Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Изучение хозяйственного строя той или другой страны неминуемо ставит перед исследователем коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто...полностью>>
'Документ'
Действие происходит в Вальядолиде, во дворце короля испанского. Сцена представляет галерею, которая ведет в часовню. Вход в часовню — налево от зрител...полностью>>
'Конкурс'
Челябинская областная юношеская библиотека совместно с Челябинской государственной академией культуры и искусств при поддержке Министерства культуры ...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель дисциплины дать студентам системные теоретические знания и обеспечить обладание выпускниками профессиональными компетенциями в применении матема...полностью>>

Лекция на тему: Психологические причины наркомании Мифы о наркомании

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция на тему: Психологические причины наркомании

Мифы о наркомании.

Собственно, специалисты сходятся в одном: как таковой проблемы наркотиков, алкоголя по отдельности не существует. Существует проблема психических и поведенческих отклонений и нарушений в развитии личности.

Аддиктивный комплекс.

Что является самым желанным для наркомана при приеме наркотика? Состояние эйфории – то есть повышенное настроение. То же самое во время выпивки. Именно в этом стремлении заключается ключевой пункт зависимостей. Это понятно – все люди стремятся к счастью, ощущению полной жизни, но также все знают, что наркотики, алкоголизм – это очень вредно, плохо, страшно и т.д. и т.п. Почему же, несмотря ни на что, достаточно большой процент людей использует их, идут на нездоровое удовлетворение своего желания?

Вообще, разделение психоактивных средств на наркотические, токсические, алкогольные и т.д. достаточно искусственно, т.к. легко идет переключение с одних веществ на другие. Но – всех, употребляющих эти вещества, объединяет ЗАВИСИМОСТЬ от них, и рассматривать следует именно проблему зависимости, или аддиктивности, аддиктивного комплекса (addiction – пристрастие).

Причины всех зависимостей практически идентичны – недовольство собственной жизнью (не “условиями жизни” – например на Западе, где прекрасные жизненные условия, страдающих зависимостями ничуть не меньше, чем в нашей стране) и, как следствие, стремление, попытка изменить что-то в своей жизни, но – инфантильными, нездоровыми методами.

У человека на любом этапе жизни, в любой ситуации есть выбор. Это не выбор – “или-или”, перед нами открывается целый веер возможностей и сценариев. У молодого человека есть возможность удариться в учебу и стать отличником “всем назло”, пойти в секцию и развивать себя физически, заняться общественной работой, “утонуть” в книгах или компьютере, стать “номером 1” в чем-то – или начать пить, колоться и т.д. То есть выбор есть всегда, вопрос в том, какой путь выберет молодой человек – конструктивный или деструктивный. Почему же тогда так много людей выбирают наркотики, спиваются? – ЭТО САМЫЙ ЛЕГКИЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ НЕ ТРЕБУЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЕНИЙ.

Употребление наркотиков, алкоголя – это инфантильная попытка решения внутренних проблем.

Инфантильный – буквально означает “психически незрелый”, с детским мышлением. Но, к сожалению, полностью зрелых, самодостаточных молодых людей очень мало. А инфантильному человеку понять себя, разобраться и найти пути решения своих проблем, тем более если они отягощены начавшейся зависимостью, просто невозможно. Альберт Эйнштейн говорил что мы не можем решить наши проблемы оставаясь на своём уровне.

Другими словами, зависимость выглядит как попытка решить взрослые проблемы детскими средствами.

* При виде машины: взрослый – “Хочу! Сейчас подсчитаю, сколько нужно работать, чтобы купить ее через год…”; ребенок – “Хочу! Купи!! Сейчас!!!”

Пусть вас не смущает и не путает слово “инфантильность” - оно относится к способу решения внутренних проблем. Среди наркоманов и алкоголиков есть как несостоявшиеся, так и социально состоявшиеся люди, даже внешне преуспевающие бизнесмены, артисты, политики. Инфантильность проявляется не в умении зарабатывать деньги (проститутки их тоже зарабатывают).

Прежде всего инфантильность проявляется как:

- отсутствие видения жизни вообще;

отсутствие ценностных ориентаций;

отсутствие социально значимых целей;

неразвитость духовно-нравственной сферы жизни.

К сожалению, многие люди так и не делают этого шага из детского состояния во взрослое.

Одно из ярких проявлений инфантилизма – неумение откладывать удовольствие. Причем под удовольствием подразумеваются прежде всего низшие потребности человека. Это получение физических удовольствий, которые даже могут входит в противоречие с инстинктом самосохранения! (пример половой распущенности – неумение отложить удовольствие выше стремления к безопасности).

Часто говорят о наркомании, как о болезни общества, предполагая, что нужно избавиться от “толкачей”, т.е. наркоторговцев, как от болезнетворных микробов, и тогда общество “исцелится” или перестать рекламировать водку и пиво. Но давайте вспомним, о том что здоровый организм – это не тот, где отсутствуют микробы, а тот, у которого сильный иммунитет.

Это и есть наша задача – повышать и всячески укреплять нравственный иммунитет (у себя – коль речь идет о молодежи, или у наших детей – если речь идет об учителях).

И мы по-настоящему должны поставить задачу нравственного воспитания на первое место. Человек должен быть садовником, культивирующим свой характер.

Существующие методы лечения наркомании и алкоголизма направлены не на причину, а на следствие, т.е. на сам процесс употребления наркотиков и алкоголя.

С человека снимается личная ответственность за его состояние.

* Миф о совращении “хорошего мальчика дурной компанией” (в жизни так не бывает: все было в порядке, а в один прекрасный день ребенок вдруг изменился – хорошо учился – и “бросил”, работал – и уволился, был честным – и стал врать, переводил бабушек через улицу – и стал их грабить, был спортсменом – и превратился в развалину, много читал – и стал дегенератом, был артистом – и устроил наркоманский притон )

Большинство специалистов сходится во мнении, что нет такого понятия “бывший наркоман” или “алкоголик”. Да, есть те, кто излечился (около 1-2%), но это те, кто излечился не просто от наркомании, но от аддиктивного комплекса вообще. В этом случае речь идет о полном изменении личности. А те, кто только “бросил” – быстро возвращаются к прежним привычкам или заменяют прежнюю зависимость новой. Если эмоциональная основа зависимости остается нетронутой, остается опасность, что ее место займет другая вредная привычка (вместо наркотиков – алкоголь, или токсикомания, или разрушительное поведение и т.д.)

Монотонная зависимость.

Вредная привычка – это свойство характера или поведения, которое порабощает человека, укореняется в его жизни, используется особенно часто, когда возникают жизненные трудности, отнимая при этом самоуважение и душевные силы.

Определенное пристрастие как бы заманивает человека в ловушку, ограничивает свободу и отдает во власть разрушительной привычки. Как правило, люди не считают это зависимостью, особенно если иногда могут воздерживаться от нее (большинство пьющих людей не считает себя алкоголиками).

Эмоциональная зависимость проявляется в нудной форме поведения и может сопровождаться физической формой зависимости от чего угодно, от еды, от чрезмерной увлеченности оздоровительными системами, порнографией, накопительством, от макияжа и маникюра, от стремления к сверхопрятности, от видеоигр, азартных игр, постоянно включенного телевизора, зависимость от лица противоположного пола и т.д.

Может показаться, что такая широкая трактовка зависимостей неоправданна, но важно помнить следующее: зависимости дают человеку ложное чувство счастья, удовлетворения, эйфории, но со временем неизменно приводят к обостренному ощущению скуки, тоски и одиночества

В основе этого повторяющегося процесса лежит “бегство от действительности”.

Психологические проблемы наркомании.

Почему же инфантильность – такое частое явление? Как ни странно, это связано именно с любовью родителей. Родители слишком часто “уродуют” своих детей, не давая им нормально развиваться, либо прерывая попытки ребенка найти собственную манеру поведения, либо излишне оберегая, либо разрушая его доверие к собственной способности опираться на себя в познании мира. Даже “любовь” родителей выражается часто как “любовь-откуп” (чаще страдают этим отцы: “Вот тебе машина, вот – компьютер, что тебе еще надо?!”), либо “любовь-умиление”, либо “бэйби-комплекс” (“Пришло время, и нужен ребенок!”)

Настоящая родительская любовь – это любовь к детям (а не к себе), отдавание себя детям. Любовь должна побуждать, развивать, воспитывать.

Задолго до возникновения физической зависимости возникает зависимость психологическая. И психологическая зависимость начинается с того, что действительность приукрашивается. Человек попадает на психологический крючок – т.е. преподносится предлагаемый товар так, что волей-неволей хочешь хотя бы попробовать. И не только – любая реклама основана на том, чтобы убедить человека с низкой самооценкой (!), что он станет привлекательнее, если будет использовать этот товар. В законе о рекламе поэтому этим летом запретили использовать образы людей, особенно популярых.

Избавление от зависимостей лежит через глубокое разрешение внутренних проблем.

Итак, пока не изменятся мотивы действийличности, ничего не изменится. От зависимости невозможно избавиться без глубокого разрешения внутренних проблем.

А как их решать? Только способствуя духовному росту личности. Духовный рост – это последовательное, постепенное преодоление всего детского, инфантильного и зависимого: мышления, поведения, способа взаимодействия с миром.

Изменения начинаются с личности. Это – длительный процесс, требующий знаний, постоянного глубокого самоанализа, серьезных волевых усилий, воспитания чувств – но лишь этот путь является конструктивным, это и есть путь создания “морального иммунитета”.

Но: прежде чем учить этому кого-нибудь, нужно самому стать таким. (Послушай свою речь).

© ВладКАРП 2004



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция№1 Тема: Определение арт-терапии

    Лекция
    Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, т.к. оно зависит от теоретических представлений и области практической деятельности. Существует множество различных школ и направлений.
  2. Лекция 18 Тема: Понятие человека

    Лекция
    Размышление о том, что такое человек, кем он является и куда идет, было, основным для философии на протяжении ты­сячелетий ее развития. Любовь к мудрости, прежде всего, пред­полагала уяснение отношения человека к миру вокруг него и к самому себе.
  3. Психологические основы профилактики наркомании в семье Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого Самара

    Реферат
    Лисецкий К.С. – кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета Самарского Государственного Университета, действительный член Международной Педагогической Академии - Введение, Гл.
  4. Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) (1)

    Лекции
    Книга посвящена проблемам преодоления зависимостей и формированию здорового и трезвого образа жизни среди подростков и молодежи. Собриология - новая, развивающаяся наука о путях отрезвления народа.
  5. Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) (2)

    Лекции
    Книга посвящена проблемам преодоления зависимостей и формированию здорового и трезвого образа жизни среди подростков и молодежи. Собриология - новая, развивающаяся наука о путях отрезвления народа.

Другие похожие документы..