Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Инфляция - сложное явление, характерное для стран с рыночной экономикой. Актуальна проблема и сейчас, так как такое явление как инфляция сопровождает...полностью>>
'Программа'
Фестиваль проводит Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, при поддержке Комитета по образованию г. Санкт-П...полностью>>
'Документ'
Мета просвітницького заходу: розширити можливості кожного вчителя щодо збереження власного здоров’я,здійснити профілактику «синдрому емоційного вигор...полностью>>
'Документ'
Одним з найкращих і доступних засобів зміцнення і оздоровлення організму є активний, спортивно-оздоровчий туризм. Заняття активними видами туризму, у...полностью>>

Gr технологии как фактор развития взаимоотношений бизнес-структур и государства в современной России (политологический анализ)

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- 29 -

На правах рукописи

КОТИЕВ Докки Борисович

GR - Технологии как фактор РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ бизнес-структур и государства

в современной России

(ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 23.00.02 – Политические институты,

процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата политических наук

Москва – 2010

Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации".

Научный руководитель:

доктор политических наук

Ильичева Людмила Ефимовна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Орлова Ирина Викторовна

кандидат политических наук, доцент

Толстых Павел Александрович

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный университет

Защита диссертации состоится 17 июня 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.12 при ФГОУ ВПО "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" по адресу: 119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84, 2 учебный корпус, аудитория № 3016.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ФГОУ ВПО "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" (1 учебный корпус).

Автореферат разослан 17 мая 2010г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

А.С. Фалина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, появлением в постсоветский период бизнес-структур, которые по мере своего развития, усложнения решаемых ими задач, все больше нуждаются в сотрудничестве с органами государственной власти с целью институализации и упорядочивания взаимоотношений между ними, что позволит, со временем, гармонизировать их взаимодействие, сменив принуждение и диктат со стороны государства по отношению к бизнесу, на взаимовыгодное сотрудничество.

Во-вторых, мировым финансово-экономическим кризисом, который внес существенные коррективы в перспективы развития страны на ближайшие несколько лет, затронув все сферы российской экономики, включая финансовый сектор, потребительские рынки, промышленность. Многие компании вынуждены были свернуть инвестиционные программы, сократить объемы производства. В этих условиях потребовалось усиление роли государства в оказании им необходимой финансовой и иных видов помощи.

В-третьих, в связи c возникновением новых форм коммуникаций бизнеса и власти в России, известных в мировой практике под названием Government Relations, что подразумевает все виды контактов, складывающиеся между институтами гражданского общества, бизнеса с государством и продвижение их интересов в политическую сферу.

В-четвертых, возрастанием запроса на GR в России именно у бизнес-сообщества, наиболее подверженного по своей природе всем видам риска. Результаты исследований, проведенных Ассоциацией менеджеров, показывают, что уже более 55% компаний имеют в штате сотрудника, отвечающего за GR-направление, а 30% имеют отделы, специализирующиеся на данной деятельности.

В-пятых, потребностью более глубокого исследования сути и содержания GR-деятельности, представляющей собой совокупность технологий, которые позволяют достигнуть заранее поставленную цель, и сравнить их с такими уже известными технологиями в России как лоббирование, связи с общественностью и др.

В-шестых, необходимостью легализации и увеличением транспарентности рынка GR в России. Хотя российский рынок GR быстро развивается, и объем его услуг составляет сегодня примерно 1 млрд. долларов в год, однако для России, характерно превалирование неофициальных бюджетов над официальными, которые, по мнению экспертов, превышают показатели последних в несколько раз, что отнюдь не способствует укреплению доверия между бизнесом и государством.

Таким образом, совокупность предложенных аргументов и заставляет нас обратиться к исследованию заявленной темы.

Степень научной разработанности проблемы. Поскольку GR является и функцией управления; и развивающейся, институализирующейся деятельностью, быстро технологизирующейся; и формой коммуникации между бизнесом и властью, то их изучение в зарубежной и отечественной науке идет по шести основным тематическим направлениям.

Первое направление касается изучения GR – деятельности на основе теорий государственного управления, политического менеджмента. Среди работ этого направления можно отметить труды Г.В. Атаманчука, О.И. Генисаретского, В.Л. Иноземцева, Л.Л. Кондратьевой, И.К. Корнилова, А.И. Ракитова, В.М. Розина, В.И. Стрюковского, О.Ф. Шаброва, Г.П. Щедровицкого. В работах названных авторов разработана методологическая основа для изучения GR как функции управленческой деятельности.

Второе направление способствует рассмотрению GR в контексте политико–экономических трансформаций связей между бизнесом и государством. Автор акцентирует внимание на корпоративизме и неокорпоративизме как одних из наиболее актуальных концепций изучения взаимодействия групп интересов и государства в контексте анализа российских политических процессов: Ф. Шмиттера, Г.Лембруха М.Н.Афанасьева, А.Ю.Зудина, Ю.А. Красина, С.П.Перегудова, и др.

Ключевыми при описании участия бизнеса в политических процессах стала концепция функционирования заинтересованных групп, групп давления, а также связанная с ними проблематика лоббирования, исследованная в работах Г. Алмонда, А. Бентли, Г. Джордана, М. Дюверже, В. Кея, А. Косона, Ч. Линдблома, В. Малонея, М. Олсона, Р. Роуза, Дж. Тьерни, Д. Трумэна, К. Шлозмана. Среди российских ученых - это направление развивается в работах Л.А. Бакуна, С.В. Зотова, Н.Г. Зяблюка, Л.Е. Ильичевой, Н.Ю. Лапиной, В.А. Лепехина, Д.В. Ольшанского, С.В. Рогачева, И.С. Семененко, П.А. Толстых, А.С. Фалиной и др.

В рамках третьего направления рассматривающего GR как институт, выделяются исследования в рамках институционализма и неоинституционализма. Среди них труды М.Вебера, который считал, что государство как институт составляет сообщество людей, поведение которых должно основываться на рациональных установлениях; Э. Дюркгейма, отличавшего “социальный институционализм от институционализма “нормативно-юридического”; Ж.Бюрдо, М.Дюверже, М.Прело, выделивших два основных компонента политического института (идеальную модель самой системы отношений и собственно организационные структуры, воспроизводящиеся в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры).

Начиная с 50-х годов ХХ-го века, в русле институционального подхода немаловажное значение приобретает "теория организации", а затем "новый» институционализм или неоинституционализм (Д.Марч, Д.Олсон). Следует отметить, что он скорее погружен в исследование норм, системы ролей и поведения, чем структур, хотя одно не исключает другого.

Проблематика, связанная с особенностями функционирования политических институтов в условиях формирования постиндустриального, информационного общества представлена в работах Д. Белла, З. Бжезинского, П. Дракера, Д. Рисмена, М. Кастельса, М. Маклюэна, И. Масуды, М. Пората, Т. Стоуньера, Д. Тапскотта, X. Шрадера, Ф. Уэбстера и др.

Четвертое направление опирается на исследование в области коммуникативистики, и в, частности, политических коммуникаций. Поскольку, в своей основе GR-технологии являются видом политической коммуникации, GR – деятельность базируется во многом на концепциях информационного общества. В отечественной науке различным ее аспектам посвящены публикации В.Н. Гасилина, В.В. Егорова, Л.М. Земляновой, В.Л. Иноземцева, И.А. Мальковской, И.С. Мелюхина, Г.Л. Смоляна, Л.А. Тягуновой и др.

Проблему интегрированных маркетинговых коммуникаций, которые объединяют все способы и средства коммуникаций в единый комплекс, исследуют Д. Е. Шульц, С. И. Танненбаум, Р. Ф. Лаутерборн, П. Дж. Китчен, Г. Е. Хайнс, Т. Л. Харрис).

Наиболее весомый вклад в разработку исследования закономерностей и моделей политико-коммуникативных процессов внесли Дж. Бордвик, Б. ван Каам, М. Дефлёр, Ж.-М. Котрэ, П. Лазарсфельд, Г. Лассуэлл и др. Среди современных российских политологов разработкой теории и прикладных аспектов политической коммуникации занимаются М.Г. Анохин, М.Н. Грачев, О.Е. Гришин, М.М. Назаров, Г.Г. Почепцов, А.И. Соловьев, Л.Н. Тимофеева, В.П. Терин, С.А. Шомова и др.

С проблемой политической коммуникации тесно связан сетевой подход к анализу политических процессов. В отечественной политической науке сетевой подход представлен в публикациях Ю.В. Брызгуновой, В.Д. Нечаева, Е.В. Морозовой, В.М. Сергеева, Л.В. Сморгунова и др. Зарубежные исследования сетевой GR - коммуникации представлены работами таких авторов как: Т. Бёрцель, П. Кенис, Д. Кноке, Д. Марш, Х. Милворд, Г. Питерс, Дж. Розенау, Р. Родес, В. Шнайдер.

Пятое направление связано со сравнительным изучением опыта развития GR в России и мире. В связи с этим автор обращается к работам в области политической компаративистики и в частности к трудам В.А. Ачкасова, Г.В. Голосова, Л.В.Сморгунова и др.

Шестое направление касается собственно изучения GR. Зарубежные исследователи Government relations соотносят их, в том числе, с лоббистской деятельностью бизнес – структур по отношению к органам власти и управления (Дж. Адамс, Т. Грант, М. Грей и др.). В научной литературе просматривается широкий пласт публикаций посвященных GR: как деятельности вообще, как совокупности коммуникационных технологий, как разновидности менеджмента (Р. Гросс, М. Порат, М. Рубин и др.). Другие отдают предпочтение прочтению GR через призму PR-технологий (М.П.Бочаров, А.Н.Чумиков, В.А.Ачкасова и др.)

Осуществленный анализ научной литературы показал, что, несмотря на представительность публикаций по заявленной теме, существуют проблемы, требующие дальнейшего осмысления:

- В современных исследованиях до сих пор противоречиво толкуется соотношение понятий Government Relation, Public Relations, Lobbying,что создает серьезные трудности для понимания сущности нового явления.

- Требуется операционализация, инструментализация и алгоритмизация GR–деятельности как совокупности различных технологий.

- «Правительственные связи» пока еще не стали объектом комплексных теоретико-методологических исследований.

Совокупность представленных доводов и соображений заставляет автора обратиться к исследованию заявленной темы.

Объект исследования взаимоотношения бизнес-структур и государства в современной России.

Предмет исследования – GR-технологии как фактор развития и демократизации взаимоотношений бизнес-структур и государства в России.

Цель исследования – выявить сущность, особенности и потенциал GR-технологий, призванных вызвать взаимное доверие между бизнесом и государством, сделать их прозрачными, открытыми, легальными, тем самым способствуя развитию демократических процессов в обществе.

Основные задачи исследования:

- проанализировать теоретико-методологические основы взаимоотношений бизнес-структур и государства в современной России;

- изучить сущность, политические предпосылки формирования, становления и развития GR-деятельности;

- рассмотреть GR-деятельность как совокупность интегрированных технологий;

- выявить потенциал GR-технологий в развитии взаимовыгодных, доверительных отношений бизнес-структур с государством и изучить возможности сделать их прозрачными для контроля со стороны общества;

- проанализировать российскую специфику использования GR-технологий и сформировать предложения по совершенствованию этой практики.

Гипотеза исследования. Успешному развитию цивилизованных отношений между бизнесом и государством в современной России препятствует взаимное недоверие, обусловленное комплексом политических, культурных, организационных, коммуникационных и иных причин. Среди барьеров: политический режим, для которого характерно «ручное управление» бизнесом; порочная практика восприятия чиновниками бизнеса как источника личного обогащения и, наоборот, использование бизнесом госструктур для удовлетворения узкокорыстных интересов, игнорируя социальные потребности общества; продвижение им и использование своей креатуры неконвенциональным способом во власти; дефицит открытых эффективных коммуникационных каналов между ними; недостаточная разработанность законодательной базы, регулирующей их отношения и др. Действенным фактором в решении большей части обозначенных проблем могут стать современные GR-технологии, только осваиваемые в России, которые призваны сделать отношения между бизнесом и властью прозрачными, открытыми, доверительными, подконтрольными обществу.

Теоретическая база исследования. В своей работе автор опирается на совокупность теоретических подходов, получивших развитие в ХХ веке и позволяющих раскрыть суть GR–технологий и их практики. Среди них, прежде всего, выделяются теории институционализма (М.Вебер, Э.Дюркгейм, М.Прело, Ж.Бюрдо, М.Дюверже и др.) и неоинституционализма (Д.Марч, Д.Олсон, Д.Норд и др.), корпоративизма (Г.Мейн, О.Спан, С.Роккан) и неокорпоративизма (Ф.Шмиттер, Г.Лембрух, У.Штрек, А.Косон, К.Мидлмас), интегрированных коммуникаций (Д. Е. Шульц, С. И. Танненбаум, Р. Ф. Лаутерборн, П. Дж. Китчен, Г. Е. Хайнс, Т. Л. Харрис и др.). Комплексное использование такой теоретической базы значительно обогащает исследование заявленной темы.

Методологическая основа исследования представлена междисциплинарным, комплексным подходом, объединяющим положения диалектического, логико-исторического и структурно-функционального анализа, позволяющим рассмотреть власть и бизнес в процессе, и их взаимодействия. При исследовании GR-технологий как фактора развития взаимоотношений бизнес-структур и государства автор основывается на управленческом, деятельностном и коммуникационном подходах к изучению связей бизнеса с органами государственной власти.

Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы исследования, среди которых можно выделить дедукцию и индукцию, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирования, инвент-анализ СМИ, "кейз-стади" и т.д. Автор опирается на сравнительный метод, позволяющий выявить общие и специфические характеристики PR и GR технологий, особенности практики GR в России и других странах.

Эмпирическая база исследования. Для доказательности своих положений автор опирается на результаты прикладных исследований политической и экономической сфер развития общества, (в том числе и исследования кафедры политологии и политического управления РАГС), а также вторичные результаты социологических исследований и статистики, материалы экономических форумов. Автор использовал документы официального характера: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента России, постановления Правительства РФ и иные нормативно-правовые акты, касающиеся исследуемой проблемы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Изучение GR–технологий должно проходить комплексно, с опорой на теории политического и государственного управления, корпоративизма и неокорпоративизма, институционализма и неоинституционализма, интегрированных коммуникаций и ряд других, которые позволяют увидеть сущность GR, их практическое воплощение, усилить их эффективность в современной России.

2. Мировой кризис со всей очевидностью показывает несостоятельность неолиберальных концепций минимального участия государства в экономике, заставляет активизировать процесс взаимодействия государства и бизнес-структур, что в свою очередь, способствует появлению новых связей между ними.

3. Среди политических предпосылок, способствующих становлению в России цивилизованной GR практики важно отметить, во-первых, необходимость демократизации политического режима в России, а, во-вторых, организацию эффективного контроля со стороны общества за взаимодействием бизнеса и власти, что должно способствовать предотвращению олигархизации власти, случившейся в 90-е годы ХХ столетия в России.

4. Government relations как деятельность представляют собой совокупность интегрированных технологий, включающих в себя, как уже известные в России: связи с общественностью, лоббирование, маркетинг, анализ и прогноз, принятие решений и др., так и новые: технологии организации переговорных площадок бизнеса и власти во время экономических форумов, политический и бизнес-консалтинг и др., которые в своей совокупности придают новое качество отношениям бизнеса и государства, относящихся к неполитической и политической сферам.

5. Освоение цивилизованных GR -технологий в развитии взаимоотношений бизнеса и государства в современной России будет способствовать их прозрачности, открытости, легальности, подконтрольности обществу, а значит увеличению социальных благ и демократизации жизни общества.

Результаты работы, полученные лично автором, и их научная новизна. Проведенное автором исследование связей бизнеса с государством в современной России позволило прийти к следующим результатам.

1. На основе комплексного изучения GR-технологий с помощью теорий политико-государственного управления, корпоративизма и неокорпоративизма, институционализма и неоинституционализма, интегрированных коммуникаций выявлена сущность GR как специальных технологий по формированию взаимного доверия между бизнесом и органами государственной власти, представляющих неполитическую и политическую сферы, для получения, как взаимовыгодного, так и общественно полезного результата.

2. Установлено, что современное состояние политики и экономики в России, осложненное последствиями мирового финансово-экономического кризиса диктует целесообразность применения GR–технологий для формирования прозрачных, открытых, транспарентных взаимоотношений бизнеса с государством, подконтрольных обществу.

3. Сделан вывод о том, что потенциал GR заключен в комплексном использовании бизнесом интегрированных технологий, как уже известных в России: связи с общественностью, лоббирование, маркетинг, анализ и прогноз, принятие решений и др., так и новых: организация переговорных площадок бизнеса и власти во время экономических форумов, политического и бизнес-консалтинга и др., которые в своей совокупности придают новое качество диалогу бизнеса и власти.

4. Выявлено общее и особенное между PR, GR и лоббированием на основе сравнительного анализа.

5. Отмечена российская специфика «правительственных связей», действующих в условиях ряда острых политических, экономических, социальных противоречий и потому носящих полутеневой характер и требующих дальнейшей институциализации.

Теоретическая значимость исследования обусловлена комплексным и системным исследованием сущности GR-технологий, уточнением их места и роли в структуре отношений бизнеса и государства; постижением управленческого и коммуникационного потенциала «правительственных связей». Она также выражается в возможности использования результатов исследования в интересах развития отечественной политической науки. Выводы данной работы послужат дальнейшей научно-исследовательской работе по изучению взаимодействия институтов неполитической и политической сферы.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов в совершенствовании взаимовыгодных отношений между бизнесом и государством, в выработке научно обоснованных предложений по развитию инфраструктуры государственного и муниципального управления, обеспечивающей оптимальное информационно-коммуникационное взаимодействие с бизнесом и общественными объединениями.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе для подготовки спецкурса, адресованного студентам, обучающимся по направлениям "Политология", "Государственное и муниципальное управление", "Связи с общественностью", «Правительственные связи (GR)».

Апробация результатов исследования. Основные положения, идеи, выводы и рекомендации исследования докладывались на заседании кафедры политологии и политического управления, Всероссийской конференции «Россия: тенденции и перспективы развития», организованной Институтом научной информации по общественным наукам Российской академии наук (2008 г.); на V Всероссийском конгрессе политологов (2009 г.), на Международной научной конференции «Модернизация и политическое развитие России на современном этапе», организованной РАГС, Академией политической науки (АПН) и Российской ассоциацией политической науки (РАПН) в Москве (2010 г.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Взаимодействие бизнеса и государства в современной россии: на примере железнодорожной отрасли

    Диссертация
    Защита состоится « » 2010 г. в ч. м. на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 при Московском государственном университете имени М.
  2. Политический риск в отношениях государства и корпораций современной россии

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  3. Борьба крестьян с властью как фактор общенационального кризиса в истории россии 1917-1921 гг

    Документ
    В последней четверти ХХ – начале ХХI вв. со всей очевидностью наблюдаются существенные изменения в образе жизни людского сообщества, что налагает ряд требований к образованию как функции социума, обеспечивающей воспроизводство и развитие последнего.
  4. М. В. Ломоносова факультет государственного управления кафедра политического анализа Современные механизмы и технологии лоббизма в российском государстве Диплом

    Диплом
    Практика лоббирования, т.е. оказания влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов, в той или иной степени присуща любой политической системе.
  5. Темы учебного курса и литература к ним Тема №1 Бизнес и государство субъекты политических, социальных и экономических процессов

    Литература
    студент, приступая к изучению данного курса, должен обладать знаниями, полученными в рамках основных общеобразовательных дисциплин: конституционного права, административного права, гражданского права, трудового права, финансового

Другие похожие документы..