Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Прошу зарегистрировать новую редакцию Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «наименование вуза» п...полностью>>
'Документ'
начальників, заступників начальників, спеціалістів управління та відділів культури і туризму облдержадміністрації, райдержадміністрацій Одеської обла...полностью>>
'Реферат'
История политических и правовых учений: В 5 т. / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1985—1995. История политических и правовых учений: Учебник для вузов /...полностью>>
'Документ'
Хто є ми і хто є єпископи, які є в єдності і в послуху апостатові кард. Гузару? За нами є Дух правди і покаяння, за ними – дух брехні і нерозкаяності...полностью>>

Абакумов С. А. Авторская серия «На пути к гражданскому обществу» Гражданское общество и государство: противники или партнеры? Москва

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Независимая организация «Гражданское общество»

Национальный фонд «Общественное признание»

Национальный Гражданский комитет по взаимодействию

с правоохранительными, законодательными и судебными органами

Абакумов С.А.

Авторская серия

«На пути к гражданскому обществу»

Гражданское общество

и государство: противники

или партнеры?

Москва

УДК

ББК

П44

Абакумов С.А.

Авторская серия «На пути к гражданскому обществу». Книга VI. Гражданское общество и власть: противники или партнеры?

Абакумов С.А. – М.: «Галерия», 2005. – ... с.

ISBN 5-8137-0145-1

В книге «Гражданское общество и государство: противники или партнеры – анализируются последние шаги власти, и прежде всего решения Президента страны В.В. Путина по реформированию административной, а по существу всей политической системы России. Призидентские инициативы вызвали неоднозначную реакцию российского общества и его политической элиты.

В этой связи автор дает в книге свое видение вводимых административных и политических новаций, в первую очередь, нового порядка фактического назначения президентом страны глав администрации с последующим избранием их местными законодательными собраниями. Автор предлагает свою оценку введения пропорциональной выборной системы, создания Общественной палаты и других актуальных политических проблем (в частности, касающихся ведения предвыборных компаний в условиях новой законодательной системы).

В заключительной части книги читатели могут ознакомиться с материалами Всеросийских гражданских конференций и форумов, с взглядами и мнениями известных общественных государственных и политических деятелей, а также ведущих социологов, экономистов и политологов по проблемам становления гражданского общества в России.

Там же публикуются проект Федерального закона об Общественной палате Российской Федерации, приводятся основные программы и направления деятельности Независимой организации «Гражданское общество», Национального фонда «Общественное признание» и НГК по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, председателем которых является автор данной работы.

УДК

ББК

© Издатель С.А. Абакумов, 2005

© РИК «Галерия», 2005

Новая книга из авторской серии

«Гражданское общество и государство:

противники или партнеры?»

посвящается моей любимой жене и другу

Ольге Абакумовой – источнику опимизма

и веры в светлые стороны жизни.

Автор выражает глубокую благодарность за сотрудничество и предоставление для использования при подготовке данной книги выступлений, переработанных по его просьбе к этому изданию статей, другие материалов моим коллегам и друзьям, сопредседателям и членам Попечительского Совета и Президимума Независимой организации «Гражданское общество» и Национального Гражданского Комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами: Ректору Санкт-Петербурского государственного университета, Председателю Оргкомитета трех Гражданских форумов, проведенных на его базе – Вербицкой Людмиле Алексеевне, Президенту Федеральной натариальной палаты – Клячину Евгению Николаевичу, Председателю директоров компании ОАО «Континенталь-менеджмент», вице-президенту РСПП – Макарову Николаю Борисовичу, Министру внутренних дел РФ – Нургалиеву Рашиду Гумаровичу, первому заместителю директора Института системного анализа счетной палаты РФ – Подберезкину Алексею Ивановичу, Председателю Комитета по связям с общественными объединениями и региональными организациями Государственной думы РФ – Попову Сергею Александровичу, Главе администрации Новгородской области – Прусаку Михаилу Михайловичу, Первому заместителю председателя Государственной думы РФ – Слиска Любови Константиновне, Председателю Российского фонда мира – Слуцкому Леониду Эдуардовичу.

Абакумов С.А.

Председатель Национального гражданского комитета

по взаимодействию с правоохранительными,

законодательными и судебными органами,

Независимой организации «Гражданское общество»

и Национального фонда «Общественное признание»

АБАКУМОВ Сергей Александрович – председатель правления общероссийских общественных и некоммерческих организаций – Национального фонда «Общественное признание», Независимой организации «Гражданское общество» и Национального Гражданского Комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, заместитель Президента РСПП.

Родился 14 сентября 1954 г. в г. Холмогоры Архангельской обл. В 1972 г. закончил 29 спецшколу г.Москвы. 1972–1981 гг. – студент, аспирант, освобожденный заместитель секретаря, секретарь Комитета ВЛКСМ МГИМО МИД СССР. 1981–1988 гг. – Первый вице-президент Бюро Международного молодежного туризма г.Москвы. 1988–1992 – генеральный представитель в СССР финского А/О «Юставююс маткат» (международный туризм, строительство гостиничных комплексов). В этот же период вице–президент первых совместных фин-ско-советских и советско-финских предприятий на базе гостиничных комплексов в Москве, Ленинграде, Киеве, Петрозаводске и т.д.

С 1992 г. по настоящее время Президент АО «Абас Интернэшнл ЛТД» (трастово-консалтинговая деятельность), Председатель Совета директоров ОАО АКБ «Газинвестбанк», Председатель Наблюдательного Совета строительного холдинга ЗАО «Жилищный капитал».

В 1996 г. Абакумов С.А. стал соучредителем Московского Английского Клуба, занимающегося возрождением культурно-исторических традиций российского общества, в 1997 г. стал инициатором и учредителем Независимой организации «Гражданское общество» и Национального фонда «Общественное признание», основными задачами которых является содействие становлению и развитию гражданского общества в России, возрождение духовных стимулов и ценностей, поддержка подвижнической деятельности граждан во всех профессиях и сферах жизни, учреждение и формирование института Кавалеров Золотого Почетного знака «Общественное признание» (1997г.), Почетных Гражданских орденов – Золотой Крест «За служение обществу» и Серебряный Крест I и II степени «За достойное выполнение воинского и гражданского долга» (2003г.).

Абакумов С.А. является инициатором и организатором проведения постоянно действующих Гражданских благотворительных акций «Мужество и милосердие» в поддержку военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, в том числе, участников боевых действий и контртеррористических операций на Северном Кавказе и других «горячих точках». Принимал непосредственное активное участие в подготовке Первого Российского Гражданского Форума в 2001 г. и Российского Форума в Нижнем Новгороде в 2003 г, являлся членом его Оргкомитета, координатором проблемных дискуссий и «круглых столов» по вопросам взаимодействия гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности, , а также по внешнеполитическим вопросам, участвовал в работе Гражданских Форумов, проводимых Санкт-Петербургским государственным университетом, входил в состав Оргкомитета III-го научно-общественного Форума «Гражданское общество и реформа местного самоуправления в России» (2003г.). В ходе Первого Гражданского форума выступил инициатором создания общероссийской общественной организации «Национальный Гражданский Комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами», на учредительном собрании которого, был избран его Председателем. Председатель Президиума, созданного также по итогам Гражданского Форума 2001г. Национального Гражданского Совета по международным делам.

В ходе подготовки Российского Форума 2003г. Абакумов С.А. выступил с инициативой заключения «Общественного Договора о взаимодействии по обеспечению национальной безопасности России», в итоге подписанным лидерами авторитетных общественных и гражданских объединений, СМИ и правозащитных организаций, известными политиками, юристами и учеными, а также представителями руководства правоохранительных органов и спецслужб, законодательной и судебной ветвей власти.

Заместитель Председателя Правления Российского Фонда мира, Сопредседатель Европейского Форума неправительственных организаций «Перспективы сотрудничества России и ЕС в Балтийском регионе». С 1999 г. – главный редактор общественно-аналитического журнала «Признание», освещающем процессы становления гражданского общества в России. Член Союза журналистов РФ. Является автором более 50 статей, аналитических исследований, опубликованных в федеральных и региональных СМИ, автором и составителем нескольких сборников материалов «На пути к гражданскому обществу» (1999г., 2000г., 2002г.), 3-х книг (последняя в соавторстве с А.И.Подберезкиным «Гражданское общество и будущее российского государства» (2004г). Профессор, действительный член Академии безопасности, обороны и правопорядка.

Предисловие

Уважаемые читатели!

Те из Вас, кто имеет возможность, а главное желание интересоваться процессами политического и социально-экономического развития России, становлением зарождающегося гражданского общества в стране, его противоречивыми взаимоотношениями и начавшимся диалогом со всеми ветвями власти, наверняка согласятся со мной, что 2004 год стал годом серьезнейших испытаний, как для российских граждан, так и для всей государственной машины в целом.

После серии страшных террористических актов, унесших тысячи жизней ни в чем не повинных россиян, среди которых женщины, старики и дети, закончившейся беспрецедентной кровавой трагедией в Беслане, наше общество с трудом выходит из состояния шока, переживая общие горе и боль за погибших детишек, их родных, близких и учителей, а также спасателей и сотрудников спецслужб, прикрывавших своими телами заложников.

Постепенно представители всех ветвей власти и гражданских институтов переходят к тщательному анализу причин случившегося, размышлениям, что же необходимо сделать и какие существуют политические, административные, общественные механизмы и пути по сплочению всей нации перед возможными новыми атаками террористов, чьи действия координируются и финансируются прежде всего международными террористическими центрами, их вольными или невольными покровителями и пособниками.

Серьезным поводом для переосмысления всей политической жизни страны стали последовавшие, практически незамедлительно Заявление и Обращение Президента России Владимира Путина к нации, а также его выступление на расширенном заседании Правительства РФ с участием глав субъектов Федерации. Из них были вычленены основные темы широких общественных дискуссий, завязавшихся среди известных политологов и экспертов, лидеров политических партий, общественных организаций и гражданских союзов. Главные их таких тем – проблемы обеспечения национальной безопасности в связи с войной, фактически объявленной России международным терроризмом, усиления координации и эффективности действий всех правоохранительных органов и спецслужб по предотвращению новых терактов на территории страны, их более тесного взаимодействия со всеми гражданами, их объединениями и союзами, а также, несомненно, предложения (и решения) президента РФ В.В.Путина по фактическому назначению им губернаторов с последующим одобрением внесенной президентом кандидатуры на голосованиях в законодательных собраниях регионов, что как бы завершает выстраивание вертикали исполнительной власти. (По-моему, в этом случае напрашивается возврат к прежней системе прямых региональных выборов в Верхнюю Палату парламента. Эта система способна серьезно усилить влияние и полномочия Совета Федерации и сохранить необходимый баланс между исполнительной и законодательной властями).

Второе решение президента – с внесением им соответствующего законопроекта в Государственную думу – касается введения пропорциональной системы выборов (давным давно, на мой взгляд, назревшего в связи с полной профанацией и дискредитацией выборов по одномандатным округам, где при внешней демократичности, наличии несметного числа претендентов и «независимых» кандидатов, практически все, за редчайшими исключениями, решает мощный административный и финансовый ресурс Кремля или, в противовес ему, менее сильный, но более коррупированный ресурс местных региональных элит).

И, наконец, третье предложение – о формировании Общественной палаты с функцией гражданского контроля и правом проведения общественных экспертиз в отношении принятия и исполнения важнейших программ, доктрин и решений, а также законопроектов, имеющих огромное значение для большинства наших сограждан.

Я априори за образование подобной структуры, тем более что ее создание (правда, в разных вариантах: Общественного или Гражданского совета, Гражданской или Общественной палаты, но с теми же функциями) является одним из главных пунктов в таком документе как «Основные задачи и направления деятельности Независимой организации «Гражданское общество», Национального фонда «Общественное признание» и Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами» еще с 1997 года. Самое главное, чтобы это давно востребованное, авторитетное общенациональное общественное объединение, по мере возможности не зависело ни от какой ветви власти, политической партии (будь то партия при власти – «Единая Россия» и иже с ней – или сборная солянка из парламентских оппозиционных партий и партий-неудачниц, типа «Яблока» и СПС, не получивших поддержки своих избирателей). В первом случае Общественная палата мгновенно превратится в «оплот лояльности» кремлевской Администрации, во втором – в «помойную яму деструктивизма», инструмент огульных, по поводу и без повода, обвинений в адрес «правящего режима». В обоих случаях вместо выработки новых программ и партийных платформ, отвечающих истинным интересам многочисленных общественных организаций, отдельных граждан, их объединений и союзов, поиска их поддержки, привлечения из их рядов наиболее активных и авторитетных лидеров, палата будет использоваться для пропихивания и пропаганды клановых и кастовых деклараций и заявлений. Полагаю, что ни один их этих вариантов не может устраивать саму администрацию Президента, пытающуюся установить новые правила предвыборной борьбы и ввести жесткую конкуренцию даже для самых лояльных ей партий в поисках сильного и дееспособного партнера.

Все эти широко освещенные в электронных и печатных СМИ инициативы Владимира Путина вызвали неоднозначную реакцию в политических и общественных кругах. Кстати, к бурной дискуссии сразу подключились наши «непримиримые правозащитники», таки не сделавшие ни одного заявления и неизвестно куда пропавшие во время и после Бесланской трагедии. Видимо, права расстреливаемых на глазах у всего мира детей, их родителей и учителей для них «ничто» по сравнению с правами террористов и наемных бандитов на проведение «антиоккупационных» «повстанческих» операций.

Представители общественного, невластного крыла наших неправительственных организаций (от лица всей власти вполне однозначно, достаточно эмоционально и резко высказался Президент России) буквально на следующий день после трагических событий в северо-осетинском городке Беслане опубликовали на своих сайтах Заявление от имени своих Правления и Президиума, напечатанное впоследствии в центральных и региональных СМИ, где содержатся ссылки на Общественный договор о взаимодействии по обеспечении национальной безопасности и другие документы наших организаций.

После выхода в свет нашей совместной с Алексеем Подберезкиным (моим другом со студенческой скамьи и коллегой по комсомольской работе в нашей альма-матер – МГИМО(у) МИД СССР, д.и.н., профессором, известным ученым и общественным деятелем) серьезной и объемной научной работы, точнее, научно-политического исследования под названием «Гражданское общество и будущее российского государства: в поисках эффективного алгоритма развития», а также опубликования автором ряда статей в центральных российских газетах и журналах, поступило большое количество писем и откликов самых разных людей: от профессиональных социологов и аналитиков до учителей школ, отечественных предпринимателей, гражданских активистов из всех регионов страны. Это заставило меня вновь взяться за перо и постараться ответить на заданные мне в письмах и электронных посланиях вопросы, критические, а порой и гневные высказывания людей, не разделяющих моих взглядов по многим проблемам современного политического развития страны/ Мои оппоненты, прежде всего, ставят два самых популярных вопроса: существует ли гражданское общество в России, а если да, то противники или партнеры власть и гражданское общество?

С учетом того, что озиция автора по проблемам становления гражданского общества прежде всего основывается на многолетней общественной деятельности (в качестве Председателя Правления Независимой организации «Гражданское общество», Национального фонда «Общественное признание» и НГК по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами), опубликованные в третьей главе документы, в разработке и реализации которых автор принимал непосредственное участие, могут представлять практический интерес для представителей многочисленных общественных организаций и гражданских союзов.

Там же напечатаны без сокращений Резолюция III Российского научно-общественного Форума «Гражданское общество и реформа местного самоуправления в России», который регулярно проводится Санкт-Петербургским государственным университетом под руководством его ректора, члена Президиума Независимой организации «Гражданское общество» Людмилы Вербицкой, а также «Социальная хартия российского бизнеса», принятая Российским союзом промышленников и предпринимателей.

С 1999 года по 2002 год автору удалось издать три сборника материалов «На пути к гражданскому обществу», объединивших его выступления и ранее опубликованныестатьи, а также выступления руководителей всех ветвей власти, известных политиков и государственных деятелей с одной стороны, и моих коллег – общественных деятелей лидеров гражданских союзов и неправительственных организаций, известных ученых и представителей культуры по наиболее актуальным проблемам становления гражданского общества и диалога его институтов со всеми ветвями власти на федеральном и региональном уровнях.

В заключительной части данной работы автор предлагает читателям познакомиться со взглядами известных государственных, общественных и политических деятелей, представителей интеллектуальной и деловой элиты, подавляющее большинство которых являются сопредседателями и членами Президиума Независимой организации «Гражданское общество», по проблемам становления гражданского общества в России, роли институтов и степени их влияния на государственную власть и принимаемые ею решения.

ГЛАВА I

Гражданское общество,

политические партии и государство:

поиск путей взаимодействия и развития

в современных условиях.

Затевая разрушение планового хозяйства и переход к рыночной экономики путем шоковой терапии, реформаторы не подозревали, насколько болезненными будут последствия этой экономической революции в условиях глобализации.

Ринувшись в омут рынка, предварительно «не измерив глубины водоема», без оглядки на возможные последствия эксперимента над страной, мы нанесли ей экономический урон больший, чем наши противники в Великой Отечественной войне.

Как следствие, после 12-летнего рыночного эксперимента по уровню промышленного производства мы все еще не можем сравняться с 1989 годом. На обломках исторической России осталось государство, выбирающееся с тяжелейшими усилиями из сложнейшего кризиса политической системы, экономики, самой государственности. Российская Федерация не только выпала из числа великих держав, но еще только планирует догнать по уровню экономического развития не самые крупные и не самые передовые государства Европы.

Между тем мир стремительно меняется. Передовые государства – лидеры глобализации вступили в информационную стадию развития, когда все основные характеристики государства и экономики меняются радикально и качественно. Они стремительно развиваются, уходя вперед и увеличивая разрыв со всем остальным миром последовательно, не стесняясь в средствах и не снижая темпов, делая барьер практически непреодолимым для стран-аутсайдеров, по крайней мере, в обозримом будущем.

На горизонте появляются если не новые великие супердержавы, то, как минимум, очень крупные и быстроразвивающиеся в экономическом и технологическом плане государства, в том числе Китай, Индия, Бразилия, которые уже обогнали все постсоветские страны не только по объему ВВП, но и по темпам развития, качеству и структуре экономики.

Все эти процессы происходят в ситуации, когда наша власть (с практически необратимым опозданием) пытается определить новые правила своих отношений с представителями крупного бизнеса, «поставить на место» особо, по ее мнению, «зарвавшихся», а в прошлом практически всемогущих, «олигархов» (большинство из которых молниеносно, в сравнении с мировой практикой, сделали свои огромные состояния причем в строгом в соответствии с правилами и законами, установленными предшественниками нынешних власть предержащих), в ситуации, когда представители малого и среднего бизнеса в большинстве своем не знают, как будут реализовываться и чем обернутся для них благие намерения авторов экономических и других реформ. На фоне тревожных экономических и социальных ожиданий высшие правительственные чиновники и связанные с ними влиятельные представители политической и экономической элиты рапортуют президенту страны и одновременно заверяют с телеэкранов сограждан о неуклонном росте общественного благосостояния, доходов, зарплат, пенсий и пособий, высоких темпах промышленного производства, громадных золотовалютных запасах и заметном (по сравнению с 5–10 летней давностью) ростом российской экономики. Радужные отчеты и прогнозы официальной статистики вряд ли способны внушить оптимизм и уверенность большинству здравомыслящих россиян, так как ловко скомпонованные цифры, озвучиваемые высшими правительственными чиновниками, основаны прежде всего на сегодняшней суперблагоприятной для страны внешней конъюнктуре, связанной с небывалым ростом цен на сырье – нефть, газ и сопутствующие компоненты (что, впрочем не мешает нашим нефтедобытчикам, производителям топлива и торговцам бензином, непомерно задирая цены, продолжать опустошать карманы автовладельцев России – страны с огромными запасами и объемами экспорта той же самой нефти).

Общество не могут не волновать перспективы развития нашего государства, пути и механизмы разрешения накопившихся после распада великой державы экономических, социальных и межнациональных проблем. Какими будут ответы всех ветвей власти на новые глобальные вызовы и угрозы? Мы ждем уточнения и скорейшего определения руководством страны главных национальных приоритетов во внутренней и внешней политике российского государства, в котором через 10–30 лет будут жить наши дети и внуки.

В данном научном исследовании делается попытка подробно исследовать вышеуказанные вопросы и проблемы, а также предложить возможный сценарий развития событий и варианты выхода из сложившейся ситуации.

У этого труда была еще одна задача: определить самые общие теоретические и методологические аспекты научного понимания глобализации, которые могли бы стать мировоззренческой основой для осознания происходящих процессов в политике, экономике и общественной жизни России, а, кроме того, исследовать роль и место различных гражданских институтов в современных условиях. Результаты такого анализа способны задатьпредпосылки для более точного прогнозирования ситуаций, создания алгоритма выхода из нее и построения модели развития российского общества и государства, которая позволила бы России занять достойное место в мире в условиях стремительно развивающейся глобализации.

Строго документальный характер уже опубликованных исследований, выводы опирающиеся на привлечение многообразных фактических данных и глубокий анализ реального положения гражданского общества в России и тенденций его развития, большой и нетенденциозно подобранный статистический материал, судя по многочисленным рецензиям, откликам и письмам читателей, оказались достаточно весомы, чтобы внушить доверие к этим трудам.

Глобализация – это связанная в единую сеть мировая экономика, управляемая мощным потоком информации, идей, человеческих ресурсов, культурных ценностей, капитала, товаров и услуг.

Но этот «обмен», а точнее поставка сырья, капитала, рабочей силы и даже интеллекта в высокоразвитые страны и возвращение материализованной информации в страны поставщики, обрекает последние на растущее отставание, принуждая их принимать «правила игры», исключающие для них возможность реализовать материальный и интеллектуальный потенциал в собственной стране.

Даже такие сильные государства, как Россия, достигшие к концу ХХ века высокого уровня производства, не могут выдержать давно начатых «информационных войн», и здесь не поможет былое могущество, как экономическое, так и военное.

Например, в данной работе показывается, как паритет между СССР и США в военной области (наиболее полно отражающий экономические возможности стран) может растаять в ближайшие 10–15 лет только потому, что, не имея былых возможносей по созданию новых информационных и наукоемких технологий, современной военной техники и вооружений, Россия будет довольствоваться «продлением ресурса» былого могущества.

Действительно, если, например, в 1991 году ВМФ России имел 287 подводных лодок, включая 95 многоцелевых атомных, то в 2005 году их останется только 45 (из них атомных – 20), если в том же 1991 году флот имел 575 боевых надводных кораблей, то к концу 2004 года остался 121 боевой корабль.

Такие же «потери» можно привести по другим видам Вооруженных сил России, но и приведенные цифры наглядно демонстрируют, насколько велик ущерб, нанесенный нашим позициям в области оборонной техники.

Правда, располагаемый военный потенциал России и сегодня выглядит относительно сопоставимым с военной мощью США. Но на деле ни о каком равенстве военных возможностей или даже их сопоставимость говорить не приходится.

Да, Россия сегодня имеет в сухопутных силах 499 тыс. человек, США – 471 тыс. человек.

Россия сегодня имеет 756 межконтинентальных баллистических ракет против 534 МБР такого же класса в США.

Россия имеет двойное преимущество в танках (16000 против 8300 в США).

Но это сегодняшнее, если не вчерашнее преимущество. Стратегические наступательные вооружения России стремительно сокращаются как из-за физического и морального устаревания, так и по причине отсутствия необходимых финансовых и производственных ресурсов для их пополнения и поддержания в необходимой боеготовности.

Сегодняшние попытки поддержки арсеналов вооружения путем ремонта и продления сроков их службы паллиативны, и уже через 10–15 лет Россия из категории ядерной сверхдержавы может перейти в разряд одного из государств, просто обладающих определенным количеством ядерного оружия.

Главное, что уже сегодня военный бюджет США составляет 380 миллиардов долларов, а России – 411,4 миллиардов рублей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Абакумов С. А. Авторская серия «На пути к гражданскому обществу» Гражданского общество в России. (от древней Руси до наших дней) Москва

    Книга
    В своей новой книге из серии «На пути к гражданскому обществу» автор обращается к анализу истоков и исторических предпосылок возникновения различных форм и прообразов гражданского общества в нашей стране начиная с древней Руси.
  2. Роль гражданского общества в обеспечении этнополитической безопасности россии

    Автореферат диссертации
    В современной российской политической теории и практике вопросы соотношения тенденций демократизации общества с развитием этнополитических процессов, взаимоотношениями этносов и государства, а также со становлением институтов и процессов
  3. Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История».

    Программа курса
    Курс «Система взаимодействия власти и общества» относится к циклу специальных дисциплин (СДМ.01 - Дисциплины специализации) и адресован магистрантам II курса дневного отделения факультета архивного дела Историко-архивного института
  4. Гражданское общество современной россии в условиях медиатизации политики

    Диссертация
    Защита состоится 29 декабря 2010 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.241.01 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу: 41 3 г.
  5. Малахов антон александрович

    Автореферат
    Защита состоится 7 апреля 2009 г. в 15 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.155.14 при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г.

Другие похожие документы..