Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Разработка методов пространственной интерполяции и решения задачи суперразрешения на основе алгоритмов обнаружения фрактальной структуры цифровых изоб...полностью>>
'Презентация'
1 Вед. – Сегодня у нас презентация новой книги Виталия Вульфа «Великие женщины XX века». Имя автора книги вам хорошо известно по таким уже полюбившим...полностью>>
'Учебно-тематическое планирование'
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы курса биологии для 6-9 классов авторы: Т.С. ...полностью>>
'Документ'
2. На четвертому курсі студенти складають державні іспити з економічної теорії (політекономія, макроекономіка та мікроекономіка)в лютому, державний і...полностью>>

Ю. Б. Гиппенрейтер перейдем к следующему пункту нашей лекции

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ю.Б. ГИППЕНРЕЙТЕР

Перейдем к следующему пункту нашей лекции — вопросу о соотношении научной и житейской психологии. Чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

Я назову вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приуро­чены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в ка­ком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем ина­че — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ог­раниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

22 Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщени­ям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и со­отношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с дру­гом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты харак­тера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономи-зируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивиду­альные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психо­логических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внеш­ней форме, т.е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Жи­тейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся от­ветил так: «Это то, что следует проверить по документам». Я не буду сейчас говорить о том, как понятие «личность» определяется в научной психоло­гии, — это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которое было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилажи­ваний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоми­нала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвер­гают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспита­ния, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т.е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с прось­бой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно форму­лируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая воз­можность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух пре­дыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конк­ретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф.М.Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все про­чли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и да­же не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каж­дому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для при­обретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил пред­ставителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накоп­ление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти зна­ния кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и язы­ка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуж­дены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной пси­хологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интере­сующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствую­щие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введе­нием в психологию экспериментального метода (открытия в конце про­шлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной пси­хологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем сво­ем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот на­капливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях пси­хологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития

24 Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной пе­регрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Приведу короткий пример. Вы, конечно, знаете, что у нас в г. Загорске су­ществует специальный интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у кото­рых нет слуха, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный «канал», через который они могут вступать в контакт с внешним миром, — это осязание.

И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особен­но вначале, идет очень медленно, он развернут во времени и во многих дета­лях может быть увиден как бы через «временную лупу» (термин, который использовали для описания этого феномена известные советские ученые А.И.Мещеряков и Э.В.Ильенков). Очевидно, что в случае развития нор­мального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого экспе­римента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одно­временно в важнейшее средство познания общих психологических законо­мерностей — развития восприятия, мышления, личности.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психо­логии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной пси­хологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житей­ской психологии?

Предположим, вы окончили университет, стали образованными специа­листами-психологами. Вообразите себя в этом состоянии. А теперь вообрази­те рядом с собой какого-нибудь мудреца, необязательно живущего сегодня, ка­кого-нибудь древнегреческого философа, например. Этот мудрец — носитель многовековых размышлений людей о судьбах человечества, о природе челове­ка, его проблемах, его счастье. Вы — носитель научного опыта, качественно дру­гого, как мы только что видели. Так какую же позицию вы должны занять по отношению к знаниям и опыту мудреца? Вопрос этот не праздный, он неизбеж­но рано или поздно встанет перед каждым из вас: как должны соотноситься в вашей голове, в вашей душе, в вашей деятельности эти два рода опыта?

Я хотела бы предупредить вас об одной ошибочной позиции, кото­рую, впрочем, нередко занимают психологи с большим научным стажем. «Проблемы человеческой жизни, — говорят они, — нет, я ими не занима­юсь. Я занимаюсь научной психологией. Я разбираюсь в нейронах, реф­лексах, психических процессах, а не в "муках творчества"».

Гиппенрейтер Ю.Б. [Особенности психологии как науки] 25

Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем от­ветить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые основания состоят в том, что упомянутый научный психолог вынужден был в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден был вместе с научной психологией, образно говоря, загнать жизнь in vitro1, «разъять» ду­шевную жизнь «на части». Но эти необходимые действия произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью делались эти необ­ходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он забыл или не дал себе труда осознать, что великие ученые — его предшественники — вводили но­вые понятия и теории, выделяя существенные стороны реальной жизни, пред­полагая затем вернуться к ее анализу с новыми средствами.

История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жиз­ненное. Когда И.П.Павлов впервые зарегистрировал условнорефлектор-ное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы, в конце концов, проникнем в муки сознания человека. Выдающийся со­ветский психолог Л.С.Выготский увидел в «курьезных» действиях ти­па завязывания узелка на память способы овладения человеком сво­им поведением.

О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Вы можете развить в себе эти способности, впиты­вая лучшие образцы, заключенные в научной литературе. Только посто­янное внимание к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство «биения жизни» в научных занятиях. Ну а для этого, конечно, совершенно необходимо обладать житейскими психо­логическими знаниями, возможно более обширными и глубокими.

Уважение и внимание к житейскому опыту, его знание предостерегут вас еще от одной опасности. Дело в том, что, как известно, в науке нельзя от­ветить на один вопрос без того, чтобы не возникло десять новых. Но новые вопросы бывают разные: «дурные» и правильные. И это не просто слова. В науке существовали и существуют, конечно, целые направления, которые заходили в тупик. Однако прежде чем окончательно прекратить свое суще­ствование, они некоторое время работали вхолостую, отвечая на «дурные» вопросы, которые порождали десятки других «дурных» вопросов.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.

В конечном счете, мысль моя простая: научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не толь­ко будет мало полезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, по-

В пробирку (лат.)

26 Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

просту говоря, будет несчастен. Мне бы очень хотелось уберечь вас от этой участи.

Один профессор сказал, что если его студенты за весь курс усвоят од-ну-две основные мысли, он сочтет свою задачу выполненной. Мое жела­ние менее скромно: хотелось бы, чтобы вы усвоили одну мысль уже за од­ну эту лекцию. Мысль эта следующая: отношения научной, и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу.

Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский пси­хологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Ж.Годфруа

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ПСИХОЛОГИ?1

Введение

Название «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, ко­му не приходилось соприкасаться с этой наукой. Однако число студентов, впервые приступающих к изучению психологии с целью приподнять эту завесу, достаточно велико. Они надеются таким образом глубже познать себя, а главное — овладеть методами, позволяющими лучше понимать дру­гих людей и в конечном итоге воздействовать на них. [Ранее] мы по­казали, по каким направлениям развивалась психология в XX веке, и об­рисовали трудности, с которыми приходится сталкиваться при попытках понять природу человека и происхождение различных форм его поведе­ния. Кроме того, мы старались устранить или, по крайней мере, сгладить представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном ясно понять их тайные замыслы, а, прежде всего — помочь им изменить свою судьбу.

Этот портрет очень мало соответствует действительности. Несом­ненно, есть люди, как женщины, так и мужчины, изначально обладающие особым «даром» контактности и непринужденного общения, что позволя­ет им выслушивать других и оказывать им известную моральную под­держку или подводить их ближе к ответам на те или иные вопросы. Но как объективно установить, можно ли считать удовлетворение, получае­мое «клиентом» от такого общения, показателем какого-то реального, а не воображаемого успеха? Сколько приходится на одного психолога, дос­тойного этого звания, шарлатанов в этом деле, чья «профессия» находит­ся под защитой закона лишь в немногих странах?

Психология, как мы видели, может продвигаться вперед только при условии методичного исследования механизмов, лежащих в основе пове-

1 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1992. Т.Д. С.101—110.

ГодфруаЖ. Чем занимаются психологи? 41

дения; только применение научного метода позволяет получить такие сведения и объективно оценить результаты того или иного воздействия. А единственную гарантию серьезного проведения такой работы дает со­лидная подготовка психолога. Эта подготовка может, однако, осуществ­ляться разнообразными способами, подчас весьма далекими от того, ка­кими они должны быть по представлениям широкой публики.

Психологи, как и представители других наук, делятся на две катего­рии: одни заняты поисками новых знаний, а другие — их приложением. Первых интересуют теоретические аспекты; они наблюдают изучаемые явления в естественной обстановке или в лаборатории, стараются интер­претировать полученные результаты и систематизировать их, с тем, чтобы создать схемы, объясняющие поведение. Именно к ним относится глав­ным образом все то, что говорилось до сих пор.

Психологи второй категории более многочисленны. Это к ним не­посредственно обращаются люди, которые с трудом приноравливаются к различным сторонам повседневной жизни, как интеллектуальным, так и эмоциональным. Некоторые из этих психологов, кроме того, призваны по­могать своими советами при организации управления различными ви­дами человеческой деятельности. В своих действиях они опираются на накопленные теоретические знания и в своей повседневной практике про­веряют обоснованность этих знаний и выявляют в них слабые места.

Психология и ее разделы

Прежде чем приступить к рассмотрению теоретической психологии и используемых в ней методов исследования, мы остановимся на той ка­тегории психологов, с которой чаще всего можно встретиться в повседнев­ной жизни, т.е. на психологах-практиках.

Прикладные области

Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональ­ных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению про­блем, возникающих в области образования или производственной дея­тельности, третьи создают программы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям или непосредственно участ­вуют в таких мероприятиях. Некоторые работают в собственных частных кабинетах, а другие — в школьных управлениях, в общественных, прави­тельственных или частных учреждениях. Кроме того, нельзя забывать о всех тех, кто преподает психологию в средних специальных учебных за­ведениях, институтах и университетах, иногда совмещая это с научно-ис­следовательской работой или с помощью обществу.

42 Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Мы вкратце опишем функции некоторых из этих профессиональ­ных психологов.

Клинический психолог

Его роль не следует путать с ролью психиатра. Клинические психо­логи работают главным образом в больницах и центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют де­ло с людьми, которые жалуются на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Пси­холог должен уяснить себе проблему путем бесед с пациентом или пси­хологического обследования, с тем, чтобы выбрать и в конечном счете при­менить наиболее подходящую терапию.

Психолог-консультант

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь людям, не нуждающимся в психотерапии; к нему в основном обращают­ся с проблемами, касающимися отношений между людьми, чаще всего суп­ружеских или семейных. В таких случаях он должен облегчить налажи­вание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем, чтобы они могли разрешить свои проблемы.

Сексолог пытается оказать помощь людям, озабоченным сексуаль­ными проблемами. В зависимости от серьезности этих проблем он может либо просто помочь клиенту осознать какие-то психологические барьеры, либо — в случае более сложных дисфункций психологического происхо­ждения — предложить соответствующее лечение.

Большую работу проводят и психологи-консультанты, участвующие в работе различных центров по предупреждению самоубийств и разного рода организаций по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Роль такого психолога состоит в том, чтобы помочь обществу осознать воз­никшие проблемы, нацелиться на них и постараться решить.

Школьный и промышленный психолог

Эти психологи-консультанты, работающие в двух разных областях, выполняют в сущности довольно сходные функции: помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствую­щую их интересам и способностям. Чаще всего их рекомендации бывают основаны на результатах собеседований или психологических тестов.

Школьному психологу иногда приходится оказывать психологиче­скую поддержку учащимся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации; психолог либо помогает учащемуся разрешить свои проблемы, либо рекомендует соответствующую психотерапию.

ГодфруаЖ. Чем занимаются психологи? 43

Что же касается промышленного психолога, то ему иногда поруча­ют организацию программ обучения, направленных на повышение произ­водительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у слу­жащих и рабочих. Он может выступать также в роли консультанта как рабочих, так и предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними.

В будущем его все чаще и чаще будут привлекать к пробуждению добросердечия у людей при распределении работы и разделении времени, связанных с реорганизацией деятельности предприятий.

С другой стороны, накопление знаний о мотивациях потребителей приводит к тому, что управляющие предприятиями по производству и тор­говле потребительскими товарами обращаются к психологам за помощью в стремлении создать оптимальные условия для продвижения товаров на рынок, для рекламы и наилучшего использования торговых площадей.

Педагогический психолог и психолог-эргономист

Если роль школьного или промышленного психолога состоит глав­ным образом в том, чтобы помочь индивидууму приспособиться к школь­ной или производственной среде, то в функции педагогического психолога и психолога-эргономиста, напротив, входит улучшение условий обучения или труда, с тем, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям учащихся или рабочих.

Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффек­тивных методов обучения: в частности, он использует при этом открытия когнитивных психологов и теоретиков, занимающихся исследованием про­цессов обучения.

В последнее время некоторые педагогические психологи стали спе­циализироваться в области «управления классом», помогая преподавате­лям выработать в себе такие психологические и социальные навыки, ко­торые позволяют создать в школе приятную и продуктивную атмосферу.

Со своей стороны психологи-эргономисты на основе накопленных зна­ний о поведении людей дают рекомендации конструкторам машин и иных устройств, с которыми будут иметь дело рабочие. В этом смысле психолог-эр­гономист должен одинаково хорошо судить о наилучшем расположении как рычагов управления ротационной машиной, так и кнопок и циферблатов на приборной доске в кабине пилота или же уметь оценивать интенсивность шу­ма и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях.

Другие разделы практической психологии

В различные области человеческой деятельности все больше и больше проникают и психологи других специальностей.

44 Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потреби­телей, создавая, если представится случай, спрос на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Юридическая психология стремится гуманизировать взаимоотноше­ния между исправительными учреждениями и заключенными или меж­ду последними и их семьями. Знания о поведении человека, которыми владеют специалисты, дают им возможность помогать судам назначать преступникам такие меры наказания, которые способствовали бы их воз­врату в общество.

Военная психология разрабатывает главным образом способы со­вершенствования методов командования или укрепления связей между разными группами. Она занимается также изучением методов, применяе­мых партизанами, и способов внедрения в войска агентов противника.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верую­щих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффек­тивных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделя­ет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и нако­пления отбросов, характерного для нашего общества потребления.

Существуют также специалисты по психологии творчества, стремя­щиеся понять опыт художника и его формирование у индивидуума. Во всех этих областях трудно отделить теоретиков от практиков; нередко од­ни и те же люди изменяют и свои взгляды на данную проблему, и исполь­зуемые методы в зависимости от получаемых результатов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общее представление о психологии как науке гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во мгу, 1988. С. 7-19

    Документ
    Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя"
  2. Настоящее издание "Введения в общую психолгию" полностью повторяет первое 1988 г (1)

    Документ
    Предложение переиздать книгу в ее первоначальном виде оказалось для меня неожиданным и вызвало некоторые сомнения: возникла мысль, что, если уж переиздавать, то в измененном, а главное - дополненном виде.
  3. Настоящее издание "Введения в общую психолгию" полностью повторяет первое 1988 г (2)

    Документ
    Предложение переиздать книгу в ее первоначальном виде оказалось для меня неожиданным и вызвало некоторые сомнения: возникла мысль, что, если уж переиздавать, то в измененном, а главное - дополненном виде.
  4. Характеристика психологии как науки: ее объект

    Документ
    Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небо­житель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных,
  5. Лекции по общей психологии М., 2000

    Лекции
    Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л.

Другие похожие документы..