Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
« … мы должны вырабатывать и новые подходы к образованию, и новые подходы к тому, каким образом нам обмениваться не только новыми технологиями, но и н...полностью>>
'Реферат'
Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным обра...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
обучение основным знаниям и навыкам разработки, реализации и оценки эффективности кампаний в области связей с общественностью в коммерческой и некомм...полностью>>

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов всех специальностей и форм обучения Москва 2010

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей экономической теории

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

по дисциплине «Экономическая теория»

для студентов всех специальностей и форм обучения

Москва – 2010

Невская, Н.А. Методические рекомендации по написанию по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов всех специальностей и форм обучения / Невская Н.А. – М. : РГТЭУ, 2010

Введение

Настоящие рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения при выполнении курсовых работ, для руководителей курсовых работ с целью формирования единых требований при разработке и защите работ. Рекомендации содержат предложения по структуре курсовой работы (далее - работа), объему, содержанию, оформлению, процедуре допуска к защите и порядку защиты работ.

Рекомендации разработаны на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также государственных стандартов по оформлению научно-исследовательских, печатных работ, библиографического списка с целью оказания помощи студентам при выполнении курсовой работы, подготовке студента к защите работы и объяснения процедур защиты.

Целями выполнения курсовой работы являются:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний в практической деятельности;

  • развитие навыков самостоятельной работы с отчетной, статистической документацией, методическими и нормативными материалами;

  • овладение методикой исследования и анализа при решении разрабатываемых в работе вопросов;

  • развитие навыков формулирования и обоснования решений поставленных задач.

При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:

  • обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цель и задачи работы, представить теоретическую и методологическую базу работы;

  • изучить теоретические положения, законодательство и нормативные документы, справочную и научную литературу по избранной теме;

  • собрать необходимый статистический материал и провести его анализ, используя современные методы и модели, выявить закономерности и тенденции по проблематике выбранной темы;

  • сделать выводы и по возможности разработать предложения по решению выявленных проблем.

Перед прочтением Методических указаний ознакомьтесь с основными ошибками, которые допускают студенты, приступая к написанию курсовой работы. Возможно, это мотивирует на более внимательное отношение к требованиям по написанию курсовой работы.

  1. Выбрав тему, студент выходит в сеть Интернет и через поисковую систему (Yandex, Google и т.д. – зависит от предпочтений) находит курсовую работу по данной теме, меняет реквизиты, Ф.И.О. автора и сдаёт преподавателю. В результете получает рецензию: «Плагиат. На переработку».

  2. Аналогичные действия п.1, но студент подходит к решению проблемы творчески и находит несколько курсовых работ по данной теме. Компанует материал по своему усмотрению и сдает преподавателю под своим авторством. В результете получает рецензию: «Плагиат. На переработку». Почему дана такая рецензия? По трем основным причинам: во-первых, написание курсовых работ – распространненный бизнес в Интернете и качественный материал бесплатно не выкладывают в сети, таким образом, компановать приходится из «третьесортного сырья»; во-вторых, курсовая уже написана и защищена ранее, то есть она уже устарела и не отражает современных реалий, в-третьих, такие работы редко соответствуют требованиям, предъявляемым кафедрой общей экономической теории РГТЭУ к курсовым работам.

  3. Студент принимает постороннюю помощь в написании работы. Здесь есть несколько аспектов, но следует обратить внимание на два основных. Во-первых, помошь исходит, как правило, от одного физического или юридического лица для группы студентов. В результате преподаватель получает на проверку несколько работ на разные темы, написанные «одной рукой». Формальных причин для отрицательной рецензии у преподавателя нет, особенно если работа выполнена в строгом соответствии с требованиями, но, как показывает практика, защита таких работ проходит безуспешно. Во-вторых, студент, не приложивший усилий к данной работе, как правило, очень плохо в ней ориентируется, особенно, когда преподаватель уточняет аспекты рассматриваемой темы. Но так как Вы уже вышли на защиту, то получаете заслуженную оценку «неудовлетворительно».

  4. Вы самостоятельно осуществляете работу, но так же самостоятельно выбираете требования к курсовой работе. Если Вам они нравятся и понятны, то исполняете, а если не нравятся, пропускаете. Это очень распространненная ошибка. Выполнять надо все без исключения требования к курсовой работе. Если в процессе работы возникли вопросы, следует по ним получить консультацию у научного руководителя.

Это краткий перечень основных ошибок, которые недопустимо совершать после прочтения данных Методических указаний.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Виды работ по этапам выполнения курсовой работы:

  1. Предварительный этап:

  • выбор темы курсовой работы и оценка возможности раскрытия данной темы;

  • подача заявления на закрепление темы;

  1. Основной этап:

  • сбор материала;

  • оформление курсовой работы;

  1. Заключительный этап:

  • рецензирование работы руководителем и допуск к защите;

  • защита работы.

1.1 Предварительный этап

Темы курсовых работ определяются кафедрой общей экономической теории. Студенту предоставлено право выбора темы курсовой работы. Перечень тем курсовых работ и правила их выбора представлены в Приложениях Б, В, а также в УМК Экономическая теория, 2008. (См. /structure/chairs/Kaf_13/default.aspx)

Староста группы формирует список закрепления тем в группе, который предоставляется в последний официальный день сдачи курсовых работ на кафедру и в электронном виде отправляется на адрес kafoet@. В теме письма фиксируем «Темы курсовых работ. Группа ___(полное название группы)»

Пример:

«Темы курсовых работ. Группа ФЭФ-12 В»

Документ, который следует прикрепить, оформляем в соответствии с Приложением А.

1.2 Основной этап

Составление плана курсовой работы

План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены. Правильно составленный план работы помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. План работы составляется самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода. План работы рекомендуется согласовать с руководителем курсовой работы. В процессе работы план работы может уточняться.

Подбор литературы

Курсовая работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Литература по теме работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами, интернет-сайты официальных организаций.

Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно в виде цитаты. После каждой цитаты приводится ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы. Конспект может содержать в себе факты, доказательства, примеры, основные положения и выводы автора, а также личное отношение студента к изученному материалу.

Рациональной и эффективной организации исследовательской деятельности способствует составление студентом собственной картотеки проработанных по теме и смежным вопросам литературных источников. Картотека не только помогает получить представление о степени изученности данной проблемы, но и позволяет работать с литературой более целеустремленно.

Оформление курсовой работы

Оформление проекта или работы осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний (Раздел 3). Выбор и форма представления иллюстративных материалов может согласоваться с руководителем курсовой работы.

1.3 Заключительный этап

Рецензия на курсовую работу

Рецензирует курсовую работу научный руководитель. В рецензии должна быть подтверждена (или не подтверждена) актуальность темы, в сжатой форме раскрыто основное содержание работы, отмечены достоинства и недостатки. Курсовая работа должна быть представлена руководителю для рецензирования не менее чем за 2 недели до установленного срока защиты на кафедру.

Студент, не представивший в установленный срок работу, получивший неудовлетворительную оценку на защите или не явившийся на защиту по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Для ликвидации академической задолженности студент обязан в установленные сроки представить курсовую работу руководителю и защитить её перед комиссией.

Рецензент в своей оценке должен обратить внимание на логику изложения материала, завершенность результатов и научно-исследовательский характер.

В результате рецензент даёт общую оценку работе. При наличии качественной исследовательской части даёт рекомендации на участие в конкурсе студенческих научных работ, а также использование для выступления на студенческих конференциях.

Рецензия одна, в ней отражается движение работы, при повторной сдаче необходимо прикладывать первую рецензию.

Допуск к защите курсовой работы

Допуск к защите осуществляет научный руководитель курсовой работы, что отражается в рецензии и на титульном листе курсовой работы.

Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Неудов­летворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии.

Повторно выполненная работа сдается на кафедру с рецензией и титульным листом с надписью «ПОВТОРНО» и номером присвоенным, при регистрации работы на кафедре.

Без официального допуска курсовые работы к защите не принимаются.

При получении допуска к защите студент вправе получить дополнительную консультацию по предстоящей защите.

К сдаче последнего экзамена по экономической теории допускаются лишь те студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам.

Курсовая работа, студенту не возвращается и хранится на кафедре экономической теории не менее года.

После получения допуска к защите, студент самостоятельно готовится к защите: составляет текст доклада, реагирует на замечания руководителя в рецензии.

Если в рецензии имеются замечания, которые неясны студенту или, на его взгляд, неправомерны, необходимо с помощью рецензента уяснить суть замечаний, а в ходе защиты курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснования своей позиции. При наличии ошибок в работе, студенту следует уяснить суть своих ошибок, а затем исправить их. Очень важно обратить внимание на пожелания и рекомендации рецензента, изучить дополнительные источники, указанные рецензентом.

Таким образом, подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в рецензии, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

В ходе защиты курсовой работы задача студента - показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.

На защиту курсовой работы студентом предоставляются:

  • курсовая работа,

  • рецензия руководителя на работу,

  • зачётная книжка.

При отсутствии одного пункта из данного перечня защита курсовой работы не может быть осуществлена.

Защита работы производится в соответствии с планом приёма защит курсовых работ студентов у данного руководителя. С ним можно ознакомиться на стенде кафедры общей экономической теории РГТЭУ, на странице кафедры в Интернет или непосредственно уточнить у научного руководителя время и место защиты.

Курсовая работа защищается перед комиссией, которая состоит из не менее 2-х преподавателей, включая руководителя курсовой работы.

По результатам защиты курсовой работы в зачётную ведомость (для защиты курсовой работы) выставляется оценка, которая заносится в зачётную книжку за подписью руководителя и учебную карточку студента. В учебную карточку студента так же вкладывается рецензия на курсовую работу.

Итоги выполнения и защиты студентами курсовых работ обсуждаются на заседании соответствующих кафедр (структурных подразделениях филиалов) и по мере необходимости на заседаниях Учёного совета факультета (филиала).

Критерии оценки курсовой работы:

  • «отлично» (90-100 баллов) выставляется студенту, показавшему глубокие знания, которые применяются при самостоятельном исследовании избранной темы, умение обобщать практический материал и делать на основе анализа выводы. Курсовая работа с оценкой «отлично» может быть рекомендована на конкурс студенческих работ, использована в качестве доклада на научно-студенческой конференции.

  • «хорошо» (70-89 баллов) выставляется студенту, показавшему в работе и при её защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не полной мере проявившему самостоятельность в исследовании.

  • «удовлетворительно» (50-69 баллов) выставляется студенту, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему самостоятельности в анализе или допустившему отдельные неточности содержания работы.

  • «неудовлетворительно» (до 50 баллов) выставляется студенту, не раскрывшему основные положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1 Структурные элементы курсовой работы

Структурными элементами курсовой работы являются:

1) титульный лист,

2) оглавление,

5) введение;

6) основная часть;

7) заключение;

8) список использованных источников;

9) приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы. Оформление титульного листа дано в приложении Г.

Оглавление включает введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. Примерная структура оглавления представлена в приложении Д. Следует обратить внимание, что через оглавление прослеживается структура всей работы, к которой кафедрой общей экономической теории РГТЭУ предъявляются требования. В частности, желательно основную часть работы уместить в 2 главы, каждая из которых разбивается на 2-3 параграфа. Глава не может содержать один параграф. Наличие в главе более трех параграфов говорит о поверхностном представлении данных вопросов, так как к работе предъявляются жесткие требования по объему работы.

Введение. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель курсовой работы и комплекс взаимосвязанных задач, подлежащих решению в процессе работы, а также представляется теоретическая и методологическая база.

Актуальность темы отражает степень важности её раскрытия на данный момент, то есть, почему читателю будет интересно, важно или просто необходимо познакомиться с Вашей работой. Это 2-3 предложения, которые анонсируют Вашу работу. Важно во введении, раскрывая актуальность темы, не уйти в раскрытие заявленной проблемы. Не следует писать фразы типа: «Мне эта тема очень интересна, поэтому она актуальна». Здесь необходимо заинтересовать читателя предметно и содержательно, а не своим примером.

Цель работы – это результат, к которому Вы желаете прийти и путь к нему. Цель работы одна. Формулируем её с использованием неопределённой формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть и т.д. Цель вашей курсовой работы скрыта в названии работы.

Задачи работы отражают шаги, делая которые, Вы достигаете цели. Вы должны поставить 6 - 7 задач. Они фактически связаны с параграфами Вашей работы. Задачи формулируются аналогично цели с использованием неопределенной формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, оценить, выявить и т.д.

Теоретическая и методологическая база подразумевает краткое описание использованых источников с указанием основных авторов. Это «поклон» в адрес людей, чьими трудами Вы воспользовались, а также возможность для специалиста с первого взгляда понять, о чем написана работа и какого подхода к данной проблеме придерживаетесь Вы.

При оформлении введения желательно структурные элементы выделить жирным шрифтом. Объем этой части работы 1 лист.

Так как введение – это та часть работы, которая подразумевает 100% самостоятельное изложение, важно не перейти на «ты» в общении с подразумеваемым читателем, то есть всё изложение материала должно осуществляется в неопределенной форме глагола. Нельзя употреблять местоимение «я».

Примерная схема введения представлена в приложении Е.

Основная часть. Требования к содержанию основной части работы даны в разделе 2.2.

Заключение. В заключении формулируются краткие выводы, полученные в ходе выполнения поставленных задач и цели. Вы кратко излагаете то, что написали в работе, но это самое главное, что вы хотите донести до читателя, самый «сок» Вашего труда. В заключение можно вынести числовые данные в целях иллюстрации вывода. Они должны отражать цель и задачи исследования, и не быть «вырванными» из работы числами.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении работы.

Правила оформления списка приведены в разделе 3.

Приложения. В приложении рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо признакам не могут быть включены в основную часть. Требования к оформлению приложений приведены в разделе 3.

2.2 Содержание основной части курсовой работы

Теоретический раздел

Раздел должен иметь наименование, отражающее теоретические аспекты темы курсовой работы. В общем случае в этом разделе должны быть отражены:

1) характеристика предмета исследования в соответствии темой курсовой работы, в частности, должен присутствовать анализ понятийной базы по заявленной теме.

2) анализ состояния вопроса, являющегося темой работы, при необходимости – методы анализа.

  1. основные подходы к решению проблемы, являющейся темой курсовой работы.

Теоретический раздел должен давать ответы на вопросы, что представляет собой проблема, являющаяся темой курсовой работы.

Объем раздела – 10 - 12 с. В разделе должно быть не менее двух и не более трех подразделов.

Аналитический раздел

Наименование данного раздела должно быть связано с анализом состояния предмета исследования, являющегося темой курсовой работы.

Исследование проблемы и экономический анализ должны быть целевыми и глубокими.

Анализ состояния проблемы, исследуемой в курсовой работе может включать:

  • анализ спроса и предложения;

  • анализ рынков капитала;

  • анализ рынков товаров и услуг;

  • анализ рыночной конъюнктуры;

  • анализ рынка труда;

  • анализ других проблем.

Осуществить анализ можно на примере экономических явлений и процессов, происходящих в России. При этом они должны отражать текущий момент, а не исторические события. Анализ проводится на примере трёх последних лет, включая текущий год.

В аналитическом разделе используются различные приемы анализа, указываются источники информации, приводятся аналитические таблицы и расчеты, графические способы отражения результатов анализа, делаются выводы.

В данном разделе обязательно использование не только статистического материала, но и результатов анализа, проведенного специалистами по данному вопросу, которые изложены в источниках периодической печати (например, Вопросы экономики, ЭКО, Вестник МГУ. Серия 6. Экономика., Вестник РГТЭУ и проч.).

При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:

  • данные следует приводить к абсолютным (млр. р., т, м, шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях;

  • для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно принести данные ее роста в процентах за несколько лет;

  • для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т. е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих материалов и содержания того вопроса, который они выражают.

Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.

Объем аналитического раздела курсовой работы не должен превышать 10-12 страниц.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Экономическая теория составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей.

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Экономическая теория составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность: 080103.65 «Национальная экономика», 080507.65 «Менеджмент», 080 .65 «Маркетинг», 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080105.
  3. Методические указания по выполнению дипломного проекта для студентов всех форм обучения по специальности 080505. 65 «Управление персоналом»

    Методические указания
    В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 080505 "Управление персоналом" подготовка и защита дипломного проекта – непременное условие профессиональной квалификации студента и признания
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы маркетинга» для студентов специальности 080111. 65 Маркетинг (М)

    Учебно-методический комплекс
    Разработана на основании примерной учебной программы дан­ной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инжене­ра по специальности 080 .
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансовое право для студентов 4 курса дневного отделения международно-правового факультета

    Учебно-методический комплекс
    Глубокие экономические и политические преобразования, затронувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства

Другие похожие документы..