Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Орхусский информационно-тренинговий центр Государственного экологического института Минприроды Украины – Aarhus Information-and-training centre of Go...полностью>>
'Семинар'
О.Н. Береснева, С.А. Савченко. Арбитражное процессуальное право России: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственног...полностью>>
'Рабочая программа'
Настоящая программа разработана в соответствии с новым учебным планом и стандартом, утвержденным государственным Комитетом РФ по высшему образованию ...полностью>>
'Элективный курс'
Терновая, Л.Н. Физика. Подготовка к ЕГЭ Элективный курс. /Л.Н. Терновая, Е.Н. Бурцева, В.А. Пивень; под ред. В.А. Касьянова. — М.: Издательство «Экза...полностью>>

Учебное пособие для аспирантов и студентов всех специальностей Новосибирск 2006

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ


ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие для аспирантов и студентов

всех специальностей

Новосибирск 2006

Моргунов Г.В. Философия: Учебное пособие для студентов всех специальностей. – Новосибирск: НФ РАП, 2006.

В учебном пособии рассматриваются: вопросы, связанные с историей философских учений, содержание и основные вопросы философской науки, современные подходы к решению социальных задач современного общества.

Пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей.

Рецензенты: д.и.н., профессор И.Д. Эйнгорн

Учебное пособие утверждено к изучению на заседании кафедры гуманитарных и социально экономических дисциплин, протокол №4 от 25 января 2006г.

Рекомендовано к изданию Ученым советом НФ РАП,

протокол №4 от 28 января 2006г.

 Моргунов Г.В., 20065ию Ученым советом НФ РАП, протокол №4 от 28 января 2006г.202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202202

 НФ РАП, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………………..4

Глава 1. Историко-философский экурс………………………………………………………………4

  1. Учение о стихиях: Фалес, Гераклит………………………………………………………………..4

  2. Учение об атомах: Демокрит, Эпикур……………………………………………………………..9

  3. Учение о бытии: Парменид, Зенон……………………………………………………………….13

  4. Учение о числах: Пифагор………………………………………………………………………...15

  5. Философия Сократа……………………………………………………………………………….17

  6. Учение об идеях: Платон………………………………………………………………………….20

  7. Философия Аристотеля……………………………………………………………………………24

  8. Теоцентризм Августина…………………………………………………………………………...28

  9. Схоластическая философия Фомы Аквинского…………………………………………………32

  10. Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно……………………………………………...36

  11. Английский эмпиризм XVII в.: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс………………………………….41

  12. Европейский рационализм XVII в.: Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц…………………..46

  13. Сенсуализм Джона Локка…………………………………………………………………………55

  14. Субъективный идеализм Джорджа Беркли, скептицизм Дэвида Юма………………………...59

  15. Энциклопедисты: Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций……………………………………….65

  16. Априоризм Иммануила Канта…………………………………………………………………….67

  17. Идеализм Иоганна Фихте и Фридриха Шеллинга………………………………………………74

  18. Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля………………………………………………77

  19. Антропологический материализм Людвига Фейербаха………………………………………...86

  20. Философия марксизма…………………………………………………………………………….89

  21. Западники и славянофилы в русской философии XIX в………………………………………..94

  22. Философия всеединства Владимира Сергеевича Соловьёва…………………………………...99

  23. Философия свободы Николая Александровича Бердяева……………………………………..102

Глава II. Общетеоретические основы философии........................................................................108

  1. Мировоззрение: его содержание и формы……………………………………………………...108

  2. Специфика философского знания……………………………………………………………….113

  3. Методы философии: логика и диалектика……………………………………………………...119

  4. Учение о материи………………………………………………………………………………...124

  5. Учение о бытии…………………………………………………………………………………...129

  6. Современная научная картина мира………………………………………………………….....131

  7. Движение и развитие…………………………………………………………………………….134

  8. Пространство и время……………………………………………………………………………137

  9. Проблема бесконечности в естествознании и философии…………………………………….139

  10. Общество как социальная система……………………………………………………………...141

  11. Культура, цивилизация, ноосфера………………………………………………………………146

  12. Общественное производство и его сферы. Экономический детерминизм…………………...154

  13. Политика как сфера общественной жизни. Феномен власти………………………………….158

  14. Гражданское общество и государство. Демократия и тоталитаризм…………………………161

  15. Практическое и теоретическое преобразование действительности. Реальное и идеальное...164

  16. Философия истории. Общее и особенное в эволюции общества……………………………..166

Вопросы для самопроверки………………………………………………….…………………………...172
Контрольный тест……………………………………………………….……..........................................174

Варианты контрольных работ …………………………………………………………………………...178

Глоссарий…………………………………………………………………..……………………………...197

Литература…………………………………………………………………...…………………………....210

ВВЕДЕНИЕ

Философия – это живое знание, которое невозможно просто выучить и запомнить. Это – определенная духовная деятельность, направленная на анализ и решение конкретных проблем, связанных с определением места человека в этом мире.

Категориально-понятийный аппарат, законы, методы, методология формировались тысячелетиями и не использовать их сегодня – значит уподобится тем, кто неоднократно разрушал мир до основания. Овладение опытом предшествующих поколений должно обеспечивать не только гармоничное сосуществования каждой личности с самой собой и миром, но и выработку наиболее благоприятных для мира путей дальнейшего существования и развития.

Используемый в пособии системный подход позволяет охватить широкий спектр философских проблем и ознакомить студентов с современными методами их решения. Учебное пособие позволяет не только ознакомиться с историей развития философских учений и обеспечить возможность проведения параллелей между представлениями о человеке и его месте в мире у древних мыслителей и современных философов, но также позволит студенту выработать свою собственную жизненную позицию.

Эта задача обеспечивается логикой построения пособия и приведенным перечнем актуальных вопросов и тем для проведения студентами самостоятельных исследований. Также приведен перечень литературных источников, которые могут использоваться в качестве вспомогательного материала при работе над рефератами и контрольными работами. В конце учебного пособия также дан глоссарий (словарь), содержащий основные термины, необходимые для освоения материала дисциплины “Философия”.

Все это позволит не только получить прочные знания по дисциплине, но и даст возможность развить навыки проведения самостоятельных исследований и решения актуальных жизненных теоретических и практических задач.

Рекомендуется для студентов, аспирантов и всех, интересующихся проблемами теоретической и практической философии.

Глава I. Историко-философский экскурс.

1. Учение о стихиях: Фалес, Гераклит.

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V – IV вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспыта­телями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Зем­ли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Ими были выска­заны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и так далее.

Рождению античной философии предшествовал переход от родового общества к гражданскому. В этот период наблюдаются коренные изменения:

- активизируется переход от кочевого образа жизни к оседлому,

- люди переходят от потребления естественных природных ресурсов к производству;

- возникают города (сначала как крепости), где развиваются торговля и ремёсла.

В городах вместе живут люди из разных родов. В связи с этим требуется новый порядок общественного устройства взамен старого, построенного не на родственных узах. Требуется новая идеология - философия, которая представляла бы собой теоретически осмысленную, упорядоченную систему знаний.

Отличительной особенностью древнегреческой философии в ее начальный пе­риод является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли “фи­зиками” (от греческого phisis – природа). Главным в древ­негреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее ми­ровоззренческую проблематику. Но если мифология стремится ре­шить вопрос “Кто родил сущее?”, то философы ищут субстанциальное начало “Из чего все произошло?”. В античную эпоху люди ещё не выделяли себя из природы. Человек был подобием космоса (от греческого kosmos – вселенная; мир в целом; мир как целое; мир, в котором живёт человек; мировой порядок), и всё, что находили в космосе, находили и в человеке.

Учение милетской школы это учение о стихиях. Стихия – некоторая природная сила или природное явление (как разрушительное так и созидающее). В греческом языке имелось слово [стойхейон] – простейший. Греческие философы предложили понимать природу как комбинацию простейших стихий: воды, земли, огня и воздуха. Требовалось установить порядок стихий, найти основу – материю.

Родо­начальник греческой философии Фалес рассматривал все сущест­вующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды. Фалес считал в том, что вода есть наилучшее. Он утверждал, что все вещи возни­кают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни, Солнце и другие светила, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подземные ключи, туманы, росы и т. д. Анализируя учение Фалеса о воде как начало всего, великий греческий философ Аристотель употреб­лял два понятия: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, крайняя точка, к которой мы приходим, отвлекаясь от различных конкрет­ных состояний материи: первоначало, видоизменения которого и да­ют различные состояния.

Встаёт вопрос, почему Фалес избирает именно воду? Размышления над этим философы, начиная с глубокой древности, высказывали различные точки зрения. Приведем некоторые из них.

1. Фалес избирает воду в качестве первоначала прежде всего под влиянием мифологии. Океан – это очень популярное мифологическое начало. Дополнительный аргумент: восточная, например, древнеиндийская философия тоже проходила подобную стадию. Там тоже первоначально философы возводили всё к воде как к Мировому океану.

2. Греция - морская страна. Поэтому жизненное значение воды грекам не нужно было особо доказывать. Морская стихия представлялась им чем-то очень обширным: выплыв из одного моря, попадали в другое и т.д. Что там дальше, за известными морями? Греки полагали, что, скорее всего, тоже океан.

3. Фалес учился в Египте, а в египетском языке вода и жизнь - одно и тоже.

4. Водная стихи – жизненно важна и универсально плодотворна, живительна. Мнение Фалеса одновременно апеллирует и к здравому смыслу, и к первым научным (физическим) наблюдениям. С увлажнением или высыханием тела связывается изменение его размеров, т.е. увеличение или уменьшение.

Когда вода сгущается и остывает (из воды выпадает осадок) получается земля, которая, прессуясь, рождает горы и скалы. Когда вода нагревается – она испаряется и возникает воздух. Когда воздух нагревается, подымается и разряжается – возникает огонь.

Другие греческие философы, такие как Анаксимен и Анаксимандр предлагали свои источники первоначала. У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная стихия – воздух. У Анаксимандра – апейрон (“бесконечное”) неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало,

Анаксимандр утверждал, что все вещи произошли из единой первичной субстанции, но это не вода, и не какая-либо другая известная нам материя. Первосубстанция бесконечна, вечна, вневременна и объемлет все миры. Первосубстанция превращается в различные известные нам субстанции, а те переходят друг в друга. Анаксимандр замечает: что из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются, согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время.

Анаксимандр обосновывал свое утверждение о том, что первосубстанция не может быть ни водой, ни каким-либо другим известным элементом, следующими доводами: если бы один из элементов был основным, то он поглотил бы все остальные элементы: и если бы один из них [из этих элементов] был бесконечным, то остальные давно уже погибли бы. Следовательно, по Анаксимандру, первичная субстанция должна быть нейтральной в этой космической борьбе.

Анаксимандр, считал, что существует вечное движение: в ходе этого движения произошло образование миров. Миры возникли не в результате творения, как это утверждается в иудейской или христианской теологиях, но в результате развития. В животном царстве имела место эволюция. Живые существа возникли из влажного элемента, когда он подвергся выпариванию солнцем.

Анаксимандр одним из первых создал карту. Он утверждал, что Земля имеет форму цилиндра. До нас дошли разнообразные свидетельства, согласно которым он утверждал, что Солнце равно размеру Земли, то превосходит ее в двадцать семь или двадцать восемь раз. Взгляды Анаксимандра носят научный и рационалистический характер.

Анаксимен говорил, что главной субстанцией является воздух. Душа состоит из воздуха, огонь – разреженный воздух. Сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и, наконец, камнем. Теория заключается в том, что она делает все различия между субстанциями количественными различиями, зависящими исключительно от степени сгущения. Анаксимен полагал, что Земля по форме подобна круглому столу и что воздух все объемлет. Подобно тому, говорил он, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир.

Одним из наиболее крупных философов раннего периода Древней Греции был Гераклит Эфесский.

Гераклит как человек и мыслитель отличался от философов милетской школы. Так, среди материалов, приписываемых Гераклиту, почти нет фрагментов астрономического, математического характера. Можно предположить, что специальные преднаучные размышления, которые высказывались Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом, Гераклита почти не интересовали. В большей мере может привлекать философское размышление, которое у него частично является абстрактным, а частично переплетается с множеством конкретных сюжетов. Очевидно также и то, что Гераклита больше, чем его предшественников, волнуют, социальные, этические, нравственные вопросы жизни.

Как и другие первые философы, Гераклит тоже написал сочинение “О природе”. Диоген Лаэртский сообщает, что оно делилось на три основные части: в первой речь шла о Вселенной, во второй – о государстве, в третьей – о богословии. Это опровергает возможное представление о том, что сочинение “О природе” посвящено природе лишь в собственном, узком смысле слова. И можно предположить, что в нем философ рассуждает о сущности, о сути всего существующего. Тогда сочинение, разделенное на раздумья о Вселенной (то есть собственно о природе), о государстве и о божестве, и заключает в себе три самых главных сюжета, которые занимали всех древнегреческих философов, а вслед за ними философов других стран и эпох.

Гераклит в качестве суб­станциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. О космосе он говорит, что он один и тот же для всех, его не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и 6удет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий. То есть в учении Гераклита огонь выступает как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех. Мир Гераклита – упорядоченный Космос, который вечен и бесконечен. Он не создан ни бо­гами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, зако­номерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращают­ся в огонь. Гераклит пишет, что смерть огня есть “воздуха рождение и смерть воздуха есть во­ды рождение”.

На первый взгляд может показаться, что Гераклит просто примыкает к древнегреческим ионийским философам, во всяком случае, встает в один ряд с Фалесом и Анаксименом. Ведь они тоже утверждали, что первоначало есть одна из материальных стихий. Но на самом деле огонь у Гераклита в еще большей мере символ, чем вода у Фалеса. Огонь есть символ всеобщей стихии, даже стихийности. Как убедительно показано в историко-философской литературе, Гераклит избирает символом огонь, потому, что благодаря ему возникает образ более живого, динамического первоначала. “Огненное” первоначало помогало Гераклиту объяснить и происхождение Вселенной, и постоянное взаимодействие стихий, элементов.

В умозрительной догадке древних относительно огня есть нечто, сохранившееся в последующей космогонии. В ней нередко воспроизводилась идея о планетах как остывших, а некогда раскаленных, огненных телах.

Кроме глобальных размышлений о Вселенной, Гераклита интересовало также, что такое человеческая душа, человеческие мысли, страсти, волнения. Огонь как первоначало для Гераклита приемлем еще и потому, что душу, с его точки зрения, можно уподобить огню. Человеческая душа, полагает Гераклит – это какой-то невидимый огонь. Уподобление души огню толкает Гераклита к одушевлению природы. Он замечает, что люди не видят душу в вещах. И далее говорит, что всеобщее первоначало, а одновременно и душа мира, душа вещей. В человеческом же теле душа принимает вид страсти, размышления, мысли, страдания и т.д.

Душа толкуется Гераклитом как первооснова человеческой жизни и познания. Пусть, например, глаза и уши даны всем зрячим и слышащим людям, но сколь по-разному они видят и слышат! Он утверждает, что глаза и уши – дурные свидетели для людей, если у них варварские души, так как в человеческом сердце идет настоящее противоборство желаний. Гераклит сетует, что с сердцем бороться тяжело, так как чего оно хочет, то покупает ценой души или жизни.

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходи­мости. Необходимость – это всеобщий закон – Логос. “Логос” в дословном переводе с греческого языка означает “слово”, но одновре­менно Логос означает разум, закон. Известный исследователь истории философии А. С. Богомолов отмечал, что понятие Логос у Гераклита носит широкое обобщающее значение. Если сопоставить его с современными категория­ми, то оно было бы наиболее близко понятию “сущность” во всем многооб­разии связей. В самом общем плане Логос Геракли­та есть выражение логической структуры Космоса, логической струк­туры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию.

Гераклитовская космология строится на основе стихийной ди­алектики. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядочен­ную систему – Космос. Образование Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. “Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного”. Для выраже­ния этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменя­ющегося Космоса с текущей рекой, потоком. “На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды”. Движение, по Гераклиту, свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. Философ утверждает, что “в одну и ту же реку нельзя войти дважды” и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же со­стоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает ее. Размышляя о вечном, Гераклит пишет, что Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое.

Учение Гераклита о движении тесно связано с его учением о пере­ходе одной противоположности в другую, о “мене”, “обмене” проти­воположностей. С точки зрения философа, холодное теплеет, теплое холодеет, влажное вы­сыхает, сухое увлажняется. Обмениваясь друг с другом, противо­положности становятся тождественными. Гераклит утверждает, что одно и то же в нас – живое и мертвое, “бодрствующее и спящее, молодое и старое”. Ут­верждение Гераклита о том, что все есть обмен противоположностей, до­полняется идеей происхождения всего через борьбу: “Следует знать, – говорит он, – что война всеобща, и борьба, и что все, что происходит, происходит через борьбу и по необходимости”.

Таким образом, в раннегреческой философии налицо совме­щение философского и физического (естественнонаучного) подхода в объяснении первоначала мира. С одной стороны, философы довольно чет­ко осуществляют субстанционалистский подход, с другой – субстанция бытия отождествляется с конкретной сти­хией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела зна­чение метафоры, которая в образной форме давала представление о перво­начале все сущего.

Однако философы не останавливались на определении первоначала, далее они стремились к исследованию его структуры и содержания. Древнегреческое учение об атомах является яркой тому иллюстрацией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для практиков и студентов Москва

    Учебное пособие
    7.Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации
  2. Указатель Биология Абрахина Н. О.    Заповедники России: учебное пособие для учащихся 5 -9 классов /Н. О. Абрахина, С. М. Соколовская

    Библиографический указатель
    Абрахина Н.О. Заповедники России: учебное пособие для учащихся 5 -9 классов /Н.О. Абрахина, С.М. Соколовская; Под ред. З.И. Тюмасевой. - Челябинск: Взгляд, 2003.
  3. Учебное пособие для вузов (6)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  4. Учебное пособие для студентов юридических специальностей Москва, 2010

    Учебное пособие
    § 2. Различные концепции объекта правоотношений – а) общефилософская; b) специально-юридическая; c) психологическая. Монистические и плюралистические теории объекта.
  5. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

Другие похожие документы..