Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
г. Казани с 2009 г. Учредителями конкурса являются: Министерство культуры Республики Татарстан, Центр инновационных технологий в сфере художественного...полностью>>
'Реферат'
Найчастіше реферат готують за результатами опрацюваня літературних джерел з проблеми дослідження. В даному разі він містить стильний виклад змісту од...полностью>>
'Публичный отчет'
10 апреля 2008 года на кафедре философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук МГМСУ состоялось заседание рабочей группы по экспертным системам в ...полностью>>
'Документ'
1. Гребенькова Людмила Александровна – заместитель Губернатора Курской области - председатель комитета государственной, муниципальной службы и общест...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов дневной формы обучения факультета государственного и муниципального управления

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Волго-Вятская академия государственной службы

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Кафедра философии

Ивашевский Л.И., Пернацкий В.И.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов дневной формы обучения

факультета государственного и муниципального управления

Нижний Новгород

2006

Составители:

доктор философских наук,

профессор Л.И.ИВАШЕВСКИЙ (ответственный редактор);

доктор философских наук,

профессор Пернацкий В.И.

Сборник методических материалов (тематический план учебного курса, учебная программа, планы семинарских занятий, рекомендованная литература, тематика контрольных работ, вопросы к экзамену) по изучению дисциплины «Концепции современного естествознания» для студентов дневной формы обучения (специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Маркетинг» и др).

СОДЕРЖАНИЕ стр.

I. Пояснительная записка …………………………………. 3

II. Тематический план учебного курса…………………….. 5

III. Учебная программа курса……………………………….. 6

IV. Планы семинаров и дополнительная литература,

рекомендуемая для подготовки…………………………… 11

V. Тематика контрольных работ…………………………… 16

VI. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)….. 18

VII. Литература по курсу …………………………………… 21

I. Пояснительная записка

Курс предназначен для студентов всех специальностей очного и заочного отделений ВВАГС, а также слушателей заочного факультета ускоренного обучения. Роль и место данной дисциплины в профессиональной образовательной программе определяется необходимостью познакомить специалистов-гуманитариев, прежде всего тех, кто работает в органах государственного и муниципального управления, с теоретическими достижениями современных естественных наук и с возможностями их технического использования.

Программа курса соответствует требованиям Государственных стандартов профессионального образования и ориентирована на выявление гуманитарного и культурного потенциала достижений современного естествознания. Специфичным для данного курса является освоение студентами не только материала по конкретным открытиям и достижениям естествознания, но также и философское, мировоззренческое осмысление достижений науки и их влияние на человека, на общество в целом.

Данный учебный курс в зависимости от программ различного уровня планируется на очном отделении в двух вариантах: 54 час. (лекций - 30 час., семинары - 24 час.) и 32 час, (лекций - 16 час., семинары - 16 час.). На заочном отделении - 16 ч. (лекций - 12 ч., семинаров - 4 ч.). На факультете ускоренного обучения - 10 ч. (лекций - 8 ч., семинаров - 2ч.).

В связи с тем, что количество часов аудиторных занятий, особенно на заочном отделении и факультете ускоренного обучения, ограниченно, ряд тем предлагается изучить самостоятельно. На лекциях и семинарах основное внимание уделяется наиболее сложным вопросам или недостаточно полно освещенным в учебной литературе. По ряду тем даются методические рекомендации, и предлагается соответствующая монографическая и учебно-методическая литература.

Цели данного учебного курса состоят в том, чтобы выработать у студентов целостное представление о строении мира, закономерностях его развития; расширить и систематизировать знания в области естественных и технических наук; понять их роль и место в жизни современного общества; выработать общий научный подход к познанию природы; заложить основы естественнонаучной культуры, необходимые для эффективной и целенаправленной управленческой деятельности.

Курс "Концепции современного естествознания" тесно связан с курсами «Философия», «Культурология», «Социология», «Основы социального прогнозирования» и ряда дисциплин экономического цикла.

Основные требования, предъявляемые к студентам, завершивших обучение по программе:

1) иметь представление о предмете и структуре современного естествознания, о трудностях и противоречиях его развития;

2) знать основные закономерности развития естествознания и научной картины мира, особенно современной научной картины мира;

3) иметь представление об основных современных естественнонаучных концепциях, прежде всего в фундаментальных областях знания (физике, химии, биологии, антропологии, кибернетике, синергетике);

4) уметь анализировать и ориентироваться в тех сложных процессах, которые происходят в современной науке и технологии и неоднозначно влияют на жизнь общества;

5) выработать навыки объективно оценивать достижения научно-технического прогресса и учитывать их в своей будущей профессиональной, прежде всего - управленческой деятельности.

Текущий контроль осуществляется в виде опроса студентов на семинарских занятиях, заслушивания и обсуждения докладов по наиболее важным темам, написания контрольных работ, компьютерного тестирования по базовым понятиям и принципам. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена или зачета.

II. Тематический план учебного курса

Форма занятия

Тема

54 часа

32 часа

1

Лекция

Наука и естествознание. Естественнонаучное и гуманитарное знание

2

2

2

Лекция

Структура, методы и закономерности науки и естественнонаучного познания

2

-

3

Семинар 1

Предмет и генезис науки. Естественнонаучное познание: сущность, структура, методы и закономерности

4

2

4

Лекция

Исторические этапы развития естествознания.

Натурфилософский этап. Естествознание в средние века.

2

-

5

Лекция

Естествознание эпохи Возрождения и Нового времени. Становление классического естествознания.

2

-

6

Лекция

Кризис классического естествознания. Научные революции XIX и XX веков

2

2

7

Семинар 2

Основные исторические этапы развития

Естествознания

4

2

8

Лекция

Концепции современной физики

6

4

9

Лекция

Технологическое использование достижений

современной физики

2

-

10

Семинар 3

Современная физика: идеи, концепции, пути использования достижений»

4

4

11

Лекция

Концепции современной химии

2

2

12

Лекция

Концепции современной биологии

4

4

14

Семинар 4

Современная биология: идеи, концепции,

пути использования достижений

4

4

15

Лекция

Современное естествознание о человеке, его физиологии и морфологии

4

-

16

Семинар 5

Человек в свете концепций современного естествознания

4

-

17

Лекция

Основные принципы кибернетики и синергетики

2

2

18

Семинар 6

Кибернетика, синергетика, их роль и место

в современной науке

4

4

Итого учебных часов:

54

32

Из них: лекций

30

16

Семинары

24

16

III. Учебная программа курса

Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ. ЕЁ СТРУКТУРА И

ФУНКЦИИ. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И НАУКА.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ.


Понятие и сущность науки, её определения. Генезис науки, структура и функции. Наука и материальное производство, их взаимоотношение. Понятие естествознания. Проблема взаимоотношения естественнонаучного и гуманитарного знания. Трудности и противоречия в развитии науки. Естествознание и наука. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Сциентизм и антисциентизм, особенности их проявления в современном обществе. Понятие естественнонаучной картины мира. Естественнонаучная культура и управленческая деятельность.

Тема 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЕГО УРОВНИ И

МЕТОДЫ.

Специфика научного знания, основные отличительные признаки. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровень. Модели строения научного знания. Критерии и нормы научности. Принцип верификации, фальсификации и рациональности. Основания науки: идеалы и нормы, научная картина мира, философские основания науки. Методы научного познания. Классификация методов. Ограниченность научного метода. Естественнонаучное познание и методология. Математика как наука, её специфика. Использование математических методов в естествознании.


Тема 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

НАТУРФИЛОСОФИЯ И ЕЁ МЕСТО В ИСТОРИИ ЕСТЕСТВО-

ЗНАНИЯ. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА.

История науки, сложность и противоречивость её развития. Принципы периодизации истории науки, основные подходы, их особенности.

Роль Древней Греции в становлении естествознания и науки. Особенности развития античной культуры. Учение о природе представителей Милетской школы. Материалистические воззрения Гераклита, атомизм Демокрита. Аристотель как основоположник естествознания.

Изменение характера науки в римский период. Распад Римской империи, усиление роли религии, упадок науки и философии.

Средневековая европейская культура как синтез античной культуры, варварства и христианства. Схоластика. Фома Аквинский и его отношение к науке. Расцвет арабской культуры в Х-ХI в.в. Развитие астрономии, механики, математики, алхимии и других форм знания в средние века.

Тема 4. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО

ВРЕМЕНИ. ПЕРВЫЕ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.


Разрушение феодальных отношений и зарождение капиталистических. Становление науки эпохи Возрождения, её антисхоластический характер. Механистический материализм и пантеизм. Формирование естественнонаучного стиля мышления (Н.Кузанский, Леонардо да Винчи, Н.Коперник и др.). Сущность коперниканской революции. Законы Кеплера, его роль в развитии астрономии. Учение Дж. Бруно о бесконечности Вселенной. Создание Г. Галилеем экспериментального и математического естествознания. Формирование основ классической физики.

Эмпиризм и рационализм в философии и науке (Ф.Бэкон и Р.Декарт). И.Ньютон и вторая научная революция, создание классической механики. Г.Лейбниц и его вклад в науку. Космологические идеи И.Канта и П.Лапласа. Лапласовский детерминизм.

Развитие естествознания в России 18-19 вв. Учение М.Ломоносова о природе. Роль российских и советских ученых в развитии естествознания 20 в.


Тема 5. СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ.

Развитие капитализма и промышленная революция. Достижения физики и химии. Идея развития в биологии и геологии. Эволюционизм Ж.Ламарка. Теория катастроф Ж.Кювье. Униформизм Ч.Лайеля. Актуалистический метод в естествознании. Открытия в естествознании середины 19 в. Великие открытия: клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория. «Героический период» в развитии науки.

Кризис естествознания и изменение научной картины мира. Новые открытия конца 19 и рубежа 20 вв. (открытие электрона, радиоактивности, планетарная модель атома, квантовая механика, специальная теория относительности и др.). Методологический кризис науки.


Тема 6. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 20 в. НОВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮ-

ЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННО-

НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА.

Основные научные революции. Окончательно крушение принципов классической картины мира. Закономерности развития современного естествознания. Формирование современной картины мира. Основные особенности и тенденции развития представлений о развитии природы: глобальный эволюционизм, системность, самоорганизация, историчность и незавершенность научной картины мира.


Тема 7. ФИЗИКА О СТРУКТУРНОМ СТРОЕНИИ МАТЕРИИ.


Картина мира в классической физике. Атомистическая теория, принцип относительности и преобразования Г.Галилея. Представления о пространстве-времени в классической физике. Открытие электромагнитного поля, уравнения Дж. Максвелла, гипотеза светоносного эфира.

Революция в физике. Соотношение классической и современной физики. Развитие представлений о строении атома (Дж. Томсон, Э.Резерфорд, Н.Бор и др.). Возникновение квантовых представлений. Уравнение М.Планка. Явление корпускулярно-волнового дуализма и принцип дополнительности Н.Бора. Уравнение Л.де Бройля. Квантовая механика. Принцип неопределенности. Соотношение неопределенностей В.Гейзенберга.

Мир элементарных частиц, их классификация. Проблема структуры элементарных частиц и понятие виртуальных частиц. Гипотеза кварков. Симметрия и законы сохранения.

Основные пути технологического использования достижений современной физики (лазерные технологии, физические основы компьютерной техники, ядерная и термоядерная техника).


Тема 8. УЧЕНИЕ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ. ПРИНЦИП ОТНОСИ-

ТЕЛЬНОСТИ.


Представления о пространстве и времени к началу 20 века. Опыт А.Майкельсона-Э.Морли. Геометрии Лобачевского и Римана. Преобразования Х.Лоренца. Специальная теория относительности (СТО) А.Эйнштейна. Принцип относительности. Общая теория относительности (ОТО). Представления о пространстве-времени в СТО и ОТО.




Тема 9. РЕВОЛЮЦИЯ В АСТРОНОМИИ. СТРУКТУРА ВСЕЛЕННОЙ,

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ.


Вселенная как объект научного исследования. Структура Вселенной. Космические объекты. Представление о галактике. Основные модели Вселенной, её будущее. Эволюция Вселенной. Понятие «Большого взрыва». Антропный принцип. Революции в астрономии. Освоение космоса.

Тема 10. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ХИМИИ.

Основные этапы развития химических знаний. Изучение химических свойств и состава вещества. Закон постоянства состава вещества. Закон кратных отношений. Закон сохранения массы веществ в химических реакциях.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, её влияние на развитие химии и всего естествознания. Квантово-механическое объяснение периодической системы Д.И.Менделеева.

Фундаментальные законы в химии. Атомно-молекулярное учение. Термодинамика и химические процессы. Строение и взаимодействие химических веществ. Эволюционная химия.

Современная химия и промышленное производство. Химия и биология. Химия и медицина. Химия и экология.

Тема 11. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ В БИОЛОГИИ.

Структурные уровни организации живого. Эволюция определений жизни

в естествознании. Современные представления о признаках живого.

Формирование генетических представлений. Принцип единства фенотипа и генотипа. Белки как основа фенотипа. Опыты Г.Менделя. Хромосомная теория наследственности. Принцип матричного копирования генетической информации. ДНК как основной носитель генетической информации. Стадии воспроизводства клетки и живого организма, роль ДНК и РНК в этом процессе. Расшифровка генетического кода. Биосинтез белка

Принцип естественного отбора Ч.Дарвина и эволюция живых организмов. Современная эволюционная теории. Онтогенез и филогенез. Мутации и изменчивость организмов. Понятие мутагенов и их типы.
Современная биология о возникновении жизни. Современная революция в биологии. Основные пути практического использования достижений современной биологии (генная инженерия, технология клонирования и др.).

Тема 12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНА-

НИИ.


Единство живой и неживой материи. Происхождение человека. Человек и его животные предки. Закономерности процесса формирования человека. Единство антропогенеза и социогенеза. Наследственность человека и его здоровье. Проблема зарождения сознания. Проблема «искусственного разума».

Нервная система человека и высшая нервная деятельность. Современная биология о функционировании мозга человека. Природа и роль сна. Мозг и физиологические процессы в организме человека. Сознание и бессознательное. Физиологические механизмы мышления. Творчество и эмоции.

Иммунная система, экология и здоровье человека. Основные положения современной иммунологии человека. Учение о биосфере и ноосфере. Цикличность эволюции. Космические циклы и человек. Молекулярная биология и человек. Социально-этические проблемы генной инженерии человека.

Тема 13. КИБЕРНЕТИКА И СИНЕРГЕТИКА, ИХ РОЛЬ И МЕСТО В

СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Кибернетика как наука, её предмет и место в системе наук. Общая схема системы управления. Понятие сложности системы. Принцип обратной связи. Целесообразность как характеристика системы. Метод "черного ящика" в кибернетике. Проблема "искусственного разума" в кибернетике. Кибернетика и современная кибернетическая техника. Использование достижений кибернетики в управлении общественными процессами.

Концепция самоорганизации в истории науки. Зарождение синергетики как науки. Её предмет и роль в системе наук. Самоорганизация в диссипативных структурах. Точки бифуркации. Эволюция и теория систем. Концепция "глобального эволюционизма". Самоорганизация в социальных системах. Значение достижений кибернетики и синергетики для управленческой деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов дневной формы обучения факультета управление, экономики и права по специальности юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Сборник методических материалов по курсу религиоведение (тематический план, учебная программа, методические рекомендации, планы семинарских занятий, тематики контрольных работ, примерные вопросы к зачету (экзамену), литература по курсу.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности 061000 Государственное и муниципальное управление

    Учебно-методический комплекс
    Экономическая теория: учебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности «ГМУ» /сост. Е.Н. Кононова.- Самара: изд-во «Самарский университет», 2010 .
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (10)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Аграрного факультета

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГОС: ГСЭ.
  5. Учебно-методический комплекс для специальностей: 080507 Менеджмент организации 080504 Государственное и муниципальное управление

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине “Теория вероятностей и математическая статистика” разработан на кафедре моделирования в экономике и управлении РГГУ.

Другие похожие документы..