Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Принципиальное значение для экономического развития современных коммерческих предприятий имеет не только разработка и внедрение в производство потенц...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Виды юридических лиц и их правовой статус. Возникновение (создание) юридического лица. Реорганизация и ликвидация юридических лиц....полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальнос...полностью>>
'Документ'
Українська мова для граматичного оформлення звертання використовує кличний відмінок із прадавніх часів. Кличний відмінок дуже рано почав втрачатися. ...полностью>>

Статья посвящена методике кейс-стади (case-study), применение которой, по мнению автора, может способствовать повышению познавательного интереса студентов и аспирантов экономических специальностей к иностранному языку за счёт рассмотрения конкретных бизнес-ситуаций.

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»

Стародубцева Е.А., канд. пед. наук, доцент, МГТА

Кейс-стади как современный метод профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов и аспирантов экономических специальностей

Аннотация

Статья посвящена методике кейс-стади (case-study), применение которой, по мнению автора, может способствовать повышению познавательного интереса студентов и аспирантов экономических специальностей к иностранному языку за счёт рассмотрения конкретных бизнес-ситуаций. Кейс-стади способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков. Отличительной особенностью метода является анализ проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Ключевые слова

Метод кейс-стади, проблемно-ситуационный анализ, профессионально- ориентированные знания иностранного языка

Метод кейс-стади (от англ. case – случай, ситуация) – имитационный активный метод, заключающийся в проблемно-ситуационном анализе, и основан на обучении путём рассмотрения конкретных задач – ситуаций (кейсов). Цель данного метода заключается в получении и совершенствовании знаний, навыков и умений в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, анализ и синтез данных, взвешивание аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; навыки групповой работы.

Данный метод профессионально ориентированного обучения в зарубежной и российской литературе фигурирует под разными названиями: метод конкретных ситуаций, метод изучения ситуации, метод деловых историй, кейс-метод.

Наиболее широко метод кейс-стади используется в обучении менеджменту, маркетингу и другим экономическим предметам в школах бизнеса за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе в Гарвардском университете в 1870 году. Первые кейсы были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. В 20-е годы кейс-метод или «метод казусов» использовался и в нашей стране преподавателями экономических дисциплин, но потом на долгое время был забыт.

Сегодня существуют две школы кейс-стади – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках американской школы целью решения кейса является обучение поиску единственно верного решения, европейская школа учит исходя из многовариантности решения проблемы. По объёму европейские кейсы 10-12 страниц, американские кейсы больше – 20-25 страниц текста, а также 8-10 страниц иллюстраций.

На настоящий момент метод кейс-стади часто используется в зарубежной практике бизнес – образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем, возникающих в экономической деятельности той или иной фирмы, компании. Он предполагает интенсивный тренинг обучающихся с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения.

Вопрос применения метода кейс-стади в отечественном высшем профессиональном образовании в настоящее время является весьма актуальным, что объясняется двумя причинами. Первая причина заключается в общей тенденции развития высшего образования, его ориентации на формирование профессиональной компетентности, в т.ч. на основе знания хотя бы одного иностранного языка. Особое внимание уделяется способности к постоянному обучению и самосовершенствованию. Вторая – заключается в повышении требований к качеству подготовки специалиста, который должен обладать также способностью получения информации из различных источников, в том числе и на иностранном языке, уметь вести дискуссию, как на родном, так и на неродном языке, которая, возможно, приведёт к принятию решений по профессиональной проблеме.

В современных условиях специфика деятельности экономистов, финансистов, менеджеров неизбежно влияет на процесс их подготовки в высших учебных заведениях. Речь идёт об использовании разнообразных методов обучения, способствующих максимальному приближению обучения к реальным ситуациям. Деятельность современного предпринимателя, менеджера является ситуационной, т.е определяется ситуациями, существующими на рынке труда, товаров и услуг.

Цель любого обучения состоит в подготовке высококвалифицированного специалиста со знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими ему конкурентоспособность на рынке труда. То есть на современном этапе цель обучения лежит не в овладении готовыми решениями, а в выработке знаний в процессе совместного творчества студентов и преподавателя, чему способствует применение метода кейс-стади.

Результатом применения данного метода при изучении иностранного языка являются не только знания, но и коммуникативные навыки, навыки профессиональной деятельности, в том числе на иностранном языке, применимые на практике.

В этом методе отсутствует такой недостаток как отсутствие эмоций, обратной связи – наоборот, за счёт создания комфортной с психологической точки зрения обстановки у каждого студента, как правило, возникает желание высказаться, изложить свою точку зрения, преодолевается боязнь говорить на иностранном языке.

Метод кейс-стади позволяет при решении практических задач применить теоретические знания. При применении данного метода у студентов развивается мотивация к учёбе, умение самостоятельно мыслить, слушать и принимать во внимание другую точку зрения, доказывать свою. С помощью этого метода у обучающихся появляется возможность не только получить новую информацию на иностранном языке, но и превратить пассивные знания в активные.

Во многих сферах требуется умение провести анализ, представить публично его результаты, представить презентацию проекта. В результате обучения при помощи метода кейс-стади у студентов вырабатываются данные умения.

Кейс – это специально разрабатанная на основе фактического материала ситуация деятельности конкретной фирмы, которая используется для получения новой информации, анализа и принятия решения. В случае использования кейсов на занятиях по иностранному языку, последняя составляющая может отсутствовать. Для анализа выбирается модель деятельности определённой организации (она может быть как государственной, так и коммерческой), модель содержит тот комплекс знаний, умений и навыков, которые являются конечной целью обучения.

Кейс должен быть отобран для достижения поставленной цели обучения, учитывая уровень подготовленности студентов не только по специальности, но и по иностранному языку. Так как для обучающихся почти всегда бывает трудным преодолеть психологический барьер и заговорить на иностранном языке, а в данном случае на профессиональные темы, данный метод как раз провоцирует дискуссию. В то же время он неизбежно приводит к закреплению профессиональных умений и навыков, а также стимулирует приобретение навыков восприятия информации на иностранном языке, её анализа и воспроизведения, т.е иноязычного общения на профессиональные темы, как конечный результат работы с кейсом.

Бесспорно, что наибольший интерес вызывают кейсы, построенные на основе данных о деятельности фирм, организаций, которые либо совпадают с областью работы обучающихся, либо описывают известные всем компании. Кейсы о компаниях Philips, Mitsubishi, Kodak, Samsung, Nivea, Barclays и многих других обсуждаются с большим интересом, т.к. практически всегда в группе имеются студенты, которые пользуются товарами или услугами этих фирм. То есть желательно, чтобы кейсы основывались на опыте тех компаний и на тех товарах или услугах, которые присутствуют или предоставляются на российском рынке. Студенты чувствуют себя увереннее, если они понимают основу, послужившую для создания кейса, знают среду, в которой он происходит. Обучающимся существенно тяжелее обсуждать, например, немецкую, британскую или американскую среду, незнакомый контекст, поведение и мотивы их потребителей. Однако при изучении иностранного языка не стоит целиком отказываться от кейсов, освещающих деятельность компаний, работающих за пределами нашей страны. Так как за счёт изучения их работы, в том числе, происходит погружение в культуру и реалии другой страны.

Для достижения поставленных целей по изучению иностранного языка стоит выбирать те кейсы, которые написаны интересным и доходчивым языком, и которые соответствуют потребностям выбранного контингента студентов, например, обучающихся по специальности «Мировая экономика», «Финансы и кредит».

При выборе кейса лучше руководствоваться наличием в нём статистических данных, сведений о состоянии сектора рынка, на котором функционирует компания, социально-экономических характеристик фирмы и т.п. Это придаёт кейсу научно и статистически обоснованный характер. Кейс должен содержать: название компании, описание её продукции или услуг, управленческой стратегии, сильных и слабых сторон фирмы, её партнёров, финансового положения компании, взаимодействие сотрудников; сюжетную часть – описание реально существующей ситуации, информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, т.е. описание состояния рынка в данной области, главных конкурентов.

Для повышения эффективности изучения иностранного языка кейс должен содержать мультимедийные материалы (аудио-, видео-, презентации и т.д.).

«Кейс метод позволяет демонстрировать экономическую теорию с точки зрения реальных событий… Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации» [1]. От себя добавим, что данное высказывание справедливо и по отношению к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка, т.к. метод кейс-стади повышает мотивированность студентов, в интересной форме предоставляет содержательный материал, непосредственно связанный с овладеваемой специальностью.

Обычно кейс состоит из следующих частей: всестороннее описание конкретной ситуации; задания к кейсу, вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса. В случае изучения иностранного языка с помощью метода кейс-стади желательно, чтобы изложению ситуации предшествовали упражнения, нацеленные на развитие навыков говорения, необходимы упражнения на развитие навыков аналитического чтения. Кейс может быть представлен в мультимедийном или печатном виде; включение в текст фотографий, таблиц, диаграмм делает его более наглядным. Студентам «посильнее» можно представить изложенную в кейсе информацию в виде аудиофайла, что способствует, в том числе, развитию навыков аудирования. Объём кейса для работы с ним в процессе изучения иностранного языка должен быть 8-10 страниц. Меньшие по объёму кейсы могут не дать достаточно информации, большие кейсы вызывают у студентов некоторые затруднения, особенно при работе с ними впервые, или если уровень знаний иностранного языка недостаточно высок для использования его в рамках выбранной специальности.

Исходя из целей и задач обучения, кейсы могут быть также разделены на:

– обучающие анализу;

– обучающие принятию решений;

– формирующие коммуникативные навыки.

Кейсы бывают «живые» и «мертвые». К «мертвым» относятся кейсы, в которых имеется вся необходимая для анализа информация. Чтобы превратить кейс в «живой», его строят так, чтобы стимулировать студентов и аспирантов на поиск дополнительной информации. Такой подход позволяет повысить мотивацию обучающихся, развивает творческое отношение к своей деятельности.

Исходя из методики построения, кейсы бывают:

  • вопросными, т.е. студентам в итоге надо ответить на вопросы, поставленные перед или после изложения ситуации;

  • с заданиями, которые необходимо выполнить после всестороннего анализа ситуации.

Исходя из данных классификаций, очевидно, что при изучении иностранного языка целесообразно выбирать формирующие коммуникативные навыки, «живые», организационные, вопросные кейсы.

Метод кейс-стади относится к активным методам обучения. В качестве его преимуществ можно отметить применение принципов проблемного подхода к обучению иностранному языку для достижения цели получения навыков иноязычного общения на профессиональные темы. При этом процесс обучения основывается на учёте практически всех аспектов реальной жизненной ситуации; необходимо предложить решение проблемы, описанной в кейсе, или хотя её понять, проанализировать и обсудить на иностранном языке. В процессе работы над материалом студенту не ставится задача заучивания экономического текста на иностранном языке, в котором к тому же «пугающее» количество терминов. Ведь в конечном счёте от студента / аспиранта требуется не только знание и понимание экономической терминологии, но и умение использовать её в повседневном профессиональном общении (как письменном, так и устном). Метод помогает развить умения и навыки не только монологичной речи, но и диалога, и полилога, студенты / аспиранты учатся делать презентации, вести дискуссии: формулировать вопросы, аргументировать ответы и всё это – на иностранном языке.

Данный метод относится к методам развивающего обучения, он включает различные способы организации индивидуального, группового и коллективного развития, формирует разнообразные личностные качества обучающихся, студенты / аспиранты приобретают навыки работы в команде.

Данный метод представляет собой разновидность исследовательско-аналитической деятельности, т.е. помогает выработке навыков анализа и синтеза, обобщений, чему способствуют задания после текста: написать заключение, выводы и т.д.

Метод кейс-стади нацелен на создание атмосферы успеха. Он предусматривает активизацию речевой деятельности студентов / аспирантов, в процессе его использоваания обучающиеся начинают чувствовать свои достижения. Именно успех выступает одной из главных движущих сил метода, он формирует постоянную позитивную мотивацию, способствует возрастанию познавательной активности.

Однако необходимо помнить, что данный метод требует определённого уровня знаний студентов / аспирантов как в области экономической теории, так и иностранного языка. Также важным фактором успешного его применения является наличие у обучающихся навыков самостоятельной работы.

Прежде всего, необходимо внимательно подойти к отбору кейсов (ситуаций) в качестве основного материала при обучении иностранному языку. Комплект материалов для работы с кейсом может выглядеть следующим образом:

– описание ситуации в виде текста с обязательными вопросами для обсуждения до и после текста;

– репродуктивные и продуктивные упражнения на отработку лексико-грамматического материала, содержащегося в кейсе;

– приложения с различной информацией (например, картинки, фото, таблицы, графики, справочный грамматический материал, краткая теория по экономической проблеме, изложенной в кейсе и др.).

Организация работы с кейсом состоит из следующих этапов:

  1. Обсуждение вопросов, представленных перед текстом. Они, как правило, затрагивают общие вопросы функционирования фирмы, предприятия и требуют от студента знаний экономической теории, полученных в ходе обучения по основной специальности.

  2. Индивидуальная самостоятельная работа студента с материалами кейса, представленными в виде текста или аудиофайла (в зависимости от уровня подготовленности).

  3. Обсуждение послетекстовых вопросов, которые, как правило, касаются анализа информации, представленной в кейсе. На данном этапе также проверяется уровень понимания прочитанного или услышанного текста.

  4. Работа в малых группах по обсуждению ключевой проблемы.

  5. Представление результатов обсуждения в малых группах на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

  6. Выполнение упражнений, направленных на отработку лексических (терминологии) и грамматических трудностей, с которыми могут столкнуться обучающиеся при работе над кейсом.

  7. Написание заключительного обобщения (conclusion), краткое изложение материала (summary).

  8. Подготовка и выступление с презентацией по материалам кейса на иностранном языке.

Данный метод способствует развитию целого ряда навыков и умений: аналитических, т.е. умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, классифицировать, и представлять её, составлять краткий отчёт, заключение (conclusion/ summary); практических, т.е. приводит к формированию на практике навыков использования экономической терминологии на иностранном языке, умения передать информацию. Необходимость получения и представления разнообразной информации, в том числе на иностранном языке, приводит к необходимости использовать современные компьютерные технологии, умению найти данные в сети Интернет. Творческие навыки и умения формируются в силу потребности поддержать общение на неродном языке на профессиональные темы. В ходе обсуждения кейса неизбежно формируются социально-коммуникативные навыки и умения, среди них можно выделить: умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать окружающих и т.д.

Применение метода кейс-стади в процессе изучения иностранного языка приводит к:

  • совершенствованию навыков всех видов чтения и всесторонней обработки информации на иностранном языке;

  • овладению экономической, финансовой терминологией на уровне умения их активного использования, а не простого распознавания в тексте;

  • развитию навыков проведения презентации на иностранном языке;

  • развитию умения вести аргументированную дискуссию, что помогает развитию речи сначала с опорой, а затем и без опоры на исходный текст кейса;

  • повышению уровня знаний профессионально-ориентированного иностранного языка, т.к. развивает творческое мышление, заставляя думать на языке.

Так как данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование, его применение стимулирует самостоятельное изучение как основного предмета по специальности, так и всех аспектов профессионально ориентированного иностранного языка, вырабатывает умение дискутировать и обсуждать ситуацию на неродном языке, т.е. коммуникативные навыки и умения, что приводит к достижению достаточно высокого уровня знаний иностранного языка.

Литература

1. Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ.

Стародубцева Е.А. Кейс-стади как современный метод профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов и аспирантов экономических специальностей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российский университет дружбы народов экономический факультет кафедра иностранных языков

    Документ
    Редакционная коллегия: д.ф.н., проф. Малюга Е.Н., д.пед.н., проф. Дмитренко Т.А., д.ф.н., проф. Пономаренко Е.В., д.ф.н., проф. Марчук Ю.Н., к.ф.н., проф.
  2. Российский университет дружбы народов вопросы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения

    Документ
    Материалы сборника посвящены актуальным проблемам преподавания иностранного языка делового общения, современным тенденциям профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам,
  3. Л. Р. Аносова Российский университет дружбы народов

    Документ
    Материалы конференции посвящены актуальным проблемам преподавания иностранного языка делового общения, современным тенденциям профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам, использованию новых информационных технологий
  4. Проводимой в рамках Программы темпус IV витебск, 6 8 октября 2010 г. Витебск уо «вгу им. П. М. Машерова» 2010

    Документ
    ректор, доктор мед. наук, профессор А.П. Солодков; проректор по научной работе, доктор биол. наук, профессор И.М. Прищепа; проректор по учебной работе, канд.
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации Ростовский Государственный Университет

    Документ
    В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ»", состоявшейся в РГУ 20-23 апреля 2005 года.

Другие похожие документы..