Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В 2011 году увеличился объём производства сельскохозяйственной продукции к уровню прошлого года. Рост валового производства сельскохозяйственной проду...полностью>>
'Лабораторная работа'
В данной главе дается краткий обзор методов многократного уточнения значений некоторого параметра системы, который используется в качестве выходной п...полностью>>
'Методические рекомендации'
Г.О. Петрова – заведующая кафедрой уголовного права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, докто...полностью>>
'Документ'
1.Характеристика и техника взятия патологического материала больного при гнойно-септических заболеваниях (кровь, гной, моча, мокрота, экссудаты, ликв...полностью>>

Исследовательская работа Исследовательская работа

Главная > Исследовательская работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Песни русской деревни

Панасюк Мария Олеговна

Год рождения 28.12.93

662262 Красноярский край, Ужурский район

с. Локшино, ул. Новая, дом 1

Телефон 31 – 1 – 12

Панасюк Марина Николаевна – руководитель работы

662262 Красноярский край, Ужурский район,

с. Локшино, ул. Новая, дом 1

Телефон 31 – 1 -12

Локшино – 2008 г.

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………….стр. 3

  2. Основная часть..………………………………………........стр. 3-13

  3. Заключение…………………………………………………стр. 14

  4. Библиография………………………………………………стр. 16

Введение.

Мы изучаем и восхищаемся эстетикой мировой культуры: скульптурами Древней Греции и живописью эпохи Возрождения, поэзией Средневековья и музыкой итальянских мастеров. А рядом с нами живет искусство, не менее древнее и не менее гениальное, веками рождающее великих поэтов, живописцев, зодчих и музыкантов. Искусство, которому тоже необходимо сооружать памятники, оберегать и сохранять, передавая по наследству, пока, чудотворный родник не иссяк, пока он живой… Все мы понимаем, что особой бедой современного общества становится потеря чувства традиции, ответственности за сохранение своего культурного наследия.

Идея данного исследования возникла недавно. А сначала были просто песни, которые слушались, собирались, записывались, некоторые разучивались. Особый интерес проявлялся к фольклору. И только потом пришла идея все накопленные материалы проанализировать и обобщить.

Цель исследования: изучение и сохранение русского народного песенного творчества жителей сел Ашпан и Локшино.

Задачи:

- знакомиться с русскими народными песнями, традициями, обрядами;

- определить особенности русского фольклорного жанра;

- разучивать и исполнять народные песни, тем самым вызывать у слушателей чувство ответственности за сохранение своего культурного наследия.

Данная исследовательская работа проводилась на территории Ужурского района в селах Ашпан и Локшино.

Особое внимание уделялось песням старинным, мало известным. 70-летние женщины поют много песен, но песен не старинных. Большинство народных песен (широко известных) появились уже в эпоху социализма. Мы же задались целью изучить песни от корней фольклорные. Слушая песни и рассказы этих женщин, мы поняли, что начать подобную работу нужно было на много раньше. А в наши дни все это можно собирать лишь по крупицам.

Есть на земле люди с душой, как родник, радующие своей сердечной теплотой и отзывчивостью. Живет в селе Ашпан женщина именно с такой родниковой душой – Анна Терентьевна Попова моя прабабушка. Казалось, что нет того на крестьянской земле происходящего, чего она не знает. Несмотря на возраст (а ей 95 лет) все в ее памяти хранится отчетливо и совершенно. Приехала она в Ужурский район из Кежмы, что на Ангаре, еще в 60-е годы. Песни она поет старинные, причудливые. Иногда и мелодию не уловишь, вьется она как нить, протяжно, гортанно. Старые песни она поет с чувством и настроением, как будто заново переживает прожитые годы:

Скакал казак через долину, через Монгольские края.

Скакал он в садик одинокий, кольцо блистало на руке.

Кольцо казачка подарила, когда казак ехал в поход.

Она дарила, говорила, что: « Через год буду твоей».

- Сколько же песен ты знаешь, бабушка?

- О, да и сама не знаю сколько! Всех не пересчитаешь. С ними проходишь-то всю жизнь. Родишься – с крестинной песней тебя встретят и в люльку укладут, помрешь – с причетной песней проводят и могилку земелькой затрясут. Раньше-то больше пели, чем говорили.

- Как же так,- спрашиваю,- когда же петь, если весь день в работах и заботах?

- Работали тяжело, да песня помогала хорошо. Вот мы, девки да женки, по восхожему солнышку, по росе ко жнивью идем и песню поем, как хлебушек наш Христовый перестой стоит и просит его серпами жать да во снопы вязать. А в поле придем, там уж другая песня: серпом машешь, снопы вяжешь, и в работу песня ладится. Домой со жнивья идем, опять заливаемся, песню воспеваем. Неводим-опять поем, только весельки поскрипывают:

Катя, Катерина – купеческая дочь

Заболела Катя в ту осенью ночь.

Заболела Катя и ложилась спать.

Приходила мама Катю разбужать.

Приходила мама Катю разбужать.

Вставай, вставай, Катя. И довольно спать.

Вставай, вставай, Катя. И довольно спать.

Идут пароходы, фонари горят.

Идут пароходы, фонари горят.

Один фонарь белый, другой голубой.

Один фонарь белый, другой голубой.

По середке лодки сидит милый мой.

По середке лодки сидит милый мой.

На нем шляпа бела, костюм голубой.

На нем шляпа бела, костюм голубой.

Возьми меня, милый, в лодочку с собой.

- А вот по осени, бывало, кто со льном, кто с портном ввечеру в избе соберемся. Кто прядево напрядает, кто с гребня нитку тянет, кто на вертышко мотает. Сидим, работаем и чего только ни перепоем – весело поется, весело и прядется:

Надоемщик выбегал, красны сукна выстилал.

Выстилал, выстилал, выстилал, выстилал.

- А уж на сватовстве, на свадьбах да на праздниках – вот где будет песен, что травы некошеной…

По ельничку, по березничку,

По такому по мелкому по осинничку.

Едет девица горой машет правою рукой

Машет правою рукой, парня манит за собой:

«Пойдем, парень, пойдем молодой!

Как у нас во дому, во высоком терему

Много шитых, много бранных, много белых полотен,

Много шелковицы, полушелковицы».

Парень на ногу ступает, ума разума пытает,

Парень ручку жмет, целоваться ждет.

- Ране, бывало, услышишь частушку под окном, значит на вечерку пора. Осенью да зимой просились на вечерки в самые просторные избы. Не даром, конечно, приносили с собой что-нибудь из домашней снеди или полешко. В горнице рассаживались на лавки и скамьи. Девки садились отдельно от парней. Начинали с россказней, загадок, сказок, прибауток. Только потом песни запевались. Весной в теплые дни и летом собирались уж на воздухе: когда у чьих-либо ворот, когда прямо за околицей. Если была гармошка или балалайка, то пели чаще частушки или любовные припевки.

Современному человеку, не слышавшему подлинных народных песен в живом исполнении сельских песенников, трудно по-настоящему понять их значимость, оценить их красоту, почувствовать то волнение, которое испытываешь, слушая их. Особенно неповторимы по своей красоте протяжные лирические песни. Мы попросили Анну Терентьевну спеть протяжную песню. Она было взялась и стала выводить голосом: «Ох, да ой по мо-о-орю…» - и остановилась. Сказала:

- Выводка не дает петь.

- Что за выводка? – спрашиваем.

- Голосу не хватает. Надо совместно с подругами, тогда уж вытянем. А так одна не распоешь.

Пригласили других женщин. Пришли простые, ничем не примечательные, сухонькие, с морщинистыми лицами певицы. И вот одна из песенниц запела первые слова. Тут же за ее голосом в песню вступили и другие. И полилась песня. Вот тут мы поняли, в чем секрет красоты, широты и раздольности протяжной песни. Она – в дыхании певцов! Они поют протяжную музыкальную фразу. Чтобы не прерывать ее, перехватывают поочередно дыхание в разных ее местах, так что у слушателя остается ощущение беспрерывно льющейся мелодии, бесконечной и бескрайней, словно поток полноводной реки.

Затем они спели старинный песенный распев, когда несколько певиц выпевают один-единственный низкий звук, удерживая его на протяжении всей песни, а все другие песенницы на верхних звуках, как бы паря над протяжным низким звуком, выпевают основную мелодию. Но каждая не повторяет другую своим голосом, а выпевает свою собственную мелодическую линию, близкую основной мелодии, передавая через нее свои чувства и настроение, свое видение песни.

Со слов наших собеседниц мы узнали, что почти в каждой местности были свои игры-хороводы. Играх - хороводах тесно связаны музыка, танец и театрализованное действо. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт. Очень ярко выражено эстетическое восприятие красоты родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка, цветущая калина, цветы лазоревые. Часто в хороводе игра возникала вокруг какого – либо предмета (кольца, платка, ленты) или венка из полевых цветов, веток свежерапустившейся зелени. Участники хоровода как будто переносятся в сказочный мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и утицей, ясным соколом и белой лебедью. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо вы сможете представить и сыграть то или иное действующее лицо. (Приложение № 2).

В играх – хороводах участвовала в основном молодежь. Энергия, веселье, озорство, яркие мелодии и легко запоминающиеся слова делают их и в наше время жизненными, неувядаемо прекрасными. В нашей школе дети младших классов с удовольствием играют в «Ручеек», «Гуси серые», «Перстни». И вряд ли кто-то из них знает, что это хороводные игры их прапрабабушек. Кто научил ребятишек этим играм? Да, наверное, более ста лет живут эти игры на сельской улице. Вот только многие из них подрастеряли игровые слова. Например, игра

«Перстни».

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, который зажат у него между ладонями. При этом он припевает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню –

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

Мы давно уже гадали,

Мы давно перстень искали –

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем голящий пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему поют: « Покатилось колечко с красного крылечка – по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдет, у кого из играющих спрятано кольцо, они одновременно бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий, проигравший голит.

Сама игра сохранилась до наших дней (играла в эту игру еще моя прабабушка Анна Терентьевна, которая родилась в 1912 году), а вот слова, сопровождающие игру, современные дети не поют.

Кто из нас не помнит маминых колыбельных песен? Колыбельные песни- особый жанр русского фольклора. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык.

Люли, люли, люли.

Летят сизы гули.

Летят гули вон, вон,

Несут дочке сон, сон…

Главное назначение этих песен – влиять на поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивают его, действуют на него усыпляющее.

Уж как котенька – коток,

Кудреватенький лобок.

Как повадился коток

Во торговый городок,

Во глубокий погребок –

По сметанку, по творог.

Как увидели кота

Два купца-то из окна.

Они хлопнули окном,

Побежали за котом.

Как ударили кота

Поперек живота,

Растянул кот ножки

Поперек дорожки.

Эту колыбельную я знаю с раннего детства. Пела мне ее моя мама. А мама узнала эту колыбельную от своей бабушки.

Даже грудные дети прекрасно узнают мотив колыбельной, для них эта мелодия является сигналом ко сну. Колыбельные песни – первая для них музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонацию, мотив, слова.

Ходит Сон по хате

В сереньком халате,

А Сониха под окном

В сарафане расписном.

И всего-то несколько тонов услышала я в этой простой колыбельной мелодии, но какая она каждому сердцу близкая и родная: ее интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Кажется, что под этот колыбельный напев засыпал в младенчестве каждый русский человек. Ребенок еще не говорит, еще не знает родного языка, еще никогда не слышал музыкальных звуков. Он только родился, его душа только наполняется солнечным светом, а он уже слушает родную мелодию, впитывает ее вместе с молоком матери.

Много запомнила мама бабушкиных коротеньких песенок. Это теперь я знаю, что называются они потешки и пестушки.

В этой маленькой корзинке

Есть помады и духи,

Ленты, кружева, ботинки.

Что угодно для души!

__________________

Ой, Ванечка-дружок,

Подкуй каблучок!

А мне некогда ковать,

А мне мост мостить,

Серебром гвоздить.

(постукивают ребенка по пяточке)

Котик мохнатый по садику ходит.

Козел бородатый за котиком ходит.

Котичек, котичек моет свой ротичек.

А козел седой трясет бородой.

Уж как выйду,

Все бока повыбью,

Рогами заколю,

Бр-р-у-у-у!

Какие бы песни ни пелись колыбельные, пейзажные, лирические, трудовые, рекрутские, обрядовые, свадебные и иные песни все они наполнены жизнью, чувствами людей, когда-то живших в наших местах. В них слышатся нежные материнские чувства к детям, восхищение красотой родной земли, веселье и удаль свадеб, уважение к родителям, почитание народных героев.

Заключение.

Народная поговорка говорит: «Не я пою, душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна!

Русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое имеет богатую и интересную историю, которая неразрывно связана с историей России и ее маленькими частями - нашими селами.

В специальной литературе подробно описываются различные жанры фольклорной музыки. Интересно было еще узнать о том, какие фольклорные жанры прижились в наших родных селах. Мы услышали и песни (лирические, обрядовые, праздничные), плясовые, частушки и страдания, колыбельные и потешки, игровые хороводы. Но никакие книжки не смогут передать красоты звучания русской песни. Чем больше слушаешь и узнаешь, тем больше они затягивают, заманивают. Постигая подлинное народное искусство, становится понятно, что человек достигает с песней высоты нравственности, душевного света, доброты, сострадания. Он учится чтить старинные обычаи и обряды. И отныне уже никогда не потеряет связи с Землей, что взрастила и вскормила, и, где бы ни жил он – в городе или деревне, - будет ощущать свои корни. И народная песня уже никогда не уйдет из его памяти.

Как не потерять это великое песенное искусство, песенную традицию, созданную многими поколениями русских людей? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Уходят из жизни наши прабабушки, а мы, вдруг, осознаем, что не спросили у них, как они жили, как любили, о чем пели. И не появилась бы эта работа, если бы в свое время моя прабабушка не спела эти песни своей дочери (моей бабушке), а бабушка не передала их моей маме. Теперь и я знаю и ценю этот бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше.

Понятно, что эта работа, как капля в море. И работать над этой темой можно практически бесконечно, в самых разных направлениях. Мы планируем продолжить собирать и записывать фольклор русской деревни, попытаемся проследить, как песни «путешествуют».

Библиография.

  1. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание средствами народного искусства. Москва- 2005.

  2. Беликова А. Тайны народной мудрости.

  3. Башманова Т.В. Первые шаги к народному творчеству. Саяногорск. 2006г.

  4. Науменко Г.М. Бьет из земли родник. Москва-2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании

    Документ
    Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.
  2. Исследовательский проект (2)

    Реферат
    Я дружу с книгой давно. Сначала для меня читали мама и папа, а теперь я сама могу в любое время сесть и прочесть какую-нибудь сказку или стихотворение.
  3. Исследовательский проект Автор проекта: Секретарева Альбина, 6 лет мдоу д/с №4

    Документ
    Дети рисовали карандашами. Карандаш сломался. Во время заточки его, рассматривая стружку и крошки графита, Альбина спросила: «А как делают карандаши?»
  4. Исследовательская деятельность студентов-психологов как фактор их профессионально-личностного развития

    Документ
    Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время является включенность их в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развивать творческие способности в различных формах
  5. Исследовательская деятельность учащихся гимназии

    Документ
    Одной из целей современной гимназии является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала
  6. Исследовательская деятельность школьных лесничеств

    Учебно-методическое пособие
    Авторы: Архипова Н.Н., Гончаров Е.А., Закамский В.А., Иванова Р.Р., Карасев В.Н., Карасева М.А., Краснов В.Г., Лебедева Э.П., Гаврицкова Н.Н., Курненкова И.

Другие похожие документы..