Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Учитель (работа с Презентацией): Верно, название этой книги – «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Слайд 1) Одна из самых популярных в мире ск...полностью>>
'Книга'
В книге подробно освещены целебные свойства более 50 видов пряноароматических растений от знакомых всем лука, чеснока, лис­та лавра благородного до м...полностью>>
'Документ'
Жемчужина долины Циллерталь, да и, пожалуй, всех австрийских Альп – ледник Хинтертукс. Здесь колоссальные просторы для любого катания, истинное раздол...полностью>>
'Руководство'
Вчера, 3 июня, состоялось совещание под руководством заместителя Министра транспорта и связи Украины Олега Бондаря по поводу перспективы возобновлени...полностью>>

Образовательный стандарт томского политехнического университета основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению 550200 «Автоматизация и управление»

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Томский политехнический университет

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор Томского политехнического

университета

__________ Похолков Ю.П.

«___» _____________2000г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

подготовки бакалавров по направлению 550200 – «Автоматизация и управление»

Выпускающая кафедра – автоматики и компьютерных систем АВТФ

Утверждена Советом

Томского политехнического

университета

« »_________

Протокол №

Секретарь совета .

Томск 2000

1.Требования к предшествующему уровню образования.

1.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) образование.

1.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем имеется запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшем профессиональном образовании.

2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программам направления подготовки 550200 –«Автоматизация и управление»

2.1. Общие требования к образованности бакалавра

Федеральные требования:

Бакалавр отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

-умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;

Региональные требования:

-способен организовывать автоматизированное управление производством, включая планирование, организацию трудовых коллективов, распределение ресурсов, оперативное управление и контроль с широким использованием средств автоматизации сбора и компьютерной обработки информации, организовывать повышение квалификации рабочих, обеспечивать безопасные условия труда, учитывать требования экологии и энерго- и материалосбережения;

Университетские требования:

- должен быть подготовлен к применению новых информационных технологий;

- владеет навыками автоматизированного проектирования систем автоматического регулирования и управления;

- знает историю тенденции и особенности развития экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, культуру и традиции народов, населяющих этот регион, а также характер рынка интеллектуального труда региона, знает и владеет системой практических умений и навыков, обеспечивающих здоровое и творческое долголетие в природно-климатических условиях Сибири; знает экологическую ситуацию Азиатско-Тихоокеанского региона и проблемы регионального природопользования;

- имеет понимание определяющей роли мировозренческо -методологических взглядов в деятельности профессионала владеет социально-психологической культурой и способен анализировать личностно значимые проблемы, имеет широкую эрудицию, для него характерны высокая культура поведения и хорошие манеры. Знает экологическую ситуацию в Томске, владеет мерами защиты от радиационного и других видов опасностей для жизнедеятельности.

    1. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.

2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Бакалавр должен:

в области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:

федеральные требования:

- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической само регуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);

- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

региональные требования:

- знать особенности развития философской мысли в регионе;

- понимать и уметь объяснить феномен цивилизации, разбираться в многообразии интерпретаций общества;

- иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, о базисных ценностях культуры, а также о таких проблемах культурологии, как культура и личность, культура и история, структура и функции культуры, единство и многообразие культуры;

- знать основные подходы к изучению истории культуры:

генетический, структурный, типологический, компаративный, важнейшие культурно-исторические эпохи (согласно концепции), традиционные культуры Востока, основные этапы истории культуры России, проблемы культуры ХХ века;

- понимать альтернативность, вариативность исторического процесса, уникальность человеческих цивилизаций и культур;

- иметь представление о прошлом Сибири;

- знать особенности национальной психологии населения Сибирского региона;

университетские требования:

- иметь представление о новых образовательных технологиях, концепциях развития науки и образования, роли научной рациональности в информационно-техническом мире;

- понимать проблемы и перспективы современной цивилизации: экологические, демографические, методологические, мировоззренческие, этические, эстетические и др.;

- уметь использовать навыки анализа культуры элиты в культуре повседневности, в культуре большинства, различать языки культур, их "синтаксис", сравнивать основные модели культуры, приобретая навыки анализа современной культурологической проблематики;

- иметь представление о прошлом и настоящем Томска, Томской области и Томского политехнического университета, деятельности его ученых и состояния науки и образования;

- уметь использовать передовой опыт по индивидуализации обучения в ТПУ.

в области социологии, экономики, политологии и права:

федеральные требования:

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- знать основы экономической теории;

- понимать необходимость макро пропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики, понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и

нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

региональные требования:

- знать особенности социально-культурного развития регионального уровня;

- знать и уметь применять правовые основы "Сибирского соглашения";

- знать основы экономической теории в рамках основных ее направлений: неокейсианства, монетаризма, рациональных ожиданий;

- уметь определить насколько каждое направление экономической мысли отражает современную практику российской экономики;

- иметь представление о разделении властей, полномочиях и прерогативах исполнительной, законодательной и судебной власти в деятельности субъектов федерации;

университетские требования:

- знать особенности социально-культурного развития университетского уровня;

- знать и уметь применять правовые основы устава и других нормативных актов ТПУ;

- владеть методами экономического анализа хозяйственных процессов как на микро- (фирма, индивидуальный производитель), так и на макро уровне (регион, отрасль, национальное хозяйство);

- знать принципы принятия экономических решений;

- уметь использовать компьютерную технику для решения экономических задач, исследования проблем маркетинга;

- понимать место и роль Томска в политической жизни России;

- уметь аргументировано отстаивать свои политические идеалы и ценности, понимать необходимость овладения демократической политической культурой;

в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

в области филологии:

федеральные требования:

- свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

- уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера, пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;

региональные и университетские требования:

- приобрести уровень коммуникативной компетентности, позволяющий использовать английский язык в информационной деятельности, для изучения и обобщения зарубежного опыта;

- владеть навыками самостоятельной работы для совершенствования знаний и повышения квалификации по своей специальности средствами иностранного языка;

- знать профессиональную научно-техническую лексику, грамматические структуры, речевые стандарты и стереотипные фразы для делового письма и всех видов корреспонденции;

- иметь высокий общеязыковой и общекультурный уровень в сфере профессионального общения.

2.2.2. Требования по циклу математических и общих естественно-

научных дисциплин

Федеральные требования:

бакалавр должен:

в области математики и информатики

иметь представление:

- о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

знать и уметь использовать:

- основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики;

- математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;

- вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели;

иметь опыт:

- употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов;

- исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов;

- использования основных приемов обработки экспериментальных данных;

- аналитического и численного решения алгебраических уравнений;

- исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений;

- аналитического и численного решения основных уравнений математической физики;

- программирования и использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения;

- использования средств компьютерной графики;

Университетские требования:

Бакалавр должен:

в области математики и информатики

иметь представление:

- об основных принципах и методах системного анализа;

- о типовых временных, операторных и частотных характеристиках линейных стационарных динамических систем;

иметь опыт:

- классификации систем по особенностям их математических моделей;

- математического описания процессов в технических системах;

- составление структурных схем динамических систем и их математического анализа.

в области физики, теоретической механики, химии и экологии:

федеральные требования:

иметь представление:

- о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;

- о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;

- о дискретности и непрерывности в природе;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;

- о динамических и статистических закономерностях в природе;

- о вероятности как объективной характеристике природных систем;

- об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания;

- о фундаментальных константах естествознания;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о соотношениях эмпирического и теоретического в познании;

- о состояниях в природе и их изменениях со временем;

- об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа составлена на основе учебного плана тпу по подготовке бакалавров по направлению 550200 "Автоматизация и управление", инженеров по специальности

    Программа
    Рабочая программа составлена на основе учебного плана ТПУ по подготовке бакалавров по направлению 550200 “Автоматизация и управление”, инженеров по специальности 220400 “Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем”, 071900
  2. Образовательный стандарт томского политехнического университета основная образовательная программа подготовки магистров по направлению

    Образовательный стандарт
    Лица, желающие получить квалификацию (степень) магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной степени, подтвержденное документом государственного образца.
  3. Программа для специальности 210100  "Управление и информатика в технических системах" для бакалавров по направлению 550200 ″Автоматизация и управление″ (1)

    Программа
    1 Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО по специальности 210100 "Управление и информатика в технических системах", утвержденного 27.
  4. Программа для специальности 210100  "Управление и информатика в технических системах" для бакалавров по направлению 550200 ″Автоматизация и управление″ (2)

    Программа
    1 Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО по специальности 210100 "Управление и информатика в технических системах", утвержденного 27.
  5. Рабочая программа для направления 550200 "Автоматизация и управление" Факультет

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 550200 “Автоматизация и управление“, утвержденного Госкомвузом РФ в 1993 году; профессиональной

Другие похожие документы..