Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Уинстон Черчилль родился в 1874 в семье Рэндальфа и Дженни Черчиллей. С самого рождения Уинстону было уготовлено великое будущее. Он являлся прямым п...полностью>>
'Заседание'
1/3 Фото пресс-службы Президента России Заседание президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия в российском обществе. Дмитрий...полностью>>
'Документ'
45 7 05 (заготовка и переработка стеклобоя) КУП по обеспечению топливом «Гроднооблтопливо» 8-(015 )-74 7 1 (заготовка изношенных шин) ООО НПО «Эколог...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Відповідно до листів Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України від 21.07.11 №1/9 – 556 «Щодо організації навчально – виховного процесу у 2...полностью>>

Возрастные особенности психического развития детей

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Возрастные особенности психического развития детей

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования и открывает серию информационных статей об особенностях психического развития детей. Эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития. Таким образом, обучение и воспитание, разумно организованные и специально направленные на развитие детей, обеспечивают высокие показатели в формировании умственных способностей и нравственных качеств человеческой личности.

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом. Развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. Есть целый ряд разработок периодизации развития.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Педагоги, опираясь на него, разрабатывают программы и выбирают формы и методы учебно-воспитательной деятельности.

Каждый период в развитии подрастающего человека - это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Поэтому возрастные характеристики заключаются для нас не в статических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода.

Каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения, потери. Они-то и составляют возрастные особенности, то есть то, что отличает один возраст от другого. Знание различий между возрастами позволяет лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия дли раскрытия его дарований и способностей, избирать наиболее действенные средства воздействия на него.
Особенно ярко возрастные особенности проявляются в детстве и юности.

Психологическая характеристика
возрастных периодов развития детей:

  1. Младенчество (0-1 год). Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.

  2. Раннее детство (1-3 года). Ведущей в данном периоде является предметная деятельность. Цель ее - усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Раннее детство сензитивно (благоприятно) к усвоению речи. Среди всех психических функций доминирует восприятие. Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. К трем годам у ребенка появляется и первичная самооценка

  3. Дошкольный возраст (3 года – 6(7) лет). Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Восприятие становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Это возраст, наиболее сензитивный для развития памяти. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Для этого периода характерна половая идентификация.

  4. Младший школьный возраст (6(7) – 10(11) лет). Учебная деятельность становится ведущей, доминирующей функцией - мышление. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

  5. Средний школьный возраст, подросток (10(11) – 14(15) лет). Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Активно начинают развиваться творческие способности. Появляется критичность мышления, склонность к рефлексии, формируется самоанализ. Многие подростки испытывают трудности в учебе, для многих учеба отходит на второй план. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости" - отношение подростка к себе как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

  6. Старший школьный возраст, ранняя юность (14(15) – 16(17) лет). Период юности - это период самоопределения. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть и каким быть, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Ведущий вид деятельности старшеклассника - учебно-профессиональная деятельность. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений.

На каждой возрастной ступеньке ярко проявляются свои особенности, открываются свои возможности и необходима своя педагогика. Например, дошкольники и младшие школьники поражают своим художественно-творческим талантом: выразительностью рисунков, гармонией чувства и цвета, лаконизмом и пластикой слова в стихах. Но те же дети, став подростками, часто превращаются в безликих подражателей, не чувствующих звука, цвета, слова. И только в ранней юности утраченные дарования могут вернуться.

«Каждому овощу свой сезон»,- гласит английская пословица. К каждому возрасту - свое отношение, утверждает педагогика.

Хотелось бы отметить, что дети развиваются неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические (кризисы). Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Кризис – это период активного развития новых психических функций, поведенческих моделей, разрушение старой, отжившей системы отношений и формирование новой. К разговору о возрастных кризисах мы еще вернемся. Это очень важная тема, требующая особого внимания.

Методист отдела мониторинга и

программно-методической поддержки

Козловцева О.С.

Источники:

  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство "Питер", 2000

  3. Туревская Е.И. Возрастная психология.- Тула, 2002.

  4. Объект и предмет возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии. Возрастные кризисы. /Text/t11_5.htm#22

  5. Возрастные особенности детей. /s1/376-vozrastnye-osobennosti-detejj.html



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: формирование, развитие и проявление эмоций у детей дошкольного возраста Абросимова О. В

    Документ
    Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: формирование, развитие и проявление эмоций у детей дошкольного возраста
  2. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста (1)

    Документ
    Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
  3. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста (2)

    Документ
    Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка — начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная дея­тельность.
  4. «Визитная карточка» проекта «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста»

    Краткое содержание
    Данный проект направлен на изучение качественных сдвигов в развитии, связанных с переходом ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному. В проекте рассказывается о ведущих новообразованиях в мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной
  5. Дети с нарушениями зрения тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих

    Закон
    Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изуча­ющий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого «tiphlos» — слепой и сначала занима­лась лишь психологией слепых.

Другие похожие документы..