Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наименование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ЮЛ и ИП) с указанием объектов, в отношении которых осуществляется контрольно-надзорные ...полностью>>
'Документ'
Если вы решили приобрести акции и стоите перед выбором, какие из них заслуживают внимания в качестве объекта для инвестирования, вы должны знать, что...полностью>>
'Документ'
Согласно настоящему договору Продавец продает Покупателю сруб из древесного материала с характеристиками, указанными в эскизе сруба. Сруб изготовлен и...полностью>>
'Документ'
Готовясь вместо сына-первокурсника к экзамену по античной литературе, я наткнулся на сочинение Тита Лукреция Кара (98–55 гг. до н. э) “О природе веще...полностью>>

Управление алтайского края по образованию и делам молодёжи краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «алтайский

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕЖВУЗОВСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

2009 – год В.М. Шукшина на Алтае

Методические рекомендации для работников образовательных учреждений по реализации юбилейных краевых программ и мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения

В.М. Шукшина

Барнаул 2009

ББК

УДК

Рецензенты:

Матис В. И. – доктор педагогических наук, профессор, ректор АКИПКРО

Эрнст Г. Г. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии БГПУ

Абдуллаев Ю.Г. - и.о. заместителя начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи

Авторский коллектив:

Э. П. Хомич, канд.филолог.наук, профессор, зав. кафедрой теории и русской литературы ХХ века, декан филологического факультета БГПУ; Л. Ф. Шелковникова, канд.философ.наук, доцент, зав. кафедрой философии образования и социально-экономических дисциплин, А. Н. Свиридов, канд.педагог. наук, профессор, зав кафедрой развития воспитательных систем АКИПКРО, Л. Ф. Грибок, зав. ИМК АКИПКРО, В. А. Пущин, канд. педагог. наук, проректор БВПК, Н.А. Резяпкина, доцент кафедры филологического образования АКИПКРО, О. В. Фролова, методист кафедры филологического образования АКИПКРО, Я. Е. Измерова, ст. преподаватель зав кафедрой развития воспитательных систем АКИПКРО

2009 – год В.М. Шукшина на Алтае: методические рекомендации для работников образовательных учреждений по реализации юбилейных краевых программ, посвященных 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина./ Под ред. профессора А.Н. Свиридова. – Барнаул: АКИПКРО, 2009. - 78с.

Ответственные за выпуск: Пирожкова Н.И., Сенникова С.В. - главные специалисты управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи

Методические рекомендации содержат необходимый материал для организации и проведения уроков, классных часов, лекций, семинаров, досуговых мероприятий с учащимися, посвященных 80-летию со дня рождения В.М.Шукшина.

Пособие отражает многолетний опыт исследований жизни и творчества В.М. Шукшина в вузах, педагогических колледжах, музеях и школах Алтайского края, педагогический опыт воспитания подрастающего поколения на основе социально-нравственной проблематики творческого наследия нашего великого земляка.

Адресовано руководителям образовательных учреждений, педагогам, воспитателям, родителям, студентам вузов.

© Управление Алтайского края

по образованию и делам молодёжи, 2009

© АКИПКРО, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ..4

Часть первая

Наследие В. М. Шукшина в учебной программе общеобразовательных учреждений………..………………………………………………………….…...8

Часть вторая

Примерные программы элективных курсов и факультативов.……….………13

Часть третья

Примерные разработки уроков и мероприятий………………………………………………………..……………28

Часть четвертая

Информационно-методические ресурсы………………………….……….…...61

Часть пятая

Материалы по проведению Года В.М. Шукшина в высших учебных заведениях, учреждениях системы начального и среднего профессионального образования……………………………………………………………………....66

Рекомендуемая литература……………………………………………………...77

Приложения 79

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2009 год объявлен по инициативе Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина «Годом В.М. Шукшина на Алтае» в честь 80-летнего юбилея нашего земляка - известного писателя, актера и режиссера.

Творчество В.М. Шукшина несет в себе мощный нравственный заряд и позволяет осуществлять задачи патриотического и духовного воспитания, развития учащихся на высоком уровне, позволяет педагогам синтезировать университетские, школьные, библиотечные и музейные ресурсы и формы работы, а также приобщать школьников и студентов к культурным ценностям через опыт художественной литературы, произведений искусства, художественного исполнительства.

Цель настоящего пособия – содействие более широкому использованию культурного наследия В.М. Шукшина в социально-нравственном становлении детей и молодёжи.

Материалы пособия направлены на решение следующих актуальных задач:

организовать системную работу по изучению творчества В.М. Шукшина, воспитанию в обучающихся нравственных ценностей и идеалов, проповедуемых писателем;

широко представлять данный опыт на территории края, организуя экскурсии школьников и студентов на малую родину В. М. Шукшина - в село Сростки;

организовать работу по сохранению памятников и памятных мест, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Концептуальную основу всех юбилейных мероприятий в образовательных учреждениях рекомендуется строить на трех системообразующих идеях творчества В.М. Шукшина:

1. Идея «Малой Родины» (духовно-нравственные основания воспитания)

Целевой компонент данного воспитательного направления – духовно-нравственное мировосприятие личности, укорененное в национальных традициях, ментальных началах добра, правды, патриотизма, сострадания и т.д.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» (т. 3. – М., 1955. – С. 24). Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.

«Малая Родина» В.М. Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих творчеству писателя, кинорежиссера, актера. Опыт и мудрость земляков, любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, нес Василий Макарович в душе до последнего часа: «Родина... И почему же живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь непохоже по жизни-то... Отчего же? Может потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива и я буду счастлив».

У каждого человека в жизни есть его «малая родина». Но в жизни наших воспитанников – особый случай: у каждого ученика школ Алтайского края его малая родина совпадает с малой родиной В.М. Шукшина.

Основная идея – воспитание чувства патриотизма на основе осознанной принадлежности к малой Родине великого земляка.

Реализации данной идеи в школе способствуют разнообразные формы экологического, трудового, патриотического воспитания, историко-краеведческая работа и музейная педагогика, а также деятельность научного общества учащихся.

2. Идея «Человек – это звучит достойно!» (философско-антропологические основы воспитания)

Целевой компонент данного воспитательного направления – осознание высокой гуманной сущности человека, его возможностей и назначения в мире.

В основе философско-антропологического подхода в воспитании лежат методологические положения:

- имеющие своим предметом реальное бытие субъектов воспитательного процесса во всей его духовной целостности и полноте;

- рассматривающие способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию в качестве средства и механизма обучения и воспитания;

- являющиеся онтологией человеческого бытия, содержащие в своём арсенале методы постижения этого бытия в его эмоционально-душевной целостности посредством понимания и взаимопонимания на основе диалогического взаимодействия;

- рассматривающие воспитание, самовоспитание, обучение и учение в качестве способов бытия субъектов воспитательного процесса, требующих адекватных методов, средств, форм воспитания и исследовательской деятельности;

- утверждающие ценностно-смысловое равенство участников воспитательного процесса, диалогический стиль общения и взаимодействия, а отношения между ними – по типу «субъект-субъект».

Принципы философско-антропологического подхода:

- антропологический;

- онтологический;

- принцип диалогизма;

- принцип рассмотрения способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания;

- принцип креативности;

- принцип рассмотрения основных компонентов воспитательного процесса с позиции соответствия их сущности человека.

В.М. Шукшин вглядывался в человека, в свои персонажи и описывал их как художник досконально, открывая их душевную многослойность, многогранность.

В.М. Шукшин – писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, «протаптывал» свою тропку в искусстве, обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала обычная жизнь обыкновенных людей, где в повседневности он мог видеть особенное – те черты, которые в совокупности создавали русский национальный характер.

Для нашего великого земляка характерно глубокое осмысление нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души. Писатель чувствовал потаенный смысл правды, назвав одну из лучших своих публицистических статей «Нравственность есть Правда».

В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, – он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу. В.М. Шукшин предостерегал и современников, и потомков от карьеризма и корыстолюбия, от хамства и невежества.

Одна из главных тем писателя – тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях.

Таким образом, в реализации данной идеи необходимо подготовить учащихся к восприятию творчества В.М. Шукшина, к пониманию того, что же такое счастье и как оно достигается, что дает человеку честный труд, какова та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья.

3. Идея «Я – гражданин России!» (социокультурные основания воспитания)

Целевой компонент данного воспитательного направления – активная гражданская позиция учащихся, установка на деятельность, направленная на благо Отечества, формирование гуманных межличностных отношений.

Воспитывая россиянина, гражданина своего Отечества необходимо опираться на:

- осознание учащимися как нравственной ценности своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;

- сохранение национальной самобытности, поддержание чувств национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;

- знание и использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

В.М. Шукшин – писатель национального масштаба. Его жизненный путь – пример бескорыстного служения России. Изучение биографии нашего земляка само по себе имеет большое воспитательное значение. Он всегда ощущал боль за Россию. В.М. Шукшин одну из центральных идей своего литературного, и актерского творчества определил как «собирание русского человека».

Главные направления реализации данной идеи:

- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

- поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;

- воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;

- стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы.

Реализация образовательных программ и мероприятий, посвященных Году Шукшина на Алтае, предусматривает использование различных форм и методов работы с учащимися: в первую очередь, это коммуникативно-деятельностные формы обучения, которые должны быть направлены на развитие критического и творческого мышления учащихся. Рекомендуется использование таких нетрадиционных форм, как «литературные гостиные», «уроки-концерты», «читательские конференции», «литературные мастерские», которые не только разнообразят учебную деятельность, но и привлекают внимание учащихся как занятия, на которых в большей степени могут быть реализованы личностные запросы учащихся и их потенциальные возможности.

Предполагаемая результативность обучения может быть выражена в создании ученических проектов, в формировании учебно-тематических материалов, которые могут быть созданы в совместном труде преподавателей и учащихся, в постановке спектаклей, концертов, литературно-музыкальных композиций, в создании выставок, музеев и др.

Изучение творческого наследия В. М. Шукшина направлено на воспитание духовно зрелой личности, знающей и любящей культуру родного края – нашей Малой Родины.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В.М. ШУКШИНА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Цели и задачи проведения Шукшинских уроков в начальной школе.

Целью проведения Шукшинских уроков в начальной школе является знакомство учащихся с личностью В.М. Шукшина, воспитание интереса к истории и культуре Алтайского края.

Задачи:

- познакомить младших школьников с историей жизни В.М. Шукшина в контексте истории России;

- раскрыть значение творчества В.М. Шукшина, его влияние на культурную жизнь Алтайского края;

- подготовить младших школьников к восприятию творчества В.М. Шукшина.

2. Методы, средства и формы работы с младшими школьниками.

Возрастные особенности младших школьников и специфика творчества В.М. Шукшина определяют не только специфику целей, но и выбор активных методов работы с учащимися.

Наиболее целесообразными методами знакомства с личностью и творчеством В.М. Шукшина в начальной школе являются метод проектов, беседа.

Метод проектов, представляет собой способ достижения образовательной цели через детальную разработку проблемы, завершающуюся каким-либо продуктом.

Учебный проект – это организационная форма работы, ориентированная на освоение законченной темы, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальные, групповые, коллективные. В младшем школьном возрасте наиболее эффективны групповые проекты.

По доминирующему методу учащимся начальной школы доступны исследовательский, творческий, игровой, информационный проекты, тип которого учитель определяет самостоятельно, исходя из особенностей его класса и собственной подготовки.

Для знакомства с личностью и творчеством В.М. Шукшина наиболее доступным проектом является информационный. Такой тип проекта направлен на сбор информации о писателе, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Примерные темы информационных проектов:

- Мой земляк – В.М. Шукшин.

- Мы живём на Шукшинской земле...

- В.М. Шукшин в памяти людей.

- Моя малая Родина - Алтай.

Интересной формой работы младших школьников в процессе знакомства с личностью и творчеством В.М. Шукшина может стать исследовательская работа. Её главным отличием от информационного проекта является выдвижение проблемы, постановка гипотезы и её доказательство или опровержение. Структура деятельности исследования подобна деятельности при разработке проекта:

- ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

- предлагает возможные варианты решения;

- собирает материал;

- делает обобщения;

- готовит проект;

- защищает проект.

Примерные темы исследования:

- Чем известен В.М. Шукшин?

- Имя В.М. Шукшина на карте моего города.

- В.М. Шукшин – обычный человек.

Значимую роль в процессе знакомства с личностью и творчеством В.М. Шукшина, а также пропедевтики изучения его творчества играет беседа, направленная на анализ и обсуждение фрагментов описания природы Алтайского края в произведениях В.М. Шукшина, осмысление обращения писателя к Алтайской земле.

Основным содержанием таких бесед с младшими школьниками должно стать отношение писателя к родной земле, людям, с которыми жил рядом, их влияние на творчество В.М. Шукшина.

Основными средствами, которые возможно эффективно использовать для знакомства младших школьников с личностью и творчеством В.М. Шукшина являются материалы музеев города Барнаула, с. Сростки, фильм Ю. и Р. Григорьевых «Праздник детства», городские памятники, названия улиц, театров, ВУЗов.

Материалы музеев, содержание фильма позволяют не только познакомить учащихся с биографией В.М. Шукшина, организовать беседу, но и предоставляют содержательную информацию для оформления проекта или исследования.

Поиск и знакомство с историей создания памятников, историей названия улиц или общественных зданий (Алтайский краевой театр драмы им. В.м, Шукшина, Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина и др.) позволяет организовать поисковую деятельность детей, оформить исследовательскую работу.

Наиболее приемлемыми формами проведения внеклассных занятий с детьми младшего школьного возраста являются экскурсия, концерт, вечер творчества.

Результатами экскурсии в музей или к памятнику В.М. Шукшина может стать творчество детей, представленное в форме отзывов, поэтических произведений, рисунков, музыки, посвящённой писателю. Всё это можно оформить в виде концерта к юбилею В.М. Шукшина.

НАСЛЕДИЕ В. М. ШУКШИНА В УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА «ЛИТЕРАТУРА АЛТАЯ» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

5-11 КЛАССЫ

Писатель В.М. Шукшин давно известен не только в Алтайском крае, но и за пределами России. Его произведения включены в содержание образования по литературе, что нашло отражение в федеральном и региональном компонентах современного образовательного стандарта по литературе.

В федеральном компоненте творчество Шукшина представлено следующим образом: в основной школе (5-9 классы) - 2 рассказа по выбору; в средней школе (10-11 классы) творчество Шукшина включено в раздел «Проза второй половины 20 века». Во всех авторских программах для среднего (полного) общего образования рекомендуется изучать творчество Шукшина обзорно в разделе «Проза второй половины XX века» или монографически (например, в программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 11 класса на изучение прозы Шукшина отводится 4 часа; в программах под. редакцией Т.Ф. Курдюмовой и В.Я.Коровиной творчество Шукшина изучается обзорно в разделе «Русская литература 50-90-х годов»).

В программе «Литература Алтая» для учащихся основной школы, составленной Э.П.Хомич, Л.Ф. Шелковниковой (межвузовская лаборатория регионализации образования АКИПКРО), реализующей региональный компонент, проза В.М.Шукшина изучается с 5 по 9 класс. Программа является составной частью учебно-методического комплекса «Литература Алтая в культурном пространстве региона» (авторы: Хомич Э.П., Шелковникова Л.Ф., Фролова О.В.). В УМК включены следующие рассказы:

  • 5 класс: «Как зайка летал на воздушных шариках»;

  • 6 класс: «Чудик», «Солнце, старик и девушка»;

  • 7 класс: «Мастер», «Крепкий мужик», «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту»;

  • 8 класс: «Мечты», «Сапожки», «Срезал», «Забуксовал», «Верую!», «Миль пардон, мадам»;

  • 9 класс: «Сураз», «Как помирал старик», «Беседы при ясной луне», «Непротивленец Макар Жеребцов», «Алеша Бесконвойный».

Следует подчеркнуть, что данная последовательность является рекомендательной и учитель вправе эту последовательность изменить. Вышеперечисленные тексты могут изучаться и в 10-11 классах с учетом задач литературного образования средней (полной) школы, в соответствии с возрастными особенностями учащихся на новом, более сложном витке осмысления. Также учитель и ученики вправе выбрать и другие произведения.

Почти все рассказы Шукшина отличаются философским осмыслением жизни, многотемностью, особыми героями, которые нередко учащимся кажутся примитивными, наивными. Отношение к ним порой снисходительно-ироническое.

«Шукшинские уроки литературы» рекомендуется провести с 5 по 11 классы за счет часов регионального компонента.

5 класс

Из алтайского фольклора

Пословицы и поговорки. Мудрость, мораль пословиц и поговорок, их дидактическое, нравоучительное содержание. Бичевание в них человеческих пороков: эгоизма, глупости, хвастовства, лени.

Загадки. Особенности загадок народа. Выражение в загадках глубокого знания жизни, пытливой любознательности человека, умения анализировать факты, явления природы, поступки человека, повадки зверей и птиц. Загадки как средство сохранения духовного опыта народа. Классификация загадок.

Им гордится Алтай (1 ч.). Василий Макарович Шукшин.

«Как зайка летал на воздушном шарике». Проблема детства и детского сознания; мотив любви и ответственности взрослых; психологизм рассказа.

6 класс

Им гордится Алтай

Василий Макарович Шукшин и его вклад в развитие отечественного искусства и литературной жизни Алтая. Шукшинские чтения как культурная традиция на Алтае.

«Срезал», «Чудик». Проблема любви и доброты. Образы города и деревни в рассказах (1 ч.).

7 класс

Из алтайского фольклора

Былины. Воспевание богатырской силы. Бескорыстное служение родной земле, народу. Сказители былин. Былины из собраний СИ. Гуляева.

Народные песни Алтайского края. Исторические песни. «О князе Голицыне», «О Суворове», «О Кутузове» и другие песни.

Отражение в исторических песнях патриотических чувств народа, удали, смелости, готовности жертвовать собой. Песни-баллады. «Полонянин», «Марьюшка, вдовьина дочь», «Про князя Михаилу» и другие песни по выбору учителя.

Лирические песни. «Уж как звали молодца...», «Заведу я киселя…» и др.

Песни круговые, обрядовые, проголосные, свадебные.

Обрядовые игры. «Олень», «Ящер», «Фанты». Регулирование в игре отношений между девушкой и юношей. Усвоение эстетических и этических норм в игре.

Им гордится Алтай (2 ч.)

Василий Макарович Шукшин.

«Крепкий мужик». Проблема веры, природа и происхождение зла в рассказе (1 ч.).

«Мастер». Причина социального зла в рассказе Путь к духовному обновлению. (1 ч.).

8 кл.

Им гордится Алтай

Василий Макарович Шукшин (1 ч.).

«Срезал», «Сапожки», «Забуксовал», «Беседы при ясной луне», «Как мужик (Переплавлял через реку волка, козу и капусту», «Мечты». «Деревенская» тема. Широта изображения жизни. Сложность и неоднозначность характеров сельчан. Выразительность речи героев.

«Обида»*. Проблема духа и души в рассказах Шукшина.

9 кл.

Им гордится Алтай

Алтай в жизни и творчестве В.М. Шукшина (1 ч.). «Алеша Бесконвойный». Проблема духовного самосознания в рассказе. «Калина красная»*. Роман и художественный фильм. Село Сростки и Шукшин. Алтайские истоки тем и образов Шукшина (роман «Любавины», рассказы «Сураз», «Срезал», «Мой зять украл машину дров», «Беседы при ясной луне и др.). Шукшинские чтения как составная часть культурной жизни Алтайского края.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ И ФАКУЛЬТАТИВОВ

История культуры села Сростки



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модульная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

    Программа
    Модульная программа «Апробация механизма введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в практику начальной школы» предназначена для команд образовательных учреждений (руководителей, курирующих
  2. Рекомендации по проектированию комплексной программы развития

    Документ
    Краевое государственное образовательное учреждениедополнительного профессионального образования«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  5. Ю. Н. Денисов начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, руководитель рабочей группы по кпмо, к хим н., профессор

    Документ
    Н.Г.Калашникова – проректор по научно-методической работе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, руководитель направления КПМО «Модернизация системы повышения квалификации работников образования», д.

Другие похожие документы..