Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...полностью>>
'Методические рекомендации'
Личность развивается формируясь. Появление незаметных психологических новообразований, гипертрофия некоторых черт, создают в ранний период жизни пред...полностью>>
'Конкурс'
Для участия в Конкурсе допускаются молодые семейные пары, официально зарегистрированные в браке, проживающие на территории города Владимира, возраст ...полностью>>
'Курсовая'
Кризис плановой хозяйственной системы в нашей стране, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики, низк...полностью>>

Урок информатики по теме "Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод чисел в десятичную систему счисления"

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок информатики по теме "Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод чисел в десятичную систему счисления"

Цели урока:

  1. Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки — вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.

  2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

  3. Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, обще интеллектуальный характер.

  4. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

  5. Познакомить учащихся с понятием систем счисления, развитием систем счисления от буквенных до позиционных, дать понятие основания системы счисления.

  6. Научить учащихся осуществлять переводы чисел из любой системы счисления в десятичную.

Задачи урока:

  1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, логического мышления.

  2. Учебная — знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязью между системами счисления, научит выполнять перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.

  3. Развивающая — развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационное начало урока.

  3. Изложение нового материала. Составление учащимися краткого конспекта нового материала.

  4. Закрепление и проверка изученного материала. (Тест)

  5. Итог урока.ние

Оборудование и программное обеспечение:

Мультимедийный комплекс, презентация, созданная в программе MS PowerPoint.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Эпиграф урока:  “Всё есть число”.

3. Мотивационное начало урока.

Учитель: (читает стихотворение)

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ

Учитель: Как это возможно: И почему 2*2=100? Ответить на эти

Урок информатики «Различные позиционные системы счисления.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

для 9 класса

Тип урока: урок с применением профориентации

Вид: комбинированный урок

Технология: личностно-ориентированная

Оборудование:

  • презентация к уроку

  • раздаточный материал

  • карточки с заданиями

  • карточки с кроссвордами;

  • программы-тесты в памяти компьютеров;

  • интерактивная доска

  • компьютер

  • проектор

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать понятия по теме: «Системы счисления»

  • Развивать у школьников теоретическое мышление

  • Проверить знания и умения учащихся по переводу чисел из одной позиционной системы счисления в другую и умения производить с ними арифметические действия

  • Познакомить учащихся с переводом дробных чисел в разных системах счисления, а также с применением систем счисления в нашей повседневной жизни.

Задачи урока:

  1. Воспитательная –

  • развитие познавательного интереса,

  • развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;

  • прививать интерес к предмету.

  1. Учебная – вспомнить все о системах счисления, о способе записи в разных системах счисления, познакомить с переводом дробных чисел.

  1. Развивающая –

  • развитие алгоритмического мышления, памяти внимательности

  • развитие познавательного интереса, логического мышления

  • умение выслушивать ответы товарищей;

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Фронтальный опрос

  3. Изложение нового материала

  4. Закрепление изученного материала

  5. Индивидуальное тестирование

  6. Проверка домашнего задания

  7. Итог урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приложение 1. Слайд №1

Здравствуйте ребята, садитесь!

Сегодня мы повторим наши знания и дополним их новыми, Тема нашего урока - Различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую», а именно перевод дробных чисел.

II. Фронтальный опрос учащихся

Приложение 1. Слайд №2 - 4

Давайте вспомним все, что мы знаем о системах счисления.

ВОПРОСЫ:

  1. Что называют системой счисления?

Системой счисления называется совокупность символов (цифр) и правил их использования для представления чисел

  1. Какие виды систем счисления вы знаете?

Позиционные и непозиционные системы счисления

  1. Приведите примеры непозиционной системы счисления

Римская система, в которой в качестве цифр используются некоторые буквы: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).

  1. А почему она считается непозиционной системой счисления?

В системе значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в числе ХХХ цифра Х встречается трижды, а в каждом случае обозначает одну и туже величину 10, а в сумме ХХХ это 30.

  1. Какая система называется позиционной?

В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры называется РАЗРЯДОМ. Размер числа возрастает справа налево. Наиболее распространенной в настоящее время являются: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная.

  1. Что называться основанием в позиционной системе счисления?

В позиционной системе счисления основание системы равно количеству цифр, используемых ею, и определяет, во сколько раз различаются значения цифр соседних разрядов чисел.

  1. Как можно записать число в позиционной системе счисления?

Любое число в позиционной системе счисления с произвольным основанием можно записать в виде многочлена

Например: 34510=3· 102+4· 101+ 5·10 0

  1. Какие примеры вы можете привести позиционной системы счисления?

Например:

1010102- двоичная (основание 2, используются две цифры –0,1)

34510 – десятичная ( основание 10, используются десять цифр –

0…9)

7468 – восьмеричная (основание 8, используются 8 цифр – 0…7)

  1. Как можно перевести любое число в десятичную систему счисления?

Например:

4 3 2 1 0

10111=1·24+0·23+1·22+1·21+1·20= 16+4+2+1=2310

2 1 0

2213= 2·32+2·31+ 1·30=2·9+2·3+1=18+6+1=2510

  1. Как можно перевести из десятичной системы счисления в любую систему счисления с произвольным основанием?

Например:

Из 10 2 Из 10 3

1310=11012 1310=1113

    1. 2 ост. 1 13 3 ост.1

6 2 ост. 0 4 3 ост.1

  1. 2 ост. 1 1

1

  1. Какие действия мы можем выполнять в двоичной системе счисления?

Сложение, вычитание, умножение и деление.

  1. Напишите правило сложения

0+0=0

0+1=1

1+0=1

1+1=0 (единица переносится в более старший разряд)

13.Напишите правило вычитания

0-0=0

1-0=1

1-1=0

10-1 =1 (единица занимается из более старшего разряда)

14.Напишите правило умножения

0·0=0

0·1=0

1·0=0

1·1=1

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили еще две системы счисления: восьмеричную и шестнадцатеричную.

15.В чем же преимущество у шестнадцатеричной системы счисления в отличие от других?

Недостаток двоичной системы счисления в том, что для записи даже небольших чисел приходится использовать много знаков, так как основание мало. Поэтому в современных компьютерах помимо двоичной системы счисления применяются и другие, более компактные по длине чисел системы. Такими являются шестнадцатеричная и восьмеричная системы счисления.

16.Как перевести число, записанное в двоичной системе счисления в шестнадцатеричную?

Для того чтобы перевести в восьмеричную систему счисления двоичное число, его нужно разбить на группы по 3 цифры справа на лево (если количество цифр не кратно 3 , то впереди нужно дописать нужное количество нулей) и заменить каждую группу соответствующей восьмеричной цифрой.

Например:

1 111 101 001 2= 011 111 101 0012= 37548

17.Как перевести число из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную?

Для записи шестнадцатеричных цифр используют первые буквы алфавита. Перевод из 16 2 и обратно аналогичен переводу в двоичной системе счисления.

Например:

AOF16= 1010 0000 11112 и обратно



11 1110 10012= 0011 1110 10012 = 3Е916

III.Объяснение нового материала

(Объяснение ведется с помощью интерактивной доски)

Мы с вами вспомнили, все что знали о системах счисления. Вспомнили как переводить целые числа из одной системы в другую. А теперь давайте с вами научимся переводить дробные числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.

Объяснение материала.

Нам дано дробное число в двоичной системе счисления 1011,0112 .

Как вы думаете, как перевести это число в десятичную систему счисления?

(предполагаемый ответ ученика)

Как мы переводили с вами целое число в десятичную систему счисления?

3 2 1 0 -1 -2 -3

1 0 1 1 , 0 1 12= 1·23+0·22+1·21+1·20+0·2-1+1·2-2+1·2-3=8+2+1+1/4+1/8=11,37510

А как же нам перевести число 11,37510 обратно в двоичную систему счисления?

Как мы переводили целую часть?

11 2 ост.1 11,37510= 1011+ 0,011=1011,0112

5 2 ост.1

2 2 ост.0

1

375 375:125 3 2 1 1 1 1 1

0,375=------- = ----------- = --- = -- + -- = -- + -- = -- + -- = 2-2+2-3 =

1000 1000:125 8 8 8 4 8 2-2 2-3

= 0·2-1+ 1·2-2+ 1·2-3

Пример 2:

0,2510= 0,012

25 25:25 1 1

0,25 = ---- = --------- = -- = -- = 2-2=02-1+12-2

100 100:25 4 22

Вопросы учащихся по данной теме.

IV. Закрепление изученного материала.

Учащимся раздаются карточки с заданиями на 10 минут.

Приложение 1. Слайд №5 – 12

Карточка №1

1. Переведите число данное в десятичной системе счисления в

двоичную , а затем в шестнадцатеричную систему счисления:

а) 153,2510 б)712,510

2. Переведите данное число в десятичную систему счисления:

а) 10110101,12 б)100000110,101012

Карточка №2

1. Переведите число, данное в десятичной системе счисления в

двоичную, а затем в шестнадцатеричную систему счисления:

а) 670,2510 б)162,510

2. Переведите данное число в десятичную систему счисления:

а) 1111100111,012 б)1001011,001012

Карточка №3

1. Сложите данные числа:

110010,1012+ 1011010011,012

2. Выполните вычитание:

1101111011,012 – 101000010,01112

3.Выполните умножение:

11001102 х 10110102

Карточка №4

1. Сложите данные числа:

111111111,00112+ 111111111,01012

2. Выполните вычитание:

1101100110,012 – 110000010,10112

3.Выполните умножение:

10011112 х 10001002

Сначала выполняются карточки №1 и №2 , затем проверяются ответы с помощью кодов на доске. Те учащиеся, которые справились с заданиями, назначаются консультантами к тем, кто не справился с заданием.

После этого все выполняют карточки №3 и №4.

Ответы проверяются с помощью кодов на доске.

ОТВЕТЫ К КАРТОЧКАМ

Карточка №2

1. 670,2510 1010011110,012 29Е,416

162,510 10100010,12 А2,816

2. 1111100111,012 999,2510

1001011,001012 74,1562510

Карточка №1

1. 153,2510 10011001,012 9В,416

712,510 1011001000,12 2С8,816

2. 10110101,12 181,510

100000110,10112 261,06562510

Карточка №3

    1. 0000110010,101 2. 1101111011,0100

+ 1011010011,010 - 101000010,0111



1100000101,111 1000111000,1101

3. 1100110

х 1011010

10001111011100

Карточка №4

1. 111111111,0010 2. 1111100110,0100

+111111111,0101 - 1100000010,1011



11111111110,0111 0011100011,0001

3. 1001111

х 1000100

10100111111

Упражнения для снятия утомляемости глаз и кистей рук.

V. Индивидуальное тестирование.

1.Техника безопасности при работе с компьютерами

2.Учащиеся рассаживаются за компьютеры и выполняют тесты.

VI. Проверка домашнего задания.

Где применяются и используются системы счисления?

  • В Древнем Вавилоне использовалась система счисления с основанием 60. Делением часа на 60 минут, а минута на 60 секунд мы обязаны этой системе счисления.

  • Тот факт, что основанием используемой нами системой счисления является число 10, объясняется тем, что природа наделила нас десятью пальцами на руках и ногах.

  • Система гадания китайской «Книги перемен» («И-Цзин»), уходящая корнями в глубокую древность, при внимательном анализе обнаруживает в своей основе двоичную систему счисления и позиционный принцип записи числа

  • На островах Океании используется одинадцатеричная система счисления

  • Японцы используют пятиричную систему счисления

  • Измерение времени и градусной меры углов основывается на шестидесятиричной системе счисления древних шумеров

  • Двенадцатеричная система счисления: на ее широкое использование в прошлом явно указывают названия числительных во многих языках, а так же сохранившиеся в ряде стран способы отсчета времени, денег и соотношения между некоторыми единицами времени. Год состоит из 12 месяцев, а половина суток из 12 часов. В русском языке счет часто идет дюжинами, чуть реже гроссами. О существовании 12ричной системы счисления говорит тот факт, что сервизы, салфетки, столовые приборы продают наборами по 6 или 12 штук.

  • Изобретение десятичной системы счисления приписывают древним арабам, развитие – индусам. Появление ее в Европе датируется примерно 1200г.н.э. Десятичными цифрами выражается время, номера домов, телефонов, цены, показания приборов, на них базируется метрическая система мер

  • Двоичная система мер используется в ЭВМ. Однако эта система счисления была предметом пристального внимания. Вот, что писал выдающийся французский математик ПЬЕР СИМОН ЛАПЛАС (1749 - 1807) об отношении к двоичной системе счисления: «В своей двоичной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытиё, и что высшее существо создаёт все сущее из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок Что изучает информатика?

    Урок
    Основное содержание модуля История становления информа­тики и пути ее развития. Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции.
  2. Цифровых Образовательных Ресурсов Поурочный план занятий № урок (1)

    Урок
    Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.
  3. Курс лекций Часть I автор: Крапивина И. В. Валуйки 2008

    Курс лекций
    Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям математических специальностей педагогических колледжей. Оно имеет практическую ценность для учителей школ, лицеев, гимназий с целью повышения их профессионального мастерства и
  4. Методика ознакомления младших школьников с нумерацией многозначных чисел и системой счисления > Технологическая схема введения понятия числа Заключение

    Реферат
    В настоящее время, когда весь мир вступает в эпоху математизации научного знания, в эпоху широкого применения ЭВТ, математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой
  5. Лекция Введение в информатику  > Что такое инфоpматика? Термин "информатика" (франц informatique ) (1)

    Лекция
    Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Другие похожие документы..