Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА, государство на юге Африки. Омывается Атлантическим и Индийским океанами. Площадь 1,2 млн. км2. Население 40,8 млн. челов...полностью>>
'Документ'
Соревнования проводятся с целью пропаганды физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни и потребности молодёжи к систематическим...полностью>>
'Документ'
Термин "Франко борт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означ...полностью>>
'Лекции'
Амбивалентность - всеобщая характеристика мира и сущностный признак устройства жизни. Характеризующая все явления мира, она столь же присуща воспитат...полностью>>

Творчество Жозефа Бернара (1866-1931) и русская скульптура ХХ века

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Тюнина Елена Александровна

Творчество Жозефа Бернара (1866-1931) и русская скульптура ХХ века

Специальность 17.00.04 – Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре западноевропейского искусства Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской Академии Художеств.

Научный руководитель: доктор искусствоведения

Сергей Михайлович Даниэль

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

Ирина Насоновна Карасик

доктор искусствоведения

Татьяна Глебовна Малинина

Ведущая организация: Российский научно-исследовательский

Институт истории искусств

Министерства культуры РФ

Защита состоится « » …………………. года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 009 001 01 при НИИ теории и истории

изобразительных искусств Российской академии художеств по адресу:

119034 Москва, Пречистенка, 21.

С диссертацией можно ознакомиться в филиале научной библиотеки Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 21.

Автореферат разослан « » …………………….. 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат искусствоведения Е.Н.Короткая

  1. Общая характеристика работы

Диссертация представляет результаты изучения творчества французского скульптора Жозефа Бернара (1866-1931) и рецепции его искусства в русской скульптуре ХХ века.

В современном каталоге Музея д’Орсе Жозеф Бернар охарактеризован как скульптор, своими поисками нового пластического языка открывший путь Муру, Модильяни, Эпштейну, Бранкузи1. Заявив о себе в парижском артистическом мире в начале ХХ века, он формировал его картину вместе с такими художниками как Аристид Майоль, Антуан Бурдель, Шарль Деспио.

Имя и произведения Жозефа Бернара в первые десятилетия ХХ века были хорошо известны российским художникам и критикам. О творчестве этого скульптора с восхищением писали А.Луначарский, Я.Тугендхольд, В.Мухина. В 1910 году именно Жозеф Бернар был приглашен в качестве консультанта в Русскую Академию в Париже.

Место и роль Жозефа Бернара в истории французской скульптуры связывают, прежде всего, с обращением художника к технике «taille directe» – прямого высекания, или «прямой рубки» (термин, употребляемый в отечественном искусствоведении). Именно этой технике учились у французского мастера и русские скульпторы-эммигранты.

Актуальность темы исследования. В российском искусствознании творчество Жозефа Бернара до настоящего времени не подвергалось серьезному анализу. В коллекциях отечественных музеев нет ни одной его работы, в научных изданиях по истории искусства его имя встречается крайне редко. Его художественное наследие остается неизвестным не только широкому зрителю, но и специалистам. Между тем, внимательный взгляд на творчество и жизненный путь этого самобытного художника позволяет более полно осмыслить тенденции в развитии не только европейской, но и русской скульптуры в ХХ веке.

Актуальность исследования творчества Жозефа Бернара обусловлена еще и тем, что вопросы техники изготовления скульптуры в отечественном искусствознании практически не затрагиваются. При этом, современные методы искусствоведческого анализа скульптурного произведения не могут не учитывать особенностей технологического процесса создания скульптуры, их влияния на художественные характеристики произведения и на зрительское восприятие.

Объект изучения – творческий путь и скульптурные произведения Жозефа Бернара и его последователей.

Предмет исследования – творческий метод Жозефа Бернара и его влияние на искусство русских скульпторов ХХ века.

Новизна работы – впервые в истории отечественного искусствознания подробно описаны творческая биография Жозефа Бернара и его художественное наследие, рассмотрены особенности пластического языка скульптора и проведен сравнительный анализ его произведений из различных скульптурных материалов. Впервые подробно рассмотрена история возрождения техники прямого высекания скульптуры из камня без предварительной модели и определена ее роль в развитии искусства скульптуры ХХ века.

Источники. Диссертационное исследование проводилось на основе изучения автором оригинальных произведений Жозефа Бернара, находящихся в экспозиции парижского Музея д’Орсе, в коллекции Фонда Куберетена (Fondation de Coubertin, Франция ), в частном собрании семьи скульптора, а также в городе Вьенн (Франция, провинция Изер), родном городе скульптора, где в 1911 году был установлен памятник Мигелю Сервету работы Жозефа Бернара. Материалом для исследования также послужили документы, связанные с жизнью и творчеством скульптора: публикации статей в периодической прессе, воспоминания современников, родственников и друзей скульптора, а также архивные документы.

Целью данной диссертационной работы является введение имени Жозефа Бернара в контекст отечественного искусствознания, определение его роли и места в истории западноевропейского и русского искусства, а также степени его влияния на тенденции в развитии русской скульптуры в ХХ веке.

Исходя из этой цели, в диссертации поставлены следующие задачи:

- изучить творческую биографию Жозефа Бернара, зафиксировать ее событийный контекст (историческая ситуация, участие в выставках, реакция критики в периодической печати) и определить роль и место творчества Жозефа Бернара в современной ему художественной жизни;

- описать творческий метод скульптора, выявить истоки и определить особенности его пластического языка, проследить ступени его эволюции в контексте тенденций развития скульптуры начала ХХ века;

- проанализировать основные скульптурные произведения Жозефа Бернара с точки зрения их семантики, способов построения формы и воздействия на зрительское восприятие;

- охарактеризовать особенности техники прямого высекания скульптуры из камня и проследить историю ее возрождения в западноевропейском и отечественном искусстве;

- зафиксировать примеры прямого и косвенного влияния творчества Жозефа Бернара на русскую скульптуру и определить последствия этого влияния в отечественной скульптуре ХХ века.

Методика исследования основана на искусствоведческом анализе произведений Жозефа Бернара и его русских последователей, в частности, проведен сравнительный анализ скульптуры из различных материалов. Для реконструкции историко-художественного контекста собран, проанализирован и обобщен обширный корпус критических и научных публикаций по теме.

Апробация диссертационной работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите 13 ноября 2008 года на заседании кафедры русского искусства Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина РАХ. Промежуточные результаты исследования неоднократно докладывались на семинарах и научных конференциях: в Государственном Русском музее (2003 г.), в Европейском университете в Санкт-Петербурге (кафедра истории искусств, 2003, 2004, 2005 гг.), в Российском Государственном Гуманитарном университете в Москве (кафедра истории искусств, 2006, 2007 гг.), в НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (2004, 2005 гг.), В Московском государственном академическом художественном институте имени В.И.Сурикова (2005 г.), в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (2006 г.), в Институте им.Репина РАХ (2006, 2007, 2008 гг.)

Структура диссертации. Работа объемом 212 страниц основного текста состоит из Введения, четырех глав и Заключения, 73 иллюстраций, Списка иллюстраций, Списка использованной литературы.

  1. Основное содержание работы

Во Введении излагаются основные биографические сведения о Жозефе Бернаре, реконструируется исторический и художественный контекст его творческого пути, в том числе реакция русской художественной критики; приводится общая оценка европейскими искусствоведами его творчества и роли в истории скульптуры.

Здесь же определены основные темы и задачи диссертационного исследования.

Первая глава диссертации «Творчество Жозефа Бернара в художественной критике и научных публикациях ХХ века» представляет собой обзор библиографических источников по теме. Значительная их часть - прижизненные публикации о Жозефе Бернаре и его работах. Рассмотрен обширный корпус критических отзывов в периодической прессе, как французской, так и русской, а также монографии о художнике, в том числе, вышедшие в свет после его ухода из жизни. Кроме того, сделан краткий обзор статей, посвященных исследуемой теме в отечественной научной литературе. Задачей этого раздела диссертационной работы, является, во-первых, представление картины современного художнику восприятия его творчества критикой и публикой, и, во-вторых, определение степени изученности вопроса в западноевропейском и российском искусствознании.

Архив прижизненных публикаций в периодической прессе, посвященных Жозефу Бернару, или же тех, в которых упоминается его имя и дается оценка его творчества, составляет более ста двадцати газетных и журнальных статей. Рецензии на работы Жозефа Бернара и выставки с его участием печатались в таких популярных изданиях как «L’Art Décoratif», «L’Art et les Artistes», «Les Artes», «Art et Décoration», «Le Figaro» и др.

Подавляющее большинство просмотренных автором диссертационного исследования газетных и журнальных статей за период с 1899 по 1931 год носят комплиментарный, часто восторженный характер. Критиков привлекает в скульптурах Бернара лаконизм, сдержанность и спокойная выразительность формы, чистота и ясность пластического языка, обращение к античным истокам искусства скульптуры и к средневековой национальной традиции. Авторами рисуется романтический образ скульптора – затворника и молчуна, не подпускающего никого к своей работе, выполняющего каждую скульптуру в одиночку в своей загадочной мастерской.

Первая большая публикация о Жозефе Бернаре появилась во французской художественной прессе в 1908 году: это была статья Леона Риотора в журнале «L’Art Décoratif»2. Критик комментирует выставку Бернара в парижской галерее Гебрара (с которой скульптор сотрудничал в течение нескольких лет) и, в частности, фрагменты скульптур для памятника Мигелю Сервету (1911).

Важный источник сведений о реакции современников на работы Бернара – критические обзоры Осенних Салонов, в которых он принимал участие в 1910–1927 годах (исключая 1913 и 1914 годы). Этапным в судьбе скульптора стал Салон 1912 года, когда в центральной ротонде Гран Пале было выставлено 24 его произведения. Известный критик и художественный обозреватель нескольких крупных периодических изданий Арсен Александр характеризует экспозицию Бернара следующим образом: «…произведения Жозефа Бернара представлены в этом году в таком прекрасном составе и так внушительно, что они стали настоящим событием Салона <…>. Жозеф Бернар – один из наиболее сильных художников молодой скульптурной школы. Его тяжелый и древний труд свободен и значителен. Есть у этого скульптора удивительное сочетание языческой чувственности и вдумчивой настойчивости средневекового христианского художника. Он обладает чувством красоты позы и полноты формы <…>. Он не любит элементов разбитых и торчащих. Отличаясь в этом от имитаторов Родена, он не умножает количество впадин и выступов на поверхности скульптуры, чтобы придать колористический эффект. Посмотрите на эту прекрасную фигуру “Девушки с кувшином”. Как в этом изогнутом силуэте он дает идею простоты и ощущения жизни! Это действительно прекрасное произведение, и, не желая противопоставлять двух художников друг другу, скажу все же, что эта статуя Бернара – то совершенство, которое Майоль пока еще настойчиво ищет …»3.

В каталогах Осенних Салонов 1911 и 1912 годов техника работ Бернара специально обозначена как «pierre directe» (дословно – «прямой камень»); то же сделано и в каталоге его персональной выставки в парижской Галерее Манзи в 1914 году4. Этим впервые была подчеркнута самим Бернаром важность способа работы над скульптурой. В 1912 году была сделана и опубликована фотография фриза «Танец» в процессе его изготовления, которая демонстрировала метод работы Бернара: рельеф высекался непосредственно по нанесенному на поверхность мрамора рисунку5.

Количество и общая интонация прижизненных публикаций о Жозефе Бернаре во французской критике позволяют сделать вывод, что творчество скульптора, его новации в пластическом языке оказывали существенное воздействие на формирование общих тенденций в развитии французской скульптуры. Моделирование из мягкого материала или непосредственное высекание «по живому» камню отнюдь не было лишь вопросом техники. И об этом свидетельствует тот факт, что в Париже «в 1910-е годы вопрос о технике прямого высекания, живо обсуждаемый в мастерских, разделил скульпторов, непосредственно высекающих из материала, и лепщиков, которые формовали “из грязи”, как презрительно говорили о них первые»6.

Некоторые отголоски парижской дискуссии заметны и в русской критике, но в России она не приняла такого широкого размаха, как во Франции. Однако парижские корреспонденты русских изданий не обошли вниманием творчество Жозефа Бернара. О его работах восторженно писал А. Луначарский, Я.Тугендхольд, В. Мухина. Комментарии в отечественных изданиях не столь многочисленны, как французские, но не менее комплиментарны.

В 1920-е годы во Франции появляется несколько больших обстоятельных статей о Жозефе Бернаре, в частности, публикации Поля Фьерена «Скульптор Жозеф Бернар»7 в журнале «L’Art et les artistes» и Тристана (Леона) Леклера «Жозеф Бернар» в журнале «Art et Décoration»8. В своей статье Леклер уходит от привычной интонации разговора о Бернаре как о «пророке прямого высекания» и делает попытку сравнительного анализа работ Бернара, исполненных в различных техниках.

Самым последовательным и постоянным комментатором творчества Жозефа Бернара был Станислас Фюме (1896–1983). Впервые он опубликовал статью о творчестве Бернара в сборнике «La Renaissance Contemporaine» в 1912 году 9. В последующие годы Фюме регулярно печатал комментарии к новым произведениям Жозефа Бернара, неизменно подчеркивая глубинную христианскую сущность его искусства. В автобиографической книге «История Бога в моей жизни»10, получившей в 1979 году Католическую премию в области литературы, он посвятил Жозефу Бернару целую главу под названием «Человек и форма».

В 1923 году в Париже выходит монография Тристана Клингсора «Жозеф Бернар»11, где автор пишет в предисловии: «Я всегда утверждал, что в искусстве техника ведет за собой эстетику. Я не знаю лучшей тому иллюстрации, чем творчество Жозефа Бернара. Я хотел бы показать, до какого высочайшего уровня он продвинулся в адаптации произведения выбранному материалу»12.

В 1925–1926 годах выходит ряд публикаций, посвященных рельефам Бернара, украсившим павильоны на Всемирной выставке в Париже13.

C середины 1920-х годов о Бернаре пишут как об уже известном и признанном художнике. Критика единодушна в своем доброжелательном отношении к уникальным, «штучным» скульптурам Бернара14.

В 1928 году издатель Ван Оэ выпускает каталог произведений Жозефа Бернара, составленный самим скульптором и его супругой. Предисловие к каталогу написано критиком Ричардом Кантинелли15.

В этом же году выходит альбом из 26 репродукций скульптур Жозефа Бернара под редакцией и с предисловием Санисласа Фюме16.

Уход Жозефа Бернара из жизни в 1931 году был отмечен двумя большими ретроспективными выставками и целым рядом статей, подводящих итоги его творческого пути.

Публикации о творчестве Жозефа Бернара после 1931 года можно распределить на несколько групп. К первой мы отнесли отдельные издания о скульпторе, самое обстоятельное из которых вышло в издательстве Фонда Кубертена в 1989 году17. Это полный комментированный каталог скульптурных произведений Жозефа Бернара, составленный Люсьеном Стоенско и Паскаль Гремон Жервез. Каталог дополнен аналитическим текстом Рене Жулиана, в котором воссоздается творческий путь скульптора, а также статьей хранителя коллекции работ Бернара в Фонде Кубертена мадам Паскаль Гремон Жервез, посвященной истории создания фриза «Танец». В книге опубликованы также воспоминания о Жозефе Бернаре сына скульптора – Жана Бернара.

Кроме того, при поддержке Фонда Кубертена было выпущено несколько монографий, посвященных творчеству скульптора, среди которых брошюра «Жозеф Бернар»18 Рене Буйе (1972), каталог выставки «Камень и мрамор Жозефа Бернара», организованной фондом 13 сентября - 12 ноября 1989 года19 и монография, посвященная истории создания памятника Мигелю Сервету20.

Ко второй группе публикаций относятся монографии и научные труды по исследуемому периоду истории искусства, в которых затрагивается тема творчества Жозефа Бернара, в том числе труды отечественных искусствоведов. Здесь необходимо особо выделить кандидатскую диссертацию А. С. Шатских «Проблемы творческих взаимосвязей русской и французской скульптуры конца XIX – начала XX века»21. В одной из глав диссертации автором освещается роль Жозефа Бернара как консультанта Русской Академии в Париже и в общих чертах определено его место в парижской скульптуре начала века.

Из зарубежных исследований по данной теме крайне полезной представляется диссертация английского искусствоведа Патрика Д. Эллиота «Скульптура во Франции 1918-1939»22, где подробно рассмотрены и проанализированы особенности и тенденции во французской скульптуре в период между двумя войнами, а одна из глав посвящена возрождению и развитию техники taille directe и, в частности, творчеству Жозефа Бернара.

Наиболее подробно тема taille directе разработана в диссертационной работе французского искусствоведа Поля Ринюи «Возрождение техники прямого высекания в скульптуре Франции (1880-1840)»23.

К третьей группе публикаций относится целый ряд отдельных статей в периодических и научных изданиях, где прямо или косвенно затрагивается тема творчества Жозефа Бернара и его последователей.

К четвертой группе источников относятся каталоги выставок с участием работ скульптора и его русских последователей: за период с 1932 по 2003 год во Франции было организовано 15 персональных выставок работ Жозефа Бернара, более чем в 60 выставках в европейских странах и США участвовали отдельные его работы (в том числе в Москве и Ленинграде).

Во второй главе «Жозеф Бернар. Очерк творческого пути» в хронологической последовательности прослежены основные события жизни и этапы творческого пути скульптора. Проведен искусствоведческий анализ произведений мастера и особенностей творческого метода в его развитии. Особое внимание уделено техникам изготовления скульптуры, осуществлен сравнительный анализ работ из различных материалов на один и тот же сюжет. Задача этой главы диссертации – основываясь на обширном иллюстративном материале, подробно описать творческий путь Жозефа Бернара и метод его работы, выявить проблемы, которые решал скульптор в своем творчестве, обозначить ценные находки в разработке собственного пластического языка, выявить элементы актуальности этого поиска на сегодняшний день.

Жозеф Бернар родился 18 января 1866 года в городе Вьенн департамента Изер, в центре Франции. Отец скульптора, Флери Бернар (1842-1907), был резчиком по камню и принимал участие в работах по реставрации архитектурных памятников в долине Роны. Семейное дело определяющим образом способствовало будущей приверженности Бернара к работе с камнем и мрамором.

В 1881 году, благодаря выделенной муниципалитетом города Вьенн стипендии, он поступает в школу искусств в Лионе, где учится до 1886 года, после чего начинает обучение в Школе Искусств в Париже, в мастерской Пьера-Жюля Кавелье.

В 1892 году Жозеф Бернар впервые принимает участие в Салоне французских художников, оставшись при этом совершенно незамеченным критикой. Но еще в 1891 году он делает первую большую работу, заявляющую о нем, как о серьезном скульпторе – «Утраченная надежда». За первый гипсовый вариант этой скульптуры он получает медаль третьего класса в Салоне французских художников 1893 года. В 1897 году он выполнил эту скульптуру из каррарского мрамора, пользуясь техникой высекания по точкам с помощью пунктир-машины, и получил еще одну медаль Салона.

1890-е годы – время поисков и пробы собственных сил в разных скульптурных жанрах и с использованием различных пластических приемов. Среди работ этого периода – «Расставание» (1898), «Сидящий человек» (1899), «Портрет художника Марселя-Ленуара» (1899), «Игрок в шары» (1891), «Рок» (1897), «Тяжесть жизни»(1897).

Скульптура «Материнство» (1902) находится на стыке двух этапов творчества: построение ее композиционных планов отлично от всех предыдущих работ стремлением к компактности и немногословности. На этот раз Бернар решается на работу в камне без модели и использует те возможности, которые ему дает такая свобода.

В течение 1903-1904 годов Бернар окончательно возвращается к практике своей юности – taille directe. В эти годы он высекает скульптуру «Мыслитель» (1904) и быстро ставшую знаменитой женскую голову «Стремление к природе» (1903-1906).

Возрождение техники прямого высекания из камня сыграло решающую роль в судьбе его творчества и в последующем восприятии его места в истории скульптуры ХХ века. Хотя необходимо особо подчеркнуть то, что Бернар никогда не отказывался от моделирования в мягком материале и не прекращал работать с бронзой. Но способ работы отныне определял окончательный результат, становился главным фактором в построении скульптурной формы и в формировании ее эстетических характеристик.

На Осеннем салоне 1911 и 1912 гг. и на большой выставке в парижской галерее Манзи (Galerie Manzi или Galerie des Art) в 1914 году Жозеф Бернар показал работы, некоторые из которых были обозначены в каталоге как «pierre directe» – это было первое официальное использование термина. На выставке в галерее Гебрара в мае 1908 года широкой публике впервые была показана скульптура Бернара «Стремление к природе». Эта не первая, но едва ли не самая известная из работ Бернара, хранится ныне в коллекции Музея д’Орсе. «Стремление к природе» демонстративно несет в своем законченном виде черты техники, с помощью которой создана скульптура: в ней узнается основная форма блока камня, значительная часть которого едва обработана. Анатомические особенности лица и головы представлены исходя из пластических качеств и формы блока камня: плоский лоб, широкая шея, прижатые к голове уши. Скульптор стремится не только сохранить очертания камня, но и выявить и подчеркнуть саму его суть – его тяжесть, массивность, плотность, его древность и его историю.

Скульптура «Стремление к природе» явилась метафорой принятого Бернаром направления творческих поисков, пластической фиксацией вновь найденного им изобразительного языка. Гораздо позже, уже после смерти скульптора, адепт прямого высекания Эмануэль Тубер напишет об этой скульптуре: «Он знал, что вне канонов академизма живет, глухо еще, другая красота, более человечная, более простая. Без сомнения, эта женская голова анонсирует все произведения, которые за ней последуют: это – богиня-мать творчества Бернара»24.

Сразу же вслед за «Стремлением к природе» Бернаром высекается горельеф «Праздник виноградной лозы» (1906-1907), где скульптор развивает свой канон красоты, совершенно отличный от классического – укороченные пропорции ног, почти отсутствие шеи, полные грудь и бедра. Не лишенная кокетливого изящества “косолапость” постановки ног и детского, немного неловкого изгиба фигуры станет характерной для скульптур Бернара.

В 1905 году происходит крайне важное в судьбе художника событие – муниципалитет родного города Вьенн заказывает Бернару проект памятника Мигелю Сервету. Скульптор заявляет, что памятник будет полностью высечен из камня ручным способом. Макет памятника Мигелю Сервету скульптор закончил в 1907 году и в течение четырех лет работал в парижской мастерской над его созданием, высекая фигуры из камня. Нет сведений о том, кто помогал скульптору в этой работе; однако маловероятно, что фигуры такого размера Бернар высекал без помощника. Известно, что именно в эти годы в мастерской Бернара часто бывал Оскар Мещанинов, снимавший мастерскую по соседству25. Очень возможно, что именно Мещанинов и был тем скульптором, который участвовал в высекании фигур.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Усе, що відбувається з нами, залишає той або інший слід у нашому житті. Усе на світі бере участь у створенні нас такими, які ми є

    Документ
    «Календар знаменних та пам’ятних дат на 2012 рік» – покажчик, що містить хронологічний перелік дат, які відзначаються світовою спільнотою, перелік найбільш важливих православних та народних свят, а також тих, що відзначаються в Україні
  2. На приобретение библиотечного фонда для мук «Централизованная библиотечная система»

    Документ
    Управление муниципального заказа Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее - Уполномоченный орган) приглашает принять участие в открытом аукционе «На приобретение библиотечного
  3. Анатолий Павлович Кондрашов Большая книга

    Книга
    Книга, предлагаемая вашему вниманию, – не справочник и не учебник, и главная ее задача – не столько проинформировать вас о самых разнообразных фактах, сколько вызвать интерес к той или иной области знания и человеческой деятельности.
  4. Примерная программа дисциплины «История драматического театра» (2)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «История драматического театра» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 050800
  5. Примерная программа дисциплины «История драматического театра и основы режиссуры»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «История драматического театра и основы режиссуры» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального

Другие похожие документы..