Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установл...полностью>>
'Документ'
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие гражданск...полностью>>
'Документ'
Порядок обжалования нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления МО Русско-Высоцкое сельское поселение МО Ломоносовский муниц...полностью>>
'Конкурс'
Настоящее Положение определяет цели и задачи регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников, ...полностью>>

[Текст]: научно-аналити-ческий журнал (издаётся с 2007 г.)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в данной статье рассмотрены теоретические и практические вопросы управления муниципальной собственностью в Тюменской области с использованием статистических материалов областного комитета по статистике.

Annotation: This article reviews theoretical and practical issues of municipal property administration in Tyumen Oblast. The author presents the statistical data collected from the regional statistics committee.

Ключевые слова: социальная направленность, социально-экономические формы, аренда, приватизация, муниципальный заказ, институт муниципального заказа.

Key words: social trends, social and economical forms, rent, privatization, municipal procurement, institution of municipal procurement.

Определяя социальную направленность управления муниципальной собственностью в целом, необходимо отметить, что «инструменты могут базироваться как на социально-правовых формах, так и на социально-экономических методах регулирования».

Под социально-правовыми формами понимаются прямые распорядительные воздействия на субъекты имущественных отношений в форме административных указаний; установления правил, регулирующих процессы перераспределения собственности; выработки стандартных процедур управления имуществом. Они включают, в частности, определение условий приобретения, создания, преобразования предприятий, учреждений и других объектов инфраструктуры; установление порядка проведения отдельных процедур в ходе приватизации; предоставление земельных участков; квот на разработку общераспространенных полезных ископаемых; правила пользования водными объектами.

Проведение технической инвентаризации объектов недвижимости


Оформление права собственности на все объекты муниципальной недвижимости

Государственная регистрация права муниципальной собственности


Оформление права собственности на все объекты муниципальной недвижимости.

На рисунках показано, что к концу 2009 года все объекты муниципальной собственности будут зарегистрированы.

Социально-экономические формы регулирования означают целенаправленное воздействие на имущественные интересы субъектов отношений посредством проведения соответствующей кредитно-денежной, бюджетной и налоговой политики. Речь идет, прежде всего, о муниципальной инвестиционной практике, ориентированной на стимулирование наиболее эффективных производств, обеспечение прибыльности предприятий, занятости населения, связь с местной ресурсной базой [79, с. 75].

Для эффективного управления муниципальной собственностью должен использоваться весь спектр форм и механизмов, предоставляемых законодательством Российской Федерации.

Аренда представляет собой один из механизмов управления муниципальной собственностью и получения от нее экономического и социального эффекта, являясь при этом для собственника возобновляемым источником поступлений.

Основным направлением в деятельности органов местного самоуправления в вопросах аренды муниципального имущества должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по объектам недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах:

  • безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;

  • сокращение льгот при использовании объектов недвижимости;

  • прозрачность процедур по предоставлению в аренду объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц;

  • предоставление прав аренды исключительно через процедуры торгов (конкурсы);

  • упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращение ее сроков.

Арендаторам, вносящим арендную плату за пользование объектом по рыночной стоимости и выполняющим все условия договора, заключенного в установленном порядке, с согласия арендодателя может разрешаться субаренда.

Таким образом, муниципальное имущество должно предоставляться в аренду юридическим и физическим лицам путем продажи права аренды (на коммерческом конкурсе), на инвестиционных условиях (на конкурсе инвестиционных программ) и в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, путем предоставления прав аренды конкретным лицам.

Аренда позволяет органам местного самоуправления решить следующие задачи:

  • включить в сферу аренды все виды объектов собственности и за счет этого увеличить поступления в бюджет соответствующей территории;

  • заключать договоры аренды в едином пакете с договорами о предоставлении коммунальных услуг;

  • обеспечить защиту прав и интересов инвесторов и арендаторов – гарантии в их взаимоотношениях с органами местного самоуправления.

По мнению автора, «аренда является одним из источников дохода местного бюджета муниципальных образований».

На рисунках показано повышение уровня доходности от использования муниципальной собственности в виде договоров аренды.


Количество нежилых

помещений, предоставленных

в безвозмездное пользование


Уменьшение прогноза связано

с передачей имущества

в иную собственность и созданием

автономных учреждений,

имеющих нежилые помещения

на своем балансе


Повышение уровня доходности от использования муниципального имущества


Количество договоров аренды и безвозмездного пользования,

представляющих собой муниципальную помощь хозяйствующим субъектам


Количество договоров аренды, заключенных по результатам аукционов и конкурсов

Снижение количества заключенных договоров аренды по результатам торгов связано с использованием помещений в соответствии с требованиями ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 с целью реализации вопросов местного значения. Показатель введен в связи с вступлением в силу ФЗ «О защите конкуренции» №135-фз от 26.07.2006.

Повышение уровня доходности от использования муниципального имущества


Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества

Изменение стоимости 1 кв.м. связано с увеличением коэффициента, учитывающего уровень инфляции (в 2007 г. он составил 1,38, а в 2008 – 1,49 соответственно) и проведением торгов на право аренды муниципального имущества


Доходы в виде платы за найм помещений муниципального жилищного фонда

Приватизация – еще один из механизмов управления муниципальной собственностью. Целью политики в области приватизации муниципального имущества является повышение эффективности функционирования муниципальных предприятий и организаций, а также получение дохода в казну муниципального образования.

Решение о целесообразности приватизации имущества, а также способы приватизации каждого объекта собственности разрабатывают исполнительные органы местного самоуправления путем разработки Программы приватизации и Перечня объектов, а представительный орган утверждает эти документы.

Приватизация должна выступать в качестве средства изменения формы собственности и формирования эффективного хозяйствующего субъекта путем:

  • изменения формы собственности и организационно-правовой формы предприятий;

  • отчуждения имущественных объектов, применяя при этом методы приватизации, включая рыночные;

  • определения формы продажи пакетов акций.

Продажа объектов незавершенного строительства проводятся на инвестиционных условиях, исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не имеющие рыночного спроса, могут предоставляться инвесторам в безвозмездное пользование под соответствующие муниципальным интересам инвестиционные проекты.

По данным департамента имущественных отношений г. Тюмени, только в 2007 г. продано 16 объектов муниципальной собственности на сумму 209945 тыс. рублей, а в 2008 г. – 19 на сумму 121776 тыс. рублей.

Создание условий для осуществления права граждан на приватизацию

жилых помещений до 01.03.2010


Количество рассмотренных заявлений граждан о приватизации жилых помещений

Количество заключенных договоров приватизации жилых помещений


Количество граждан, принятых департаментом по вопросам приватизации

жилых помещений

Доля приватизированных квартир от общего количества помещений

муниципального жилищного фонда

В связи с принятием ФЗ от 22.07.2008 г. №159 – ФЗ « Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в 2009-10 гг. планируется продажа субъектам малого и среднего предпринимательства арендуемых или нежилых помещений. В этой связи, реализуя права предпринимателей на приватизацию занимаемых ими помещений, оно приобретает приоритетное значение, что позволит дополнительно пополнить местный бюджет и улучшить социально-экономическое положение муниципального образования.

В прогнозные планы приватизации муниципальной собственности планируется включить, в первую очередь, объекты, требующие значительных инвестиций, невостребованные для целей аренды, либо с низкой арендной платой, в т.ч. здания, незавершенные строительством, помещения с высокой степени износа и удаленные от центральных магистралей города.

На 01.07.2009 г. в муниципальной собственности находились акции 22-х АО, 14 из которых были созданы путем приватизации муниципальных предприятий.

Целями политики в сфере земельных отношений являются:

  • реализация конституционных прав муниципалитетов на владение, пользование и распоряжение земельными участками;

  • повышение эффективности управления земельными ресурсами;

  • формирование основ земельного рынка и его инфраструктуры;

  • увеличение инвестиционного и производственного потенциала муниципальных земель.

Принимая во внимание определенную несогласованность норм ФЗ № 101 в части статей, которые устанавливают основания отнесения земельных участков к объектам права того или иного публичного собственника, будет нелишним располагать документами территориального зонирования и генерального планирования территории муниципального образования для определения объектов земельной собственности, необходимых муниципальному образованию для решения вопросов местного значения, закрепленных за данным уровнем власти, а также для определения вопросов, входящих в компетенцию органов местного самоуправления и требующих наличия объектов земельной собственности.

Основными направлениями политики органов местного самоуправления в области земельных отношений должны являться:

  • четкое разграничение земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

  • введение в экономический оборот свободных, незастроенных земель с учетом ограничений, установленных Земельным Кодексом РФ;

  • переход на конкурсный принцип предоставление (продажи) свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на торгах;

  • проведение государственной кадастровой оценки земель;

  • осуществление ценового и правового зонирования территорий населенных пунктов.

Важным шагом к становлению рынка недвижимости и увеличению инвестиционного потенциала территорий является признание органами местного самоуправления возникновения на основании законодательства прав собственности на земельные участки, закрепленные за приватизированными предприятиями, зданиями и сооружениями, а также соблюдения ими этих прав. Это дает значительный доход в муниципальный бюджет, и повышает его социальную составляющую.

На рисунках показаны общие показатели повышения доходности от использования муниципального имущества.

Повышение уровня доходности от использования муниципального имущества

Доходы от управления муниципальными предприятиями и пакетами акций ОАО,

принадлежащими г. Тюмени

Муниципальный заказ – еще один способ управления муниципальной собственностью. Муниципальный заказ – договор органа местного самоуправления с не подчиненными ему хозяйствующими субъектами на выполнение определенных работ, финансируемых за счет средств МСУ с использованием собственных материальных ресурсов.

Действующее законодательство определяет муниципальный заказ как совокупность муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, обеспечиваемых за счет средств муниципального бюджета, что приводит к улучшению социального климата в муниципальных образованиях.

Институт муниципального заказа предусмотрен ст. 54 нового №131-ФЗ, в соответствии с которой «Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». В этой норме раскрыто содержание муниципального заказа: благоустройство территории; коммунальное обслуживание населения; строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры; производство продукции; оказание услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социальных потребностей населения.

Только в городе Тобольске при размещении муниципального заказа в 2008 г. экономия бюджетных средств составила 94,7 млн. руб., а в первом полугодии 2009 г. – 93,2 млн. руб.

Говоря о муниципальной собственности в Тюменской области, по данным Государственного комитета по статистике за последние 2 года (2007-08) число дополнительных образовательных и дневных образовательных учреждений уменьшилось в связи с ухудшении демографии. Число стационарных учреждений и центров социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов имеется только в 15 муниципальных районах (из 21), число филиалов дневных общеобразовательных учреждений – в 11. Это связано с проводимой в РФ оптимизацией образовательного и лечебного процессов, когда по всей стране были сокращены тысячи школ, поликлиник, больниц, библиотек.

Осуществляемые в Российской Федерации реформы изменили финансово-экономичес-кое положение государственных и муниципальных предприятий и учреждений, их статус в хозяйственной деятельности. Рыночные механизмы в условиях равенства всех форм собственности ставят их в принципиально новые отношения с бюджетами, хозяйственными партнерами и между собой, к тому же надо учитывать и разнообразие объектов всех форм собственности: различное имущество, включая недвижимое, акции, ценные бумаги, продукция, доходы и плоды, нематериальные активы.

Изложенное ставит в повестку дня вопрос о создании единого методологического подхода к управлению как государственной, так и муниципальной собственности на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Таким образом, необходимо принятие федерального законодательного акта об управлении муниципальным имуществом.

В процессе исследования автор пришел к выводу о том, что, прежде всего, на федеральном уровне необходимо разработать законодательный акт – ФЗ «О порядке формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Российской Федерации». Этот закон урегулировал бы следующие основные вопросы: понятие объектов муниципального имущества; цели и принципы управления муниципальным имуществом; формирование муниципального имущества, инвентаризация муниципального имущества и организацию учета; систему управления, учитывающую разграничение полномочий органов власти по вертикали и горизонтали; формы управления; финансовое обеспечение и контроль, и надзор в сфере управления муниципальной собственностью.

А главное, новый закон работал бы в целях эффективного управления муниципальной собственностью в каждом муниципальном образовании на благо населения, а значит, и всей страны.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1995.

2. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации» от 27.02.2003 г. №29-ФЗ // СЗ РФ-2003, №8, ст. 562.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 35. – ст. 3506.

4. Устав г. Тюмени: Решение Тюменской городской Думы. 2005. Ст. 19 / Тюменский курьер № 115 от 19 марта 2005 г.

5. «Положение об управлении и распоряжении муниципальной собственностью г. Тюмени». Решение Тюменской городской Думы от 26.09.1996. № 50 (с изм. от 25.06.2002 г.). Утв. Распоряжением админ-и г. Тюмени. №2685. от 09.08.2002. С. 25-45 // Сб. нормат. документов. Т. 1. Тюмень. 2003. – 204 с.

6. Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. 2001. №3, с. 31-37.

7. Бабун Р.В. Современные тенденции изменения состава и функций муниципальной собственности // Имущественные отношения в РФ – 2004. – № 9 (36). С. 14-16.

Ю. В. Иванова

РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

ПРАВА ГРАЖДАН НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Аннотация: в работе предпринята попытка раскрыть основные теоретико-правовые проблемы, связанные с выявлением роли органов местного самоуправления в обеспечении права граждан Российской Федерации на экологическую информацию, а также разработать ряд предложений, направленных на совершенствование указанных отношений.

Annotation: The article attempts to highlight the essential legal and theoretic problems connected with revealing the role of local authorities to ensure the right to ecological information of Russian citizens, as well as to develop a number of offers aimed at improving the relations between them.

Ключевые слова: экологическая информация, обеспечение экологической безопасности, конституционные права граждан, органы местного самоуправления.

Key words: ecological information, environmental safety maintenance, citizens’ constitutional rights, organs of local government.

Осознанная еще в начале 70-х годов прошлого столетия угроза экологической катастрофы, обозначила в качестве наиболее важных вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, потребовала новых подходов к решению природоохранных задач. Обеспечение экологической безопасности предполагает смену существующих приоритетов на экологические, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества, понимания сути экологических проблем и ответственного участия каждого человека в их решении.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 провозгласила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде [1]. Реализации данного конституционного права способствует осуществление гражданами ряда других прав, в первую очередь, права на экологическую информацию. В настоящее время в основе большей части нарушений экологического законодательства, а также бездействия властей лежит нехватка соответствующих знаний и информации. М.М. Бринчук подчеркивает, что «теоретическое и практическое значение регулирования права граждан на экологическую информацию состоит в том, что реализация данного права человеком и гражданином служит необходимым средством достижения ряда целей: обеспечения права на благоприятную окружающую среду, участие в процедурах подготовки и принятия экологически значимых решений, защиты экологических прав и др.» [2, с. 176].

Признание и нормативно-правовое регулирование права на экологическую информацию имеет значение не только для самого человека, но и для общества и государства в целом. Поскольку, с одной стороны, реализуя свои права, граждане способствуют эффективности природоохранной деятельности государства, с другой – государство само должно быть заинтересовано в активности своих граждан. Максимального же эффекта, на наш взгляд, можно добиться, претворяя в жизнь соответствующие мероприятия на местах, поскольку местное самоуправление является самым близким к населению, самым доступным для его непосредственного контроля уровнем власти, на котором лучше всего просматриваются наиболее эффективные направления разрешения экологических проблем.

Выявление роли органов местного самоуправления в обеспечении права граждан на экологическую информацию детерминирует постановку следующих задач: во-первых, раскрыть значение термина «экологическая информация»; во-вторых, проанализировать особенности нормативно-правового регулирования и опыта реализации муниципальными органами полномочий в данной сфере общественных отношений в России.

Само понятие экологической информации в правовой доктрине появилось сравнительно недавно, а четкое ее определение в отечественном законодательстве отсутствует до сих пор. Наиболее полное определение понятия «экологическая информация» содержится в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (1998, г. Орхус). Согласно п. 3 ст. 2 Орхусской конвенции, под экологической информацией понимается любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

a) состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

b) факторах, таких как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте «a», и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

c) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте «b» [3].

Однако положения данной Конвенции для России в настоящее время имеют лишь рекомендательный характер, поскольку Российская Федерация Конвенцию не подписала и впоследствии к ней не присоединилась, прежде всего, по причинам потенциальной невыполнимости. Было отмечено, что в России еще остались непроработанными процедура участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений, критерии разграничения экологической информации и информации с ограниченным доступом; отсутствует единая унифицированная система законодательных и иных нормативных актов в сфере экологической информации.

Как отмечает А.А. Попов, в доктрине экологического права наряду с термином «экологическая информация» периодически используется также термин «экологически значимая информация», «информация, сокрытие которой угрожает экологической безопасности» и «данные совершенного правонарушения», применительно, в основном, к конституционному праву граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды [4, с.102]. Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» в ст. 11 закрепляется право каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды [5]. Вместе с тем, по мнению автора, содержание понятия «экологическая информация» существенно шире содержания понятия «информация о состоянии окружающей среды».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция №1 Предмет и методы политологии

    Лекция
    Как самостоятельная наука политология начинает склады­ваться в середине XIX в., что было обусловлено, в первую оче­редь, качественными изменениями, происходившими в механиз­мах и способах организации политического процесса.
  2. Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций (1)

    Курс лекций
    Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической мысли. Изучение концепций и теорий отдельных школ и направлений, существовавших в прошлом и
  3. Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций (2)

    Курс лекций
    Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической мысли. Изучение концепций и теорий отдельных школ и направлений, существовавших в прошлом и
  4. Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций (3)

    Курс лекций
    Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической мысли. Изучение концепций и теорий отдельных школ и направлений, существовавших в прошлом и

Другие похожие документы..