Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. РОЗРОБЛЕНО у відповідності до вимог варіативної частини освітньо-кваліфікаційної характеристики, робочої програми навчальної дисципліни "Міжн...полностью>>
'Программа'
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направле...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 17 октября 2008 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 при Астраханском государственном университете по...полностью>>
'Программа'
Укрепление сотрудничества в области целостного прогнозирования погоды и климата, включая два новых проекта по субсезонному прогнозированию и прогнозир...полностью>>

Проблемы современного образования информационные технологии в средней школе сборник материалов конференции

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В

СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Сборник материалов конференции

3-й Всероссийской научно-практической конференции.

г. Владивосток 5-6 ноября 2002 года

Владивосток

2002

Министерство образования Российской Федерации

Дальневосточный государственный университет

Департамент образования и науки администрации Приморского края

Комитет по общему и профессиональному образованию
администрации г. Владивостока

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Сборник материалов

3-й Всероссийской научно-практической конференции.

«Информационные технологии

в

средней школе»

г. Владивосток 5-6 ноября 2002 года

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

2002

О создании единого информационного образовательного пространства на примере университетского комплекса ДВГУ

Шепелева Р.П.

Дальневосточный госуниверситет

690600 г.Владивосток ул.Суханова, 8

В современном мире постоянно осуществляется процесс совершенствования системы образования, поиски и внедрение наилучших форм, средств и методов обучения, адекватных практическим потребностям общества. В основных отраслях деятельности все более ценятся и пользуются повышенным спросом высокопрофессиональные специалисты, приобретающие соответствующую квалификацию и диплом после специальной подготовки в учебных заведениях высшего и дополнительного профессионального образования.

Стремясь повысить качество, эффективность подготовки классных специалистов, ДВГУ придает все большее значение использованию новых информационных технологий в обучении в сочетании с передовыми идеями образования.

- Сеть ДВГУ включена в межвузовскую сеть Runnet, а с 1996 г. и в Интернет, Центр Интернет, созданный при поддержке фонда Сороса, на сегодня уже посетили 550 000 раз;

- в 2000 г. создан Открытый университет ДВГУ, где ведется обучение по дистанционным технологиям по 38 специальностям, создано более 200 электронных учебников;

- 10 дисциплин гуманитарного блока Государственного образовательного стандарта переведены на изучение по электронным учебникам, созданы 3 класса (по 70 компьютеров в каждом) для самостоятельной работы;

- ДВГУ совместно с Администрацией г. Владивостока, комитетом по общему и профессиональному образованию открыл в 2001 году центр тестирования и мониторинга качества образования на базе Дома детского и юношеского творчества. Здесь прошли тестирование несколько сотен школьников на самоконтроль знаний, подготовку к поступлению в вуз;

- в 2000 году вступительные испытания в ДВГУ в основном проходили в форме тестирования, в частности, в электронном виде;

- совместно с компанией "ЮКОС" при поддержке краевой Администрации в ДВГУ открыт Центр Интернет-образования, где бесплатно обучаются сельские учителя. Проезд и питание учителей также оплачиваются компанией;

- Открытый университет ДВГУ совместно с Департаментом образования и науки Администрации Приморского края и ПИППКРО проводят обучение учителей информатики на местах в представительствах ДВГУ, в районе края и на базе ПИППКРО;

- при поддержке администрации города на базе сш. № 24 открыт лицей информационных технологий ДВГУ, в центрах довузовской подготовки, которые создает университет в районах города, создаются новые компьютерные классы;

- совместным решением Ученого Совета ДВГУ и коллегии Управления народного образования 7 октября 1999 года был создан университетский образовательный округ, куда сегодня входят 42 школы города и края. Постановлением мэра г. Владивостока в 2000 г. создан университетский комплекс (сейчас этот термин имеет более глубокое содержание), куда вошли 4 школы города. Постановлениями № 461 и 462 от 19.08.2002 года Владивостокские педагогические колледжи № 1 и № 2 и хореографическая школа переданы ДВГУ.

Таким образом, в плане реализации Постановления Правительства РФ "Об университетских комплексах" в ДВГУ организационно сложился университетский комплекс.

В рамках комплекса активно внедряются информационные технологии:

  • компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, контролирующие, тестирующие программы);

  • технические средства, используемые в обучении (средства компьютерной, видео-, аудио-, телевизионной, проекционной, телекоммуникационной технологии, стенды, макеты, демонстрационные экраны, электронные доски, сетевое оборудование и др.);

  • современные методы обучения и организации учебного процесса, предусматривающие в отличие от традиционного преподавания применение методов и средств компьютерной графики и моделирования, деловых и ситуационных игр, видеодискуссий и телеконференций, диалогового и группового тренажа, творческого поиска студентами нестандартных решений в многовариантных ситуациях, мультимедийного и дистанционного обучения, активной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению изучаемого курса с использованием компьютерных средств, организация пользования компьютерным учебным фондом по изучаемым дисциплинам, тиражирование, распространение и внедрение программно-методических средств учебного назначения.

Особая роль информационных технологий в образовании и научно-техническом развитии общества заключается в том, что они ускоряют процессы получения новых знаний, а так же процессы их распространения и ассимиляции в обществе. Таким образом, происходит повышение качества людских ресурсов общества, его социального интеллекта.

Единая образовательная информационная среда – основа

модернизации системы образования

Л.Л. Афремов,

заместитель руководителя департамента образования и науки

администрации Приморского края

Реформирование отечественного образования с тем или иным успехом реализуется уже не одно десятилетие. Нормативные документы, посвященные информатизации образования датированы серединой восьмидесятых годов пошлого столетия. Тем не менее, и по сей день, информатизация обсуждается как нечто техническое (компьютеры, сети, Интернет), не относящееся к сущностной части реформы связанной с общими проблемами содержания и методами обучения, с формами организации и управления учебным процессом.

В традиционном сознании никак не укладывается тот очевидный факт, что одна из первопричин происходящих сдвигов и в обществе, и в образовании связана с феноменом вхождения человечества в новую технологическую эру – эру информационной цивилизации. Информационные технологии являются основой проходящей в последнее десятилетие инновационной революции. Революционные преобразования в сфере технологий оказывают на общество такое же влияние как появление в свое время тепловых и электрических машин. Примером тому может служить объединение Европы. Информационные технологии вошли и в сферу образования, на что указывает стремительно развивающийся рынок образовательных продуктов и услуг. По данным Международной ассоциации информационных технологий в 1995г. этот рынок оценивался в 19 млн. долл. США, в 2000 году - на два порядка выше, в 2005 году – 54,1 трлн. долл. США (из них 16,7 – США).

Сегодня мы должны понимать, что информатизация образования - это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов и организационных форм обучения в условиях информационного общества. Следствием отмеченного изменения должен стать переход от закрытой системы образования, сформированной в период ограниченного доступа к информационным ресурсам, к открытой, в которой доступ к информации неограничен. Открытость образовательной системы предполагает объединение всех элементов новых информационных технологий в единую образовательную информационную среду (ЕИОС). В зависимости от задач стоящих перед образовательной системой это может быть ЕИОС учебного заведения (школы, училища, техникума, вуза), ЕИОС муниципального образования (города, района), ЕИОС субъекта Федерации (края, области), либо ЕИОС России.

Формирование ЕИОС относится к системной задаче. Здесь нельзя жертвовать одним элементом системы в пользу другого. Поэтому не случайно появление в середине прошлого года Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001- 2005 годы». Следуя задачам, стоящим перед системой образования Приморского края, на основе Федеральной программы была сформирована Краевая целевая программа. Разработка программы осуществлялась под моим руководством рабочей группой, в состав которой вошли ведущие специалисты образовательных информационных технологий университетов края, института автоматики и процессов управления ДВО РАН, среднего и начального профессионального образования, а также методисты ПИПКРО.

Анализ состояния системы образования Приморского края, включающей сеть учреждений общего и профессионального образования различных уровней и организационно-правовых форм, а также органы управления образованием основывался на данных приведенных ниже.

Общеобразовательные учреждения

В почти 800 образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, обучается 291 тыс. детей. Большую часть компьютерного парка в общеобразовательных школах составляют установленные в 1985-1992 годах компьютеры первого поколения, которые не дают возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98/2000, используемую подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школы практически не осуществлялись. Школы Приморского края располагают 7569 компьютерами, из них только 433 работают в операционной системе Windows 95/98.

Один компьютер с современным интерфейсом приходился более чем на 900 учащихся, (в среднем по России — на 500 учащихся). С учетом поставок 2001 года это соотношение достигло 400.

Менее 2 процентов общеобразовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, и только единицы — выход в глобальную сеть. Около 0,5 процента общеобразовательных учреждений имеют сайты в Интернете. Разработка региональных электронных образовательных ресурсов, направленных на общеобразовательные учреждения, ведется в малых объемах и, практически, не координируется.

В системе общего образования края работают более 32 тыс. преподавателей и сотрудников. На сегодняшний день в Приморском крае 75 процентов школ имеют в штате специалиста в области информатики, в среднем по краю на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 700 учащихся. Из общего количества учителей информатики только 54 процента имеют профильное образование, остальные — прошли переподготовку и повышение квалификации.

Использование сети Интернет в учебном процессе общеобразовательных школ практикуется крайне редко. Основным препятствием к реализации Интернет-технологий является дороговизна услуг провайдеров.

Особого внимания в процессе построения единой информационной образовательной среды требуют сельские школы, в которых обучается примерно четверть школьников Приморского края. В систему образования края входят 305 сельских школ основного и среднего (полного) общего образования. В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования.

Учреждения профессионального образования

В Приморском крае 57 учреждений начального профессионального образования (НПО), в которых обучается более 27 тыс. человек, общее число компьютеров в них — 669, компьютерных классов — 59. Около трети (16) имеют выход в Интернет по коммутируемым линиям. В учреждениях НПО занято 825 преподавателей и 950 мастеров производственного обучения. Преподавателей информатики — 43, из них имеющих образование в области компьютерных технологий — 20. Необходимость включения данных учреждений в единую информационную образовательную среду обусловлена тем, что все большее число рабочих профессий требует начальных навыков владения компьютерной техникой, а по ряду специальностей (автоматизация производства, автомобильный сервис и т. д.) — достаточно серьезной подготовки.

Менее 25 процентов работников сферы НПО имеют начальный уровень подготовки в области информатики.

В крае 30 государственных учреждений среднего профессионального образования (СПО), 7 негосударственных, 5 филиалов Приморских учреждений среднего профессионального образования, 2 филиала иных учреждений среднего профессионального образования, 13 структурных подразделений вузов. В системе обучается более 34 тысяч студентов.

Учреждения СПО оснащены 1400 компьютерами, которые в основном входят в состав более 100 компьютерных классов. 75 процентов учреждений СПО имеют выход в Интернет, 17 процентов из которых имеют выделенный канал, остальные коммутируемый. 29 процентов преподавателей имеют подготовку в области компьютерных технологий, 35 процентам (около 600 человек) требуется такая подготовка. Только 15 процентов работают в Интернет.

В учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) края обучаются более 52 тыс. студентов. Наиболее развитые сетевые структуры имеют вузы, расположенные в г. Владивостоке, среди которых выделяются ДВГУ, ВГУЭС и ДВГТУ, объединившие свои высокоскоростные корпоративные сети с сетью институтов ДВО РАН в интегрированную сеть образования и науки. Эти вузы имеют каналы доступа в Интернет (не менее 2 Мбит/сек), выход в сети RUNNET и RBNET. Ведущие вузы края совместно с ДВО РАН являются важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования. В ряде вузов к первоочередным задачам относятся модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры, увеличение пропускной способности используемых каналов до 256 Кбит/с – 2 Мбит/с, подключение в создаваемую региональную интегрированную сеть образования и науки.

При вузах Приморского края, имеющих 200 компьютерных классов с общим числом компьютеров около 7 тысяч, функционируют институты открытого образования, подразделения заочного обучения, центры технологий дистанционного образования, реализуются программы повышения квалификации специалистов в области НИТ, программы Интернет-образования иностранных и российских граждан, программы дистанционного образования для абитуриентов и студентов.

Следуя приведенному выше анализу состояния системы образования Приморья, оказалось возможным определить не только уровень (см. Таблицу), но и основные направления развития ЕИОС края:

  1. Развитие информационных технологий сферы образования.

  2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров.

  3. Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации.

  4. Организация системы технического обслуживания.

  5. Разработка сетевой инфраструктуры образовательных учреждений.

Развитие информационных технологий сферы образования, включает:

    • разработку электронных учебных материалов;

    • организацию объединенной библиотеки электронных учебных материалов образовательных учреждений Приморского края. Электронная библиотека должна представлять распределенную информационную структуру, предоставляющую широкий спектр информационных услуг. Опорными точками и точками доступа будут являться образовательные учреждения, входящие в единое информационное пространство;

    • создание, ввод в эксплуатацию и сопровождение образовательных порталов;

    • организация сети ресурсных центров;

    • разработка средств сетевого тестирования и контроля, что позволит перейти на новый, сетевой уровень контроля знаний и будет способствовать массовому внедрению технологий тестирования;

    • создание и функционирование системы открытого образования Приморского края;

    • разработка нормативных документов и реализация предусмотренных ими мер по стандартизации в области образования, информационной поддержки образования, информационных технологий, открытых систем телекоммуникационных сетей, систем передачи, хранения и обработки данных.

Вторым направлением развития ЕИОС является создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров Приморского края.

Образовательные программы повышения квалификации и переподготовки будут разрабатываться, и реализовываться с учетом исходного уровня подготовки слушателей по модульному принципу.

1) базовая подготовка: формирование умений и навыков работы на компьютере; изучение систем обработки текстов, электронных таблиц, графических редакторов, баз данных;

2) 1-й уровень: формирование навыков работы с информационными ресурсами Интернет; использование электронной почты в организации учебного процесса;

3) 2-й уровень: обучение работе с системами гипертекстов, мультимедиа и компьютерной графики; использование Web-технологий для создания учебных материалов; использование компьютерного тестирования для проверки знаний учащихся;

4) 3-й уровень: ознакомление с технологиями создания электронных учебно-методических пособий; методика проведения занятий с использованием НИТ;

5) 4-й уровень: использование новых информационных технологий в конкретной предметной области; изучение специального программного обеспечения;

6) 5-й уровень: использование НИТ в управлении образовательным учреждением; использование НИТ в проектной образовательной деятельности.

Кроме того необходима система подготовки инженерно-технического персонала, системных администраторов операторов и техников-электронщиков. При организации подготовки указанной группы специалистов требуются иные образовательные программы, нежели те, которые необходимы для преподавательского и административно-управленческого состава. Здесь в первую очередь нужны глубокие знания по установке и обеспечению функционирования операционных систем, средств управления локальными и глобальными сетями, умением установки новых программных средств и периферийного оборудования, работе со средствами телекоммуникаций (проводные и оптоволоконные модемы, радиоустройства) и т.д. Для подготовки данного класса специалистов необходимо создать специализированные центры в городах Приморского края, на базе филиалов вузов, ведущих подготовку в области использования информационных технологий в образовании.

Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации, пожалуй, наиболее «просто» реализуемо, так как определяется уровнем финансирования.

Система технического обслуживания может быть организована в виде распределенной системы сервисных (либо ресурсных) центров созданных на базе филиалов и представительств вузов.

Пятое направление. Создание сетевой инфраструктуры единой образовательной информационной среды Приморского края. Основой этой сети должна стать объединенная научно-образовательная сеть Приморского края, соединяющая основные университеты города высокоскоростными АТМ-каналами с пропускной способностью 155 Мб/с..

Планируется использование этой магистральной структуры и для обмена трафиком “вузы-школы” На основе этой опорной сети будут развернуты объединенные информационные сервисы, электронные библиотеки, архивы общего пользования. Помимо реальной интеграции научно-образовательного сообщества и экономии средств бюджетных организаций системы образования, такая сеть сможет обеспечить и более высокую надежность единой информационной образовательной среды за счет резервирования каналов и использования в случае необходимости обходных маршрутов.

Результатом реализации Краевой целевой программы должно стать не только создание ЕИОС края, но и следующие достижения:

  • доведение количества компьютеров в школах 1на 80 учащихся;

  • доступ 50% школ и 70% учреждений профобразования к сетевым образовательным информационным ресурсам;

  • достижение современного уровня подготовки преподавателей и работников образования в области информационных технологий;

  • внедрение в учебный процесс всех уровней образования электронных учебных материалов;

  • создание сети ресурсных центров для поддержки учебного процесса и распределенных информационно-образовательных порталов;

  • формирование системы открытого образования;

  • создание региональной системы тестирования и оценки качества образования;

  • создание региональной сети технического обслуживания;

  • переход на качественно новый уровень оказания образовательных услуг в сфере общего и профессионального образования;

  • создание системы полноценного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • развитие системы университетских образовательных комплексов.

Приведенный выше перечень с равным успехом можно рассматривать как перечень мероприятий модернизации системы образования края.

Таблица. Уровень развития ЕИОС Приморского края

Показатель

Общ. образ

НПО

СПО

ВПО

Необходимо

1.

Электронное методическое обеспечение

нет

нет

нет

Частично

Система разработки НИТ

2.

Обеспеченность специалистами,

(число обучаемых. на 1 спец)

1350

1350

63

20

Система подготов. и переподгот. специал.

3.

Обеспеченность компьютерами,

(число обучаемых на 1 компьютер)

900

40

24

7,5

Насыщение школ и НПО компьютерами

Создание научно-образовательной сети

4.

Наличие локальных сетей, %

2

62

100

100

5.

Выход в глобальную сеть, %

нет

33

75

100

6.

Наличие системы технического обслуживания

нет

нет

нет

Частично

Система технического обслуживания



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор

    Документ
    Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию ТИК в учебно-воспитательном процессе: Сборник материалов. – М.: ООО «Диона», 2007.
  2. Обучение информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней школе в контексте решения задач воспитания

    Автореферат
    Защита состоится «19» мая 2009 г. в 14 часов 00 мин на заседании диссертационного совета Д 212.136.02 в Московском государственномгуманитарном университете им.
  3. Сборник материалов конференции 1 февраля 2001года Самара Издательство "Самарский университет" 2001

    Документ
    В сборнике опубликованы тезисы областной научно-практической конференции «Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодёжи», которая была организована и проведена Департаментом по делам молодёжи Самарской области, совместно
  4. Образования (2)

    Семинар
    Российская школа сейчас переживает нелегкие времена. Реформа идет в условиях безденежья, резкого сокращения мест за школьной партой, связанное с уменьшением рождаемости.
  5. Институт физики и информационных технологий

    Документ
    A.M. Frolov, G.S. Kraynova, V.I.Nevmerzhitsky, T.A. Pisarenko, V.V. Yudin The System Analysis of Complex Images / Proc. VI World Multiconference on Systemics, Cybernetics and Informatics (SCI 2002) to be held in Orlando, USA, in July 14-18, 2002.

Другие похожие документы..