Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовой проект'
Ультразвуковые сканирующие устройства в общем случае вклю­чают совокупность электроакустических, электромеханических и электронных элементов, выполня...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Та...полностью>>
'Документ'
Воспитать личность, значит, на протяжении некоторого отрезка времени помогать человеку, при его собственном содействии стать таким гражданином общест...полностью>>
'Диссертация'
Защита диссертации состоится « 04 » декабря 2009 года на заседании диссертационного совета Д 501.001.83 по философским наукам при Московском государс...полностью>>

Рабочая программа дисциплины Отечественная история Кафедра: истории России и права (2)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ,

ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

МИРЭА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины Отечественная история

Кафедра: истории России и права

Москва 2006

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1.Цель изучения дисциплины.

Целью авторского лекционного курса является формирование у студентов комплексного представления этнической, социальной и политической истории России.

1.2. Задачи изучения дисциплины.

- рассмотреть методологическую базу истории как науки, что необходимо для противостояния современным псевдонаучным концепциям;

- изучить социокультурные процессы (этническая ассимиляция, динамика идей и т.д.) в качестве движущих сил общественного развития;

- выявить этапы формирования властных традиций с оценочной характеристикой признаков различных форм власти;

- дать представление о взаимодействии и противодействии общества и власти в истории России.

1.3. Перечень дисциплин и разделов, знание которых требуется для изучения данной дисциплины:

- Всемирная история;

- История мировой культуры;

- География (историческая, этническая, экономическая, политическая, физическая);

- Обществознание.

Дисциплина изучается в двух семестрах. В конце первого семестра зачет, в конце второго – экзамен. Текущий контроль осуществляется в соответствии с рейтинговой системой (доклады, контрольные работы, рефераты).

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Наименование тем, их содержание

2.1.1. Способы познания мира. История как наука.

Способы познания: обыденный, религиозно-мифический, художественный, научный (слабые и сильные стороны). Субъектно-объектное противопоставление и агностицизм. История как пример синтеза науки и искусства. Постмодернизм. Объект истории – Человек Социальный во времени. Исторические принципы: пространственно-временной континуум, историзм. Историческое время. Движущие силы истории - идея (от Платона до Гегеля), производительные силы и производственные отношения (Маркс и Энгельс), космическая энергия (Чижевский и Гумилев). Смысл истории в широком и узком значениях. Типологизация исторических источников. Письменные источники. Проблема слова и дискурса. А.Т.Фоменко и метод корреляции максимумов (истинность частного и коллективного утверждения), лингвистический анализ a-la Фоменко. Письменные и вещественные источники по истории славян. Понятие археологическая культура и черняховцы. Венеды и анты.

2.1.2. Полиэтничность Древней Руси: ассимиляционные волны Отечественной истории.

Этническая ассимиляция как движущая сила истории. Значение имени в древнем мире. Греческая колонизация Северного Причерноморья (Борисфен, Пантикапей, Херсонес, Гермонасса, Танаис). Открытие Днепра как торгового пути. Меоты, иранцы и эллинизм – кризис Боспорского царства (имя Савромат). Миграция готов и славяне. Славяне в Приильменье и на Дунае. Славяне в составе державы Германариха – войны с Боспором (славянские поселения в Гермонассе) и Римом (норикские славяне). Роль гуннов в истории славян. Анты, авары и Хазарский каганат. Национальная принадлежность древнерусских князей: Кий, Щек, Хорив – три этнические составляющие хазарского периода (тюрки, мадьяры, евреи). Русский каганат – независимость от Хазарии. Первые варяги Дир и Аскольд. Рёрик Ютландский и причины его призвания в Приильменье. Второй этап правления Рюрика: решение проблем наследства и конфликты с местной аристократией (Вадим Храбрый). Прилагательное «русский». Киевские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Ассимиляция со степняками-кочевниками: торки, берендеи, черные клобуки, печенеги, половцы в Поросье (Роман Нездилович, Тудор Сатмазович, Даниил Кобякович, Юрий Кончакович). Крестовые походы в степь. Семь ассимиляционных волн отечественной («восточнославянской») истории: готско-иранская, хазаро-еврейская, русская, тюркская, монголо-литовская, немецкая, кавказская.

2.1.3. Государственность Древней руси.

Основные признаки государства. Древнейшие институты власти: совет старейшин - вече, вождь - князь. Рюрик, Олег, Игорь – история взаимоотношений с вече. Великий князь Киевский. Восстания древлян 912 и 945 годов. Политическая раздробленность на Руси – расцвет вечевой системы и кризис лествичного права (противоречия старшинства биологического и династического, междоусобицы, исчезновение Старшего города и появление нескольких великих князей). Попытки социально-политической консолидации: Закон Русьский, налоговые реформы Ольги, Русьская Правда. Запрет кровной мести в Правде Ярославичей. Андрей Боголюбский и восточно-тюркские единодержавные тенденции. Христианизация Руси: от крещения Аскольда в 860 г. до второй религиозной реформы Владимира. Александр (Алеша) Попович. Русско-Византийское церковное противостояние (митрополиты Илларион и Климент). Церковь как ресурс княжеской власти. Народное христианство и волхвы. Понятие «Русская земля» в узком и широком смысле. Антропологические отличия карпатских и приильменских словен, арабская и византийская традиция их противопоставления (Куйабийа и Внутренняя Русь - Славийа и Внешняя Русь).

2.1.4. Ордынский период русской государственности и формирование Московского царства.

Темучин и полиэтничность монголов. Дискуссии о целях похода Батыя. Особенность отношений Батыя с русскими князьями. Восприятие русичами нашествия Батыя. Смысл осады Козельска. Формирование вассальных отношений. «Паломничество» русских князей за ярлыком - отношения хан – князь - вече. Дань и безопасность северо-западных границ Руси (Новгород в 1257 году, походы монголов на Литву и немцев). Ярослав Всеволодович, Андрей и Александр Ярославичи. Религиозные отношения: учреждение сарайской епископии, посольства в Византию, тарханы. Петр Ордынский – православный святой. Городские восстания: 1257, 1262, 1327. Прозападная ориентация: Даниил Романович Галицкий. Распад Монгольской империи и Великое княжество Литовское и Русское. Миндовг, Ольгерд и «ряды» с русскими городами. Литва как освободитель Руси от ордынского сюзеренитета (битва у Синих вод, Тохтамыш и Остей). Витовт и итоги «триумфального шествия» 1426 г. Тверь и Москва в период распада Золотой Орды: особенности политики Даниловичей (от Ивана Калиты до Дмитрия Донского). Иван III: внешняя политика и создание независимого московского царства (разгром ордынцев, походы на Урал и покорение Казани). Символы государственной власти.

2.1.5. Зарождение имперской идеологии и закат династии Рюриковичей.

«Восточная» и «западная» природа Московского царства в политике Ивана III и Василия III. Вестернизация и репрессии. «Дело врачей» (Леон и Антон), Аристотель Феорованти, Максим Грек. Политика «охолопливания» населения. «Сказание о князьях владимирских» и теория «Москва – третий Рим» как государственные идеологические программы. Формирование личности Ивана IV Васильевича. Митрополит Макарий и «Степенная книга». Воцарение Грозного. Реформы Избранной Рады. Сильвестр, Адашев, Курбский, Висковатый. Созыв первого в истории России Земского собора. Роль Земского собора в политической жизни страны. Церковный собор и попытка секуляризации церковных земель. Судебник 1550 года. Административно-политическая реформа, отмена кормлений, попытка ограничения местничества, военная реформа и создание стрелецкого войска. Причины политических репрессий I ½ 60х годов. Идеология И.Пересветова и В.Топоркова. Причины опричнины. Социальный состав опричного войска, его организация, деятельность. Опричнина как геноцид российского народа. Царь и церковь. Место Ивана Грозного во Всемирной истории. Социальные, политические, экономические и духовно-нравственные последствия опричнины.

2.1.6. Альтернативы политической модернизации России в условиях Смутного времени.

Борис Годунов: политика социального умиротворения. Внешняя и внутренняя политика Годунова. Политическая, социальная, образовательная реформа. Вера в Лжедмитриев как способ искупить вину за посягательство на власть Бога на земле. Начало внутриполитических реформ Лжедмитрия I. Политические альтернативы XVII века (выборность царя, царско-боярское правление, коллегиальное правление, вхождение в состав Речи Посполитой) и причины их краха. Социальные процессы в эпоху смутного времени. Политическая активность дворянской социальной группы. Смута – реакция как на деспотию Ивана Грозного, так и отсутствие таковой при его приемниках. Крах политики охолопливания. Первое и второе народные ополчения и земский собор 1613 года.

2.1.7. Модернизация России при Романовых.

Модернизация как обновление государственных основ. «Вестернизация» в качестве ресурса модернизации. Противоречия охолопливания и «вестернизации». Общее в «вестернизации»: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Алексей Михайлович. Укрепление вертикали власти при Алексее Михайловиче. Первые реформаторы России: Ордын-Нащокин, Федор Ртищев. Земские Соборы, городские и крестьянские восстания (Соляной, Медный бунт, старообрядцы и Соловецкое восстание, Степан Разин и идеалы «казачьей вольницы»). Соборное уложение 1649 года. Борьба церковной и светской власти. «Революция сверху» Петра I. Социальные реформы: дворянство как податное сословие, социальная мобильность. Особенности петровского охолопливания (Царь - первый холоп). Пенитенциарная система петровского времени. Децимация. Налоговая реформа, промышленная реформа, реформа сферы образования, завершение церковной реформы. Структура политической власти. Противоречия петровских реформ – восточно-деспотические основы и западные заимствования. Общество и реформы: «дело царевича Алексея», Астраханское восстание, восстание К.Булавина. Война, реформы и основы имперского сознания.

2.1.8. Политические альтернативы эпохи дворцовых переворотов и складывание дворянской монархии.

Дворцовые перевороты как следствие петровской «революции». Политические альтернативы эпохи дворцовых переворотов: Кондиции Верховного Тайного совета (Д.Голицын) и прочие дворянские проекты (Ф.Прокопович, В.Татищев). Кабинет Трех министров, Сенат. Утверждение Голштейн-Готторпской династии. Переворот 1762 года и особенности «просвещенного абсолютизма». Дворянская направленность политики Екатерины II. Манифест о вольности дворянства Петра III и Жалованная грамота российскому дворянству Екатерины II. Вольное экономическое общество и Уложенная комиссия. Мероприятия в сфере просвещения и издательская деятельность. Дискуссии о крепостном праве и Пугачевщина. Новиков и Радищев. Павел I и попытка укрепления государственности за счет ограничения «дворянских вольностей» и бюрократизации аппарата. Закон о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, начало министерской реформы. Внешняя политика Павла I: задумки и просчеты. Оформление основ имперской государственности в XVIII в.: абсолютизм, сословная система и крепостное право.

2.1.9. Власть и общество в дореформенной России XIX века.

Внутренние противоречия государственных основ (абсолютизм и политическая культура, сословная система и политико-экономическая активность населения, крепостничество и развитие капитализма). «Непременный совет»: крестьянский вопрос (Указ о вольных хлебопашцах), министерская реформа, реформа сферы образования. Проект государственных преобразований М.Сперанского. Крестьянский проект А.Аракчеева и подготовка конституционной реформы Н.Новосильцева. Общее и различное в программных документах Северного и Южного общества. Восстание декабристов: попытка дворцового переворота или либеральная революция? Стабилизационные и реакционные черты политики Николая I. Деятельность Секретных комитетов. Крестьянский проект Сперанского и Кочубея. Реформа государственной деревни П.Д.Киселева. Философическое письмо П.Я.Чаадаева, теория «официальной народности» и умеренно-оппозиционная идеология «славянофилов-западников». Распространение утопического социализма и развитие революционной идеологии. «Русский социализм» А.Герцена и народничество. Дело петрашевецв.

2.1.10. «Великие реформы» Александра II и революционное народничество.

Вехи крепостничества в России и основные категории крестьянства (помещичьи, посессионные, удельные, государственные, монастырские-экономические, «вольные хлебопашцы»). Подготовка и проведение в жизнь крестьянской реформы Александра II. Помещичьи проекты (Самарин, Позен, Унковский). Н.А.Милютин, Я.И.Ростовцев. Манифест 19 февраля и Положения об отмене крепостного права: временнообязанный период и выкупная операция. Реакция на аграрную реформу крестьян и дворян-помещиков. Судебная реформа: основные принципы судопроизводства. Земская реформа и реформа городского самоуправления. Военная реформа. П.А.Валуев. М.Т.Лорис-Меликов: антитеррористическая кампания и проект создания представительной власти. Социально-экономическое значение Александровских реформ. Народники: от «хождения в народ» до политического террора. В.Засулич, С.Перовская. Причины активизации деятельности террористов в период реформ.

2.1.11. «Стабилизация» и «модернизация» России на рубеже XIX – ХХ веков.

«Консервативная стабилизация» Александра III: попытка выработки новых основ имперской государственности. Крестьянский и рабочий вопрос. Личность К.П.Победоносцева – от либерализма до консерватизма. Программы Н.Х.Бунге и С.Ю.Витте: финансовая реформа, введение винной монополии, индустриализация и крестьянский вопрос. Особенности российского рабочего класса и марксистская идеология. «Полицейский социализм»: попытки организации рабочего движения. Личность Г.Гапона – провокатор или революционер-авантюрист? В.Плеве и П.Святополк-Мирский. Русско-японская война как способ предотвращения революции. Первая российская революция: рабочие, крестьяне и солдаты. Манифест 17 октября 1905 года. Создание «думской монархии» и принятие Основных государственных законов Российской империи. П.А.Столыпин как государственный деятель и реформатор. Противоречия аграрного проекта Столыпина.

2.1.12. Вторая российская революция и политические основы Советской власти.

Личность Николая II. Первая мировая война: торможение или ускорение революционного процесса? «Десакрализация монархии» в период Первой мировой войны. Февральский социальный взрыв 1917 года и образование Временного правительства. Учредительное собрание – как лозунг Революции. Политические кризисы от Февраля к Октябрю. Проблема «двоевластия». А.Ф.Керенский и «дело» Л.Г.Корнилова. Политический переворот большевиков и создание Временного правительства рабочих и крестьян. Бои на Пулковских высотах и в Москве. Разгон Учредительного собрания. Создание Добровольческой армии и основные этапы гражданской войны в России. Причины победы «красных» в гражданской войне. Конституция 1918 года. Советы, однопартийная система и политическая борьба. Сталинский термидор как эпилог Российской Смуты.

2.1.13. Экономические мероприятия советской власти довоенного периода.

«Военный коммунизм»: всеобщее огосударствление и продразверстка. Социальные последствия: эсеровские восстания, Антоновщина, Кронштадтское восстание. Новая экономическая политика: кооперативное движение, создание монополий, появление концессий. Н.И.Бухарин. А.В.Чаянов. А.И.Рыков. Денежная и налоговая реформы. Внутренние противоречия НЭПа и причины его свертывания. Два курса на индустриализацию (Троцкий и Сталин). Г.М.Кржижановский – «оптимальный» и «максимальный» планы. Первая пятилетка и ее результаты. Вторая пятилетки (сталинский «неонэп»). Создание ВПК. Коллективизация как ресурс для индустриализации. «Раскрестьянивание» России. ГУЛАГ в качестве репрессивно-производственного комплекса.

2.1.14. СССР на международной арене.

Коминтерн и внешнеполитическая доктрина СССР. СССР и Европа в 20х годах ХХ века (Генуэзская конференция, Рапалльский договор). Приход в Германии к власти НСРПГ и программа «расширения жизненного пространства». Вхождение СССР в Лигу Наций. Политика умиротворения агрессора и международный кризис 1938 года (Мюнхенская конференция). Пакт Молотова-Риббентропа. Начало Второй мировой войны. Советско-финская война, введение войск в Прибалтику и отторжение от Румынии Северной Буковины и Бесарабии. Исключение СССР из Лиги Наций как агрессора. Великая Отечественная война: нападение Германии на СССР и причины поражений Красной армии в первые месяцы войны. Московская, Сталинградская и Курская битвы. Лето 1944 года – фактическое завершение Отечественной войны и начало заграничного похода Советской армии. Подвиг советского народа в ВОВ (наука, искусство). Ялтинская конференция. Потсдамская конференция. Будущее послевоенного мира и «холодная война»: основные этапы и их особенности.

2.1.15. От хрущевской «оттепели» к брежневскому «застою».

Политика «закручивания гаек» (ленинградское дело, дело врачей, борьба с космополитизмом). Смерть Сталина и борьба за власть: Берия, Маленков, Хрущев. ХХ съезд КПСС и начало критики культа личности. «Просталинские» манифестации студентов. «Оттепель» в искусстве: Э.Неизвестный, Б.Л.Пастернак, В.П.Некрасов. Сельскохозяйственные мероприятия Хрущева (целина, строительство агрогородов) – продолжение «раскрестьянивания» России. Новочеркасский расстрел 1962г. Формирование хрущевского культа личности. Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 года. Избрание Л.И. Брежнева на пост Первого Секретаря ЦК Партии. Диссидентство в СССР (А.Д.Сенявский и Ю.М.Даниэль, И.А.Бродский, А.И.Солженицын, Хельсинская группа, А.Д.Сахаров). Хозяйственная реформа Е.Либермана – А.Косыгина и причины ее свертывания. Социально-экономический кризис периода «застоя». Административные мероприятия Ю.В.Андропова.

2.1.16. Перестройка и распад СССР.

Курс на ускоренное социально-экономическое развитие – борьба со следствием общего кризиса СССР. Закон о государственном предприятии – реанимация реформы 1965 года. Второй этап «перестройки» - политические реформы. XIX партконференция: Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР. Политическая борьба в СССР: Горбачев-Лигачев и Яковлев-Ельцин. Беспорядки молодежи в Алма-Ате в 1986 году, Нагорный Карабах 1988, создание в Эстонии и Литве Народных Фронтов. Провозглашение суверенитета России, крах КПСС и выборы президентов СССР и России. Последние конвульсии консерваторов-силовиков: «Вильнюсские события» и ГКЧП в Москве. Распад СССР: Беловежские соглашения.

2.1.17. Образование Российской Федерации и основные задачи развития РФ на современном этапе.

Экономические мероприятия первого правительства РФ: «шоковая терапия» как метод создания рынка. Приватизация в РФ. Конституционная реформа: концепции президентской и парламентской республики. Референдум и политический кризис сентября-октября 1993 года. Политическая система РФ согласно конституции. Чеченская война 1994-1996 годов и хасавюртовские соглашения. Антитеррористическая операция: «Каширка», «Норд-Ост», Беслан, Нальчик. Внутренняя и внешняя политика президента В.В.Путина и дискуссии о судьбе демократии в России. Административная реформа 2000 года, ее этапы. Национальные проекты.

Распределение времени по темам дисциплины (лекции)

Отводимое время

Часов

№ недели

№ семестра

2.1.1

2

1

1

2.1.2

2

3

1

2.1.3

2

5

1

2.1.4

2

7

1

2.1.5

2

9

1

2.1.6

2

11

1

2.1.7

2

13

1

2.1.8

2

15

1

2.1.9

2

17

1

2.1.10

2

1

2

2.1.11

2

3

2

2.1.12

2

5

2

2.1.13

2

7

2

2.1.14

2

9

2

2.1.15

2

11

2

2.1.16.

2

13

2

2.1.17.

4

15,17

2

ВСЕГО (часов)

36

2.2 Лабораторные работы

(отсутствуют)

2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СЕМИНАРЫ)

№ п.п.

Темы практических занятий

(семинаров)

№ семестра

№ недели

часы

1

тема 2.1.1

1

2

2

2

тема 2.1.2

1

4

2

3

тема 2.1.3

1

6

2

4

тема 2.1.4

1

8

2

5

тема 2.1.5

1

10

2

6

тема 2.1.6

1

12

2

7

тема 2.1.7

1

14

2

8

тема 2.1.8

1

16

2

9

тема 2.1.9

1

18

2

10

тема 2.1.10

2

2

2

11

тема 2.1.11

2

4

2

12

тема 2.1.12

2

6

2

13

тема 2.1.13

2

8

2

14

тема 2.1.14

2

10

2

15

тема 2.1.15

2

12

2

16

тема 2.1.16

2

14

2

17

тема 2.1.17

2

16,18

4

ВСЕГО (часов)

36

2.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

72 часа

2.4.1 КУРСОВАЯ РАБОТА (ИЛИ ПРОЕКТ)

(отсутствуют)

2.4.2 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вид и темы самостоятельных

заданий

Объем в часах

Время выдачи

задания

(неделя)

Срок сдачи

(неделя)

Реферат

17

6 (1 семестр)

6-10

(2 семестр)

  1. Ассимиляционные процессы в условиях Великого переселения народов и этногенез славян.

  2. Генеалогия древних Рюриковичей.

  3. Язычество, греческое христианство и «народное христианство» на Руси.

  4. Вече и князь в Древней Руси: политическое противостояние.

  5. Этапы христианизации Руси.

  6. Древняя Русь и ее западные соседи.

  7. Русь и Степь в IX – XI вв.

  8. Русско-половецкие отношения.

  9. Социально-политические и экономические особенности Руси в период раздробленности.

  10. Социальная стратификация Древней Руси.

  11. Русь и Орда: политические, экономические и религиозные отношения.

  12. Великое княжество Литовское и Русское: история образования, социально-политические отношения и борьба за объединение русских земель.

  13. Личностные качества московских князей от Даниила Александровича до Дмитрия Ивановича на фоне их внутриполитической деятельности.

  14. Архитектура Древней Руси: истоки, характерные особенности. Отличия «Киевского» и «Владимирского» периодов.

  15. Литература Руси доордынского периода как исторический источник.

  16. Художественная литература Руси ордынского периода как исторический источник.

  17. Роль иностранцев в России в конце XV - середине XVII веков.

  18. Еретические и философские кружки XV – XVI веков.

  19. Сравнительный психологический портрет Ивана III и Ивана IV.

  20. Политические альтернативы «Смутного времени».

  21. Модернизация России в XVII веке.

  22. «Революция сверху» Петра I: вестерн- или истернизация?

  23. Политические альтернативы эпохи дворцовых переворотов.

  24. Основные направления внешней политики России от Петра I до Екатерины II.

  25. Сословная направленность политики Екатерины II.

  26. Политический и психологический портрет Павла I.

  27. Реформаторские и консервативные течения в правление Александра I.

  28. Деятельность Секретных комитетов Николая Павловича.

  29. Декабристы: попытка дворцового переворота или рождение революционной идеологии?

  30. Социализм и народничество в России в XIX веке.

  31. Вхождение Северного Кавказа и Азии в состав Российской империи. Основные проблемы.

  32. Россия и Европа в XIX веке.

  33. Крестьянский вопрос в России с конца XVIII века до 1906 года.

  34. Сравнительный политический портрет российских реформаторов М.М.Сперанского и М.Т.Лорис-Меликова.

Контрольные работы

2,5

4 (1 семестр)

8 (1 семестр)

  1. Конституционный проект М.Т.Лорис-Меликова и судьба либеральных преобразований в России в XIX веке.

  2. Отмена крепостного права в России: экономические и социальные особенности.

  3. Мероприятия Александра III: контрреформы или консервативная стабилизация?

  4. «Культурный ренессанс» в России на рубеже XIX – ХХ веков. Основные направления в искусстве и их представители.

  5. Террористические организации в России: от народников до эсеров. Социальный состав, программные документы.

  6. Социальные, политические и религиозные особенности русского марксизма.

  7. Дальневосточная политика России во второй половине XIX – начале ХХ веков.

  8. Рабочий вопрос в России в начале ХХ века. «Полицейский социализм».

  9. Первая российская революция и создание Думской монархии. Ее особенности.

  10. Аграрный вопрос в России на рубеже веков. С.Ю.Витте, П.А.Столыпин.

  11. Политический кризис в России в период Первой мировой войны. 1914-1916 гг.

  12. Социальные и политические процессы в период второй Российской революции.

  13. «Дело» Корнилова и политический переворот большевиков.

  14. «Красный», «белый» и «зеленый» террор в годы Гражданской войны. Причины победы «красных».

  15. История русской эмиграции: политическая и культурная деятельность.

  16. Причины, сущность и последствия Военного коммунизма.

  17. Причины, сущность и последствия НЭПа. Его идеологи.

  18. Принятие первой советской конституции и образование СССР.

  19. Внутрипартийная борьба в 20е гг. Сталинский «термидор».

  20. ГУЛАГ как репрессивно-производственный комплекс. Политический террор в 30е гг.

  21. Коллективизация как попытка «раскрестьянивания» России.

  22. Индустриализация в СССР. Первые пятилетки и сталинский «неонэп».

  23. СССР на международной арене в 20е – З0е годы.

  24. Международный кризис 1938-1939 г. Политика «умиротворения агрессора» и начало Второй мировой войны.

  25. Наука, искусство, народное хозяйство в годы Великой отечественной войны.

  26. Политическое развитие СССР в 1945-1953 годах. Новая волна репрессий.

  27. Смерть Сталина и борьба за власть: Берия, Маленков, Хрущев.

  28. Холодная война: причины, основные военно-политические конфликты, наука.

  29. «Оттепель» в СССР: мифы и реальность.

  30. Диссидентское движение в СССР.

  31. Социально-экономическая и политическая природа «застоя».

  32. Перестройка в СССР, ее основные этапы, последствия.

  33. Национальные отношения в СССР. Причины распада СССР.

  34. Основные вехи политического и экономического развития России в 90е годы, их значение.

  35. Политическая история СССР в художественных произведениях (литература, кинематограф).

  36. СССР и США: научно-техническое противостояние сверхдержав.

  37. СССР и Китай в ХХ веке.

  38. СССР и страны арабского мира в ХХ веке.

  39. СССР и Япония во второй половине ХХ века.

  40. История международных организаций ХХ века (Лига Наций, ООН, НАТО, ОВД, СЭВ, ВТО, «Большая восьмерка», МВФ и др.) Проблемы и перспективы развития.

ВСЕГО (часов)

19,5

2.4.3 ПРОЧИЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

- Подготовка к занятиям по конспектам и литературе (п.3), часов в неделю: 2,9 часа.

ВСЕГО ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛУ 2.4: 72 часа.

3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1. Основная литература

Учебники и учебные пособия

- Аксенов В.Б. Краткий курс лекций по Отечественной истории с древности до начала XXI века. Часть 1. М., 2006.

- Кушнир А.Г. Хрестоматия по отечественной истории. В 2х тт. М., 1998.

- Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. – М.: Норма 2003.

- Зуев М. Н., Чернобаев А. А. Истории России. Учебник для студентов технических вузов. – М.: Высш. школа, 2004.

- Орлов В. С., Георгиев И. Г. и др. История России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М., 2006.

- Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А., Леонов С.В. История России с древнейших времен до конца XX века. Уч. пособие для студентов вузов. – М.: Дрофа, 2005.

- Долгова С.В., Епонешникова Г.В., Кушнир А.Г., Павлов Д.Б. Отечественная история с древнейших времен до начала XXI века. Уч. пособие. – М.: МИРЭА, 2006.

Классики Отечественной истории

- Татищев В. Н. История Российская. В 3-х томах. – М.: АСТ, 2003

- Карамзин Н. М. История государства Российского. – М.: ОЛМА-пресс, 2003

- Соловьев С. М. История России с древнейших времен. – М.: Дрофа, 1997

- Ключевский В. О. Полный курс лекций. В 3-х томах. – М.: Мысль, 1997

3.2 Дополнительная литература

- Материалы Всероссийского научно-методического совещания «Проблемы методологии исследований, инновационные подходы и координация научно-образовательной деятельности в преподавании истории в высшей школе. – Новая и новейшая история, 2003. - №3-с. 3-28

- Гумилев Л. Н. От Руси к России. – СПб.: Кристалл, 2002

- Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. – СПб.: Наука, 2003

- Валишевский К. Петр Великий. Историческое исследование. – М.: АСТ, 2002

- Брикнер А. Т. История Екатерины II. – М.: АСТ, 2002

- Отечественная война 1812 года. Материалы VIII Всероссийской научной конференции 6 – 7 сентября 1999 г. в Бородино. – Можайск: Тера, 2000

- Движение декабристов, история, историография, последствия. – Рязань, 2000

- Конец Российской монархии. – М.: Воениздат, 2002

- Мировые войны XX века. В 4-х томах. Кн. 1-2. – М.: Наука, 2002

- Из истории борьбы за власть в 1917 г. Сборник документов. – М.: ИРН, 2001

- Кокурин Н. Е. Гражданская война в России. – М.: АСТ, 2002

- Емельянов Ю. В. Путь к власти. – М.: Вече, 2002

- Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Военно-исторические очерки. – М.: Воениздат, 1998 – 2000 гг.

- Огнев А. А. Против лжи в Великой Отечественной войне. – Тверь, 2003

- « Мы победу приближали, как могли». Материалы Международной научной конференции, посвященной Великой Отечественной войне. – Смоленск, 2003

- Емельянов Ю. В. Сталин на вершине власти. – М.: Вече, 2002

- Каграманов Ю. Кто начал «холодную войну».- Континент, 2002, №3 – с. 190-201

- Пыжиков А.В. «Хрущевская оттепель». – М.: ОЛМА-пресс, 2003

- Вяземский Е. Е. СССР – Россия: от М. С. Горбачева до В. В. Путина, 1985 – 2002 гг. – М.: Ступени, 2003

- Россия на рубеже веков: история и современность. Сборник документов и тезисов Всероссийской Научно-теоретической конференции 19 апреля 2002. – Саратов, СГСЭУ, 2002.

3.3. Пособия и методические указания

1. Долгова С.В., Епонешникова Г.В., Кушнир А.Г., Павлов Д.Б. Отечественная история с древнейших времен до начала XXI века. Программа и методические указания. М.: МИРЭА, 2005.

2. Аксенов В.Б., Зыкин В.А., Кушнир А.Г., С.Л. Леонов, Павлова О.Ф., Сорокин А.К. Основные формы контроля знаний студентов по курсу «Отечественная история». Метод. пособие для студентов всех факультетов и форм обучения МИРЭА. М.: МИРЭА, 2006.

3. Епонешникова Г.В., Павлова О.Ф., Петров Г.Н., Павлов Д.Б., Савинченко Е.В. Планы семинарских занятий. Для студентов всех специальностей и форм обучения МИРЭА.

М.: МИРЭА, 2005.

Вопросы к зачету

по авторскому лекционному курсу «Отечественная история»

к.и.н., доцента Аксенова В.Б.

  1. Способы познания мира. История как научный способ познания.

  2. Принцип историзма. Историческое время, его особенности. Движущие силы истории.

  3. Типы исторических источников. Достоверность и информативность.

  4. Древние славяне и первые известия о них. Венеды, анты. Черняховцы.

  5. Полиэтничность Древней Руси. Понятие «ассимиляционная волна».

  6. Первые политические центры: Антский союз, Куйабийа, Славийа, Арсанийа, Русский каганат.

  7. Признаки государственности Древней Руси: институты власти, территориальное единство, законодательное пространство.

  8. Этапы христианизации Руси. Политическое значение принятия христианства.

  9. Политическая раздробленность: причины, особенности. Андрей Боголюбский и единодержавные тенденции.

  10. Монгольская империя и поход Батыя на Русь. Причины похода, его особенности.

  11. Русь и Орда: особенности системы вассалитета. Политическая, экономическая сферы, религиозные отношения.

  12. Москва, Тверь и Великое княжество Литовское и Русское во 2 1/2 XIII – середине XV веков.

  13. Основы государственности Московии в конце XV – начале XVI веков. Политика «охолопливания» населения.

  14. Иван IV Васильевич: от реформ Избранной Рады к опричному эксперименту. Социально-политическое, экономическое и религиозно-нравственное значение опричнины.

  15. Причины и сущность Смуты конца XVI - начала XVII веков. Вера в Лжедмитриев как проявление духовного кризиса.

  16. Попытки модернизации в России в XVI – XVII веках. Общее в политике русских государей от Ивана III до Алексея Михайловича.

  1. «Революция сверху» Петра I. «Новое» в политике охолопливания.

  2. Светская и духовная власть в XVI – XVIII вв.: от тарханов до секуляризации земель.

  3. Эпоха «дворцовых переворотов» и политические альтернативы. Становление дворянской монархии.

  4. Политика Екатерины II и выработка основ новой государственности. Внутренние противоречия государственных основ.

  5. Александр I и его реформы: задуманное и осуществленное. М.Сперанский, А.Аракчеев, Н.Новосильцев.

  6. Декабристы: основные программные документы и причины провала восстания. Конец эпохи дворцовых переворотов или рождение революционного либерализма?

  7. Власть и общество после 14 декабря 1825 года: от «официальной народности» до «русского социализма». Секретные комитеты и реформа П.Киселева.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «истории России и права»

« 31 » августа 2006 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины Отечественная история Кафедра: истории России и права (1)

    Рабочая программа
    Целью авторского лекционного курса – дать студентам МИРЭА полноценное университетское историческое образование, позволяющее подготовить в техническом вузе не просто специалистов в той или иной области науки и техники, а сформировать
  2. Рабочая программа дисциплины «Политическая история России» для студентов специальности 030201. 65 (020200) «Политология»

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом для специальности 030201.65 (020200) «Политология», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 14.
  3. Рабочая программа дисциплины «отечественная история» Рекомендуется для направления подготовки 030900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Целью дисциплины является сформировать у студентов представления об основных закономерностях и направлениях исторического процесса; показать место России в этом процессе, выделить общее и особенное в истории российской цивилизации.
  4. Рабочая программа дисциплины «отечественная история» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Целью дисциплины является сформировать у студентов представления об основных закономерностях и направлениях исторического процесса; показать место России в этом процессе, выделить общее и особенное в истории российской цивилизации.
  5. Программа дисциплины Отечественная история 040101. 65 «Социальная работа» (цикл гсэ. Ф. 04)

    Программа дисциплины
    Сущность, формы функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем, общее и особенное; методология и теория исторической

Другие похожие документы..