Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во исполнение Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,...полностью>>
'Программа дисциплины'
студент, приступая к изучению данного учебного курса, должен обладать основными знаниями гуманитарных дисциплин, полученных в рамках программы общеоб...полностью>>
'Литература'
Буданова, Екатерина Александровна. Проблемы анализа текста на занятиях по иностранному языку [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. А. Буданова, 2008. -...полностью>>
'Документ'
10 января 1992г. состоялся 18-ый съезд профсоюзов Армении, на котором обсуждалась работа, осуществленная после 17-ого съезда и вопросы возрождения пр...полностью>>

Содержание Введение 3 (18)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение 3

1. Возникновение и современное состояние авиационного и космического страхования 5

2. Объекты и субъекты страхования, страховые риски 13

3. Страховые тарифы 19

4. Порядок осуществления страховых выплат 24

Заключение 28

Список литературы 31

Приложение 1 32

Приложение 2 35

Введение

По оценкам многих экспертов, общая культура российского рынка авиационного и космического страхования быстро растет. Являясь одним из самых молодых видов страхования, авиационное и космическое страхование возникло и развивалось после второй мировой войны.

До тех пор страхование авиационных рисков было делом эпизодическим, казавшимся почти бесперспективным даже тем страховщикам, которые принимали авиационные риски. Бурное развитие авиационного страхования связано с невиданно быстрым развитием авиационной техники, которая за полвека сделала шаг от первых аэропланов до первых реактивных военных, а затем и гражданских самолетов. Сегодня авиаперевозки занимают одну из самых больших долей в общей массе перевозок всеми видами транспорта.

Исторически рынок космического страхования выделился из рынка авиационного страхования, как наиболее близкого в техническом отношении. Поэтому многие положения авиационного страхования были унаследованы страховщиками космических рисков и адаптированы к специфике космической деятельности.

Страхование ракетно-космических рисков – новая, развивающаяся отрасль страхования, история которой началась в 1965 году, когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата. Сегодня данная отрасль является стремительно развивающейся в основном за счет развития такой космической подотрасли, как развитие спутниковых технологий. Поэтому изучение страхования этой области является актуальной темой.

Характерной особенностью космических программ является их очень высокая стоимость, достигающая десятков и сотен миллионов долларов США. Поэтому изначально в мировой практике космического страхования преобладает сострахование. Такой подход был воспринят и российским страховым рынком.

Главная цель работы –. раскрыть космическое и авиационное страхование

Для решения этой проблемы в работе поставлены и решены следующие задачи:

– охарактеризовать современное состояние авиационного и космического страхования;

– охарактеризовать объекты и субъекты страхования; страховые риски

– охарактеризовать страховые тарифы авиационного и космического страхования;

– подробно рассмотреть порядок осуществления страховых выплат.

В написании курсовой работы была использована литература таких авторов как Балабанова И.Т., Гвозденко А.А., Гомеля В.Б., Крутика А.Б., Ржанова А.А. и других.

1. Возникновение и современное состояние авиационного и космического страхования

Авиационное страхование – это комплексная отрасль страхования, включающая в себя следующие подотрасли1:

  • страхование рисков авиационного предприятия (авиакомпании);

  • страхование ответственности за продукт в авиации.

При более широком подходе сюда же можно включить страхование рисков промышленного производства воздушных транспортных средств, их узлов и деталей.

Авиационное страхование возникло еще в начале ХХ века, в период Первой мировой войны, но достигло подлинного расцвета после Второй мировой войны по мере развития гражданской авиации, увеличения парка воздушных судов и объема перевозок.2

Спецификой авиационного страхования является его катастрофическая природа и огромные размеры наступающих убытков. Это обстоятельство означает, что заниматься данным видом страхованиям могут только крупные страховщики, да и они предпочитают делать это сообща, через страховые пулы. Кроме того, договор страхования обычно носит форму комбинированного полиса, то есть включает страхование как самих воздушных судов (авиа-каско), так и разнообразных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.

Авиационное страхование включает в себя страхование рисков авиакомпании и страховании ответственности за продукт в авиации, представляющее собой форму страховой защиты поставщиков авиационной продукции. Страхование рисков авиакомпании, в свою очередь, предлагает следующие виды страховой защиты:

  • различные виды имущественного страхования;

  • страхование гражданской ответственности;

  • страхование экипажа.

Каско-страхование авиационных транспортных средств предлагается авиакомпаниям на случай их потери или повреждения по причине:

  • несчастного случая на земле;

  • в воде;

  • в воздухе;

  • при транспортировке.

В Приложении предоставлена статистика катастроф и происшествий.

Страхуются риски, не связанные с работой авиапредприятия.

Страхование поломок агрегатов двигателей – вид технического страхования, защищающий от внезапно возникающих ущербов, связанных с внутренними повреждениями винтомоторной группы.

Страхование от перерывов в производстве предназначено для возмещения авиакомпаниям временных потерь дохода, связанных с исключением из эксплуатации на определенный срок самолета, попавшего в страховое событие и застрахованного по полису авиакаско. Не распространяется на случай тотального ущерба. Возможные расширенные варианты покрытия, включающие актуальные риски из технического страхования.

Страхование ответственности авиакомпании включает в себя: страхование ответственности авиаперевозчика (по личным ущербам и багажу) и страхование пассажиров от несчастного случая. За рубежом эти формы страхования ответственности являются обязательными. Страхование ответственности перевозчиков в международных авиаперевозках регламентируется международными конвенциями. Кроме того, существует страхование ответственности владельца транспортного средства (собственника, арендатора или лизингополучателя), являющееся в большинстве стран условием для допуска воздушного судна к эксплуатации.

Страхование экипажа – это страхование бортового персонала от несчастных случаев (полное или только во время полетов). Кроме того, в ряде стран предлагается страхование пилотов на случай отзыва или потери лицензии, вследствие профессиональной нетрудоспособности на неопределенно долгий срок.

Ответственность поставщика в авиации наступает по прямым претензиям со стороны пострадавших, претензиям со стороны авиакомпаний и изготовителя самолета (по комплектующим, узлам, деталям, оборудованию). Авиационное страхование ответственности за продукт покрывает претензии по личным и имущественным ущербам. В расширенных вариантах возможно покрытие риска вынужденного простоя из-за:

  • подозрений в наличии дефектов;

  • страхование собственного участия страхователя в ущербе;

  • затрат по регрессу для поставщиков узлов и деталей.

Ответственность за продукцию существует для изготовителя в течение всего срока службы продукта. Покрытие риска изготовителя авиационной продукции оформляется двумя способами: собственным полисом для предприятия или единым программным полисом для самолета.

Страхование ракетно-космических рисков – новая, развивающаяся отрасль страхования, история которой началась в 1965 году, когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата. Сегодня данная отрасль является стремительно развивающейся в основном за счет развития такой космической подотрасли, как развитие спутниковых технологий.3

Особенностью первых договоров по страхованию космических рисков была оговорка о франшизе, то есть не покрываемой части ущерба по первому страховому случаю при запуске серии космических объектов. Эта оговорка называлась «привилегией на один запуск». С этим условием были застрахованы две серии из пяти запусков аппаратов типа «Intelsat». В каждой серии только один запуск оказался неудачным, и благодаря оговорке страховые выплаты не были произведены.

С 1975 года страховая практика изменилась: договоры на запуск стали оформляться без привилегий, покрытие было расширено за счет включения рисков, связанных с производством космических объектов и их функционированием на рабочей орбите. В настоящее время уже накоплен опыт по страхованию ракетно-космической техники на всех этапах ее изготовления и эксплуатации, однако этот вид страхования продолжает оставаться сложным из-за специфических особенностей космической индустрии (таблица 1).

Величинам страхового покрытия соответствуют суммы выплат по договорам страхования космических аппаратов. В последние годы зафиксированы данные по крупным претензиям в космическом страховании (таблица 2).

Таблица 1

Характеристика космической индустрии и особенности её страхования

Специфика космической отрасли

Особенности страхования

Большая капиталоемкость:

на запуск некоторых геостационарных спутников требуется более 300 млн. долл., включая стоимость ракеты-носителя

Соответственно, крупные страховые суммы и стоимость страхования, что связано с необходимостью размещения риска у многих страховщиков

Высокая технологичность и большая конкурентоспособность отрасли: конструкции спутников и ракет непрерывно совершенствуются в сторону увеличения мощности, длительности работы и т.д.

Затруднительность сопоставления статистических данных по страховым случаям

Большая степень обновления: постоянно предлагаются новые виды услуг; прямые телетрансляции, цифровые радиопередачи, новые виды информационных услуг и т.д.

Большие сроки действия страховых договоров (обычно три года)

Период проектирования, изготовления и запуска геостационарного спутника составляет свыше трех лет, а спутника для околоземной орбиты – свыше полутора лет.

Мелкосерийное, а в некоторых случаях – единичное производство

Необходимость разработки новых условий страхования, а также методов оценки рисков и расчетов страховых тарифов

Небольшое число организаций и предприятий-изготовителей космических объектов: сбой в работе одного из подрядчиков неизбежно влечет задержки в осуществлении всего проекта

Расширение страхового покрытия распространяется на задержки в реализации всей программы

Статистика аварийности: доля полных или конструктивных потерь коммерческих спутников колеблется в пределах 13-15 %, что почти всегда связано с ошибками проектирования, изготовления или контроля

Страховая сумма обычно принимается равной стоимости замены космического аппарата

В России началом страхования космической деятельности считается 1986 год, когда была объявлена готовность бывшего Советского Союза страховать космические аппараты. Практически же этот вид страхования стал использоваться отечественными компаниями с начала 90-х годов после принятия таких важных законодательных актов для Российской Федерации, как Закон о космической деятельности, Закон о страховании и др.

Развитие страхования космических аппаратов в России обусловлено следующими основными причинами:

– международным статусом России в качестве одной из ведущих космических держав;

– большими объемами страховых сумм и страховых премий.

Стоимость российских программ по страхованию гораздо меньше, чем соответствующих зарубежных проектов, но отечественные страховщики в 90-е годы заключили несколько крупных договоров по страхованию космических объектов.

Рассмотрим тенденцию выплат за 1995-2005 года, которая представлена в таблице 2.4

Таблица 2

Выплата претензий в космическом страховании

Год

Претензии, млн. долл. США

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

290,6

84,2

57,0

136,4

390,2

130,4

280,6

200,3

759,3

160,0

374,3

Итого

2863,3

На графике это отчетливо видно тенденции по объему выплат, когда пик пришелся на 2004 год:

1995 1997 1999 2001 2003 2005

В мае 2004 года был запущен спутник связи и телевещания «Горизонт» с выводом на орбиту ракетой-носителем «Протон». Стоимость страхового покрытия была определена в сумме 12,5 млрд. руб. (не деноминированных). В страховании приняли участие 37 отечественных компаний, самые крупные объемы покрытия взяли на себя страховые компании «АСКО-Красноярск» и «Виктория» (по 1,5 млрд. руб.).

В 2002 году были застрахованы предстартовая подготовка и запуск ракеты-носителя «Протон», которая вывела на орбиту спутник связи, принадлежащий Международной организации морской спутниковой связи «Immersed». Страховое покрытие от всех рисков составило 33 млрд. руб. Договор был заключен в пользу Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева. В размещении этого риска на российском страховом рынке участвовало 40 страховых компаний, в том числе Ингосстрах, Космическая страховая компания, Военно-страховая компания и др.

Предпочтительную страховую защиту в России в настоящее время получают совместные космические программы с участием иностранных партнеров. Например, спутник серии «Космос», принадлежавший военно-космическим силам РФ и погибший при запуске в мае 1996 года на космодроме Байконур, был застрахован на сумму 2,7 млн. долл. Этот спутник помимо своих основных задач должен был выполнить топографическую съемку поверхности Земли, в том числе и территории США. На производство съемки был заключен контракт между российской ассоциацией «Совинформспутник» и американской компанией «AriaL Images Inc», Спутник был застрахован в пользу Совинформспутника, а риск был размещен среди 45 российских страховщиков, самую крупную ответственность взял на себя Ингосстрах (200 тыс. долл.).

По результатам экспертизы межведомственной комиссии причиной аварии явилось нарушение технологии изготовления головного обтекателя, а так как спутник был застрахован от всех рисков, в том числе и от аварий по причине ошибок персонала, то возмещение ассоциации «Совинформспутник» было выплачено в полном объёме.

В настоящее время в мире распространена практика страхования коммерческих Телекоммуникационных и научных спутников связи. Страхователями являются владельцы космической техники, страхующие свои имущественные интересы. Космические объекты, запускаемые по государственным военным программам, страхуются редко и в нашей стране, и за рубежом.

В июне 2004 года при запуске с космодрома в Плисецке разбился ещё один российский спутник и тоже по причине брака в головном обтекателе. Но поскольку в проекте не участвовали коммерческие организации, спутник не был обеспечен страховой защитой.

Для российских страховщиков традиционные сложности рассматриваемого вида страхования усугубляются еще и следующими причинами:

– новизной страхования космических рисков отечественными компаниями, что связано с отсутствием наработанных методов оценки рисков и определения страховых сумм и тарифных ставок, а также с ограниченностью статистической базы;

– недостаточной емкостью российского страхового рынка, не превышающей 10 млн. долл., и финансовых ресурсов российских страховщиков, в среднем не превосходящих 250 млн. руб., что вынуждает их прибегать к помощи иностранных перестраховщиков;

– несовершенством законодательной базы в сфере страхования ракетно-космической техники.

Эти видом страхования занимается небольшое число отечественных компаний, самыми крупными из которых являются «Ингосстрах», «Мегарус», «Мегус», Военно-страховая компания, «Авиакос».

2. Объекты и субъекты страхования, страховые риски

В качестве объектов страхования космической техники выделяют5:

  • спутники (автоматические космические аппараты всех назначений);

  • ракеты-носители;

  • пилотируемые космические корабли;

  • орбитальные станции и др.

В качестве субъектов страхования выделяют: страховщика (страховую компанию), страхователя, выгодоприобретателя.6

Страховое покрытие распространяется также на наземные инженерные сооружения, предназначенные для доставки космических объектов на космодромы, запусков и выведения ракетно-космических аппаратов на орбиту и управления полетами. К ним относятся:

  • средства доставки ракет, спутников и других объектов на космодром;

  • инженерные сооружения, включая стартовые комплексы;

  • установки, предназначенные для проверки на космодроме всех элементов ракетно-космических комплексов, их сборки и подготовки к запуску;

  • центр управления искусственными спутниками Земли и пр.

В комплексе космических рисков рассматриваются также косвенные финансовые ущербы (финансовые риски), возникающие из-за технических неисправностей элементов космических объектов, а также политические риски, которые могут повлечь задержки в реализации космических программ, а иногда и её отмену. Страхование космической деятельности, таким образом, это целая отрасль, объединяющая все виды защиты от рисков, возникающих при осуществлении космической программы в период времени от начала проектирования ракет и спутников до окончания их функционирования на орбите (см. рис. ниже).7

Основные этапы космической программы:

  • проектирование ракетно-космической техники;

  • производство космических аппаратов;

  • предпусковая фаза;

  • запуск космических объектов и ввод их в эксплуатацию;

  • работа на орбите.

Видовое разнообразие рисков очень велико – от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний.

Ответственность по большинству рисков до запуска, на некоторым исключением, обычно несут подрядчики. За риски на орбите ответственность несет собственник спутника или другого космического аппарата. Все они являются страхователями:

  • изготовитель спутника страхует стоимость спутника;

  • фирма, осуществляющая запуск – стоимость запуска;

  • владелец спутника – доставку на орбиту.

На этапах проектирования и производства ракетно-космических аппаратов применяются те же виды страхования, что и при страховании любой другой техники и строительных рисков:

  • от стихийных бедствий;

  • от ошибок в проектировании;

  • от нарушения технологических циклов;

  • от утраты и повреждения грузов при перевозке;

  • от ущербов вследствие наземных испытаний космических аппаратов и др.

За рубежом считается целесообразным на период запуска страховать остановки или перерывы в осуществлении космической программы. Эти перерывы, возможные и на предыдущих этапах, могу происходить не только из-за технических неисправностей, но и по политическим причинам, вызванным какими-либо действиями или бездействием правительства, изменениями политических курсов, способных повлечь решения о снятии или прекращении финансирования. Политические риски тоже страхуются.

При запуске космического объекта, предназначенного для осуществления какой-либо коммерческой деятельности, такие остановки могут повлечь финансовые потери от переноса сроков начала либо полного срыва эксплуатации аппарата.

Защита жизни и здоровья космонавтов во время полетов является обязательным видом страхования за рубежом. Например, страховая сумма в договоре, заключенном в пользу одного американского космонавта пилотируемого корабля типа «Шаттл», была установлена в размере 1 млн. долл. с премией 1 тыс. долл.

В России впервые экипаж космического корабля был застрахован в 1991 году. Это были космонавты «Союза ТМ-12».

Страхование гражданской ответственности подразумевает защиту имущественных интересов, обусловленную необходимостью возмещения ущерба, причиненного по виде следующих субъектов, отвечающих за проведение космической программы:

  • государства (или государств), осуществляющего запуск космического объекта;

  • владельца космического аппарата;

  • организации, производящей запуск.

Страна, осуществившая запуск, несет ответственность в случаях вины при нанесении повреждений иностранному объекту в космическом пространстве, а также лицам и имуществу, находившиеся на борту этого объекта. Причем ответственность распространяется только на ошибки юридических и физических лиц, находящихся под юрисдикцией этого государства, и не распространяется на ущербы, нанесенные гражданам страны запуска либо участвовавшим в запуске иностранцам.

Совместная ответственность стран запуска распространяется на ущерб, причиненный третьей стране на земле, либо ее самолету или другому летательному аппарату, либо иностранному космическому объекту. Причем, если ущерб причин в космическом пространстве, ответственность каждой страны рассчитывается пропорционально степени ее виды в аварии или катастрофе, либо делится поровну, если определить точную пропорцию не представляется возможным.

Страхование ответственности в отношении третьей стороны охватывает риски, которые, как и в предыдущих видах страхования, группируются в зависимости от этапа осуществления космической программы.

В стадиях проектирования, производства, подготовки к запуску и запуска страхуется потенциальная возможность нанесения ущерба одних подрядчиков своими работами другим, то есть гражданская ответственность одних участников программы перед другими, а так как в реализации каждого этапа принимают участие множество предприятий и организаций-смежников, то здесь определяются границы ответственности каждого из создателей космических объектов.

Риски авиа страховании рассмотрим в разрезе закона.

Статья 117. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна

1. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика, а также определяется международными договорами Российской Федерации

Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире

1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза;

3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Статья 131. Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами

2. При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна.

Статья 132. Обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна

2. Страховая сумма на каждого члена экипажа воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования.

Статья 133. Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна

2. Страховая сумма на каждого пассажира воздушного судна, предусмотренная договором страхования жизни и здоровья пассажира, устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день продажи билета.

3. Страховая сумма, предусмотренная договором страхования багажа, устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом, за килограмм веса багажа.

Страховая сумма, предусмотренная договором страхования вещей, находящихся при пассажире, устанавливается в размере не менее чем десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Статья 134. Обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем

Перевозчик обязан страховать ответственность перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на страховую сумму, размер которой не должен быть менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент выдачи грузовой накладной, за каждый килограмм груза.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание Введение 2 (5)

    Реферат
    Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных
  2. Содержание. Введение (1)

    Реферат
    Ценные бумаги известны , по меньшей мере, с позднего средневековья . Тогда в результате великих географических открытий заметно расширились горизонты международной торговли , и предпринимателям потребовались крупные суммы капитала
  3. Содержание введение 3 (3)

    Реферат
    В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися.
  4. Содержание введение 3 (9)

    Реферат
    Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию.
  5. Содержание. Введение. 2

    Реферат
    Личность патриарха Никона и его церковная реформа оставили глубокий след в истории России. Со времен крещения Руси церковь всегда играла значительную роль в жизни общества и даже определяла внутреннюю и внешнюю политику государства,
  6. Содержание Введение 3 (1)

    Реферат
    С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных изделий.

Другие похожие документы..