Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточно...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
подготовка высококвалифицированных специалистов-экономистов, имеющих представление о становлении различных концепций в экономической истории, различн...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
для студентов по направлению подготовки 080100.68 «Экономика», Магистерская программа «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (форма обучен...полностью>>
'Программа'
2. Имущественная оценка предприятия. Анализ состояния запасов. Эффективность их использования. Модель товарного баланса в факторном анализе объема про...полностью>>

Министерство юстиции российской федерации российская правовая академия юридический факультет

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

Юридический факультет

КРИМИНАЛИСТИКА

РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

( часть 1. Криминалистическая техника)

Москва

2006

Руководство предназначено для оказания помощи в самостоятельной подготовке к занятиям и использования на практических и лабораторных занятиях по криминалистике студентами 4-го курса и СПО очной формы обучения юридического факультета.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В курсе криминалистики, изучаемом на юридическом факультете, около половины учеб­ных часов отводится на семинары, практические и лабора­торные заня­тия. Это объясняется тем, что наряду с изучением теоре­тических положений науки, будущие юристы, независимо от последующей специализа­ции должны приобрести умения и навыки, необходимые для будущей их практической деятельности.

Настоящее Руководство предназначено служить основным пособием для проведения семинаров, практических и лабораторных занятий по криминали-стической технике, предусмот­ренных тематическим планом.

Руководство состоит из разделов по темам, что дает возможность обу­чаемому ориентироваться при составлении плана самостоя­тельной работы и за­казе дидактических материалов в криминалистической лабо­ратории (кабинете) кафедры для подготовки к занятиям.

Каждый раздел (тема) включает информацию о продолжи­тельности заня­тий (время), цели занятия и рекомендации по подготовке к занятию с указанием литературы и контрольных вопросов. Далее излагаются упражнения и задачи с кратким описанием особенностей их выполнения и формы отчета. В заключение даются рекомен­дации для последующего дополнительного совершенствования умений и навы­ков.

В соответствии с программой курса семинару, практическому или лабо­раторному занятию, как правило, предшествует лекция по изучаемой теме, на которой излагаются теоретические вопросы. Необходимо помнить, что практи­ческие и ла­бораторные занятия проводятся с целью углубления уже полученных теоретических знаний и выработки практичес­ких умений и навыков в примене­нии средств и методов криминалистической техники. После лекции студент, пользуясь настоящим практикумом, должен начать готовиться к семинару или практическому (лабораторно­му) занятию путем изучения рекомендованной ли­тературы, дополнения конспекта лекции, выписки справочных данных, про­смотра в криминалистическом кабинете (лаборатории) кафедры рекомендован­ных дидакти­ческих материалов, получения необходимой консультации у препо­давателей, решения заданных упражнений и ситуационных задач. Для решения упражнений и задач студент должен предварительно изучить понятийный аппа­рат, классификации, закономерности и другие теоре­тические положения изу­чаемой темы. Только на базе этих знаний он сможет справиться с заданиями практического (лабораторного) занятия, приобрести необходимые навыки я умения. Проверка подготовленности обучаемых к семинару или практи­ческому (лабораторному) занятию проводится в его нача­ле преподавателем путем 10-15 минутного устного или письменного опроса (письменный опрос, как правило, про­водится с помощью тестов).

Основное время занятия отводится выполнению практических заданий под руководством преподавате­ля. Перед выполнением задания необходимо внимательно прочитать его, уяснить для себя содержание и особеннос­ти выпол­нения, выслушать пояснения преподавателя о пра­вилах обращения с техниче­скими средствами и аппаратурой, многие из технических устройств, используе­мых на заня­тии, являются точными оптическими и электронными уст­ройствами. Несоблюдение правил обращения с ними, поспеш­ность, применение силы могут привести к их порче.

В ходе выполнения задания его описание и результаты заносятся в спе­циальную тетрадь практических и лабора­торных занятий, которые после заня­тия вместе с изготов­ленными копиями и слепками следов, соскобами, смывами, упаковками и др. сдаются преподавателю для проверки в качестве отчета вы­полненной работы. Если по тем или иным причинам студенту не удалось вы­полнить задание в часы работы на занятии, он может повторить его выполнение самостоятельно в криминалистическом кабинете (лаборатории) кафедры с по­мощью его сотрудников.

Оценки степени подготовленности к занятию и за отчет по выполнению заданий определяют общую оценку по теме, которая заносится в журнал.

Преподаватель в конце занятия объявляет итоги, оцен­ки за подготов­ленность к занятиям и дает рекомендации по дальнейшему совершенствованию умений и навыков в хо­де дополнительных тренировок.

Дополнительные тренировки в применении техни­ческих средств крими­налистики являются обязательными для студентов уголовно-правовой специа­лизации. Для проведения дополнительных тренировок в криминалистической лаборатории кафедры имеются тренажеры, электрофицированные стенды, ком­плекты технических средств и ма­териалов по каждой теме. Тренировки органи­зуются и про­водятся под руководством начальника и лаборантов криминали­стической лаборатории кафедры.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Практическое занятие – семинар по теме 3

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКА ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА

Время: 2 часа.

Место занятия: кабинеты кафедры.

Цель занятия: углубить теоретические знания вопросов криминалистиче­ской идентификации и диагностики, приобрести навыки в исполь­зовании теоре­тических знаний при решении задач, возникающих при расследовании пре­ступ­лений перед судебно-следственной и экспертной практикой.

Рекомендации по подготовке к занятию:

1) Изучить нижепоименованную литературу и дополнить конспект лек­ции:

  1. Криминалистика. Под ред. Н.П. Яблокова. М., 2003г

  2. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М. «Юрист», 1997. т.1-3

  3. Колдин В.Я. Идентификация при расследовании преступлений М.;Юрид. лит-ра, 1978.

  4. Колмаков В.П. Идентификационные действия следователя М.; Юрид. лит-ра 1977.

  5. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании пре­ступлений. М. “Норма”, 1998.

2) Просмотреть видеофильм «Криминалистическая идентификация»

3) Быть готовым ответить на контрольные вопросы:

  1. Научные основы криминалистической идентификации. Ме­тодологиче­ские основы криминалистической идентифика­ции. Принципы криминалистической идентификации. Объ­екты идентификации.

  2. Виды криминалистической идентификации. Идентификация к уста­новление групповой принадлежности. Идентифика­ционные и неидентификационные исследования в кримина­листике.

  3. Криминалистическая диагностика, сущность и значение.

4) Решить предложенные преподавателем ситуационные задачи.

План семинара:

  1. Основной доклад по теме: «Принципы криминалистической идентифи­кации).

  2. Обсуждение вопросов: понятие, теоретические ос­новы, формы, субъекты, объекты и процесс криминалистической идентификации. Значение криминалистической идентификации.

  3. Понятие, возможности и значение криминалистической диагностики.

  4. Проверка решений ситуационных задач.

5. Тестирование по вопросам темы.

  1. Практическое занятие по теме 4

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Время: 2 (1) часа.1

Место занятия: криминалистическая лаборатория кафедры.

Цель занятия: углубить теоретические знания о структуре криминали­стики и месте в ней криминалистической техники. Ознакомиться с на­борами и комплектами технико-криминалистических и общетехнических средств, используе­мых для работы в практике правоохранительных ор­ганов.

Рекомендации по подготовке к занятию:

1) Изучить нижепоименованную литературу и дополнить конспект лек­ции:

1.Криминалистика. Под ред. Н.П. Яблокова. М., 2003г.

2. Гранович Г.И. Основы криминалистической техники (процессуальные и криминалистические аспекты). Минск, 1981.

3.Скорченко П.Т. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспече­ние расследования преступлений. М, 1999.

4. Использование современных технико-криминалистических средств и спе­циальных познаний в борьбе с преступностью. Саратов, 1998.

2) Просмотреть видеофильм «Осмотр места происшествия».

3) Быть готовым ответить на контрольные вопросы:

1. Понятие и структура криминалисти­ческой техники как раздела науки.

2. Формы использования специальных познаний и технико-кри­миналистических средств при расследо­вании преступлений, правовые и организационные основы их применения.

3.Современные технико-криминалистические приемы и сред­ства, исполь­зуемые при производстве следственных действий.

4.Непосредственное использование современных технико - кри­мина­листи­ческих приемов и средств следователями и оперативными ра­бот­никами при раскрытии, расследовании и предупреждении преступле­ний.

План занятия:

1.Контрольный опрос.

2. Ознакомление с комплектами технических средств, стоящими на воо­ружении криминалистических и следственных подразделений правоохрани­тельных органов.

3. Изучение основных приемов работы с измерительными, оптическими, осветительными, поисковыми, аналитическими приборами, применяемыми в криминалистике.

  1. Практическое занятие по теме 5

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ И ВИДЕОЗАПИСЬ

Время: 4 (1)часа.

Место занятий: криминалистическая лаборатория кафедры.

Цель занятия: закрепить теоретические знания о технике, способах и методах криминали­стической фотографии и видеосъёмки. Получить начальные навыки фотографирования и видеосъёмки при производстве следственных действий.

Рекомендации по подготовке к занятию:

1) Изучить нижепоименованную литературу и дополнить конспект лек­ции:

1.Селиванов Н.А.., Эйсман А.Л. Судебная фотография. М., 1965

2. Криминалистическая фотография и видеозапись: учеб.-практ. пособие/под Ред. Е.П. Ищенко. М.,Юристъ,1999

2) Просмотреть видеофильм «Судебная фотография».

3) Быть готовым ответить на контрольные вопросы:

1.Понятие, виды и значение криминалистической фотографии.

2.Запечатлевающая фотосъемка: ориентирующая, обзорная, узловая, детальная.

3.Методы фотосъемки: панорамная (линейная, круговая, ярусная), метрическая (с линейным и глубинными масштабами), репродукционная фотосъемка.

  1. Криминалистическая видеозапись. Планы съемки (мелкий, средний, крупный).

План занятия:

1.Контрольный опрос.

2. Ознакомление с фото и видео аппаратурой из комплектов технических средств, стоящих на воо­ружении криминалистических и следственных подразделений правоохрани­тельных органов.

3. Изучение основных приемов и методов фотографирования на месте происшествия.

4. Съемка и изготовление фототаблицы-приложения к протоколу следственного действия:

Задания: 1) Произведите ориентирующее фотографирование учебного места происшествия методом круговой панорамы(3-4 снимка).

2) Сделайте обзорные фотографии учебного места происшествия с двух противоположных точек с обозначением следов и предметов с помощью номерков и стрелок из криминалистического фотокомплекта(2 снимка).

3) Сфотографируйте часть места происшествия способом узловой фотосъемки(1 снимок).

4) Произведите фотографирование следа или предмета, обнаруженного на месте происшествия способом детальной масштабной съемки с использованием масштабной линейки из фотокомплекта(1 снимок).

5) Сделайте репродукционный снимок документа(первый лист своей зачетной книжки – 1снимок).

6) Изготовьте фототаблицы-приложения к протоколу осмотра места происшествия, к которой приложите негативы или компьютерный носитель цифровых фотографий на CD-диске.

При выполнения задания пользуйтесь образцами фототаблиц в криминалистической лаборатории.

4. Практические и лабораторные занятия по теме 6

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ СЛЕДОВЕДЕНИЕ

1. Семинар « Научные основы криминалистического следоведения»

Время: 2 часа.

Место занятий: криминалистическая лаборатория кафедры.

Цель занятия: закрепить и углубить теоретические знания вопросов крими­налистиче­ского уче­ния о следах; приобрести навыки в исполь­зовании тео­ретиче­ских знаний при решении задач, возникающих при работе со следами и предметами в судебно-следственной и экспертной практике.

Рекомендации по подготовке к занятию:

1) Изучить нижепоименованную литературу и дополнить конспект лек­ции:

1.Грановский Г.Л. Основы трассологии М.,1974

2.Грамович Г.И. Основы криминалистической техники. Минск, 1981.

3.Скорченко П.Т. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений. М, 1999.

4.Крылов И.Ф. Криминалистическое учение о следах. Ленинград, 1976.

5.Воробьева И.Б.,Маланьина Н.И. Следы на месте преступления. Саратов,1996

2) Просмотреть видеофильм «Поиск следов на месте происшествия».

3) Быть готовым ответить на контрольные вопросы:

1. Научные основы криминалистического учения о следах. Понятие "след" в криминалистике. Механизм следообразования следов.

2. Классификация следов в криминалистике.

3. Работа со следами. Порядок об­ращения с объектами-носителями следов.

4) Решить предложенные преподавателем ситуационные задачи..

План семинара:

1. Основной доклад по теме: «Классификация следов в криминалистике».

2. Обсуждение вопросов: Понятие и значение криминалистического учения о следах. Понятие "след" в криминалистике. Механизм следообразования. Порядок работы со следами и предметами.

3. Тестирование по вопросам темы.

В ходе занятия курсан­ты решают предложенные преподавателем ситуационные задачи. При докладе решения обос­новывают его теоретическими положениями, изученными в ходе подготовки к занятиям

2. Лабораторное занятие 1 «Следы рук»

Время: 2 часа.

Место занятий: криминалистическая лаборатория кафедры.

Цель занятия: закрепить и углубить теоретические знания вопросов дактилоскопии, приобрести навыки в исполь­зовании тео­ретиче­ских знаний при решении задач, возникающих при работе со следами кожных узоров в следственной и экспертной практике, ознакомиться с техническими средствами и методами их обнаружения, закрепления, изъятия, сохранения и исследования .

Рекомендации по подготовке к занятию:

1) Изучить нижепоименованную литературу и дополнить конспект лек­ции:

2) Просмотреть видеофильм «Следы рук».

3) Быть готовым ответить на контрольные вопросы:

1. Строение ладонной поверхности кожи рук. Свойства и классификации папиллярных узоров. Общие и частные признаки, отображающиеся в следах рук и их характеристика.

2. Виды следов рук. Способы обнаружения, изъятия, фиксации и упаковки следов рук и их процессуальное оформление.

3. Правила дактилоскопирования и составление дактилокарты.

4. Методика исследования следов рук.

План занятия:

1.Контрольный опрос.

2. Выполнение заданий:

Задания: 1)Произвести дактилоскопирование и заполнение учебной дактилокарты.

2) Изучить папиллярные узоры на заполненной дактилокарте. Определить тип узора для каждого из десяти пальцев.

3) Ознакомиться с приемами осмотра объектов в косопадающих лучах света при естественном освещении, с помощью элект­рофонарика и лупы с подсветкой. Оставить свой потожировой след пальца руки на поверхностях стекла, фаянса, пластмассы, металла, лакированном дереве, поверхности, окрашенной масляной краской. Пользуясь изученными прие­мами осмотра в косопадащем свете, обнаружить на объек­тах оставленные следы.

4) Ознакомиться с приемами и средствами обнаружения следов рук на различных поверхностях.

5) Ознакомиться с порядком и правилами закрепления и изъятия следов рук. Составить фрагмент протокола осмотра обнаруженного следа пальца руки.

6) Ознакомиться с копиями заключений дактилоскопических экспертиз.

3. Лабораторное занятие 1 «Следы ног»

Время: 2 часа.

Место занятий: криминалистическая лаборатория кафедры.

Цель занятия: закрепить и углубить теоретические знания вопросов классификации следов ног человека, в пони­мании механизма их образования. Приобрести практические навыки обнаружения, закрепле­ния, изъятия, сохранения и исследования следов ног на месте происшествия с исполь­зованием технических средств крими­налистики, приобрести навыки в исполь­зовании тео­ретиче­ских знаний при решении задач, возникающих при работе со следами ног в следственной и экспертной практике.

Рекомендации по подготовке к занятию:

1) Изучить нижепоименованную литературу и дополнить конспект лек­ции:

2) Просмотреть видеофильм «Следы ног».

3) Быть готовым ответить на контрольные вопросы:

  1. Криминалистическое значение следов ног и их виды.

  2. Механизм образования следов ног.

  3. Строение подошвы босой ноги, ее общие и индивидуаль­ные признаки, отображаемые в следах.

  4. Строение подошвы обуви, ее общие и индивидуальные признаки, отображаемые в следах.

  5. Элементы "дорожки" следов ног и ее криминалистичес­кое значение.

6. Способы обнаружения, закрепления и изъятия следов ног.

План занятия:

1.Контрольный опрос.

2. Выполнение заданий:

Задания: 1) Изучить окрашенный поверхностный след-наслоение босой ноги на листе бумаги. Определить общие и частные при­знаки строения подошвы, отобразившиеся в следе. Произ­вести измерение основных элементов следа: общей длины следа, шири­ны плюсневой, части, свода и пятки).Составить фра-гмент описание следа для протокола.

2) Изучить окрашенный поверхностный след-няслоение подошвы обуви на листе бумаги. Определить общие и частные при­знаки, отобразившиеся в следе. Измерить основные эле­менты следа и зарисовать его контуры, а также ферму зад­него среза подметки и переднего среза каблука с указа­нием линий измерения общей длины следа, длины и ширины подметки, промежуточной части и каблука.Сделать предположительный вывод о телосложении лица, оставившего след.Составить описание следа для протокола.

3) Осмотреть "дорожку" следов ног. Произвести разметку и измерение элементов "дорожки" следов ног. Зарисовать "дорожку" следов с указанием линий измерения длины ша­га правой и левой ногой, длины расстановки правой и ле­вой ноги, ширины шага, углов разворота правой и левой стопы. Соотпвить списание "дорожки" следов ног для протокола.

4) Ознакомиться с техникой забора запаховых следов со следа ноги. для последую­щей экспертизы.

5) Ознакомиться с техникой изъятия следов на сыпучем грунте.

6) Ознакомиться с техникой изготовления гипсового слепка с объемного следа обуви.

4. Лабораторное занятие 1 «Следы орудий и инструментов»

Время: 2 часа.

Место занятий: криминалистическая лаборатория кафедры.

Цель занятия: закрепить и углубить теоретические знания вопросов классификации следов от орудий и инструментов и их классификации. Выработать навыки закреп­ления, изъятия, сохранения и исследования следов от орудий и инструментов, приобрести навыки в исполь­зовании тео­ретиче­ских знаний при решении задач, возникающих при работе со следами от орудий и инструментов в следственной и экспертной практике.

Рекомендации по подготовке к занятию:

1) Изучить нижепоименованную литературу и дополнить конспект лек­ции:

2) Быть готовым ответить на контрольные вопросы:

  1. Криминалистическое значение следов ног и их виды.

  2. Механизм образования следов ног.

  3. Строение подошвы босой ноги, ее общие и индивидуаль­ные признаки, отображаемые в следах.

  4. Строение подошвы обуви, ее общие и индивидуальные признаки, отображаемые в следах.

  5. Элементы "дорожки" следов ног и ее криминалистичес­кое значение.

6. Способы обнаружения, закрепления и изъятия следов ног.

План занятия:

1.Контрольный опрос.

2. Выполнение заданий:

Задания: 1) Изучить окрашенный поверхностный след-наслоение босой ноги на листе бумаги. Определить общие и частные при­знаки строения подошвы, отобразившиеся в следе. Произ­вести измерение основных элементов следа: общей длины следа, шири­ны плюсневой, части, свода и пятки).Составить фра-гмент описание следа для протокола.

2) Изучить окрашенный поверхностный след-няслоение подошвы обуви на листе бумаги. Определить общие и частные при­знаки, отобразившиеся в следе. Измерить основные эле­менты следа и зарисовать его контуры, а также ферму зад­него среза подметки и переднего среза каблука с указа­нием линий измерения общей длины следа, длины и ширины подметки, промежуточной части и каблука.Сделать предположительный вывод о телосложении лица, оставившего след.Составить описание следа для протокола.

3) Осмотреть "дорожку" следов ног. Произвести разметку и измерение элементов "дорожки" следов ног. Зарисовать "дорожку" следов с указанием линий измерения длины ша­га правой и левой ногой, длины расстановки правой и ле­вой ноги, ширины шага, углов разворота правой и левой стопы. Соотпвить списание "дорожки" следов ног для протокола.

4) Ознакомиться с техникой забора запаховых следов со следа ноги. для последую­щей экспертизы.

5) Ознакомиться с техникой изъятия следов на сыпучем грунте.

6) Ознакомиться с техникой изготовления гипсового слепка с объемного следа обуви.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство юстиции российской федерации российская правовая академия юридический факультет дипломнаяработ а на тему

    Диплом
    Когда впервые появился вексель достоверно установить невозможно. Ученые высказывают различные точки зрения о времени и месте появления первых векселей.
  2. Российской Федерации Российская правовая академия Налоговое право России учебник (1)

    Учебник
    О. Н. Горбунова — доктор юридических наук, профессор, заведую­щая кафедрой финансового права и правовых основ бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии;
  3. Министерства Юстиции Российской Федерации Утверждаю Проректор по учебной и воспитательной работе, председатель методического совета Б. В. Россинский уголовное право программа

    Программа
    Программа государственного экзамена по уголовному праву подготовлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.
  4. Министерства Юстиции Российской Федерации (Тульский филиал) Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права контрольная работа

    Контрольная работа
    Расизм в США существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам.
  5. Федерации, генерал-лейтенант юстиции Золотухин Геннадий Александрович правовые основы организации и деятельности юридической службы вооруженных сил российской федерации кафедра военной администрации, административного и финансового права

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации провозглашает верховенство закона. Так, частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления,

Другие похожие документы..