Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Одно из важнейших направлений реформ, проводимых в республике кординальное реформирование системы управления экономикой. По сравнению со старой, до с...полностью>>
'Урок'
Лесная даль зовет меня и манитВ мир, полный грез, где все вокруг светло.И снег лежит на дремлющей поляне,Как лебедя усталое крыло.Все, точно в сказке...полностью>>
'Документ'
А., Шишкина Г.Н. 10 Вечер встречи выпускников. февраль Кузнецова М.А. Марухова Н. Ю 11 День защитника отечества «А ну–ка парни»....полностью>>
'Урок'
131. 13 . 133. 134. 135. 13 . 137. 138. 139. 140. 141. 14 . 143. 144. 145. 14 . 147. 148. 149. 150 – 151 15 153. 154. 155. 15 . 157. 158. 159. 1 0. 1...полностью>>

Развитие человека характеризуется особенностями

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие человека характеризуется особенностями

  • Характерно качественное своеобразие каждого этапа.

  • Неравномерность отдельных сторон развития - наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) не совпадает по времени с личностной зрелостью (гражданская зрелость) и как субъекта труда (трудоспособность). Виды возрастов:

    • паспортный (количество лет),

    • биологический;

    • социальный возраст;

    • психологический (планы, перспективы будущей жизни).

  • Необратимость - объективно вернуть себя в предыдущий возраст нельзя.

  • Преемственность – все последующие стадии связаны с предыдущими стадиями развития.

  • Сензитивность – на отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию у него определенных качеств.

  • Критический характер (переходные возрасты).

  • Многонаправленность – наличие не только роста, но и упадка и потерь. Развитие – любое изменение (позитивное, негативное).

  • Пластичность.

  • Возрастные индивидуализации по мере взросления и старения.

  • Мобильность – отсутствие жесткой предопределенности.

Этапы жизни и карьеры

Возраст

Жизненный путь, этап карьеры

Ведущая деятельность, задача карьеры

Психологические проблемы

до 7 лет

Раннее детство

Непосредственное эмоциональное общение и игра

-

7-12

Младший школьный возраст

Учебная деятельность, ролевая игра

-

12-15

Подростковый период

Учебная деятельность, увлечения

-

15-22

Юность

Выбор карьеры, учебная профессиональная деятельность

Развитие самоидентификации, баланс независмости с эмоциональной поддержкой.

15-22

Предкарьера: исследования

Получение образования

Выявление собственных потребностей и интересов. Формирование реалистической оценки своих способностей.

22-30

Переход “юноша” – взрослый”

Женатый

Сообщение личных потребностей и интимных отношений.

22-30

Ранняя карьера: испытание

Получение первой работы

Развитие уверенности в себе работы с другими.

30-38

Зрелость

Родители маленьких детей

Установка на родительские обязанности, поддержание близких отношений.

30-38

Ранняя карьера: достижение устойчивости

Выбор сферы компетентности, получение статуса постоянного работника

Принятие решения относительно уровня профессиональных обязанностей. Работа над недостатками первого проекта.

38-45

Середина жизни

Родитель подростков

Переоценка ценностей. Амбивалентное отношение к детям.

38-45

Середина карьеры

Переоценка возможностей карьеры. Подготовка к наставничеству.

Переоценка собственных амбиций. Решение конфликта “рабочая жизнь – личность”.

45-55

Середина зрелости

Родитель взрослых детей

Построение более глубоких семейных отношений (“осень чувств”)

45-55

Середина карьеры

Наставничество

Работа с более молодыми, быстро растущими коллегами. Использование мудрости и опыта.

55-62

Переход к последней жизненной фазе

Дедушка, бабушка маленьких вуков

Появление новых хобби и занятий. Финансовая и эмоциональная помощь семьям детей.

55-62

Поздняя карьера: поддержание достигнутого

Принятие стратегических решений в организации, выполнение широких функций.

Появление новых хобби и занятий. Забота о благополучии компании. Принятие политических решений.

62-70

Поздняя зрелость

Дедушка, бабушка внуков-подростков

Подготовка к приближающемся концу жизни, подведение итогов.

62-70

Поздняя карьера

Вдовец, вдова, примирение с уменьшением власти

Поиск новых источников удовлетворения помимо работы.

5. Младший школьный возраст (7-11 лет)

Как отмечала Л. И. Божович в своих работах: "Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка". Учебная деятельность - деятельность непосредственно направленная на усвоение науки и культуры.

После 2-3 недель начинается критический момент, если ребенка не подготовили, наступает разочарование в школе. Только после возникновения интереса своего труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность в приобретении знаний.

Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно-значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место в среде окружающих, его взаимоотношение с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности.

В стремлении стать школьником находят свое воплощение ведущие потребности ребенка:

1. Познавательная, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания.

2. Потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно-значимую деятельность, имеющую ценность не только для него, но и для окружающих взрослых.

Психологическим новообразованием младшего школьного возраста является:

1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интллектуализация. Их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению научных понятий.

2. Происходит осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Понятие кризиса семи лет.

Л.Ф.Обухова выделяет следующие особенности кризиса семи лет:

1. Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. Здесь впервые возникает эмоционально- смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

2. Манерничание, "ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает".

3. Симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Рассматривая личностную и социально-психологическую готовность к школе, Фридман отмечает, что необходимо формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Понятие социально-психологической адаптации.

Первый класс школы - один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. В связи с этим ряд исследователей выделяют 3 уровня адаптации детей к школе:

Высокий уровень - ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет указания без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал, усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Низкий уровень - ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.

6. Подростковый возраст (11-15)

Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Чем раньше начинается половое созревание, тем более быстро и бурно оно протекает. Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что снижает сопротивляемость к вредным воздействиям. Могут отмечаться и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем: повышение артериального давления, нарушение ритма сердечной деятельности, нейровегетативная неустойчивость.

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка, которое существенным образом изменятся именно в подростковом возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка.

Еще одно новообразование - самоопределение, возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств. Оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

В начале подросткового периода складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Это отношение, с одной стороны, вступает в противоречие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка, а с другой стороны, оно вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права.

Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение - своего помощника в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом.

Общение подростка со сверстниками выполняет специфическую функцию: в практике этих отношений усваивается мораль взрослых (а тем самым и развивается социально-моральная взрослость ребенка), причем центральное содержание этой морали - нормы равенства, верности и коллегиальности - антагонистично нормам "морали послушания" в отношении ребенка и взрослого.

Подростковый кризис.

Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания - полового, общеорганического и социального - как основной особенности и основном противоречии подросткового возраста.

Л. С. Выготский поставил совершенно новые проблемы при изучении критических возрастов: необходимость выделить основное новообразование в сознании (подростка) и выяснить социальную ситуацию развития, которая в каждом возрасте представляет неповторимую систему отношений между ребенком и средой. Он полагал, что перестройка этой системы отношений составляет главное содержание "кризиса" переходного возраста.

7. Психологические особенности юношеского

и студенческого возраста

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста - выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Юность - завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе.

Образ "Я" включает 3 компонента:

1. Познавательный - знание себя, представление о своих качествах и свойствах.

2. Эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.

3. Поведенческий - практичное отношение к себе.

Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки - социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Образы собственного "я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.

Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы - отношение родителей, положение среди сверстников и другие

Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

1) подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью;

2) идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они;

3) понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества;

4) механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

"Значимость" для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально не одинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

  • Введение 3

    • Глава 1. Становление эго-психологии 4

      • 1.1. Эго-психология: результат развития психоанализа 4

      • 1.2. Эпигенетический принцип 5

      • Глава 2. Развитие личности: психосоциальные стадии 6

      • 2.1. Младенчество: базальное доверие - базальное недоверие 6

      • 2.2. Раннее детство: автономия- стыд и сомнения 9

      • 2.3. Возраст игры: инициативность - вина 10

      • 2.4. Школьный возраст: трудолюбие - неполноценность 12

      • 2.5. Юность: эго- идентичность - ролевое смешение 13

      • 2.6. Ранняя зрелость: интимность - изоляция 17

      • 2.7. Средняя зрелость: продуктивность - инертность 19

      • 2.8. Поздняя зрелость: эго - интеграция - отчаяние 21

      • Глава 3. Основные положения Эриксона относительно природы человека 23

      • Заключение 28

      • Библиографический список использованной литературы 29

      • Приложение 1. 30

      • Приложение 2. 31



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие человека

    Книга
    Дети – это наше будущее. В мире нашего завтра хозяевами будут они, и мы уже ничего не сможем изменить, но сегодня их развитие во многом зависит от нас.
  2. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду

    Документ
    Значение общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками для формирования их личности было показано в ряде социально-психологических исследований советских психологов начиная с 30-х гг.
  3. «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

    Краткий словарь
    «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»
  4. Особенности умк «Гармония» в свете требований фгос

    Учебник
    В каждом из учебников комплекта на основе фундамен­тального ядра содержания общего среднего образования, с учётом возрастных особенностей учащихся и задач обучения в начальной школе представлено содержание со­ответствующего курса.
  5. Особенности правовой охраны объектов биотехнологии и генетических ресурсов в россии

    Документ
    Патентный закон Российской Федерации, регламентирующий правовую охрану изобретений, промышленных образцов и полезных моделей, включает некоторые нормы, касающиеся правовой охраны объектов биотехнологии.

Другие похожие документы..