Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Смыслова Галина Федоровна серебряный век в литературе и искусстве. Смыслова Галина Федоровна, учитель русского языка и литературы моу «сош с. Вязовка Татищевского района Саратовской области» пояснительная записка (2)
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа с. Вязовка»
Татищевского района Саратовской области
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Серебряный век в литературе и искусстве»
для учащихся 11 класса (профильный уровень).
Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Смыслова Галина Федоровна
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ.
Смыслова Галина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Вязовка
Татищевского района Саратовской области»
Пояснительная записка.
В конце 19 века русская культура вступила в новый , сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап. В течение примерно четверти века – с начала 90 – х годов до октября 1917 года – радикально обновились все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Не менее интенсивно развивалась и литература.
Переход от эпохи классической литературы к новому литературному времени отличался сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично в это время обновлялась русская поэзия, вновь – после пушкинской эпохи – вышедшая на авансцену общекультурной жизни страны. Позднее эта поэзия заслужила название «серебряного века».
Главные художественные достижения в поэзии рубежа 19 и 20 веков были связаны с деятельностью художников «новых», или, как принято называть их, модернистских течений – символизма, акмеизма и футуризма. Знание и понимание данной эпохи в развитии русской литературы и искусства является необходимым для обучающихся . Предлагаемый курс ориентирован на учащихся 11 класса (профильный уровень). Несмотря на связь с основным программным материалом, данный курс обладает содержательной самостоятельностью, так как содержание этого курса выходит за рамки традиционных программ по литературе и дополняет профильный курс до углубленного.
Предметом изучения данного курса является жизнь и творчество поэтов Серебряного века, художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов и композиторов рубежа веков. Тема интересна обилием замечательных имен, знакомством с поэзией, живописью, скульптурой, архитектурой и музыкой конца 19 – начала 20 века, что позволяет более полно представить данную эпоху.
Основные цели изучения данного курса:
Приобщение учащихся к богатствам русской культуры рубежа 19 – 20 веков.
Развитие их способностей воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни.
Формировать художественный вкус, эстетические потребности, идейно – нравственную позицию учащихся.
Задачи:
Изучение жизни и творчества поэтов Серебряного века, художников , скульпторов, архитекторов и музыкантов.
Формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.
Формирование представлений о русской культуре рубежа 19 – 20 веков как социокультурном феномене, занимающем особое место в жизни не только русских людей, но и всего человечества.
Развитие творческих способностей, воображения, эстетического чувства учащихся, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной культуры.
Требования к знаниям и умениям учащихся после изучения курса.
Осваивая предложенный материал, учащиеся должны знать:
О модернизме как новом течении, зародившемся на рубеже 19 и 20 веков в искусстве.
О литературных направлениях (символизме, акмеизме, футуризме).
О жизни и творчестве поэтов и писателей, художников, архитекторов, скульпторов и музыкантов.
В области читательской и литературно – творческой деятельности учащиеся должны уметь:
Характеризовать основные проблемы, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней.
Выделять черты литературных направлений при анализе произведения.
Выявлять особенности поэтической речи стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку.
Читать выразительно прозу и стихи.
Пользоваться справочниками, словарями, Интернет – ресурсами.
Составлять планы, тезисы, конспекты статей, готовить доклады, выступления на литературные темы, презентации, писать рефераты.
Учебно – тематический план
№ занятия | Тема | Колич. часов | Виды деятельности | Образовательный продукт. |
1. | Введение. Культурная эпоха в истории России рубежа веков (конец 19 – начало 20 в.) | 1 | Проблемная беседа. Лекция учителя. | Конспект. |
2. | Генезис. Возникновение и развитие. | 1 | Проблемная беседа. Лекция учителя. | Презентация. |
3. | Границы эпохи. | 1 | Лекция учителя. Работа со статьёй Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». | Презентация. Конспект. |
4. | Семантика. | 1 | Лекция. Беседа. | Конспект. |
Модернистские течения в России. | 6 | |||
5. | Символизм. Д.С.Мережковский, З. Гиппиус. | 1 | Лекция. | Конспект. |
6. | А.А.Блок и А.Белый. | 1 | Лекция. Работа с текстом. Авторские чтения: А.Блок (mp 3) | Реферат. Презентация. |
7. | Акмеизм. Н.Гумилев. | 1 | Лекция. Работа с текстом. | Доклад. |
8. | А.А.Ахматова и М.И.Цветаева. | 1 | Сообщения учащихся. Работа с текстом. Авторские чтения: А.Ахматова (mp 3) | Реферат. Презентация. |
9. | Футуризм. В.Маяковский , Д.Бурлюк. | 1 | Лекция. Работа с текстом. Авторские чтения: В. Маяковский (mp 3) | Презентация. |
10. | Практическая работа. | 1 | Анализ стихов. | |
Серебряный век в искусстве | 13 | |||
11. | Движение модернизма в искусстве Серебряного века. | 1 | Лекция | |
12. | «Модерн» в русской архитектуре. А.В.Щусев. Заочное путешествие в Марфо – Мариинскую обитель в Москве. | 1 | Доклад | Презентация |
13. | Ф.О.Шехтель. Музей изящных искусств. | 1 | Лекция | Презентация |
14 – 15. | Скульптура начала 20 века. П.П.Трубецкой, С.Т. Коненков, С.Ф.Нефёдов - Эрьзя | 2 | Доклады | |
16. | Русская живопись рубежа веков. М.А.Врубель. | 1 | Лекция Доклад Показ репродукций картин. | |
17. | Н.К.Рерих – общественный деятель мирового масштаба. | 1 | Лекция Показ репродукций картин. | |
18. | З.Серебрякова. Жизнь, творчество и судьба. | 1 | Лекция. Показ репродукций картин. | Презентация. |
19 – 20. | Экскурсия на выставку картин русских художников начала 20 века. | 2 | Отзывы | |
21. | Драматический театр. Театральные деятели К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко. | 1 | Доклады | Презентация |
22 -23. | Лучшие традиции русского театра начала 20 века. Чеховская «Чайка » на сцене современного театра. | 2 | Просмотр спектакля | Телеверсия. |
24. | Музыка. «Русские сезоны» в Париже. | 1 | Лекция Слушание музыки. | |
25. | Музыкальные дарования рубежа веков. Скрябин, Рахманинов, Шаляпин. | 1 | Сообщения учащихся. Слушание музыки: Рахманинов «Элегия», «Прелюдия», «Этюд». Шаляпин «Дубинушка», «Вдоль по Питерской», «Партия Мефистофеля». | Презентация. Аудиозаписи (mp 3) |
26 – 27. | Экскурсия в Детскую школу искусств. | 2 | Концерт классической музыки | Отзывы. |
28 -29. | «Мы были музыкой во льду…». Трагическая судьба лучших представителей Серебряного века. | 1 | Литературно – музыкальная композиция. | Презентация. |
30 – 31. | Практическая работа. | 2 | Составление проекта «Серебряный век в литературе и искусстве». | Проект |
32. | Подготовка к итоговой конференции. | 1 | ||
33 - 34. | Итоговая конференция. | 2 | Открытое мероприятие. | |
Итого: | 34 |
Содержание элективного курса (34 часа).
Введение. Культурная эпоха в истории Росссии рубежа веков ( конец 19 – начало 20 в.).(1 час)
Предмет и задачи элективного курса , структура курса. Характеристика эпохи в истории России конца 19 – начала 20 века.
Лекция учителя с элементами беседы с учащимися с опорой на уже имеющиеся у учащихся знания.
Межпредметные связи: история.
Генезис. Возникновение и развитие Серебряного века. (1 час).
Античная традиция (деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железные века), пушкинский Золотой век и расцвет русской культуры после Пушкинского периода.
Лекционное изложение материала учителем с показом презентации «Возникновение и развитие Серебряного века».
Границы эпохи.(1 час).
Начало, расцвет и конец Серебряного века. Статья Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
Лекция учителя с показом презентации. Конспект статьи Д. Мережковского.
Семантика. (1 час).
Оценочный характер понятия «Серебряный век» в 1920 -1930 годы. «Серебряный век» как «русский культурный Ренессанс». Русский театр, поэзия, живопись. Поиски новых принципов и форм изображения действительности и поэтического самовыражения.
Лекция учителя с элементами беседы.
Модернистские течения в России.(6 часов).
Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия. Проблема индивидуализма и «единичности» человека как выражения свободы выбора и творчества.
Символизм . (2 часа). Отражение острейших конфликтов и противоречий жизни в поэзии символистов. Её исповедальность. Трагическое мироощущение лирического героя. Многогранность любовной лирики. Идеи двоемирия. Символика образов. Изящество и музыкальность стихов.
Д. Мережковский. «На распутье», «Поэт», «Голубое небо», «Двойная бездна».
З. Гиппиус. «Песня», «Посвящение», «Отрада».
А. Блок. «Мне страшно с тобою встречаться», «В ресторане», стихотворения из цикла «Кармен».
А. Белый. «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчаянье», «Родине».
Акмеизм. (2 часа). Художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Пристальное внимание акмеистов к материальному, вещному миру и духовные поиски.
Н.С.Гумилев. «Старый конквистадор», «Капитаны», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели».
А. Ахматова. «Я пришла к поэту в гости», «Читатель», «Все души милых на высоких звездах», «летний сад», «Городу Пушкина».
М. Цветаева. «Вчера ещё в глаза глядел…», «Поэт – издалека заводит речь…
», «Откуда такая нежность».
Футуризм.(1 час). Кубофутуристы или поэты «Гилеи», эгофутуристы, «Мезонин поэзии», объединение «Центрифуга». Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки.
В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Адище города», «Облако в штанах», «Прозаседавшиеся», «Люблю».
Похожие документы:
Смыслова Галина Федоровна серебряный век в литературе и искусстве. Смыслова Галина Федоровна, учитель русского языка и литературы моу «сош с. Вязовка Татищевского района Саратовской области» пояснительная записка (1)
Пояснительная запискаВ конце 19 века русская культура вступила в новый , сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап. В течение примерно четверти века – с начала 90 – х годов до октября 1917 года – радикально