Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Саги о древних временах» (fornaldarsögur Norðurlanda), один из основных видов исландских саг, записывались в более поздний период, чем саги об ислан...полностью>>
'Документ'
1.Введение Выдающийся русский историк В.О.Ключевский заметил однажды, что XVIII век для изучения представляет большую трудность, чем предшествующие с...полностью>>
'Конкурс'
Цели:1.познакомить с детством поэта, с периодом Михайловской ссылки; помочь осознать роль няни в жизни поэта; показать мастерство поэта в создании ка...полностью>>
'Документ'
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова объявляет о проведении Международной научно-технической молодежной конференции «Си...полностью>>

Литература Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины > Методические указания студентам

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Пермский государственный педагогический университет

Кафедра русской и зарубежной литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Детская литература

Специальность 050301.65 «Русский язык и литература»

Специальность 050302. «Родной язык и литература с дополнительной специальностью Русский язык и литература»

СД Ф.14 Детская литература

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №

« » 2008 г. « » 2008 г.

Зав. кафедрой

Пермь 2008

Автор-составитель:

Долгих Т.Д, кандидат филологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс_по детской литературе разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного высшего профессионального образования

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла профессиональной подготовки и является обязательной для изучения


Декан Абашева М.П.

Директор библиотеки Костицина М.И.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  2. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

  1. Содержание курса

  2. Темы практических занятий

  3. Учебно-методическое обеспечение

    1. Литература

6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

6.3. Методические указания студентам

  1. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Очное отделение

Рабочая программа дисциплины

1.Цели и задачи изучения дисциплины «Детская литература»

Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности032900 «Русский язык и литература» и 033000 «Родной язык и литература с дополнительной специальностью «Русский язык и литература».

Курс детской литературы занимает особое место в системе историко-литературного образования будущих учителей-словесников, т.к. необходимо дать не только целостное представление о детской литературе как вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной литературы, но и показать ее тесную взаимосвязь с зарубежной литературой, а также педагогической мыслью. Поэтому в системе лекционно-семинарских занятий приоритеты отданы анализу индивидуального стиля того или иного автора (в монографических темах), стилю направления, эпохи – в темах обобщающего характера. Структуру курса определяет не жестко «хронологический» подход, а последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а также изучение развития детской и юношеской литературы для взрослых, через различные формы взаимодействия русской детской литературы и зарубежной.

Такой подход в изучении детской литературы должен помочь будущим учителям овладеть навыками организации детского и юношеского чтения, когда во главу угла ставится не проблемно-тематический анализ, а повышенное внимание к художественному слову.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

В соответствии с требованиями государственного стандарта в результате изучения детской литературы студент должен

  • понимать эстетическую природу произведений искусства слова, адресованных детям и юношеству, а также их воспитательные и познавательные возможности;

  • изучить монографически творчество выдающихся детских писателей, как русских, так и зарубежных;

  • выработать навыки анализа художественного текста, имеющего своим адресатом ребенка;

  • в качестве будущего педагога владеть критериями отбора произведений для чтения учащихся разных возрастов, понять научные основы включения творчества того или иного писателя в чтение младшего и старшего возрастов.

  • знать тексты входящих в программу произведений.

4.Содержание курса

Тема 1. Введение. Жанр литературной сказки XIX в. Неомифологизм литературной сказки XX в. Жанр фэнтези.

Предмет, основные задачи, содержание курса. История и особенности жанра литературной сказки. Классическая английская сказка для детей: Л. Кэррол (игра как особая форма познания мира, пародийность, аллегоричность); Лир и Кэрролл – два создателя жанра «нонсенса»; сказки О. Уайльда; Р. Киплинг «Просто сказки» (жанровое новаторство, неповторимость интонации, неомифологизм); Дж. Барри «Питер Пэн и Венди» (неомифологизм «идеализация всего, что было удивительного и недостижимого в детстве»); К. Грэм «Ветер в ивах» (лирико-философское начало, нравственность и актуальность).

А. Ремизов «Посолонь» (жанровые особенности, мифотворчество). А. Толстой «Золотой ключик» (отражение Серебряного века в сказке, архетипичность образа Буратино).

Неомифологизм как особенность культурного сознания XX в., отражение евангельской структуры сюжета в сказках К. Коллоди, Фр. Баума, Кл. Льюиса, Дж. Толкиена, притчевое начало в сказках А. де Сент-Экзюпери, Т. Янссон.

Жанровые особенности фэнтези; «славянские» фэнтези и его авторы (М. Семенова, Ю. Никитин, Д. Иволгина, Е. Дворецкая, С. Алексеев и др.). Книги Дж. Ролинг о Гарри Поттере (тип героя; причины популярности).

Тема 2.Повесть о детях и для детей XIX – нач. XX вв. Произведения Фр. Бернетт, Э. Портер, Л. Чарской.

Тематика и проблематика повестей для детей, особенности психологического конфликта, гуманность произведений и их социальная направленность. особенности структуры этого жанра: мотив путешествия, образ дома, образ воспитателя. Архетипичность образа главного героя в «Маленьком лорде Фаунтлерое», особенности конфликта. Переосмысление традиций детской повести XIX в. в произведении Э. Портер «Поллианна», библейские реминисценции. Плюсы и минусы сентиментальной литературы в произведениях Л. Чарской, оценка К. Чуковского.

Тема 3.Русская реалистическая проза о детях XIX – первой половины XX вв.

Автобиографические произведения Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова, рассказывающие о «жизни человека в детстве»; особенности психологизма. Произведения русских писателей-эмигрантов (Бунин, Куприн, Зайцев, Шмелев, А. Толстой) о детстве. Изображение особенностей русского национального характера в «Богомолье» и «Лете Господнем» И. Шмелева, своеобразие концепции детства. Отражение сказочных традиций в «Детстве Никиты» А. Толстого. Лиризм и исповедальность повести Б. Пастернака «Детство Люверс», отражение христианских идей.

Тема 4.Советская проза для детей 20-30-х гг. Творчество А. Гайдара.

Особенности проблематики, тип героя, жанровое многообразие в произведениях для детей 20-30 – хгг. (Неверов, Бантелеев, А. Толстой, Олеша, Житков, Паустовский, Пришвин, Лагин, Катаев и др.).

Приключенческое начало в произведениях А. Гайдара; изображение положительного героя своего времени; особенности тематики.

Тема 5.Советская поэзия для детей 20-30-х гг.

Творчество Чуковского для детей: новаторство формы и содержания сказок («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Крокодил» и др. ), 10 заповедей детского поэта; значение книги «От двух до пяти». Традиции «нонсенса» в стихах Чуковского и Маршака. Разнообразие тем, образов, жанров в поэзии Маршака. Ленинградские журналы «Чиж» и «Еж» (1927-29 гг.).

творчество «обэриутов» для детей (Введенский, Хармс, Олейников): игровые тексты, алогизм, роль подсознательной ассоциации.

Стихи С. Михалкова и А. Барто – сатирическая направленность, живые характеры детей, расширение ритмической и фонетической возможности детского стиха.

Тема 6. Приключенческая литература

История возникновения и развития жанра в XIX-XX вв., особенности хронотопа, тип героя. Эволюция жанра от традиционного приключенческого произведения к научной фантастике. Детектив – один из жанров приключенческой литературы, этапы развития, типологические особенности. «Детский» детектив.

Тема 7. Творчество Ю.Коваля

Метафоризм, притчевое, философское начало прозы Коваля. Мастерство изображения детского характера ; особенности комизма.

Тема 8. Современные пермские детские писатели

Произведения И. Христолюбовой, С. Силина, А. Зеленина, А. Иванова, В. Виниченко, Н. Совы – жанровое (сказки, игровые стихи, фэнтези, школьная повесть) и тематическое разнообразие; значение образа Ивана Семенова для произведений пермских авторов.

Тема 9. Современная литература для детей

Иронические произведения Г. Остера – продолжение традиций «нонсенса»; тип героя (дети и звери); скрытая мораль; юмор и фантазия.

М. Москвина – жанры, темы. герои; особенности комического – гротескность ситуаций, острохарактерные герои; экзистенциальные мотивы.

С. Георгиев – разнообразие жанров; пародийность, метафоризм, философское начало (типология характеров героев).

И. Востросаблин – приемы пародирования жанра «страшилки».

С. Козлов – переосмысление традиций фольклорной сказки в изображении героев; поэтичность и точность словесного выражения.

Б. Минаев – продолжение классической реалистической традиции в изображении детства.

Т. Крюкова – тип героя и образ мира; причины популярности произведений.

А. Гиваргизов – образы ребенка и взрослого; игровое начало.

В. Воскобойников – глубина осмысления феномена детства; разнообразие жанров (лирические повести, рассказы о православных святых, переосмысление знаменитого жанра – серия «Жизнь замечательных детей»).

Детская поэзия последней четверти ХХ – нач.XXI вв. - авторы, темы, особенности поэтики.

5.Темы практических занятий

Тема 1. Сказки А. Погорельского «Черная курица» и В. Одоевского «Городок в табакерке»

Вопросы к теме:

1. Литературная сказка, ее сходство и отличие от сказки фольклорной.

2.Особенности сюжета и композиции в сказке Погорельского.

3.Психологическое мастерство автора в создании характера Алеши.

4.Роль автора-повествователя в произведении.

5.Что позволяет считать сказку Одоевского научно-художественным произведением?

6.Роль фантастического в обеих сказках.

7.Какой из детских характеров – Миши или Алеши – представляется вам более полнокровным и убедительным? Почему?

Литература:

Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.

Очерки о детских писателях:справочник для учителей начальных классов.-М., 2002. - С.164-166.

Кирилюк З.В. Проза Антония Погорельского// Антоний Погорельский. двойник. - Киев, 1990.

В. Греков. Жизнь и мираж (О сказках В.Ф. Одоевского) // Одоевский В.Ф. Пестрые сказки; Сказки дедушки Иринея. - М., 1993 (Забытая книга).

Тема 2. Повесть Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»

Вопросы к теме:

1.Значение изобразительных средств (портрет, пейзаж, интерьер) в повести Григоровича.

2.Смысл финала повести, как финал определяет произведение.

3.Признаки критического реализма в повести Григоровича.

Литература:

Н.И. Пруцков. Школа беллетристов-разночинцев 60-х гг. //История русской литературы в 4-х тт. Т.3.- Л., 1982. -С. 48-79.

Тема 3. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»

Вопросы к теме:

1.Особенности психологизма в изображении характера ребенка.

2.Развитие темы любви: заблуждения и открытия отношение Темы к цветку, Иоське, Жучке). Особенности построения первых трех глав.

3.Особенности воспитательной системы матери Темы, отца, гимназических учителей.

Литература:

Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой //История русской литературы в 4-х тт. - Т.3. С. 797-804.

Н.В. Федорова. Детство в тетралогии Н. Гарина-Михайловского//В измерении детства:Сб.ст. - Пермь, 2008. - С. 119-137.

К. Чуковский. Современники.-М., 1967. - С. 219-234. (ЖЗЛ)

Тема 4. Жанр детектива (рассказы К. Дойла «Союз рыжих», «Скандал в Богемии», «Человек с рассеченной губой», «Пять апельсиновых зернышек», «Пестрая лента»).

Вопросы к теме:

1.Особенности композиции в рассказах о Шерлоке Холмсе.

2.Докажите, что доктор Ватсон в качестве повествователя – настоящая удача писателя.

3.Какой из перечисленных рассказов вам кажется наименее и наиболее удачным в жанровом отношении? Почему?

4.Как доказать, что Шерлок Холмс – неоромантический герой?

Литература:

Дж. Карр, Х. Пирсон. Артур Конан Дойл. - М., 1989.

М. Тугушева. Под знаком четырех. - М., 1991.

Сб. Как сделать детектив. - М., 1990.

Тема 5.Сравнительно-сопоставительный анализ двух повестей

(В.Катаев «Сын полка», В.Богомолов «Иван»)

Вопросы к теме:

1.Особенности форм повествования в обеих повестях.

2.Роль изобразительных средств (портрет, пейзаж, интерьер) в создании правдоподобия повествования у обоих авторов.

3.Особенности финала каждой из повестей. Тип героя у Катаева и Богомолова.

4.Определите принципиальную разницу позиций обоих авторов.

Литература:

Галанов Б.Е. Валентин Катаев. Очерк творчества. -М., 1982.

Русские детские писатели XX века:Библиографический словарь. - М., 2001. - С. 218-221.

Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий. Современная русская литература: 1950-1990-е года. В 2-х тт. - Т.2.-М., 2003.-С. 191-199.

Тема 6. Современные детские журналы

Вопросы к теме:

1.Насколько учитывается возраст читателя в содержании и оформлении журнала?

2.Степень познавательности и развлекательности журнала.

3.Наиболее интересные рубрики.

4.Дается ли в журнале материал «на вырост» (с учетом последующего духовного роста ребенка).

5.Оригинальность оформления журнала.

6.Наиболее популярные журналы, причины их популярности.

Литература:

В.Е. Кайгородова. Современные российские журналы для детей:тенденции и проблемы// В измерении детства: Сб.ст. - Пермь, 2008. - С. 153-163.

Темы практических занятий

для специальности 050302. «Родной язык и литература с дополнительной специальностью Русский язык и литература»

Тема 1. Сказки А. Погорельского «Черная курица» и В. Одоевского «Городок в табакерке»

Вопросы к теме:

1. Литературная сказка, ее сходство и отличие от сказки фольклорной.

2.Особенности сюжета и композиции в сказке Погорельского.

3.Психологическое мастерство автора в создании характера Алеши.

4.Роль автора-повествователя в произведении.

5.Что позволяет считать сказку Одоевского научно-художественным произведением?

6.Роль фантастического в обеих сказках.

7.Какой из детских характеров – Миши или Алеши – представляется вам более полнокровным и убедительным? Почему?

Литература:

Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.

Очерки о детских писателях:справочник для учителей начальных классов.-М., 2002. - с.164-166.

Кирилюк З.В. Проза Антония Погорельского// Антоний Погорельский. двойник. - Киев, 1990.

В. Греков. Жизнь и мираж (О сказках В.Ф. Одоевского) // Одоевский В.Ф. Пестрые сказки; Сказки дедушки Иринея. - М., 1993 (Забытая книга).

Тема 2. Повесть Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»

Вопросы к теме:

1.Значение изобразительных средств (портрет, пейзаж, интерьер) в повести Григоровича.

2.Смысл финала повести, как финал определяет произведения.

3.Признаки критического реализма в повести Григоровича.

Литература:

Н.И. Пруцков. Школа беллетристов-разночинцев 60-х гг. //История русской литературы в 4-х тт. Т.3.- Л., 1982. -С. 48-79.

Тема 3. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»

Вопросы к теме:

1.Особенности психологизма в изображении характера ребенка.

2.Развитие темы любви: заблуждения и открытия отношение Темы к цветку, Иоське, Жучке). Особенности построения первых трех глав.

3.Особенности воспитательной системы матери Темы, отца, гимназических учителей.

Литература:

Г.Я. Галанов. Л.Н. Толстой //История русской литературы в 4-х тт. - Т.3. С. 797-804.

Н.В. Федорова. Детство в тетралогии Н. Гарина-Михайловского//В измерении детства:Сб.ст. - Пермь, 2008. - С. 119-137.

К. Чуковский. Современники.-М., 1967. - С. 219-234. (ЖЗЛ)

Тема 4. Жанр детектива (рассказы К. Дойла «Союз рыжих», «Скандал в Богемии», «Человек с рассеченной губой», «Пять апельсиновых зернышек», «Пестрая лента»).

Вопросы к теме:

1.Особенности композиции в рассказах о Шерлоке Холмсе.

2.Докажите, что доктор Ватсон в качестве повествователя – настоящая удача писателя.

3.Какой из перечисленных рассказов вам кажется наименее и наиболее удачным в жанровом отношении? Почему?

4.Как доказать, что Шерлок Холмс – неоромантический герой?

Литература:

Дж. Карр, Х. Пирсон. Артур Конан Дойл. - М., 1989.

М. Тугушева. Под знаком четырех. - М., 1991.

Сб. Как сделать детектив. - М., 1990.

Тема 5.Сравнительно-сопоставительный анализ двух повестей

(В.Катаев «Сын полка», В.Богомолов «Иван»)

Вопросы к теме:

1.Особенности форм повествования в обеих повестях.

2.Роль изобразительных средств (портрет, пейзаж, интерьер) в создании правдоподобия повествования у обоих авторов.

3.Особенности финала каждой из повестей. Тип героя у Катаева и Богомолова.

4.Определите принципиальную разницу позиций обоих авторов.

Литература:

Галанов Б.Е. Валентин Катаев. Очерк творчества. -М., 1982.

Русские детские писатели XX века:Библиографический словарь. - М., 2001. - С. 218-221.

Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий. Современная русская литература: 1950-1990-е года. В 2-х тт. - Т.2.-М., 2003.-С. 191-199.

Тема 6. А. Гайдар «Тимур и его команда»

Вопросы к теме:

1. Особенности изображения пространства в повести.

2. Соотношение личного и общественного в жизни героев.

3. Тема счастья в повести.

Литература:

Камов Б.Н. А. П. Гайдар: Грани личности. Принципы творчества. - М., 1979.

Русские детские писатели XX века:Библиографический словарь. - М., 2001. - С. 114-117.

М.А. Литовская. «Преждевременные воины» в русской литературе XX века// В измерении детства:Сб.ст. - Пермь, 2008. - С. 38-47.

Тема 7. В. Драгунский «Денискины рассказы»

(«Он живой и светится», «Старый мореход», «Что я люблю»)

Вопросы к теме:

1.Сюжетное развитие оппозиций «далекое - близкое», «движение – неподвижность» в рассказе «Он живой и светится».

2.Изображения реального пространства (дом, двор) и пространства мечты в рассказе «Старый мореход».

3.Лирическое и комическое в рассказе «Что я люблю».

Литература:

Сивоконь С. Веселые ваши друзья. - М., 1986.

Русские детские писатели XX века: Библиорафический словарь. - М., 2001. С. 164-166.

Тема 8. Образ двоечника в повести Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова»

Вопросы к теме:

  1. Особенности конфликта в повести.

  2. Появление сказочных мотивов (мотив высмеивания дурака; мотив мечты о чуде; мотив мнимой болезни; мотив чудесного помощника).

  3. Воспитательное значение повести.

Литература:

Воловинская М.В. Образ двоечника в советской литературе для детей середины 20 века // В измерении детства: Сб.ст. - Пермь, 2008. С.138-143.

Тема 9. Проза М. Москвиной

(рассказы «Скользкая дорожка», «Корабельный ревун», «Путник запоздалый»)

Вопросы к теме:

  1. Особенности комического в рассказах (комизм положений и характеров, пародия, гротеск).

  2. Философское начало прозы Москвиной.

Литература:

Андреева И. Представление только начинается//Детская литература – 1988. № 12.

Русские детские писатели XX века:Библиографический словарь. - М., 2001. - С. 296-298.

Тема 10. Современная проза для детей (И. Востросаблин, А. Гиваргизов)

Вопросы к теме:

  1. Пародирование жанра «страшилки» в рассказах И. Востросаблина «Черная рука из 2-го подъезда», «Страшная квартира», «Зеленые туфли»).

  2. Образ ребенка и взрослого в рассказах А. Гиваргизова.

Тема 11. Коми-пермяцкая детская литература

Вопросы к теме:

  1. Наиболее заметные имена национальных авторов, писавших для детей в XX в.

  2. Жанровое разнообразие коми-пермяцкой детской литературы.

  3. Важнейшие темы коми-пермяцкой детской литературы.

Литература:

Нарыкова Г.В. Коми-пермяцкая детская литература:Региональный компонент в литературном образовании младших школьников. Ч. 2-я. - Соликамск, 2004.

Тема 12. Современные детские журналы

Занятие 1-е. Журналы для младших детей.

Занятие 2-е. Журналы для подростков и старшеклассников.

Вопросы к теме:

  1. Насколько учитывается возраст читателя в содержании ии оформлении журнала?

  2. Степень познавательности и развлекательности журнала.

  3. Наиболее интересные рубрики.

  4. Есть ли в журнале материал «на вырост», с учетом последующего духовного роста ребенка?

  5. Оригинальность оформления журнала.

  6. Наиболее популярные журналы, причины их популярности.

Литература:

Кайгородова В.е. Современные российские журналы для детей:тенденции и проблемы// В измерении детства: Сб.ст. - Пермь, 2008.- С. 153-163.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Литература

Художественные тексты

Список художественных текстов

Основной:

Портер Э. Поллианна.

Пастернак Б. Детство Люверс.

Шмелев И. Лето Господне.

Толстой А. Золотой ключик

Детство Никиты.

Гайдар А. Тимур и его команда. Школа. Судьба, барабанщика. Военная тайна.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Ремизов. А. Посолонь.

Милн А. Винни-Пух и все-все-все.

Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

«Славянские» фэнтези. (М. Семенова, Ю. Никитин, Е. Дворецкая, И. Мерцалов – на выбор).

Давыдычев Л. Жизнь Ивана Семенова.

Иванов А. Географ глобус пропил.

Москвина М. Увеличительное стекло. Моя собака любит джаз. Жизнь и приключения милиционера Караваева.

Востросаблин И. Черная рука из второго подъезда.

Георгиев С. Драконы среди нас. Один мальчик, одна девочка.

Классики: Лучшие рассказы современных детских писателей.

Классики: Лучшие стихи современных детских писателей.

Гиваргизов А. Хитрый зубов.

Одоевский В.Ф. Городок в табакерке.

Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.

Кэрролл Л. Алиса в стране Чудес. Алиса в Зазеркалье.

Толстой Л.Н. Новая азбука. 4-е. Русские книги для чтения. Детство.

Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука.

Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик.

Гарин-Михайловский Н.М. Детство Темы. Гимназисты.

Мало Г. Без семьи.

Додж М. Серебряные коньки.

Бернетт Фр. Маленький лорд Фаунтлерой.

Чарская Л. Записки институтки. Люда Влассовская.

Сказка ХХ века (П.Треверс, Ф.Зальтен, Кл. Льюис, а. Де Сент-Экзюпери, Р. Бах, Фр. Баум, Э.Уайт, А.Линдгрен – одно произведение на выбор).

Сетон-Томпсон Э.. Животные, которых я знал.

Кервуд Дж. Гризли. Казан.

Джемс В. Дымка.

Серая Сова. Саджо и ее бобры.

Пришвин М.М. Календарь природы. Жень-шень.

Барри Дж. Питер Пэн.

Грэм К. Ветер в ивах.

Киплинг Р. Сказки просто так.

Толкиен Дж.. Хоббит. Властелин колец

Детектив ХХ века (Ж.Сименон, А.Кристи, Дж.Чейз, Р.Чандлер, И.Флеминг, Н.Марш, Э.Гарднер, Эллери Куин, Ф.Джеймс, Д.Сейерс – на выбор).

Чуковский К. Сказки для детей. От 2-х до 5-ти.

Стихи поэтов 20-30-х гг. (С.Маршак, Д.Хармс, А.Барто, С.Михалков – на выбор 10-12 произведений каждого автора).

Погодин Р. Ожидание. Осенние перелеты.

Коваль Ю. Недопесок. Поздним вечером, ранней весной. Пять похищенных монахов.

Исарова Л. Задача со многими неизвестными.

Остер Г. Вредные советы. Задачник по математике. Легенды и мифы Лаврового переулка.

Железников В. Чучело.

Дополнительный:

Андерсен Г.Х. Сказки

Гауф В. Сказки.

Ишимова А.О. История России в рассказах для детей.

Ушинский К.Д. Детский мир. Родное слово.

Гринвуд Дж.. Маленький оборвыш.

Даррелл Дж. Моя семья и другие звери.

Крапивин В.Застава на якорном поле.

Симонова Л. Круг. Лабиринт.

Учебные пособия

Зарубежная детская литература для детей и юношества. В 2-х ч./ Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С.Чернявской. М.,1989.

Детская литература: Учебное пособие / Под ред. Е.Е.Зубаревой. -М.,1985.

Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература: 2002

Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. М.,1995.

Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец ХХ-первая половина XIX века. М.,1990.

Зарубежная детская литература /Под. ред. Н.В. Будура, Э.И. Ивановой и др. - М.,1998.

Хрестоматия по детской литературе /Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. - М., 1997.

Детская литература: Хрестоматия с основами литературоведения / Сост. А. В. Дановский. - М., 1996.

Научная литература

Обязательная

Белоусов Р. О чем умолчали книги. М.,1972.

Александрова М. Советские детские журналы 20-х годов. М.,1982.

Акимова А., Акимов В. Семидесятые, восьмидесятые… Проблемы и искания современной детской прозы. М.,1989.

Бегак Б. Классики в стране детства. М.,1983.

Бонналь Н. Толкиен: мир чудотворца. М., 2003.

Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. М.,1975.

Демурова Н.М. «Июльский полдень золотой…»: Статьи об английской детской книге. М., 2000.

Николаева С.А. Дети и война. М.,1991.

Любинский И. Очерки по советской драматургии для детей. М.,1987.

Павлова Н. Лирика детства. М.,1987.

Петровский М.С. Книги нашего детства. М.,1986.

Сивоконь С.И. Уроки детских классиков: Очерки. М.,1990.

Культура и мир детства / сб. статей. Под ред. И.С. Кона. М., 1986.

Брауде Л. Сказочники Скандинавии. - Л., 1974.

Липовецкий М. Литературная сказка. - Свердловск, 1993.

Сарнов Б. Самуил Маршак: Очерк поэзии. - М., 1968.

Михайлова Н. Мастер.Записки о творчестве С.Я. Маршака. - М.,1979.

Петровский М.С. Книга о корнее Чуковском. - М., 1966.

Путилова Е. Ленинградская детская литература 20-30-х гг. //Детская литература – 1993. № 3.

Александров В. Сквозь призму детства. - М., 1980.

Мотяшов И. Радий Погодин: Очерк творчества. - М., 1983.

Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь. - М., 2001.

Чуковский К. Лидия Чарская //К. Чуковский. Соч. в 2-х тт. - Т.1. - М., 1990.

Осьминина Е.А. Радости и скорби Ивана Шмелева // Шмелев И.С. Лето Господне. - М., 1996. - («Школа классики»).

Как сделать детектив /сб.ст. - М., 1990.

В измерении детства: Статья о детской литературе. - Пермь, 2008.

Дополнительная

Урнов Д. Как возникла страна чудес. М., 1969.

Сквозь волшебное кольцо: Британские легенды и сказки. М.,1988.

Арзамасцева И. Метафора жизни: Размышления о сказке // Детская литература. 1991. № 9-10. С. 26-30.

Васюченко И. Игра и тайна: Сказки XX века // Детская литература. 1994. № 4. С. 3-9.

Руднев В.П. «Винни-Пух» и философия обыденного языка. М., 1996.

Чудинова Е. Возвращение Седрика Эррола // Детская литература. 1993. № 5. С. 31-36.

Либединская Л. Уроки маленького оборвыша. // Детская литература. 1991. № 6. С. 33-36.

Миронова Е.В. «Сердце свое слушай»: К изучению произведений И.С.Шмелева в 5 кл. // Литература в школе. 1992. № 3,4. С. 67-78.

Нагибин Ю. Послесловие / Кервуд Д. Гризли. Казан. М.,1960.

Пришвин М. Предисловие / Серая Сова. Саджо и ее бобры. М.,1971.

Бианки В., Сладков Н. Послесловие / Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных М.,1996.

Киплинг Редьярд. Рассказы. Стихи. Сказки / Предисловие Ю.Кагарлицкого. М.,1989.

Бритиков А. Русский советский научно-фантастический роман. Л.,1970.

Урбан А. Фантастика и наш мир. Л.,1972.

Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М.,1974.

Тугушева М. Под знаком четырех. М., 1991.

Рассадин С. Так начинают жить стихом. М.,1967.

Чуковский К. Признания старого сказочника // К.Чуковский. Собр. соч. в 2-х тт. Т. 1. М.,1990.

О Хармсе: Герасимова А. Он так и остался ребенком // Детская литература. 1988. № 4; Было такое хорошее содружество // Аврора. 1989. № 6.

Сажин В. Читая Хармса // Даугава. 1986. № 10.

Об Н.Олейникове: Л.Гинзбург. Человек за письменным столом. М.,1989.

Александров В. Николай Олейников // Детская литература. 1988. № 1.

Александров В. А.Введенский // Звезда. 1989. № 10.

6.2. Материально-техническое обеспечение

В процессе работы используются:

  • компьютерное оборудование для промежуточного тестирования студентов;

  • студентам предлагается электронная библиотека и методические рекомендации на СD.

6.3. Методические указания студентам

Большое место в процессе освоения курса «Детская литература» отводится самостоятельной работе студентов. Она способствует эффективному усвоению материала, закреплению знаний, полученному на аудиторных занятиях, формированию творческого отношения к предмету изучения.

Промежуточный контроль в течение семестра включает в себя:

  • текущую оценку активности студентов на практических занятиях;

  • проверку читательских дневников;

  • проведение письменных контрольных работ;

  • проведение компьютерного тестирования.

Задания по самостоятельной работе

Темы и разделы для самостоятельного изучения

Виды и содержание работ

Тема 2

Ведение читательского дневника, подготовка к тестированию

Тема 6

Подготовка к экспресс-опросу на практическом занятии по теме 6; ведение читательского дневника

Тема 8,9

Ведение читательского дневника, подготовка к тестированию. Работа с вопросами для самопроверки и подготовка к экзамену.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

Контрольные вопросы для самопроверки при под готовке к экзамену.

Тема 1.Введение. Жанр литературной сказки XIX в. Неомифологизм литературной сказки XX в. Жанр фэнтези.

Что такое «круг детского чтения»? Чем объясняется изменения в круге детского чтения? Перечислите особенности жанра литературной сказки. Особенности жанра «нонсенса». В чем проявление неоромантизма и неомифологизма в литературной сказке XX в.7 Архетипы в литературных сказках XX в. Каковы жанровые особенности фэнтези, что такое «славянское» фэнтези?

Тема 2. Повесть о детях и для детей XIX – нач. XX вв.

Произведения Фр. Бернетт, Э. Портер, Л. Чарской. Каковы особенности психологического конфликта в этих повестях? Что дает соединение развлекательного и воспитательного начал? Религиозная направленность повести Э. Портер «Поллианна». Чем вызвана уничтожающая критика К. Чуковского в адрес Л. Чарской?

Тема 3. Русская реалистическая проза о детях XIX – первой половины XX вв.

Особенности психологизма Л.Н. Толстого при изображении детства. В чем причина обращения к теме детства у писателей-эмигрантов (перечислите их имена)? Своеобразие концепции детства у Шмелева и А. Толстого. В чем сходство изображения детства у Шмелева И Пастернака?

Тема 4. советская проза и поэзия для детей 20-30 гг.

Особенности проблематики, тип героя и жанровое многообразие в произведениях для детей 20-30 -х гг. В чем причина читательской любви современников Гайдара? Почему в наше время подростки не читают Гайдара? Процитируйте хотя бы одно четверостишие из детских стихов Чуковского или Маршака. Что такое «10 заповедей детского поэта»? В чем выражение традиции нонсенса в стихах Чуковского и Маршака. Что сделали обэриуты для детской поэзии?

Тема 5. Приключенческая литература.

Каковы особенности хронотопа, тип героя в приключенческой литературе? Эволюция образа «острова». Имена авторов и классических произведений жанра. Почему детектив относится к приключенческой литературе? Чем плохой детектив отличается от хорошего? Стоит ли писать детектив для детей?

Тема 6. Современная детская литература.

В чем плодотворность образа двоечника для детской литературы? Как проявляется комическое начало в современной детской литературе? Процитируйте хотя бы один «вредный совет» Г. Остера. назовите современных детских авторов, по сюжетам которых сделаны мультфильмы. Как проявляется философское начало в современной детской литературе?

Ваш прогноз: кого из современных детских авторов будут читать и в конце XXI века?

18



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Иванова Магдалина Александровна, кандидат исторических наук, доцент Обухов Леонид Аркадьевич, кандидат исторических наук, доцент учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по специальности 030401.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая история современной России (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Политическая история современной России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программой
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретические основы автоматизированного управления" для специальности 23. 01. 0

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 23.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине б в дв. 01 " Программное обеспечение автоматизированных систем в научных исследованиях " направления

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Программное обеспечение автоматизированных систем в научных исследованиях» составлен для очной формы обучения,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Обработка результатов эксперимента" для направления 220400  Управление в технических системах Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 220400  Управление в технических системах утвержденного

Другие похожие документы..