Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Амбициозные, честолюбивые молодые люди зачастую связывают с управлением малым бизнесом и эффективной организацией предпринимательской деятельности на...полностью>>
'Документ'
Лит 20-х годов. «Масса» как новый тип героя. (А.С.Сераф Железный поток, Д.А.Фур Чапаев).Во многих прозаич произв на первом плане стояло изобр народа,...полностью>>
'Документ'
Ця аналітична доповідь підготовлена аналітичним центром «Політика» в квітні 2011 року. Її метою було проведення загального аналізу стану реалізації о...полностью>>
'Методические рекомендации'
по использованию охраняемых результатов интеллектуальной деятельности при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологически...полностью>>

Методические рекомендации по развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения для организаций (предприятий) и муниципальных образований городов и районов области*) (2)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Совет по развитию негосударственного пенсионного обеспечения

при Губернаторе Оренбургской области

г. Оренбург 2010 год

Методические рекомендации

по развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения

для организаций (предприятий)

и муниципальных образований городов и районов области*)

*) Данные Методические рекомендации могут быть использованы в течение всего срока реализации Концепции развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в Оренбургской области (до 2020 года).

Содержание:

стр.

1. Пенсионная реформа и негосударственное пенсионное

обеспечение ………………………………………………………………. 3 - 6

2. Виды пенсионных схем негосударственного пенсионного

обеспечения………………………………………………………………. 7 - 12

3. Для организаций (предприятий):

- Примерная форма договора негосударственного

пенсионного обеспечения между организацией

(предприятием) и негосударственным пенсионным фондом ……….. 13 - 17

- Примерное Положение о негосударственном пенсионном

обеспечении работников организации (предприятия)……………….. 18 - 24

4. Для муниципальных образований городов и районов области:

- Примерная форма Соглашения о сотрудничестве

между органом местного самоуправления города

(района) и негосударственным пенсионным фондом

о проведении информационно-разъяснительной работы

в области негосударственного пенсионного обеспечения ………….. 25 - 26

- Примерное Положение о негосударственном пенсионном

обеспечении отдельных работников бюджетной сферы

Оренбургской области…………………………………………………. 27 - 34

- Примерный план мероприятий по разработке и реализации

пенсионной программы для работников бюджетных

организаций и учреждений муниципального образования……………... 35

Пенсионная реформа и негосударственное пенсионное обеспечение

Введение

В настоящее время реформа пенсионной системы приобрела статус чрезвычайной важности и влечет за собой кардинальные изменения в основополагающих экономических и правовых подходах к созданию эффективно действующей системы справедливого пенсионного обеспечения граждан России.

Подтверждением этому служат беспрецедентные меры по увеличению пенсий гражданам, осуществляемые Правительством РФ.

К концу 2009 года средний размер социальной пенсии достигает уровня прожиточного минимума пенсионера. В 2010 году произойдет переоценка пенсионных прав граждан, сформированных до пенсионной реформы 2002 года.

Высокие темпы роста пенсий сохранятся и в будущем. По планам Правительства РФ к 2016 году средний размер трудовой пенсии должен составить 2,5 прожиточных минимума пенсионера, а к 2020 году – не менее трех прожиточных уровней пенсионера.

Вместе с тем, низкий уровень заработной платы отдельных категорий граждан (в образовании, культуре, здравоохранении, сельском хозяйстве) и отчисления, производимые работодателями на пенсионное обеспечение за этих граждан, не обеспечат необходимого размера прожиточного уровня пенсионеров.

Реальный рост доходов будущих пенсионеров, увеличение их пенсий выше прожиточного уровня возможны либо путем увеличения размера заработной платы, либо путем развития всех уровней Пенсионной системы, включая дополнительное пенсионное обеспечение. На этом фоне существенно возрастает роль негосударственных пенсионных фондов.

Для решения задач, предусмотренных пенсионной реформой, необходимо обеспечить условия привлечения граждан к самостоятельному (добровольному) формированию своих пенсионных накоплений, побуждать их заботиться о своей будущей пенсии. Эти условия означают:

- повышение доверия населения к деятельности НПФ;

- повышение финансовой и в первую очередь пенсионной грамотности населения;

- создание экономических стимулов развития негосударственного пенсионного обеспечения, в первую очередь, благоприятного налогового режима, стимулирующего работодателей, работников и самозанятое население к уплате взносов для формирования пенсионных накоплений;

- реализация государственной программы формирования добровольных пенсионных накоплений граждан за счет паритетного софинансирования из федерального бюджета и за счет средств работодателей.

Перечисленные меры позволят приблизить пенсионную систему России к пенсионным системам большинства развитых стран, в которых государство решает вопросы обеспечения пенсионеров гарантированными пенсиями, а негосударственные пенсионные фонды обеспечивают накопление трудовых пенсий, зависящих от заработка человека (в совокупности с государством), достойный размер пенсий и финансовую стабильность пенсионной системы.

Многоуровневый характер пенсионной системы в Российской Федерации

Меры, предусмотренные Правительством Российской Федерации по улучшению пенсионного обеспечения граждан, осуществляются в соответствии с действующей пенсионной реформой, предусматривающей многоуровневый характер пенсионного обеспечения, включающий: государственные пенсии; пенсии предприятий и граждан, сформированные на добровольной основе, а также программу государственного софинансирования пенсионных накоплений.

Государственные пенсии

Согласно новой пенсионной модели страховые платежи (вместо ЕСН), уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд РФ с января 2010 года разделены на 2 части:

страховая часть трудовой пенсии (14%)

- формируется государством и зависит от стажа, возраста и страховых отчислений работодателей;

-базовая часть включается в страховую и служит для внутренних расчетов пенсий граждан.

накопительная часть трудовой пенсии (6 %)

- формируется за счет страховых взносов от заработной платы уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, для граждан 1967 года рождения и моложе;

- зачисляется на лицевой пенсионный счет каждого застрахованного лица и инвестируется на финансовых рынках в соответствии с действующим законодательством;

- будет являться основной частью трудовой пенсии для граждан, формирующих свою пенсию после 2010 года (с 01 января 2004 года накопительная часть пенсии может формироваться в негосударственных пенсионных фондах).

Софинансирование государством добровольных пенсионных накоплений граждан

С 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», призванный обеспечить условия для создания дополнительного финансового потока в накопительную часть пенсий граждан.

Граждане любого возраста (в том числе пенсионеры) за счет собственных средств добровольно могут уплачивать дополнительные взносы на свой лицевой счет в Пенсионный фонд Российской Федерации (минимум – 2 000 рублей в год, максимум – не ограничен). Государство на паритетных началах за счет средств Фонда национального благосостояния передает на лицевой счет таких граждан дополнительные взносы в размерах: минимум – 2 000 рублей, максимум – 12 000 рублей по итогам года. Средства учитываются в накопительной части лицевого пенсионного счета гражданина.

Третьей стороной софинансирования может выступить работодатель, уплачивающий дополнительные страховые взносы в пользу своих работников.

Пенсия предприятий и граждан

Предприятие выступает на добровольной основе вкладчиком в пользу своих работников, в том числе бывших.

Дополнительно граждане (работающие и пенсионеры) могут выступать вкладчиками в свою пользу в выбранном ими негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионная программа, формируемая с участием негосударственного пенсионного фонда, включает в себя:

  1. Положение о негосударственном пенсионном обеспечении

– это совокупность условий, определяющих категорию работников, подлежащих негосударственному пенсионному обеспечению, порядок формирования пенсионных взносов, а также условия назначения и выплаты негосударственных пенсий. При разработке Положения ведущая роль в постановке задачи отводится руководству муниципального образования (рабочей группе при главе муниципального образования, руководству предприятий и организаций).

2. Договор о негосударственном пенсионном обеспечении

– это соглашение между Фондом и Вкладчиком в пользу Участников, в силу которого Вкладчик (муниципальное образование, предприятие или организация) обязуется перечислять пенсионные взносы за своих работников (Участников) в Фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а Фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований, в соответствии с Пенсионными правилами и выбранной муниципальным образованием пенсионной схемой выплачивать Участнику негосударственную пенсию.

3. Расчет стоимости пенсионной программы имеет множество вариантов, из которых муниципальное образование (предприятие, организация) выбирает для себя наиболее подходящий. Возможны следующие подходы при определении стоимости Пенсионной программы:

- основываясь на возрастном критерии. За основу берется принцип дифференцированности, т.е. размер пенсионного взноса тем больше, чем старше работник.

- основываясь на «стажевом» критерии. За основу берется принцип дифференцированности т.е. размер пенсионного взноса тем больше, чем больше стаж работника.

- исходя из размера негосударственной пенсии (в этом случае работниками Фонда проводятся актуарные расчеты).

Следует отметить, что в настоящее время в стране участниками негосударственных пенсионных фондов (т.е. граждан, имеющих лицевые пенсионные счета и за которых перечисляются пенсионные взносы) являются 6,4 млн. человек, из которых 1,2 млн. человек получают дополнительные негосударственные пенсии. В Оренбургской области участниками негосударственных пенсионных фондов являются более 50 тысяч человек.

Известно, что дополнительные пенсии выплачиваются работникам газовой отрасли, нефтяникам, работникам РЖД, связистам, энергетикам.

Каждая крупная и средняя корпорация считает своим долгом обеспечивать работников дополнительной пенсией и включать расходы на негосударственное пенсионное обеспечение в состав социального пакета.

Пенсионная программа предприятия

Пенсионная программа предприятия (организации) – совокупность условий, определяющих категории работников, подлежащих негосударственному пенсионному обеспечению, порядок формирования пенсионных взносов, а также условия назначения и выплаты негосударственных пенсий. При разработке пенсионной программы ведущая роль в постановке задаче принадлежит руководству предприятия (организации).

Негосударственное пенсионное обеспечение работников позволяет предприятию (организации) решить ряд важнейших проблем:

- обеспечить мотивацию труда сотрудников. Социальная защищенность и уверенность сотрудников в завтрашнем дне рождают ответственность и заинтересованность в результатах своего труда.

- улучшить трудовую дисциплину посредством создания дополнительных требований к получателям пенсии.

- постоянно обновлять кадровый состав. Отметить заслуги сотрудников много лет проработавших на предприятии (в организации) второй негосударственной пенсией.

- оптимизировать налогообложение, поскольку с пенсионных взносов за работников перечисляемых в негосударственные пенсионные фонды по договорам негосударственного пенсионного обеспечения страховые взносы во внебюджетные фонды не взимаются.

Работодатель при построении корпоративной пенсионной системы может производить перечисления на именные пенсионные счета работников, а может сформировать солидарный пенсионный счет (выплаты пенсий с которого осуществляются по распорядительному письму предприятия). Часто используется паритетная пенсионная программа (когда дополнительная пенсия работнику формируется за счет собственных средств работника и отчислений предприятия).

Муниципальная пенсионная программа*

Муниципальная пенсионная программа – это комплекс мероприятий по решению социально-экономических и управленческих задач предприятий и организаций бюджетной сферы через организацию дополнительного пенсионного обеспечения работников.

  1. Цели муниципальной программы

- повышение уровня жизни и социальной защищенности населения пенсионного возраста в муниципальном образовании, обеспечение достойной пенсии малообеспеченным работникам бюджетной сферы через создание системы негосударственного пенсионного обеспечения, основанной на накопительном принципе;

- формирование на территории муниципального образования с помощью негосударственных пенсионных фондов долгосрочного инвестиционного ресурса для финансирования социально-экономических программ (после разработки соответствующих механизмов).

2. Задачи реализации муниципальной пенсионной программы

- Создание долговременных материальных стимулов для продолжения работы в муниципальных организациях и предприятиях бюджетной сферы до достижения пенсионного возраста и снижение текучести кадров.

- Высвобождение с рынка труда лиц пенсионного возраста с целью привлечения молодых и энергичных работников.

- Обеспечение дополнительной социальной защиты работников муниципальных предприятий и организаций бюджетной сферы в пенсионный период.

- Укрепление политического и социального авторитета законодательной и исполнительной власти муниципального образования.

3. Принципы формирования и действия муниципальной пенсионной программы

- Открытость. На всех этапах разработки муниципальной пенсионной программы средства массовой информации должны освещать эту работу.

Проекты Положения о негосударственном пенсионном обеспечении необходимо публиковать в местных средствах массовой информации для обсуждения и внесения предложений и поправок.

- Выбор критериев негосударственного пенсионного обеспечения. Выбор критериев должен быть продиктован заботой о социальной защите граждан после выхода на заслуженный отдых, которые в настоящее время в силу объективных причин не могут самостоятельно формировать личный пенсионный бюджет.

- Согласованность работы со всеми заинтересованными подразделениями и структурами муниципальных предприятий и организаций бюджетной сферы муниципального образования.

- Непосредственное участие специалистов негосударственных пенсионных фондов во всей цепочке разработки и продвижения проекта муниципальной пенсионной программы.

Соблюдение требований действующего законодательства при формировании и реализации программ для муниципальных нужд.

4. Источники финансирования программы

Реализация программы осуществляется с использованием предусмотренных законодательством источников финансирования:

- взносы на дополнительное пенсионное обеспечение работников организаций, финансируемых за счет средств бюджетов муниципальных образований области;

- взносы предприятий и организаций в пользу своих работников;

- другие источники (в том числе средства бюджета).

5. Руководство деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению работников бюджетной сферы

Руководство деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению работников бюджетной сферы муниципального образования осуществляется органом, определенным нормативным документом муниципального образования в качестве координатора программы.

На предприятиях и в организациях могут быть созданы рабочие группы по негосударственному пенсионному обеспечению населения, которые осуществляют взаимодействие с негосударственным пенсионным фондом и другими заинтересованными организациями по всем возникающим вопросам.

Виды пенсионных схем негосударственного пенсионного обеспечения

Схема № 1.

С установленными размерами пенсионных взносов. Пенсионные выплаты производятся пожизненно.

Схема № 2.

С установленными размерами пенсионных взносов. Пенсионные выплаты производятся в течение определенного пенсионным договором ряда лет (от 5 до 20 лет).

Схема № 3.

С установленными размерами пенсионных взносов. Солидарная.

Схема № 4.

С установленными размерами пенсионных выплат. Пенсионные выплаты производятся пожизненно.

Раздел 1. Порядок внесения пенсионных взносов Вкладчиками Фонда,

их размеры, периодичность и продолжительность внесения.

1.1. Пенсионные взносы вносятся Вкладчиком в пользу одного или нескольких Участников.

Правилами устанавливается минимальный размер пенсионного взноса в месяц в пользу одного Участника, не менее 0,2 минимального размера оплаты труда на момент внесения пенсионного взноса.

По согласованию с Фондом, Вкладчик имеет право единовременно внести пенсионные взносы в размере расчетной суммы пенсионных резервов или ее части.

Продолжительность внесения пенсионных взносов определяется временем: от поступления первого взноса на расчетный счет Фонда до приобретения Участником прав, установленных Правилами, на получение негосударственной пенсии. Пенсионным договором может быть предусмотрено право Вкладчика (Участника) вносить пенсионные взносы после приобретения оснований, предоставляющих Участнику право на получение негосударственной пенсии.

Обязательным требованием пенсионной схемы с пожизненными пенсионными выплатами является условие, что размер и продолжительность периода внесения пенсионных взносов должны обеспечить формирование средств, достаточных для пожизненных пенсионных выплат в размере не менее установленного законодательством Российской Федерации норматива.

2.1. Пенсионные взносы вносятся Вкладчиком в пользу одного или нескольких Участников.

Правилами устанавливается минимальный размер пенсионного взноса в месяц в пользу одного Участника не менее 0,2 минимального размера оплаты труда на момент внесения пенсионного взноса.

По согласованию с Вкладчиком разрешается единовременное внесение пенсионных взносов в размере расчетной суммы пенсионных резервов или ее части.

Продолжительность внесения пенсионных взносов определяется временем: от поступления первого взноса на расчетный счет Фонда до приобретения Участником прав, установленных Правилами, на получение негосударственной пенсии. Пенсионным договором может быть предусмотрено право Вкладчика (Участника) вносить пенсионные взносы после приобретения оснований, предоставляющих Участнику право на получение негосударственной пенсии.

3.1. Правилами устанавливается минимальный размер пенсионного взноса в месяц в пользу одного Участника не менее 0,2 минимального размера оплаты труда на момент внесения пенсионного взноса.

Пенсионные взносы вносятся Вкладчиком на протяжении действия пенсионного договора. Пенсионным договором предусматривается внесение пенсионных взносов и после приобретения отдельными Участниками оснований, предоставляющих им право на получение негосударственной пенсии.

Вкладчик вправе представлять в Фонд список Участников, в пользу которых он производит пенсионные взносы, изменять его или дополнять.

4.1. Вкладчик вносит пенсионные взносы в размере, установленном актуарными расчетами, и в сроки, установленные договором негосударственного пенсионного обеспечения, в течение определенного расчетами периода накопления.

Пенсионные взносы вносятся Вкладчиком на протяжении действия пенсионного договора. Пенсионным договором может предусматриваться право Вкладчика на внесение пенсионных взносов, и после приобретения Участником оснований, предоставляющих ему право на получение негосударственной пенсии.

Обязательным условием, определяющим размер пенсионных взносов, является условие, обеспечивающее получение Участником негосударственной пенсии в размере не менее установленного законодательством Российской Федерации норматива на момент заключения пенсионного договора.

При пожизненных пенсионных выплатах, размер пенсионных взносов и период их внесения рассчитывается в соответствии с формулами утвержденными Пенсионными правилами фонда.

Раздел 2. Порядок получения Участниками Фонда негосударственных пенсий,

их размеры, периодичность и продолжительность выплат.

1.2. Размер получаемой Участником негосударственной пенсии определяется актуарными расчетами и зависит от размера пенсионных резервов, отраженных на именном пенсионном счете Участника, на дату расчета.

Обязательным условием, определяющим размер негосударственной пенсии, является то, что она не может быть менее установленного законодательством Российской Федерации норматива на момент заключения пенсионного договора.

В случаях, когда Вкладчиком нарушены условия внесения пенсионных взносов, в результате чего Фонд не смог сформировать в пользу Участника необходимые размеры резервов на именном пенсионном счете, позволяющие осуществлять пожизненные выплаты в размере не менее установленного законодательством Российской Федерации норматива, Фонд и Вкладчик обязаны перезаключить пенсионный договор с выплатой пенсий в течение оговоренного ряда лет.

Продолжительность пенсионных выплат по данной пенсионной схеме устанавливается только на период жизни Участника.

Единовременная выплата всех или части пенсионных резервов с пенсионного счета не допускается.

Договором пенсионных выплат определяется порядок получения Участниками Фонда негосударственных пенсий, их размеры и периодичность выплат.

2.2. Размер и продолжительность получения негосударственной пенсии определяется актуарными расчетами и зависит от размера пенсионных резервов, отраженных на именном пенсионном счете Участника.

Обязательным условием, определяющим размер негосударственной пенсии, является то, что она не может быть менее установленного законодательством Российской Федерации норматива.

В случаях, когда размер негосударственной пенсии на оговоренный в пенсионном договоре срок будет менее установленного законодательством Российской Федерации норматива, Фонд имеет право выплачивать пенсию в размере установленного норматива до исчерпания пенсионных резервов на именном пенсионном счете Участника.

Пенсионным договором определяется выбранный Участником порядок получения негосударственных пенсий, их размеры, периодичность и продолжительность выплат.

Единовременная выплата всех или части пенсионных резервов не допускается.

3.2. Участник приобретает право на получение пенсионных выплат на основании договора негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемого с ним Фондом в соответствии с распорядительным письмом Вкладчика. Распорядительным письмом Вкладчик устанавливает порядок выплат Участнику пенсии:

  • с солидарного счета Вкладчика в устанавливаемых Вкладчиком размерах, сроки и продолжительности выплат (пожизненно или в течение установленного периода). В этом случае он остается Участником пенсионной схемы с солидарной ответственностью. Участнику открывается именной пенсионный счет;

  • с выделением из солидарного счета на открываемый Участнику именной пенсионный счет установленной распорядительным письмом суммы пенсионных резервов. В этом случае Участник выходит из пенсионной схемы с солидарной ответственностью и становится Участником пенсионной схемы №1 или 2 в соответствии с условиями, заключаемого им с Фондом пенсионного договора. Расчет размера пенсий производится, исходя из суммы пенсионных резервов, отраженных на именном пенсионном счете Участника, с учетом осуществления пенсионных выплат пожизненно или на протяжении определенного ряда лет и соблюдением условий пенсионных выплат, определенных этими пенсионными схемами.

Обязательным условием, определяющим размер негосударственной пенсии, является то, что она не может быть менее установленного законодательством Российской Федерации норматива на момент заключения пенсионного договора.

В случаях, когда размер пенсии на оговоренный пенсионным договором период будет менее установленного законодательством Российской Федерации норматива, Фонд имеет право выплачивать пенсию в размере установленного норматива до полного исчерпания пенсионных резервов, отраженных на пенсионном счете Участника.

Единовременная выплата всех или части пенсионных резервов не допускается.

4.2. Размер пенсии определяется Вкладчиком. Пенсионные выплаты производятся пожизненно.

Пенсионным договором определяется порядок получения Участниками Фонда негосударственных пенсий, их размеры, периодичность выплат.

Единовременная выплата всех или части пенсионных резервов не допускается.

Раздел 3. Наследование.

1.4.

Данной пенсионной схемой предусматривается наследование только в период накопления.

2.4.

Данной пенсионной схемой предусматривается наследование, как в период накопления, так и в период пенсионных выплат.

3.4.

Данной пенсионной схемой наследование не предусматривается.

В случае выделения Вкладчиком Участнику суммы пенсионных резервов и заключения Участником с Фондом пенсионного договора по пенсионным схемам №1 или №2, порядок наследования определяется условиями выбранной Участником пенсионной схемы.

4.4.

Данной пенсионной схемой предусматривается наследование в период накопления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения для организаций (предприятий) и муниципальных образований городов и районов области*) (1)

    Методические рекомендации
    *) Данные Методические рекомендации могут быть использованы в течение всего срока реализации Концепции развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в Оренбургской области (до 2020 года).
  2. Рекомендации круглого стола «Развитие негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Башкортостан: состояние и перспективы»

    Документ
    В ходе обсуждения темы круглого стола участниками (Представители министерств и ведомств РБ, членских организаций Федерации профсоюзов РБ, Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов РФ, Национального банка РБ, Отделения
  3. Муниципальное образование городской округ – город Югорск (1)

    Доклад
    «О результатах и основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования, достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2008 год,
  4. Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов Согласовано

    Методические рекомендации
    6. Некоторые вопросы применения реестра расходных обязательств органов местного самоуправления и использования программно-целевых методов управления в сфере культуры 74
  5. Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов Москва 2005

    Методические рекомендации
    В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации и протоколом совещания у Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации – Министра Российской Федерации С.

Другие похожие документы..