Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Основной целью курса является достижение следующих образовательных результатов докторантами PhD по специальности «Менеджмент»: освоение основных конц...полностью>>
'Документ'
Експрес аналіз застосування норм тимчасового порядку визначення оціночної вартості нерухомості та об'єктів незавершеного будівництва, що продаються (...полностью>>
'Документ'
Мониторинг, анализ состояния недоимки по налогам в бюджеты всех уровней, обеспечение полноты и своевременности поступления налогов, сборов в бюджет Тр...полностью>>
'Документ'
Фестиваль морской авторской песни «Полный вперед!» проводится Косинским морским клубом при содействии муниципалитета «Косино-Ухтомский» Восточного ад...полностью>>

Рабочая программа по русскому языку Учебный год

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

« Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»

Руководитель МО Заместитель по УВР Руководитель МОУ

учителей русского «Дубъязская средняя «Дубъязская средняя

языка и литературы общеобразовательная общеобразовательная

татарских школ: школа»: школа»:

----ХайруллинаМ.Ф.. ------Галлямова Н.А. ------Мухарлямов Ф.Г.

Протокол №---от «----»--------------2010г. Приказ №----от

«-----»--------2010г. «-----»----------2010г.

Рабочая программа по русскому языку

Учебный год: 2010-2011

Класс: 8

Учитель первой квалификационной категории:

Хайруллина М.Ф.

Планирование составлено на основании Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, Федерального компонента образовательного стандарта, базисного учебного плана РФ (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2010-2011 учебный год, программы средней школы: Русский язык. V-XI классы татарских школ.- Казань: Магариф, 2003.- 136 с.

Количество часов:

всего: ­­­____105­­____ в неделю ____3____.

На изучение тем – 78 часов.

Творческие работы – 19 часов.

Контрольные работы – 8 часов.

Рабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, учебник: «Русский язык: Учебник для 8 кл. тат.ср.общеобр. шк./Л.Д.Умарова, Н.Н.Фаттахова, Г.К.Хамзина, Н.А.Андромонова:

Под ред.Л.З.Шакировой. 3-е, переработ., - К.:Магариф, 2007.- 223 с.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Основой языковой политики современной России является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско- национального двуязычия.

Двуязычие строится на несомненном приоритете родного языка. Родной и русские языки в их равноправии при изучении- это корень решения проблемы овладения учащимися татарских школ двумя государственными языками.

Обучение русскому языку в татарской школе происходит в условиях билингвизма. С учетом этого обучение ведётся с опорой на родной язык, что позволяет рассматривать проблему обучения двум государственным языкам как целостную систему формирования двуязычия.

Цель обучения русскому языку в татарской школе:

-научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в производной и общественной деятельности как средством межнационального общения.

Задачи преподавания русского языка в национальной (татарской) школе состоят в том, чтобы

-дать определённый круг знаний о строе русского языка, его уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний, предложений и сложных синтаксических целых);

-сформировать навыки конструирования разнообразных функционально- смысловых типов речи ( повествования, описания, рассуждения) в устной и письменной форме и использования их с учетом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

-выработать орфоэпические, интонационные, орфографические пунктуационные навыки;

-привить навыки выразительного чтения

- пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им;

- приобщить к культурным ценностям русского народа

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке ; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная (речевая) компетенция – овладение учащимися особенностями функционирования русского языка в устной и письменной форме, что реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладение нормами русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ( в пределах программных требований); обучения учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Этнокультурологическая компетенция- включает в себя сведения о языке как национально- культурном феномене, отражает духовно- нравственный опыт народа, закрепляет основных нравственных ценностей;

Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке . Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (неродного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VIII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие

речи

Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление

1

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание

4

2

Предложение

4

2

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Односоставные предложения

Полные и неполные предложения

Предложения с однородными членами

Предложения с обращениями, вводными словами и словосочетаниями

Предложения с обособленными второстепенными членами

10

16

4

2

8

7

11

1

1

1

1

1

3

3

2

2

2

2

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

6

2

1

ИТОГО

78

8

19

Учебно-методический комплекс

1.Сборник нормативных документов. Русский язык и литература в образовательных учреждениях с родным (нерусским ) языком обучения.

2.Программа средней школы: Русский язык. V-XI классы татарских школ.- Казань: Магариф, 2003.- 136 с.

3. «Русский язык», учебник для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы/ Л.Д.Умарова, Н.Н.Фаттахова, Г.К.Хамзина, Н.А.Андромонова; под редакцией Л.З Шакировой.— 3-е издание, переработанное. Казань: Магариф,2007.—223 с.

4. «Русская речь», учебное пособие для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы /Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова.-- Казань : Магариф, 2007.—167 с.

Дополнительная литература

1. О.В.Волкова «Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9-м класс: пути и приёмы эффективной подготовки учащихся», Казань, ИРО, 2011.—335 с.

2.Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: методика и опыт, в 2-х частях/: Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. – Казань: РИЦ «Школа», 2008.-180с.

3. Электронное пособие «ЕГЭ по русскому языку – без ошибок!»

4.Элетронное пособие : «Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9-м класс: пути и приёмы эффективной подготовки учащихся»

5.Русский язык. //Пособие для учащихся профильных школ и гимназий, средних профессиональных учебных заведений. Авторы-В.Ф.Габдулхаков, Н.Г.Гараева. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. 336 с.

6.Интернет-ресурсы

Раздел III. Содержание тем учебного курса. VIII класс .

Введение Русский язык как развивающееся явление .

Повторение изученного в VVII классах

Фонетика и графика. Орфография. Две функции буквы ь (по­казатель мягкости согласных: тетрадь, читать, коньки; пока­затель формы слова: молодежь, помощь, беречь, читаешь, торо­пишься, встань, сядьте). Буква ь после шипящих (мышь, беречь, намажь, настежь, вскачь). Правописание о и ё после шипящих.

Лексика и фразеология. Многозначность слова. Переносное зна­чение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Состав слова и словообразование. Способы образования слов. Правописание приставок на з/с, приставок пре- и при-. Слит­ное и раздельное написание не с различными частями речи.

Морфология. Разграничение частей речи по комплексу при­знаков. Правописание частей речи.

Текст

I. Текст и его признаки. Абзац (повторение). Вопросный и назывной планы текста. Тезисный план. Средства и способы связи предложений и абзацев текста. Синтаксические средства связи (вопросительные, побудительные, восклицательные пред­ложения, обстоятельства места и времени, вводные слова). Син­таксический параллелизм в строении предложений. Компо­зиция текста: зачин, средняя часть, концовка

II. Умения:

  • составлять вопросный, назывной и тезисный планы в за­висимости от разных типов речи;

  • определять способы и средства связи предложений в тек­стах разных типов речи;

  • выделять в тексте зачин, основную часть и заключение;

  • составлять зачин и концовку по основной части текста.

I. Типы речи: описание, повествование с элементами опи­сания и рассуждения, рассуждение с элементами описания и повествования.

II. Умения:

— определять ведущий тип речи, выделять в тексте части,
представляющие собой повествование, рассуждение, разные виды описания, и определять их роль;

— строить устные и письменные высказывания типа рас­суждение-объяснение и рассуждение-доказательство.

I. Стили речи: разговорный и книжные (официально-дело­вой, научный, публицистический). Стиль художественной лите­ратуры. Стилевые жанры: библиография; тезисы и конспект; автобиография и биография; характеристика.

II. Умения:

  • определять стиль и жанр текста;

  • писать письма разным адресатам;

  • составлять библиографическое описание книги, статьи, учебника;

  • развертывать план в тезисы, а тезисы в конспект;

— составлять автобиографию, биографию, характеристику.

I. Речевой этикет: согласие и несогласие с мнением собе­седника, выяснение мнения собеседника, выражение уверен­ности. Этикет деловой речи: обращение к официальному лицу, представление, просьба. Запрос и уточнение информации.

II. Умение использовать речевой этикет в устной и пись­менной речи.

Повторение.

Синтаксис и пунктуация Словосочетание .

I. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примы­кание.

II. Умения:

  • определять главное и зависимое слово в словосочетании и предложении, способ связи между ними;

  • устанавливать, чем выражены главное и зависимое слова в словосочетании;

  • правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении;

— использовать в речи синонимические по значению слово­сочетания.

I. Синтаксический разбор словосочетания.
II. Умение производить устный и письменный разбор сло­восочетания.

Предложение

I. Строение и грамматическое значение предложения. Прос­тые и сложные предложения. Предложения по цели выска­зывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные предложения.

II. Умения:

  • различать предложения по строению и грамматическому значению;

  • интонировать предложения, различающиеся по цели вы­сказывания;

  • выбирать знак препинания с учетом особенностей предло­жения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

I. Порядок слов в предложении. Прямой и обратный по­рядок слов. Логическое ударение. Порядок слов как средство межфразовой связи в тексте.

II. Умения:

— пользоваться при построении предложений прямым и обратным порядком слов с учетом логического ударения, смысловых и стилистических особенностей высказывания;

  • выделять при помощи порядка слов и логического уда­рения важные для высказывания слова и в зависимости от это­го устанавливать порядок слов в предложении;

  • выделять связующую функцию порядка слов в тексте.

Двусоставные предложения

I. Нераспространенные и распространенные предложения (повторение).

II. Умение распознавать в тексте нераспространенные и рас­пространенные предложения.

Главные члены предложения

I. Подлежащее. Место подлежащего в предложении. Спо­собы выражения подлежащего.

II. Умения:

  • распознавать в предложении подлежащее и определять способ его выражения;

  • употреблять в речи предложения с подлежащими, выра­женными различными частями речи.

I. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Место сказу­емого в предложении, способы его морфологического выраже­ния. Согласование сказуемого с подлежащим.

II. Умения:

распознавать простое глагольное сказуемое и определять способ его выражения;

  • согласовывать простое глагольное сказуемое с подлежа­щим;

  • употреблять видо-временные формы глаголов-сказуемых в качестве межфразовой связи в тексте.

I. Составное глагольное сказуемое, способы его морфоло­гического выражения. Согласование глагольного сказуемого с подлежащим в лице, числе и в прошедшем времени — в роде. П. Умения:

  • распознавать составное глагольное сказуемое и опреде­лять способ его выражения;

  • употреблять в речи предложения с составными глаголь­ными сказуемыми.

I. Составное именное сказуемое. Понятие о связке. Способы выражения именной части сказуемого. Согласование именной части сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.

II. Умения:

  • распознавать составное именное сказуемое и определять способы его выражения;

  • использовать в речи предложения с составным именным сказуемым;

  • правильно интонировать и ставить знаки препинания в предложениях с пропущенной связкой;

  • пользоваться в речи синонимическими вариантами выра­жения подлежащего и сказуемого.

Повторение и систематизация изученного.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по русскому языку (учебный предмет)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку (профильный уровень) и Программы по русскому языку Л.
  2. Рабочая программа по русскому языку 6 класс

    Рабочая программа
    • Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л.
  3. Рабочая программа по русскому языку 9 класс (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для
  4. Рабочая программа по русскому языку Класс 1-4

    Рабочая программа
    Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний,
  5. Рабочая программа по русскому языку  Рабочая программа

    Рабочая программа
     Рабочая программа по русскому языку для 6 класса практически полностью соответствует исходной программе под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта и Государственным стандартам по русскому языку.

Другие похожие документы..