Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Гамма излучение заключается в испускании гамма квантов (нейтральных частиц) при переходе из возбужденного в нормальное состояние дочерним ядром, образ...полностью>>
'Документ'
Психология развития очень робко подходит к тому моменту, чтобы сделать духовное содержание жизни личности объектом научного исследования. Главная при...полностью>>
'Документ'
В этих условиях Вы, агрономы, становитесь в центре современной агропродовольственной политики, только Вы на своих полях в состоянии усилить те свойст...полностью>>
'Документ'
Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731 - 1996. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Москва: "Родник", 1996...полностью>>

Тема урока: Трагическая судьба Ларисы

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок внеклассного чтения

по драме А.Н. Островского

«Бесприданница»

/10 класс/

Тема урока: Трагическая судьба Ларисы

Огудаловой

Цель урока:

  • дополнить сведения о биографии писателя, используя краеведческий материал;

  • расширить знания учащихся о творчестве писателя, привить интерес к его творчеству;

  • продолжить развитие творческих способностей учащихся.

Оформление урока:

  • стенд «К уроку внеклассного чтения»,

  • плакат «Приглашаем в Щелыково»,

  • портрет писателя,

  • плакат «Трагедия одинокого сердца»,

  • импровизированный занавес, сцена.

ХОД УРОКА:

  1. Слово учителя.

- Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по драме А.Н. Островского «Бесприданница».

Нам предстоит сегодня побывать в родовом имении Островских – Щелыкове;

  • узнать, какие пьесы вышли там из-под пера великого драматурга;

  • нам предстоит понять трагедию души главной героини пьесы «Бесприданница» – Ларисы Дмитриевны.

Итак, вместе с нашими экскурсоводами отправляемся в Щелыково.

  1. Заочная экскурсия в Щелыково /сообщение учащихся/

Подготовленное по книге «Щелыково», - М., 1982г.

  1. История создания пьесы.

Учитель: Здесь, в тиши Щелыкова, наверное, вот за этим столом, рождалась пьеса Островского «Бесприданница».

С чувством нескрываемого удовлетворения А.Н. писал своему другу Бурдину, артисту Александринского театра 3 ноября 1878г.:

Пьесу свою я уже читал в Москве 5 раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из моих произведений».

Работу над «Бесприданницей» он начал в ноябре 1874г., завершив её 4 года спустя, успев написать за это время «Волки и овцы», «Последняя жертва», «Богатые невесты», «Правда хорошо, а счастье лучше».

Но все эти годы Островский жил «Бесприданницей», временами только на нее, сороковую по счету вещь, устремлял своё внимание и силы.

А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант драматурга!» «Островский пережил свой талант!»

Но почему так трогает эта неудавшаяся, по мнению критики, пьеса? Почему не отпускает? Заставляет думать? В чем же её тайна? Тайна «Бесприданницы»?

Обычно название пьес «Островского» - пословицы, поговорки, т.е фразы со смыслом: «Сердце не камень», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Бедность не порок».

Даже в «Грозе» есть подтекст. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста.

  • Ну, кто такая бесприданница?

  • Девушка без приданого.

  • Но во времена Островского слово это имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое. Разница есть, и по-иному звучит название пьесы, и мы задумываемся:

  • Кто же она Лариса Дмитриевна?

  • Что для неё главное:

приданое…?

деньги…?

А может быть, что-то ещё?

  • Нам предстоит разгадать трагедию героини Островского, трагедию её сердца.

  • Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса – единственная, чья фамилия не указана.

  • Почему? Чем она отличается от других?

Приходим к выводу, что у Островского имена и фамилии «говорящие»: Огудать – обмануть,

кнур – кабан, Лариса – чайка.

И героиня не вписывается в этот круг, главное то, что она – чайка.

5. Анализ произведения.

  1. Итак, занавес поднимается.

(Подхожу к доске, открываю импровизированный занавес)

  1. /читаю авторскую ремарку в начале пьесы/

  • Что же мы видим, читая авторскую ремарку перед началом пьесы:

Да, свобода, пространство, воля,

Но.. за чугунной решеткой, там,

Вдалеке за Волгой.

А здесь кофейня, здесь музыка,

Цыгане, вино, шум!

И в этом мире живет героиня Лариса Дмитриевна.

  • Что мы о ней знаем?

а) В какой обстановке воспитана?

б) Похожа ли Лариса на свою мать?

в) Кто её друзья?

  • Почему вокруг её имени столько разговоров? Вот и Кнуров с Вожеватовым, богатые дельцы, разговаривают о ней.

Послушаем их разговор.

Выразительное чтение по ролям д.1, явл. 2-е.

  • Что говорят о Ларисе Кнуров и Вожеватов? Что узнаем о её жизни?

  • А как они, богатые промышленники, относятся к Ларисе? Почему именно так?

  1. – Появление Ларисы необычно. Когда человек приходит, логично сказать «Здравствуйте», а первыми словами Ларисы является «До свидания».

  • Почему?

Анализируя прочитанное, мы понимаем,

что героиня стоит на пороге жизни,

она уходит. Но куда? С кем и чем она прощается?

Слова «я на распутье» доказывают это.

  1. Каковы же пути Ларисы?

  • Первый путь, несомненно, к Паратову.

  • Что мы знаем об отношении Ларисы к Паратову?

Читаем д. 1, явл.4.

  • Каким видим Л. Паратова?

  • Является ли он для неё идеалом?

В чем этот идеал?

Смелость, дерзость, благородство,

Отдает деньги бедным.

Да разве же можно быть в нем неуверенным?!

  • А что мы, читатели, знаем о Паратове? Знает ли он слово «жаль»?

  • Как Паратов относится к Ларисе?

  • Как среагировал на весть о замужестве Ларисы?

Докажите текстом.

д.1, явл. 7.

  • О чем свидетельствует здесь многоточие?

Паратов думает. Но, когда человек думает,

Он может притворяться.

Соединим эти фразы.

Что получим?

Что ж… Бог с ней….. Замуж……

Выходит…..

Все-таки у меня на душе стало легче.

  • Где благородство? Где любовь?

Перед нами совсем другой человек.

  • А, может, все же нужна Паратову Лариса?

Нет. Он даже не спрашивает, за кого она замуж выходит.

  • Так зачем же он добивается от Ларисы признания в любви к нему? Зачем ему любовь?

Это утешение его гордости. Его самолюбие!

  • Но не этого ждет Лариса от Паратова. Однако решается с ним ехать. Почему?

  • Чем же закончилось это путешествие с Паратовым?

  • Удивились ли вы Паратову?

Как отнеслись к поступку «блестящего барина»!

«В глазах, как на небе, светло… Я уж сама о себе подумаю!»

  1. – Да, Лариса подумает. Ведь у нее есть еще один путь.

С Карандышевым.

  • Что мы знаем о Карандышеве?

Мелкий чиновник. В мире Кнуровых и Вожеватовых ему трудно.

Его положение унизительно. Он маленький человек. У него

болезненное, уязвленное самолюбие. Таким его сделал мир

хищных дельцов – промышленников.

  • Как он относится к Кнурову и Вожеватову?

Двойственное чувство испытывает он к «чистой публике»:

ненависть сочетается с завистью.

  • Не ради ли этого устроил он званый ужин в честь своей невесты?

Давайте поприсутствуем на этом торжестве.

Инсценировка д.3, явл.11

  • Что хотел Островский показать этой сценой?

Конечно же, мнимое торжество Карандышева.

Он окружен избранной публикой.

  • Любит ли Карандышев Ларису?

Нет. Здесь тоже нет любви.

Здесь лишь право владельца на собственность.

  1. – Отторгнутая Паратовым, не выносящая Карандышева, Лариса не знает, что ей делать.

«Вася! Я погибаю!» – восклицает она.

  • Каково отношение Кнурова и Вожеватова к Ларисе в этот час испытаний?

Они разыгрывают её «в орлянку».

Отношение к Ларисе как к дорогой вещи!

О ней говорят, как о товаре, о «дорогом бриллианте».

Жестокость, переросшая границы!

  1. – Никому не нужна любовь одинокой чайки!

Вот сейчас Лариса произнесет свой монолог.

  • Что в нем? Слезы? Боль? Смерть…?

Чтение ученицей монолога.

д.4, явл.9.

  • От выстрела Карандышева Лариса погибает.

  • Как воспринимает этот выстрел Лариса? Почему?

  • Так почему же погибает Лариса? В чем её трагедия?

Вывод: В этом мире зла и жестокости героиня одинока.

Доверчивость, искренность, бесхитростность Ларисы

становятся источником её страданий. Она искала любви и не нашла

её! Она жертва тех людей, с которыми она общается, даже

собственной матери. Ведь она живет не по их законам.

Трагедия Ларисы – трагедия одинокого доброго сердца в мире

Жестоком, бесчеловечном.

  • Представим, что героиня из далекого прошлого прощается, уходит навсегда.

(Звучит романс «А напоследок я скажу…» из кинофильма «Жестокий романс»)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема урока Цели урока

    Урок
    Дать общую характеристику русской литературы первой половины XIX века; показать особенности зарождения реализма в русской литературе первой половины XIX в
  2. Урок №1 2 Тема урока: Особенности драматизма А. Н. Островского. Пьесы 30-40 гг. Работа по группам

    Урок
    Драма – это действие, а герой – действующее лицо. Он должен делать выбор, причем у нас на глазах. Почему же купец? Купец – близок к народным корням и в то же время он уже относительно свободен, может делать свой выбор.
  3. Урок по теме "Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»" Тема урока: Спрятанная война  в  Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»

    Урок
    Цель урока: Расширить знания учащихся по  истории Афганской войны, показать ее агрессивный характер, рассмотреть войну через судьбы его отдельных участников.
  4. Урок Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок лекция с элементами беседы

    Урок
    Лекция учителя о своеобразии русской литературной критики, об основных этапах общественной борьбы 60-х годов 19 века и её отражении в литературе. Составление учащимися плана-конспекта лекции.
  5. Тема Что такое астрология? Занятие 1 Александр Колесников

    Документ
    Сразу оговорюсь, что я не буду требовать от вас (как, впрочем, и от себя) окончательного и бесповоротного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок. Вопрос этот непростой.

Другие похожие документы..