Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоро...полностью>>
'Документ'
Мета: розвиток психологічної культури педагогів; усвідомлення своєї індивідуальності; формування значимості установок у житті; розвиток у педагогів к...полностью>>
'Диплом'
Сучасний стан розвитку суспільства міцно пов’язаний з процесом перегляду парадигми щодо реформування сучасної професійної освіти, шляхів і методів її...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «12» января 2012 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций (спе...полностью>>

Администрации Президента Российской Федерации. Конкретная задача

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.4 Конкретные механизмы взаимодействия НКО и власти

Механизм взаимодействия власти и НКО – это совместно разработанная совокупность правил, способов, технологий и документов по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных работ (программ, проектов, акций), которая направлена на решение значимых социально-экономических проблем на территории данного муниципального образования, с учетом действующих нормативно-правовых актов и (желательно) воспроизводима в будущем без участия создателей.

За последние 10-15 лет механизмов межсекторного взаимодействия НКО и власти было создано достаточно много. Эксперты5 выделяют 5 групп инновационных механизмов, а именно:

  1. конкурсные;

  2. социально-технологические;

  3. организационно-структурные;

  4. процедурные;

  5. комплексные или комбинированные.

К конкурсным относятся такие, когда НКО выигрывает конкурс, организованный по специальной заранее разработанной схеме (с участием НКО или без оного, но при определенном вовлечении в этот процесс местных гражданских инициатив). В эту группу входят механизмы социального заказа уровня субъекта РФ, муниципального социального заказа, муниципального социального гранта, муниципального заказа, муниципального гранта, гранта субъекта РФ, тендера, конкурса социальных проектов, конкурсов для гражданских инициатив и НКО по различным номинациям, конкурса авторских вариативных программ, конкурса проектов на соискание грантов Президента РФ в области культуры и искусства, конкурса на получение кредита.

К социально-технологическим относятся механизмы, когда взаимодействие базируется на социальной технологии (ноу-хау), созданной НКО заново (или освоенной в России на основе изучения позитивного зарубежного опыта) и выгодно отличающейся по эффективности использования средств и качеству результатов от иных технологий, применявшихся госструктурами. Это хосписы, приемные семьи, экологические экспертизы и гражданские действия по защите окружающей среды в форме судебных исков, специальные модели социализации детей-инвалидов, умственно отсталых детей, новые подходы к психологической реабилитации алкоголиков и наркоманов и к созданию оздоровительных программ, концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска, система гериартрической реабилитации на дому, программа общественного развития муниципальных образований в малых городах.

Организационно-структурные механизмы характеризуются тем, что власть совместно с гражданскими объединениями, действующими на той же территории, образует новую организационную структуру (как правило, юридическое лицо), которой делегируется часть функций по решению совокупности социально-значимых задач через вовлечение граждан и общественных объединений при финансовой поддержке со стороны власти. Примером является созданный в Москве центр “Социальное партнерство”. Для решения проблем детской безнадзорности в Москве был создан Центр “Дети улицы”. В городе Челябинске было образовано муниципальное учреждение Центр общественных объединений, а в Челябинской области был создан Областной центр социального партнерства.

Процедурные механизмы взаимодействия включают такие, которыми определяются правила сотрудничества НКО и власти при решении (как правило, разовом) определенного класса задач (без организации конкурсов, без создания новых структур в форме юридических лиц и без опоры на какие-либо новые технологии). Такие процедуры формируются в ходе совместного обсуждения и чаще всего оформляются в виде специального соглашения, действующего в течение фиксированного периода времени. Такими, например, являются определенные правила и процедуры, оформленные в соответствующих законах и постановлениях, а также различного рода Общественные Палаты, Общественные комитеты, Форумы граждан, Круглые столы, Координационные советы, Соглашения, Общественные парламенты, Губернские собрания общественности, Палаты социального бизнеса, Общественные советы.

Например, по образу и подобию федеральной Общественной Палаты в Нижегородской области создана областная Общественная Палата. Злые языки говорят, что в ней мало представлены общественные объединения, зато много «друзей области».

Общественный Совет в Приволжском федеральном округе

По инициативе Полномочного представителя Президента РФ в ПФО Коновалова А.В. в 2006 г. был создан Общественный совет ПФО. В 12-ти комиссиях участвуют представители органов власти разного уровня, высших образовательных учреждений, широкого спектра некоммерческих организаций социальной направленности, а также бизнес структур и объединений. Уже летом-осенью 2006 г. под эгидой Общественного совета был проведен окружной конкурс социальных проектов некоммерческих организаций, победителями которого стали 119 организаций, представившие проекты с планируемым финансированием по грантам от 200 тыс. до 1 млн. руб. на общую сумму почти 60 млн. руб.

Советы НКО в Нижегородской области

При Законодательном Собрании Нижегородской области существует несколько Советов НКО: Совет по национально-культурным вопросам (всего в регионе 31 национально-культурная организация), Общественный совет, Совет организаций по делам семьи, женщин и детей, Молодежный парламент (недавно создан). После того, как Губернатор В.П.Шанцев трижды встретился с представителями некоммерческих организаций, было принято решение создать постоянный Совет НКО при Губернаторе Нижегородской области.

В регионах активно развивается экспертная деятельность. Возможности для НКО или активных граждан для участия в процессе принятия решений или выступать в качестве экспертов или консультантов расширяются. Во многих регионах активисты третьего  сектора приглашаются для работы в комитетах и общественных советах и рабочих группах, занимающихся широким кругом вопросов. В ряде регионов некоммерческие организации включены в долгосрочное стратегическое планирование. Важным направлением вовлечения некоммерческих организаций в жизнь местных сообществ становится экспертиза программ, осуществляемых на средства регионального бизнеса.

В новейшей истории России к группе процедурных механизмов относятся и общественные слушания (в том числе и парламентские), например общественные экологические слушания, проведение которых предусмотрено Положением об оценке воздействия на окружающую среду РФ (ОВОС). Развитие инфраструктуры, как часть инвестиционной деятельности, невозможно без согласования интересов бизнеса с интересами населения (будь то нефтепровод или уплотнительная застройка), и сегодня экспертные некоммерческие организации, имеющие опыт и знание регионов, а также связи с населением, становятся важными участниками такого рода региональных процессов.

Следует отметить, что процедурные механизмы реализуются не только в таких формах, которые названы выше, но и закрепляются в виде законов субъектов РФ или региональных нормативных и правовых актов. Примером может служить льготное налогообложение участников благотворительной деятельности в Санкт-Петербурге.

И, наконец, комплексные или комбинированные механизмы - это такие системы взаимодействия, которые несут в себе черты, как минимум любой пары из выше названных механизмов. Например, это Фонды развития местного сообщества (объединяют черты конкурсных, технологических и структурных механизмов), фонды развития местного сообщества на базе общественно-активных школ, ярмарки НКО, ярмарки социальных проектов и услуг.

Общественный контроль реализации национальных проектов

В Приволжском федеральном округе некоторое время назад имела место инициатива - организовать общественный контроль над реализацией национальных проектов. Механизмы контроля предусматривали проведение социологических опросов среди граждан, организацию общественных приемных, сбор и учет экспертных мнений. Были разработаны руководящие документы, образована Комиссия по общественному контролю. Эта инициатива по неизвестным причинам реализована не была, но сама идея общественного контроля, т.е. контроля гражданского общества за действиями власти по расходованию крупных средств федерального бюджета, представляет несомненный интерес.

Ассоциация «Служение» - www.sluzheny

Миссией Нижегородской Ассоциации неправительственных некоммерческих организаций «Служение», существующей уже более 10 лет, является объединение и поддержка некоммерческих организаций, решающих социально значимые задачи, с целью становления и развития гражданского общества. Ассоциация проводит большую работу по поддержке как инициативных, «созданных снизу» НКО, так и «около-государственных» НКО, созданных согласно ФЗ-131.

Например, проводится Форум лидеров местных сообществ, к участию в котором приглашаются представители власти (Городской Думы Нижнего Новгорода, мэрии, администраций районов города) и НКО. За образец принят аналогичный Форум, который давно организуется в Польше. В рамках Форума проходит обучение на семинарах и тренингах, дискуссии за круглым столом на актуальные для НКО темы, например, «Как зарабатывать деньги», «Стандартизация деятельности по функциям-критериям», «Как зарегистрироваться в виде НКО и сдавать отчетность», просто личное общение.

Ассоциация «Служение» неоднократно организовывала и проводила городские и областные ярмарки НКО (1999-2003 гг.), Нижегородский благотворительный сезон с различными номинациями «НКО года», «Социальный партнер года» и «Фирма доброй воли», Ярмарка общественных инициатив.

Законодательное собрание Нижегородской области

В Нижегородской области активную работу с бизнесом, общественными организациями и гражданами ведет Управление общественных связей Законодательного собрания. Можно выделить три основные формы сотрудничества с общественными организациями:

1) участие в мероприятиях, организованных общественными объединениями,

2) участие в совместных акциях, что предполагает подготовку сценарных планов, составление списка приглашенных участников,

3) подготовка и проведение мероприятий, организованных непосредственно Управлением общественных связей.

Сотрудничество с бизнес-структурами сводится к поиску спонсоров для различных благотворительных акций. В 2006 г. Управлением было привлечено 1.6 млн. руб. спонсорских средств на проведение концертов, фестивалей, издание книг. Благодаря многолетним налаженным связям, в Управлении точно знают, какое из предприятий оказывает спонсорскую поддержку (деньгами или в натуре), а к кому обращаться смысла не имеет. Для директоров предприятий-спонсоров находятся формы морального поощрения - благодарственное или рекомендательное письмо, подарок.

Управление общественных связей также готовит ответы на письма граждан. В 2006 г. их было немного (32), и на все даны ответы.

Фонд «Партнерский Совет» - партнерство власти, бизнеса и НКО

www.pfound.nnov.ru

Весьма интересной формой сотрудничества власти, бизнеса, НКО и гражданского общества является Нижегородский благотворительный фонд местного сообщества «Партнерский Совет». Само название Фонда - «Партнерский Совет» - было выбрано исходя из его миссии: развития социального партнерства между властью, бизнесом и обществом. Следуя принципу содействия социальному межсекторному партнерству, учредителями фонда стали Ассоциация неправительственных некоммерческих организаций «Служение» и Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей.

Созданный 30 января 2004 года, Фонд первым стал работать и продвигать технологию фонда местного сообщества (community foundation) - новую для Нижегородской области и всей России, а также возрождает и развивает традиции российской благотворительности. Фонд «Партнерский Совет» является членом Партнерства Фондов Местных Сообществ, в которое входят фонды из 15 разных городов России и ближнего зарубежья.

Был создан уникальный механизм финансового менеджмента пожертвованных средств и проведения конкурсов социальных проектов. Фонд аккумулирует и распределяет средства на конкурсной основе в виде целевых безвозмездных средств (грантов) среди некоммерческих организаций (НКО), муниципальных и государственных учреждений для решения социальных, культурных, образовательных или иных общественно значимых проблем Нижегородской области и поддержки гражданских инициатив.

В течение 2004-2006 гг. Фонд существовал при финансовой поддержке Министерства международного развития Правительства Великобритании (DFID), которое выделило 250 тыс. ф.ст. на Программу малых грантов. Фонд успешно провел семь конкурсов грантов и поддержал 88 проектов на сумму 12,6 миллионов рублей. Сотрудники Фонда проделали серьезную работу по обучению грантозаявителей написанию и оформлению заявок на конкурс, составлению бюджетов проектов. В результате организации-победители привлекли дополнительно из местных источников 11,8 миллионов рублей.

Фонд «Партнерский Совет» завоевал хорошую репутацию в Нижегородской области и за ее пределами среди органов власти, учреждений социальной сферы. Информация о социальных проектах получила широкое распространение и большое количество положительных откликов в местном сообществе.

Сейчас, в связи с завершением в марте 2007 г. Программы партнерства DFID и Правительства Нижегородской области и иссякнувшим источником финансирования, Фонд борется за выживание, пытаясь найти и привлечь средства местного бизнес-сообщества для решения приоритетных социальных проблем региона.

Это совсем не просто, если учесть, во-первых, отсутствие традиций благотворительности в современной России, во-вторых, отсутствие в законодательстве налоговых льгот для благотворителей, и в-третьих, общее недоверие со стороны бизнеса «централизованному методу» распределения пожертвованных средств. По словам экспертов, привлечение крупного и среднего бизнеса к финансированию конкурсов социальных проектов возможно, но только с условием «применения административного ресурса».

Другие примеры партнерства в регионах

Во многих регионах сформированы интересные механизмы  развития гражданского общества. Так,  в 1995 г. в Сибири создана сеть центров развития гражданского общества. Это обеспечило существенную финансовую поддержку НКО, позволявшую добиваться доверия населения  и  укрепить партнерские связи. Поддержка также сделала возможным осуществление деятельности по развитию взаимодействия «власть - НКО», и повышению гражданской активности через добровольчество. Механизмы, включая ярмарки НКО, конкурсы «Консолидированный бюджет» и «Социальная звезда», разрабатывались и распространялись участниками сети в разных городах.  Сеть способствовала также обмену опытом между сибирскими организациями гражданского общества.

В Томске конкурсы «Консолидированный бюджет» на уровне региона с 2003 г. проводились 15 раз, распределено 1 500 000 рублей на поддержку 64 социальных проектов, которые не только отвечали потребностям людей, но и стали примером для других. Город Иркутск закладывает в бюджет по 2 млн. рублей в год на поддержку своей Программы развития гражданских инициатив 2007-2010 гг. Муниципальный бюджет города Улан-Удэ на 2007г. включает в себя 4 млн. рублей на Программу гражданских инициатив, возникшую в ответ на принятие Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Выводы

Итак, наш анализ показал, что существуют следующие механизмы сотрудничества государственной власти с деловыми кругами, НКО и иными институтами гражданского общества на региональном уровне.

Власть и бизнес

  • Трехстороннее соглашение о социальном партнерстве, сторонам которого выступают Кабинет Министров ЧР, Торгово-промышленная палата (ТПП) Чувашской Республики и объединение профсоюзов «Чувашрессовпроф»

  • Аналогичное соглашение существует и в Нижегородской области с той только разницей, что подписантами являются не три, а больше организаций

  • Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области

  • Торгово-промышленная палата (ТПП) Чувашской Республики, президент которой:

- участвует в заседаниях Кабинета Министров Чувашской Республики

- включен в список рассылки официальных документов Кабинета Министров

- проводит экспертизу проектов нормативных актов и регламентов

- является членом коллегий Минэкономразвития и Минпромэнерго ЧР, а министры соответственно – члены Правления ТПП

  • Активные члены ТПП ЧР входят в коллегии других министерств и смешанные рабочие группы по обсуждению и решению актуальных проблем

  • Соглашения об информационном обмене между ТПП Чувашской Республики и республиканскими министерствами, например, МВД

  • Круглые столы между лидерами предпринимателей и руководителями контролирующих и надзорных структур республиканского или федерального подчинения

  • Координационный Совет по содействию развития предпринимательства при Президенте Чувашской Республики

  • Поддержку малому предпринимательству оказывают Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг в Нижегородской области и Министерство экономического развития и торговли в Чувашской Республике.

  • Общественное объединение «Клуб менеджеров качества Чувашской Республики», в работе которого участвуют представители Минпромэнерго

  • Парадные мероприятия, например, форумы, симпозиумы и конференции, в том числе международные и межрегиональные, проводятся, но эффект небольшой

  • Общественные советы представителей бизнеса при Полномочном представителе Президента РФ в ПФО и губернаторе Нижегородской области, ранее популярные, потеряли свою эффективность

  • В Нижегородской области эффективны неформальные (с повесткой дня, но без протоколов) круглые столы с участием объединения среднего бизнеса и министров областного правительства

  • Государственные, региональные, местные, религиозные праздники, спонсируемые бизнесом (иногда по поручению властей).

  • Корпоративные праздники, знаменательные даты в жизни коммерческих предприятий и их директоров

Власть и НКО/гражданское общество

  • Общественный Совет в Приволжском федеральном округе (провел окружной конкурс социальных проектов НКО в 2006 г.)

  • Советы НКО при Законодательном собрании Нижегородской области

  • Общественная Палата в Нижегородской области

  • Управление общественных связей Законодательного собрания использует три основные формы сотрудничества с общественными организациями:

- участие в мероприятиях, организованных общественными объединениями,

- участие в совместных акциях, что предполагает подготовку сценарных планов, составление списка приглашенных участников,

-подготовка и проведение мероприятий, организованных непосредственно Управлением общественных связей ОЗС.

  • Нижегородская Ассоциация НКО «Служение», которая при содействии областных властей проводила

- Форум лидеров местных сообществ

- Городские и областные ярмарки НКО

- Нижегородский благотворительный сезон с различными номинациями

- Ярмарка общественных инициатив.

  • Нижегородский благотворительный фонд местного сообщества «Партнерский Совет» - уникальная форма сотрудничества власти, бизнеса, НКО и гражданского общества. Разработал и внедрил:

- механизм финансового менеджмента пожертвованных средств

- прозрачную процедуру проведения конкурсов социальных проектов на малые гранты

- систему мониторинга эффективности

  • Сеть центров развития гражданского общества, созданная в Сибири, что обеспечило существенную финансовую поддержку НКО

  • Работа в комитетах, общественных советах и рабочих группах

  • Экспертиза проектов документов

  • Общественные, в том числе парламентские, слушания

  • Общественный контроль над реализацией национальных проектов в ПФО (инициатива не реализована)

  • Ярмарки социальных услуг и социо-культурных проектов

Глава 2. Методы, способы и технические приемы взаимодействия между органами местного самоуправления, деловыми кругами, НКО и иными институтами гражданского общества, применяемые в Нижегородской области и Чувашской Республике

Среди депутатов и чиновников администраций муниципальных образований Нижегородской области и Чувашской Республики встречается немало толковых людей с активной жизненной позицией, которые хотят сделать жизнь жителей своих районов, городов и сел лучше.

Многие из них прошли обучение в рамках проекта ТАСИС «Институциональный, правовой и экономический федерализм» (2004-2006 гг.) и идущего проекта ТАСИС по поддержке федерального закона о реформе местного самоуправления (2006-2007 гг.), повысили свою квалификацию и применяют знания. В этом отношении преемственность выбранных 20 пилотных муниципалитетов сыграла однозначно положительную роль, так как способствовала накоплению и реализации потенциала на местах.

2.1 Механизмы взаимодействия бизнеса и власти на муниципальном уровне

Ниже автором перечислены наиболее часто используемые механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с деловыми кругами.

Объединения предпринимателей

Во многих городах и районах существуют общественные некоммерческие организации, объединяющие и выражающие интересы предпринимателей (являются юридическими лицами). Они проявляли и продолжают проявлять себя как организованная сила в диалоге с властью.

В Арзамасе, например, таких объединений два – ассоциация предприятий организаций «Развитие», объединяющее все 17 крупнейших предприятий города, и общественное объединение «Союз промышленников и предпринимателей», объединяющее малый и средний бизнес.

В Новочебоксарске работает городской Клуб руководителей – объединение директоров местных предприятий, которые время от времени собираются для обсуждения новостей и проблем в неформальной обстановке. Помимо простого общения, члены клуба также организуют мероприятия для населения. Среди последних – Ярмарка достижений местного бизнеса, конкурс «Человек года» и другие номинации.

Одним из наиболее активных является Общественное объединение предпринимателей города Балахна. Оно разработало – при поддержке Швейцарского фонда технического содействия Swisscontact - комплект нормативных и методических документов, регламентирующих работу саморегулируемых организаций (СРО)6, проект Соглашения о взаимодействии предпринимателей и районной администрацией, а также проект закона Нижегородской области «Об организациях саморегулирования предпринимателей». Хотя закон не был принят ни на региональном уровне, ни федеральном, куда был передан на рассмотрение в виде проекта, данная инициатива заслуживает внимания и одобрения.

Как следует из вышесказанного, предприниматели готовы согласиться с объединением даже в СРО и регулироваться федеральным законом, но не для решения тактических вопросов выживания бизнеса, а для кардинального изменения условий его ведения.

Пик активности объединений предпринимателей наступает в период противостояний либо при наличии фундаментальных проблем, затрагивающих жизненные интересы предпринимателей. Характерными примерами являются введение единого социального налога, повышение арендной платы за помещения, налога на землю и др.

Совместные рейды против нелегального бизнеса

Если проблема назрела и требует немедленного решения, сотрудничество власти и бизнеса может принять своеобразные формы. В мае 2007 г. Администрация Балахнинского района Нижегородской области совместно с органами внутренних дел и инициативными предпринимателями провела совместный рейд по незаконно действующим предприятиям в сфере пошива одежды, обработки краденого леса, ковки металла, ремонта автомобилей. Информацию о них в Администрацию предоставили руководители легальных предприятий того же профиля деятельности, которые страдали от незаконной конкуренции и демпинга в ценах. По оценкам зам. главы администрации района, бюджет ежегодно недополучает от 8 до 15 млн. руб. налогов из-за того, что легальный бизнес теряет прибыль. Милиции – во избежание утечки информации - сообщили о конкретных «точках», куда поедет автобус с участниками рейда, лишь перед его началом.

Похожий пример о «рейде» привели и в мэрии г. Арзамаса, но акцент был немного иной. Там Межведомственная комиссия по экономической безопасности в ходе планового рейда посетила нелегальный «технопарк» на территории заброшенного завода. Однако, были применены методы не наказания, а убеждения. Предпринимателям объяснили ситуацию, предложили «выйти из тени», зарегистрироваться официально, и даже дали координаты ответственных сотрудников мэрии, которые помогут им в этом.

Регулярные встречи предпринимателей с мэром и чиновниками

Как было сказано выше, в некоторых крупных городах и районах существуют активные советы директоров, союзы предпринимателей или ассоциации крупных и значимых средних предприятий и организаций. Их активные члены ежеквартально – или, при необходимости, чаще - встречаются с мэром города или главой администрации района по вопросам развития города (района). Также проводятся встречи с чиновниками рангом пониже с целью получения разъяснений по текущим интересующим вопросам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Администрации Президента Российской Федерации актуальные проблемы инновационного закон

    Закон
    к.э.н., руководитель Межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений научно-технической и инновационной деятельности,
  2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад (1)

    Доклад
    В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,
  3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад (2)

    Доклад
    В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,
  4. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад (3)

    Доклад
    В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,
  5. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад (4)

    Доклад
    В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,

Другие похожие документы..