на человека с целью обеспечения культур­но­го, социального и материального уровня его жизни, оказания инди­­ви­­дуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
  3. Курс лекций по учебной дисциплине «право социального обеспечения» Уфа 2008

    Курс лекций
    § 1. Пенсионная реформа 2002 г. Общая характеристика и отличие пенсионной системы, введенной в России с начала 2002 г., от ранее действовавшей пенсионной системы 188
  4. Российского Государственного Медицинского Университета И. В. Силуянова Биоэтика в России: ценности и закон

    Закон
    Биоэтика — порождение цивилизации конца ХХ века. Ее возникновение непосредственно связано с интенсивным развитием биомедицинского знания. Но можно ли упрекнуть хотя бы один век существования медицины в неинтенсивности ее развития,
  5. И. В. Силуянова Биоэтика в России: ценности и закон (1)

    Закон
    Биоэтика — порождение цивилизации конца ХХ века. Ее возникновение непосредственно связано с интенсивным развитием биомедицинского знания. Но можно ли упрекнуть хотя бы один век существования медицины в неинтенсивности ее развития,

Другие похожие документы..