Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Требования разработаны с учетом характера заболеваний, особенностей течения, степени функциональных нарушений и влияния заболеваний на профессиональн...полностью>>
'Статья'
Источник: Диалог мировоззрений: коллективная социально-историческая память и вызовы современности: программные и рабочие материалы Х Международного си...полностью>>
'Документ'
В работе охарактеризованы основные факторы, способствующие развитию туризма на островах (гидрологические, климатические, ландшафтные, историко-культур...полностью>>
'Рабочая программа'
Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в ...полностью>>

Программа по хирургическим болезням для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений Москва

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всероссийский учебно-научно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных медицинских

учреждений и кадровой политики Минздрава России

НЛ.Володин

1999 г.

ПРОГРАММА

ПО ХИРУРГИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ

для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений

Москва

ВУНМЦ

2000

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по курсу хирургических болезней для студентов медицинских вузов была составлена на базе ранее утвержденной про­граммы (МЗ РФ от 1994 г.) с учетом современных достижений медицин­ской науки и техники. Каких-либо радикальных, коренных изменений в структуру данной программы внесено не было, да это невозможно, так как по своей сути программа курса хирургических болезнен является перечнем нозологических форм, которые должен изучить студент на про­тяжении обучения на IV-VI курсах медицинского вуза. Дополнения были внесены лишь в некоторые разделы тех нозологических форм, где за по­следние годы были получены новые данные по этиологии, патогенезу, способам лабораторной и инструментальной диагностики, принципам оперативного лечения этих хирургических заболеваний.

В связи с переходом на многоуровневую подготовку специалистов: додипломную в течение шести лет обучения в институте и последующую последипломную в интернатуре и ординатуре - в программе представлен перечень хирургических болезней, диагностику и лечение которых дол­жен знать студент, и практических умений, которыми он должен овла­деть в период додипломной подготовки для дальнейшего прохождения интернатуры или клинической ординатуры по избранной специальности.

Целью курса "Хирургические болезни" является научить студентов умению диагностировать хирургические болезни, определять выбор мето­да их лечения и профилактики.

В результате изучения курса хирургических болезней студенты VI курса обучения должны:

I. Знать:

  1. Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний.

  2. Клиническую картину этих заболеваний и их осложнений.

  3. Современные методы клинического, лабораторного, инструмен­тального обследования больных.

  4. Способы лечения, показания к их применению.

5. Деонтологические аспекты в хирургии.
II. Быть ознакомлены:

  1. С вопросами организации в России специализированной помощи больным хирургическими заболеваниями.

  2. С вопросами диспансеризации больных, реабилитации после операций, оценкой трудоспособности.

  3. С проводимыми в нашей стране и за рубежом научными поисками, направленными на улучшение ранней диагностики и результатов лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний.

III.Уметь:

1. Собрать анамнез, проводить общеклиническое обследование больных с хирургическими заболеваниями. Анализировать данные общеклинического обследования

  1. Составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных метопов исследования.

  2. Сформулировать развернутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза.

  3. Сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению.

5. Выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции.

На изучение курса хирургических болезней учебным планом преду­смотрено 437 учебных часов (132 лекционных и 305 практических заня­тий), что значительно больше времени, которое выделялось ранее на изу­чение частной хирургии в период обучения на IV и V курсах.

Количество учебных часов дает возможность значительно увеличить круг вопросов, освещаемых на лекциях и улучшить закрепление практи­ческих умений.

В связи с увеличением лекционного времени, предусмотренного учебным планом, целесообразно, наряду с лекциями, читаемыми по клас­сическому плану (см. далее), чтение в период обучения на VI курсе ряда обзорных лекций, а также лекций, посвященных определенным клиничес­ким синдромам, ошибкам, опасностям и осложнениям при выполнении инвазивных вмешательств. Больше времени также можно уделять пробле­мам, разрабатываемым клиническими коллективами, где происходит обу­чение студентов. Продолжительность каждой лекции 2 академических часа, однако допустимы одночасовые лекции.

В лекционном курсе должны быть последовательно изложены забо­левания органов различных систем. Вводную лекцию следует посвятить вопросам развития Российской хирургии, достижений современной хи­рургии, организации хирургической службы в стране, а также основам законодательства в здравоохранении. В вводной лекции целесообразно остановиться на истории развития кафедры, ее вкладе в развитие отечест­венной хирургии и основных направлениях научных исследований.

Лекционный курс строится по следующему плану: анатомо-физиологические данные, определение сущности заболевания, частота, связь с полом, возрастом; этиология, патогенез заболевания, патологическая ана­томия, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, про­гноз, трудоспособность и трудоустройство, профилактика.

Практические занятия проводятся по цикловому методу. Цель прак­тических занятий - научить студентов умению всестороннего клинического обследования хирургических больных и умению обобщить получен­ные данные для построения диагноза, проведения дифференциальной ди­агностики.

Во время практических занятий студенты курируют больных и пи­шут в каждом семестре в качестве зачетных работ 1 историю болезни, кроме того, заполняют карты микрокурации на каждого обследованного в процессе самостоятельных занятий больного, а на VI курсе под контро­лем лечащих врачей ведут записи в больничных историях болезни.

Часть практических занятий должна проходить в поликлинике, где студенты овладевают умениями диагностики заболеваний, наиболее часто встречающихся в работе хирурга поликлиники, обучаются оформлению медицинской документации.

Для овладевания методами диагностики острых хирургических забо­леваний и неотложной помощи, усовершенствования умений в выполне­нии лечебных манипуляций в каждом цикле организуется 1-2 обязатель­ных дежурства студентов с преподавателем в вечерние часы.

В период прохождения циклов занятий целесообразно выделение дней для работы студентов в операционной и в перевязочных чистого и гнойного отделений. В эти дни рекомендуется выполнять наиболее ти­пичные и распространенные в практике операции (грыжесечение, венэктомия, удаление доброкачественных опухолей и др.). Проводятся клини­ческие разборы с профессорами и доцентами, студенты активно участву­ют в диагностических процедурах. Студент в эти дни может по своему желанию (с учетом рекомендаций преподавателя) принять участие в том или ином виде работы, рекомендуется активное участие студентов в спе­циальных обследованиях больных (рентгеноскопия, эндоскопические ис­следования, УЗИ, компьютерная томография и другие методы).

При изучении хирургических болезней необходимо обратить внима­ние на особенности хирургических вмешательств у лиц пожилого возрас­та.

К таким особенностям относятся:

  • повышенный операционный риск;

  • сопутствующие заболевания, отягощающие общее состояние
    организма;

  • психический статус;

  • реакция организма на кровотечение;

  • предоперационный и послеоперационный периоды;

  • реакция организма на инфекционный патологический процесс;

  • особенности течения и диагностики острых хирургических

заболеваний;

  • тактика при определении показаний к операции, выборе оперативного доступа и характера вмешательства

В процессе обучения на лекциях практических занятиях особое внимание и время уделяется работе с больными, историей болезни и анализом данных обследования. В качестве наглядных пособий используются слайды, таблицы, видеофильмы, подборки рентгенограмм, УЗИ, КТ, ЯМТ и т.д.

Учебной программой предусмотрено 66 часов на изучение вопросов детской хирургии. При наличии специальных курсов и клиник детской хирургии целесообразна передача этих учебных часов соответствующим кафедрам, профессорским и доцентским курсам. При отсутствии таких курсов вопросы детской хирургии должны быть изложены при изучении соответствующих разделов курса хирургических болезней.

Структура практических занятий

_________________________________________________________________________________________

Практические занятия по темам,

предусмотренным учебной программой

Практические занятия по темам, разрабатываемым кафедрой

Работа в перевязочной и операционной

Занятия в поликлинике

Курация больных идя написания зачетных историй болезни

Участие в клинических разборах профессора

Работа в палатах по освоению простейших врачебных манипуляций

__________________________________________________________________________________________

Итого: 305 час

Программа обучения на VI курсе предусматривает дальнейшее изу­чение нозологических форм, не вошедших в программу предыдущих кур­сов. Спецификой обучения VI курса является синдромный подход к раз­бору заболеваний, еженедельные разборы больных доцентами и профес­сорами с акцентом на дифференциальную диагностику. Значительное время должно отводиться на приобретение студентами практических умений при работе в палатах, перевязочных, диагностических кабинетах,

участии в операции.

Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса на обхо­дах, проверки историй болезни, проведения контрольных работ методом машинного и безмашинного контроля, решения ситуационных задач, а также на экзаменационной сессии в конце 8-го и 10-го семестров по пройденным темам и во время государственного экзамена по хирургии

после VI курса.

В соответствии с учебными планами Российского государственного медицинского университета и ряда других вузов курсовой экзамен по хи­рургическим болезням проводится в конце 8-го семестра по пройденному

материалу; после 12-го семестра студенты сдают государственный экза­мен и проходят Итоговую государственную аттестацию.

Государственный экзамен в конце VI курса состоит из трех этапов:

  1. Аттестация по практическим умениям (см. перечень) проводится в конце никла госпитальной хирургии на VI курсе или в конце года в специально отведенные дни.

  2. Письменный междисциплинарный тестовый экзамен с задачами и вопросами по всем хирургическим дисциплинам.

  3. Устное собеседование по билетам с 3-4 ситуационными задачами по темам всех хирургических дисциплин.

Распределение тематики лекций и практических занятий по семест­рам определяется условиями работы конкретного медицинского институ­та. Допустимо изучение тем курса как в последовательности, изложенной в программе, а также с учетом имеющихся в стационаре больных с соот­ветствующими заболеваниями.

В соответствия с действующим учебным планом преподавание хи­рургических болезней осуществляется:

Факультет

Всего

часов

Распределение по семестрам

Зачеты

Экзамен (семестр)

7

8

9

10

11

12

Лечебный

437

57

34

38

34

189

85

-

8

10

12 -ИГА

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ СТУДЕНТ

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ VI КУРСА

1. Студент должен уметь:

  • собирать жалобы и анамнез;

  • проводить физикальное обследование больного;

  • заполнить историю болезни (амбулаторную карту);

  • составлять план лабораторного и инструментального обследования;

  • формулировать развернутый клинический диагноз.

2. Поставить диагноз заболеваний (на основании жалоб, анамнеза, данных физикального обследования, основных и дополнительных методов исследования), перемасленных в программе, при типичной клинической
картине болезни:

- составить план обследования больного с данным заболеванием;

- определить профиль лечебных учреждений, куда должен быть направлен больной для дальнейшего обследования и лечения.

3. Оценить результаты следующих лабораторных методов исследования:

- анализ крови общий;

- анализ моча общий;

- биохимический анализ крови;

  • пробы по Зимницкому и Нечипоренко;

  • анализ кала;

  • анализ дуоденального содержимого;

  • анализ желудочного сока;'

  • посевы крови, мочи, мокроты.

4. Диагностировать наличие типичных заболеваний:

- на рентгенограммах грудной клетки, брюшной полости, костей скелета;

  • на сканограммах печени и щитовидной железы;

  • на ультрасонограммах;

  • на компьютерных томограммах.

5. Выполнять следующие манипуляции:

  • подкожные и внутримышечные инъекции;

  • внутривенное переливание кровезаменителей и инфузионных сред;

  • определение группы крови и резус-фактора экспресс-методом;

  • остановку кровотечения в ране;

  • катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;

  • введение зонда в желудок;

  • ассистировать на типовых операциях вторым ассистентом.

6. Оказать первую помощь и знать принципы тактики на догоспи­тальном этапе при:

  • профузном желудочно-кишечном кровотечении;

  • напряженном и открытом пневмотораксе;

  • шоке;

  • остром животе.

7. Владеть умениями, предусмотренными программами по травмато­логии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, челюстно-лицевоя хирургии, урологии.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ЧАСТНОЙ ХИРУРГИИ

__________________________________________________________________________________________

Количество часов

Тема лекции Лекции Клинико-практич.

_____ ______________Занятия_______

1 2 __3_________

Вводная лекция 2 -

Заболевания трахеи 2 4

Абсцесс, гангрена легкого, бронхоэктатическая болезнь 4 8

Эмпиема плевры 2 4

Доброкачественные опухоли легких 2 4

Рак легкого 2 4

Болезни средостения (опухоли, кисты) 2 4

Пороки сердца 4 8

ИБС, аневризмы, перикардит 2 4

Заболевания аорты и ее ветвей 2 4

Болезни .периферических артерий 4 8

Заболевания вен 4 12

ТЭЛА 2 4

Доброкачественные заболевания пищевода

(ахапазия пищевода) 2 4

Рак пищевода 2 4

Грыжи живота 4 8

Заболевания диафрагмы 2 4

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки 4 12

Рак желудка 2 4

Болезни оперированного желудка 2 4

Аппендицит 4 8

Заболевания ободочной кишки 4 8

Кишечные свищи 2 4

Кишечная непроходимость 4 8

Заболевания прямой кишки 4 8

Желчнокаменная болезнь и ее осложнения 6 12

Болезни печени 2 4

Портальная гипертензия 2 4

Заболевания поджелудочной железы 4 8

Перитонит 4 8

Заболевания молочной железы 4 8

Заболевания щитовидной железы 4 8

Болезни селезенки 2 4

Болезни надпочечников 2 4

Дифференциальная диагностика желтух 2 4

Желудочно-кишечные кровотечения 2 4

Синдром дисфагии 2 4

Острым живот 2 8

Нарушения гомеостаза у хирургических больных 2 4

Геморрагические синдромы в хирургии 2 4

Гормональные опухоли поджелудочной железы 2 4

Ишемическая болезнь органов пищеварения 2 4

Трансплантация органов 2 4

Острый и хронический медиастинит 2 4

Легочные кровотечения 2 4

Эндоскопическая хирургия 2 8

Ошибки, опасности, осложнения в лечении грыж 2 4

Ошибки, опасности, осложнения в лечении острого аппендицита 2 4

Симптоматические гипертонии в хирургии 2 4

Сочетанная травма груди и живота 2 8

Лекции по профилю лечебно-научной работы кафедры ________________________

Итого: 132 280



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа По детским болезням Для специальности 060103. 65 Педиатрия

    Рабочая программа
    Рабочая программа пересматривается и утверждается на заседании кафедры ежегодно перед началом учебного года (последнее утверждение — август 2010 года).
  2. Рабочая программа по детским болезням для студентов педиатрического факультета Кафедра детских болезней педиатрического факультета

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена доцентом кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолГМУ А.Н. Халанским в соответствии с Государственным образовательным стандартом (2 г.
  3. В. И. Лубовского Учебное пособие Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений 2-е издание, исправленное удк 301. 151(075. 8) Ббк 88. 4я73 С718 Издательская программа

    Учебное пособие
    Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология» для педагогических вузов и колледжей. Руководитель программы — доктор педагогических наук, профессор Н.
  4. Рабочая программа по элективной дисциплине «поликлиническая терапия» Для специальности 060101 (040100) "Лечебное дело"

    Рабочая программа
    Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по элективной дисциплине «Поликлиническая терапия» составлена на основании Программы по поликлинической терапии для студентов лечебных факультетов высших медицинских
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «поликлиническая терапия» для специальности 060101 (040100) "Лечебное дело"

    Рабочая программа
    Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по учебной дисциплине «Поликлиническая терапия» составлена на основании Программы по поликлинической терапии для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных

Другие похожие документы..