Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг Специальность
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра прикладной информатики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг
Специальность:
080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»
Барнаул
2010
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра прикладной информатики
Учебно-методический комплекс дисциплины
М А Р К Е Т И Н Г
АННОТАЦИЯ
1.Минимальные требования к содержанию дисциплины:
роль маркетинга в экономическом развитии страны; товар в маркетинговой деятельности; комплексное исследование товарного рынка; сегментация рынка; формирование товарной политики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики; формирование спроса и стимулирование сбыта; организация деятельности маркетинговой службы
2. Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).
Учебный курс маркетинга связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, менеджмент, психология, математика, история, социология.
3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа дисциплины.
Теоретический блок: содержание лекций.
Практический блок: планы и структура семинарских занятий.
Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы для самостоятельной работы, вопросы тестов по темам для промежуточного контроля, вопросы тестов для итогового контроля, список тем курсовых работ перечень вопросов к зачету и экзамену, образец экзаменационного билета.
Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для
преподавателей,
методические рекомендации по дисциплине для студентов.
4. Список авторов элементов УМК: Лаврова Н.Г., к.э.н.,доцент
5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины/модуля/спецкурса:
- ГОС ВПО по специальности
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра прикладной информатики
Учебно-методический комплекс дисциплины
М А Р К Е Т И Н Г
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
Специальность
М а р к е т и н г
080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»
Курс обучения - 2, 3
Семестр - 4,5
Всего часов по учебному плану: 150
В том числе по формам обучения: очная – 150
лекции - 54
практика - 36
_ самостоятельная работа - 60
Формы итогового контроля знаний:
Зачет - 4 семестр
Экзамен - 5 семестр
Барнаул
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие рыночных отношений в России все более вовлекает предприятия в конкурентную борьбу, и без маркетинга достичь конкурентного преимущества сегодня практически невозможно. Руководители российских предприятий осознали: маркетинг – неотъемлемая составляющая успеха компании. Поэтому учебный предмет «Маркетинг» является одним из основных в профессиональной подготовке специалистов в области маркетинга и управления.
1.Цели и задачи дисциплины
Цели изучения студентами маркетинга:
в теоретическом плане: студенты должны понимать маркетинг как философию современного предпринимательства, как действенную систему управления предприятием и как целостную систему организации предпринимательской деятельности, направленную на реализацию целей предприятия, среди которых первейшая – удовлетворение потребностей покупателей – потребителей;
в практическом плане: студенты должны овладеть навыками практического применения полученных знаний для принятия маркетинговых решений.
Задачи студентов при изучении маркетинга:
-Познакомиться с сущностью, принципами, целями и функциями маркетинга, его основными рабочими понятиями и элементами;
-Уметь аргументировать эволюцию маркетинга от концепции совершенствования производства к маркетингу взаимоотношений;
-Знать значение маркетинговых исследований в деятельности предприятий;
-Понимать, что в центре внимания маркетинговых действий – потребитель с его нуждами, потребностями и спросом.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
Изучив «Маркетинг», студенты
должны знать:
-Сущность, цели, принципы, функции, эволюцию концепций маркетинга;
-Основные направления проведения маркетинговых исследований и методы сбора информации;
-Сущность, необходимость и критерии сегментирования рынка;
-Главные направления товарной, ценовой, сбытовой, коммуникативной политики;
-Формы организации службы маркетинга на предприятии;
должны понимать психологию потребителя;
должны владеть навыками практического применения полученных знаний для принятия маркетинговых решений.
3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины.
Виды учебной работы | Объем дисциплины в часах | Семестр | Семестр |
4 | 5 | ||
Общая трудоемкость | 150 | 66 | 84 |
Аудиторные занятия | 90 | 36 | 54 |
Лекции | 46 | 18 | 28 |
Практические занятия (семинары) | 44 | 18 | 26 |
Лабораторные работы | |||
Самостоятельная работа | 60 | 30 | 30 |
Курсовые работы/рефераты | |||
Вид итогового контроля: экзамен/зачет | зачет | экзамен |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№№ п/п |
| Количество часов | ||
Лекции | Семинары | СРС | ||
| Маркетинг как философия современного бизнеса | 6 | 4 | 5 |
| Маркетинговая информационная система и маркетинговые исследования | 6 | 4 | 5 |
| Сегментирование рынка. Позиционирование товара | 4 | 2 | 5 |
| Товар и товарная политика | 6 | 4 | 5 |
| Цена и ценовая политика | 8 | 4 | 5 |
| Сбытовая политика | 6 | 4 | 5 |
| Коммуникативная политика | 6 | 6 | 5 |
9 | Международный маркетинг | - | 4 | 5 |
10 | Управление маркетинговой деятельностью | 4 | 4 | 5 |
11 | Деловая игра «Маркетинг утюгов» | - | 4 | 7 |
12 | Деловая игра «Презентация фирм» | - | 4 | 8 |
Итого | 46 | 44 | 60 |
4.2. Содержание дисциплины
Тема 1. Маркетинг как философия современного предпринимательства
История возникновения и развития маркетинга за рубежом и в России. Роль маркетинга в экономическом развитии страны.
Сущность маркетинга. Маркетинг как концепция и образ действия. Микро- и макромаркетинг. Основные рабочие понятия маркетинга.
Цель и принципы маркетинга.
Эволюция концепций: производственная, товарная, сбытовая, маркетинговая, социально-этичная, маркетинг взаимодействия.
Отличия предприятий, работающих и неработающих на принципах маркетинга.
Функции маркетинга и их содержание.
Классификация видов маркетинга.
Комплекс маркетинга.
Тема 2. Маркетинговая информационная система и маркетинговые исследования
Среда функционирования предприятия: внутренняя и внешняя (микро- и макросреда).
Маркетинговая информационная система (МИС) и ее роль в принятии маркетинговых решений. Информационный поток. Концепция функционирования МИС: цель, задачи, ресурсы, источники информации, технологии, продукт.
Модель МИС и ее составляющие: система внешней и внутренней маркетинговой информации, маркетинговые исследования, система обработки и анализа информации.
Маркетинговые исследования: сущность, цели, задачи, основные направления и этапы.
Кабинетные исследования и основные методы работы с документами: традиционный, информативно-целевой, контент - анализ, их достоинства и недостатки.
Полевые исследования и методы сбора первичной информации.
Опрос, его виды, достоинства и недостатки.
Опрос как метод свободного исследования, его цель и виды.
Опрос как метод структурированного исследования, его цель и виды.
Анкета, ее структура, последовательность составления. Виды вопросов и требования к ним.
Наблюдение и эксперимент: их сущность, этапы, виды, достоинства и недостатки.
Экспертные методы получения и оценки информации: Дельфи-метод, метод «мозгового штурма», «адвокат дьявола», экстраполяции, синектики.
Обработка данных маркетингового исследования. Упорядочение, шкалирование, обобщение и анализ маркетинговой информации.
Тема 3. Сегментирование рынка. Позиционирование товара
Необходимость и сущность сегментирования рынка. Сегмент, рыночная ниша и рыночное окно.
Процедура сегментирования. Методы сегментирования рынка: методы группировки и многомерной классификации.
Признаки сегментирования. Критерии сегментирования рынка по потребителям: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие (товары народного потребления); экономические, технические, географические и др. (товары производственного назначения).
Требования к сегменту. Целевой сегмент. Сегментирование и виды маркетинга: недифференцированный, дифференцированный, концентрированный.
Сегментирование рынка по продукту. Функциональная карта. Сегментирование по каналам сбыта.
Позиционирование товара. Карта позиционирования.
Тема 4. Товар и товарная политика
Товар в системе маркетинга. Товарная единица. Классификация товаров.
Модели коммерческих характеристик товаров: многоуровневые модели Ф. Котлера и В. Благоева, мультиатрибутивная модель Ж.- Ж. Ламбена, модель 4Р +1S.
Жизненный цикл товара, его стадии, стратегии маркетинга, разновидности кривых.
Ассортимент и номенклатура, их сущность и характеристика. Управление ассортиментом.
Новые товары в товарной политике предприятия. Уровни новизны товаров.
Упаковка: сущность, виды, функции и роль в товарной политике. Маркировка, ее классификация и основные требования к ней.
Сервис: сущность, принципы, виды, организация и роль в конкурентоспособности товара.
Фирменный стиль, его составляющие и значение в комплексе маркетинга.
Товарный знак и его роль в формировании имиджа организации. Виды товарных знаков.
Матрицы И. Ансоффа «товар-рынок» и БКГ «роста рыночной доли».
Конкурентоспособность товара и система ее показателей: качественные, экономические и маркетинговые. Конкурентоспособность и качество. Стандартизация и сертификация и их роль в обеспечении конкурентоспособности товара и фирмы. М. Портер о конкурентоспособности фирмы.
Бенчмаркинг: сущность, направления использования, виды, эволюция, принципы. Планирование бенчмаркингового проекта. Анализ превосходства, цели и правила. Сравнительный сопоставительный анализ. Внешний сопоставительный анализ.
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Специальность
Учебно-методический комплексУчебно-методические материалы по курсу «Менеджмент» включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготовки специалиста, тематику семинаров и заданий, которые предстоит выполнить студентам в процессе изучения курса.Учебно-методический комплекс дисциплины: Краеведение Специальность
Учебно-методический комплексКраеведение: Цель курса «Краеведение» – изучить, постичь логику развития социокультурного пространства Алтайского края и Барнаула как центра Алтайского края.Учебно-методический комплекс дисциплины: Правоведение Специальность
Учебно-методический комплексВ системе гуманитарного и социально-экономического образования важное место занимает правовая подготовка. Курс «Правоведение» имеет не просто общеобразовательное значение.Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг направление подготовки бакалавров
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными планами специальности 080102 «Мировая экономика».Учебно-методический комплекс дисциплины логика специальность 030501 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплексПо специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (в области стандартизации, сертификации и управления качеством)» является дисциплиной по выбору студентов, установленный Ученым Советом вуза.