Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 268 Невского района Санкт – Петербурга в 2007 году прошла лицензир...полностью>>
'Закон'
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (...полностью>>
'Документ'
1. Утвердить разработанные в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильног...полностью>>
'Программа дисциплины'
Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; способы уплаты налогов; нало...полностью>>

Урок литературы 5 класс. Цель урока

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок литературы - 5 класс.

ЦЕЛЬ УРОКА: - познакомить с личностью поэта, условиями, в которых формировался характер, решительный, вольный, страстный;

- дать первое представление о своеобразии лирики Лермонтова;

- продолжить работать над анализом стихотворений.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Лермонтова, грамзапись «Парус», романс А. Варламова «Белеет парус одинокий», выставка книг М.Ю. Лермонтова, репродукция картин Айвазовского, Шишкина, Васнецова.

СЛОВА НА ДОСКЕ: вольный, мятежный, страстный, одаренный.

ХОД УРОКА:

  1. Стихотворение «Смерть поэта».

  2. Слово учителя. Это стихотворение было написано 29 января (6 февраля) 1837г., когда в России прогремел злодейский выстрел в А.С. Пушкина на Черной реке. Автором стихотворения был 23-х летний М.Ю. Лермонтов. Так Россия узнала имя нового поэта.

  3. Запись в тетради:

а. Сообщение темы и цели урока.

б. Эпиграф: Вереницей идут года,

И не видно их черты конечной.

Лермонтов…. Он с нами, навсегда.

В строй живых записан он навечно!

(П. Алдахин)

Ребята я не случайно эпиграфом взяла именно эти слова. А почему мы постараемся ответить в конце урока.

в. Словарная работа. Обратите внимание на слова, записанные на доске, они могут стать опорными на нашем уроке.

Что вы знаете о жизни М.Ю. Лермонтова?

4. Рассказ учителя о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

5. Работа по учебнику. Чтение статьи учебника.

Учитель: мятежная неудовлетворенность поэта, стремление к свободе отразились в стихотворении «Парус» 1832г.

6. Прослушивание грамзаписи «Парус».

7. Беседа по вопросам:

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

  • А как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он создавал произведение? (неудовлетворенность, одиночество).

  • Что позволяет Вам прийти к такому выводу?

Ведь в 1832г. он живет в Петербурге. «Увы, как скучен этот город»- писал Лермонтов. Он скучает о друзьях, родных, о Москве.

8. Работа над выразительностью стиха.

Задача- научиться выразительно читать стихотворение.

а. чтение про себя;

б. чтение одного ученика;

в. чтение по столбикам;

9. Анализ стихотворения.

  • Поэт рисует Парус, а не описание корабля, лодки. Почему? В толковом словаре Ожегова: «Парус - укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище»;

  • Алый парус- символ надежды, осуществление мечты. Фразеологизм «идти на всех парусах»- стремительно двигаться.

  • Каким словом заменено существительное «парус»? (он).

10. Самостоятельная работа:

  • Выпишите глаголы, сочетающие с местоимением он (ищет, кинул, не ищет, бежит, просит)

  • Можно ли так говорить о неодушевленном предмете?

  • Какие эпитеты заставляют думать о парусе, как о живом существе? (одинокий, мятежный)

  • Видите ли вы за строчками этого стихотворения личность и судьбу самого поэта?

Учитель: М.Ю. Лермонтов в 22 года находится в поисках смысла жизни. Но увы….

  • Что значит в тумане моря голубом?( И море, и небо, и парус- щемящее чувство одиночества)..

11. Исследовательская работа.

Задача: продолжить работу над анализом текста.

Мы проведем исследовательскую работу. Необходимо определить размер стиха.

Бе/ле/ет па/рус о/ди/но/кий- ямб 9 стопный.

12. Теоретические понятия

- Инверсия - обратный порядок слов (играют волны, просит бури)

13. Работа по группам. Анализ столбиков.

Заслушиваются ответы.

I группа: I строфа.

- Окрашена легкой грустью, это подчеркивает эпитет одинокий.

- Преобладают звуки л, н, м, р, которые предают особую плавность, передают блеск волны.

- Эпитеты «парус одинокий», «в стране далекой».

- Вопросительные предложения.

- Повторы

II группа: II строфа.

- Чувствуется тревога, безнадежность, счастье для паруса невозможно.

- Преобладают звуки Т,С,Ч,Щ. Они передают шум, свист ветра.

- Инверсия - обратный порядок слов.

- Восклицательное предложение.

- Повторы

14. Словарная работа.

Мятежный - тревожный.

Буря- это стихия, разрушения, яростная борьба, грозящая гибелью и пробуждающая восторг, стремление к действию.

Покой- отсутствие препятствий, это тоже вызывает неприятие.

Буря не дает счастья, и спокойное море заставляет парус просить бури.

К чему он стремиться, чего хочет?

Учитель:

А хочет он такого состояния, в котором бы соединилось то

ценное, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что может

проявиться в покое.

Не беда, если вы сейчас не поняли всего смысла, главное, чтобы вы почувствовали, что в этом стихотворении есть глубина и тайна души человеческой.

Вольный - свободный, независимый.

Страстный - 1. проникнутый сильным чувством.

2. увлеченный чем- либо.

Мятежный- неспокойный, бурный.

Одаренный- талантливый.

Трагичный- ужасный, полный страдания.

Так кто же такой М.Ю. Лермонтов?

16. Сообщение учащихся о жизни и творчестве поэта.

Задача: как можно больше узнать о творчестве поэта.

Старайтесь делать записи

Учитель: М.Ю. Лермонтов занимался живописью, играл на скрипке, на рояле, прекрасно читал стихи. Свои первые стихи и поэмы пишет в 14 лет. Он стремится к свободе, независимости

17. Словесное рисование.

- Чтобы вы нарисовали, прочитав это стихотворение?

- Слово учителя.

Оказывается, стихотворение Лермонтова иллюстрировали 50 художников: Васнецов, Айвазовский, Константинов.

И более 90 композиторов положили на музыку стихи Лермонтова. Это Ипполитов- Иванов, Рубенштейн.

18. Прослушивание романса «Белеет парус одинокий»

муз. Варламова А., стихи Лермонтова, исп. В Костин

Задание: подумайте, какое состояние паруса подчеркнуто в романсе (одиночество или мятежность), что звучит тревожнее романс или стихотворение? Почему пришли к такому выводу?

19. Итог урока.

Обратимся к эпиграфу урока.

- что мы можем сказать о творчестве М.Ю. Лермонтова?

20. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

I группа

1. Что по- вашему мнению, обозначает слова «буря» и покой?

2. Какие звуки преобладают в III строфе?

3. Какие изобразительные средства использует автор?

II группа

1. Как меняется море во второй строфе?

2. Какие звуки преобладают в этой строфе и что они передают?

3. Какие изобразительные средства использует автор?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Литература 10 класс (базовый уровень) По программе

    Литература
    Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
  2. Литература 10 класс

    Литература
    проанализировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», опираясь на вопросы: В чем особенность синтаксического построения стихотворения? Статично или динамично оно по своему характеру? На чем сосредоточено внимание автора: на предметах
  3. Литература 5 класс. Тема: М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения

    Литература
    Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, а объектом для исследования выступит текст М. Ю. Лермонтова «Утес». С творчеством этого замечательного поэта мы уже знакомы, и после нашей коллективной работы вам дома предстоит написать
  4. Литература 11 класс Программы общеобразовательных учреждений. Литература

    Литература
    Уметь: 1.соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; 2.
  5. Литература. 10 класс ( 2 урока). Тема: значимость художественной детали в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» тексте. Идейно- художественное значение эпизода «Сон Раскольникова» ( ч I гл. 5). Связь сна Раскольникова с идеей романа

    Литература
    Тема: значимость художественной детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тексте. Идейно- художественное значение эпизода «Сон Раскольникова» ( ч I гл.

Другие похожие документы..