Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
как вот она ночью… ну, хорошо, еще сумерки… наряжается, причесывается, макияжится, макииру- ется, красится… Конспирируется и едет в ночное кабаре, гд...полностью>>
'Контрольная работа'
Получение практических навыков в области применения ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион», ПК «Система ЭОД» и ПК «СОИФНС» (в рамках ПК «Истребование документов») д...полностью>>
'Программа'
№ и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А № 282047 от 17 марта 2008г., регистраци...полностью>>
'Документ'
В социальной деятельности часто возникают ситуации, когда спасение одного правоохраняемого блага возможно только путем причинения вреда другим менее з...полностью>>

«Энергия будущего»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Профильное обучение.

«Энергия будущего»

Е.Б. Бычкунова, методист

кафедры ГХО ГАОУ «СарИПКиПРО»

учитель географии МОУ «СОШ №40»

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Энергия будущего» разработана в соответствии с задачами модернизации образования, основными положениями концепции профильного обучения. Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих географию, как на профильном, так и на базовом уровне.

Рассчитана программа на 34 часа.

Что касается степени новизны для учащихся, то программа включает блоки материалов, не содержащихся в базовых программах. Программа курса направлена на развитие познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного профиля, направлена на творческий и исследовательский подход обучающихся к изучению темы. Основой обучения является активное участие самих школьников в процессах приобретения и расширения знаний.

Особенностью содержания курса является:

- Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.

- Формирование творческой компетентности обучающихся.

- Интеграция знаний по географии, экологии, физике, экономике при изучении каждой темы занятия.

- Сочетание различных форм и методов обучения: лекционной, практикумов, творческих, самостоятельных и научно – исследовательских работ, проектной деятельности.

- В данном курсе сделана попытка объединить идеи интеграции, проблемности и идеи опережающего обучения.

Основная цель курса: Изучить современное использование экологически чистых альтернативных источников энергии для обеспечения населения электроэнергией.

Одной из глобальных проблем человечества является проблема энергетического кризиса во всем мире. Правительство России в настоящее время уделяет большое внимание решению данной проблемы. В связи с этим данный элективный курс является актуальным, так как рассматривает пути решения энергетических проблем, с активным использованием альтернативных источников энергии.

Исходя из этого, основными задачами курса являются:

  1. Изучение перспективы развития и использования альтернативных источников энергии.

  2. Предложение способов решения обеспечения населения электроэнергией.

  3. Умение доказать необходимость перспективы использования гибридных установок.

  4. Воспитание инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений у современных школьников.

  5. Создание условий для формирования у школьников индивидуального опыта научно – исследовательской деятельности.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- Значение альтернативных источников энергии.

- Размещение альтернативных источников энергии.

- Положительные и отрицательные черты альтернативных источников энергии.

- Понятие «низкотемпературный синтез».

- Понятие гибридные энергетические установки.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- Давать оценку альтернативным источникам энергии.

- Показывать на картах размещение альтернативных источников энергии.

- Пользоваться дополнительными источниками географической информации ( справочной, периодической литературой, схемами, таблицами).

В процессе занятий учащиеся используют на занятиях крупномасштабные ксерокопии фотографий, рисунки, самодельные плакаты, компьютерные презентации.

По окончании курса учащиеся выполняют итоговые работы.

Учебно – тематическое планирование.

Наименование темы

Количество часов

Форма

проведения

занятия

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

Рациональное природопользование.

Природная среда: природные ресурсы и природные условия.

1

0,5

0,5

Лекция. Самостоятельная

работа.

Конспект урока. Заполнение таблицы: «Уровни воздействия на природу». Нанесение на контурную карту районы с наиболее острой экологической ситуацией.

Классификация природных ресурсов.

2

1

1

Лекция. Практическое занятие.

Конспект урока. Практическая работа на тему: «Обеспеченность России природными ресурсами». Заполнение таблицы: «Классификация природных ресурсов»

Энергетическая проблема.

5

3

2

Лекция. Семинарское занятие. Практическая работа.

Создание презентации на тему: «Проблема обеспечения энергетическими ресурсами население мира и России».

Нанесение на контурную карту крупнейшие электростанции в России и в мире, максимально влияющие на природные экосистемы.

Альтернативные источники энергии.

2

1

1

Лекция. Эвристическая беседа. Практическая работа.

Конспект урока. Нанесение на контурную карту места размещения альтернативных источников энергии.

Гелиоэнергетика.

2

1

1

Лекция. Семинарское занятие.

Конспект урока. Создание презентаций. Рефераты и сообщения учащихся.

Геотермальные источники энергии.

2

1

1

Лекция. Практическое занятие.

Конспект урока. Создание презентаций. Рефераты и сообщения учащихся.

Биоэнергетика.

2

1

1

Лекция. Практическое занятие.

Конспект урока. Создание презентаций. Рефераты и сообщения учащихся.

Ветроэнергетика

2

1

1

Лекция. Практическое занятие.

Конспект урока. Создание презентаций. Рефераты и сообщения учащихся.

Гидроэнергетика.

3

2

1

Лекция. Практическое занятие.

Конспект урока. Создание презентаций. Рефераты и сообщения учащихся.

Термоядерная энергия.

2

1

1

Аккумуляция энергии.

2

1

1

Лекция. Практическое занятие.

Конспект урока. Создание презентаций. Рефераты и сообщения учащихся

Когенерационные технологии.

2

1

1

Лекция. Практическое занятие.

Конспект урока. Рефераты и сообщения учащихся.

Водородные технологии.

2

1

1

Лекция. Практическое занятие.

Конспект урока. Создание презентаций. Рефераты и сообщения учащихся.

Гибридные энергетические установки.

2

1

1

Лекция. Практическое занятие.Беседа.

Конспект урока. Создание презентаций.

Экономические оценки развития альтернативных источников энергии.

2

1

1

Семинарское занятие. Закрепительная беседа.

Создание карты: «Распределение альтернативных источников энергии в России и в мире». Создание презентации: «Перспектива использования альтернативных источников энергии».

Итоговое занятие.

1

1

Творческий отчет.

Защита проекта. Создание готового продукта (макета, плаката, презентации и т.д.).

Всего

34

17,5

16,5

Содержание программы.

Тема 1. Рациональное природопользование. Природная среда: природные ресурсы и природные условия (1 час).

Рациональное природопользование. Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу. Принципы рационального природопользования. Главные направления рационального природопользования. Охрана природы и аспекты ее охраны: хозяйственно- экономический, социально – политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно – познавательный. Общие правила и принципы охраны природы. Заполнение таблицы: «Уровни воздействия на природу».

Понятия: природная среда, природные ресурсы, природные условия, природно – ресурсный потенциал, рациональное природопользование, охрана природы.

Тема 2. Классификация природных ресурсов (2 часа).

Типы и виды природных ресурсов. Классификация природных ресурсов по источникам и местоположению; по сфере их использования; по принципу используемости человеком в настоящее время; по принципу заменимости. Исчерпаемые природные ресурсы. Невозобновимые и возобновимые природные ресурсы. Классификация природных ресурсов по направлению их использования в деятельности человека. Природно – ресурсный потенциал России. Заполнение таблицы: «Классификация природных ресурсов».

Понятия: исчерпаемые природные ресурсы; невозобновимые и возобновимые природные ресурсы; неисчерпаемые ресурсы.

Тема 3. Энергетическая проблема (5 часов).

Постановка проблемы. Электроэнергетика. Производство электроэнергии в мире и в России. Тепловая электроэнергетика. Экологические проблемы тепловой энергетики. Размещение ТЭС. Гидроэнергетика. Экологические проблемы гидроэнергетики. Доля ГЭС в производстве электроэнергии. Атомная энергетика. Мощность атомных электростанций (АЭС) и производство электроэнергии. Экологические проблемы ядерной энергетики. Энергосистемы в мире и России. Некоторые пути решения проблем современной энергетики. Создание презентации на тему: «Проблема обеспечения энергетическими ресурсами население мира и России». Нанесение на контурную карту крупнейшие электростанции в России и в мире, максимально влияющие на природные экосистемы.

Понятия: электроэнергетика; тепловая электроэнергетика; гидроэнергетика; атомная энергетика; энергосистемы.

Тема 4. Альтернативные источники энергии (2 часа).

Альтернативные источники получения энергии. Перспектива их развития. К таким источникам относится энергия солнца, ветра, вод, термоядерного синтеза и другие источники энергии. Положительные и отрицательные стороны использования альтернативных источников энергии. Проблемы использования альтернативных источников энергии.

Нанесение на контурную карту места размещения альтернативных источников энергии.

Тема 4. Гелиоэнергетика (2 часа).

Солнце как источник тепловой энергии. Пути использования солнечной энергии. Солнце как источник электрической энергии. Использование солнечной энергии через фотосинтез и биомассу. Солнечные кипятильники. Использование солнечных батарей. Размещение солнечных электростанций. Строительство гелиоустановок в мире и в России. Перспектива развития гелиоэнергетики в мире и в России.

Создание презентаций обучающимися о перспективе развития гелиоэнергетики в мире и в России.

Понятия: гелиоэнергетика; солнечные кипятильники.

Тема 5. Геотермальные источники энергии (2 часа).

Геотермальные энергетические установки. Страны, активно использующие геотермальные энергетические установки в своих хозяйственных целях. Перспектива строительства и использования геотермальных энергетических Создание презентаций обучающимися о перспективе развития и использования геотермальных источников энергии.

Понятия: геотермальные источники энергии.

Тема 6. Биоэнергетика (2 часа).

Биоэнергетика – источник топлива, получаемый из растений и их остатков. Основные направления биоэнергетики: первое – выделение горючих углеводородов из сока растений; второе – получение из растительного сырья спирта; третье – получение биогаза – топлива, образующегося при разложении органических остатков. Строительство биогенераторов. Перспектива развития биоэнергетики в мире и в России.

Создание презентаций обучающимися о перспективе развития биоэнергетики.

Понятия: биоэнергетика; биогаз; биогенератор.

Тема 7. Ветроэнергетика (2 часа).

Ветер как источник энергии. Конструкции ветроустановок: крыльчатые; карусельные; роторные; барабанные и другие. История развития ветроэнергетики. Размещение крупных ветроэлектростанций в мире. Перспективы развития ветроэнергетики в мире и в России. Положительные и отрицательные стороны ветроэнергетики. Создание презентаций обучающимися о перспективе развития ветроэнергетики.

Понятия: ветроэнергетика; конструкции ветроустановок.

Тема 8. Гидроэнергетика (3 часа).

Энергия Океанов. Возможности использования нетрадиционных гидроресурсов. Энергетические ресурсы морских, океанических и термальных вод. История создания первых приливных электростанций. Положительные и отрицательные стороны гидроэнергетики. Перспективы строительства гидроэлектростанций в мире и в России.

Создание презентаций обучающимися о перспективе развития гидроэнергетики.

Понятия: гидроэнергетика.

Тема 9. Термоядерная энергия (2 часа).

«Низкотемпературный ядерный синтез». «Низкотемпературный» - значит происходящий при значительно более низких температурах, нежели термоядерный синтез. Создание ТОКАМАК (Тороидальная камера с магнитным полем).

Понятия: «низкотемпературный ядерный синтез»; ТОКАМАК.

Тема 10. Аккумуляция энергии (2 часа).

Аккумулирование энергии. Перераспределение энергии во времени. Аккумуляторы тепловой энергии, которые включают: аккумуляторы теплоты емкостного типа; галечные аккумуляторы; солнечный пруд; аккумуляторы теплоты фазового перехода; серно – натриевые аккумуляторы. Рассмотрение аккумуляторов потенциальной энергии. Изучение аккумуляторов механической энергии, которые включают: маховичные аккумуляторы; аккумуляторы энергии приливов/отливов; аккумуляторы энергии ветра.

Понятия: аккумулирование энергии; виды аккумуляторов.

Тема 11. Когенеративные технологии (2 часа).

Стратегия устойчивого энергетического развития. Сокращение роста энергетических услуг. Эффективное использование энергоресурсов, совместное производство тепловой энергии и электричества в устройствах когенерации. Когенерационные технологии и перспектива их использования.

Понятия: когенерация; когенерационная установка.

Тема 12. Водородные технологии (2 часа).

Водородные технологии – наиболее перспективное направление в области источников питания малой и средней мощности. Основу водородной энергетики составляют топливные элементы на водороде. Получение водорода как альтернативного экологически чистого топлива. Изучение хранения водорода. Применение гидридных аккумуляторов водорода. Перспектива использования водородных технологий.

Понятия: водородные технологии; гидридные аккумуляторы водорода.

Тема 13. Гибридные энергетические установки (2 часа).

Гибридные энергетические установки. Выгодность и эффективность их использования. Водород в гелиоэнергетических установках. Солнечно- ветровые электростанции (СВЭС). Каминные аэротурбинные электростанции. Гибридные ветро – дизельные системы. Выгодность ветродизельных систем. Перспектива развития гибридных энергетических установок.

Понятия: гибридные энергетические установки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международный конкурс «Энергия Будущего 2008»

    Конкурс
    В Томской области нарастает энергодефицит. Строительство новых предприятий, увеличение экспорта энергоносителей, повышение уровня жизни населения увеличивают энергопотребление.
  2. Конкурс научно-образовательных проектов "Энергия будущего"

    Конкурс
    Огромная энергоемкость ядерного топлива диалектически связана с концентрированной опасностью. Поэтому решение проблемы обеспечения безопасности, направленное на исключение неконтролируемого развития ядерных реакций и распространения радиации,
  3. Международный конкурс «Энергия Будущего 2008» «ядерно-энергетические транспортные установки» Аналитическое

    Конкурс
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Федеральное государственное унитарное предприятие «СИБИРСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ» (ФГУП «СХК») Управление по связям с общественностью
  4. Лекции по водородная энергетике и другим экологически чистым видам энергии будущего( по 1,5 часа) Занятие 1

    Лекции
    Самое плохое, что ждет тебя впереди. Какие проблемы волнуют людей сегодня ? – запасы основных видов топлива кончаются, парниковый эффект, почему озоновый слой уменьшается, неравномерность распределения на Земле основных углеродсодержащих
  5. Международный конкурс «Энергия Будущего 2008» «Классики ядерной сферы» «сибирский хан» Аналитическое

    Конкурс
    Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1962 г., 1974 г.), орденом Почета (1996 г.), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 г.

Другие похожие документы..