Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Русская и мировая литература создала галерею бессмертных образов. Мечтатель Сирано де Бержерак и тираноборец Карл Моор, ученый-борец капитан Немо и б...полностью>>
'Доклад'
Хотя   (1050—900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей  , традиции микенской керамики были утра...полностью>>
'Исследование'
Наша работа представляет собой первую попытку осветить самобытную культурологическую весомость творчества воинов-интернационалистов, как творцов исто...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы международного бизнеса» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...полностью>>

Гольцов Игорь Николаевич, к т. н., доцент учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Кафедра экономики недвижимости

Одобрено учебно-методическим советом

факультета РГБиУ

Организация инновационной деятельности

Учебно-методический комплекс

Для специальностей: 080502 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»

Москва 2009

Автор-составитель:

Гольцов Игорь Николаевич, к.т.н., доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация инновационной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом).

Дисциплина входит в региональный компонент общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса………………...4

  2. Цель, задачи и предмет дисциплины…………………………………………….…….4

  3. Требования к уровню освоения дисциплины…………………………………….…...5

  4. Объем дисциплины ……………………………………………………………….……6

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………..6

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………….……….7

  1. Содержание курса………………………………………………………………..…….11

  2. Темы практических занятий, тематических дискуссий и деловых игр, др. инноваций……………………………………………………………………………...19

  3. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………………23

  4. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………………25

  5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины…...27

9.1. Список учебной литературы……………………………………………………...27

9.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………….27

9.3 Методическое обеспечение дисциплины ……………………………………….28

1. Инновационные технологии, используемые

в преподавании курса

В процессе преподавания студентам данной дисциплины будут использоваться следующие инновационные технологии:

1. Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения (практическое занятие 6.1).

2. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (практическое занятие 4.2).

3. Метод кейс – стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновывать его (практическое занятие 5.2).

4. «Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (практическое занятие 4.4).

2. Цель, задачи и предмет дисциплины

Изучение теории и практики организационной деятельности инновационных процессов, приводящих к нововведениям, является главной целью дисциплины.

Задачами изучения дисциплины являются:

  • дать аргументированное разъяснение и понятие студентам, что внедрение инноваций во всех сферах экономики является главным фактором ее успешного функционирования и развития в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке;

  • Дать четкое понимание студентам сущности нововведений и инновационным процессам, приводящим к нововведениям на всех этапах их жизненного цикла;

  • Разъяснить студентам сущность инновационной деятельности, под которой понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идеи в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности;

  • Разъяснить студентам, что инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям;

  • Дать представление студентам о новых перспективных и нетрадиционных направлениях в развитии инноваций, в т.ч. нанотехнологий, венчурного бизнеса и др.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  • Изучение в логической последовательности методов и процессов организации инновационной деятельности на различных уровнях управления;

  • Изучение этапов инновационного процесса, в том числе на стадиях научной и научно-технической деятельности (НИР, фундаментальные и прикладные, ОКР), стадиях внедрения и коммерциализации новаций, возврата инвестиций и т.д;

  • Анализ и использование передового опыта, в том числе передовых стран запада, их организационных форм и методов в организации инвестиционной деятельности;

  • Формирование у студентов осознанного интереса к изучению методов и инновационных процессов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

  • Сочетание теоретических знаний и практического опыта в организации инновационной деятельности на предприятии;

  • Проведение семинарских и практических занятий на конкретных примерах с применением инновационно-педагогических технологий в учебном процессе, в т.ч. дискуссий, научных студенческих кружков, кейс-стади, мастер-класс и др;

  • Проведение систематической проверки и самопроверки знаний студентов в целях выявления уровня понимания и степени усвоения изучаемого ими материала;

  • Оказание помощи в самостоятельной работе студентов по закреплению знаний и приобретению навыков по данной дисциплине.

Предметом дисциплины является изучение систем и методов организации инновационной деятельности и процессов, приводящих к инновациям на различных уровнях управления.

3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен освоить теоретические и практические приемы и методы по организации инновационной деятельности и управлению процессами, приводящими к инновациям.

Он должен иметь представление:

  • о значимости внедрения и распространения нововведений во всех сферах экономики и на различных уровнях управления;

  • Об уровне и тенденциях развития инноваций в странах с развитой рыночной экономикой и в России;

  • О новых перспективных инновационных технологиях, которые начали интенсивно развиваться в конце XX и начале XXI века;

  • О последних мерах, принятых в Российской Федерации по созданию и капитализации институтов развития.

знать:

  • Методы и организационные формы по управлению инновационными процессами и организации инновационной деятельности;

  • Законодательство в области регулирования, защиты и стимулирования в области инновационной деятельности;

  • Стратегию развития инновационной деятельности в России, методы стратегического планирования инновационной деятельности на предприятиях и механизмы реализации стратегии.

уметь:

  • Применять на практике методы планирования и реализации инновационных проектов на предприятии на уровне инновационного менеджера;

  • Проводить маркетинговые исследования инновационного рынка и меть изучать опыт передовых предприятий и конкурентов в области внедрения инноваций, используя при этом информационные и коммуникационные технологии;

  • Составлять бизнес-планы по инновационным проектам;

  • Оценивать риски и финансовую реализуемость инновационных проектов;

  • Осуществлять поисковые исследования научных разработок, изобретений, патентов и находить им применение;

  • Взаимодействовать в коллективе, создавая благоприятный психологический климат, активно участвовать в управлении, проявлять инициативу, направленную на повышение эффективности работы организации.

4.Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

№№ семестров

9

Аудиторные занятия

48

Лекции

24

Практические и семинарские занятия

24

Самостоятельная работа

102

Всего часов на дисциплину

150

Виды итогового текущего контроля

Экзамен - 9

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Наименование разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них:

Самостоятельная работа

Лекции

Практич. занятия и семинары

1

2

3

4

5

Раздел 1.

Понятие об инновациях и инновационной деятельности.

1.1. Основные понятия нововведения, новшества, новации. Варианты определения понятия нововведение.

3,5

0,5

1

2

1.2. Классификация инноваций и их сущность.

4

0,5

0,5

3

1.3. Инновационная деятельность. Понятие и виды деятельности.

3,5

1

0,5

2

1.4. Классификация инновационных организаций по секторам науки и сферам деятельности.

4,5

0,5

1

3

1.5. Содержание понятия инновационный менеджмент. Экономический механизм инновационного менеджмента.

3,5

1

0,5

2

Раздел 2.

Основные цели и задачи государственной инновационной политики.

2.1. Составляющие государственной инновационной политики.

3,5

0,5

2

2

2.2. Разработка стратегии и генеральная цель инновационной стратегии.

4,5

1

0,5

3

2.3. Субъекты и цели инновационной политики.

4

1

-

3

Раздел 3.

Особенности развития инновационных процессов в рыночной экономике и в переходный период.

3.1. Управление консорциумов и финансово-промышленные группы. Понятия и роль организации инновационной деятельности.

4

1

1

2

3.2. Холдинговые компании и их роль в развитии инновационной деятельности в России.

4

1

1

2

3.3. Транснациональные компании в Западных странах как стратегическое направление в конкуренции на международном рынке.

4

1

1

2

Раздел 4.

Инновационная политика на предприятии.

4.1. Цели инновационной стратегии предприятия и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

4,5

0,5

1

2

4.2. Инновационное управление как процесс постоянного обновления различных сторон деятельности предприятия.

4

-

1

2

4.3. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии)

3,5

1

0,5

2

4.4. Инновационный процесс как процесс последовательного превращения идеи в товар.

2,5

0,5

1

1

4.5. Четвертое и пятое поколение – настоящее и будущее. Модель стратегических статей, стратегическая интеграция в инновационной деятельности.

2,5

0,5

-

2

Раздел 5.

Организация патентно-лицензионной деятельности инновационных предприятий.

5.1. Понятие о патенте, авторском праве и лицензии.

4

-

2

2

5.2. Правовое регулирование интеллектуальной собственности на международном уровне и вопросы патентной защиты в России.

2

-

0,5

1,5

5.3. Патентное ведомство РФ, функции и права в соответствии с законодательством РФ.

4

1

-

3

5.4. Требования и содержание заявок на изобретение и выдачу патента.

4,5

0,5

1

3

5.5. Понятие о лицензионных требованиях и условиях. Лицензия как право и как коммерческая операция.

2

0,5

-

1,5

Раздел 6.

Управление реструктуризацией, освоением и качеством новой продукции.

6.1. Управление реструктуризацией предприятия, основные подходы.

3

-

1

2

6.2.Управление техническим уровнем и качеством новой продукции.

6,5

1

0,5

5

6.3. Управление рисками реструктуризации предприятия. Оценка факторов риска.

4

-

1

3

Раздел 7.

Управление инновационным проектом.

7.1. Сущность инновационного проекта

6,5

0,5

0,5

4,5

7.2. Основные критерии оценки инновационных проектов. Эффективность инновационного проекта.

4

-

2

2

7.3. Управление реализацией инновационных проектов.

4,5

1,5

-

3

Раздел 8.

Венчурный бизнес как форма технологических нововведений в рыночной экономике.

8.1. Понятие о венчурном бизнесе и его роли в развитии инновационных технологий.

6,5

1

-

5,5

8.2. Венчурное финансирование, главные источники финансирования. Ответственность субъектов венчурного процесса.

2,5

0,5

0,5

1,5

8.3. Венчурные фирмы. Предмет деятельности, система управления, составляющие венчура.

2

1

-

1

Раздел 9.

Нанотехнологии как технологический прорыв в будущее научно-технического прогресса.

9.1. Понятие о наночастицах и нанотехнологиях. Идеи, открытия и области применения.

6

1

1

4

9.2. Организация инновационной деятельности в области развития нанотехнологий в странах Запада и в России.

4

0,5

0,5

3

Раздел 10.

Внедрение научных исследований, новых технологий, информационных и коммуникационных технологий в России за период 2001-2006гг.

10.1. Анализ внедрения научных исследований и новых технологий в целом по экономике РФ и по видам экономической деятельности за 2001-2006гг.

4

1

-

3

10.2. Анализ распространения информационных и коммуникационных технологий по отраслям РФ и видам экономической деятельности.

4,5

0,5

1

3

10.3. Перспективы развития автоматизированных средств управления, информационных и коммуникационных технологий в России.

4,5

0,5

1

3

Раздел 11.

Особенности организации инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой и в России.

11.1. Активное стимулирование отраслей высокой технологии в странах Запада.

3,5

1

-

2,5

11.2. Создание и капитализация институтов развития в России (корпорация «Российская венчурная компания», банк развития - ВЭБ) как важный этап в развитии инновационной деятельности.

5,5

0,5

1

4

11.3. Привлечение бизнес сообщества к участию в инновационных проектах и увеличение государственного финансирования науки и образования – первостепенная задача государства.

4,5

0,5

1

3

Итого

150

24

24

102



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине отечественная история (С древнейших времён до наших дней)

    Учебно-методический комплекс
    Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
  2. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  3. Учебное пособие Чебоксары 2009 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию

    Учебное пособие
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
  4. Институт Проблем Экологии и Эволюции им. А. Н

    Документ
    Причины и эволюционные последствия межвидовой гибридизации у птиц (на примере взаимоотношений двух видов овсянок: Emberiza citrinella, E. leucocephala)
  5. Информационно-экспертная группа «панорама» кандидаты-2007 Том II непарламентские партии апр, гс, дпр, Зеленые, пме, псс, пр, спс, Яблоко

    Документ
    В книге собраны федеральные партийные списки кандидатов в Государственную Думу V созыва в том виде, в каком они были заверены Центризбиркомом 26 сентября – 8 октября 2007 года.

Другие похожие документы..