Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
, 17). Ибо он видел, что достаточно потрудился у них служением своего слова, насколько считал это для них необходимым. Со своей стороны, признаюсь: м...полностью>>
'Документ'
Основной целью проведения обследования является получение информации для построения матрицы валового накопления основного капитала, классифицированно...полностью>>
'Краткое содержание'
Данный проект направлен на исследование существующей системы налогообложения, выявление ее положительных и отрицательных сторон. Рассмотрены основные...полностью>>
'Документ'
Искусство гончарного круга. Попробуй. Игрушка не только предмет детской забавы, но и большое, настоящее и своеобразное искусство, подчиняющееся общим ...полностью>>

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности регионоведение экономического факультета Объем занятий: всего 39

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГЕОПОЛИТИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов, обучающихся по специальности РЕГИОНОВЕДЕНИЕ экономического факультета

Объем занятий: всего 39

Изучается в 3 семестре

Разработано:

д. и. н. Плохотнюк Т.Н.

__________________________

Дата разработки:

«_____» ____________ 2007г.

Согласовано:

Декан экономического факультета

(факультет)

/___________/ Акинин П.В.

«____» ____________ 2007 г.

Зав. кафедрой

/_________/ Новикова И.В. Рассмотрено УМК ФМФ

«_____» _________ 2007 г.

протокол №

Председатель УМК ___________

(подпись)

Ставрополь, 2007г.

Пояснительная записка

Одной из составляющих частей теоретической и практически ориентированной подготовки студентов по специальности 350300 «Регионоведение» является учебный курс «Геополитика», относящийся к общепрофессиональным учебным дисциплинам. Он содержит основные категориальные понятия, законы, дефиниции необходимые для получения базового образования студентами в области государственного управления.

Предмет данной дисциплины – геополитика как система знаний о контроле над пространством. Содержанием современной геополитики является анализ развития политических, экономических, военных, экологических и других стратегических проблем на глобальном, субрегиональном и внутригосударственном уровнях, отражающих интересы государств.

Геополитика более динамична, чем политическая география. Она опирается на научную базу многих дисциплин. Поэтому изучение учебного курса «Геополитика» предполагает наличие у студентов знаний общих и специфических экономических и политических дисциплин: политологии, социологии, экономической теории и др.

В процессе преподавания учебной дисциплины «Геополитика» предполагается достижение следующей цели: дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации их профессиональной деятельности.

В ходе изучения данной дисциплины необходимо решить задачи формирования у студентов следующих представлений:

о теоретико-методологических основах геополитики как науки;

об истории развития геополитических учений,

о современной парадигме геополитики как науки;

об основных концептуальных подходах в современной геополитике;

о геополитических доктринах стран и регионов мира;

о новых факторах, обусловивших необходимость разработки геополитической доктрины России, определяющей ее положение в современном мире после распада СССР.

В результате освоения содержания дисциплины «Основы геополитики» студент должен знать:

  • закономерности функционирования мирового сообщества как открытой системы;

  • объективные тенденции экономического, социального и политического развития страны, региона, мира;

  • динамику изменений, происходящих в мире;

  • а также уметь выполнять:

  • содержательный анализ геополитической структуры современного мира,

  • определять взаимодействие политических и военно-стратегических процессов и их экономическое содержание;

и владеть:

методами и приемами исследований геополитических проблем, методикой геополитического анализа

Представленная программа раскрывает содержание дисциплины, включает перечни основной и дополнительной литературы, а также вопросы для самоконтроля.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебными программами ГСЭ.00. 01 «Геополитические проблемы современности», отвечающими требованиям Образовательного стандарта национально-регионального (вузовского) компонента, а также с учетом требований к уровню подготовки специалистов с высшим экономическим образованием.

Содержание дисциплины в соответствии с ГСЭ.00.01 «Геополитика» Образовательного стандарта национально-регионального (вузовского) компонента

Геополитика: объект, предмет, методы, функции. Понятие геополитики. Основные категории геополитики: контроль над пространством, геополитические эпохи, геополитическое поле, эндемическое поле, перекрестное поле, геополитическая пространственная точка. Основные законы геополитики. Закон усиления фактора пространства в человеческой истории. Закон синтеза суши и моря. Закон фундаментального дуализма. Методы геополитики. Деятельностный метод. Сравнительный метод. Функциональный метод. Исторический метод. Нормативно-ценностный метод. Бихевиористский метод. Структурно-функциональный анализ. Институциональеый метод. Антропологический метод. Общелогические методы. Методы эмпирических исследований. Функции геополитики. Познавательная функция. Прогностическая функция. Управленческая функция. Идеологическая функция.

Основные идеи и принципы классиков геополитики. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля. Рудольф Челлен – автор категории «геополитика». «Географическая ось истории» Хэлфорда Макиндера. Теория «морского могущества» Альфреда Т. Мэхена. Концепция «поссибилизма» Видаля де ла Бланше. Концепция Rimland Николаса Спайкмена. Карл Хаусховер – автор теории «континентального блока».

Современные геополитические теории и школы Запада. Геополитические перемены в мире и в Европе. Атлантизм: от Д.У. Мэйнига до З. Бжезинского. Геополитика ядерной эры. Бихевиористская геополитика. Мондиализм. США – идеологический и политическим центр мондиализма. «Трехсторонняя комиссия» и ее модель перехода к «новому мировому порядку». Модернизация теории конвергенции Питирима Сорокина. Концепции Ф. Фукуямы, Ж. Аттали, К. Санторо. Новые европейские геополитические течения: «новые правые» А.де Бенуа, Ж. Тириар, Й. фон Лохаузен; представители прикладной геополитики Ив Лакост, Андре Зигфрид.

Русская школа геополитики Русские геополитические истоки. Движение евразийцев. Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, П. Сувчинский, Г. Вернадский, И. Ильин. Евразия как особый географический мир. Культура Евразии. Этнические связи в рамках Евразии. Неоевразийство в системе геополитического знания. Л. Гумилев, идея пассионарности. Наследники идей Л. Гумилева. Евразийский контрглобализм.

Геополитика в современном мире. Геополитические последствия распада СССР для России. Россия в поисках своего места в системе геополитических отношений. Россия в новой системе международных отношений: Россия и США; Россия и Североатлантический регион; Россия и НАТО; российско-китайские отношения. Украина и Беларусь; формирование новой геостратегической политики. Геополитические отношения в Средней Азии; Закавказье: новая геополитическая динамика; геополитика стран Балтии.

Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе: Интеграционные процессы в Западной Европе; геополитика и национальная безопасность в Западной Европе. Новые геополитические реальности Восточной Европы.

Геополитика ведущих стран мира. Место США в системе геополитических отношений; геополитическое развитие Японии; геостратегическая политика Китая.

Геополитика развивающихся стран. Проблемы геополитической ситуации в Азии; геополитика и страны Латинской Америки; традиции и геополитика Африки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Геополитика»

Всего – 39 часов, из них аудиторных – 34 часа,

в т. ч. лекционных – 18 часов, семинарских – 16 часов

СКР – 5 часов

Итоговая форма контроля : зачет – 3 семестр

Тематика

л/з

с/з

Геополитика: объект, предмет, методы, функции.

2

Основные идеи и принципы классиков геополитики.

2

Современные геополитические теории и школы Запада

2

Русские геополитические истоки

2

2

Неоевразийство в системе геополитического знания

2

2

Россия в новой системе международных отношений

2

2

Новые геополитические реальности Восточной Европы.

2

2

Место США в системе геополитических отношений.

2

Геополитические процессы в Западной Европе

2

2

Новая геополитическая динамика на постсоветском пространстве

2

2

Геополитика развивающихся стран

2

Современные геополитические теории и школы Запада.

Цель: раскрыть содержание географического направления социальной мысли в истории человечества, основные идеи современной геополитики. Определить место западных школ геополитики в мировой геополитической мысли.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность основных идей атлантизма

2. Причины появления и содержание «геополитики мондиализма»

3. Доктрина «новых правых»: попытка противостояния атлантизму и мондиализму.

4. Прикладная геополитика, основные школы этого направления.

Методические рекомендации.

Развитие геополитической мысли во второй половине XX века было определено геополитическими реалиями послевоенного мира. Новая геополитическая эпоха, вошедшая в историю под названием Потсдамской, началась с очевидной констатации величия США. Экономическое и финансовое господство США обеспечило непрерывность таллассократической линии в геополитике и превращение ее в официальную международную политику этой державы. А европейская геополитика как нечто самостоятельное практически не существовала до конца 1950-х гг. История с Хаусхофером и его школой, над которыми висела зловещая тень интеллектуального сотрудничества с Третьим Рейхом, заставляла авторов, занимающихся этой дисциплиной искать окольных путей, чтобы не быть обвиненными в "фашизме". Так, американец Колин С. Грэй вообще предложил использовать два слова, для обозначения геополитики: английское "geopolitics" и немецкое "Geopolitik". Первое должно обозначать англосаксонскую и прагматическую версию этого явления, т.е. труды тех авторов, которые преемствуют подход Мэхена, Макиндера и Спайкмена, а второе "континентальный вариант", наследие школы Хаусхофера, учитывающий некоторые "духовные" или "метафизические" факторы. Конечно, это деление было весьма условно и служило лишь демагогическим ходом, продиктованным соображениями "политической корректности".

Ведущее место в геополитике занял тезис превосходства западной (американской) цивилизации над народами Евразии, «дисконтинуального пояса» и других континентов. Народам России , а затем Германии, Ближнего и Среднего Востока приписывалась генетическая агрессивность, неприятие демократии. Утверждалось, что географическое положение континентальных держав диктует им экспансионистские цели. СССР воспринял их от императорской России. Утверждалось, что географическое положение континентальных держав диктует им экспансионистские цели. СССР воспринял их от императорской России. И в перспективе с подачи американских геополитиков СССР превратился в «империю зла», страну, чуждую либеральным ценностям, демократии «американского разлива», отгороженную от западной цивилизации «железным занавесом». Отсюда, делали вывод американские ученые и политики, в интересах не только США, но и всех цивилизационных стран надо создать единый центр, из которого осуществлялся бы контроль за всеми процессами, протекающими в любом регионе планеты. Этот «балансирующий» и стабилизирующий контроль должен находиться в руках США.

Американская и, шире, атлантистская (талассократическая) линия в геополитике развивалась практически без всяких разрывов с традицией. По мере осуществления проектов американцев по становлению "мировой державой" послевоенные геополитики-атлантисты лишь уточняли и детализировали частные аспекты теории, развивая прикладные сферы. Основополагающая модель "морской силы" и ее геополитических перспектив, превратилась из научных разработок отдельных военно-географических школ в официальную международную политику США. 

Вместе с тем, становление США сверхдержавой и выход на последний этап, предшествующий окончательной планетарной гегемонии талассократии, заставил американских геополитиков рассматривать совершенно новую геополитическую модель, в которой участвовало не две основных силы, но только одна. Причем существовало принципиально два варианта развития событий либо окончательный выигрыш Западом геополитической дуэли с Востоком, либо конвергенция двух идеологических лагерей в нечто единое и установление Мирового Правительства (этот проект получил название "мондиализма " от французского слова "monde", "мир"). В обеих случаях требовалось новое геополитическое осмысление этого возможного исхода истории цивилизаций. Такая ситуация вызвало к жизни особое направление в геополитике "геополитику мондиализма ". Иначе эта теория известна как доктрина "нового мирового порядка". Она разрабатывалась американскими геополитиками начиная с 70-х годов, а впервые громогласно о ней было заявлено президентом США Джорджем Бушем в момент войны в Персидском заливе в 1991. 

Итак, во второй половине XX века развитие геополитической теории наиболее успешно шло в русле англо-саксонской школы. Но уже с конца 1950-х гг. под воздействием комплекса причин в некоторых странах Европы, особенно Франции и в Западной Германии, начала оформляться идея единства Европы. Следует отметить особо роль таких государственных деятелей как канцлер ФРГ К. Аденауэр и президент Франции Шарль де Голль. Так в течение довольно краткого периода 1959 1968 годов "континенталист" Шарль Де Голль предпринял некоторые явно антиатлантистские меры, в результате которых Франция вышла из Северо-Атлантического союза и сделала попытки выработать собственную геополитическую стратегию. Но так как в одиночку это государство не могло противостоять талассократическому миру, на повестке дня встал вопрос о внутриевропейском франко-германском сотрудничестве и об укреплении связей с СССР. Отсюда родился знаменитый голлистский тезис "Европа от Атлантики до Урала". Эта Европа мыслилась как суверенное стратегически континентальное образование совсем в духе умеренного "европейского континентализма ". 

К началу 70-х годов европейские ученые, утратившие связь с довоенной геополитической школой и вынужденные подстраиваться под нормы англосаксонского подхода, выступали как технические эксперты международных организаций НАТО, ООН и т.д. Таким образом, они занимались прикладными геополитическими исследованиями и не выходили за пределы узких конкретных вопросов. Постепенно эти исследовании превратились в нечто самостоятельное в "региональную геополитику ", довольно развитую во Франции ("школа Ива Лакоста", издателя журнала "Геродот"). Эта "региональная геополитика" абстрагируется от глобальных схем Макиндера, Мэхэна или Хаусхофера, мало внимания уделяет основополагающему дуализму, и лишь применяет геополитические методики для описания межэтнических и межгосударственных конфликтов, демографических процессов и даже "геополитики политических выборов " (школа «электоральной геополитики» Андре Зигфрида).  

Единственная непрерывная традиция геополитики, сохранившаяся в Европе с довоенных времен, была достоянием довольно маргинальных групп, в той или иной степени связанных с послевоенными националистически ми партиями и движениями. В этих узких и политически периферийных кругах развивались геополитические идеи, прямо восходящие к "континентализму", школе Хаусхофера и т.д. Это движение совокупно получило название европейских "новых правых". До определенно го момента общественное мнение их просто игнорировало, считая "пережитками фашизма". И лишь в последнее десятилетие, особенно благодаря просветительской и журналистской деятельности французского философа Алена де Бенуа, к этому направлению стали прислушиваться и в серьезных научных кругах. Несмотря на значительную дистанцию, отделяющую интеллектуальные круги европейских "новых правых" от властных инстанций и на их "диссиденство", с чисто теоретической точки зрения, их труды представляют собой огромный вклад в развитие геополитики. Будучи свободной от рамок политического конформизма, их мысль развивалась относительно независимо и беспристрастно. Причем на рубеже 90-х годов сложилась такая ситуация, что официальные европейские геополитики (чаще всего выходцы из левых или крайне левых партий) были вынуждены обратиться к "новым правым", их трудам, переводам и исследованиям для восстановления полноты геополитической картины. 

Выполненный в ходе дискуссии анализ всех научных геополитических направлений Запада позволит определить наиболее ярких представителей каждого из направлений, оценить вклад каждого из них в развитие геополитики как научной мысли и политической практики

Литература для подготовки:

1. Дугин А. Основы геополитики. – М.: Актогея, 1997.

2. Нартов Н.Я. Геополитика. М.: ЮНИТИ, 2003

3. Бзежинский З. Всемирная шахматная доска. – М.: Международные отношения, 1998.

4. Бзежинский З. Геостратегия для Евразии // Независимая газета. – 24.10.1997

Русские геополитические истоки.

Цель: проанализировать истоки формирования русской геополитической школы, определив ее особенности

Вопросы для обсуждения.

  1. «Морская идея» в трудах российских военных и ученых XVIII как начало оформления отечественной геополитической мысли.

  2. Роль отечественных географов, демографов, историков и философов XIX – XX вв. в развитии теоретико-методологической базы русской геополитической школы.

  3. История евразийского движения.

  4. Основные положения концепции евразийства

  5. Представители евразийского движения: Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.В.Вернадский, И.А.Ильин.

Методические рекомендации.

Процесс становления русской геополитической школы был длительным, занял несколько этапов, что и определило противоречивость характера и содержание отечественной геополитической мысли. Большое влияние на ее становление оказал географический детерминизм.

Наиболее мощным из всех русских геополитических течений было евразийское. Движение евразийцев возникло в среде русских эмигрантов-ученых в начале 1920-х гг. Оно связано с именами Н. Трубецкого, П. Савицкого, Г. Флоровского, П. Сувчинского, Г. Вернадского, И. Ильина. Их объединяла идея о России как особом этнографическом и культурном мире, занимающем срединное положение между Западом и Востоком, Европой и Азией. Фундаментальную двойственность русского ландшафта ее деление на Лес и Степь заметили еще славянофилы. У евразийцев, прежде всего у Савицкого, геополитический смысл России-Евразии выступает как синтез этих двух реальностей европейского Леса и азиатской Степи. При этом такой синтез не есть простое наложение двух геополитических систем друг на друга, но нечто цельное, оригинальное, обладающее своей собственной мерой. 

Евразийцы ввели новый термин для геополитики – «месторазвитие». В этом термине – взаимосвязь и целостность социально-исторической и географической среды. Он в определенной степени напоминает немецкий термин Raum. Народы исторически приспосабливаются к географической среде, которая накладывает свой отпечаток на образ жизни, нравы, традиции обитателей тех или иных ландшафтов. Месторазвитие, испытывая влияние населяющих его народов, детерминирует формы их хозяйственной деятельности.

Евразийца Петра Николаевича Савицкого (1895 1968) пожалуй, первым из русских авторов можно назвать геополитиком. По образованию экономист, ученик В.Вернадского и П.Струве. До войны был близок кадетам. После революции эмигрировал в Болгарию, затем переехал в Чехословакию. В 1921 году вместе с князем Н.С.Трубецким возглавил евразийское движение, в котором геополитические факторы играли центральную роль. Именно Савицкий в большей степени из всех евразийцев интересовался геополитикой. 

Мировоззрение Савицкого, как и большинства других евразийцев, складывалось под влиянием трудов славянофилов, Данилевского и особенно Леонтьева. Это была разновидность революционного славянофильства, сопряженного с центральной идеей особости исторической идентичности "великороссов", не сводимой ни к религиозной, ни к этнически славянской сущности. В этом аспекте они были более всего близки к Константину Леонтьеву, сформулировавшему важнейший тезис "славянство есть, славизма нет", т.е. "этническая и лингвистическая близость славянских народов не является достаточным основанием, чтобы говорить об их культурном и характерном единстве". Евразийское движение по набору излюбленных тем и концепций было удивительно близко к немецким консервативным революционерам. Так же, как и консервативные революционеры, евразийцы стремились сочетать верность истокам с творческим порывом в будущее, укорененность в русской национальной традиции с социальным модернизмом, техническим развитием и политикой нетрадиционных форм. На этом основано и осторожно позитивное отношение евразийцев к Советскому Государству и к Октябрьской революции. 

Несмотря на симпатии к Советам, которые были характерны не только для откровенно просоветского крыла евразийцев (парижский кружок, издававший газету "Евразия"), с которым Савицкий официально порвал отношения, но и для самых умеренных и "консервативных" элементов. После взятия советскими войсками Праги в 1945 году, Савицкий был арестован и осужден на 10 лет лагерей. В лагерях он познакомился с сыном поэта Николая Гумилева Львом, который стал его учеником, а впоследствии одним из лучших современных русских этнографов и историков. 

Основная идея Савицкого заключается в том, что Россия представляет собой особое цивилизационное образование, определяемое через качество "срединности". Одна из его статей "Географические и геополитические основы евразийства" (1933) начинается такими словами "Россия имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться "Срединным Государством" (45).

Если "срединность" Германии, Mittellage, ограничивается европейским контекстом, а сама Европа есть лишь "западный мыс" Евразии, то Россия занимает центральную позицию в рамках всего континента. "Срединность" России, для Савицкого, является основой ее исторической идентичности она не часть Европы и не продолжение Азии. Она самостоятельный мир, самостоятельная и особая духовно-историческая геополитическая реальность, которую Савицкий называет "Евразией". 

Это понятие обозначает не материк и не континент, но идею, отраженную в русском пространстве и русской культуре, историческую парадигму, особую цивилизацию. Савицкий с русского полюса выдвигает концепцию, строго тождественную геополитической картине Макиндера, только абстрактные "разбойники суши" или "центростремительные импульсы, исходящие из географической оси истории", приобретают у него четко выделенный абрис русской культуры, русской истории, русской государственности, русской территории. Россия-Евразия у Савицкого предстает в том же свете, как Raum Ратцеля и, еще точнее, Grossraum Шмитта. 

Если Макиндер считает, что из пустынь heartland'а исходит механический толчок, заставляющий береговые зоны ("внутренний полумесяц") творить культуру и историю, то Савицкий утверждает, что Россия-Евразия (= heartland Макиндера) и есть синтез мировой культуры и мировой истории, развернутый в пространстве и времени. При этом природа России соучаствует в ее культуре. 

Россию Савицкий понимает геополитически, не как национальное государство, но как особый тип цивилизации, сложившейся на основе нескольких составляющих арийско-славянской культуры, тюркского кочевничества, православной традиции. Все вместе создает некое уникальное, "срединное" образование, представляющее собой синтез мировой истории.  "Без татарщины не было бы России" этот тезис из статьи Савицкого "Степь и оседлость" был ключевой формулой евразийства.

Через введение понятия "месторазвитие" евразийцы уходили от позитивистской необходимости аналитически расщеплять исторические феномены, раскладывая их на механические системы применительно не только к природным, но и к культурным явлениям. Апелляция к "месторазвитию", к "географическому индивидууму" позволяло евразийцам избежать слишком конкретных рецептов относительно национальных, расовых, религиозных, культурных, языковых, идеологических проблем. Интуитивно ощущаемое всеми жителями "географической оси истории" геополитическое единство обретало тем самым новый язык, "синтетический", не сводимый к неадекватным, фрагментарным, аналитическим концепциям западного рационализма.В целом, следует отметить, что роль Петра Савицкого и всего русского евразийства в развитии геополитики как науки огромна.

Сравнение идей русских евразийцев с теориями немецких геополитиков-континенталистов (Хаусхофер, Шмитт и т.д.), которые также пытались построить собственную геополитическую теорию как антитезу стратегии "Морской Силы", показывает, что у немцев в этом направлении пройдена лишь половина пути, а у русских (в первую очередь, у Савицкого) мы имеем дело с законченной и непротиворечивой, полноценной картиной мира. В этом смысле, можно вывести некоторый закон: "Чем ближе воззрения немецких континенталистов к русскому евразийству, чем полнее принимают они Ostorientierung, тем последовательней и логичней их доктрины, эффективней их политические проекты, созданные на геополитической основе". 

Советская реальность в геополитическом смысле во многом совпадала с концепциями Савицкого и других евразийцев, хотя об их прямом влиянии на советское руководство достоверных данных нет. Во многом близкие к евразийцам сменовеховцы и национал-большевики особенно Николай Устрялов явно влияли на большевиков и особенно на Сталина, хотя никогда не занимали высоких постов и часто оканчивали свою жизнь в лагерях. Часть евразийцев Эфрон, Карсавин и другие открыто сотрудничали с СССР, но также благодарности не получили. Однако анализ советской внешней политики вплоть до начала перестройки приводит к выводу, что она постоянно следовала именно евразийскому курсу, никогда не заявляя об этом открыто.

Литература для подготовки:

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – Спб.: Глаголъ, 1995.

2. Ильин И.А. О грядущей России. – М.: Воениздат, 1993.

3. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Т.1, М., 1885.

4. Милютин Д.А. Критическое исследование значения военной географии и военной статистики // Русский геополитический сборник. – 1997 - № 2.

5. Морозов Е.Ф. Последний фельдмаршал. – Русский геополитический сборник. – 1997. - № 2.

6. Савицкий П.Н. Географичекие и геополитические основы евразийства.

7. Савицкий П. Н. Контитент Евразия. – М.: Аграф, 1997.

8. Семенов-Тян-Шанский В.Н. Географические соображения о географическом расселении человечества в Евразии и о прародине славян. – Спб., 1916.

9. Семенов-Тян-Шанский В.Н. О могущественном территориальном владении применительно к России. – Спб., 1915.

10. Трубецкой Н.С. Вавилонская башня…// История, культура, язык. – М.: Прогресс, 1995.

11. Трубецкой Н.С. Наследие Чингиз-Хана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // История, культура, язык. М.: Прогресс, 1995.

12. Трубецкой Н.С. Об идее – правительнице идеократического государства // История, культура, язык. 1995.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности регионоведение экономического факультета Объем занятий: всего 66 часов

    Учебно-методическое пособие
    Одной из составляющих частей теоретической и практико-ориентированной подготовки студентов по специальности 350300 «Регионоведение» является учебный курс «Миграциология», относящийся к специализированным учебным дисциплинам.
  2. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности регионоведение экономического факультета Объем занятий: всего 47 часов

    Учебно-методическое пособие
    Содержание дисциплины «Региональные конфликты в современном мире» – одна из составляющих частей теоретической и практико-ориентированной подготовки студентов по специальности 350300 «Регионоведение».
  3. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история

    Учебно-методическое пособие
    Историческое краеведение: учебно-методическое пособие для студентов специальности 07.00.02 – Отечественная история. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» 080107 Объем занятий: всего 38 (16/16/6)

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит пояснительную записку, тематический план (распределение часов курса по темам и видам работ), содержание курса и планы семинарских занятий, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Флз «Экономическая и социальная география России» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.13 «Экономическая и социальная география России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..