Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Материалы для издания предоставили Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Государственная Третьяковская галерея (Москва) Частные коллекционе...полностью>>
'Документ'
Мы встречаемся с Вами в канун нового учебного года на традиционной августовской конференции. Я  приветствую всех собравшихся в этом зале: кто посвяти...полностью>>
'Документ'
Культурология помогает систематизировать гуманитарные знания, помогает понять явления общественной жизни в едино-смысловом контексте, помогает раскрыт...полностью>>
'Закон'
В соответствии с планом работы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на первое полугодие 2011 года проведено обобщение судебной практики по вопр...полностью>>

Задачи для контрольной работы по разделу «Общие основы педагогики»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Вступление ...............

3

Раздел 1. Общие основы педагогики ........

7

Тема 1 Предмет и задачи педагогики .......

Тема 2 Развитие, воспитание и формирование личности .

15

Тема 3. Всестороннее развитие личности — цель воспита­ния ..............

24

Задачи для контрольной работы по разделу «Общие основы педагогики» ..............

31

Раздел 11. Теория воспитания ..........

33

Тема 4 Сущность и содержание процесса воспитания .

-

Тема 5 Принципы воспитания .........

39

Тема 6 Общие методы воспитания ........

46

Тема 7 Формирование коллектива и его влияние на лич­ность учащегося ..........

61

Тема 8 Формирование научного мировоззрения .

80

Тема 9 Умственное воспитание ........

85

Тема 10 Основы нравственного воспитания Воспитание сознательной дисциплины ........

93

Тема 11 Основы трудового воспитания и профессиональной ориентации Экономическое воспитание учащихся

113

Тема 12 Основы эстетического воспитания ......

127

Тема 13 Основы физического воспитания ......

138

Тема 14. Основы воспитательной работы классного руково­дителя .............

146

Тема 15 Содержание и формы внеклассной и внешкольной воспитательной работы Развитие детского творче­ства ..............

156

Тема 16 Совместная воспитательная работа школы, семьи, общественности и трудовых коллективов ....

164

Педагогические игры ............

180

Контрольная работа по разделу «Теория воспитания» .

188

Раздел III. Дидактика ...........

191

Тема 17 Процесс обучения, его структура, методологические и теоретические основы

Тема 18. Закономерности и принципы обучения ....

203

Тема 19 Содержание образования в современной школе .

214

Тема 20 Методы и средства обучения Применение компью­теров в обучении

225

Тема 21 Формы организации обучения .......

242

Педагогические игры ............

255

Контрольная работа ............

262

Тема 22 Управление и руководство школой .....

264

В.Л. Омельяненко, Л.П.Вовк, С. В.Омельяненко

ЗАДАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации

в качестве пособия для студентов

педагогических, институтов и учителей

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1993

ББК 74.00 0-57

Рецензенты: доктор педагогических наук и К Буряк. доктор педагогических наук А. В. Мудрик

Омельяненко В. Л. и др.

0-57 Задания и педагогические ситуации: Посо­бие для студентов пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко; Л. Ц. Вовк, С. В. Омелья­ненко.—М.: Просвещение, 1993.--272 с— ISBN 5-09-004470.

Пособие содержит материал для самостоятельного овла­дения знаниями, умениями и навыками по курсу педагогики Задания, задачи и педагогические ситуации сопровождаются альтернативными вариантами решения. В книге помещены материалы-задания для проведения педагогических игр по отдельным темам обучения и воспитания. Пособие предназна­чено студентам педагогических вузов, слушателям факульте­тов повышения квалификации учителей.

4306010000—288

103(03)—93 173—93 ББК 74.00

К.кч . © Омельяненко В. Л., Вовк Л П., ISBN 5-09-004470-8 Омельяненко С. В., 1993

Вступление

В условиях перестройки всех аспектов социально-экономической жизни нашего общества ведущим фак­тором решения этих задач является человек. На разви­тие личности оказывают влияние разнообразные факто­ры, деятельность различных социальных институтов. Однако приоритетное значение в системе воздействий на формирование личности следует отдать общеобразо­вательной школе.

Успех деятельности всякой школы зависит в первую очередь от учителя. Его личностные социально-психо­логические качества, педагогические умения, нравст­венное и интеллектуальное богатство, устремленность к творческим поискам в решении педагогических проблем во многом предопределяют социальную зре­лость, нравственное здоровье и духовное богатство нашего общества в будущем. В условиях научно-тех­нического прогресса господствующее начало должно оставаться за человеком. И здесь важно, чтобы каж­дый человек, вступая во взаимоотношение с техникой, опирался на общекультурные, общечеловеческие цен­ности. Только общечеловеческое духовное богатство будет оставаться неиссякаемым источником борьбы за разумность человеческой жизни, оставляя за челове­ком вечное и прочное чувство господина в мастерской нашей планеты.

Подготовка учителя, как никогда раньше, требует формирования в каждом педагоге-профессионале личности. Это процесс сложный и длительный. Но основы его, фундамент должны быть заложены в годы обучения в педагогическом учебном заведении, в первую очередь в процессе изучения педагогических дисциплин.

Обучение является двусторонним процессом, в кото­ром педагогу отводится роль не столько информатора, сколько руководителя и организатора познавательной деятельности студентов. Функция студентов в этом про­цессе — самостоятельная учебная деятельность в со­ответствии с заданной программой. Не случайно чеш-

3

ский педагог Я. А. Коменский эпиграфом к своей книге «Великая дидактика» взял -слова: «Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие спо­соба, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся же больше бы учились».

В обучении, как и во всяком другом процессе, систе­ме, есть две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны — прямая и обратная связь. Система «обуче­ние» будет эффективно работать лишь при условии непрерывного и оптимального функционирования прямой и обратной связи. При традиционном вузов­ском обучении прямая связь «преподаватель—> студент» организуется неплохо. Но связь «студент —> преподаватель» носит эпизодический характер, что де­лает учебный процесс неэффективным. Отчеты студен­тов о своих знаниях на экзаменах в конце семестра напоминают в большинстве случаев «систему перевер­нутого ведра»: за несколько дней перед экзаменами студент, положившись на молодую, активную память, наполняет свою голову книжными знаниями, «выкла­дывает», «опрокидывает» их, как ведро с жидкостью, перед преподавателем, получает даже хорошую оценку. Но схваченные подобным способом знания не получили подкрепления, на их основе не были сформированы умения и навыки. Таким образом, нарушается зако­номерность познавательного процесса: от живого созер­цания к абстрактному мышлению и от него к практике. Знания, умения и навыки не стали достоянием студен­та. Он спешит освободиться от этого груза, дабы наполнить голову новой информацией по следующей экзаменуемой учебной дисциплине.

Для более глубокого усвоения теоретических зна­ний, формирования умений и навыков, осуществления связи теории с практикой важно систематически под­креплять полученные знания, постоянно анализировать на основе теоретических знаний явления и факты педагогической практики. Предлагаемые задания и задачи, педагогические ситуации и должны оказать помощь студентам в самостоятельном овладении зна­ниями, умениями и навыками по педагогике.

Для учителя важна еще одна сторона деятельности:

знать не только, что необходимо делать, но и к а к делать. Поэтому педагогика должна быть не только тео­ретической наукой, но и прикладной. И хотя в деле обу­чения и воспитания недостойно заниматься рецептур-

4

ными советами, однако будущий педагог уже в ходе про­фессиональной подготовки должен ознакомиться с огромным опытом своих старших коллег, которые нако­пили своеобразные «отмычки» в решении педагогиче­ских задач, попробовать свои силы в поиске альтер­нативных путей выхода из сложных воспитательных ситуаций на основе теоретических знаний. Это будет способствовать развитию педагогического творчества, педагогической интуиции.

Такой подход к изучению педагогических дисциплин вовсе не предполагает формального переноса приобре­тенных умений на те ситуации, которые встретятся учи­телю в его будущей деятельности. Молодой учитель при решении педагогических задач сможет более уве­ренно воспользоваться приобретенным творческим опытом с учетом конкретной ситуации, объективных и субъективных факторов.

По каждой теме курса «Педагогика» подобрана система заданий и педагогических ситуаций для уст­ного опроса или письменной проверки знаний, умений и навыков студентов. Задания предлагаются двух типов, требующие от студентов также двоякого подхода к выявлению знаний: конструирование ответов на поставленные вопросы и выбор предложенных ответов, аргументация такого выбора. Альтернативный подход к поискам ответов дает возможность организовать дискуссию, что способствует развитию педагогического творческого мышления студентов.

Педагогические ситуации помогают определить и конкретизировать педагогическую задачу, мобилизо­вать свои знания на ее решение. Такая работа будет способствовать развитию творческого педагогического мышления будущих учителей-воспитателей, формиро­ванию педагогических умений и навыков.

В конце заданий и задач по каждой теме предлага­ются задания различных видов для самостоятельной творческой работы. Они рассчитаны на включение сту­дентов в творческую поисковую работу.

В отдельных группах заданий предлагается мате­риал для повторения ранее изученного материала.

В конце каждого раздела есть многовариантные задания для проведения контрольных работ.

По каждой теме дается несколько вариантов зада­ний (6—12) и система педагогических ситуаций.

Материалы сборника могут быть использованы как

5

для занятий в аудитории, так и для самостоятельного овладения знаниями, умениями и навыками по курсу педагогики, а также для самопроверки уровня овладе­ния программными знаниями.

В сборнике есть также материалы-задания для про­ведения педагогических игр по отдельным темам теории обучения и воспитания. Педагогическая игра представ­ляет собой своеобразную имитацию деятельности учи­теля в искусственно созданных педагогических ситуа­циях с целью сформировать у ее участников умения реализовать теоретические положения в практической деятельности. Педагогические игры как нельзя лучше активизируют педагогическую деятельность студентов, так как дают им возможность осуществить «пробу сил» в организации учебно-воспитательного процесса с детьми. Ценность этого вида учебной работы заклю­чается в следующем: участие в играх увеличивает интерес к изучению педагогики, способствует фор­мированию самостоятельности, вооружает опытом принятия педагогических решений, дает возможность осознать личностную дея­тельность, положительно влияет на расшире­ние межпредметных связей (с психологи­ей, возрастной физиологией и т. п.), а главное— прокладывает мост в профессиональную пе­дагогическую деятельность.

Педагогические игры проводятся в составе акаде­мической студенческой группы (или подгруппы). Пре­подаватель заранее знакомит студентов с программой игры, распределяет между ними роли — «учителя-вос­питатели», «ученики», «эксперты» и т. п. Каждая группа участников игры получает от преподавателя необхо­димый инструктаж о своем участии в самой игре. Игра заканчивается детальным разбором ее хода и содержания.

Педагогическая игра проводится на заключительном этапе овладения знаниями, умениями и навыками по широкой теме обучения или воспитания.

Таким образом, предлагаемые задания, педагоги­ческие ситуации и педагогические игры расширяют возможности формирования у студентов прочных зна­ний, умений и навыков по педагогике, способствуют повышению интереса к предмету, осознанию педаго­гики как прикладной науки.

6

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. Предмет и задачи педагогики

Вопросы и задания

I

1. Что является предметом педагогики?

2. С какими науками связана педагогика? В чем проявляется связь педагогики с психологией и физио­логией?

3. Раскройте сущность методов наблюдения и экспе­римента в системе научно-педагогических исследова­ний.

II

1. Назовите основные категории педагогики, рас­кройте их сущность.

2. В чем сущность педагогической концепции неотомизма?

3. Укажите на структуру педагогических наук.

III

1. Сущность обучения, его взаимосвязь с воспита­нием.

2. Раскройте сущность педагогической концепции экзистенциализма.

3. Назовите источники развития педагогической на­уки.

IV

1. В чем вы видите взаимосвязь между обучением, воспитанием и образованием?

2. Раскройте сущность педагогической концепции неопозитивизма.

3. Сущность методов беседы, анкетирования, изу­чения документации в системе научно-педагогических исследований.

V

1. Раскройте роль и значение педагогики в решении задач обновления нашего общества.

7

2. Раскройте сущность педагогической концепции плюрализма.

3. В чем проявляется связь педагогики с психоло­гией и возрастной физиологией?

VI

1. Как вы относитесь к утверждениям: «Педаго­гика — это и наука и искусство», «Педагогика — свод правил о воспитании»?

2. В чем сущность основных педагогических поня­тий — «обучение», «воспитание»?

3. Какие задачи призваны решать тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия?

VII

Дайте определение педагогики. Из предложенных ответов выберите правильный. Объясните ошибочность одного-двух приведенных ответов.

1. Педагогика—это наука об искусстве воздейст­вия воспитателя на поведение воспитанника.

2. Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет направления его воспитания.

3. Педагогика — это наука о воспитании, образова­нии и обучении человека в соответствии с потреб­ностями общественно-экономического развития.

4. Педагогика определяет общие закономерности становления личности человека.

VIII

Что такое обучение? Из предложенных ответов выберите правильный. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.

1. Обучение является процессом деятельности учи­теля, направленным на передачу знаний учащимся.

2. Обучение предполагает организацию самостоя­тельной учебной работы учащихся с целью овладе­ния ими умениями и навыками.

3. Обучение — это двусторонний процесс деятель­ности учителя и учащихся, направленный на сознатель­ное и прочное овладение учащимися системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся, формируется их мировоззрение.

4. Обучение — это передача знаний от учителя к учащимся в соответствии с их интересами.

8

IX

Что такое воспитание? Из предложенных ответов выберите правильный. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.

1. Воспитание тождественно образованию. Оно направлено на изучение норм и правил поведения в обществе.

2. Воспитание всегда предполагало и предполагает вооружение ребенка нормами поведения в обществе.

3. Воспитание — это организованный и целе­направленный процесс формирования личности челове­ка в соответствии с потребностями общественно-эко­номического развития.

4. Воспитание является составной частью образова­ния, в процессе которого человек готовится к жизни, к практической деятельности.

X

Укажите, в какую группу включены науки, входя­щие в систему педагогических наук.

1. Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, история школы.

2. Дидактика, психология, история, теория воспи­тания, логопедия.

3. Общая педагогика, возрастная педагогика, спе­циальная педагогика, история педагогики, школоведе­ние, методики изучения отдельных предметов.

4. Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика профтехобразования.

XI

Укажите, в какую группу включены основные мето­ды научно-педагогических исследований.

1. Обобщение опыта, тестирование, анкетирование, моделирование, алгоритмирование, изучение уровня воспитанности учащихся.

2. Наблюдение, эксперимент, беседа, изучение доку­ментации, тестирование, анкетирование, изучение ре­зультатов детского творчества, математические методы, интервьюирование.

3. Анализ, синтез, дедукция, эксперимент, социо­метрические измерения, анкетирование.

9

4. Беседы, лабораторные работы, упражнения, изу­чение документации, анкетиревание, анализ.

XII

Можно ли выделить черты, присущие процессу воспитания равно для всех общественно-экономиче­ских формаций? Выберите правильный ответ, аргумен­тируйте свой выбор.

1. Общим для всех общественно-экономических формаций является забота о всестороннем гармони­ческом развитии личности.

2. Воспитание — категория вечная. Поэтому все, чем характеризуется воспитание, приемлемо для. всех общественно-экономических формаций.

3. Таких черт не может быть, так как для каждой общественно-экономической формации свойственны свои цели, формы и методы воспитания.

4. Правильного ответа нет.

XIII

В настоящее время значительно расширяются гра­ницы педагогики. Поэтому появляются попытки найти новое определение этой науки. Какой термин наиболее полно отражает «масштабы» науки о воспитании?

1. Педагогика (от греческого «пайс»—дитя и «аго» — веду) — наука о детоведении.

2. Андрогогика (от греческого «андрос» — мужчи­на и «аго» — веду) — наука о воспитании мужчин.

3. Антропогика (от греческого «антропос» — чело­век и «аго» — веду) — человековедение.

XIV

В какую группу включены основные педагогиче­ские категории?

1. Класс, учитель, воспитание.

2. Развитие, воспитание, умения.

3. Воспитание, образование, обучение.

4. Знания, образование, воспитанник.

5. Воспитание, наследственность, навыки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа по дисциплине «общие основы педагогики» Специальность «050711. 65 Социальная педагогика»

    Программа
    Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие,
  2. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс общие основы педагогики

    Учебно-методический комплекс
    Луценко О. А. Общие основы педагогики: учебно-методический комплекс по дисциплине «Общие основы педагогики» для студентов, обучающихся по специальности по специальности 050706.
  3. I. общие основы педагогики

    Документ
    Учебник подготовлен в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования и формирования у будущих учителей педагогического профессионализма, В него включены материалы не только школьной, но и вузовской
  4. Контрольная работа по физической культуре методические

    Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется после изучения литературы и ее осмысления. Изложение ответов должно быть логически последовательным, конкретным и соответствовать вопросу контрольного задания.
  5. Пояснительная записка. Методическое пособие по педагогике задумывалось автором как рабочая тетрадь в помощь студентам отделения «Физическая культура». Данная разработка состоит из трех тетрадей. 1- «Общие основы педагогики»

    Пояснительная записка
    . В рабочей тетради предусмотрен весь комплекс изучения темы состоящий из лекции, семинара, практической работы, наблюдения, самостоятельной работы и контроля.

Другие похожие документы..