Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации...полностью>>
'Закон'
Средства, утвержденные в бюджете территориального фонда ОМС на софинансирование региональной программы модернизации, как и средства ФОМС на модерниза...полностью>>
'Доклад'
В соответствии со ст.28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномочен...полностью>>
'Конкурс'
Участникам предлагается сочинить сказку, разработать соответствующие иллюстрации к ним и оформить результат, представив его в электронном (формат Pow...полностью>>

Лоскутова Елена Игоревна, педагог дополнительного образования Сыктывкар 2009 пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Коми

Государственное автономное учреждение Республики Коми

дополнительного образования детей

«Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма»

Рекомендована Утверждаю:

Методическим советом Генеральный директор

Протокол № __________ И. Н. Филатов

« »___________ 2009г. « » ____________ 2009г.

____________ Л.Е. Вотякова

Принята

Педагогическим советом

Протокол №

« »___________ 2009г.

Дополнительная образовательная программа

«Школьный экскурсовод»

Направленность:

Туристско-краеведческая

Для обучающихся 14-16 лет

2 года обучения

Составитель:

Лоскутова Елена Игоревна,

педагог дополнительного

образования

Сыктывкар

2009

Пояснительная записка

В словосочетании «Школьный экскурсовод» ключевым является слово экскурсовод. Профессиональный экскурсовод обладает рядом качеств, умений, навыков, присущих представителям данной профессии. Вместе с тем нельзя игнорировать эпитет «школьный» т.к. данная программа предусматривает подготовку экскурсоводов для аудитории, состоящей, прежде всего, из школьников и обучающихся объединений дополнительного образования.

Цель программы: пробуждение у обучающихся интереса к изучению культурно-исторического наследия родного края;

В процессе обучения предполагается решение следующих задач:

Воспитательные:

- воспитание чувства сопричастности к системе культурных, природных ценностей, истории родного края;

Развивающие:

- развитие потребностей в здоровом образе жизни, эстетической восприимчивости к прекрасному;

- создание условий для самовыражения и раскрытия творческого потенциала обучающихся через различные формы работы: поисково-исследовательскую, экскурсионно-просветительскую, самостоятельную работу с краеведческими источниками

Обучающие:

- накопление знаний по краеведению, формирование туристских умений и навыков, приобретения опыта практической экскурсионно-просветительской деятельности;

- вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;

Организационно-методические основы:

Программа «Школьный экскурсовод», рассчитанная на 2 года обучения, предназначена для обучающихся 8-9 класса и является закономерным продолжением программы «Экскурсовод школьного музея». Время, отведенное на обучение, составляет от 144 до 216 часов в год (в зависимости от загруженности обучающихся), причем практические занятия составляют большую часть программы.

Программа предусматривает различные формы проведения занятий: беседы, лекции, консультации со специалистами, работа с литературой, краеведческими источниками, индивидуальная и коллективная творческая работа, посещение музеев, выставок, творческие встречи, учебно-познавательные и экскурсионные поездки. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия.

Программа комплексная, включает в себя следующие разделы: «Туристская подготовка», «Подготовка школьного экскурсовода», «Изобразительное искусство РК», «Сыктывкар – столица РК».

При изучении раздела «Туристская подготовка» приобретаются навыки самообслуживания, подготовки и проведения путешествия, без которого невозможна поисковая работа, а также навыки организационной работы (организация и проведение туристско-краеведческих конкурсов, соревнований).

При изучении разделов программы «Изобразительное искусство РК», «Сыктывкар – столица РК» происходит накопление знаний, необходимых для разработки экскурсии по данной тематике.

И, наконец, изучение раздела «Подготовка школьного экскурсовода» даёт возможность обучающимся достичь определённого уровня профессиональной деятельности, который позволит или проводить образовательно-познавательные экскурсии для учащихся младших и средних классов школы, членов других объединений дополнительного образования.

По окончании данного курса обучающиеся должны знать:

- экскурсионные объекты города, методику подготовки и проведения экскурсий;

- основные правила проведения туристских соревнований, основные требования к подготовке и проведению похода, путешествия.

Получить навыки:

- сбора материалов по изучению экскурсионного объекта, самостоятельной работы с краеведческими источниками, литературой; научно-исследовательской работы.

- работы на этапах туристских соревнованиях в качестве судьи.

Уметь:

- описать экскурсионный объект, составить текст экскурсии, провести экскурсию (фрагмент экскурсии) на заданную тему.

- уметь составить отчёт о походе, уметь организовать судейство на туристских соревнованиях с младшей возрастной группой.

Этапы педагогического контроля

Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.

I год обучения

Примерные сроки

Содержание

Форма

Критерии оценки

декабрь

знания, умения, навыки по разделу «Изобразительное искусство РК»

тесты

сочинение по теме «Скульптура улиц и площадей нашего города»

более 60 % прав. ответов - зачет

март

знания, умения, навыки по разделу «Подготовка школьного экскурсовода»

тесты

составление текста фрагмента экскурсии

более 60 % прав. ответов - зачет

май

знания, умения, навыки по разделу «Туристская подготовка»

тесты

отчет о путешествии или судейство одного из этапов в тур.-краевед. соревнованиях для младших школьников

более 60 % прав. ответов - зачет

II год обучения

Примерные сроки

Содержание

Форма

Критерии оценки

декабрь

знания, умения, навыки по разделу «Сыктывкар – столица РК»

Творческая работа, реферат

Тесты

апрель

знания, умения, навыки по разделу «Подготовка школьного экскурсовода»

Защита учебной экскурсии

апрель

май

знания, умения, навыки по разделу «Туристская подготовка»

Участие в организации и судействе соревнований для младших школьников

Правильное оформление документации судейства этапов

Учитывая сложность экскурсионной работы для обучающихся, экскурсия является общим итогом работы всех обучающихся, которые работают в течении года над созданием экскурсии как творческая группа. Личный вклад каждого обучающегося определяется его способностями и возможностями.

По окончании курса обучающиеся, сдавшие зачёты, получают удостоверения «Школьный экскурсовод».

Условия реализации:

Для успешного выполнения программы необходимы:

  • оборудованный кабинет с видеотехникой, подбором специальной литературы и наглядными пособиями, телевизором, видеомагнитофоном и др. техническими средствами.

  • туристское снаряжение ( коврики, рюкзаки, спальные мешки, палатки, аптечка, хознабор)

  • канцелярские принадлежности

  • автобус для выездных учебно-познавательных экскурсий

Примерный учебно-тематический план

туристского объединения «Школьный экскурсовод»

1 год обучения

п/п

Название темы

Количество часов (на 6 ч)

Количество часов (на 5 ч)

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

1.

Подготовка школьного экскурсовода

82

26

56

70

18

52

1.1

Ведение

2

2

-

2

2

1.2

Возникновение и развитие экскурсионного дела в стране и республике

2

2

2

2

1.3

Роль и значение экскурсии.

6

2

4

6

2

4

1.4

Классификация экскурсий

10

2

8

10

2

8

1.5

Классификация экскурсионных объектов

4

4

2

2

1.6

Экскурсионные объекты и маршруты Республики Коми

24

6

16

18

2

16

1.7

Изучение экскурсионных объектов населённого пункта

24

6

16

20

4

16

1.8

Составление карточек экскурсионного объекта

10

2

8

10

2

8

2.

Туристская подготовка

44

14

30

48

10

18

2.1

Организация и поведение похода, путешествия, экспедиции

26

8

18

24

6

18

2.3

Правила проведения туристско-краеведческих соревнований, слётов со школьниками

4

4

4

4

2.4

Организация и судейство школьных туристско-краеведческих соревнований, слётов

14

2

12

10

2

8

3.

Изобразительное искусство РК

40

16

24

32

12

20

4.

Поисково-исследовательская работа

20

4

16

10

2

8

5.

Участие в массовых мероприятиях

30

30

30

30

ВСЕГО:

216

60

156

180

54

126

Примерная учебная программа

туристского объединения «Школьный экскурсовод»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лоскутова Елена Игоревна педагог дополнительного образования Сыктывкар 2009 пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Программа, рассчитана на 2 года обучения (по 216 часов в год), должна познакомить обучающихся с основами музееведения, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности.

Другие похожие документы..