Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
выездного совместного заседания Общественного совета при Федеральной миграционной службе и Общественно - консультационного совета при Управлении Феде...полностью>>
'Документ'
1 января 1 года Dove Company приобрела новый агрегат. Она заплатила поставщику $4, деньгами, а также выдала ему вексель на дополнительные $9, , с пога...полностью>>
'Тесты'
Скоро в школу. Поступление в первый класс - это дело особо ответственное.Требования к подготовке детей возросли. Собеседование или психологическое те...полностью>>
'Закон'
Узагальнення підготовлене суддею Верховного Суду України О. Ф. Селівоном та головним консультантом управління узагальнення судової практики О. С. Іщен...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Технические средства автоматизации и управления" для специальности 220400  Управление в технических системах Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Адыгейский государственный университет»

«СОГЛАСОВАНО»

Декан _______________факультета

_________________________

____________________20__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________________

__________________20__ г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине "Технические средства автоматизации и управления"

для специальности 220400  Управление в технических системах

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры ____________________________

от «_____» _____________ 20__ г., протокол № _______

Рекомендовано к утверждению решением учебно-методической комиссии

Физического факультета

от «____» ____________20__года

Рекомендовано НМС АГУ

от «_____» _____________ 20__ г., протокол № _______

Содержание

Аннотация

Пояснительная записка

1

Цели и задачи дисциплины.

2

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

2.1

Обязательный минимум содержания дисциплины (выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования)

2.2

Конечные программные требования к овладению дисциплиной.

3

Объем дисциплины

3.1

Объем дисциплины и виды учебной работы

3.2

Распределение часов по темам и видам

4

Содержание дисциплины

5

Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины

6

Содержание самостоятельной работы студентов

7

Вопросы для подготовки и требования к экзамену

7.1

Требования к экзамену

7.2

Образцы заданий для итогового контроля

7.3

Критерии оценки ответа

8

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1

Литература

8.2

Средства обеспечения освоения дисциплины

8.3

Методическое обеспечение дисциплины

8.4

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Аннотация.

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 220400  Управление в технических системах утвержденного приказом Министра образования Российской Федерации.

Дисциплина входит в базовую часть модуля профессиональной подглотовки цикла для изучения четырех летней очной формы обучения, бакалавра техники и технологии.

Составитель: Коржаков А.В.

Утверждено на заседании Научно-методического совета ГОУ ВПО «АГУ»

« »________________20__ г., протокол № ____

Пояснительная записка.

Данный учебно-методический комплекс представляет собой совокупность дидактических материалов, направленных на реализацию содержательных, методических и организационных условий подготовки специалистов направления 22.04.00 УвТС.

УМК сформирован на основании примерной программы дисциплины «Технические средства автоматизации и управления».

УМК ориентирован на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении, при котором образовательный процесс осуществляется на основе учета личностных, интеллектуальных, мотивационных и других особенностей обучающихся.

В структуре УМК предусмотрены следующие направления и условия реализации личностно-ориентированного подхода:

- вовлечение студента в активный познавательный процесс;

- совместная работа в сотрудничестве;

- свободный доступ к различным источникам информации, в том числе, к сети Интернет;

- регулярный мониторинг достижений студента;

Структура УМК и его компоненты направлены на формирование:

- специальных умений и навыков.

- умений и навыков самостоятельной деятельности, создающей предпосылки для гибкой адаптации в меняющихся жизненных ситуациях (интеллектуальные умения, различные когнитивные и коммуникативные навыки, умение работать с различными источниками информации): разделы «Содержание курса», «Самостоятельная работа студентов», «Инновационные технологии обучения».

- рефлексивных навыков, отражающих способность к самостоятельному критическому мышлению.

- навыков работы с профессионально значимой информации, полученной из различных источников: Интернет, периодических изданий, учебников. Разделы «Содержание курса», «Самостоятельная работа студентов», «Инновационные технологии обучения».

Учебно-методический комплекс предусматривает проведение лекционных, практических аудиторных занятий и самостоятельную работу студентов.

Основным направлением последующего обучения является достижение практических, образовательных, развивающих и воспитательных целей в соответствии с задачами подготовки по теории систем и системному анализу в рамках блока естественно научных дисциплин. На протяжении всего курса обучения продолжается работа по усвоению и совершенствования знаний, формированию и развитию умений и навыков, а также по углублению и расширению знаний.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА АСОИУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Технические средства автоматизации и управления

(указать дисциплину)

22.04.00 УвТС

(указать шифр и наименование специальности)

Майкоп 2011

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________________

(наименование факультета)

__________ __________

(ФИО) (подпись)

«____» _________ 20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кафедра ____________АСОИУ____________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование дисциплины

Б.3.В.3.11 Технические средства автоматизации и управления ____

Шифр с указанием подготовки (ГЭС, ЕН, ДН, ОП, СД)

Статус дисциплины ___ обязательная ________________________________

(обязательная, по выбору, факультативная)

Специальности (направления)220400 Управление в технических системах (коды специальностей (направлений) и наименование)

Формы обучения _________________очная______________

(очная, очно-заочная, заочная, экстернат)

Объём дисциплины ________________________________216_________________________________

(общий объём дисциплины, час)

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО, утвержденного _______20__ г и учебного плана направления 230100 - Информатика и вычислительная техника, специальности 220400  Управление в технических системах.

(ГОС ВПО, Примерная программа, год утверждения)

Составитель(ли)__________________________________________Коржаков А.В.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры_____АСОИУ________

Протокол №____ «____»____________200__ года

Зав. кафедрой_______________________________Коржаков В.Е.

Кафедра-рецензент___________________________________

Зав. кафедрой________________________________________

Согласовано:

Председатель научно - методической комиссии _____физического___факультета

_______________________________________Алиева М.Ф.

Протокол №____ от «____»____________200__ года

Рабочая учебная программа дисциплины

1 Цели и задачи дисциплины.

Целями преподавания дисциплины являются:

  • обучение принципам построения комплексов технических средств (КТС) современных систем автоматизации и управления (САиУ), базирующихся на использовании концепции общей теории систем управления; методов оптимизации системотехнических, схемотехнических, программных и конструктивных решений при выборе номенклатуры КТС; принципов типизации, унификации и агрегатирования при организации внутренней структуры КТС; способов формирования типового и индивидуального состава функциональных задач КТС в прямом соответствии со свойствами и особенностями эксплуатации управляемого объекта;

  • изучение методов функциональной , структурной, схемо- и системотехнической организации, агрегатирования и проектирования типовых аппаратных и программно-технических средств автоматизации и управления;

  • ознакомление с примерами применения типовых КТС в САиУ.

В процессе обучения студенты должны получить:

  • знания о структурах, принципах типизации, унификации, построения и содержании агрегатных КТС; об устройстве основных типовых технических средств АиУ; об основных аппаратных и программных средствах автоматизированных систем управления на базе типовых КТС;

  • умение выполнять проект технического обеспечения САиУ на базе типовых КТС;

  • навыки самостоятельного формирования технического задания и решения нетиповых задач технического обеспечения САиУ.

2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

2.1 Обязательный минимум содержания дисциплины (выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования).

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 210100  Управление и информатика в технических системах.

Б.3.В.3.11.

Технические средства автоматизации и управления:

216

типовые структуры и средства систем автоматизации и управления (САиУ) техническими объектами и технологическими процессами, классы и типовые структуры САиУ, назначение и состав технических средств САиУ, типовое обеспечение САиУ, комплексы технических средств, программно-технические комплексы; технические средства получения информации о состоянии объекта управления, датчики, измерительные преобразователи;    технические средства использования командной информации и воздействия на объект управления, исполнительные устройства, регулирующие органы; технические средства приема, преобразования и передачи измерительной и командной информации по каналам связи; устройства связи с объектом управления, системы передачи данных, интерфейсы САиУ; аппаратно-программные средства распределенных САиУ, локальные управляющие вычислительные сети (ЛУВС), технические средства и методы управления доступом к моноканалам ЛУВС; технические средства обработки. хранения информации и выработки командных воздействий; цифровые  средства обработки информации в САиУ, управляющие ЭВМ, управляющие вычислительные комплексы (УВК), промышленные (индустриальные); микро-ЭВМ и микро-УВК, программируемые логические контроллеры, программируемые компьютерные контроллеры, однокристальные микроконтроллеры; программное обеспечение САиУ;  устройства взаимодействия с оперативным персоналом САиУ, типовые средства отображения и документирования информации, устройства связи с оператором; принципы построения, классификация и технические характеристики; видеотерминальные средства, мнемосхемы, индикаторы; операторские панели и станции, регистрирующие и показывающие приборы.

2.2 Конечные программные требования к овладению специальностью УвТС.

Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:

  • обеспечить мотивацию изучения дисциплин математического цикла, служащих инструментом физических, технических, экономических наук, на примерах показывать возможные области применения;

  • большое внимание уделять решению задач, возникающих на практике;

  • алгоритмизировать решения задач;

  • демонстрировать применение логических, ассоциативных, мнемонических приемов, способствующих запоминанию и логической обработке изучаемого материала.

  • участие во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

  • участие в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;

  • использование современных методов, средств и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;

  • участие в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;

  • осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной области с применением современных информационных технологий;

  • взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами;

  • кооперация с коллегами, работа в коллективе, управление и организация работы исполнителей в процессе производства программных продуктов, вычислительных средств и автоматизированных систем;

  • организация на научной основе своего труда, владение современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

  • анализ своих возможностей, способность к переоценке накопленного опыта и приобретению новых знаний с использованием современных информационных и образовательных технологий;

  • готовность к работе над междисциплинарными проектами.

3 Объём дисциплины

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Номер семестра

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Количество часов в неделю

Общий объем

Аудиторные занятия

СРС

Лекции

Курсовое проектирование

Лабораторные занятия

Всего

Лекции

Практические

Лабораторные

7,8

216

112

48

64

102

экзамен

3

8

4

3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы

Учебно-методическая карта лекций.

№ и название

раздела (модуля)

Тема лекции

Основные вопросы лекции

Количество часов

Ссылка на номер источника

раздел 1.типовые структуры и средства систем автоматизации и управления техническими объектами и технологическими процессами.

Тема: Классы и типовые структуры систем автоматизации и управления.

Автоматизированные технологические комплексы (АТК).

Назначение и состав технических средств САиУ. Функциональный состав комплексов технических средств (КТС). Принципы комплексирования: типизация, унификация, децентрализация, магистрально-модульный принцип построения ТС, программно-технические комплексы (ПТК).

Типовое обеспечение САиУ. Унификация типовых решений САиУ. Функциональное, алгоритмическое, программное, техническое, информационное и методическое обеспечения САиУ техническими объектами и технологическими процессами.

2

[4] [5] [3]

Тема: Приборы и преобразователи, используемые для измерения давления.

Классификация средств измерения давления по виду измеряемого давления и принципу действия. Жидкостные средства измерения давления с гидростатическим уравновешиванием. Деформационные приборы. Деформационные измерительные преобразователи давления на основе прямого преобразования. Примеры, технические характеристики и области применения тензорезисторных, пьезоэлектрических и емкостных преобразователей давления.

4

[3] [5] [7] [8] [2] [3]

Раздел 2.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ.

Тема: Датчики. Назначение, основные группы датчиков и физические принципы действия. Средства измерения температуры и давления. Датчики скорости (частоты вращения), угла поворота, положения (перемещения), аналоговые и число-импульсные датчики. Уровнемеры и расходомеры. Опто-волоконные датчики.

Измерительные преобразователи (ИП). Назначение, классификация , принципы построения ИП. Интеллектуальные датчики и измерительные преобразователи. Коммутаторы аналоговых и дискретных сигналов. Организация измерительных каналов в САиУ.

6

Раздел 4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРИЕМА, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ И КОМАНДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО КАНАЛАМ СВЯЗИ.

Тема: Устройства связи с объектом управления (УСО). Основные типы УСО, принципы организации. Цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи (ЦАП, АЦП). Устройства ввода и вывода дискретных и число-импульсных сигналов. Коммутаторы, мультиплексоры. Устройства гальванической развязки. Интерфейсы СаиУ. Классификация, основные характеристики интерфейсов. Системные (внутримашинные) интерфейсы, интерфейсы персональных компьютеров типа IBM PC. Приборный интерфейс (IEEE 488, IEC 625.1). Интерфейсы устройств ввода/вывода (периферийных устройств). Последовательные интерфейсы: RS 232C, TTY, ИРПС, стык С2, RS 422, RS 485. Параллельные интерфейсы: Centronics, ИРПР, ИРПР-М.

4

Раздел 3.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМАНДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ.

Тема: Исполнительные устройства (ИУ). Типовые структуры, состав и характеристики ИУ. Исполнительные механизмы (ИМ) и регулирующие органы (РО). Интеллектуальные ИУ, системы позиционирования.

2

Тема: Средства измерения концентрации.

Классификация средств измерения концентрации. Теоретические основы анализа состава бинарных и псевдобинарных смесей жидкостей и газов. Термокондуктометрические и диффузионные газоанализаторы. Магнитные газоанализаторы. Термохимические и электрокондуктометрические анализаторы. Абсорбционные ультрафиолетовые и инфракрасные анализаторы.

Многопараметрические методы и средства автоматического анализа состава (хроматографы). Контроль загрязненности окружающей среды.

2

Раздел 6. АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РАСПРЕДЕЛЕННЫХ САиУ.

Локальные управляющие вычислительные сети. Эталонная модель архитектуры открытых систем: уровни, функции, характеристики. Основные группы и топологии ЛУВС. Моноканалы, технические средства и методы управления доступом к моноканалам, методы кодирования информации в локальных сетях

2

Раздел 5.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ВЫРАБОТКИ КОМАНДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ.

Тема: Устройства отображения информации, сигнализации и защиты.

Назначение и классификация устройств отображения информации. Аналоговые и показывающие регистрирующие вторичные приборы. Милливольтметры и логометры. Автоматические приборы следящего уравновешивания серий КП1, КС1, КПМ140, КС2, РП160, КС3, ДИСК-250, КС4, А100, А500, А600. Приборы с дифференциально-трансформаторной схемой. Узкопрофильные приборы. Цифровые показывающие вторичные приборы. Цифровые приборы, устройства цифровой индикации. Приборы сигнализации и защиты.

6

Раздел 7.ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САиУ.

Тема: Структура программного обеспечения (ПО). Операционные системы, системное ПО, прикладное ПО. Принципы программирования для САиУ. Программирование микроконтроллеров: в машинных кодах, на языке ассемблера, на языках высокого уровня. Программирование микроконтроллеров на специализированных проблемно-ориентированных языках. Лестничные диаграммы, схемы последовательностей, функциональные блоки. Инструментальные средства разработки, отладки и сопровождения программного обеспечения: редакторы, трансляторы, компоновщики, отладчики, трассировщики. Сетевые операционные системы.

6

Раздел 8.УСТРОЙСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМ ПЕРСОНАЛОМ САиУ.

Типовые средства отображения и документирования информации, устройства связи с оператором. Принципы построения, классификация и технические характеристики. Видеотерминальные средства, мнемосхемы, индикаторы. Операторские панели и станции. Регистрирующие и показывающие приборы.

6

Тема: Технические средства измерения температуры.

Классификация средств измерения температуры. Принципы действия и конструкции газовых и жидкостных манометрических термометров. Манометрические промышленные показывающие и сигнализирующие приборы. Технические характеристики, области применения.

Термоэлектрические термометры. Основное уравнение термоэлектрического преобразователя. Схемы включения измерительных приборов в цепь ТЭП. Поправки на температуру свободных концов ТЭП. Термостатирование свободных концов ТЭП. Характеристики термоэлектрических преобразователей стандартных градуировок. Конструкции ТЭП и защитных гильз. Средства измерения сигналов ТЭП. Компенсационный метод измерения ЭДС. Измерительная схема автоматического потенциометра. Автоматическое введение поправки по температуре свободных концов ТЭП.

Нормирующие преобразователи. Примеры, технические характеристики и области применения ТЭП и нормирующих преобразователей.

Термопреобразователи сопротивления. Области применения платиновых и медных термометров сопротивления. Технические характеристики термометров сопротивления.

Средства измерений, работающие в комплекте с термопреобразователями сопротивления. Уравновешенные и неуравновешенные мосты, логометры. Двухпроводные, трехпроводные и четырехпроводные схемы подключения термометров сопротивления.

Пирометры излучения. Оптические пирометры, фотоэлектрические пирометры, радиационные пирометры. Типы и технические характеристики промышленных пирометров.

8

Всего:

48

Учебно-методическая карта практических занятий

№ и название

раздела

(модуля)

Тема практического занятия,

его краткая аннотация

Вид занятия

(форма обучения)

Кол -

во

часов

Ссылка на номер источника

по списку

литературы

3

Изучение исполнительных устройств и регулирующих органов

лабораторные

9

2

Исследование различных типов датчиков и преобразователей

лабораторные

9

5

Изучение типовых программируемых контроллеров для систем автоматизации и управления

лабораторные

9

8

Изучение технических средств взаимодействия с оперативным персоналом САиУ

лабораторные

9

6

Изучение ЛВС Ethernet на базе лаборатории персональных компьютеров

лабораторные

9

7

Изучение сетевой операционной системы

лабораторные

9

4

Изучение устройств связи с объектом управления

лабораторные

10

Всего:

64

4 Содержание дисциплины



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теория систем и системный анализ" для специальности 220400  Управление в технических системах Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 220400  Управление в технических системах утвержденного
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Обработка результатов эксперимента" для направления 220400  Управление в технических системах Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 220400  Управление в технических системах утвержденного
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине б б 07 Электроника

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Электроника» составлен для очной формы обучения, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Примерной программой обучения,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине б б 09 Вычислитель­ные машины, системы и сети для специальности 220400 Управление в технических системах

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Вычислитель­ные машины, системы и сети» составлен для очной формы обучения, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва 2009 г.
  5. Основная образовательная программа 220400. 62 Управление в технических системах Уровень подготовки бакалавр

    Основная образовательная программа
    Разработка и предоставление образовательных услуг в области среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, послевузовского образования; воспитательная и научно-исследовательская работа сертифицированы DQS и ГОСТ Р по ISO 9001:2008

Другие похожие документы..