Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В учебную программу филологических факультетов университе­тов входит курс «История лингвистических учений», в котором студен­ты знакомятся с историей...полностью>>
'Рабочая программа'
1415-1445. Академик РАН Велихов Е.П.1 , Жамалетдинов А.А.2. МГД-эксперимент «Хибины» - 30 лет (Обзор глубинных геоэлектрических исследований с мощным...полностью>>
'Урок'
Я работаю в школе 3-й год. Мой педагогический стаж невелик, но в своей работе я использую презентации, созданные в среде POWER POINT, практически с с...полностью>>
'Программа'
Программа защиты населения и территории муниципального образования «город Екатеринбург» от пожаров, аварий, катастроф, стихийных бедствий и совершенс...полностью>>

Влияние технологий на общественное развитие

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Влияние технологий на общественное развитие

Прежде, чем рассматривать влияние технологий на общественное развитие, попробуем ответить на вопрос: что означает "развитие" или "прогресс" общества? Как вы определите, какая страна мира является более развитой, а какая менее? Относительно проще определить, какая страна богаче, а какая беднее. Однако известно, что показатели богатства, т. е. объема ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, еще не дают нам информации о преобладающих способах использования этих ресурсов, о том, например, насколько равномерно распределено богатство среди различных групп населения, какая его часть используется для предоставления бесплатных услуг всем членам общества (например, в области здравоохранения и образования) или какое влияние оказывает производство и потребление на состояние окружающей среды. Понятно поэтому, что даже страны с примерно одинаковыми показателями средних доходов населения могут существенно различаться по показателям "КАЧЕСТВА ЖИЗНИ": возможности выбора рабочего места, доступности образования и медицинских услуг, чистоте воздуха и питьевой воды, уровню преступности и т. д. Как же тогда определить, которая из этих стран является более развитой?

Ответ на этот вопрос в принципе зависит, наверное, от того, как вы определите главную цель общественного развития: заключается ли она просто в накоплении богатства или в чем-то большем - в повышении благосостояния большинства, в создании условий для свободы людей, увеличении их социальной защищенности и т. д.?

В современных документах ООН акцент делается на так называемом развитии человеческого потенциала, или человеческом развитии, достижения которого оцениваются не только по показателям доходов населения, но и по таким факторам, как ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ, процент грамотности среди взрослого населения и уровень доступности образования. В широком смысле слова в понятие "общественное развитие" включаются все аспекты развития личности человека - от состояния его здоровья до степени его экономической и политической свободы. Как отмечено в "Докладе о человеческом развитии-1996" (Программа развития ООН), "человеческое развитие является целью, а экономический рост - лишь средством к ее достижению".

Несомненно, что ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, увеличивая богатство страны в целом, расширяет ее потенциальные возможности в борьбе с нищетой и в разрешении прочих социальных ("человеческих") проблем. Однако из опыта последних десятилетий известен ряд примеров экономического роста, не сопровождавшегося соответствующим прогрессом в области человеческого развития, роста, достигавшегося при усилении экономического неравенства, ущемлении демократии, разрушении окружающей среды. Благодаря более глубокому пониманию многочисленных взаимосвязей между экономическим ростом с одной стороны и социальными и экологическими проблемами - с другой специалисты, в том числе экономисты, наконец осознали, что такой рост неизбежно неустойчивv, т. е. не может поддерживаться в течение долгого времени.

Для того чтобы быть устойчивым, экономический рост должен постоянно "подпитываться" такими результатами человеческого развития, как рост знаний и умений работников (ростом ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА) наряду с расширением возможностей их эффективного использования - увеличением количества и улучшением качества рабочих мест, облегчением условий обзаведения собственным бизнесом, демократизацией управления на всех уровнях (см. рис. 1.1). Наоборот, отставание с решением проблем человеческого развития способно резко затормозить экономический рост. Согласно уже упоминавшемуся "Докладу o человеческом развитии", за последние тридцать лет "ни одной стране не удалось перейти от одностороннего прогресса с замедленным человеческим развитием и быстрым экономическим ростом к благодатной спирали прогресса, в которой человеческое развитие и экономический рост взаимно содействовали бы друг другу". Поскольку за замедлением человеческого развития неизменно следовало замедление экономического роста, такая модель прогресса была расценена как "тупиковая".


Устойчивое общественное развитие

Призывы к устойчивому общественному развитию сегодня часто можно услышать в выступлениях политических деятелей разных стран мира. Однако само понятие устойчивого развития вошло в оборот сравнительно недавно и зачастую трактуется по-разному. Концепция устойчивого общественного развития, при всей ее важности, находится пока в самой начальной стадии разработки и постоянно расширяется и усложняется. Вы сами можете попытаться уточнить определение этого понятия и отыскать взаимосвязь между составляющими его элементами - многочисленными экономическими, социальными и экологическими условиями обеспечения сбалансированного и долговечного, т. е. "устойчивого", развития общества.

Классическая формулировка, предложенная Комиссией ООН по вопросам окружающей среды и развития еще в 1987 г., гласит, что общественное развитие является "устойчивым", если оно "позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей". Понятно, что такого рода справедливости в отношениях между поколениями невозможно достигнуть при нарушении того же принципа в отношениях между группами ныне живущих людей, если экономическая деятельность одних будет по-прежнему угрожать благополучию других, принадлежащих к иной социальной группе или живущих в другой стране. Представьте себе, например, что продолжающаяся вырубка лесов в бассейне реки Амазонки - лесов уникальных в отношении биологического разнообразия - привела к исчезновению с лица земли малоизученного растения, использование которого в фармакологии могло бы спасти человечество от СПИДа. Или что рост выбросов в атмосферу углекислого газа, преимущественно индустриально развитыми странами, привел к глобальному потеплению климата, таянию ледников и затоплению островных и прибрежных территорий, в результате чего целые страны в развивающемся мире оказались в тяжелом экономическом положении.

Социальная справедливость, понимаемая как обеспечение равенства возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешнему, так и к будущим поколениям, имеет по меньшей мере три аспекта: экономический, социальный и экологический. Общепризнано, что, для того чтобы развитие общества могло продолжаться длительное время, необходимо добиться определенной сбалансированности в решении всех трех групп задач (см. рис. 1.2). Игнорирование же одной из сторон этого "треугольника" способно поставить под угрозу и дальнейший экономический рост и все дальнейшее развитие общества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Влияние традиций на экономическое развитие арабских стран на современном этапе

    Документ
    Арабские страны расположены на территории северной части Африки, в Западной и Юго-Западной Азии, что определяет важность их геоэкономического и геополитического положения.
  2. Влияние общества на окружающую среду

    Документ
    В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.
  3. Влияние периодической печати на общественно-политическую жизнь Европейского Севера России в 1985-1993 гг. (на материалах Архангельской и Вологодской областей)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «30» января 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при Ивановском государственном университете по адресу 153025, г.
  4. Приказ от 20 г. № Рабочая программа по предмету «Технология»

    Рабочая программа
    освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой,
  5. На пороге эры водолея

    Документ
    Бластяще проведённая 30 июня 1995 года стыковка нашей орбитальной станции "Мир" и американского космического корабля "Атлантис" - яркая демонстрация наступающей эры Водолея, эры всемирного сотрудничества и духовного

Другие похожие документы..