Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
ШАНОВНІ УЧИТЕЛІ-ФІЛОЛОГИ, УЧНІ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ ДОНЕЦЬКОЇ ОБЛАСТІ! ПРОПОНУЄМО ВАШІЙ УВАЗІ РКОМЕНДАЦІЇ ЩОДО РОБОТИ У ПЕРІОД ПОДОВЖЕНИХ КАНІКУЛ З МЕ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебный план подготовки магистра по профессиональной образовательной программе Направление 080500 «Менеджмент» аннотированной программы 08050013 «Фин...полностью>>
'Документ'
5,004 Полипэктомия мелких полипов (без ДЭК) 5 0-00 - ФГС 310-00 - полипэктомия 90-00 - гистологическое исследование 1 0-00 00,...полностью>>
'Документ'
У програмі використані окремі положення з програм Ю.В. Штангея, - збірник Міністерства освіти України, Інституту змісту і методів навчання, Українськ...полностью>>

Пояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы воспитание

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пояснительная записка

Цели изучения русской литературы в 8 классе

Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи организации учебной деятельности:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны знать и понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико – литературные понятия.

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;

  • выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • определять род и жанр произведения;

  • выявлять авторскую позицию

  • выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Сведения о примерной программе, на основе которой разработана рабочая программа (наименование, автор, год издания)

Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) \ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.-М.:Просвещение,2009).

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.

  • Традиционное обучение

  • Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)

  • Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Учебно-тематическое планирование по русской литературе

Класс 8 а,

Учитель Хамидуллина Татьяна Александровна

Количество часов всего 70 часов; в неделю 2 часов

Плановых контрольных уроков: контрольный работы – 3, зачет – 1. Уроки внеклассного чтения – 5. Уроки развития речи 5.

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) \ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.-М.:Просвещение,2009).

Учебник Литература. 8класс.Учебник для общеобразоват. учреждений.В 2 ч.В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Просвещение, 2010

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Хар-ка деят-сти уч-ся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата прове-дения

План

Факт

1

Введение - 1 час

1

1

Литература и история. Интерес русских писате­лей к историческому прошлому своего народа. Историзм твор­чества классиков русской лите­ратуры.

1

вводный

Лекция, беседа, работа с книгой, де­монстрация

контроль чтения литературы, заданной на лето

Знать о связи литературы и истории. Уметь работать с учебником, вступать в диалог.

С.3-7, вопр. На стр. 5

2.09

2

Устное народное творчество – 3 часа

1-2

2-3

Народные песни. Лирические и исторические песни.

Частушка как малый песенный жанр

2

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения, анализ поэтики песен

Знать народные песни как жанр фольклора, тексты песен. Уметь слушать, работать с художественным текстом. Воспитание любви к Отечеству.

С.6-11, чит, пересказ, сочинить 2-3 частушки о школьной жизни ; с.11-13,вопр на с.12

6.09, 9.09

3

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

комбинированный

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать особенности содержания и художественной формы преданий

С.13-17, повторить фольклор

13.09

3

Древнерусская литература – 2 часа

1

5

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги А.Невского

1

комбинированный

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать закономерности развития ДРЛ, жанры. Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литера-туры Др. Руси, ее художественный мир.

С.18-27, написать сочинение (темы в тетради)

16.09

2

6

«Шемякинский суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои.

1

Урок внеклассного чтения

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь анализировать произведение, рассуждать на нравственную тему. Знать черты средневековой литературы, ее литературное новаторство

С.32-36,хронол. табл. Д.И. Фонвизин

20.09

4

Русская литература XVIII века – 3 часа

1

7

Д. И. Фонвизин. Слово о писа­теле» Понятие о классицизме. Речевые характеристики глав­ных героев как средство со­здания комического

1

урок-портрет

Рассказ учителя, беседа, работа с портретом, мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, анализ и интерпретация произведения.

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать содержание пьесы, черты классицизма. Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно -этические темы, давать характеристику герою, выражать свое отношение к поступкам героев

С. 37-73, чит комедию «Недоросль», определить принципы классицизма в комедии

23.09

2

8

Сатирическая направ­ленность комедии. Проблема воспитания истинного гражда­нина

1

урок - практикум

Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь анализировать текст, оценивать новый просветительский взгляд писателя на человека

Читаем, разбираем комедию, проанализировать понравившийся эпизод

27.09

3

9

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Основ­ные правила классицизма в драматическом произведении

1

Анализ эпизода

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию

С.80-87, читать анализировать басни Крылова

30.09

5

Русская литература XIX века – 33 час

1

10

И. А. Крылов. Слово о бас­нописце. Басни, их историческая основа. Мораль басен.

1

урок-экскурсия

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, анализ и интерпретация произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык. Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы

С.88-93, биография Рылеева, выразительное чтение стих-ий

4.10

2

11

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

Понятие о думе. Ха­рактерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

1

комбинированный

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с портретом, учебником, анализ произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы . Уметь выразительно читать.

Уметь самостоятельно делать выводы.

Повторить тв-во Крылова, Рылеева. Биография Пушкина, с.95-105

7.10

3

12

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литера­туре.

1

урок-экскурсия

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, анализ и интерпретация произведения,.

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать основные факты жизни и творчества поэта. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

С.220-228, выучить стих-е, подготовить его анализ

11.10

4

13

А. С. Пушкин и история. Исто­рическая тема в творчестве Пушкина. «История Пуга­чева» История пуга­чевского восстания в художе­ственном произведении и историческом труде писателя.

1

семинар

Работа с различными источниками информации, доклад, обсуждение

текущий контроль - реферат

Уметь пользоваться различными источниками информации, выступать, отбирая главное, участвовать в обсуждении

Чит. «Капитанскую дочку», «История Пугачёва», с. 97-211

14.10

5

14

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания про­изведения. Герои и их истори­ческие прототипы

1

урок - практикум

Слово учителя, анализ и интерпретация пр-ия, ответы на вопросы, пересказ, работа в группах

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь воспринимать и анализировать худ.текст, пересказывать.

Образ Пугачёва

18.10

6

15

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1

урок- образ

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь давать характеристику литературному герою, пересказывать.

Гринев и его окружение. Харак-ка П.Гринёву, Савельичу, Швабрину

21.10

7

16

Семья капиатна Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

урок- образ

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь давать характеристику литературному герою, пересказывать.

Образ Маши Мировновой, дать ей характеристику

25.10

8

17

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С.Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

урок- обсуждение

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь видеть в произведении авторскую позицию, трактовать ее.

Эпизоды народного восстания в повести.

28.10

9

18

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капи­танская дочка». Историческая правда и художественный вы­мысел. Особенности компози­ции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалисти­ческом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капи­танская дочка»

1

урок развития речи

Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение, работа с мультимедиа -презентацией

итоговый контроль

Развитость связной речи, знание материала сочинения, сформированность орфографических, пунктуационных навыков. Уметь свободно работать с худ. текстом, дополнительной литературой.

С.228-229

8.11

10

19

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести.

1

внеклассное чтение

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ и интерпретация произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать произведение, нравственный выбор героя и его мотив. Уметь пересказывать, анализировать поступки героев

Чит. «Пиковую даму», подготовиться к контрольной работе.

11.11

11

20

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1

контрольный

Инструктаж. Письменный развернутый ответ на проблемный вопрос.

Итоговый контроль

Уметь грамотно доказательно ответить на вопрос проблемного характера

Биография М.Ю. Лермонтова, подготовить сообщение

15.11

12

21

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение историче­ской темы в творчестве М. Ю. Лермонтова

1

С.232, читать «Мцыри», анализ.

18.11

13

22

М.Ю.Лермонтова. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически – условный историзм поэмы.

1

урок- образ

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя, давать характеристику герою, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Тема, идея, сюжет, композиция поэмы

22.11

14

23

Особенности композиции поэ­мы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпи­зода из поэмы «Мцыри» Раз­витие представлений о жанре романтической поэмы

1

урок - практикум

Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы, пересказ, работа в группах

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. Иметь представление о жанре романтической поэмы.

Отрывок наизусть по выбору

25.11

15

24

Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» («Мцыри как романтический герой», «Человек и природа в поэме «Мцыри»

1

урок развития речи

Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение, работа с разними доп.источниками информации.

итоговый контроль

Развитость связной речи, знание материала сочинения, сформированность орфографических, пунктуационных навыков. Уметь свободно работать с худ. текстом, дополнительной литературой.

Написать сочинение

16

25

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя.

1

урок- образ

Сообщение, беседа, работа с мультимедиа-презентацией, портретом, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать факты биографии и творчества писателя, его историческое произведения

Прочитать 1-е действие комедии, определить, что является завязкой, дать представление о чиновниках города

17

26

Комедия «Ревизор»: история создания. «Ревизор» в оценке современников.

1

Комбинированный, просмотр видеоэпизодов

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии

Индивид. задание: сообщение о Николаевской России во времена Гоголя., прочитать комедию

18

27

Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представления о комедии, сатире, юморе

1

урок- обсуждение

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать художественные особенности пьесы, рассуждать о поступке литературного героя и его нравственном смысле.

Подготовить характеристику Хлестакову, цитатный материал о Городничем

19

28

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге»

1

урок- образ

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь давать характеристику литературному герою, иметь понятие о «миражной интриге»

Озаглавить каждое действие комедии цитатами, индивид задания: подготовить сообщение «Говорящие» фамилии в комедии».

20

29

Особенности композиции. Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

1

урок развития речи

Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение, работа с мультимедиа -презентацией

итоговый контроль

Развитость связной речи, знание материала сочинения, сформированность орфографических, пунктуационных навыков. Уметь свободно работать с худ. текстом, дополнительной литературой.

Написать сочинение

21

30

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

1

внеклассное чтение

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ и интерпретация произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учителя

Знать произведение, его идейный смысл. Уметь анализировать поступки героя.

Составить план повести, проанализировать поведение героя

22

31

Мечта и реальность в повести Гоголя «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести.

1

урок - практикум

Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы, пересказ, работа в группах

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь воспринимать и анализировать, пересказывать художественный текст.

Сопоставить «Пиковую даму» Пушкина и «Шинель Гоголя.

23-24

32-33

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно - политическая сатира на общественные порядки. Гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык..

2

урок-портрет, урок-практикум

Рассказ учителя, беседа, работа с портретом, мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, анализ и интерпретация произведения,.

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать факты биографии и творчества писателя, литературоведческие термины, уметь анализировать текст худ.произведения

Прочитать «История одного города». Какие общественные порядки высмеивает писатель

25

34

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему срчинению.

1

Анализ эпизода

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию

Повторить творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина

26

35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

контрольный

Инструктаж. Письменный развернуты ответ на проблемный вопрос.

Итоговый контроль

Знать творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Уметь грамотно доказательно ответить на вопрос проблемного характера

Подготовить биографию Лескова.

27

36

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Развитие понятия о рассказе, Худ.деталь как средство создания образа.

1

комбинированный

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать биографические сведения о Лескове, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека, уметь пересказывать.

Биография Толстого, написать хронолог. табл., прочитать рассказ «После бала»

28

37

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально -нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика.

1

урок-экскурсия

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, анализ и интерпретация произведения,.

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать основные биографические сведения, историю создания рассказа, прием «контраста», владеть различными видами пересказа

Письменно составить композиционный план рассказа, выразит чтение эпизода экзекуции

29

38

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

1

урок - практикум

Слово учителя, анализ и интерпретация худ.текста, ответы на вопросы, пересказ, работа в группах

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь воспринимать и анализировать худ.текст

Подготовить характеристику Ивану Васильевичу

30

39

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

1

внеклассное чтение

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ и интерпретация произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать произведение. Уметь анализировать произведение, поступки героя, пересказывать..

Ответить на вопрос: чем обогатили душу Николеньки отроческие годы? Выучить наизусть стих-ие либо Фета, либо Тютчева.

31

40

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова

1

урок – внеклассного чтения

Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы, работа в группах

Текущий контроль – стих-ие наизусть, анализ

Уметь воспринимать и анализировать, выразительно читать поэтический текст.

Сообщение о Чехове А.П.

32-33

41-42

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

2

урок-экскурсия, урок -обсуждение

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, анализ и интерпретация произведения.

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать личность автора, философский смысл рассказа. Уметь анализировать худ.произведение, пересказывать..

Ответить на вопросы: кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации; правильно ли поступил герой?

Подготовить биографию Бунина

5

Русская литература XX века – 20 часов

1

43

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» из цикла «Темные аллеи».

1

урок-экскурсия

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, анализ и интерпретация произведения.

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать личность автора, философский смысл рассказа. Уметь анализировать худ.произведение, пересказывать..

Написать мини-сочинение на тему «Над чем заставляет задуматься рассказ Бунина «Кавказ»?

Прочитать рассказ Куприна «Куст сирени»

2

44

А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственная проблема рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

1

урок-экскурсия

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, анализ и интерпретация произведения,.

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать личность автора, философский смысл рассказа. Уметь анализировать худ.произведение, пересказывать.

Дать сравнительную характеристику Веры и Николая Алмазовых.

Подготовиться тестированию по тв-ву Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

3

45

«Что значит быть счастливым?». Итоговое тестирование по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

1

контрольный

Инструктаж. Письменный развернуты ответ на проблемный вопрос.

Итоговый контроль

Знать творчество Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. Уметь грамотно доказательно ответить на вопрос теста и на вопрос проблемного характера.

Подготовить биографию Блока. Выразительное чтение стих-ия «Россия»

4

46

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории

1

урок-презентация

Знать о Блок, об исторической теме в творчестве поэта. Уметь анализировать художественное произведение

Подготовить биографию Есенина, прочитать поэму «Пугачёв»

5

47

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

1

урок-экскурсия

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, анализ и интерпретация произведения.

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать личность автора, . Уметь анализировать худ.произведение.

Дать сравнительную хар-ку Пугачёву из произведений Пушкина и фольклора

6-7

48-49

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина А.С. и Есенина С.А.

2

конференция

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, анализ и интерпретация произведения.

Текущий контроль – реферат

Уметь раскрыть образ Пугачева в творчестве поэтов, фольклоре. Учить выступать перед одноклассника-ми Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Подготовить выразительное чтение монолога (Пугачёва или Хлопуши).

Прочитать рассказ Шмелёва «Как я стал писателем»

8

50

И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

комбинированный

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь анализировать произведение, владеть навыками пересказа. Знать биографию писателя различными видами пересказа

Написать или отзыв на рассказ Шмелёва, или рассказ «Как я готовился к сочинению»

9

51

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни»

1

урок- обсуждение

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать о деятельности журнала, биографию авторов, уметь анализировать произведения, иметь представление о сатире, пересказывать худ.текст..

Прочитать рассказ Осоргина «Пенсне»

10

52

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

урок- обсуждение

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать биографию автора, уметь анализировать его произведение, пересказывать худ.текст.

Придумать историю какого-либо предмета

11

53

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1

контрольный

Инструктаж. Письменный развернутый ответ на проблемный вопрос.

Итоговый контроль

Знать творчество Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина Уметь грамотно доказательно ответить на вопрос теста и на вопрос проблемного характера.

Подготовить биографию Твардовского, историю создании поэмы «Василий Тёркин»

12

54

А.Т.Твардовский. Слово о поэте.. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

1

урок- образ

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать факты биографии Твардовского, творческий замысел поэмы. Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму.

Ответить на вопрос: каковы особенности изображения военных событий в поэме?

13

55

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

1

урок- образ

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику герою. Знать определяющие качества В.Тёркина.

Подготовить характеристику Василия Тёркина

14

56

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Авторские отступления. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме.

1

урок - практикум

Слово учителя, чтение и обсуждение поэмы, ответы на вопросы, пересказ, работа в группах

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Подготовить наизусть одну из глав поэмы

Прочитать рассказ «Возвращение» Платонова.

15

57

А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственные проблемы и гуманизм рассказа.

1

урок- обсуждение

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать о Платонове, его нравственной позиции и способы ее выражения своеобразии его творчества. Помочь учащимся постичь гуманистический смысл повести.

Подготовить устное сообщение о героях рассказа.

Сообщение «История создании песни «Катюша».

16

58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь петицы не поют»), А Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»).

1

урок - концерт

Сообщение, слушание и анализ песен, работа с разными источниками информации

Текущий контроль – сообщение об истории одной из песен

Знать песни о войне, историю их написания, об их авторах, уметь понимать их смысл.

Подготовить наизусть одну из песен о войне.

Прочитать рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

17

59

В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

1

урок- обсуждение

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с мультимедиа-презентацией, худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь интерпретировать худ.текст, пересказывать.

Собрать материал к сочинению о ВОВ

18

60

Сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» (произведение по выбору учащегося)

1

урок развития речи

Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение

итоговый контроль

Развитость связной речи, сформированность орфографических, пунктуационных навыков. Уметь свободно работать с худ. текстами, дополнительной литературой, выражать свое мнение по теме сочинения

Подготовить сообщение о поэте, наиз.стихъ-ие

19-20

61-62

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминания, грусти, надежды.

2

внеклассное чтение

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, чтении и анализ стихотворений.

текущий контроль - сообщение о поэте, анализ стих-ия, чтение его наиз.

Знать о поэтах, причинах их эмиграции. Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное

Анализ стих-ия. Биографию Шекспира, прочитать трагедию «Ромео и Джульетта»

6

Зарубежная литература – 8 часов

1

63

У.Шекспир. Слово о поэте. «Ромео и Джульеттта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира

1

урок- обсуждение, видеопросмотр

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев. Знать эпоху Возрождения, представление о Шекспире как писателе.

Выучить один из сонетов Шекспира наизусть

2

64

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

урок- обсуждение

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, чтении и анализ сонет

анализ стих-ия, чтение его наиз

Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное

Прочитать комедию Мольера «Мещанин во дворянстве»

3-4

65-66

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

2

урок- обсуждение

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать о Мольере, эпохе, в которой он жил., содержание пьесы, черты классицизма .Уметь самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою, пересказывать.

Дать характеристику Журдену.

Подготовить пересказ «Путешествие Гулливера»

5

67

Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство общества.

1

видео-урок

работа с видео – отрывками худ.фильма. работа с текстом, беседа, обсуждение

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать страницы жизни и творчества писателя, владеть различными видами пересказа, уметь соотносить кинофильм с авторским текстом, пересказывать.

Прочитать роман «Айвенго» В. Скотта

Подготовить сообщение о короле Ричарде Львиное сердце

6-7

68-69

В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» - исторический роман.

2

урок- обсуждение

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Знать жизнь и творчество писателя, своеобразие «Айвенго» как исторического романа, владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою.

Доказать, что роман «Айвенго» - исторический роман

8

70

Зачет «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе». Летнее чтение

1

зачет

Инструктаж, работа в команде, выполнение творческих заданий

итоговый контроль – творческие задания

Владеть теоретико-литературными понятиями из программы.

Уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Задание на лето

Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс – 8.

Учитель – Бандорина Лариса Александровна.

Количество часов

Всего – 70 часов;

в неделю – 2 часа.

Плановых контрольных уроков:

  • контрольный работы – 4,

  • зачет – 1.

  • уроки внеклассного чтения – 6.

  • уроки развития речи - 4.

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень). Допущено Министерством образования и науки РФ, 10-е издание, М.: «Просвещение», 2008 год.

Авторы программы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.

Литература. Учебник для ОУ, 8 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, 8-е издание. - Москва, «Просвещение», 2009.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Тема самообразования: «Развитие педагогической компетентности по формированию конкурентоспособной личности в условиях модернизации образования на уроках русского языка».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка Назначение программы: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова

    Пояснительная записка
    Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.
  2. Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»

    Пояснительная записка
    Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.
  3. Русский язык 5 класс Раздел I. Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
  4. Пояснительная записка Календарно тематическое планирование по русскому языку в 5 классе составлено на основе общеобразовательной программы, рекомендованной Министерством образования РФ

    Пояснительная записка
    Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 5 классе составлено на основе общеобразовательной программы, рекомендованной Министерством образования РФ.
  5. Пояснительная записка (24)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» .

Другие похожие документы..